Резня в Глине
этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( февраль 2019 г. ) |
Резня в Глине | |
---|---|
Часть геноцида сербов в Независимом государстве Хорватия | |
Расположение | Глина , жупания Гора , Независимое государство Хорватия |
Координаты | 45°20′22″ с.ш. 16°05′29″ в.д. / 45,33944° с.ш. 16,09139° в.д. |
Дата | Май – август 1941 г. |
Цель | сербы |
Тип атаки | Массовые убийства , этнические чистки. |
Летальные исходы | 2,000–2,400 |
Преступники | Они встали |
Мотив | Антисербское православие , антисербские настроения , Великая Хорватия , антиюгославизм , католический фанатизм , хорватизация |
Резня в Глине — это убийства сербских крестьян в городе Глина в Независимом государстве Хорватия (NDH), которые произошли в период с мая по август 1941 года, во время Второй мировой войны . Первая волна массовых убийств в городе началась 11 или 12 мая 1941 года, когда банда усташей под предводительством Мирко Пука убила группу сербских мужчин и мальчиков в сербской православной церкви, а затем подожгла ее. На следующий день около 100 сербов-мужчин были убиты усташами в соседней деревне Прекопи. Оценки общего числа сербов, убитых с 11 по 13 мая, варьируются от 260 до 417. Дальнейшие убийства в Глине произошли в период с 30 июля по 3 августа того же года, когда 700–2000 сербов были убиты группой усташей под предводительством Векослава. Любурич .
Во многих из этих массовых убийств перспектива обращения использовалась как средство собрать сербов вместе, чтобы их можно было убить. Любо Еднак, единственный выживший в этих убийствах, после войны давал показания на судебных процессах над несколькими видными деятелями NDH. Пук был схвачен британскими войсками в 1945 году при попытке бежать в Австрию и в следующем году экстрадирован в Югославию, где покончил жизнь самоубийством . Лубурич бежал из Югославии после войны и переехал во франкистскую Испанию , где он был убит человеком, которого обычно считали агентом югославской службы государственной безопасности .
По оценкам, в резне в Глине погибло 2 000–2 400 человек. В 1969 году был установлен памятник и построен мемориальный музей в память жертв убийств. После обретения Хорватией независимости от Югославии памятник был убран хорватскими властями из города. После хорватской войны за независимость местные власти не смогли его восстановить и вместо этого разобрали.
Фон
[ редактировать ]6 апреля 1941 года Оси войска вторглись в Югославию. Плохо оснащенная и плохо обученная, Королевская югославская армия была быстро разгромлена. [ 2 ] Затем страна была расчленена, и крайний хорватский националист и фашист Анте Павелич , находившийся в изгнании в Бенито Муссолини Италии называемого , был назначен Поглавником (лидером) хорватского государства, возглавляемого усташами – Независимого государства Хорватия (часто NDH, от хорватского : Nezavisna Država Hrvatska ). NDH объединил почти всю современную Хорватию , всю современную Боснию и Герцеговину и части современной Сербии в «итальянско-немецкий квазипротекторат». [ 3 ] [ 4 ] Власти NDH, возглавляемые усташской милицией , [ 5 ] впоследствии осуществил политику геноцида против сербского , еврейского и цыганского населения, проживающего в границах нового государства. [ 6 ] Этнических сербов преследовали больше всего, потому что Павелич и усташи считали их «потенциальными перебежчиками» в том, что они хотели создать этнически чистое государство, состоящее исключительно из хорватов. [ 7 ] расистские и антисемитские законы, Были приняты [ 8 ] и этнические сербы, составляющие около тридцати процентов населения NDH, составляющего 6,3 миллиона человек, [ 9 ] стали объектами крупномасштабной резни, устроенной усташами. К середине 1941 года эти убийства достигли такой степени жестокости, что шокировали даже некоторых немцев. [ 10 ] [ 11 ] православные Впоследствии хорватские власти запретили кириллицу, церковные школы закрыли, а сербам было приказано носить опознавательные повязки. Миле Будак Хорватии , министр образования Сообщается, что , заявил, что одна треть сербов в NDH должна быть убита, одна треть должна быть изгнана, а одна треть должна быть обращена в католицизм . [ 12 ] Затем усташи основали многочисленные концентрационные лагеря, где тысячи сербов подвергались жестокому обращению, морили голодом и убивали. [ 13 ]
Глина — небольшой торговый городок. [ 14 ] в Бановине [ 15 ] регион Хорватии, расположенный примерно в 55 километрах (34 милях) к югу от Загреба . [ 16 ] В 1931 году в самом городе проживало 2315 человек. [ 14 ] и был населен в основном сербами, хорватами и евреями. [ 17 ] Вскоре после прихода к власти усташей хорватский юстиции министр Мирко Пук основал в городе базу. [ 18 ]
Резня
[ редактировать ]май 1941 г.
