Jump to content

Четвертая стена

(Перенаправлено из «Разрушает четвертую стену »)

В « постановке Станиславского Вишневый сад » ( МХАТ , 1904) трехмерная бокс-сет создает иллюзию реальной комнаты. Актеры действуют так, как будто не замечают зрителей, разделенных невидимой «четвертой стеной», ограниченной аркой авансцены .
Арка авансцены театра в здании Auditorium, Чикаго . Именно каркас, украшенный квадратными плитками, образует вертикальный прямоугольник, отделяющий сцену ( в основном за опущенным занавесом ) от зрительного зала ( зоны с сиденьями ).

« Четвертая стена» спектакля — это условность , в которой невидимая воображаемая стена отделяет актеров от зрителей. Хотя зрители могут видеть сквозь эту «стену», конвенция предполагает, что актеры действуют так, как будто они не могут. Начиная с 16 века, рост иллюзионизма в постановочной практике, кульминацией которого стал реализм и натурализм театра 19 века , привел к развитию концепции четвертой стены. [ 1 ] [ 2 ]

Метафора предполагает связь с мизансценой за аркой авансцены . Когда сцена разворачивается в помещении и три стены ее комнаты представлены на сцене, в так называемом бокс-сете , четвертая из них проходит вдоль линии (технически называемой авансценой ), разделяющей комнату от зала . Однако « четвертая стена » — это скорее театральная условность, чем сценография . Актеры игнорируют публику, сосредотачивают свое внимание исключительно на драматическом мире, погружены в его вымысел, в состоянии, которое театральный деятель Константин Станиславский называл «публичным одиночеством». [ 3 ] (способность вести себя так, как человек ведет себя наедине, несмотря на то, что на самом деле за ним пристально наблюдают, или оставаться «одним на публике»). Таким образом, четвертая стена существует независимо от наличия каких-либо реальных стен на площадке, физического расположения здания театра или места представления, а также расстояния актеров от публики или близости к ней. [ нужна ссылка ] На практике исполнители часто ощутимо подпитывают энергию аудитории, модулируя выступление вокруг коллективной реакции, особенно при стимуляции действия вокруг вспышек смеха, чтобы строки не произносились неслышно.

Разрушение четвертой стены нарушает эту условность представления, которая в целом принята в драме. Это можно сделать, напрямую обращаясь к публике, пьесе как пьесе или вымышленности персонажей. Временная приостановка действия конвенции таким образом привлекает внимание к ее использованию в остальной части спектакля. Этот акт привлечения внимания к правилам исполнения пьесы является метатеатральным . Похожий эффект метареференции достигается, когда временно приостанавливается правило избегания прямого контакта с камерой, обычно используемое актерами в телевизионных драмах или фильмах. Фраза «ломать четвертую стену» используется для описания подобных эффектов в этих средствах массовой информации. Разрушение четвертой стены возможно и в других средствах массовой информации, таких как видеоигры и книги .

Типичная сцена, четвертая стена — дом.

Принятие прозрачности четвертой стены является частью устранения недоверия между художественным произведением и аудиторией, позволяя им наслаждаться вымыслом, как если бы они наблюдали реальные события. [ 2 ] Эту концепцию обычно приписывают философу, критику и драматургу Дени Дидро , который в 1758 году писал, что актеры и писатели должны «представить себе огромную стену поперек сцены, отделяющую вас от публики, и вести себя точно так, как если бы занавес закрылся». никогда не поднимался». [ 4 ] Критик Винсент Кэнби описал это в 1987 году как «невидимую сетку, которая навсегда отделяет публику от сцены». [ 5 ]

Четвертая стена не существовала как концепция на протяжении большей части драматической истории. Классические пьесы от Древней Греции до эпохи Возрождения часто обращаются напрямую к публике, например, в виде отступлений и монологов .

