Экслибрис (экслибрис)
Экслибрис из экслибриса « ( лат. из книг (или библиотеки)») [1] [2] также известный как экслибрис (или экслибрис , как его обычно называли до начала 20 века), [3] — это печатная или декоративная этикетка, наклеенная на книгу, часто на переднем форзаце , для обозначения владельца. [4] Простые типографские экслибрисы называются «книжными этикетками». [5]
Экслибрисы часто имеют мотив, относящийся к владельцу книги, например , герб , герб , значок , девиз или дизайн, заказанный художником или дизайнером. [6] [7] [8] Имя владельца обычно следует за надписью, например, «из книг...» или «из библиотеки...», или на латыни « ex libris ». Экслибрисы являются важным доказательством происхождения книг .
Самая традиционная техника изготовления экслибриса — резцовая гравировка . Выгравированная медная матрица затем печатается на бумаге с помощью глубокой печати , а полученный отпечаток можно вставить в книгу, чтобы указать право собственности.
В Соединенных Штатах экслибрисы заменили книжные стишки (которые заменили книжные проклятия ). после 19 века [9]
История
[ редактировать ]Ранние примеры
[ редактировать ]Самые ранние известные следы владения книгами и документами датируются периодом правления Аменофиса III в Египте (1391–1353 гг. до н. э.). [10] [11]
Однако в своей современной форме они произошли от простых надписей в книгах, которые были распространены в Европе в средние века, когда получили широкое распространение различные другие формы «библиотечного дела» (такие как использование классов, позывных или полок ). . Самые ранние известные образцы печатных экслибрисов являются немецкими и датируются 15 веком. Одной из наиболее известных является небольшая раскрашенная вручную гравюра на дереве, изображающая щит с оружием, поддерживаемый ангелом, которая была вклеена в книги, подаренные картезианскому монастырю Буксхайм братом Хильдебрандом Бранденбургом из Бибераха примерно в 1480 году (дата уточняется). согласно записанному дару. Гравюра на дереве, имитирующая аналогичные устройства в старых рукописях, расписана вручную. Пример этого экслибриса можно найти в архивах Фарбера Университета Брандейса . [12] Во Франции самым древним экслибрисом, который когда-либо был обнаружен, является экслибрис некоего Жана Берто де ла Тур-Бланша, датированный 1529 годом. Следующей идет Голландия с пластиной Анны ван дер Аа, 1597 года; затем Италия с одним, отнесенным к 1622 году. [13] Самый ранний известный американский пример — это простая печатная этикетка Стивена Дея, издателя « Книги псалмов залива» из Массачусетса , 1642 года. [14]
История экслибриса как символического и декоративного отпечатка, используемого для обозначения владения книгами, начинается в Германии. Экслибрисы часто представляют исторический интерес. Известно, что Альбрехт Дюрер выгравировал по крайней мере шесть медных пластин (некоторые довольно большие) между 1503 и 1516 годами, а также разработал эскизы для нескольких других. Известные пластинки приписываются Лукасу Кранаху и Гансу Гольбейну , а также так называемым Маленьким мастерам (Мастера малого формата — Бехамы, Виргилий Солис , Маттиас Зундт , Йост Амман , Зальдорфер , Георг Хупшманн и другие). Влияние этого рисовальщика на декоративные стили Германии ощущается на протяжении последующих столетий вплоть до наших дней, несмотря на вторжение сменяющих друг друга итальянских и французских мод в 17 и 18 веках, а также заметное стремление к оригинальности композиции, наблюдаемое среди современных художников. дизайнеры. Богато украшенный и изысканный немецкий стиль, похоже, не затронул соседние страны; но поскольку именно из Германии распространилась мода на орнаментальные экслибрисы, история немецких экслибрисов остается актуальной для всех, кто интересуется их развитием. [15]
Печатные экслибрисы получили распространение во Франции в начале 17 века. До этого был более распространен более роскошный обычай слепого или золотого тиснения переплета книги с помощью личного устройства: супралиброс . Однако с середины века собственно экслибрис стал весьма популярен; примеры того периода многочисленны и демонстрируют сложную дизайнерскую чувствительность. Термин «экслибрис», используемый как существительное ( Exlibris (пишется одним словом) на немецком языке), возник во Франции. [15]
