Jump to content

Люди цонга

(Перенаправлено с людей Шангаана )

Люди цонга
Цонга
Традиционное расположение народа тсонга с диалектическими различиями и до того, как были установлены границы между Зимбабве, Мозамбиком и Эсватини и коренные народы были насильственно переселены колонизаторами.
Общая численность населения
7 470 000 (оценка конца 20 века) [ нужна ссылка ]
Регионы со значительной численностью населения
 Мозамбик 4,100,000
 ЮАР 3 300 000 (оценка населения на 2019 год, StatsSA)
 Эсватини 27,000
 Зимбабве 5,000
Языки
Тсонга , португальский , английский
Религия
Африканская традиционная религия , христианство , а также ислам в Мозамбике (17%) [ нужна ссылка ]
Родственные этнические группы
другие люди тсва-ронга и люди нгуни
Тсонга
Человек Забери его
Люди Цонга
Язык английский
Страна Проснуться

Народ цонга ( Tsonga : Vatsonga ) — этническая группа банту, преимущественно проживающая в Южном Мозамбике и Южной Африке ( Лимпопо и Мпумаланга ). Они говорят ситсонга , язык южного банту . Очень небольшое количество народа тсонга также проживает в Зимбабве и Северном Эсватини . Народ тсонга в Южной Африке имеет общую историю с народом тсонга в Южном Мозамбике и имеет схожие культурные обычаи, но различается диалектами, на которых говорят.

Деревянный подголовник Тсонга
Шаровидный горшок Тсонга, собранный ок. 1900 г.

Народ цонга произошел из Центральной и Восточной Африки где-то между 200 и 500 годами нашей эры и мигрировал в Южную Африку и обратно на протяжении более тысячи (1000) лет. Первоначально народ тсонга поселился на прибрежных равнинах Северного Мозамбика, но, наконец, поселился в провинции Трансвааль и вокруг некоторых частей залива Сент-Люсия в Южной Африке. уже в 1300-х годах [1] Один из самых ранних заслуживающих доверия письменных отчетов о народе тсонга принадлежит Анри Филиппу (HP) Жюно под названием « Матиму я Ватсонга 1498–1650 », который был официально опубликован в 1977 году и в нем говорится о самых ранних королевствах тсонга. До этого старший Анри-Александр Жюно выпустил свой труд « Жизнь южноафриканского племени », который был впервые опубликован в двух томах в 1912–1913 годах и переиздан в 1927 году.

В исторических перемещениях народа тсонга преобладают отдельные миграции: народ тембе поселился в южных частях Эсватини примерно в 1350-х годах, а ванванати и ваньяи поселились в восточном регионе Лимпопо между концом 1400-х и 1650-ми годами. [2] Вскоре после этого, особенно в 1800-х годах, произошли отдельные миграции из некоторых частей Мозамбика. Согласно историческим записям, полученным от португальцев (которые, возможно, были первыми европейцами, отправившимися на африканскую землю в 1400-х годах) и швейцарских миссионеров, прибывших в Мозамбик и Южную Африку в 1800-х годах, португальские моряки столкнулись с племенами тсонга у берегов Мозамбика. [3] Самыми ранними идентифицированными племенами являются валенга, копи, тонга (ньембана), ватшва и вандзаву.

Народ Ватсонга с самого начала был во многом похож на конфедерацию, в которой разные группы селились и ассимилировались на определенной территории и принимали схожий язык, который различался в зависимости от географического положения (диалекта). Различные диалекты языка Тонга/Цонга возникли примерно в 1200-х годах или раньше, такие как Ксирхонга, Ксин'валунгу, Ксихлангану, Ксибила, Ксиленгве и Ксидджонга. Они владели обширными территориальными территориями на юге Мозамбика и в некоторых частях Южной Африки и собирали дань с тех, кто проходил через нее (выплата дани заключалась в обеспечении прохода или защите от нападения). Племена тсонга также действовали как конфедерация, снабжая полки различных групп в северном регионе Трансвааля во времена основания Великого Зимбабве и занимаясь торговлей. [4] Типичными примерами 1800-х годов являются племена Нкуна и Валойи, которые поставляли солдат на помощь королевству Моджаджи; и племена нкомати и мабунда для снабжения полков армии Жоао Альбасини. У народа Цонга есть давний обычай возглавлять свои собственные племена, при этом старший традиционный лидер находится в авангарде своего племенного истеблишмента и считается имеющим статус, равный статусу короля. Народ Цонга веками жил в соответствии с этими обычаями и придерживается убеждения, что «вукоси а би пели намбу» , что является метафорой, означающей «царская власть не пересекает территориальные или семейные границы».

