Катастрофа Sabah Air GAF Nomad в 1976 году.
![]() Обломки самолета GAF Nomad 6 июня 1976 года в Кота-Кинабалу, Малайзия. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 6 июня 1976 г. |
Краткое содержание | самолета Сваливание из-за ошибки пилота и перегрузки самолета |
Сайт | Рядом с международным аэропортом Кота-Кинабалу , Кота-Кинабалу , Сабах , Малайзия 5 ° 57'43,98 "с.ш. 116 ° 3'42,52" в.д. / 5,9622167 ° с.ш. 116,0618111 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | ГАФ Н-22Б Номад |
Оператор | Сабах Уотер |
Регистрация | 9М-АТЗ |
Начало рейса | Лабуан аэропорт |
Место назначения | Международный аэропорт Кота-Кинабалу |
Пассажиры | 10 |
Экипаж | 1 |
Погибшие | 11 |
Выжившие | 0 |
Катастрофа Double Six , также известная как трагедия Double Six (имеется в виду 6 июня), — авиакатастрофа с участием самолета GAF N-22B Nomad авиакомпании Sabah Air , которая произошла 6 июня 1976 года в Кота-Кинабалу , Малайзия, в результате чего погибли несколько местных жителей. политические лидеры, в том числе два высших лидера — Тун Фуад Стивенс и Датук Питер Модюнтин .
Фон
[ редактировать ]Тун Фуад Стивенс пришел к власти во время выборов в штате Сабах 1976 года, которые проходили с 5 по 14 апреля 1976 года. Его партия БЕРДЖАЯ получила 28 из 48 оспариваемых мест, победив предыдущую правящую партию Объединенную национальную организацию Сабаха (USNO) во главе с Тун Мустафой. . Тун Фуад был приведен к присяге в качестве пятого главного министра штата Сабах 15 апреля 1976 года. [ 1 ] На 53-й день после его победы на выборах самолет, на котором он сел, разбился по пути в аэропорт Кота-Кинабалу. [ 2 ]
Вечером 5 июня 1976 года (суббота) Тун Фуад со своим братом Бенедиктом Стивенсом (часто известным как Бен) и другими лидерами BERJAYA собрались в гольф-клубе Лабуана , чтобы устроить празднование победы старого друга Тун Фуада, Тенгку Разали Хамзы . Тенгку Разали был федеральным министром финансов, а также председателем правления Petronas , малазийской нефтегазовой компании. Тун Мустафа , бывший главный министр штата Сабах, ранее отказался подписать соглашение о 5%-ной доле нефти с Petronas . Тун Фуад, Тенгку Разали и другие лидеры BERJAYA «хорошо беседовали» до 6:00 утра следующего дня. Затем Тун Фуад и его брат отправились в Кота-Кинабалу, чтобы отметить благотворительную прогулку, которая состоится утром. [ 1 ] Датук Питер Модюнтин , еще один лидер BERJAYA, решил остаться в Лабуане, чтобы возглавить празднование победы отделения партии BERJAYA. [ 2 ]
Тун Фуад встретил на марше своего старшего сына Джохари Стивенса. Тун Фуад настоял на том, чтобы его старший сын Джохари последовал за ним в Лабуан, чтобы посетить официальное открытие нефтеперерабатывающего завода стоимостью 100 миллионов ринггитов. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Однако Тун Фуад и его сын так и не поехали на нефтеперерабатывающий завод из-за плотного графика. Затем Тун Фуад вернулся в гольф-клуб Лабуана, чтобы встретиться с Тенгку Разали. [ 1 ]
Тун Фуад и Тенгку Разали пообедали на пляже недалеко от деревни Лайанг-Лайанг. После этого они решили вернуться в Кота-Кинабалу раньше для подготовки ночного официального банкета в Истана Негери (Государственном дворце), на котором Тенгку Разали и Тун Фуад должны были подписать сделку с Petronas. [ 1 ] [ 4 ] Однако другие источники утверждали, что Тун Фуад не согласен с 10% роялти за нефть, предложенным федеральным правительством. [ 5 ] вместо этого выбрав 20% роялти за нефть. [ 6 ] Конрад Модюнтин , брат Питера Модюнтина, который также был бывшим депутатом от Мойога , утверждал, что Тун Фуад никогда бы не согласился на 5%. [ 7 ] Однако Харрис Саллех в интервью газете Sabah Daily Express заявил, что «Тун Фуад на 100 процентов поддержал договоренность парламента. Он поддержал закон, поддержал соглашение. Никакой разницы. Он был готов подписать, сотрудничать. Потому что для него, какую бы договоренность вы ни заключили с федеральным правительством, это будет одно и то же». [ 8 ]
