Даже Сюзо
Даже Сюзо | |
---|---|
Ятай Чжоусан | |
Рожденный | |
Умер | 30 января 1934 г. | (47 лет)
Движение | Анархизм в Японии |
Часть серии о |
Анархический коммунизм |
---|
![]() |
Хатта Сюдзо ( яп . 八太 舟三 ; 1886–1934) был японским анархистом-коммунистом , известным как один из главных теоретиков анархизма в Японии и главный сторонник «чистого анархизма» в движении.
Хатта родился в семье, связанной со старым сёгунатом Токугава , с раннего возраста был лишен доступа к образованию и начал работать, чтобы оплатить свое обучение. Работая разносчиком газет на Тайване , он принял христианство и вернулся в Японию, чтобы пройти обучение на пресвитерианского священника. После завершения богословского образования он проповедовал в сельских деревнях по всей Японии, прежде чем поселиться в общине в Хиросиме . Там он стал участником зарождающегося рабочего движения , благодаря которому он отказался от христианства и стал анархистом .
Он уехал в Токио, где жил в крайней нищете и начал страдать алкоголизмом . Несмотря на условия, в которых он жил, он стал плодовитым писателем-анархистом и оратором, используя риторические навыки, которые он развил в качестве проповедника, чтобы убедить людей в анархо-коммунизме. Убежденный антикапиталист , он критиковал другие анархистские тенденции, которые, по его мнению, были подвержены капиталистическому влиянию, особенно анархо -синдикализму . Он призвал к установлению «чистого анархизма», очищенного от любых капиталистических или этатистских влияний.
К 1930-м годам анархистское движение подвергалось жестоким репрессиям со стороны имперских властей, и здоровье Хатты ухудшалось. В отчаянии он попытался устранить разрыв между чистыми анархистами и синдикалистами, но это - в сочетании с его повторным обращением в христианство - оттолкнуло его оставшихся товарищей-анархистов. После его смерти его запомнили как одного из ведущих голосов анархизма в Японии и влиятельного теоретика развития анархо-коммунизма.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хатта Сюдзо родился 11 декабря 1886 года в Цу , портовом городе в префектуре Миэ империи Японской . Его родители умерли, когда он был очень молод, оставив его самым младшим из семи сирот. [ 1 ] Его семья была верна клану Тодо и управляла финансами области Цу до того, как Реставрация Мэйдзи упразднила феодальную клановую структуру. Поскольку клан Тодо был на стороне свергнутого сёгуната Токугава , новое правительство лишило семью Хатта ряда возможностей. [ 2 ]
Сюдзо попытался получить образование в области коммерции в школе в Кобе , но не смог продолжить образование после того, как у его семьи закончились деньги. Он переехал в Токио , где пытался оплатить свое образование, работая разносчиком газет , но это не дало ему достаточно денег для этого. Затем он устроился на работу моряком , что привело его на Тайвань , лишь недавно отошедший к Японии после Первой китайско-японской войны . [ 3 ] Там ему было легче устроиться на работу, устроившись на должность в почтовом отделении Тайбэя , но он быстро потерял ее после ссоры с работодателем. К этому времени он принял христианство и решил вернуться в Японию, чтобы присоединиться к зарождающемуся протестантскому движению . [ 4 ]
Хотя власти эпохи Мэйдзи приветствовали западные военные технологии , которые, по их мнению, могли укрепить обороноспособность страны, они с большим подозрением относились к христианству и другим западным идеологиям. [ 5 ] Христианство было популярно среди недовольных японских студентов, в то время как протестантизм, в частности, приобрел последователей благодаря своему участию в социальной работе . Большинство основателей Социал-демократической партии , за исключением некоего Котоку Сюсуи , были христианскими социалистами , которые считали христианство и социализм синонимами. [ 6 ] Поскольку эти христианские миссионеры предлагали более дешевое образование, чем в других университетах, в 1905 году Хатта поступил в университет Мэйдзи Гакуин , где изучал теологию , участвовал в ряде студенческих обществ и подружился с Тоёхико Кагавой . [ 7 ] Вместе с Тоёхико в 1910 году Хатта перешёл в богословскую школу в Кобе, где и завершил богословское обучение в 1912 году. [ 8 ]
Канцелярская карьера
[ редактировать ]Теперь член пресвитерианского духовенства , Хатта проповедовал Евангелие в регионах Тюбу и Тюгоку в Японии. Его общины были небольшими и поддерживались в основном за счет иностранных пожертвований, а это означало, что ему приходилось много работать, чтобы сохранить преданных последователей. [ 9 ] Поскольку большинство населения не было убеждено в христианстве, он также превратился в опытного ритора и стал все более увлечен своей общественной работой. [ 10 ] К марту 1915 года он обратил двенадцать человек в сельской деревне префектуры Гифу , которая, как он сообщил, страдала от такой крайней бедности , что местные фермеры-арендаторы все чаще заставляли своих дочерей обучаться на гейш . [ 11 ] Он также пришел к выводу, что сельские районы являются «благодатной почвой» для распространения христианства, поскольку тесные отношения в этих областях означают, что одно обращение может быстро привести ко многим другим. Он противопоставил это трудности обращения людей в городах, где индивидуализм был более распространен. [ 12 ] За это время Хатта женился на молодой выпускнице богословской школы в Иокогаме . У пары было двое детей: сын Тетсуро и дочь Йохана. Вероятно, это результат брака по расчету, пара была несчастлива вместе, и у Хатты было множество романов, даже когда он был священником. [ 13 ]