В рамках апартеида в Южной Африке «родина» тсонги, Газанкулу Бантустан, была создана из части северной провинции Трансвааль (ныне провинция Лимпопо и Мпумаланга ) в 1960-х годах и получила статус самоуправления в 1973 году. [5] Экономика этого бантустана во многом зависела от золота и небольшого производственного сектора. [5] Однако там когда-либо проживало лишь около 500 000 человек — менее половины населения Тсонга в Южной Африке. [5] Многие другие присоединились к жителям поселков из других частей Южной Африки, расположенных вокруг городских центров, особенно Йоханнесбурга и Претории. [5]

Конституция Южной Африки предусматривает, что все южноафриканцы имеют право идентифицировать себя со своим собственным языком, и указывает, что племенную принадлежность или «этническую принадлежность» можно определить в основном через общий язык; отсюда признание таких групп, как, например, коса, объединенных исихоса; Зулусы, которых объединяет isiZulu; Венды, которых объединяет Чивенда; и сото, которых объединяет сесото. Таким образом, различные группы, говорящие на языке ситсонга или одном из его диалектов, также объединены этим языком и берут от него свое название, следовательно, по конституции они являются народом цонга (ватсонга). Есть также другие группы тсонга в некоторых частях Мозамбика, Зимбабве и Эсватини. Другие родственные группы за пределами Южной Африки, являющиеся предками или родственниками южноафриканского народа тсонга, носят различные племенные названия (например, Тонга, Ронга, Чопи, Тсва), но иногда их относят к наследию и истории южноафриканского народа тсонга. Африка.

Народ цонга говорит на языке ситсонга, который является одним из официальных языков Южно-Африканской Республики. По мнению историков, язык ситсонга развился уже в 1500-х годах, а его предшественник, «язык тонга», был назван основным источником. [1] В основном миссионерская работа конца 1800-х - середины 1900-х годов привела к комплексному изучению диалектов и языковых особенностей народа тсонга. Работа, проделанная Анри Жюно и его отцом, оставила неизгладимое наследие для народа Цонга, позволившего заново открыть свою прошлую историю. Однако именно Поль Берту и его товарищ Эрнест Кре активно сотрудничали с народом тсонга региона Спелонкен, чтобы в конечном итоге создать первые сборники гимнов, написанные на языке ситсонга примерно в 1878 году. [6] Однако эти швейцарские миссионеры вообще не понимали язык ситсонга, и им приходилось полагаться на помощь носителей языка при переводе. Первая книга, написанная на языке ситсонга, была опубликована в 1883 году Полем Берту после того, как он посвятил достаточно времени изучению языка. Сами люди тсонга затем начали учиться читать и писать на языке ситсонга, однако народ тсонга уже хорошо владел языком ситсонга или одним из его диалектов задолго до прибытия швейцарских миссионеров. Есть свидетельства того, что «на этом языке уже говорили первобытные жители страны более чем за 500 лет» до прибытия швейцарских миссионеров. (Жюно, 1912, стр. 32) [1]

Конфликты и соглашения об именах

[ редактировать ]