Наличие четвертой стены - это устоявшаяся традиция современного реалистического театра , которая побудила некоторых художников привлечь к ней прямое внимание для достижения драматического или комического эффекта, когда граница «нарушается», когда актер или персонаж обращается напрямую к публике. [ 1 ] [ 6 ] Разрушение четвертой стены является обычным явлением в пантомиме и детском театре, где, например, персонаж может попросить детей о помощи, как, например, когда Питер Пэн обращается к зрителям с призывом аплодировать в попытке оживить увядающую Тинкер Белл («Если вы верите в феи, хлопайте в ладоши!»).

Йозеф Форте ломает четвертую стену, чтобы предупредить зрителей в конце «Reefer Madness» , 1936 год.

Одно из первых зарегистрированных разрушений четвертой стены в серьезном кино произошло в немом фильме Мэри Маклейн 1918 года « Мужчины, которые занимались со мной любовью» , в котором загадочный автор, изображающий саму себя, прерывает эпизоды на экране, чтобы напрямую обратиться к зрителям. [ 7 ]

Оливер Харди часто ломал четвертую стену в своих фильмах со Стэном Лорелом , когда он смотрел прямо в камеру, чтобы добиться сочувствия у зрителей. Граучо Маркс обращался непосредственно к зрителям в фильмах «Крекеры для животных» (1930) и «Лошадиные перья» (1932), в последнем фильме советуя им «выйти в вестибюль» во время Чико Маркса фортепианной интерлюдии . Комедийные фильмы Мела Брукса , «Монти Пайтона» , а также Цукера, Абрахамса и Цукера часто ломали четвертую стену, так что в этих фильмах «четвертая стена настолько хрупкая и так часто разрушается, что ее с таким же успехом можно было бы и не существовать», согласно The АВ клуб . [ 8 ]

Вуди Аллен неоднократно ломал четвертую стену в своем фильме «Энни Холл» (1977), как он объяснил, «потому что я чувствовал, что многие люди в зале испытывают одни и те же чувства и одни и те же проблемы. Я хотел поговорить с ними напрямую и противостоять им». ." [ 9 ] В его фильме 1985 года «Пурпурная роза Каира» центральным сюжетом является разрушение четвертой стены. [ 10 ]

Четвертая стена использовалась как неотъемлемая часть структуры сюжета и для демонстрации персонажа, сыгранного Майклом Кейном в его одноименной главной роли в фильме 1966 года «Алфи» , который часто обращался к зрителям, чтобы объяснить мышление и мотивацию молодых бабников. человек, говорящий прямо в камеру, рассказывающий и оправдывающий свои действия, его слова часто контрастируют с его действиями.

Джерри Льюис написал в своей книге «The Total Filmmaker» 1971 года : «Некоторые кинематографисты считают, что актер никогда не должен смотреть прямо в камеру. Они утверждают, что это вызывает у зрителей беспокойство и прерывает экранный сюжет. Я думаю, что это чепуха, и Обычно я прошу своих актеров хотя бы один раз за фильм смотреть прямо в камеру, если нужно донести свою точку зрения». [ 11 ] Мартин и Льюис смотрят прямо на публику в фильме «Ты никогда не слишком молод» (1955), а Льюис и его партнерша по фильму Стелла Стивенс несколько раз смотрят прямо в камеру в «Чокнутый профессор» (1963), а персонаж Льюиса держит пантомиму. разговор со зрителем в «Беспорядочном санитаре» (1964). Финальная сцена «Пэтси» (1964) известна тем, что раскрывает зрителям фильм как фильм и Льюиса как актера/режиссера. [ 12 ] [ 13 ]

В подростковом фильме 1986 года « Выходной день Ферриса Бьюллера » одноименный персонаж ломает четвертую стену, чтобы на протяжении всего фильма напрямую разговаривать со зрителями.

Кевин Костнер ломает четвертую стену, взглянув на камеру в конце фильма Оливера Стоуна 1991 года «Джон Кеннеди» .

Эдвард Нортон ломает четвертую стену в «Бойцовском клубе» 1999 года .