[ редактировать ]Идея резни в мае 1941 года исходила от Мирко Пука, который был министром юстиции NDH. [ 19 ] 10 мая местное руководство усташей встретилось в Глине, где составило список всех сербов в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет, подлежащих аресту. [ 20 ] После долгих обсуждений они решили, что всех арестованных следует убить. [ 21 ] В ночь на 11 мая начались массовые аресты сербов мужского пола старше шестнадцати лет, независимо от профессии и класса. [ 21 ] [ 22 ] Большинство арестованных сербов добровольно ушли вместе с усташами, поскольку им сказали, что их заберут на допрос, а затем отпустят. [ 23 ] В историографии описаны две разные версии резни.
Некоторые источники утверждают, что затем усташи загнали группу в православную церковь и потребовали предоставить им документы, подтверждающие, что все сербы обратились в католицизм. Двое сербов предъявили необходимые документы и были освобождены. Затем усташи заперлись внутри. [ 24 ] и убит [ 25 ] те, у кого не было свидетельств о переходе, в том числе священник Богдан Опачич. [ 26 ] Затем тела оставили гореть, пока усташи подожгли церковь. [ 16 ] и ждал снаружи, чтобы расстрелять всех выживших, пытающихся спастись от огня. [ 25 ]
Другие источники дают другую версию резни и пишут, что мужчин сначала заключили в тюрьму в небольшом помещении бывшего здания жандармерии. [ 27 ] После этого, в ночь на 12 мая, их связали попарно, погрузили в грузовики и отвезли в большую яму, где их убили, в основном из огнестрельного оружия. [ 28 ] Историк Рори Йоманс пишет, что их казнили ножами, тесаками, молотками, молотками и косами. [ 29 ] Единственным выжившим в этой первой резне была Никица Самарджия, которой удалось бежать. Позже он даст показания трибуналу по военным преступлениям в Глине. [ 30 ] Преступление стало предшественником еще более жестокого преступления, которое произошло три месяца спустя в православной церкви в Глине, где, по словам Славко Гольдштейна, были убиты 100 сербов. [ 31 ] 13 мая еще 100 сербов-мужчин были казнены усташами в соседней деревне Прекопа . [ 32 ]
Оценки количества сербов, убитых 11–13 мая, различаются. Историки Йозо Томасевич [ 16 ] и Иво Гольдштейн оценил цифру в 260. [ 33 ] Историки Сабрина П. Рамет [ 34 ] и Марко Аттила Хоар подсчитали, что около 300 сербов были убиты. [ 35 ] в то время как историк Давиде Родоньо оценивает число убитых в 417 человек. [ 36 ] По оценкам Славко Гольдштейна, из 450–500 человек, проживавших в Глине в апреле 1941 года, большинство из них были убиты в ночь на 12 мая, а около 100 выжили благодаря различным обстоятельствам, и что «менее четырехсот, но определенно больше трех Всего было убито сто человек. [ 37 ] 14 мая архиепископ Загреба направил Алоизий Степинац Павеличу письмо протеста после получения известия об убийствах. Ему не удалось публично осудить это злодеяние. [ 16 ] На следующий день Павелич посетил Рим и получил частную аудиенцию у Папы Пия XII , который предложил фактическое признание NDH от имени Святого Престола . Хотя он знал, что Павелич был тоталитарным диктатором, нет никаких доказательств того, что он знал о первой резне в Глине в то время. [ 8 ]
Июль – август 1941 г.
