Jump to content

Архитектура парижского метрополитена

Станция Arts et Métiers (линия 3), оформленная в стиле Уи-Дир.

, ​​начиная с оригинальной простой белой плитки и в стиле модерн входов Архитектура парижского метро станций , развивалась с последовательными волнами строительства и реконструкции.

После экспериментов с разнообразными цветовыми решениями, мебелью и освещением с 1999 года произошел возврат к первоначальным принципам проектирования сети. Параллельно линия 14 предоставила совершенно новый образец станций 21 века.

Как и во всех системах метрополитена, входы в метро в первую очередь спроектированы так, чтобы их было видно и узнаваемо. В них есть как минимум столбец и карта сети. Декоративные стили менялись с течением времени.

Концепция

[ редактировать ]
Вход в станцию ​​метро Порт-Дофин в Париже, спроектированный Эктором Гимаром.

В 1899 году компания Compagnie du chemin defer métropolitain de Paris (Парижская столичная железнодорожная компания, CMP ) объявила конкурс на уличную архитектуру метро, ​​которое вскоре должно было открыться. CMP стремилась избежать критики в контексте негативной реакции на архитектуру индустриального стиля, воплощенную недавно построенной Эйфелевой башней . В 1886 году Шарль Гарнье , архитектор Оперы , заявил в письме министру общественных работ, что:

Столичная железная дорога в глазах большинства парижан будет оправдана только в том случае, если она полностью отвергнет весь индустриальный характер и станет полностью произведением искусства. Париж не должен превращаться в фабрику, он должен оставаться музеем. [ 1 ] : 39 

Шарль Гарнье

Победителем конкурса стал Анри Дюрэ. [ 2 ] : 186  Президент CMP Адриен Бенар , тем не менее, отдал предпочтение архитектору муниципалитета Жану-Камилю Формиже . Позже он предложил в стиле модерн архитектора Эктора Гимара , что было одобрено муниципалитетом. [ 3 ] : 73,76 

Оригинальный стиль Гимара

[ редактировать ]

Гимар спроектировал два типа входов на станции метро: со стеклянной крышей и без нее. Построенные из чугуна, они в значительной степени отсылают к символике растений и теперь считаются классическими образцами французской архитектуры в стиле модерн . В период с 1900 по 1912 год был построен 141 вход, из которых 86 существуют до сих пор.

Внешние видео
значок видео Вход в Сите Гимара, столичный Париж , Smarthistory

Вариант с крышей , известный как édicule (киоск), имеет веерообразный стеклянный навес. Во многих примерах также присутствовал корпус из непрозрачных панелей, украшенный цветочными мотивами (те, что на Лионском вокзале, ныне разрушенном, и в Отеле де Виль, ныне расположенном в Аббессе, не имели панелей). Самые впечатляющие из них были построены в Этуаль и Бастилии , на противоположных участках первой линии 1 . Оба они были снесены в 1960-х годах. только две edicules Сегодня сохранились : в Порт-Дофин и Аббесс (последняя была перенесена из Отеля де Виль в 1974 году). Третья копия édicule была установлена ​​в Шатле в 2000 году.

Вход более простого открытого типа, известный как антураж (ограждение), обрамлен вывеской «Métropolitain», удерживаемой между двумя богато украшенными извилистыми изогнутыми фонарными столбами. Они имеют поразительный дизайн в виде стеблей растений, в которых оранжевая лампа окружена листом (напоминающим брин де муге или веточку ландыша). [ 4 ] : 73 

Более поздние стили

[ редактировать ]
Вход на станцию ​​Франклина Д. Рузвельта в классическом греко-римском стиле.

С 1904 года CMP наняла архитектора Жозефа Кассиена-Бернара для проектирования ряда новых входов на станцию ​​с строгой каменной кладкой в ​​неоклассическом стиле . [ 4 ] : 73  Их можно найти возле некоторых важных памятников, в том числе Оперы , Мадлен и на Елисейских полях .

После окончания Прекрасной эпохи строительство новых входов было поручено различным архитекторам. Обычно они имеют чугунные балюстрады в элегантном, но сдержанном стиле. Многие из подъездов, построенных компанией «Норд-Суд» на нынешних 12 и 13 линиях, сохранили изящные мотивы стиля модерн на плитке, окружающей стены лестничной клетки.

Особые случаи

[ редактировать ]

Некоторые входы, например, в Пеллепорт и Волонтер , расположены в отдельных зданиях. Как правило, это бетонные конструкции, напоминающие архитектурные стили 1920-х и 1930-х годов. И наоборот, ряд входов ( Рике , Пернети ) встроены в первые этажи существующих зданий.

Указатели

[ редактировать ]
Вход на станцию ​​Трокадеро с тотемом в межвоенном стиле.

Отличительные указатели метро, ​​также известные как мачты или тотемы, были изобретением компании Nord-Sud в 1920-х годах.

В первые годы последовательно появились два стиля. Сдержанный, но стильный вариант Val d'Osne (названный в честь чугунолитейного завода Val d'Osne, расположенного в Осне-ле-Валь в департаменте Верхняя Марна ), видимый в Сен-Поле , состоит из лампы в форме шара на вершине знака «MÉTRO». окружен богато украшенным чугунным фризом. Впервые они были установлены в 1923 году. Более простые стиле ар-деко в фонарные столбы Дерво (названные в честь их архитектора) стали обычным явлением в 1930-х годах, следуя современной тенденции отказа от декоративных украшений. Во многих случаях фонарные столбы Дерво заменили более ранние указатели Валь д'Осне, которые считались тяжелыми и вышедшими из моды.