Англия
[ редактировать ]Различные стили английских экслибрисов от периода Тюдоров до позднего викторианского периода отражают преобладающие вкусы в декоративном искусстве в разные эпохи, как и экслибрисы во всех странах. В 2010 году Джон Блатчли раскрашенный вручную гербовый знак, прикрепленный к фолианту первого тома Quatuor concilium Generalium, принадлежащего кардиналу Уолси, первым английским экслибрисом. спросил , следует ли считать [16] Он сделан из бумаги и наклеен на лицевую сторону книги. Однако оно не было напечатано. В этом отношении это единственный известный пример. Библиотекарь Дэвид Пирсон утверждал, что есть веские основания считать это своего рода экслибрисом. [17]
Самым ранним английским экслибрисом, по-видимому, является подарочная тарелка сэра Николаса Бэкона ; он украшает книгу, которая когда-то принадлежала Генриху VIII, а сейчас находится в королевской библиотеке Британского музея . Следующий пример — работа сэра Томаса Трешема , датированная 1585 годом. До последней четверти 17 века количество подлинных английских пластин очень ограничено. Их состав относительно прост по сравнению с современными немецкими образцами. Как правило, они имеют очень простой гербовый характер, а украшение обычно ограничивается симметричным расположением мантии с редким изображением пальм или венков. Однако вскоре после Реставрации экслибрис, похоже, внезапно стал привычным аксессуаром большинства упорядоченных библиотек. [15]
Первое зарегистрированное использование пластинки разговорника было в 1791 году Джоном Айрлендом в Hogarth Illustrated . [18] Экслибрисы того периода весьма самобытны. По простоте своего геральдического оформления они напоминают геральдические знаки прежних времен; но их внешний вид совершенно другой. Во-первых, они неизменно отображают линии и точки настойки по методу, первоначально разработанному в середине века Петрой Санктой, автором Tesserae Gentilitiae , который к этому времени стал принят во всей Европе. Во-вторых, накидка, окружающая лицевую сторону щита, приобретает гораздо более сложный вид, напоминающий современный парик . Этот стиль, несомненно, был импортирован из Франции, но в Англии он приобрел свой собственный характер. [15]
С тех пор и до рассвета Французской революции английские способы оформления экслибрисов в целом следовали французским тенденциям. Основными характеристиками стиля, преобладавшего в период правления королевы Анны и раннего георгианского периода, являются: декоративные рамы, напоминающие резной дуб; частое использование рыбьей чешуи; шпалеры или пеленочные узоры, для оформления однотонных поверхностей; а в гербовой экспозиции - заметное снижение важности мантии. Введение раковины-гребешка в качестве почти постоянного элемента орнамента дает предвкушение рокайля-кокиля, так называемой моды Чиппендейла следующего царствования. В средней трети века этот стиль рококо влияет на экслибрис так же повсеместно, как и на все другие предметы декора. Его главным элементом является причудливое расположение завитков и ракушек с изогнутыми, похожими на акант струями, - расположение, которое в образцах лучшего периода обычно делается асимметричным, чтобы дать больше свободы для разнообразных встречных изгибов. Избегайте прямых или концентрических линий и любых проявлений плоской поверхности; шлем и его симметричная накидка имеют тенденцию исчезать и заменяются простым гребнем на пояске. Предыдущие примеры этого способа, как правило, просты. Однако позже композиция становится чрезвычайно легкой и сложной; представлены все мыслимые и часто несочетаемые элементы декора: от амуров до драконов, от цветочков до китайских пагод. В начале правления Георга III происходит возвращение к большей сдержанности орнаментов и появляется более истинно национальный стиль, который можно назвать