В 15:00 Тун Фуад, Тенгку Разали и другие лидеры BERJAYA поднялись на борт зафрахтованного правительством двухмоторного десятиместного австралийского самолета Nomad , принадлежащего Sabah Air . [ 1 ] [ 2 ] Питер Моюнтин был среди тех, кто находился на борту. [ 1 ] Изначально Питер планировал сесть на рейс Malaysia Airlines (MAS) обратно в Кота-Кинабалу в 13:30 по расписанию того же дня. [ 2 ] Однако Тун Фуад уговорил Питера полететь с ним обратно в Кота-Кинабалу, потому что Тун Фуад хотел обсудить какой-то вопрос с Питером на борту самолета. [ 1 ] Питер также отменил рейс MAS и отклонил приглашение поехать на другом самолете GAF Nomad, на котором находились другой лидер BERJAYA Датук Харрис Саллех и главный министр Саравака Абдул Рахман Якуб . [ 2 ] В апреле 2010 года Тенгку Разали утверждал, что он сидел позади Тун Фуада, а Абдул Рахман Якуб сидел с правой стороны от Тенгку в самолете «Кочевник», когда Харрис Саллех пришел в последнюю минуту и попросил Тенгку выйти из самолета, чтобы осмотреть скот. ранчо на острове Банги . Тенгку согласился и пригласил Абдула Рахмана последовать за ним. [ 4 ] [ 9 ] [ 10 ] Исхак Атан, личный секретарь Тенгку Разали, решил остаться с самолетом Тун Фуада, потому что он хотел подготовить документы для церемонии подписания в Кота-Кинабалу. Первым взлетел самолет Тун Фуада, а затем самолет Харриса. [ 1 ] Самолет Тун Фуада также доставлял тяжелые грузы из порта беспошлинной торговли Лабуан, такие как оборудование для гольфа и цветные телевизоры. В то время самолеты Nomad не были оснащены самописцами полетных данных для регистрации всех изменений курса и высоты. [ 2 ]
Однако Тенгку Разали дал другой отчет о событиях в последнюю минуту в книге под названием «Сабахан: Жизнь и смерть Тун Фуада Стивенса», которая была опубликована еще в 1999 году. Тенгку утверждал, что встретил Харриса Саллеха на пляже недалеко от Лаянга. - Деревня Лаян, когда последний попросил его поехать на остров Банги для осмотра скотоводческого ранчо. Тенгку Разали согласился и поехал в аэропорт Лабуана. Затем Тенгку сел в самолет Тун Фуада и попросил Абдула Рахмана сопровождать его на остров Банги. [ 1 ]
Согласно газете Borneo Bulletin, опубликованной 12 июня 1976 года, сын Тун Фуада, Джохари Стивенс (24-летний пилот-стажер) спросил, может ли он управлять самолетом в кресле второго пилота. Просьба была удовлетворена, и самолет вылетел из Лабуана. Перелет из Лабуана в Кота-Кинабалу обычно занимает около 40 минут. Самолет Тун Фуада должен был приземлиться в 15:30 в аэропорту Кота-Кинабалу. Погода была хорошая, и VIP-самолет должен был немедленно получить разрешение на посадку. Однако самолет сделал круг и приблизился к аэропорту с севера. Утверждалось, что наземная диспетчерская вышка приказала самолету сделать еще один разворот из-за прилетающего Boeing 737 в аэропорт рейса Malaysia Airlines. Представитель аэропорта заявил, что инструкции от наземной диспетчерской вышки были противоречивыми. [ 2 ]
Авария
[ редактировать ]Джордж Джомитон Модюнтин (1932–1983), старший сын семьи Модюнтин, был одним из очевидцев крушения. Он и его друзья играли в гольф неподалеку в гольф-клубе Кинабалу в Танджунг Ару, когда самолет упал в море Сембулан при попытке приземлиться в международном аэропорту Кота-Кинабалу . Самолет находился на высоте 600 футов, летел со скоростью 86 узлов и приближался к взлетно-посадочной полосе с севера, когда он, казалось, заглох в воздухе, одно крыло опустилось вниз, а самолет, совершая полторы спирали, повернул на мелководье глубиной всего три фута. Было 15:41 и 27 секунд. [ 2 ] Жители Кампунг Сембулан Бару сообщили, что услышали взрыв около 15:30. Выбежав из дома, они увидели, что самолет развалился на две части, а кабина экипажа застряла в песчаной отмели примерно на три фута. [ 1 ] Другие части самолета были затоплены на мелководье, а часть находилась над водой. По данным The Far Eastern Economic Review, самолет, казалось, качнулся из стороны в сторону, прежде чем пошел по спирали и разбился. [ 2 ]
Самолет полностью разбился. Кровь текла из разбитого самолета и окрашивала окружающую воду в багровый цвет. Место крушения находилось всего в 50 футах от ближайших домов деревни Кампунг Сембулан Бару, над которыми только что пролетел самолет. [ 2 ] и в 3 км от аэропорта. [ 11 ] Брат Тун Фуада Бен Стивенс и комиссар полиции Юсоф Хан были одними из первых, кто прибыл на место происшествия. Комиссар полиции разрезал самолет. [ 1 ] Среди первых предметов, найденных на месте крушения, были белые туфли Тун Фуада. [ 2 ] Бену Стивенсу и комиссару полиции удалось вытащить останки капрала Саида, телохранителя Тун Фуада, сидевшего в задней части самолета. [ 1 ] Комиссар полиции Юсоф Хан вспоминал:
По всему полу самолета были разбросаны тела... они были искалечены разными способами. Тун Фуад гротескно растянулся, его конечности располагались под странным углом к телу. Я узнал его по размеру. Лицо Петера Моюнтена осталось нетронутым, а на затылке осталась лишь кровавая дыра. Запах крови был ужасен, и мои ребята были на грани обморока, но нам удалось вытащить тела из самолета и выстроиться рядом с ним, чтобы можно было быстро опознать. Выживших не было. Я был в ужасе, увидев, что там присутствовали почти все старшие лидеры BERJAYA. Не хватало только Харриса. [ 1 ]
- Комиссар полиции Юсоф Хан, 6 июня 1976 г.