После Второй мировой войны новые тотемы Метро лишились ламп и стали становиться все более простыми. В стиле 1950-х годов знакомая надпись «MÉTRO» на фоне синего кольца и большой красной буквы «М». В 1960-х годах синее кольцо было заменено двумя кольцами из нержавеющей стали. Последующие мачты сохранили эти кольца, теперь обрамляя простую желтую букву «М» с внутренней подсветкой.

Мачты, построенные с 1998 года на линии 14, почти полностью новаторские, имеют минималистский двухмерный дизайн, но содержат намек на оригинальный стиль Гимара в своих растительных вертикалях.

Билетные залы и коридоры

[ редактировать ]
Билетный зал станции Франклина Рузвельта

Билетные залы обычно находятся прямо под улицей. В первые годы они представляли собой не более чем киоск для покупки билетов, окруженный спартанским декором. С 1930-х годов появились сетевые карты, в том числе популярный план «indicur lumineux d'itinéraires » — версия с огнями, обозначающими самый быстрый маршрут к заданному пункту назначения. С 1946 года были установлены планы местных улиц, а позже автоматы с едой и телефоны. В 1970-е годы на некоторых станциях, где позволяло место, появились магазины (например, «Франклин Д. Рузвельт» ). [ 4 ] : 78 

Коридоры , соединяющие платформы разных линий, могут быть длинными: приземное строительство означает, что пути и коридоры должны следовать по улицам выше, а соединительные линии часто располагаются под перпендикулярными улицами. Лишь немногие станции (например, Жюссье ) имеют межплатформенную развязку, обычную для глубоких подземных сетей.

Лестницы строятся по строгим стандартам (ступени глубиной 30 см или 11,8 дюйма и высотой 16 см или 6,3 дюйма), чтобы избежать неровностей, которые часто становятся причиной несчастных случаев.

Эскалаторы появились на Пер-Лашез в 1909 году, а к 1930 году их насчитывалось около 15. [ 4 ] : 77  Сегодня более 200 станций оборудованы эскалаторами. В основном они только поднимаются – в кассу, на улицу или и то, и другое на оживленных станциях. Движущиеся дорожки, аналогичные тем, что есть в аэропортах, были установлены на двух крупнейших пересадочных станциях, где некоторые пересадки требуют ходьбы на значительное расстояние: Шатле и Монпарнас – Бьенвеню . На последней станции высокоскоростной переход некоторое время работал, но с тех пор скорость вернулась к нормальной.

Лифты были впервые установлены в Республике в 1910 году после соглашения, по которому CMP согласилась строить их там, где платформы располагались глубже, чем на 12 м ниже уровня улицы. Они постоянно используются только на нескольких глубоких станциях, в частности на Аббесс (36 м или 118 футов ниже уровня улицы) и Бют-Шомон (28,7 м или 94 фута).

Автоматические ворота для контроля толпы, известные как автоматические портильоны, когда-то присутствовали на большинстве станций в конце коридоров, ведущих к платформам. Введенные в 1920-х годах для регулирования доступа пассажиров на переполненные платформы, их полезность так и не была должным образом продемонстрирована, а с 1960-х годов они были выведены из эксплуатации. Большинство из них были демонтированы, но нефункционирующие экземпляры все еще можно найти в Шарль де Голль – Этуаль и на вокзале Аустерлиц .

Железнодорожные залы

[ редактировать ]

Большинство станций парижского метро имеют сводчатые своды. Некоторые станции были построены открытым способом, с плоскими железными или бетонными крышами . Наконец, ряд станций расположен над землей на виадуках. Первоначальная длина железнодорожного зала составляла 75 м (246 футов), хотя на оживленных линиях (1, 3, 7, 8, 9) она была увеличена до 90 м (300 футов), чтобы можно было использовать поезда с 6 вагонами. Некоторые станции были увеличены до 105 м (344 футов), разница до сих пор не использовалась.

Сводчатые залы поездов обычно состоят из двух платформ по обе стороны от двух центральных путей. Исключения включают:

  • Станции на односторонних, закольцованных участках пути, с одним путем и платформой (пример: Église d'Auteuil )
  • Станции, которые имеют две платформы, по одной для каждого направления, но платформы которых смещены в отдельные своды, не прямо напротив друг друга, обычно потому, что станция расположена под узкими улицами (пример: Льеж ).
  • Конечные (или бывшие конечные) станции с 3 или 4 путями и платформами (пример: Порт-де-ла-Шапель )
  • Станции, на которых две линии используют одну платформу (пример: Ла Мотт-Пике – Гренель ).

Классический свод станции имеет ширину 14,1 м (46 футов) и высоту 5,9 м (19 футов), включая подоконник толщиной 0,7 м (2,3 фута), на котором уложены рельсы. Платформы имеют ширину 4 м (13 футов) и разделены зазором шириной 5,3 м (17 футов). Стены станций слегка изогнуты, а общая форма — эллиптическая.

Станции на сегодняшней линии 12 и некоторые северные станции на линии 13 (от Сен-Лазар до Порт-де-Клиши и Порт-де-Сент-Уэн) были построены конкурирующей компанией Companie du Nord-Sud . Они больше, что позволяет иметь прямые стены до точки, где начинается кривизна свода, и имеют более высокие потолки, чтобы обеспечить место для подвесных цепей, которые с тех пор были удалены.