Майк Майерс сломал четвертую стену в «Гуру любви» , когда на долю секунды посмотрел прямо в камеру, когда Queen заиграла песня из «Мира Уэйна» . как отсылка к знаменитой сцене с головокружением [ 14 ] Эдди Мерфи делает два коротких, молчаливых взгляда в камеру в «Поменяться местами» . Джон Крайер ломает четвертую стену, взглянув на камеру в конце фильма 1986 года «Красотка в розовом» , как это делают Берт Рейнольдс в «Смоки и бандит» , Джейсон Судейкис в «Мы — Миллеры» и Курт Рассел в «Доказательстве смерти » (сериал). отсылка к Рейнольдсу в «Бандите» ). Халк Хоган ломает стену, обращаясь непосредственно к аудитории в «Гремлинах 2: Новая партия» . Ближе к концу « Никто не дурак » Тиффани Хэддиш ломает четвертую стену, заявляя, что фильм еще не окончен, а затем начинает портить свадебную церемонию.

В «Детях железной дороги» весь актерский состав ломает четвертую стену и поднимает занавес, пока идут титры. Камера медленно движется по железнодорожным путям к поезду, украшенному флагами, перед которым собрались все актеры, машущие рукой и аплодирующие камере. В начале титров можно услышать голос, кричащий «Спасибо, мистер Форбс» в знак признательности продюсеру Брайану Форбсу. В конце концов, Бобби Уотербери (Дженни Агаттер) держит небольшую доску, на которой мелом написано «Конец».

В «Празднике мистера Бина» весь актерский состав вместе с массовкой ломает четвертую стену, присоединяясь к пению « La Mer » Чарльза Трене под аккомпанемент записи автора песни.

Фильмы «Дэдпул» , «Дэдпул 2 » и «Дэдпул и Росомаха» особенно известны тем, что главный герой Дэдпул , которого играет Райан Рейнольдс , последовательно ломает четвертую стену.

В «Веселых играх» Пол и Питер неоднократно ломают четвертую стену, оборачиваясь и подмигивая камере, разговаривая со зрителями, говоря, что они, вероятно, болеет за семью, обращаясь к фильму, который еще не во время показа полнометражного фильма, и улыбаясь в камеру в конце фильма. конец фильма.

2022 года Фильм «Убеждение» подвергся критике за модернизацию классического романа Джейн Остин 1817 года , поскольку главная героиня Энн Эллиот (в исполнении Дакоты Джонсон ) постоянно ломала четвертую стену, взаимодействуя со зрителями. [ 15 ]

В последнем кадре Стивена Спилберга 2022 года полуавтобиографического фильма «Фабельманы» камера намеренно ломает четвертую стену и перерисовывает горизонт на изображении Сэмми Фабельмана (которого играет Габриэль ЛаБелль ), идущего по студии, ссылаясь на совет. кинорежиссер Джон Форд (его играет Дэвид Линч ) заранее рассказал Сэмми о кадрах (в сцене, воссоздающей знаменитую встречу Спилберга и Форда в 1960-е годы). Кадр уже был в сценарии еще до съемок. [ 16 ]

Телевидение

[ редактировать ]

На телевидении четвертая стена сломалась за всю историю этого средства массовой информации.

Разрушение четвертой стены часто встречается в комедиях и часто используется Багзом Банни и другими персонажами в Looney Tunes и других более поздних анимационных шоу. [ 17 ] а также комедийный скетч 1960-х годов « Летающий цирк Монти Пайтона» , который труппа также привнесла в свои художественные фильмы. [ 18 ] Джордж Бернс регулярно ломал четвертую стену на шоу Джорджа Бернса и Грейси Аллен (1950). [ 19 ]

