Пифагоров интервал
статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Ноябрь 2010 г. ) |
В музыкальной настройки теории пифагорейский интервал — это музыкальный интервал с соотношением частот , равным степени двойки, деленной на степень тройки, или наоборот . [1] Например, идеальная квинта с соотношением 3/2 (что эквивалентно 3 1 / 2 1 ) и идеальная кварта с соотношением 4/3 (что эквивалентно 2 2 / 3 1 ) — интервалы Пифагора.
Все интервалы между нотами гаммы являются пифагорейскими, если они настроены по пифагорейской системе настройки . Однако некоторые пифагорейские интервалы используются и в других системах настройки. Например, упомянутые выше пифагорейские совершенные квинта и кварта также используются в простой интонации .
Таблица интервалов
[ редактировать ]Имя | Короткий | Другое имя (а) | Соотношение | Факторы | Вывод | центы | И центы | MIDI- файл | Пятые |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
уменьшенная секунда | d2 | 524288/531441 | 2 19 /3 12 | -23.460 | 0 | -12 | |||
(идеальный) унисон | П1 | 1/1 | 3 0 /2 0 | 1/1 | 0.000 | 0 | 0 | ||
Пифагорова запятая | 531441/524288 | 3 12 /2 19 | 23.460 | 0 | 12 | ||||
второстепенная секунда | м2 | клей , диатонический полутон, минорный полутон | 256/243 | 2 8 /3 5 | 90.225 | 100 | -5 | ||
расширенный унисон | А1 | апотом , хроматический полутон, мажорный полутон | 2187/2048 | 3 7 /2 11 | 113.685 | 100 | 7 | ||
уменьшенная треть | д3 | тон, целый тон, целый шаг | 65536/59049 | 2 16 /3 10 | 180.450 | 200 | -10 | ||
главная секунда | М2 | 9/8 | 3 2 /2 3 | 3·3/2·2 | 203.910 | 200 | 2 | ||
полудитон | m3 | (пифагорейская минорная терция ) | 32/27 | 2 5 /3 3 | 294.135 | 300 | -3 | ||
дополненная секунда | А2 | 19683/16384 | 3 9 /2 14 | 317.595 | 300 | 9 | |||
уменьшенная четвертая | d4 | 8192/6561 | 2 13 /3 8 | 384.360 | 400 | -8 | |||
дитон | M3 | (пифагорейская мажорная терция ) | 81/64 | 3 4 /2 6 | 27·3/32·2 | 407.820 | 400 | 4 | |
идеальная четвертая | П4 | диатессарон сесквитерций | 4/3 | 2 2 /3 | 2·2/3 | 498.045 | 500 | -1 | |
дополненная треть | А3 | 177147/131072 | 3 11 /2 17 | 521.505 | 500 | 11 | |||
уменьшенная пятая часть | d5 | тритон | 1024/729 | 2 10 /3 6 | 588.270 | 600 | -6 | ||
дополненная четвертая | A4 | 729/512 | 3 6 /2 9 | 611.730 | 600 | 6 | |||
уменьшенная шестая позиция | d6 | 262144/177147 | 2 18 /3 11 | 678.495 | 700 | -11 | |||
идеальная пятая часть | П5 | в движении другой половины | 3/2 | 3 1 /2 1 | 3/2 | 701.955 | 700 | 1 | |
малая шестая | м6 | 128/81 | 2 7 /3 4 | 792.180 | 800 | -4 | |||
дополненная пятая часть | А5 | 6561/4096 | 3 8 /2 12 | 815.640 | 800 | 8 | |||
уменьшенное седьмое место | d7 | 32768/19683 | 2 15 /3 9 | 882.405 | 900 | -9 | |||
мажорная шестая | М6 | 27/16 | 3 3 /2 4 | 9·3/8·2 | 905.865 | 900 | 3 | ||
малая седьмая | м7 | 16/9 | 2 4 /3 2 | 996.090 | 1000 | -2 | |||
дополненная шестая | А6 | 59049/32768 | 3 10 /2 15 | 1019.550 | 1000 | 10 | |||
уменьшенная октава | d8 | 4096/2187 | 2 12 /3 7 | 1086.315 | 1100 | -7 | |||
мажорная седьмая | М7 | 243/128 | 3 5 /2 7 | 81·3/64·2 | 1109.775 | 1100 | 5 | ||
уменьшенная девятая | d9 | (октава − запятая) | 1048576/531441 | 2 20 /3 12 | 1176.540 | 1200 | -12 | ||
(идеальная) октава | Р8 | камертон | 2/1 | 2/1 | 1200.000 | 1200 | 0 | ||
дополненная седьмая | A7 | (октава + запятая) | 531441/262144 | 3 12 /2 18 | 1223.460 | 1200 | 12 |
Обратите внимание, что термины «дитон» и «полудитон» относятся к пифагорейской настройке, тогда как тон и тритон используются в целом для всех систем настройки. Несмотря на свое название, полудитон (3 полутона, или около 300 центов) вряд ли можно рассматривать как половину дитона (4 полутона, или около 400 центов).