Все тела собрались в зоне кабины, за исключением одного, которое все еще было пристегнуто ремнем безопасности. Кабина была зарыта в землю. Капитан Натан был найден в кресле пилота, а Джохари Стивенс (сын Туна Фуада) - в кресле второго пилота. Все тела были изуродованы до неузнаваемости, за исключением Петера Моюнтина, лицо которого осталось нетронутым. На некотором расстоянии от тела была обнаружена отрубленная голова. Один очевидец описал состояние погибших как «тела превратились в желе, практически каждая кость в их телах была сломана или раздроблена». [ 2 ]
Пожарные прибыли на место первыми. Вскоре прибыла полиция и оцепила территорию. Чтобы разрезать самолет, пришлось использовать топоры, и было извлечено 11 тел. Также были изъяты два револьвера, пять часов и 6000 ринггитов наличными. Все останки были отправлены в больницу Королевы Елизаветы для реконструкции. Врачи работали более 6 часов, чтобы зашить части тела. [ 2 ] Затем Бен Стивенс и Тенгку Разали прибыли в морг для официального опознания тел. [ 1 ]
Пассажиры и экипаж
[ редактировать ]В результате крушения погибли все 11 находившихся на борту самолета, в том числе пять министров. [ 12 ] [ 2 ]
- Тун Фуад Стивенс , главный министр штата Сабах [ 12 ]
- Датук Питер Модюнтин , министр местного самоуправления и жилищного строительства Сабаха [ 2 ] [ 12 ]
- Датук Чонг Тхиен Вун, министр связи и общественных работ штата Сабах
- Датук Салле Сулонг, министр финансов штата Сабах
- Датук Дариус Биньон, помощник заместителя главного министра
- Датук Вахид Питер Анду, постоянный секретарь министра финансов Сабаха
- Д-р Сайед Хусейн Вафа, директор отдела экономического планирования Сабаха
- Ишак Атан, личный секретарь министра финансов Малайзии
- Капрал Саид Мохаммед, телохранитель Тун Фуада
- Джохари Фуад Стивенс, сын Тун Фуада
- Ганди Дж. Натан, пилот
Последующие события
[ редактировать ]Авиакатастрофа создала вакуум в руководстве партии БЕРДЖАЯ. Он также создал пять вакантных мест в законодательном собрании штата Сабах, дополнительные выборы на которых состоятся 31 июля 1976 года, а день выдвижения кандидатов - 15 июля. [ 13 ] 21 июня 1976 года Barisan Nasional принял заявки от BERJAYA и USNO на вступление в коалицию. [ 14 ] USNO согласилась не участвовать в дополнительных выборах, оставив BERJAYA конкурировать с независимыми представителями, Китайской ассоциацией Сабаха, BERSATU и PEKEMAS. [ 13 ] После смерти Тун Фуада остались его жена Рахима Стивенс и четверо детей, которые в то время все еще учились в Австралии. [ 1 ] Правительство немедленно начало полномасштабное расследование причин крушения самолета. Следственную группу возглавил полковник Осман Саман. [ 11 ] состоящий из офицеров Департамента авиации, Королевских ВВС Малайзии, Королевской полиции Малайзии и других связанных ведомств. Правительственные источники в то время отметили, что разворот самолета перед падением в море был ненормальным. Таким образом, возникли подозрения в нечестной игре, и самолет мог быть взломан до того, как он вылетел из аэропорта Лабуана. [ 11 ]
В 18:00 того же дня заместитель главного министра штата Сабах Датук Харрис Саллех , задыхаясь от эмоций, сообщил нации эту новость. Он сказал, что: [ 2 ]
Тун Фуад и его группа возвращались в Кота-Кинабалу из Лабуана, когда самолет Sabah Air Nomad, заходивший на посадку в аэропорту, развернулся и разбился. Самолет развалился на несколько частей. Причина аварии пока не известна. [ 2 ]
- Датук Харрис Саллех, 6 июня 1976 г.