Еще один вариант разрушения четвертой стены часто можно увидеть в псевдодокументальных ситкомах, в том числе в «Офисе» . Псевдодокументальные шоу, ломающие четвертую стену, высмеивают документальный жанр с целью усилить сатирический тон шоу. Персонажи «Офиса» напрямую разговаривают с аудиторией во время интервью. Персонажи удаляются от остальной группы, чтобы они могли говорить и размышлять о своем опыте. Человек за камерой, интервьюер, также упоминается, когда персонажи смотрят и говорят прямо в камеру. Однако с интервьюером разговаривают лишь косвенно, и он остается скрытым. Этот прием, используемый в шоу сложных жанров, служит для усиления комического тона шоу, а также доказывает, что сама камера далеко не пассивный наблюдатель. [ 20 ]

Другой подход к разрушению четвертой стены заключается в использовании центрального персонажа-рассказчика , который участвует в событиях шоу, но иногда обращается непосредственно к аудитории. Например, Фрэнсис Уркарт в британских драматических сериалах « Карточный домик» , «Сыграть короля» и «Окончательная версия» несколько раз обращается к зрителям в течение каждой серии, давая зрителю комментарии к собственным действиям в сериале. [ 21 ] Тот же прием используется, хотя и реже, в американской адаптации « Карточного домика» главного героя Фрэнка Андервуда . [ 22 ]

Сериал Netflix « Серия неудачных событий» , основанный на Дэниела Хэндлера серии книг одноименной , включает в себя некоторые элементы повествования из книг, используя Лемони Сникета в роли рассказчика (которого играет Патрик Уорбертон ), говорящего непосредственно с телевизором. зритель, который часто ломает четвертую стену, чтобы объяснить различную литературную игру слов в манере, аналогичной повествованию в книге. [ 23 ] Главный герой «Дряни» также часто использует эту технику для пояснения, внутренних монологов и текущих комментариев для аудитории. [ 24 ]

Каждый эпизод ситкома «Спасенные звонком» ломает четвертую стену во время вступления персонажа Зака ​​Морриса . В большинстве эпизодов есть еще несколько проломов четвертой стены. Это похоже на то, как «Принц из Беверли-Хиллз» , «Кларисса все объясняет» и «Малкольм в центре внимания» используют разрывы четвертой стены, чтобы подготовить истории или заставить персонажей комментировать ситуации. [ 25 ]

Кроме того, разрушение четвертой стены также можно использовать в мета-ссылках , чтобы привлечь внимание или побудить к размышлению о конкретной проблеме во вселенной. Примером этого может служить первый эпизод финального сезона шоу « Атака Титанов» , где недавно представленный персонаж, Фалько Грайс , начинает галлюцинировать о событиях, произошедших за последние 3 сезона. Этот литературный прием использует самореференцию, чтобы вызвать у реципиента осведомленность о средствах массовой информации, используется для обозначения резкого сдвига перспективы с элдийской стороны на марлианскую и может использоваться во всех видах средств массовой информации. [ 26 ]

Использование «ломания четвертой стены» на телевидении иногда было непреднамеренным. В Доктора Кто» эпизоде ​​« « Пещеры Андрозани » персонаж Моргуса смотрит прямо в камеру, думая вслух. Это произошло из-за того, что актер Джон Нормингтон неправильно понял режиссуру. [ 27 ] но режиссер эпизода Грэм Харпер посчитал, что это помогло усилить драматическое напряжение, и решил не переснимать сцены. [ 28 ]

Видеоигры

[ редактировать ]

Учитывая свою интерактивную природу, почти все видеоигры ломают четвертую стену, требуя участия игрока и размещая на экране элементы пользовательского интерфейса (например, объяснения элементов управления игрой), которые адресованы игроку, а не его персонажу. Методы разрушения четвертой стены в повествовании включают в себя размещение персонажа лицом к игроку/экрану, наличие самосознательного персонажа, который распознает, что он находится в видеоигре, или наличие секретного или бонусного контента, установленного вне игрового повествования, который может либо расширить игровой мир (например, с использованием фальшивых документов ), либо предоставить контент типа «закулисный». В таких случаях обычно создается видеоигра, включающая в себя метафантастическое повествование, обычно персонажи игры включают в себя знания, которыми они являются в видеоигре. [ 29 ]