стилем урн. Экслибрисы этого периода имеют внешний вид, который сразу напоминает декоративную манеру, популярную такими архитекторами и дизайнерами, как Чемберс, Адамс, Джозайя Веджвуд, Хепплуайт и Шератон. Щит имеет простой лопатообразный контур, явно основанный на очертании псевдоклассического щита. ур тогда очень живой. Орнаментальными аксессуарами являются симметричные пальмы и кисти, венки и ленты . Руководитель архитектурного бюро также является важным фактором. Действительно, на многих пластинах герб занимает весьма второстепенное положение рядом с преимущественно архитектурной урной. [19]
Некоторые экслибрисы были выпущены учреждениями, часто религиозными, которые вручали книги отдельным лицам в знак признания таких достижений, как успеваемость и хорошее поведение. На них от руки будет написано имя человека. Такие таблички могли быть очень сложными или очень простыми по дизайну, отражая характер награждающего учреждения. [20]
С начала XIX века, похоже, не утвердился какой-либо особый стиль оформления. В подавляющем большинстве примеров изображен простой герб с девизом на свитке и гербом на повязке. Однако на рубеже 20-го века дизайн экслибриса разнообразился и процветал за пределами традиционных гербов. [21]
Основные стили оформления уже были отмечены. Но в определенные периоды преобладали и определенные стили композиции. [21] Хотя большинство старых пластин были гербовыми, всегда существовали и графические образцы, и это почти вся совокупность современных пластин.
наиболее ярко выраженный английский жанр В этом роде можно вспомнить : интерьер библиотеки (термин, который объясняет сам себя) и стопки книг , примером которых является экслибрис У. Хьюера, Сэмюэля Пеписа секретаря . У нас также есть много портретных досок , из которых, пожалуй, наиболее примечательны портреты самого Сэмюэля Пеписа и архитектора Джона Гиббса; аллегории , такие как гравюры Хогарта, Бартолоцци, Джона Пайна и Джорджа Вертю; пейзажные пластины резчиков по дереву школы Бьюика и др. В большинстве из них гербовый элемент играет лишь второстепенную роль. [21]
- Экслибрис сэра Чарльза Филипа Хантингтона , 1912 год.
- Экслибрис 1899 года
- Экслибрис Джейн Паттерсон, 1890-е годы.
- Британский экслибрис 1810 года
Искусство
[ редактировать ]До XIX века изготовление экслибрисов обычно оставалось рутинным делом продавца геральдических канцелярских товаров. На рубеже 20-го века композиция личных книжных жетонов стала признана второстепенной отраслью высшего искусства, и в моду вошел совершенно новый класс рисунков, которые, несмотря на все свое чудесное разнообразие, носят столь же безошибочный характер. как и в самых определенных стилях прошлых дней. В общих чертах можно сказать, что чисто геральдический элемент имеет тенденцию становиться второстепенным, а аллегорический или символический — утверждаться сильнее. [22]
Среди английских художников начала 20-го века, которые более специально уделяли внимание созданию экслибрисов, можно упомянуть Ч. В. Шерборна , Г. В. Ив , Роберта Эннинга Белла , Дж. Д. Баттена , Эрата Харрисона, Дж. Форбса Никсона, Чарльза Рикеттса , Джона Виникомба, Джона Лейтон и Уоррингтон Хогг и Фрэнк К. Папе . Развитие в различных направлениях процессуальной работы [ объяснить ] , облегчив и удешевив воспроизведение красивых и сложных рисунков, несомненно, во многом помог популяризировать экслибрис — вещь, которая в прежние времена почти всегда была доступна только библиотекам предков или коллекциям, которые в других отношениях были важны. Таким образом, подавляющее большинство пластин периода 1880–1920 годов было воспроизведено методом обработки. [ объяснить ] . Некоторые художники продолжали работать с гравером. Некоторые из их работ бросают вызов сравнению с лучшими произведениями граверов прошлого. Из них наиболее известными являются Ч. В. Шерборн (см. Таблицу) и Г. В. Ева в Англии, а также в Америке Дж. В. Спенсли из Бостона, штат Массачусетс, К. У. Ф. Хопсон из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, и Э. Д. Френч из Нью-Йорка. [22]
Исследование и сбор