Железнодорожные залы с плоской крышей бывают двух распространенных типов. Ранние станции, построенные открытым способом (из-за того, что пути находились на глубине менее 7 м (23 фута) от поверхности), обычно имели крыши из металлических балок, которые, в свою очередь, поддерживают миниатюрные кирпичные своды (как на Елисейских полях – Клемансо на линии). 1). Стандартная ширина зала составляет 13,5 м (44 фута). Второй тип открытых железнодорожных залов встречается на пригородных станциях, построенных после Второй мировой войны, имеет чисто прямоугольное сечение и железобетонную конструкцию (например, Малакофф – Плато де Ванв ).

Надземные станции являются визитной карточкой линий 2 и 6. Они поддерживаются железными колоннами которых , внешняя кладка украшена декоративными мотивами - изображения парижского муниципалитета, различных венков и рога изобилия . Станции 2-й линии покрыты навесами-платформами, а станции 6-й линии имеют полностью стеклянные крыши и стены из непрозрачного кирпича, украшенные снаружи геометрическими мотивами.

Украшение

[ редактировать ]
Эта белая плитка со скошенной кромкой преобладает в парижском метро уже более века. На фото недавняя перепланировка в классическом стиле 1900-х годов.
Станция Сольферино на линии 12 — одна из немногих, чья первоначальная отделка Nord-Sud сохранилась нетронутой.
Впечатляющая плиточная табличка станции Сольферино .
Типичная табличка станции CMP в межвоенный период, выполненная в сине-белом фаянсе на станции Place Monge на линии 7.
Несмотря на улучшенное освещение, станция Иена на линии 9 с ее плиточными табличками и рамками для плакатов представляет собой классический пример более изысканного межвоенного стиля CMP.
Карроссаж, или металлическая оболочка вдоль стен станции, сохраняется на некоторых станциях парижского метро. Это Маркаде-Пуассонье , линия 12.
Стиль Мутон-Дюверне
На линиях 4 и 6 станции Распай стиль Мутон-Дюверне был заменен в 2008 году.
Сиденья Мотт, станция Порт-де-Шарантон
Станция Châtelet на линии 4 в типичном красном стиле Андре-Мотта. Обратите внимание на соответствующие светильники, сиденья и дополнительную плитку.
Станция Гонкур , линия 11, в желтом варианте в стиле Ouï-dire. Обратите внимание на характерные осветительные приборы в форме косы.
Станция Châtelet линии 14, открытая в 1998 году. Обратите внимание на двери-ширмы на платформе, тонкое освещение и радикальный отход от скошенной белой плитки, используемой во всей остальной части системы.
Обновленная плитка в стиле 1900 года.

Оригинальный стиль CMP (1900–1914)

[ редактировать ]

Первоначальное оформление залов метрополитена было строгим. Станции были выложены простой белой плиткой, эмалированными табличками с названием станции, несколькими деревянными скамейками и киоском начальника станции в центре платформы . Через несколько лет появились рекламные щиты и кондитерские автоматы. Знаменитая теперь белая плитка со скошенными краями (из глиняной посуды Gien ) была выбрана из-за ее эффективного отражения окружающего света. Электрическое освещение начала 20 века имело силу всего 5 люкс , что делало невозможным чтение книги. Сегодняшнее люминесцентное освещение может достигать 200 люкс. [ 1 ] : 33 

Стиль Север-Юг (1910–1930)

[ редактировать ]

Чтобы привлечь путешественников, компания Nord-Sud построила то, что сейчас является линией 12 (линия A, от Порт-де-Версаль до Порт-де-ла-Шапель) и часть северной части того, что сейчас является линией 13 (линия B, от Сен-Лазар до Порт-де-ла-Шапель). Porte de Clichy и Porte de Saint-Ouen) выбрали для интерьера своих станций более сложную декоративную схему, чем у CMP. Большая часть плитки была привычного белого типа со скошенными краями, но белая плитка дополнялась арками из цветной плитки над сводом и гирляндами на стенах. Эта дополнительная плитка была согласована по цвету: коричневая для обычных станций, зеленая для конечных и пересадочных станций и бледно-голубая для станции Мадлен (причина особой цветовой схемы этой станции так и не была полностью объяснена). [ 5 ] : 113  Эти цвета соответствовали цветам бордюров плиток на рамах плакатов, табличках и коридорах станции. Самой впечатляющей особенностью станций «Норд-Юг» были сами названия станций, выполненные в виде большой плиточной мозаики с белыми буквами на синем фоне. Сине-белая плитка над двумя входами в туннель также указывала пункт назначения поездов (например, «Директор Монпарнас / Дир. Монмартр» на линии 12).

Сегодня лишь несколько станций – Сольферино , Льеж , Порт-де-Версаль , Порт-де-ла-Шапель , Порт-де-Клиши и Пастер – сохранили большую часть своей оригинальной плитки Nord-Sud, причем Сольферино является наиболее нетронутым примером. На линии 12 есть несколько станций, в том числе Falguière и Convention , чья плитка Nord-Sud сохранилась, но была закрыта и скрыта от глаз после ремонта в стиле карроссажа в 1960-х годах (см. Ниже). Когда RATP ремонтирует эти станции, они обычно удаляют исходную плитку и устанавливают копии. Многие станции, в том числе Севр-Вавилон , Нотр-Дам-де-Шам и Ламарк-Коленкур, были отремонтированы с целью восстановления украшения Nord-Sud, поврежденного или разрушенного в ходе предыдущих ремонтов.