Например, в литературном клубе «Доки Доки»! , один из персонажей ( Моника ) знает, что она является частью видеоигры, и в конце общается с игроком. Чтобы продвинуться дальше по сюжету, игрок должен удалить файл «monika.chr» (действие, которое он выполняет вне игры). [ 30 ] Сюжет игры OneShot вращается вокруг вымышленной вселенной игры, представляющей собой симуляцию, работающую на компьютере игрока, при этом некоторые персонажи знают об этом факте и иногда общаются напрямую с игроком. [ 31 ] В других случаях метавымышленных видеоигр игра меняет ожидания игрока относительно того, как должна вести себя игра, что может заставить игрока задаться вопросом, не виновата ли его собственная игровая система, что помогает увеличить погружение в игру. [ 29 ]

Но поскольку видеоигры по своей сути гораздо более интерактивны, чем традиционные фильмы и литература, становится сложно определить, что действительно разрушает четвертую стену в среде видеоигр. [ 32 ] Стивен Конвей, пишущий для Gamasutra , предполагает, что в видеоиграх многие предполагаемые примеры разрушения четвертой стены на самом деле лучше понимать как перемещение четвертой стены или расширение « магического круга » (вымышленного игрового мира), чтобы охватить игрока. [ 32 ] Это контрастирует с традиционными разрывами четвертой стены, которые разрушают иллюзию аудитории или приостанавливают ее неверие , прямо признавая их. [ 32 ] Конвей утверждает, что такое расширение магического круга в видеоиграх на самом деле служит для более полного погружения игрока в вымышленный мир, а не для того, чтобы вывести зрителя из вымышленного мира, как это чаще происходит при традиционных разрывах четвертой стены. Пример такого расширения магического круга можно найти в игре Evidence: The Last Ritual , в которой игрок получает внутриигровое электронное письмо на свой реальный адрес электронной почты и должен посетить внеигровые веб-сайты, чтобы решить некоторые проблемы. головоломок в игре. Другие игры могут расширить магический круг, включив в него игровое оборудование. Например, «Люди Икс для Mega Drive/Genesis» требуют, чтобы игроки в определенный момент перезагрузили игровую консоль, чтобы сбросить внутриигровую опасную комнату Людей Икс, а Metal Gear Solid просит игрока надеть контроллер DualShock себе на шею. для имитации массажа спины в игре. [ 32 ]

Другие примеры включают анимацию ожидания ежа Соника в его играх, где экранный персонаж смотрел на игрока и нетерпеливо постукивал ногой, если его оставить в покое на какое-то время, а на одном уровне Макса Пейна одноименный персонаж осознал это. он и другие персонажи участвуют в видеоигре и рассказывают то, что игрок видит, как часть пользовательского интерфейса. [ 32 ] Eternal Darkness , включавшая в себя индикатор здравомыслия, имитировала для игрока различные распространенные компьютерные сбои по мере истощения индикатора здравомыслия, включая синий экран смерти . [ 32 ] «Притча о Стэнли» также является хорошо известным примером этого, поскольку рассказчик из игры постоянно пытается урезонить игрока, вплоть до того, что в какой-то момент умоляет его выключить игру. [ 33 ]

Литература

[ редактировать ]
Флип, Немо и Импи ломают четвертую стену, разбивая контуры панели и отделяя буквы названия в своем комиксе « Маленький Немо».

Метод разрушения четвертой стены в литературе — металепсис (преступление повествовательных уровней), прием, часто используемый в метафантастике . Жанр метафантастики возникает, когда персонаж литературного произведения признает тот факт, что на самом деле он является вымышленным существом. [ 34 ] Использование четвертой стены в литературе можно проследить еще в «Кентерберийских рассказах» и «Дон Кихоте» . Нортенгерское аббатство является примером позднего Нового времени. [ 35 ]

Он был популяризирован в начале 20 века во время литературного движения постмодерна . [ 36 ] Такие художники, как Вирджиния Вулф в «К маяку» и Курт Воннегут в «Завтраке чемпионов», использовали этот жанр, чтобы подвергнуть сомнению общепринятые знания и источники культуры. [ 37 ] Использование метапрозы или разрушение четвертой стены в литературе отличается от использования на сцене тем, что опыт является не общим, а личным для читателя и развивает самосознание в отношениях между персонажем и читателем, что помогает укрепить доверие и расширить мышление. Это не предполагает признания вымышленной природы персонажа. [ 38 ] Разрушение четвертой стены в литературе – это не всегда метафантастика.