[ редактировать ]Экслибрисы представляют интерес для коллекционеров либо как образцы ушедшей декоративной моды, либо как личные реликвии известных людей и могут стоить дорого. Однако ценность, придаваемая экслибрисам, за исключением предметов чисто личного интереса, сравнительно современна. [21]
Изучение и сбор экслибрисов датируются примерно 1860 годом. Первый настоящий толчок был дан появлением «Руководства по изучению экслибрисов» (Ex-Libris) лорда де Табли (тогда достопочтенного Дж. Лестера Уоррена, магистра наук). ) в 1880 году. Эта работа установила то, что сейчас принято в качестве общей классификации стилей британских экслибрисов: ранний гербовый (т. е. до Реставрации, примером которого является пластина Николаса Бэкона); Якобинский стиль — несколько вводящий в заблуждение термин, но он явно подразумевает включающий в себя тяжелую декоративную манеру эпохи Реставрации, королевы Анны и ранних георгианских времен (лансанорская пластина — якобинская); Чиппендейл (стиль, описанный выше как рококо , довольно хорошо представленный французской тарелкой Конверса); венок и лента, относящиеся к периоду, описанному как период урны, и т. д. С тех пор литература по этой теме значительно выросла. [21]
Общества коллекционеров были основаны сначала в Англии в 1891 году, затем в Германии и Франции, а затем и в США, большинство из них издавали журналы или архивы: «Журнал Общества экслибрисов» (Лондон), « Архивы де ла Société française de Collectionneurs d'ex-libris (Париж), оба ежемесячных издания; Ex -libris Zeitschrift (Берлин), ежеквартально. [21]
В 1901–1903 годах Британский музей опубликовал каталог из 35 000 экслибрисов, собранных сэром Огастесом Волластоном Фрэнксом (1826–97).
Одним из первых известных английских коллекционеров была Мария Дженкинс из Клифтона, Бристоль, которая работала в этой области во второй четверти XIX века. Ее экслибрисы позже были включены в коллекцию Джозефа Джексона Ховарда .
Некоторые коллекционеры пытаются приобрести пластинки всех видов (например, коллекция Ирен Двен Эндрюс Пейс, находящаяся сейчас в Йельском университете и насчитывающая 250 000 экземпляров). Другие коллекционеры предпочитают концентрироваться на экслибрисах в особых областях, например, гербах, изображениях кораблей, эротических табличках, шахматных фигурах, юридических символах, научных инструментах, табличках с автографами, пробных табличках, датированных табличках, табличках со знаменитостями или рисунках. определенных художников.
Современные экслибрисы и их коллекция
[ редактировать ]С 1950-х годов возобновился интерес к коллекции экслибрисов и во многом произошла переориентация этого интереса. До сих пор существует значительное число коллекционеров, для которых изучение экслибрисов возрастом 500 лет представляет собой увлекательный источник исторического, художественного и социокультурного интереса. Однако к ним присоединилась ныне доминирующая группа новых коллекционеров, которых больше всего интересует создание — по вполне разумной цене — миниатюрной, персонализированной коллекции художественных репродукций. В этом музее миниатюрного искусства они собирают работы своих любимых художников. Они заказывают на свое имя пронумерованные и подписанные издания экслибрисов, которые никогда не вклеиваются в книги, а служат только для целей обмена.
Существует более 50 «национальных» обществ коллекционеров экслибриса, сгруппированных в Международную федерацию обществ экслибриса (FISAE), которая каждые два года организует всемирные конгрессы.
- Жака Гниздовского , 1972 год. Экслибрис
- Максимилиана Либенвейна Экслибрис
- Эдварда Пенфилда Экслибрис
- Экслибрис Хасипа Пектаса
- Экслибрис Эдгара Райса Берроуза
- Экслибрис, созданный художником Жаком Гниздовским для его жены Стефании.
- Экслибрис Альберта Хана
- Экслибрис Джона Барра Томаса Гулливера
См. также
[ редактировать ]- Коллекционирование книг
- Литография
- Классификация библиотек
- Клеймо принтера
- Титульный лист
- Фронтиспис книги
- RFID
- Перси Невилл Барнетт , австралийский коллекционер экслибрисов.