Харрис Саллех все еще скорбел и не хотел вступать в должность главного министра. Однако, после уговоров Тенгку Разали, [ 1 ] Харрис был приведен к присяге в качестве шестого главного министра Сабаха незадолго до полуночи того же дня. [ 11 ] [ 15 ]
Хусейн Онн настоял на государственных похоронах погибших государственных лидеров. Однако проблемы возникли из-за того, что покойные лидеры принадлежали к разным религиям, в том числе Тун Фуад, который сам был мусульманином (вместе с Датуком Саллехом Сулонгом, его сыном Джохари, постоянным секретарем государственного министерства финансов, Датуком Вахидом Питером Анду, доктором Саедом Хусином Вафа, Исхак Атан и капрал Саид Мохаммад), в то время как Датук Питер Модюнтин и Датук Дариус Биньон были католиками, другие, такие как Датук Чонг Тьен Вун был англиканцем. Позже было решено, что все гробы лидеров штата будут собраны в Общественном центре Кота-Кинабалу. После этого гробы вождей покинут здание гуськом и разойдутся в разные стороны на разные кладбища. [ 1 ] Тело Питера Модюнтина было доставлено обратно в его дом в Кампунг Хунгаб, Пенампанг . Позже тело Питера было доставлено в общественный центр. [ 2 ] Тело Тун Фуада также было отправлено в тот же общественный центр. [ 11 ] Премьер-министр Хусейн Онн вылетел в Сабах утром следующего дня, чтобы присутствовать на государственных похоронах Тун Фуада. Премьер-министр и члены его кабинета отдадут последний долг между 13:00 и 14:00 того же дня. [ 11 ] Позже тело Петра было доставлено в церковь Святого Михаила в Донгунгоне для последнего обряда в 14:45. . панихида Была проведена После мессы гроб Петра был в последний раз открыт для публики (в то время как останки Датука Дариуса были перенесены в его родную деревню Кампунг Навахиу, Путатан, Пенампанг и близлежащую церковь Святого Рождества, расположенную в Кампунг Терави, Путатан, также в Пенампанг, который тогда был отдаленной приходской церковью Святого Михаила, сегодня является самостоятельным приходом с 2011 года в Архиепископия Кота-Кинабалу в районе Пенампанг, посвященная архиепископом Датуком Джоном Ли в то время ). Их гробы были похоронены позже в тот же день (Петр был похоронен на кладбище Святого Михаила, а Дарий был похоронен, возможно, либо на деревенском кладбище Кампунг Навахиу, либо на католическом кладбище Благотворительного фонда Святого Иосифа в Кампунг Донтозидоне недалеко от Олд Пенампанг-роуд. ). [ 2 ] Позже тело Тун Фуада было похоронено в государственной мечети Сабаха. [ 1 ] 7 июня 1976 года был объявлен государственный праздник, и ведомства штата и федерального правительства, а также в коммерческих помещениях и частных домах были приспущены флаги. [ 11 ]
Неделю спустя, 14 июня 1976 года, Харрис Саллех подписал соглашение о 5% роялти за нефть. [ 15 ] [ 16 ] Харрис сказал, что он подписал соглашение о 5%-ной ставке на нефть по рекомендациям генерального прокурора и соглашениям со всеми министрами своего кабинета. Кроме того, главный министр соседнего штата Саравак Абдул Рахман Якуб также подписал соглашение после обширного обсуждения с Тенгку Разали. Однако Харрис не был уверен, была ли сумма в 5% определена законом, парламентом Малайзии или федеральным правительством. [ 17 ]
Харрис также произнес панегирик в Законодательном собрании штата Сабах :
...Слава этого Дома уменьшилась из-за их отсутствия, но их дух, Новый Дух Сабаха, продолжает жить. [ 1 ]
- Датук Харрис Саллех, 14 июня 1976 г.
Позже Харрис признался, что федеральное правительство помыкало им, и он был слишком молод, чтобы противостоять его требованиям. Однако, если бы Тун Фуад был еще жив, он, возможно, смог бы противостоять этому, поскольку он был старше и пользовался уважением федерального правительства. [ 1 ]
Результаты расследования
[ редактировать ]Австралийский производитель самолетов GAF Nomad решил начать расследование, чтобы доказать, что катастрофа не произошла из-за механической неисправности. [ 2 ] Компания направила своего главного пилота Стюарта Пирса и главного конструктора Дэвида Хупера для расследования крушения. Их также сопровождали два представителя Министерства транспорта Австралии. Ранее Министерство транспорта Австралии выдало сертификат годности самолета. [ 1 ] 28 октября 1976 года, через 4,5 месяца после трагедии, расследование было завершено. Полные результаты расследования не были сразу обнародованы. Вместо этого заместитель министра связи Энче Мохд Али бин М. Шариф сделал заявление о результатах расследования:
Выводы следственной группы не выявили каких-либо технических ошибок или диверсий как причин авиакатастрофы. Вместо этого они обнаружили, что неисправность произошла из-за человеческой ошибки. Также выяснилось, что складские помещения в задней части самолета были загружены товарами, превышающими максимальную загрузку. Как следствие, это привело к тому, что самолет потерял управление при попытке приземлиться в аэропорту Кота-Кинабалу, что привело к катастрофе. [ 2 ]
- Заявление Мохда Али бин М. Шарифа в 1976 году.