Современные примеры разрушения четвертой стены включают « Терра Игнота» Ады Палмер , [ 39 ] Уильяма Голдмана и «Принцесса-невеста» . [ 40 ] Сорж Чаландон написал роман под названием «Четвертая стена» о постановке театрального представления «Антигона» в Бейруте, когда бушует гражданская война. [ 41 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Белл, Элизабет С. (2008). Теории производительности . Мудрец. п. 203. ИСБН  978-1-4129-2637-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Уоллис, Мик; Шепард, Саймон (1998). Изучение пьес . Арнольд. п. 214. ИСБН  0-340-73156-7 .
  3. ^ Грей, Пол (1964). «Станиславский и Америка: критическая хронология». Обзор драмы Тьюлейн . 9 (2): 21–60. дои : 10.2307/1125101 . JSTOR   1125101 .
  4. ^ Каддон, Дж. А. (2012). Словарь литературных терминов и теории литературы . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-118-32600-8 .
  5. ^ Кэнби, Винсент (28 июня 1987 г.), «Просмотр фильма: секс может испортить сцену» , The New York Times , стр. A.17, заархивировано из оригинала 27 июля 2020 г. , получено 3 июля 2007 г.
  6. ^ Абельман, Роберт (1998). Достижение критической массы: критический анализ телевизионных развлечений . Л. Эрльбаум Ассошиэйтс. стр. 8–11 . ISBN  0-8058-2199-6 .
  7. ^ «Мэри Маклейн - проект пионеров женского кино» . wfpp.cdrs.columbia.edu . Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 года . Проверено 12 ноября 2018 г.
  8. ^ Блевинс, Джо (1 марта 2016 г.). «Эта суперкадровая версия сотни раз ломает легендарную четвертую стену кино» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  9. ^ Бьоркман, Стиг (1995) [1993]. Вуди Аллен о Вуди Аллене . Лондон: Фабер и Фабер. стр. 77. ИСБН  0-571-17335-7 .
  10. ^ Даунинг, Кристал (2016). Спасение от кино: средство – это послание . Рутледж. ISBN  978-1-138-91393-6 . OCLC   908375992 .
  11. ^ Льюис, Джерри (1971). Тотальный кинорежиссер . Случайный дом. п. 120. ИСБН  9780446669269 .
  12. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Концовка фильма о Пэтси» . дино4евер. 9 января 2015 г. – через YouTube.
  13. ^ Стерн, Майкл (21 августа 2017 г.). «Джерри Льюис: род. Джозеф Левич, Ньюарк, штат Нью-Джерси, штат Голливуд» . www.brightlightsfilm.com.
  14. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Что случилось с МАЙКОМ МАЙЕРСОМ?» . Видео ДжоБло. 10 апреля 2020 г. – через YouTube.
  15. ^ Уолш, Саванна. «Убеждение и рискованное дело разрушения четвертой стены» . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
  16. ^ «9 лучших финальных кадров 2022 года в кино» . 28 декабря 2022 г.
  17. ^ Баткин, Джейн (2016). «Переосмысление кролика: революция, идентичность и связь в Looney Tunes». Интернет-журнал исследований анимации . 11 .
  18. ^ Лэнгли, Уильям (5 июля 2014 г.). «Монти Пайтон: Смогут ли морщинистые революционеры смеяться последними?» . «Дейли телеграф» . Лондон, Англия. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 15 мая 2015 г.
  19. ^ Барт, Джози Торрес (2019). «Сидеть ближе к экрану: раннее телеобращение, тревога во внутренней сфере и внимательное чтение исторического телевидения». Камера-обскура: феминизм, культура и исследования СМИ . 34 (3): 31–61. дои : 10.1215/02705346-7772375 . S2CID   211651602 .
  20. ^ Саворелли, Антонио. За пределами ситкома: новые направления в американской телевизионной комедии. Северная Каролина: МакФарланд, 2010. ISBN   978-0-7864-5992-6
  21. ^ Картмелл, Дебора (2007). Кембриджский спутник литературы на экране . Издательство Кембриджского университета. п. 244. ИСБН  978-0521614863 .