- Ирена Сибли , современный австралийский художник-экслибрис.
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ex libris | Происхождение и значение фразы ex libris из онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Разница между эксбиблиотечными книгами и экслибрисами | Копия для чтения AbeBooks» . www.abebooks.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 г. Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Google Ngrams Viewer: экслибрис, экслибрис» . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Гринфилд, Джейн (2002). Азбука переплетного дела: уникальный глоссарий с более чем 700 иллюстрациями для коллекционеров и библиотекарей . Нью-Касл (Дел.) Ноттингем (Великобритания): Пресс Oak Knoll Пресс Plough. п. 11. ISBN 978-1-884718-41-0 .
- ^ «Этикетки, штампы и типографские экслибрисы» . Специальные коллекции библиотеки Оклендского университета . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Джонстон, Аластер. «Экслибрисы в библиотеке типографии, часть I» . Буктрист . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Джонстон, Аластер. «Экслибрисы в библиотеке типографии, часть II» . Буктрист . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Энциклопедия «Современный мир»: с иллюстрациями . Домашняя развлекательная библиотека. 1935. OCLC 1091880941 .
- ^ Мейер, Эллисон (18 ноября 2014 г.). «Экслибрисы XIX и XX веков как глубоко личные бренды домашней библиотеки» . Гипераллергический . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Холл, HR (1 апреля 1926 г.). «Египетский королевский экслибрис: экслибрис Аменофиса III и Тейе». Журнал египетской археологии . 12 (1): 30–33. дои : 10.1177/030751332601200108 . S2CID 194003523 .
- ^ Флетчер, Джоан. Король-Солнце Египта – Аменхотеп III. Лондон: Издательство Дункана Бэрда. ISBN 1-900131-09-9 (2000), стр.131.
- ^ «Книжная тарелка» . Университет Брандейса . Август 2009 года . Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Замок 1911 , с. 230.
- ^ Рего, Ребекка (30 июля 2013 г.). «Ребекка Рего Барри, первый американский экслибрис...?» . Finebooksmagazine.com . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Замок 1911 , с. 231.
- ^ Блатчли, Джон (2010). «Самый ранний экслибрис». Журнал экслибриса (8): 133–5.
- ^ Пирсон, Дэвид (2019). «Что такое первый английский экслибрис?» . Библиотека: Труды Библиографического общества . 20 (4, 13 декабря 2019 г.): 527–532. дои : 10.1093/библиотека/20.4.527 . ISSN 1744-8581 .
- ^ «Электронная книга книжных пластин «Проект Гутенберг», автор У. Дж. Харди, FSA» www.gutenberg.org . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Замок 1911 , стр. 231–232.
- ^ Замок, Эгертон (1893 г.). Английские экслибрисы, древние и современные . Дж. Белл и сыновья.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Замок 1911 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Замок 1911 , с. 233.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Замок, Эгертон (1911). « Книжные тарелки ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 230–233. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Чарльз Д., Американские книжные пластины (Арно, 1968).
- Ареллан, Одри С., изд., Экслибрисы (Gale Res., 1971).
- Ареллан, Одри С., Экслибрисы в новостях (Gale Res., 1986).
- Фабер, Экслибрисы в Великобритании (1984).
- Джонсон, Фридольф, Сокровищница экслибрисов от эпохи Возрождения до наших дней (Дувр, 1978).
- Джонс, Луиза С., Человеческая сторона экслибриса (Ward Ritchie Press, 1959).
- Лабушер, Норна; Уортон, Эдит (сентябрь 2009 г.). Женские книжные тарелки: иллюстрированный справочник для коллекционеров и любителей книг] (первоначально опубликовано в 1895 году) . Фредериксен Пресс. ISBN 9781444653137 .
- Ли, Брайан Норт (1979). Британские экслибрисы: иллюстрированная история . Дэвид и Чарльз.