12-тональная пифагорейская шкала
[ редактировать ]В таблице показано, из каких нот некоторые из перечисленных выше интервалов можно сыграть на инструменте, использующем повторяющуюся 12-тоновую гамму (например, фортепиано), настроенном с помощью симметричной пифагорейской настройки на основе D. Более подробную информацию об этой таблице можно найти в разделе «Размер пифагорейских интервалов» .
Фундаментальные интервалы
[ редактировать ]Фундаментальными интервалами являются суперчастные отношения 2/1, 3/2 и 4/3. 2/1 — это октава или диапазон ( по-гречески «во всем»). 3/2 — это идеальная квинта , диапенте («через пять») или полуторный . 4/3 — это идеальная кварта , диатессарон («через четыре») или сесквитерций . Эти три интервала и их октавные эквиваленты, такие как совершенные одиннадцатая и двенадцатая, являются единственными абсолютными созвучиями пифагорейской системы. Все остальные интервалы имеют разную степень диссонанса: от плавного до грубого.
Разница между идеальной четвертой и идеальной квинтой заключается в тоне или мажорной секунде . Оно имеет соотношение 9/8, также известное как эпогдун , и это единственное другое суперчастное соотношение пифагорейской настройки, как показано в теореме Штормера .
Два тона составляют дитон , диссонансно широкую мажорную терцию , соотношение 81/64. Дитон отличается от основной трети (5/4) синтонной запятой (81/80). Точно так же разница между тоном и идеальной четвертью — это полудитон , узкая минорная терция , 32/27, которая отличается от 6/5 синтонной запятой. Эти различия «сглаживаются» или устраняются путем использования компромиссов в отношении одного темперамента .
Разница между второстепенной терцией и тоном составляет минорный полутон или лимму 256/243. Разница между тоном и лиммой - это основной полутон или апотом («отрезанная часть») 2187/2048. Хотя лимма и апотом представлены одной ступенью 12-тональной равной темперации , они не равны в пифагорейской настройке, и их разница, 531441/524288, известна как пифагорейская запятая .
Контраст с современной номенклатурой
[ редактировать ]Между названиями интервалов (количество ступеней шкалы + качество) и отношениями частот существует однозначное соответствие. Это контрастирует с равной темперацией, в которой интервалы с одинаковым соотношением частот могут иметь разные названия (например, уменьшенная квинта и увеличенная кварта); и с другими формами просто интонации, в которых одноимённые интервалы могут иметь разные соотношения частот (например, 9/8 для мажорной секунды от до до ре, но 10/9 для мажорной секунды от ре до ми).
См. также
[ редактировать ]- Сгенерированная коллекция
- Просто интонация
- Список средних интервалов
- Список интервалов в 5-лимитной просто интонации
- Ши-эр-лу
- Полнотоновая шкала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенсон, Дональд К. (2003). Более гладкий камешек: математические исследования , стр.56. ISBN 978-0-19-514436-9 . «Отношение частот каждого интервала Пифагора представляет собой соотношение между степенью двойки и степенью тройки... что подтверждает требования Пифагора о том, что все интервалы должны быть связаны с отношениями целых чисел».