  22. ^ Маколей, Скотт (24 апреля 2013 г.). Суперкат «Разрушая четвертую стену» . Кинорежиссер . Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г.
  23. ^ Лоулер, Келли (13 января 2017 г.). «Как «Серия неудачных событий» Netflix затмевает фильм 2004 года» . США сегодня . Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Проверено 13 января 2017 г.
  24. ^ Уилсон, Бенджи (25 марта 2019 г.). «Дрянь, обзор четвертой серии: еще одна превосходная, пронзительная серия, одновременно шокирующая и потрясающе хорошая» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 31 марта 2019 г.
  25. ^ Уилкинсон, Мэтью (21 января 2020 г.). «10 лучших сериалов, в которых персонажи ломают четвертую стену, в рейтинге» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 2 октября 2021 года . Проверено 11 мая 2021 г.
  26. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Телевизионное аниме «Атака Титанов», трансляция последнего сезона, посвященная памяти, прямая трансляция, круглый стол штаба корпуса № 1 , 18 декабря 2020 г. , получено 6 сентября 2021 г.
  27. Журнал «Доктор Кто» № 279, 30 июня 1999 г., Архив: «Пещеры Андрозани», Эндрю Пиксли, Marvel Comics UK Ltd.
  28. ^ Пещеры Андрозани, комментарий на DVD.
  29. ^ Jump up to: а б Манси, Джули (10 января 2016 г.). «Лучшие новые видеоигры посвящены… видеоиграм» . Проводной . Архивировано из оригинала 27 марта 2016 года . Проверено 18 июня 2021 г.
  30. ^ Грин, Холли (25 октября 2017 г.). «Литературный клуб Доки Доки приводит доводы в пользу разрушения четвертой стены» . Вставить . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  31. ^ Уокер, Джон (12 декабря 2016 г.). «Что я думаю: OneShot» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Конвей, Стивен (22 июля 2009 г.). «Круговая стена? Реформация четвертой стены для видеоигр» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 23 января 2017 г.
  33. ^ Шрайер, Джейсон (14 августа 2011 г.). «Блестящая инди-игра The Stanley Parable сведет вас с ума» . проводной . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  34. ^ «Определение метапрозы» . Лексико-словари | Английский . Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года.
  35. ^ Годфри, Джейсон (2017). «Воспринимаемый наставник: роль рассказчика в Нортэнгерском аббатстве Джейн Остин» . Университет Бригама Янга. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 25 августа 2021 г.
  36. ^ Во, Патрисия (1984). Метафикция – теория и практика самосознательной художественной литературы . Рутледж.
  37. ^ «Метапроза как жанр художественной литературы» . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  38. ^ Тернер, Кэти (2015). Драматургия и архитектура . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания.
  39. ^ «Диалог о повествовательном голосе, соучастии и близости» . Кривая древесина . 18 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  40. ^ Уолтон, Джо (24 декабря 2015 г.). «Мета, ирония, повествование, рамки и принцесса-невеста» . Тор.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  41. ^ Чаландон, Сорж (21 августа 2013 г.). «Четырехцветие Мура» . www.grasset.fr . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 25 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d337f1d2d6b6542d9be48c3b7ef1a312__1723596600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/12/d337f1d2d6b6542d9be48c3b7ef1a312.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fourth wall - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)