Само название «Цонга» или «Ватсонга» правильно связано со старым «Тонга» (в некоторых случаях также пишется как Тонга). Народ Тонга — одно из коренных африканских племен, покинувших Центральную Африку между 200 и 500 годами нашей эры и породивших множество культурных самобытностей в Южной Африке. Имя «Тонга» имеет разные значения на разных языках. На языке шона это означает «люди реки» или «независимые»; на isiZulu это означает «духовный медиум», «палка», «охотник» или «престижные». Народ Тонга поселился в различных частях южной Африки, и таким образом родились разные культурные самобытности, которые до сих пор идентифицируют себя с общим наследием. Народ тембе в Квазулу-Натале , например, до сих пор называет себя « аматонга », но теперь стал частью языка и культуры зулусов после интеграции в северный Квазулу-Натал. [7] Люди Ронга были идентифицированы в соответствии с восточным направлением, откуда они жили (Ронга означает Восток на диалекте Ронга), и они включали племена Мпфумо из Нларути, Нондване, Ванкомати и Мабота. Другим примером являются народы валенге и чопи (вакопи) в Гюньюле и Дзаване, которые также связаны с народом тсонга в Южной Африке, таким как малулеке, шивамбу, мхинга и муламула, и до сих пор считают себя частью более крупного народа Тонга/Тонга. группа. [8] Племена, часто идентифицируемые как гвамба (собственно потомки гвамбе), такие как племена балойи, матебула и ньяи, также образовали племена каланга и розви. Другие племена включают людей хленгве, которые происходят от тех, кто называл себя ватсва (иногда пишется тшва), а также хоса, которые отождествляли себя с подгруппами Джонга и Мбаи. Действительно, большая часть народа тсонга в Южной Африке происходит от отколовшихся групп тонга, что, должно быть, произошло примерно в 1600-х годах, на заре прибытия португальцев в Мозамбик. [9]

В Южной Африке название «Шангаан» или «Мачангане» регулярно применяется ко всему населению Цонга; однако это распространенное заблуждение, и другие даже обижаются на него в отношении племенной принадлежности. [2] То, что можно определить как племя Шангаан, составляет лишь небольшую часть всей этнической группы Цонга, а это означает, что термин «Шангаан» следует применять только к тому племени, которое напрямую связано с Сошангане ка Зикоде (генералом Нгуни из племени Ндвандве). ), пришедший к власти в 1800-х годах, а также те племена, которые были основаны или ассимилированы непосредственно им. Напротив, этническая группа тсонга включает в себя различные племенные идентичности, некоторые из которых были признаны и прочно укоренились в Мозамбике и Южной Африке еще примерно в 1350 году, на протяжении 1600-1900-х годов, а именно вархонга , ваксика, валенгве, ванванати. , Вакопи , Валойи и другие. С другой стороны, двойной термин «Цонга-Шангаан» часто применяется аналогично сото и тсвана; Педи и Лобеду; или Коса и Мпондо. Исторические исследования показывают, что значительное количество племен тсонга жили вместе в Южной Африке в период с 1400-х по 1700-е годы, в то время, когда название «Шангаан» еще не существовало. [3] Еще в 1640–1700-х годах народ цонга в Южной Африке уже был интегрирован и жил вместе, установив свои собственные традиционные лидеры (такие как королевства во главе с Гулухулу, Ксихломуло из Валози, Максакадзи из Ван'ванати и Нгомани из Ваксика). ). [10]