[ редактировать ]В ночь на 30 июля 1941 года в Глине вновь произошла резня, подобная майской. [ 22 ] Тем летом усташи предложили амнистию всем сербам NDH, которые перейдут из восточного православия в католицизм. Многие сербы отреагировали положительно, и одна группа пришла в сербскую православную церковь в Глине, где должна была состояться церемония обращения. [ 38 ] Собравшихся сербов, думавших, что им предстоит пройти церемонию обращения, приветствовали шесть членов усташей. [ 38 ] под непосредственным командованием Вьекослава Лубурича . [ 39 ] Когда все оказались внутри, двери церкви были запечатаны. Затем сербов заставили лечь на землю, когда шестеро усташей один за другим ударили их по голове дубинками с шипами. Затем появились еще усташи, и убийства продолжились. [ 38 ] Жертв убивали, перерезав горло или разбив головы прикладами винтовок. [ 22 ] Только одна из жертв, Любо Еднак, выжила, притворившись мертвой, и позже описала произошедшее:
Начали с одного огромного здоровенного мужика, который начал петь старинную историческую героическую песню сербов. Они положили его голову на стол и, пока он продолжал петь, перерезали ему горло, а затем подошёл следующий отряд, чтобы разбить ему череп. Я был парализован. «Вот что вы получаете», — кричал усташ. Усташи окружили нас. Никакого спасения не было. Потом началась резня. Одна группа наносила удары ножами, другая следовала за ними, разбивая головы, чтобы убедиться, что все мертвы. Через несколько минут мы стояли в озере крови. Крики и вопли, тела падают направо и налево. [ 40 ]
Затем тела погрузили в грузовики и отвезли в большую могильную яму, где их оставили без присмотра на время, достаточное для того, чтобы Джеднак смог сбежать. [ 40 ] По оценкам, в тот вечер было убито 200 сербов. Убийства продолжились 3 августа, когда усташи убили жителей сербских деревень в окрестностях церкви. Примерно через месяц церковь сожгли усташи. [ 32 ] Оценки числа сербов, убитых с 30 июля по 3 августа, сильно разнятся. Социолог Дамир Миркович [ 22 ] и историк Пауль Мойзес заявляют, что было убито 700 сербов. [ 41 ] Журналист Тим Джуда оценивает цифру в 1200. [ 42 ] и историк Иван Т. Беренд пишет, что усташи убили 1800 человек. [ 43 ] Хоар пишет, что было убито около 2000 сербов. [ 44 ] Историк Филип Шкилян отмечает, что, хотя в этой резне было убито много сербов, общее количество убитых, а также их местонахождение и способ, которым это было совершено, полностью не установлены. [ 45 ]
Последствия
[ редактировать ]После резни многие сербы из Глины и ее окрестностей бежали в Сербию или были депортированы в концентрационные лагеря, контролируемые усташами. [ 46 ] NDH распался в мае 1945 года. [ 47 ] а в следующем году Нюрнбергский процесс признал преследование сербов в стране преступлением геноцида . [ 25 ] Местные сербы вернулись в Глину после войны, отчасти из-за желания остаться возле могил своих умерших членов семьи. [ 48 ] и мирно жили вместе со своими хорватскими соседями до начала югославских войн в 1990-х годах. [ 49 ]
Пук, организатор первой резни, был схвачен британскими войсками при попытке бежать в Австрию в мае 1945 года и через несколько месяцев экстрадирован в Югославию, где покончил жизнь самоубийством, перерезав себе запястья лезвием бритвы . [ 50 ] Лубурич, организатор второй резни, бежал из Югославии после войны и переехал в Испанию . [ 51 ] где он был убит человеком, которого обычно считали агентом Службы государственной безопасности Югославии (UDBA). [ 52 ] Павелич пережил войну и умер в Испании в 1959 году. [ 53 ] Степинац, который не смог публично осудить зверства в Глине, был обвинен новым коммунистическим правительством Югославии в сотрудничестве с усташами и предстал перед судом в 1946 году. [ 54 ] где Джеднак дал против него показания. [ 55 ] Впоследствии он был приговорен к шестнадцати годам тюремного заключения и умер под домашним арестом в 1960 году. [ 56 ] правительства усташей В 1986 году Еднак дал показания против министра внутренних дел Андрии Артуковича на суде в Хорватии. [ 55 ]