22 июня 1976 года Австралийская радиовещательная корпорация объявила о результатах расследования GAF, которое установило, что причиной катастрофы стала ошибка пилота; однако дополнительных подробностей они не сообщили. [ 13 ] С тех пор отчет австралийского расследования оставался засекреченным. [ 18 ] [ 19 ] Отчет под названием «Г. Беннетт - Sabah Air Nomad - Отчет следственной группы государственных авиационных заводов (GAF) о крушении самолета Nomad в Малайзии 9M - ATZ 6 июня 1976 года» находился в Национальном архиве Австралии под номером серии B5535. и номер ограничения 33(1)(a), поскольку «Малайзия еще не опубликовала публично свой окончательный и полный отчет о расследовании». [ 20 ] [ 21 ] [ 15 ] [ 22 ] Sabah Barisan Nasional В 2017 году главный министр Муса Аман в ходе сессии вопросов и ответов в законодательном собрании штата заявил, что отчеты по-прежнему засекречены, поскольку «Управление гражданской авиации Сабаха не располагает новой информацией о катастрофе». [ 23 ] В 2019 году Пакатан Харапан главный министр Шафи Апдал оставил решение рассекретить отчет соответствующим органам. [ 24 ]
11 июля 2022 года бывший главный министр штата Сабах Харрис Саллех подал судебную жалобу с целью рассекретить отчет о расследовании в Малайзии, сославшись на статьи 8 и 10 Конституции Малайзии и раздел 2C Закона о государственной тайне 1972 года . [ 25 ] 8 марта 2023 года Высокий суд Кота-Кинабалу обязал федеральное правительство через три месяца рассекретить окончательный отчет о расследовании авиакатастрофы. [ 26 ] Первоначально Генеральная прокуратура (AGC) подала апелляцию; [ 27 ] однако премьер-министр Анвар Ибрагим позже объявил 5 апреля, что федеральное правительство согласилось рассекретить окончательный отчет о расследовании. Он также добавил, что Министерству транспорта (МФ) будет поручено опубликовать отчет. Он объяснил, что решение было основано на «интересах семей жертв и жителей Сабаха». [ 28 ] [ 29 ] Отчет о расследовании был наконец опубликован 12 апреля 2023 года, спустя 47 лет после его создания. [ 30 ] В отчете выяснилось, что центр тяжести находился в задней части самолета из-за большого веса и что пилоту, вероятно, не удалось вывести самолет из сваливания из-за усталости (усталости или истощения). [ 30 ]
В мае 2022 года Харрис также подал в Национальный архив Австралии запрос на рассекречивание отчета B5535 через юридическую фирму Messr Jayasuriya Kah & Co. 24 апреля 2023 года Административный апелляционный трибунал Австралии согласился передать отчет юридической фирме. [ 31 ] Отчет был опубликован 26 апреля 2023 года и подтверждает выводы малайзийского отчета о расследовании. [ 32 ]
Причины
[ редактировать ]Перегрузка самолета . Если самолет Nomad эксплуатируется с нарушением строгих ограничений по весу, он будет вести себя непредсказуемо на низкой скорости, особенно при приземлении. Этот факт не был упомянут в руководстве по летной эксплуатации во время катастрофы Double Six. Поскольку при посадке в аэропорту Кота-Кинабалу на малой высоте (600 футов) самолет перевозил тяжелые грузы, пилоту не нужно было бы успеть среагировать и вывести самолет из штопора и выполнить аварийную посадку . [ 1 ] В хвостовой части самолета находилось 147,4 кг грузов, что превышало максимально разрешенный вес в 87,8 кг; хотя общий вес самолета был меньше максимально разрешенной массы в 197,3 кг. [ 33 ]
Ошибка пилота - капитан Натан, возможно, позволил старшему сыну Тун Фуада, Джохари Стивену, который также был пилотом-стажером, управлять самолетом. Подозрение возникло потому, что тело Джохари было найдено в кресле второго пилота. Возможно, самолет вошел в штопор, когда Джохари попытался слишком круто вывести тяжелонагруженный самолет с места захода на посадку. Однако столь же вероятно и обратное. Капитан Натан, обладающий многолетним опытом полетов, легко мог вывести самолет из штопора и спасти самолет от смертельной катастрофы. [ 1 ] Однако в 2004 году Тох Пуан Хаджа Рахима Стивенс (жена Тун Фуада) и Датук Харрис Саллех согласились, что «ошибка пилота» была основной причиной крушения. [ 34 ] Капитан Натан имел действующую лицензию на управление этим типом самолета, но имел плохую историю подготовки. Например, капитан не выполнил стандартные рабочие процедуры VVIP перед полетом на самолете. Кроме того, его летный журнал велся в плохом состоянии. Компания Sabah Air не требовала от своих пилотов строгих правил эксплуатации самолетов. [ 33 ] Недавно созданная компания Sabah Air действовала «незаконно» с технической точки зрения, поскольку ее проект руководства по эксплуатации на тот момент еще не был одобрен Департаментом гражданской авиации Малайзии. [ 32 ]