Межвоенный стиль CMP (1920–1950-е годы)

[ редактировать ]

В период с 1920-х по начало 1950-х годов CMP отреагировала на эстетический вызов станций «Норд-Юг», представив более элегантный декор на недавно построенных станциях. Эксперименты проводились как с кафельными, так и с эмалированными табличками на станциях линии 8 между Порт-д'Отей и Оперой , а также на недавно построенных (в 1916 году) станциях линии 7 «Пирамиды» и «Пале-Рояль» . Компания CMP представила свой последний выбранный проект в 1921 году на трех недавно построенных станциях линии 3 (теперь 3bis) от Гамбетты до Порт-де-Лилас . В первую очередь, CMP позаимствовал идею Nord-Sud о названиях станций, выполненных сине-белыми глиняными плитками. CMP также облицовала рамки своих плакатов более искусно украшенными рамками из фаянса медового или цвета охры с цветочными и органическими мотивами. Геометрические варианты этой плитки в стиле ар-деко были представлены позже, в том числе в Шарантон-Эколь (открыта в 1942 году). [ 1 ] : 97 

Кузов (металлические панели) (1952–1967)

[ редактировать ]

21 марта 1948 года, когда была создана RATP, отвечавшая за транспортировку в пределах Парижа, модернизация сети стала необходимостью. [ 6 ] : 84  В стесненных послевоенных экономических условиях компания впервые улучшила освещение станций с помощью люминесцентных ламп, появившихся в 1950-х годах. [ 7 ] : 39  Начиная с 1952 года была проведена серия пилотных реконструкций. Они заключались в ремонте станций путем установки металлических панелей (известных как карросс ) по бокам станций, скрывающих стареющую плитку. Это оказалось дешевле, чем ремонт плитки, и увеличило количество места для рекламных плакатов, доходы от которых пошли на финансирование ремонта.

Франклин Д. Рузвельт на линии 9 получил первую модернизированную обшивку в 1952 году, а в период с 1954 по 1958 год последовали еще пять станций, каждая из которых имела несколько разные прототипы: Сен-Поль и Франклин Д. Рузвельт на линии 1, Опера и Республика на линии 3. и Шоссе д'Антен на линии 9. [ 6 ] : 85-86  Эксперименты проводились также на закрытой станции «Арсенал» , которая была закрыта вместе с около десятком других станций в начале Второй мировой войны. Общественный прием был благосклонен, и поэтому программа была распространена на многие другие станции, а прототип на République стал стандартом после некоторых дальнейших небольших модификаций.

Стандартный стиль, в конечном итоге принятый во всей сети, включал светло-желтые панели с лесно-зелеными акцентами, дополненные коричневыми и желтыми эмалированными табличками станций. Между 1960 и 1968 годами в этом стиле было облицовано панелями около 70 станций. [ 6 ] : 87  [ 4 ] : 82  Поскольку компания Nord-Sud при строительстве своих станций использовала рамки рекламных плакатов другого размера, чем CMP, карроссаж также предоставил возможность согласовать размер рамок рекламных плакатов на линиях 12 и 13 с остальной частью сети (и действительно, с остальная часть страны: размер рамки плаката CMP стал национальным стандартом). Все станции линий 12 и 13, кроме семи, были модернизированы, причем линия 12 была реконструирована наиболее масштабно. [ 6 ] : 87–88 

Но у обшивки были серьезные недостатки, которые быстро стали очевидны. Это использовало пространство на платформах, делая станции более тесными, и затрудняло обслуживание лежащей под ними плитки. [ 6 ] : 88  В 1980-х и 1990-х годах RATP обновила вагоны, покрасив их в белый цвет с отделкой из множества ярких цветов (красного, желтого, желтой охры, зеленого и синего), пытаясь разбавить монотонность множества одинаковых станций. В настоящее время обшивка снимается в рамках программы Renouveau du Métro . По состоянию на октябрь 2022 года осталось шесть станций общественного транспорта: Сентье и Пармантье (где проезд является частью культурной схемы) на линии 3; Франклин Д. Рузвельт в строке 9; и Фальгьер, Вожирар и Конвенция на строке 12.

Стиль Мутон-Дюверне (1965–1974)

[ редактировать ]

Когда в конце 1960-х годов стиль карроссажа пришел в упадок, RATP экспериментировал с рядом красочных декоративных обработок станций. В 1968 году платформы 10-й линии станции Одеон получили вагон розового цвета с табличками с подсветкой. В Опере платформы линий 7 и 8 были выложены маленькой пастильной плиткой различных оттенков синего, что придавало станциям подводную атмосферу, напоминающую бассейн. Ни один из этих экспериментов не повторялся где-либо еще, но к концу десятилетия RATP остановился на новом стиле реконструкции, известном как Мутон-Дюверне ( эта одноименная станция на линии 4 была затронута первой). [ 8 ]

Визитной карточкой стиля стал теплый и динамичный оранжевый цвет разнообразных оттенков. Стены станции были покрыты плоской оранжевой черепицей без фасок, но не крышей, которая была просто выкрашена в нейтральный (а часто и темный) тон. Корпус флуоресцентной лампы, расположенный над железнодорожными путями, был прямолинейным и окрашен в соответствующий оранжевый цвет. Первоначально станции были оборудованы скамейками из красного пластика. Было несколько вариантов названий станций. В Мутон-Дюверне и Либерте таблички с именами были написаны белыми заглавными буквами шрифтом без засечек на сером фоне. По крайней мере две станции ( Пастер на линии 6 и Гавр-Комартен на линии 9) были оснащены названиями станций, написанными трехмерными белыми буквами, выступающими из поверхности стен, а не более традиционными табличками. В период с 1965 по 1974 год таким образом было отремонтировано около 20 станций, в том числе «Этуаль» , «Оберкампф» , «Распай» и «Коммерс» .