Наследие
[ редактировать ]Из примерно 300 000 хорватских сербов, убитых усташами с 1941 по 1945 год, [ 15 ] более 18 000 человек были из Глины и ее окрестностей. [ 36 ] По данным историков Ханнеса Грандица и Кристиана Промицера, массовые убийства, произошедшие в городе в 1941 году, унесли жизни около 2000 сербов. [ 46 ] По оценкам профессора Марка Левена, в ходе пяти массовых убийств, произошедших в Глине в 1941 году, погибло 2400 человек. [ 57 ] Иногда называют погромами , [ 15 ] убийства были описаны Иудой как одни из самых позорных из первых злодеяний, совершенных усташами. [ 42 ] Профессор Манус И. Мидларский отметил, что сожжение жертв внутри церкви во время майских убийств «предвещало позднее скопление немцами евреев в их деревянных синагогах в Польше… [и] поджоги зданий, когда прихожане внутри сгорали заживо ." [ 8 ]
Поэма «Реквием» ( серб . Rekvijem, Rekvijem ) поэта Ивана Лалича посвящена жертвам резни в Глине. [ 58 ] После войны югославские власти убрали физические остатки на месте сгоревшей 30 июля церкви. В 1969 году на этом месте были установлены памятник Антуна Аугустинчича и музей ( хорватский : Spomen-dom , букв. «Мемориальный дом»), посвященные жертвам массовых убийств. [ 32 ] [ 48 ]
После обретения Хорватией независимости от Югославии памятник, представляющий собой мраморную табличку с именами сербов, погибших в резне, был демонтирован хорватскими властями в городе. [ 59 ] Мемориальный музей сильно пострадал в 1991 году, во время войны за независимость Хорватии . [ 48 ] В августе 1995 года памятник Аугустинчичу был поврежден и снова демонтирован после того, как он был восстановлен властями хорватских сербов после его первоначального удаления в 1991 году. Хорватские власти начали работу над преобразованием музея в культурное учреждение общего назначения под названием «Хорватский дом». ( хорватский : Hrvatski dom ). Этот шаг был встречен с возмущением сербской общиной, которая пожаловалась местным властям, Министерству культуры и премьер-министру Хорватии . Их публично поддержал писатель Славко Гольдштейн , но местные политики Хорватской крестьянской партии отклонили их просьбы. [ 32 ]
Ежегодное мероприятие, посвященное памяти жертв массовых убийств в июле – августе 1941 года, проводится в последнюю неделю июля. Поминки, организованные совместно Сербским национальным советом и Антифашистской лигой Хорватии, проходят как перед Домом-памятником, так и на православном кладбище.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ядовно и 27 августа 2015 г.
- ^ Томасевич 1975 , стр. 84–86.
- ^ Томасевич 1975 , стр. 105–108.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 62–63, 234–241.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 397–409.
- ^ Хоар 2007 , стр. 20–24.
- ^ Кокс 2007 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б с Мидларский 2005 , стр. 224.
- ^ Таннер 2001 , с. 150.
- ^ Моисей 2009 , с. 159.
- ^ Израиль, 2013 , с. 79.
- ^ Иуда 2000 , с. 126.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 398–399.
- ^ Jump up to: а б Миркович 1996 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с Кокс 2007 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д Томасевич 2001 , с. 398.
- ^ Иуда 2000 , с. 125.
- ^ Мейер 1999 , с. 127.
- ^ Гольдштейн 2013 , с. 127.
- ^ Гольдштейн 2013 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн 2013 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д Миркович 1996 , с. 23.
- ^ Йоманс 2019 , с. 10.
- ^ Корнуэлл 2000 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с Синглтон 1985 , с. 177.
- ^ Ривелли 1998 , с. 92.
- ^ Гольдштейн 2013 , с. 131.
- ^ Гольдштейн 2013 , стр. 131–132.
- ^ Йоманс 2019 , с. 11.
- ^ Yeomans 2019 , стр. 11–12.
- ^ Гольдштейн 2013 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д Пльзень и 16 июля 2011 г.
- ^ Гольдштейн 1999 , с. 137.
- ^ Рамет 2006 , с. 119.