Когда Сошангане (от которого взято название «Шангаан») и другие захватчики-нгуни совершили набег на Мозамбик позже, в 1820-х годах, народ Цонга, который уже жил до этого под голландским колониализмом в Южной Африке, не входил в состав империи Нгуни Шангаан (и часто враждебно относились к нему), и они уже говорили на языке ситсонга на таких диалектах, как син'валунгу, ксилангану, сидзонга и т. д. в пределах Трансвааля. [11] Такие племена Цонга никогда не были подданными империи Газа Шангаан и всегда сохраняли свое высшее традиционное руководство даже во время правления системы апартеида на родине . [9] Заблуждение о том, что все они были объединены одним лидером, кажется ложным, поскольку большинство людей, организовавших ранние группировки Тсонга/Тонга, все равно были бы интегрированы в Южную Африку, даже если бы войны Мфекане Нгуни не произошли. Вдобавок к этому, многие племена тсонга, которые все еще находились в Мозамбике и позже подверглись нападению Сошангане и других ндвандве в 1820-х годах, дистанцировались и бежали в Трансвааль, чтобы восстановить свое существование за пределами влияния империи Газы (они отказались возглавили Нгуни), а некоторые остались и были либо порабощены, либо порабощены. [12] При этом хорошо известно, что Империя Газа была обширной и включала территории, оккупированные Цонга. Многие тсонга называли себя шангани, и в их языке имеется множество имен и слов нгуни, что свидетельствует о правлении нгуни в секторе Газа некоторыми из этих групп. Однако народ Копи ( Чопи ) оставался мятежным и независимым на протяжении всего существования королевства Газа и ни разу не был побежден должным образом. [13] и когда правитель Газы (Нгунгхуньяна) вторгся на их территорию возле реки Лимпопо и попытался подчинить их в 1888 году, между народом Чопи и силами Газы началась война, которая фактически длилась с 1889 года и закончилась в 1895 году, когда Нгунгхуньяна потерпел поражение от войск Газы. Португальцы (во главе со своим генералом Музинью де Альбукерке ) в союзе с солдатами Чопи (во главе с их королем Шипеньяньяном). [14] Многие жители Газы бежали из распавшейся Империи, а ее оставшиеся лидеры нашли убежище в Южной Африке, где большая часть народа Тсонга жила до начала войн Мфекане . В Южной Африке народ Газа-Шангаан потерял свой язык нгуни, который был распространен в Империи, во многом из-за новой реальности, и они приняли язык ситсонга в Трансваале, но по-прежнему в значительной степени идентифицируют себя с обычаями нгуни.

В современной Южной Африке интеграция таких племен привела к стремлению к социальной сплоченности, когда некоторые представители народа тсонга считают, что они столкнулись с кризисом идентичности в результате предполагаемого трайбализма племени ндвандве Шангаан против первоначальных племен тсонга. [15] Другим фактором является ассоциация народа Газа-Шангаан с историей угнетения и эксплуатации, которой жители Мозамбика подвергались под властью Империи Газа в 1800-х годах, что было хорошо задокументировано надежными источниками и является предметом многочисленных споров и споров. дебаты. [16] [17]

Клановые структуры

[ редактировать ]

Этническая группа тсонга объединилась в результате постепенной ассимиляции различных соседних племен, которые в изобилии встречаются в Мозамбике, Зимбабве и Южной Африке соответственно. Исторические исследования показывают, что развитие общего языка (ситсонга), а также культурная интеграция внутри этнической группы цонга происходит с 1200-х годов (более 800 лет назад). [2] Вполне возможно, что различные конфликтующие группы стремились создать защитные союзы и таким образом интегрировать свои племена в общее учреждение или обеспечить торговлю. Язык, по-видимому, является доминирующим фактором в объединении племен Цонга, подобно людям Венда , которые также принадлежат к различным племенам, объединенным языком Венда. Народ Тембе, вероятно, является одним из самых влиятельных на восточном побережье и одним из первых людей, поселившихся в северных частях Квазулу-Наталь и южном Мозамбике, а также в различных кланах, таких как Дламини, Гумедес, машабане, Матшиньес, Ньякас. немногие идентифицируют себя с народами тембе или идентифицируют себя с тембе. Одним из первых королевств Северной Тсонга на территории Южной Африки, находившимся между слиянием рек Левхувху и реки Шингведзи, в конце 1600-х годов была династия Мхинга, которая основала Маламулеле (Спасатель) и в дальнейшем сформировала руководство территориальной власти Газанкулу вокруг 1960-е годы на территории нынешней восточной части провинции Лимпопо. [18] [19] Клан Ванванати, согласно Генри А. Жюноду (1912), также является теми, кто повторно ассимилировал кланы Балойи и Ваньяи, которые покинули страну Каланга и стали говорить на языке тсонга. [1] Однако балойи были частью первоначальной группы кланов Тонга (через своего предка Гвамбе) до того, как они отправились на завоевание некоторых частей Зимбабве, и получили прозвище Барозви («разрушители»). Сами люди тсонга до сих пор признают свое племенное происхождение, а также приняли национальную идентичность тсонга, которая объединяет их в языковом и культурном отношении в пределах Южной Африки. Самым большим фактором в объединении различных племен, говорящих на языке ситсонга, на территории Южной Африки является роль, которую сыграл Сундуза II из династии Мхинга в 1961 году, когда он мобилизовал всех вождей тсонга для формирования территориальной власти, которая позволила народу тсонга сохранить свое признание. равны территориальным властям Венда и Педи (Mathebula 2002, стр. 37). [2] Сундуза II Мхинга, потомок Дзаваны и король народа Чопи Гюньюле, начал свои усилия по объединению кланов Цонга в 1950-х годах, когда правительство апартеида попыталось ассимилировать народы Цонга и Шангаан с бантустанами Венда и Педи. Затем Сундуза II созвал собрание всех ведущих вождей Тсонга в 1957 году и принял резолюцию объединиться и противостоять надвигающейся ассимиляции. Руководство Сундузы II привело к тому, что правительство апартеида начало дипломатические переговоры, которые в одностороннем порядке предоставили народу Цонга признание для формирования своей собственной территориальной власти. Это значительно укрепило единство между народами тсонга и шангаан с образованием родины Газанкулу, где Хадсон Нцанвизи (член клана Ван'ванати Малулеке ) стал первым главным министром народов тсонга и шангаан.