Эстетика Мутон-Дюверне была призвана придать теплоту и цвет до сих пор простым интерьерам станций. Он также был сознательно современным, продуктом своей иконоборческой эпохи. Однако оранжевые тона быстро были восприняты как яркие и агрессивные, а общая эстетика — как довольно мрачная, поскольку свод оставался в тени, а оранжевая плитка не отражала свет так хорошо, как белая. Этот стиль снимается в контексте программы Renouveau du Métro .

Стиль Андреу-Мотта (1974–1986)

[ редактировать ]

Стиль Андреу-Мотта, названный в честь дизайнеров Жозефа-Андре Мотта и Поля Андреу , преобладал при реконструкции станций в период с 1974 по 1984 год и затронул около 100 станций. Он представлял собой компромисс между яркими инновациями и классической белой эстетикой метро.

Там, где существующая скошенная плитка находилась в хорошем состоянии, стиль Андреу-Мотта был нанесен поверх исходной плитки, но на станциях, где требовалась более обширная замена плитки, скошенная плитка была заменена плоской белой прямоугольной плиткой. Для придания цвета станциям была добавлена ​​согласованная цветовая гамма к элементам вестибюля – сиденьям, световым корпусам и стенам соединительных коридоров. Использовались пять основных цветовых схем: желтая, красная, зеленая, синяя и оранжевая. Цель заключалась в том, чтобы облегчить подсознательное распознавание станций пассажирами, поскольку отдельные станции приобретали цветовую идентичность - например, Ледрю-Роллен - синий, а Вольтер - желтый.

Еще одним нововведением стал выложенный плиткой выступ у основания стены станции в фирменном цвете станции. Здесь были размещены отдельные сиденья в скульптурном цельном стиле, который с тех пор стал тесно ассоциироваться с метро. Эти сиденья, также называемые сиденьями Мотта, в конечном итоге были внедрены во всей сети метро, ​​​​даже на станциях, не отремонтированных в стиле Мотта.

Стиль слухов (1986–1992)

[ редактировать ]

Самый последний по-настоящему оригинальный стиль, использованный при реконструкции первых станций метро, ​​известен как Ouï-dire («Слухи»), по названию дизайнерской фирмы, ответственной за дизайн. Начиная со «Сталинграда» (7-я линия) в 1988 году всего в этом стиле было оформлено 27 станций. [ 9 ] [ 4 ] : 83  Главным компонентом Ouï-dire был новый легкий корпус, поддерживаемый характерными опорами в форме косы. Его скрытая верхняя сторона проецировала свет через цветные фильтры прямо на потолок хранилища, освещая его разноцветной радугой. Первоначально этот стиль отличался характерными сиденьями, дополненными высокими скамьями с наклоном, но эти приспособления оказались трудными и дорогостоящими в обслуживании, и во многих случаях в 1990-х годах они были заменены стандартными сиденьями в стиле Мотта. Плитка почти на всех станциях Уи-дир была заменена плоской белой прямоугольной плиткой Мотт. Как и в случае с реконструкцией Мотта, были использованы четыре различные цветовые схемы (красная, желтая, зеленая и синяя), при этом стулья, светильники и рамки для плакатов на каждой станции были выполнены в одинаковых цветах, но эффект был более тонким, чем использование цвет на станциях Мотт.

В 1990-х годах, в течение многих лет воздействия ультрафиолетового флуоресцентного света, цветные огнеупорные панели постепенно теряли свой цвет, и RATP счел слишком дорогим регулярно заменять панели, чтобы поддерживать цветной свет, направленный на своды. Благодаря обязательству RATP в 2010-х годах постепенно устанавливать энергосберегающие светодиоды по всей сети метрополитена, теперь стало возможным восстановить цвет на станциях Ouï-dire. Цветные светодиоды, имитирующие оригинальный дизайн, начали устанавливать на станциях Уи-дире в 2014 году, из которых по состоянию на 2024 год осталось 20. [ 10 ]

Метеоритный стиль (1998 – настоящее время)

[ редактировать ]

В частности, новая линия 14 (первоначально известная как Météor или Métro Est-Ouest Rapide) представляла собой чистый лист для украшения станции. Следуя логике емких объемов станций, РАТП сделал выбор в пользу минимализма с акцентом на пространство, свет и современность. В частности, станции должны представлять собой «благородное общественное пространство, монументальное по духу, учтивое в выборе форм и материалов». [ 4 ] : 47 

На практике это означало разнообразие материалов. Стены облицованы панелями из стали, камня и матового стекла, а пол платформы украшен мрамором. В других местах преобладающей поверхностью является полированный голый бетон.

Первые семь станций линии спроектировали Жан-Пьер Вайс , Бернар Кон , Антуан Грумбах и Пьер Шалль .

В оформлении станции Mairie de Montrouge , открытой в 2013 году на линии 4, присутствуют элементы стиля Météor, а также совершенно новые элементы, такие как гофрированные металлические панели.