- ^ Хоар 2006 , стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Родоньо 2006 , с. 186.
- ^ Гольдштейн 2013 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с Гленни 2012 , с. 500.
- ^ Гольдштейн 2007 , стр. 22–24.
- ^ Jump up to: а б Фальк 1990 , с. 67.
- ^ Моисей 2009 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Иуда 2000 , с. 127.
- ^ Беренд 1996 , с. 376.
- ^ Хоар 2006 , стр. 23.
- ^ Шкилян 2014 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Грандитс и Промитцер 2000 , с. 134.
- ^ Иуда 2000 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Энгельберг и 6 июля 1991 г.
- ^ Штитковац 2000 , стр. 162.
- ^ Диздар и др. 1997 , с. 334.
- ^ Диздар и др. 1997 , с. 242.
- ^ Томасевич 2001 , с. 401.
- ^ Диздар и др. 1997 , с. 306–310.
- ^ Томасевич 2001 , с. 562.
- ^ Jump up to: а б Блик и 20 мая 1997 г.
- ^ Диздар и др. 1997 , с. 368.
- ^ Левен 2013 , стр. 276–277.
- ^ Печать 2003 , с. 327.
- ^ Эш 1999 , стр. 166–167.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Эш, Тимоти Гартон (1999). История настоящего: очерки, зарисовки и депеши из Европы 1990-х годов . Нью-Йорк : Рэндом Хаус. ISBN 978-0-307-53084-4 .
- Беренд, Иван Т. (1996). Центральная и Восточная Европа, 1944–1993 гг.: Объезд от периферии к периферии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66352-6 .
- Корнуэлл, Джон (2000). Папа Гитлера: Тайная история Пия XII . Лондон : Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-029627-3 .
- Кокс, Джон К. (2007). «Анте Павелич и государство усташей в Хорватии». В Фишере, Бернд Юрген (ред.). Балканские диктаторы: диктаторы и авторитарные правители Юго-Восточной Европы . Вест-Лафайет, Индиана : Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-455-2 .
- Диздар, Здравко; Грчич, Марко; Равлич, Славен ; Ступарич, Дарко (1997). Кто есть кто в NDH [ Кто есть кто в NDH ] (на сербско-хорватском языке). Загреб : Минерва. ISBN 978-953-6377-03-9 .
- Фальк, Герхард (1990). Убийство: анализ его форм, условий и причин . Джефферсон, Северная Каролина : Макфарланд. ISBN 978-0-89950-478-0 .
- Гленни, Миша (2012). Балканы: 1804–2012 гг . Лондон : Granta Books. ISBN 978-1-77089-273-6 .
- Гольдштейн, Иво (1999). Хорватия: История . Монреаль : Пресса Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-2017-2 .
- Гольдштейн, Иво (2007). «Независимое государство Хорватия в 1941 году: на пути к катастрофе». В Рамете, Сабрина П. (ред.). Независимое государство Хорватия 1941–45 . Нью-Йорк : Рутледж. ISBN 978-0-415-44055-4 .
- Гольдштейн, Славко (2013). 1941: Год, который продолжает возвращаться . Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 978-1-59017-700-6 . Архивировано из оригинала 14 августа 2023 г. Проверено 30 января 2021 г.
- Грандитс, Ханнес; Промицер, Кристиан (2000). « Бывшие товарищи» на войне». В Халперне, Джоэл Мартин; Кидеккель, Дэвид А. (ред.). Соседи на войне: антропологические взгляды на югославскую этническую принадлежность, культуру и историю . Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Penn State Press. ISBN 978-0-271-04435-4 .
- Хоар, Марко Аттила (2006). Геноцид и сопротивление в гитлеровской Боснии: партизаны и четники, 1941–1943 гг . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-726380-8 .
- Хоар, Марко Аттила (2007). История Боснии: от средневековья до наших дней . Лондон : Саки. ISBN 978-0-86356-953-1 .
- Израильтянин, Рафаэль (2013). Лагеря смерти Хорватии: видения и пересмотры, 1941–1945 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4975-3 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- Иуда, Тим (2000). Сербы: история, миф и разрушение Югославии (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут : Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08507-5 .