Разоблачение сериала «Четыре угла»
[ редактировать ]Конструктивный недостаток самолета . Это вторая авиакатастрофа Nomad после первой катастрофы 3 октября 1973 года, когда самолет был сдан в аренду Королевским ВВС Австралии (RAAF) под номером A18-002 в июле 1973 года. [ 1 ] [ 35 ] Третья авиакатастрофа Nomad произошла 6 августа 1976 года во время испытательного полета в аэропорту Авалон , Австралия, ровно через 2 месяца после крушения малайзийского самолета Double Six. [ 1 ] [ 36 ] В ноябре 1995 года, через 20 лет после крушения Double Six, в Four Corners сериале Австралийской радиовещательной корпорации (ABC), известной своими разоблачительными расследованиями, была показана программа об опасностях самолетов Nomad, которая подавлялась на протяжении многих лет. . [ 1 ] На момент выхода передачи в эфир произошло 19 несчастных случаев на «Кочевниках», в которых погибло 56 человек. Именно крушение самолета, которым управлял Глен Донован, 12 марта 1990 года, вызвало мятеж среди пилотов австралийской армии, после чего использование всех военных «Кочевников» было прекращено. Гарри Брэдфорд был бывшим летчиком-испытателем RAAF. Он обнаружил проблемы с управляемостью самолета, особенно при его управлении на заходе на посадку и посадке. Однако его отчеты были скрыты, поскольку это могло нанести ущерб репутации GAF и национальным интересам Австралии. Бывший инженер-конструктор GAF Пол Хьюз купил 16 самолетов Nomad через свою собственную корпорацию. Однако вскоре после этого он подал иск против Nomad из-за ряда дефектов самолета, таких как дефектная конструкция хвостового оперения и максимальный предел веса, который может нести самолет, который был намного ниже заявленного предела веса. В конце концов австралийское правительство выплатило австралийских долларов Hughes Corporation 4 миллиона . Затем Хьюз продал 15 из 16 купленных им самолетов. Семья Тун Фуада считала, что неисправная конструкция самолета является более вероятной причиной крушения Double Six. [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]
Позже на месте крушения был построен памятник, известный как Монумент «Двойная шестерка», в память о трагедии. [ 37 ]
Министерство внутренних дел Малайзии запретило книгу под названием « Питер Дж. Модюнтин - Золотой сын Кадазана» сразу после ее публикации в мае 1978 года. Книга содержит подробное описание событий, произошедших до, во время и после крушения самолета. С тех пор запрет не был снят в целях обеспечения «общественной безопасности, поскольку книга содержала очень критику в адрес федерального правительства». С 2010 года различные круги пытаются снять запрет на книгу. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] В мае 2024 года бывший главный министр Тан Шри Джозеф Паирин Китинган выразил надежду премьер-министру Датуку Сери Анвару Ибрагиму на государственном уровне рассмотреть возможность снятия запрета на книгу после закрытия фестиваля Кааматан .
В июле 2010 года бывший главный министр Сабаха Харрис Саллех подал иск о клевете против другого бывшего главного министра Сабаха Йонг Тек Ли после заявлений о том, что Тенгку Разали Хамза (бывший председатель Petronas ) не сел на злополучный рейс, когда Харрис попросил Разали присоединиться к нему для еще один рейс на остров Банги для осмотра животноводческой фермы. Юн призвал провести новое расследование по этому делу, чтобы установить точную причину крушения самолета. [ 43 ] 28 февраля 2012 года Высокий суд Сабаха постановил, что Йонг «перешел черту», употребив слова «преступление» и «убийство» против Харриса Саллеха. Йонгу было приказано выплатить Харрису 1 миллион ринггитов в качестве компенсации за ущерб. [ 15 ] Однако 19 ноября 2013 года Апелляционный суд обязал Харриса вернуть Йонгу всю сумму ущерба. [ 44 ] [ 45 ] 26 сентября 2017 года Федеральный суд Малайзии обязал Йонга выплатить Харрису компенсацию в размере 600 000 ринггитов, поскольку Йонг обвинил Харриса в том, что у него «кровь на руках», несмотря на отсутствие доказательств, подтверждающих его заявление. [ 46 ]
В июне 2022 года базирующаяся в Сабахе газета Daily Express опубликовала документальный фильм, подробно описывающий события катастрофы. [ 47 ] В июне 2024 года председатель неправительственной организации Sunduvan Sabah Алоизиус Даним Сиап заявил, что группа хочет, чтобы молодое поколение узнало, как крушение Double Six изменило политический ландшафт штата. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Гранвилл Эдж, Пи Джей (1999). Сабахан: жизнь и смерть Тун Фуада Стивенса . Селангор, Малайзия: Издательство писателей Sdn Bhd., стр. 10, 12, 14–16, 269–273, 275–286. ISBN 983-40114-0-7 .