Стиль Бруно-Година (1996 – настоящее время)

[ редактировать ]

В 1996 году Сент-Огюстен на линии 9 был выбран в качестве испытательной станции для нового стиля реконструкции. Его оригинальной особенностью является новый корпус светильника (известный как светильник Бруно-Година) с широкой отражающей поверхностью волнообразной формы, который прикреплен к изгибу свода и повторяет его, скрывая голые люминесцентные лампы, которые можно было увидеть по всему метро после мировой войны. II, а также эффективно скрывает кабели. Стиль, ориентированный на максимальное увеличение количества света на станциях и сокрытие неприглядных светильников, также возвращается к классической белой плитке со скошенной кромкой, которая отражает свет лучше, чем все другие типы, использовавшиеся в системе. По этой причине Бруно-Годин можно рассматривать как возврат к дизайн-хартии оригинального метро 1900 года и представляет собой своего рода эстетику «нео-CMP». В этом стиле также был представлен новый тип сидений: изогнутое, закругленное индивидуальное сиденье, названное моделью «коке » или «ракушка» из-за его отличительной формы.

Этот чрезвычайно успешный стиль использовался RATP во всех крупных реконструкциях станций, предпринятых с 1999 года в рамках программы Renouveau du Métro . Этот стиль также подходит как для мелких, так и для крупных ремонтных работ. На станциях, где уже есть скошенная плитка, ремонт в стиле Бруно-Година довольно прост; другие станции были полностью перекрыты классической белой плиткой, чтобы привести их в соответствие с этим стилем.

На некоторых станциях нельзя использовать волновой светильник Bruno-Gaudin из-за особенностей свода или, в случае станций с декором Nord-Sud, потому что он затенит отдельные декоративные элементы. Для этих случаев RATP разработал осветительные приборы вторичного типа, состоящие из длинной компактной трубки чрезвычайно люминесцентного флуоресцентного света, которая подвешивается к потолку хранилища над железнодорожными путями, а не крепится к стенам хранилища. само хранилище. Преимущество этого светильника заключается в том, что он такой же яркий, как и модель Годена, но очень незаметный и позволяет RATP учитывать особенности многих станций.

Программа реконструкции станций (Metro Renewal)

[ редактировать ]
Сидения в стиле ракушки

Начиная с 1999 года и в соответствии с архитектурной хартией Бруно-Година, разработанной в конце 1990-х годов, RATP проводит крупную программу реконструкции станции, известную как Le Renouveau du Métro . Его цели — кларте (яркость, четкость) и чистота. Этот устав заменяет многие предыдущие стили реконструкции, в частности реконструкцию карроссажа и Мутон-Дюверне, но сохраняет станции Мотт и Уи-дире в хорошем состоянии. Все остальные станции, отремонтированные в рамках программы Renouveau du Métro, получили оформление в стиле Брюно-Година.

Программа включает в себя:

  • Замена и стандартизация разделения станций в сети. Плитка со скошенной кромкой и плоская плитка Motte в хорошем состоянии сохраняются и/или очищаются и ремонтируются. Плитка в плохом состоянии, оставшиеся вагонки и оранжевая плитка на станциях Мутон заменены свежей белой плиткой со скошенной кромкой. На многих станциях за заменой плитки последовала установка подземных дренажей для предотвращения проникновения воды в будущем, источника неприглядных пятен от жесткой воды на потолках, стенках сводов и в коридорах.
  • Замена освещения, в основном, на модель «волна» Бруно-Година или модель с подвесной трубкой.
  • Удаление или сокрытие открытых труб и электрических кабелей, в частности, с помощью светильников Bruno-Gaudin и шкафчиков для хранения вещей на различных интервалах вдоль платформы.
  • Замена оставшихся вывесок Alphabet Métro на вывески Parisine и обновление указателей поворота вместе с электронными табло прибытия поездов, известными как система SIEL ( le Service d'Information d'attente en Ligne , или Информационная служба ожидания в очереди).

Вывески и типографика

[ редактировать ]
Эти коричнево-желтые эмалированные таблички были установлены на всех станциях общественного транспорта.
Шрифт Parisine Жана-Франсуа Порше, который можно увидеть здесь, на станции Монсо, линия 2, впервые был использован в системе в 1997 году и является стандартным шрифтом, используемым сегодня.
В 1970-х и 1980-х годах шрифт Métro Alphabet Адриана Фрутигера, специально нарисованная версия его шрифта Univers для метро, ​​стал почти повсеместным.

Когда в начале 20 века открылись первые участки метрополитена, названия большинства станций на станциях CMP обозначались эмалированными табличками, свисавшими с потолка, а затем установленными на стенах. На знаках были белые узкие прописные буквы без засечек на темно-синем фоне. Несмотря на позднее решение CMP оборудовать будущие станции плиточными табличками с именами, эмалированные таблички сохранились и в послевоенный период, а последний экземпляр, на станции Ла Мотт-Пике - Гренель на линии 6, вышел из эксплуатации только в 2006 году.

Станции, модернизированные в стиле каросажа 1950-х и 1960-х годов, получили новые указатели. В отличие от сине-белого цвета, который до того времени использовался как для плитки, так и для эмалированных табличек, таблички, установленные на станциях общественного транспорта, имели ярко-желтые прописные буквы без засечек на темно-коричневом фоне, которые оказалось труднее читать. внутри поездов.