- Левен, Марк (2013). Кризис геноцида, уничтожение: Европейские Римленды, 1939–1953 гг . Том. 1. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-968304-8 .
- Мейер, Виктор (1999). Югославия: история ее упадка . Нью-Йорк : Рутледж. ISBN 0-415-18595-5 .
- Мидларский, Манус И. (2005). Смертельная ловушка: геноцид в двадцатом веке . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-44539-9 .
- Миркович, Дамир (1996). «Жертвы и виновники геноцида в Югославии, 1941–1945: некоторые предварительные наблюдения». У Локка, Хьюберт Г.; Литтел, Марсия Сакс (ред.). Холокост и церковная борьба: религия, власть и политика сопротивления . Исследования Холокоста. Том. XVI. Лэнхэм, Мэриленд : Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-0375-1 .
- Мойзес, Пол (2009). «Геноцидный двадцатый век на Балканах». Джейкобс, Стивен Л. (ред.). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . Лэнхэм, Мэриленд : Lexington Books . ISBN 978-0-7391-3590-7 .
- Пэрис, Эдмонд (1961). Геноцид в сателлитной Хорватии, 1941-1945: отчет о расовых и религиозных преследованиях и массовых убийствах . Чикаго: Американский институт по балканским делам. Архивировано из оригинала 4 июля 2023 г. Проверено 18 июля 2017 г.
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 . Архивировано из оригинала 12 января 2023 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- Ривелли, Марко Аурелио (1998). Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. [ Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. ] (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825111529 .
- Ривелли, Марк Аврелий (1999). : монсеньор Степинац, Ватикан и диктатура усташей в Хорватии, 1941-1945 гг . [ Архиепископ Геноцида на итальянском языке]. Милан: Каос. ISBN 9788879530798 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 г. Проверено 15 июля 2017 г.
- Ривелли, Марк Аврелий (2002). «Бог с нами!»: Церковь Пия XII, сообщница нацистского фашизма . ( на итальянском языке) Милан: Каос. ISBN 9788879531047 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 г. Проверено 15 июля 2017 г.
- Родоньо, Давиде (2006). Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84515-1 .
- Сигел, Гарольд Б. (2003). Колумбийский путеводитель по литературе Восточной Европы с 1945 года . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11404-2 .
- Синглтон, Фредерик Бернард (1985). Краткая история югославских народов . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27485-2 .
- Штитковац, Эйюп (2000). «Хорватия: Первая война». В Удовичках, Ясминка; Риджуэй, Джеймс (ред.). Сожгите этот дом: создание и разрушение Югославии . Дарем, Северная Каролина : Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2590-1 .
- Таннер, Маркус (2001). Хорватия: нация, закаленная войной . Нью-Хейвен, Коннектикут : Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09125-7 . Архивировано из оригинала 18 января 2023 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- Томасевич, Йозо (1975). Война и революция в Югославии, 1941–1945: Четники . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0857-9 .
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3615-2 . Архивировано из оригинала 12 января 2023 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
Журналы
[ редактировать ]- Йоманс, Рори (2019). «Замороженный объективом: фотография, геноцид и культура памяти в Социалистической Югославии» . Сербские исследования: Журнал Североамериканского общества сербских исследований : 1–46. Архивировано из оригинала 26 июня 2023 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- Шкилян, Филип (2014). « Принудительное обращение сербов на территории Северо-Западной Хорватии в 1941 и 1942 годах». Tokovi Istorije (1): 147. Архивировано из оригинала 1 августа 2023 г. Проверено 29 января 2021 г.
Газеты
[ редактировать ]- «Как я выжил в усташском аду» [Как я выжил в усташском аду]. Флэш (на сербском языке). 20 мая 1997 г.
- Энгельберг, Стивен (6 июля 1991 г.). «Тихая война проливает кровь внутри границ Хорватии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Убийство сербов в Горни Табориште, недалеко от Глины, их соседями» . Бедный 41-й. 27 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
- Пилзель, Драго (16 июля 2011 г.). «Почему HSS против Дома-памятника жертв усташского террора в Глине?» Почему ВСС беспокоит памятник жертвам усташского террора в Глине? Tportal.hr (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
- Свидетельства выжившего после резни в глиняной церкви - Резня в глиняной церкви