Тенгку Разали хорошо помнит те выходные. По его собственным словам: Позже мы пообедали в деревне Лаян-Лаянг, а также выступили на большом митинге на пляже. После этого я должен был полететь обратно в КК с Дональдом на том же Номаде. Но в последний момент на пляже Харрис сказал мне: «Почему ты хочешь вернуться так рано? Тебе нужно быть в Истане только вечером. Пойдем со мной на Пулау Банги, и я покажу тебе скотоводческое ранчо."...Мы покинули Лаян-Лаянг и направились в аэропорт. На взлетной полосе стояли два «Кочевника». Один предназначался для отряда Дональда, возвращающегося в КК, а другой — для нас с Харрисом. Но сначала я поднялся на борт самолета Дональда и осмотрелся. Я увидел Рахмана Якуба, главного министра Саравака, уже сидящего там. Я спросил его: «Почему ты здесь? Ты часть моего отряда. Пойдем со мной на Пулау Банги». Итак, он вышел.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Бернар, Ста Мария (май 1978 г.). Питер Дж. Модюнтин - Золотой сын Кадазана (PDF) . Уджонг Пасир, Малакка: Chan Litho Press Sdn Bhd, стр. 7–23. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2015 года . Проверено 21 мая 2015 г. Альтернативный URL-адрес Опубликовано в Интернете с 7 марта 2013 года благодаря Chaos Computer Club Berlin.
- ^ «В авиакатастрофе в Малайзии погибло 11 человек» . Сарасота Геральд-Трибюн . Куала-Лумпур. 7 июня 1976 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Заговор все еще витает в воздухе» . Звезда . 10 июня 2013 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Сантос, Джейсон (6 июня 2022 г.). «Лидеры Сабаха требуют публикации отчета об авиакатастрофе Double Six в 1976 году» . Вибрации. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Лим, Джейк (13 апреля 2023 г.). «Мы обнаружили тревожные подробности в документах расследования авиакатастрофы, проведенных Сабахом КМ» . Силисос. Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Голингай, Филип (6 июня 2021 г.). «Вспоминая ключевой момент в истории Сабаха» . Звезда (Малайзия). Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Double Six: Документальный фильм «Нерассказанные истории» Daily Express (Сабах) на YouTube . Загружено 6 июня 2022 г. URL проверен 4 ноября 2023 г.
- ^ Саватан, Келимен (23 декабря 2011 г.). «Настоящая причина авиакатастрофы так и не была раскрыта – Ён» . Почта Борнео . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Тенгку Разали, 2010 г. - Переговоры с правительством Сабаха, трагедия Тун Фуада Стивенса (Тенгку Разали, 2010 г. - Переговоры с правительством Сабаха, трагедия Тун Фуада Стивенса) на YouTube . Выступление Тенгку Разали Хамзы (на малайском языке). Загружено 3 апреля 2010 г. URL проверен 29 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Розарио, Фрэнсис (7 июня 1976 г.). «Фуад: Подозрение на саботаж – Хусейн приказывает расследовать авиакатастрофу» . Новая Нация . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Прошлые авиакатастрофы с участием VIP-персон» . Ракьят Пост . 5 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2015 г.
Катастрофа Double Six, также известная как трагедия Double Six, — авиакатастрофа, произошедшая в Кота-Кинабалу, штат Сабах. В самолете находилось 11 человек, в том числе тогдашний главный министр штата Сабах Тун Фуад Стивенс, всего через семь недель после того, как он вступил в должность на второй срок. Другими пассажирами рейса были государственные министры Датук Салле Сулонг, Датук Питер Модюнтин, Чонг Тьен Вун и помощник министра Дариус Биньон.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о крахе Nomad Sabah MY By Elections» . Архив.орг . Государственный департамент США. 2 июля 1976 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «SNAP, BERJAYA, USNO присоединяются к национальному фронту; USNO не будет участвовать в дополнительных выборах в Сабахе» . archive.org . Государственный департамент США. 22 июня 1976 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Леонг, Джо (8 июня 2014 г.). «Правительство должно опубликовать отчет об авиакатастрофе «Двойной шестерки»» . Муравей Дейли . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Предложение аннулировать сделку по роялти за нефть» . Ежедневный экспресс . 26 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Саватан, Келимен (19 ноября 2011 г.). «Харрис говорит, что подписал соглашение о роялти за нефть по совету AG» . Почта Борнео. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Лакаи, Джозеф (7 декабря 2012 г.). «Авиакатастрофа 1976 года: вопросы без ответа» . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 21 мая 2015 г.
- ^ «SAPP потребует результатов Double Six» . Ежедневный экспресс . 26 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 21 мая 2015 г.
- ^ Беннетт, Г. (1976). «Г. Беннетт - Sabah Air Nomad - Отчет следственной группы государственных авиационных заводов (GAF) о крушении самолета Nomad в Малайзии 9M - ATZ 6 июня 1976 года» . Национальный архив Австралии . Государственные авиационные заводы (ГАФ). Архивировано из оригинала 20 мая 2015 года . Проверено 21 мая 2015 г.