Некоторые исторические кланы были названы в честь вождя, который считался первоначальным предком. Имя клана служило фамилией, чтобы увековечить его и не забыть. Это отличается от племен педи , проживающих в этом районе, которые были тотемическими и часто назывались в честь животных. [20]

Сообщества Южной Африки, говорящие на языке ситсонга, после 1890 года (через диалект или субдиалект, связанный с ситсонга):

  • Ватсонга (Тонга, Тсонга)
  • Амашангана (Нгони, Ндвандве)

Население

[ редактировать ]

Всего в 2011 году на языке тсонга говорили 7,3 миллиона человек, в основном между Южной Африкой и Мозамбиком. По данным переписи населения 2011 года, в Южной Африке проживало 3,3 миллиона человек, говорящих на языке тсонга, а в Мозамбике — 4 миллиона человек, говорящих на этом языке. Небольшое незначительное количество говорящих включало 15 000 говорящих на языке тсонга в Эсватини и примерно 18 000 говорящих на языке тсонга в Зимбабве. [ нужна ссылка ]

В Южной Африке люди тсонга были сконцентрированы в следующих муниципальных районах во время переписи населения 2011 года: местный муниципалитет Большого Гияни (248 000 человек), местный муниципалитет Бушбакриджа (320 000 человек), местный муниципалитет Большого Тзанина (195 000 человек), местный муниципалитет Ба-Фалаборва. (80 000 человек), местный муниципалитет Махадо (170 000 человек), местный муниципалитет Туламела (220 000 человек), город Цване (280 000 человек), город Йоханнесбург (290 000 человек) и Экурхулени (260 000 человек). В следующих муниципалитетах люди тсонга присутствуют, но они недостаточно велики или недостаточно значительны, чтобы сформировать доминирующее сообщество в сфере своего влияния; в большинстве случаев их численность составляет менее 50 000 человек в каждом муниципалитете. В то же время они не настолько малы, чтобы их можно было игнорировать, поскольку составляют крупнейшую языковую группу меньшинства. К ним относятся: местный муниципалитет Большой Летабы (28 000 человек), местный муниципалитет Мбомбелы (26 000 человек), местный муниципалитет Нкомази (28 500 человек), местный муниципалитет Могалаквены (31 400 человек), местный муниципалитет Мадибенга (51 000), местный муниципалитет Моретеле. (34 000) и муниципалитет Рюстенбурга (30 000). Распределение носителей языка тсонга по провинциям, согласно переписи 2011 года, следующее: провинция Лимпопо (1 006 000 человек, провинция Мпумаланга (415 000 человек), провинция Гаутенг (800 000 человек) и Северо-Западная провинция (110 000 человек). В целом носители языка тсонга составляют 4,4% населения Общая численность населения Южной Африки. [ нужна ссылка ]