В начале 1970-х годов, подстегиваемое развитием системы RER и открытием нескольких новых расширений сети, RATP предприняла программу по гармонизации фирменного стиля метрополитена путем замены множества различных шрифтов, использовавшихся тогда, на унифицированный, стандартный шрифт. В конечном итоге выбранный шрифт «Métro Alphabet» был разработан швейцарским дизайнером шрифтов Адрианом Фрутигером как специальная модифицированная версия его шрифта Univers . Установленный по всей сети в период с 1973 по 1994 год, шрифт Métro Alphabet стал самым распространенным шрифтом, используемым в системе, и до сих пор остается на десятках станций.

К началу 1990-х годов RATP решила обновить свои вывески и выбрала вариант широко распространенного шрифта Helvetica Neue Helvetica для использования на станциях и на картах. Первый шрифт метро, ​​в котором использовались заглавные и строчные буквы. Он использовался только на нескольких станциях, в частности на площади Place d'Italie на линии 6, прежде чем RATP изменил курс и поручил французскому дизайнеру шрифтов Жану-Франсуа Порше создать эксклюзивный шрифт. для системы. Шрифт Порчеса, названный Parisine , поскольку первоначально он использовался для знаков станций, был впервые представлен в 1997 году. С тех пор он был принят во всей системе и все чаще заменял оставшиеся вывески Frutiger. [ 6 ] : 167–172 

Культурные станции

[ редактировать ]

Около 30 станций оформлены совершенно оригинально, чтобы подчеркнуть определенные темы.

Станция Лувр (известная с 1989 года как Лувр-Риволи ) была первой станцией, претерпевшей такую ​​реконструкцию по инициативе министра культуры Андре Мальро в 1968 году. Другие станции впоследствии были отремонтированы в стиле расположенной над ними достопримечательности или чтобы отразить культурное значение названия станции. Некоторые из них были отремонтированы в соответствии с более общими темами в рамках празднования столетия метро в 2000 году. Станции культуры варьируются от чрезвычайно сложных, охватывающих всю станцию ​​(например, Лувр-Риволи, Arts et Métiers), до более простых мемориальных досок, экспонаты или дисплеи на платформах станций.