- Ли, Брайан Норт (лето 1982 г.). «Изобразительные экслибрисы в Великобритании». Частная библиотека . 3. 5 (2). Ассоциация частных библиотек : 58–116.
- Ромер, Сарджент (июнь 1916 г.). Морис, Артур Бартлетт (ред.). «Руковинки коллекции книжных тарелок» . Книжник . Том. 43, нет. 4. Нью-Йорк: Додд, Мид и Ко, стр. 398–403.
- О'Хаген, Лорен (2020). «Социальное позиционирование на эдвардианском книжном листе, 1901–1915», «Коллекционер книг», 60, № 4 (зима): 662–672.
- Северин, Марк и Рид, Энтони. Гравированные экслибрисы: европейские экслибрисы 1950–70 гг . Пиннер, Миддлсекс: Ассоциация частных библиотек, 1972 SBN 900002-91-3.
- Шикелл, Эдвард Х., Экслибрисы для библиотек: современный дизайн для школьных, общественных, колледжей и университетских библиотек (Бичам, 1968).
- Сиббетт, Эд, Детские экслибрисы и этикетки (Дувр, 1977).
- Туэйтс, Ян Джеффри (2002). В другом измерении: Экслибрисы Окленда 1920–1960 гг . Окленд: Пурири Пресс. ISBN 9780908943234 .
- Туэйтс, Ян Джеффри; Флетчер, Ри М.; Оклендское общество экслибрисов (2005). 75 лет экслибриса: Оклендское общество экслибрисов, 1930–2005 гг . Окленд: Пурири Пресс. ISBN 9780908943319 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Граверы экслибриса
[ редактировать ]Общества
[ редактировать ]- Общество экслибриса
- Американское общество коллекционеров и дизайнеров экслибрисов
- Международный конкурс экслибриса Варна (Болгария) , содержащий множество образцов современных экслибрисов.
- Новое австралийское общество экслибриса
Журналы
[ редактировать ]- Избранные статьи, опубликованные Американским обществом коллекционеров и дизайнеров экслибрисов с 1922 года.
- Кибержурнал геральдических экслибрисов
Институциональные коллекции
[ редактировать ]- «40997 Экслибрис» . Венгерский виртуальный музей экслибриса .
- «Перси Невилл Барнетт» . Библиотека Оклендского музея: Интернет-коллекции . Оклендский военный мемориальный музей . Проверено 3 сентября 2022 г. Примерно 4000-5000 экслибрисов (включая альбомы).
- «Коллекция экслибриса Уильяма Огастеса Брюэра» . Библиотека Морриса, Университет штата Делавэр . Университет штата Делавэр .
- «Огастус Волластон Фрэнкс» Завещание Фрэнкса. Каталог британских и американских экслибрисов, завещанный попечителям Британского музея сэром Огастесом Волластоном Фрэнксом .
- «Коллекция экслибриса Эйнсли Хьюитт (1880–1963)» . Художественная библиотека UofL Bridwell: цифровые коллекции . Университет Луисвилля .
- «Экслибрисы специальных коллекций» . Библиотека Оклендского университета . Университет Окленда .
- «Экслибрисы РБСК» . Библиотека Университета Британской Колумбии: открытые коллекции . Университет Британской Колумбии .
- «Коллекция экслибриса Йельского университета» . Йельская библиотека: Экслибрисы в Йельском университете . Йельский университет .
- «Гравюры и люди: социальная история печатных изображений» . Метрополитен: цифровые коллекции библиотеки Уотсона . Метрополитен-музей . Каталог выставки, содержащий материалы по экслибрисам (доступен PDF).
- «Экслибрисы русских художников ХХ века (130 экслибрисов)» . Отдел редких книг и специальных коллекций: Коллекция экслибриса . Библиотека Конгресса .
- «Исчезающее искусство: экслибрисы и Гонконг» . Библиотека Гонконгского баптистского университета . Гонконгский баптистский университет . База данных из 897 изображений экслибриса.
- «Коллекция экслибрисов» . Государственная библиотека Индианы: редкие книги и рукописи . Государственная библиотека Индианы .