- ^ «Дополнительные документы по расследованию происшествий в Nomad Sabah» . Национальный архив Австралии . Государственные авиационные заводы (ГАФ). 1976 год . Проверено 21 мая 2015 г.
- ^ Плутон, Джеймс (4 июня 2015 г.). «Спустя 39 лет, полное раскрытие трагедии «Двойной шестерки» должно быть обнародовано» . Кинабалу сегодня. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Дэвидсон, Десмонд (13 апреля 2017 г.). «41 год спустя, так и не приблизившись к истине о трагедии Сабаха «Двойная шестерка»» . Малазийское понимание. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 6 июня 2017 г.
- ^ Мивил, Оливия (6 июня 2019 г.). «Сабах оставляет властям рассекретить отчет о трагедии Double 6» . Новые времена проливов. Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Харрис добивается судебного пересмотра, чтобы обнародовать отчет о трагедии Double Six» . Свободная Малайзия сегодня. 11 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Суд Сабаха обязал правительство рассекретить отчет о трагедии Double Six» . Свободная Малайзия сегодня. 8 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Отчет о катастрофе Double Six: Генеральный прокурор подает апелляцию» . Ежедневный экспресс. 14 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ « Отчет «Двойной шестерки» об авиакатастрофе, в результате которой погиб бывший КМ Сабаха, подлежит рассекречению, — говорит Анвар» . Звезда . 5 апреля 2023 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Премьер-министр Анвар: Правительство соглашается рассекретить окончательные отчеты об авиакатастрофе в Сабахе в 1976 году» . Малайская почта. 5 апреля 2023 г. Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лим, Ида (12 апреля 2023 г.). «Авиакатастрофа Сабаха «Дабл Шесть» в 1976 году: нет никаких доказательств диверсии, пожара или взрыва», — говорится в рассекреченном отчете . Малайская почта. Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ «Австралия согласна опубликовать полный отчет о авиакатастрофе Double Six» . Новые времена проливов. 25 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Трагедия двойной шестерки: отчет Австралии совпадает с выводами Малайзии» . Новые времена проливов. 26 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Окончательный отчет — авария Nomad 22B 9M-ATZ Кота-Кинабалу 6 июня 1976 г.» (PDF) . Министерство транспорта Малайзии. 25 января 1977 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2023 г. . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Азиз, Хамдан (май 2013 г.). «Трагедия двойной шестерки и последствия политического развития в Сабахе, Малайзия» . Журнал социальных наук и гуманитарного образования . 6 (1). Социогуманика: 89–96 . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ «А18 ГАФ Номад» . airforce.gov.au . Музей РААФ. Архивировано из оригинала 28 марта 2015 года . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN GAF Nomad N.24 VH-DHF Аэропорт Авалон, Виктория (AVV)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов. Архивировано из оригинала 4 мая 2015 года . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ «Памятник двойной шестерке» . Совет по туризму Сабаха. Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Фернандес, Джо (16 июня 2014 г.). «Книга бросает тень на историю Сабаха» . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ «Снять запрет с «Золотого сына Кадазана» » . Свободная Малайзия сегодня . 13 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2014 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Лим, Кит Сианг (28 февраля 2010 г.). «Семья хочет снять запрет на книгу» . limkitsiang.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Лим, Кит Сианг (3 марта 2010 г.). «Онлайн-петиция о снятии запрета на биографию Питера Моюнтина – Золотой сын Кадазана » . limkitsiang.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Нг, Эйлин (25 мая 2015 г.). «Запрет на книгу об экс-лидере Сабаха остается в силе, - говорит Захид» . Малазийский инсайдер . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ То, Кевиль (6 июня 2011 г.). « Значительное» начало юридической тяжбы между бывшими КМ» . Свободная Малайзия сегодня . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Суриани, Андоконг (19 ноября 2013 г.). «Апелляция SAPP, Yong на возмещение ущерба в размере 1 миллиона ринггитов удовлетворена» . Почта Борнео. Архивировано из оригинала 19 ноября 2013 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «В АПЕЛЛЯЦИОННОМ СУДЕ МАЛАЙЗИИ (Апелляционная юрисдикция) ГРАЖДАНСКАЯ АПЕЛЛЯЦИЯ № S-02-691-03/2012 (Датук Йонг Тек Ли против Датука Харриса Мохд Саллеха)» (PDF) . Апелляционный суд Малайзии. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Харрис Саллех выигрывает иск о трагедии двойной шестерки» . Почта Борнео. 27 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 г. Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Яу Чонг, Канг (26 июня 2022 г.). «Журналистские расследования никогда не бывают легкими: Джеймс Сарда» . Ежедневный экспресс. Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малайзия:Смерть Тун Хаджи Фуада . Видеозапись, сделанная 9 июня 1976 года, запечатлела место крушения и гробы жертв. Опубликовано Рейтер .
- «Описание происшествия» , Подробности происшествия опубликованы Aviation Safety Network.
- Итоговый отчет Министерства транспорта Малайзии ( Архив )