Станция Линия Описание
Настоятельницы 12 Стены двух изогнутых лестниц, ведущих на платформу очень глубокой станции Abbesses, покрыты фресками, изображающими разные виды на Бьют-Монмартр. На восходящей лестнице размещены картины природы и жизни Монмартра. На нисходящей лестнице изображены Мулен Руж, площадь Аббатство, улица Лепик, Сакре-Кер и виноградные лозы Монмартра. Эти украшения 2007 года заменили более раннюю фреску, испорченную граффити.
Аргентинец 1 Эта станция, ранее называвшаяся Облигадо, была переименована в Аргентинскую в 1948 году, когда улица д'Облигадо, указанная выше, была изменена на улицу д'Аргентин после визита Евы Перон в 1947 году. Изменение было внесено в знак признания помощи Аргентины в обеспечении Франции импортом продуктов питания, в том числе знаменитой аргентинской говядиной, после Второй мировой войны. На фотографиях, выставленных на платформе, направляющейся в Винсеннес, изображен генерал Хосе де Сан-Мартин (родился в Аргентине в 1778 году, умер во Франции в 1850 году), сыгравший важную роль в борьбе за независимость Аргентины. На платформе Винсеннеса также представлено несколько панелей, посвященных культурной жизни Аргентины. Наконец, четыре панели на каждой платформе предоставляют информацию о важных национальных парках и исторических местах.
Искусство и ремесла 11 Станция получила свое название от расположенной неподалеку Национальной консерватории искусств и ремесел и поразительно облицована медью, что напоминает интерьер подводной лодки в стиле Жюля Верна, спроектированный автором комиксов Франсуа Шуитеном . Реконструкция была завершена в 1994 году.
Национальное собрание 12 На стенах вокзала нет рекламы, вместо них красочные 90-метровые фрески с силуэтами депутатов. Это украшение, разработанное Жаном-Шарлем Бле , меняется при каждом обновлении законодательного органа.
Бастилия 1 изразцовые сцены Французской революции В 1989 году на открытых площадках первой линии были установлены .
Бастилия 5 археологические находки и информационную панель о Бастилии, печально известной бывшей тюрьме , штурм которой 14 июля 1789 года стал самым известным эпизодом Французской революции На платформе линии 5 можно увидеть .
Кадет 7 Салон Cadet полностью украшен красными, белыми и синими звездами и полосами американского флага и дополнен красными, белыми и синими сиденьями Andreu-Motte.
Клюни — Сорбонна 10 Станция, украшенная после открытия после 50 лет закрытия в 1988 году, прославляет писателей Латинского квартала . Потолок станции покрыт мозаикой, представляющей подписи поэтов, философов, историков, художников, ученых, государственных деятелей и других людей Латинского квартала, в том числе Бальзака, Расина, Гюго, Рембо и Марии Кюри. Их сопровождает мозаика под названием «Крылья и пламя» Жана Базена , состоящая из более чем 60 000 вырезанных вручную тессеров из эмалированной лавы из Вольви в департаменте Пюи-де-Дом . Работой Базена руководил Джино Сильвестри да Беллун, которому помогали еще 10 художников-мозаиков.
Конкорд 12 Эта станция полностью выложена текстом Декларации прав человека и гражданина августа 1789 года . Схема была разработана Франсуазой Шейн и реализована в 1991 году.
Европа 3 Станция знаменует собой европейскую интеграцию и сотрудничество.
Корк 13 В 1982 году станция была отремонтирована с использованием произведений искусства, предоставленных северным европейским соседом Франции, Бельгией. Дизайн Мари Клэр Ван Вухелен и Даниэля Хиктера включает в себя мозаичную плитку с изображениями различных мест бельгийской провинции Льеж в оригинальном дизайне Nord-Sud . Мозаика размещена в оригинальных рекламных рамах нестандартных размеров на стенах каждой полустанции напротив платформы, причем в каждой полустанции размещено 9 различных картин. В северном направлении (в сторону Аньер-Женевилье и Сен-Дени) мозаика выполнена в оттенках синего и белого. Те, что идут на юг (в сторону Сен-Лазара), окрашены в разные цвета.
Лувр-Риволи 1 Слегка освещенные платформы украшены каменной кладкой, статуями и другими музейными экспонатами из фондов Лувра , превращая станцию ​​в вестибюль музея. До реконструкции Лувра в конце 1980-х годов эта станция была ближайшей к входу в музей. Когда И. М. Пея была в конце 1980-х годов пирамида пристроена к Лувру и стала центральным входом, ближайшей к входу в музей стала ближайшая станция метро Пале-Рояль (настолько близко, что был построен подземный коридор). ведущий прямо от музея к вокзалу Пале-Рояль, который был переименован в Пале-Рояль — Музей Лувра . В рамках изменения станция Лувр получила название Лувр. Риволи . Получившаяся конфигурация – со специально оформленной станцией Лувра на большем расстоянии от музея – сбивает с толку.
Пармантье 3 Пармантье – праздник картофеля. Станция, названная в честь французского ученого XVIII века Антуана-Огюстена Пармантье , пропагандировавшего использование картофеля в качестве источника пищи, представляет собой специально модифицированную версию вагонных станций. Вместо металлических ножен вдоль стен здесь зеленые решетки, напоминающие классический мешок с картошкой; тракторные сиденья для скамеек; и экспонаты о картофеле.
Пон-Нёф 7 Расположенная недалеко от монетного двора станция украшена огромными трехмерными скульптурами из негабаритных монет вдоль потолка и стен. Инсталляция включает в себя старинный денежный маятник, а также две витрины с разными монетами. Инсталляцию разработало архитектурное бюро Бруно Донзе.
Сиреневые ворота 11 Станция Porte des Lilas отдает дань уважения певцу Жоржу Брассенсу и его знаменитой песне «Les Lilas» («Сирень»), в которой упоминается район Порт-де-Лила в Париже. На платформе линии 11, ведущей в Шатле, в бывшие рекламные рамки вставлены три мозаичные плитки. Два из них представляют собой цветы сирени, а на последнем изображен Жорж Брассенс, курящий трубку.
Сен-Жермен-де-Пре 4 Станция представляет проекции размышлений местных послевоенных философов.
Тюильри 1 Тюильри был отремонтирован в 2000 году к 100-летию парижского метро с использованием темы «наследие» или «достояние». Стены не имеют рекламы и украшены фресками с изображениями как современной истории, так и истории парижского транспорта. Среди изображений — вагон метро Sprague-Thomson, вагон Z, Чарли Чаплин, освобождение Парижа, площадь Согласия, Game Boy, Карл Льюис, Нельсон Мандела, Дарт Вейдер и Airbus A380.
Вильжюиф – Лео Лагранж 7 Радиостанция, названная в честь Народного фронта министра спорта и отдыха , прославляет спорт.
  1. ^ Jump up to: а б с Канак, Сибил (2014). Парижское метро: история и дизайн . Издания Массин.
  2. ^ Клаузен, Мередит Л.; Журден, Франц (1987). Франц Журден и самаритянин: модерна теория и критика . БриллАрхив. ISBN  978-90-04-07879-6 .
  3. ^ Бертон, Клод; Осадзов, Александр; Филлольес, Кристиана (2006). Fulgence Bienvenüe и строительство парижского метро (на французском языке) (2-е изд.). Пресс де Пон. ISBN  978-2-85978-422-5 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Трикуар, Жан (1999a). Столетие метро в 14 линиях. Из «Добро пожаловать в Метеор» [ Век метро в 14 линиях. От Бьенвеню до Метеора ] (на французском языке). Париж: Éditions La Vie du Rail. ISBN  2-915034-32-Х .
  5. ^ Ламминг, Клайв (2001). Необычное метро (изд. 2011 г.).
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Овенден, Марк (2008). Пепинстер, Джулиан; Ллойд, Питер Б. (ред.). Стиль метро Парижа в дизайне карты и станций . Столичное транспортное издательство. ISBN  978-1-85414-322-8 .
  7. ^ Харди, Брайан (1999). Справочник парижского метрополитена (3-е изд.). Столичное транспортное издательство. ISBN  1-85414-212-7 .
  8. ^ «РАТП» . ratp-map.comstep.fr . Проверено 17 января 2024 г.
  9. ^ «РАТП» . ratp-map.comstep.fr . Проверено 17 января 2024 г.
  10. ^ «РАТП» . ratp-map.comstep.fr . Проверено 17 января 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba810ec96d50e8581db83f9ea622d8f6__1705933080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/f6/ba810ec96d50e8581db83f9ea622d8f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of the Paris Métro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)