Экономика

[ редактировать ]

Традиционная экономика Цонга основана на смешанном сельском хозяйстве и скотоводстве. Маниока является основным продуктом питания; Выращиваются также кукуруза (маис), просо, сорго и другие культуры. Женщины выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, а мужчины и мальчики-подростки заботятся о домашних животных (стаде коров, овец и коз), хотя некоторые мужчины выращивают товарные культуры. Большинство тсонга теперь имеют работу в Южной Африке и Мозамбике. [21]

Культура

[ редактировать ]
Женщины цонга исполняют ксибелани . танец

Мужчины цонга традиционно посещают школу посвящения в обрезание под названием «Нгома» (эНгомени), также известную как «Хого», после чего их считают мужчинами. Молодые девочки-подростки посещают школу инициации, которую ведут старые женщины Ватсонга, под названием Хомба, и поэтому посвященных называют тихомба (хомба – единственное число, тихомба – множественное число). Только девственницам разрешается посещать эту школу посвящения, где их научат больше о женственности, о том, как вести себя как тихомба в обществе, а также их подготовят к браку.

в Южной Африке, в последнее время привлек к себе значительное внимание своей высокотехнологичной, lo-fi электронной музыкой танцевальной Народ тсонга, живущий вдоль реки Лимпопо . Пионерами более традиционной танцевальной музыки народа тсонга являются генерал МД Ширинда, Фанни Мпфумо, Матшва Бемуда Томас и Чауке Пенни , Пета Теанет и Бенни Майенгани. Более прозападный тип звучания, включающий в себя множество английских слов, сэмплы вокала и тяжелые синтезаторы, пропагандируется в Европе как шангаан-электро и был впервые использован такими музыкантами, как Nozinja , Tshetsha Boys и DJ Khwaya. известен своими традиционными танцами, такими как танцы Махвая, Сигубу, Мчонголо и Шибелани. Народ Цонга также

Традиционные верования и целители

[ редактировать ]
Старшие н'анги расслабляются и празднуют после посвящения, посвященного духу Ндау .
Старшие н'анги помогают новому н'агне выбраться из воды во время инициации.

Как и большинство культур банту , люди тсонга твердо признают своих предков , которые, как полагают, оказывают значительное влияние на жизнь своих потомков. Традиционных целителей называют н'анга . [22] Легенда гласит, что первыми прорицателями Цонга в южноафриканском регионе были женщина по имени Нкомо Ве Лвандл (Корова океана) и человек по имени Дунга Манзи (Беспокойные воды). [22] Могущественный водяной змей Нзунзу (Ндхжунджу) якобы поймал их и погрузил в глубокие воды. Они не тонули, а жили под водой, дыша, как рыбы. После того, как их родственники зарезали корову для Нзунзу, они были освобождены и вышли из воды на коленях как могущественные прорицатели с набором сильнодействующих трав для исцеления. [22] Нкомо Ве Лвандле и Дунга Манзи стали известными целителями и обучили сотни женщин и мужчин прорицателям.

У цонга такие симптомы, как постоянные боли, бесплодие и приступы агрессии, можно интерпретировать как признаки того, что в тело человека вселился инопланетный дух. [22] В этом случае человек обращается к н'анге, чтобы диагностировать причину болезни. Если будет установлено, что предки призвали человека стать н'ангой, он станет клиентом старшего прорицателя, который не только исцелит болезнь, но также будет вызывать духов и обучать их, чтобы они сами стали прорицателями. . [22] Легенда о водяном змее воспроизводится во время посвящения прорицателя, когда посвященных погружают в воду, из которой они выходят как прорицатели.

Вид духов, населяющих человека, определяется по языку, на котором они говорят. Обычно существуют нгони (происходящие от слова нгуни ), ндау и малопо. Дух Ндау овладевает потомками солдат Газы , которые убили Ндау и забрали их жен. [23]

Как только дух превращается из враждебных сил в доброжелательные, духи наделяют нгангу способностями гадания и исцеления. [22]

Известные люди Тсонга

[ редактировать ]

Ниже приводится список известных людей Тсонга, у которых есть собственные статьи в Википедии.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Жюно, Х.А. (1912), Жизнь южноафриканского племени: Социальная жизнь , Imprimerie Attinger Freres, Невшатель.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Матебула, Мандла (2002), 800 лет истории Тсонги: 1200–2000 , Бургерсфорт: Sasavona Publishers and Booksellers Pty Ltd.
  3. ^ Перейти обратно: а б Жюно, Анри (1977), История Цонга: 1498–1650 , Браамфонтейн: Издательство Сасавоны.
  4. ^ «Великий Зимбабве» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 17 ноября 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Рита М. Бирнс, изд. (1996). «Цонга и Венда» . Южная Африка: страновое исследование . Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса . Проверено 15 июля 2011 г.
  6. ^ Харрис, П. 1987, Корни этнической принадлежности: дискурс и политика языкового строительства в Юго-Восточной Африке , Университет Витватерсранда.
  7. Sowetan Live (2008), « Тембес в миссии по объединению Тонга », дата обращения 11 октября 2018 г.
  8. ^ Малулеке, В.М. (2013), « Мои корни », дата обращения 29 сентября 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Таблицы, М., Нкуна, Р., Мабаса, Х., и Малулеке, М. (2006), Историческая перспектива Тсонги .
  10. ^ Тил, GM (1902), Начало истории Южной Африки , Лондон: Т. Фишер Анвин.
  11. ^ Жюно, HA 1913, Жизнь южноафриканского племени: Психическая жизнь , Imprimerie Attinger Freres, Невшатель.
  12. ^ «Забытая история: Государство Газа, 1821–1895 гг.» . globalblackhistory.com . 26 октября 2015 г. Проверено 17 сентября 2018 г.
  13. ^ Анри Филипп Жюно (1927) «Некоторые заметки о происхождении тёнопи» , Исследования банту , 3:1, 57–71, doi : 10.1080/02561751.1927.9676196 , просмотрено 4 декабря 2018 г.
  14. Afrolegends (2013), « Гунгуньяне: Лев Газы или последний африканский король Мозамбика» , дата обращения 23 августа 2018 г.
  15. ^ VivLifestyle (2017), « Почему Munghana Lonene FM настаивает на том, чтобы называть нас «Ватсонга-Мачангани»? ', по состоянию на 11 октября 2017 г.
  16. ^ Харрис, П. 1981, Рабство среди нгуни из Газы: его меняющаяся форма и функции, а также его связь с другими формами эксплуатации, в JB Peires (ред.), стр. 210–229.
  17. ^ Лизеганг, Г. (1986). Нгунхуньяни Нкумайо: король Газы 1884–1895 гг. и упадок его государства. Архив культурного наследия.
  18. ^ Виттер, Р. (2010), «Беря с собой свою территорию: мобильность и доступ в национальном парке Лимпопо в Мозамбике», неопубликованная докторская диссертация, Университет Джорджии.
  19. ^ Бандама, Ф. (2013), «Археология и технология производства металлов в позднем железном веке Южного Ватерберга, провинция Лимпопо, Южная Африка», докторская диссертация, Кейптаунский университет.
  20. ^ Жюно, Анри (1962). Жизнь южноафриканского племени . University Books, Inc., стр. 360–363.
  21. ^ «Люди Тсонга» . Британская энциклопедия . Проверено 31 июля 2015 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Либхаммер, Несса (2007). Дунгаманзи (Беспокойные воды) . Йоханнесбург: Издательство WITS University Press. стр. 171–174. ISBN  978-1-86814-449-5 .
  23. ^ Брох-Дью, Вигдис (2005). Насилие и принадлежность: поиски идентичности в постколониальной Африке . Психология Пресс. п. 97. ИСБН  9780415290074 . Проверено 10 июля 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c002753b628df0772fcb243b12a7d53__1716361260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/53/9c002753b628df0772fcb243b12a7d53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsonga people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)