В апреле 1919 года он начал проповедовать в Ямагути , где начал разочаровываться в христианстве, так как чувствовал, что церковь оказалась неспособной адекватно реагировать на социальные волнения того периода. [ 14 ] В августе 1920 года он уехал из Ямагути в промышленный центр Хиросиму , где местное рабочее движение росло в размерах и влиянии. [ 15 ] Около сорока человек посещали его церковь, где он читал проповеди и лекции по культуре с таким красноречием, что его выгодно сравнивали с ведущими евангелистами того периода, Тоёхико Кагавой и Учимурой Канзо . Некоторые члены его общины выразили сожаление по поводу того, что здесь не было большего количества людей, которые могли бы говорить с ним, описывая его риторический стиль как «подобный Библии, говорящей в духе чистого социализма». Хотя его проповеди пользовались особой популярностью среди молодежи в его общине, многие представители старшего поколения беспокоились, что их священник вызывает недовольство богатых и влиятельных людей города. [ 16 ]
Он начал использовать свою церковь для поддержки местного рабочего движения и стал выступать за отмену капитализма и государства , постепенно отходя от христианства к политической философии анархизма . Когда он начал читать лекции о рабочем движении, городские газеты начали публиковать против него статьи, критикуя социализм Хатты как «непатриотический» и даже «дело дьявола». [ 17 ] Газеты также опубликовали подробности о его делах, что привело к сокращению числа членов общины, особенно среди ее пожилых членов. [ 18 ] После убийства Осуги Сакаэ Хатта организовал поминальную службу в его честь, что побудило как городские власти, так и духовную иерархию его собственной церкви отдать приказ о его изгнании из Хиросимы. Несмотря на мольбы жены об обратном, он отказался от христианства и полностью посвятил себя анархистскому активизму. В сентябре 1924 года он уехал в Токио, оставив позади и свою паству, и свою семью. [ 19 ]
Анархистский активизм
[ редактировать ]Вернувшись в японскую столицу, Хатта обнаружил, что ему трудно зарабатывать на жизнь как известному боевику-анархисту. Ему удалось заработать небольшую сумму денег, переводя такие книги, как Петра Кропоткина и «Этика: происхождение и развитие» « Михаила Бакунина , Бог и государство» но его доходы от этого фронта были ограничены. Он пополнял свой доход, практикуя ряку ( яп . 略 , букв. «захватывать»), анархистский термин, заимствованный из книги Кропоткина « Завоевание хлеба », используемый для описания практики вымогательства против богатых капиталистов. [ 20 ] Сначала он жил в приюте для бездомных , которым руководил Тоёхико Кагава, а затем нашел место жительства в Сэтагая . [ 21 ] В этот период Тоёхико описал Хатту как «невероятно жалкую фигуру», носящую потертую одежду, покрытую сыпью и часто пьяную из-за сакэ . [ 22 ] В это время Хатта жил с Вака Хиросе, от которого у него было двое детей. Он часто жестоко нападал на нее, даже когда она держала на руках одного из их детей, поскольку подозревал ее в романе. Его биограф Джон Крамп описал свое обращение с Вакой как «непростительное и полностью противоречащее тем самым принципам, которые он излагал». [ 23 ]
Несмотря на свой алкогольный и жестокий темперамент, Хатта приобрел популярность как плодовитый автор анархистской теории, страстный оратор и активный профсоюзный организатор. Кей Мотидзуки писал, что он мог быстро выйти из алкогольного ступора в тот момент, когда люди собирались его услышать, после чего он произносил оживленную речь. [ 24 ] В одном из отчетов Сабуро Дайдодзи описал поездку Хатты в небольшую деревню в регионе Тохоку , где он часами разговаривал с фермерами на тему анархического коммунизма , «доводя их до слез [и] наполняя их с гневом». [ 25 ] При этом Хатта продемонстрировал не только свои таланты оратора, но и восприимчивость японских фермеров к философии анархо-коммунизма. [ 26 ] Благодаря его ораторским и писательским способностям современники Хатты считали его «величайшим теоретиком анархо-коммунизма в Японии». [ 27 ]
По мере того, как Япония превратилась в доминирующую державу в регионе, с огромными внутренними производственными мощностями и расширяющейся колониальной империей в Корее и южной части Тихого океана , Хатта начал предсказывать неизбежность Второй мировой войны , если Японская империя продолжит беспрепятственно расти. [ 28 ] Фундаментально озабоченный развитием японского капитализма, он часто спорил с анархистами, несогласными с его интерпретациями, особенно с анархо-синдикалистами . Это побудило его разработать форму анархистского коммунизма, которую он назвал «чистым анархизмом», которая, по его мнению, представляет собой полный разрыв с капитализмом. [ 29 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]К концу карьеры Хатты как теоретика анархизма в 1932 году репрессии против японского анархистского движения усилились до крайности, а его собственная бедность и хронический алкоголизм привели к ухудшению его здоровья. [ 30 ] В отчаянии от ситуации, более поздние работы Хатты изменили его прежнюю непримиримость и привели доводы в пользу интеграции чистых анархистов в рабочее движение. [ 31 ] Он считал, что их внимание должно быть сосредоточено на «конфликтах, происходящих внутри капитализма», а не на «борьбе против капитализма», поскольку последний становился все более трудным из-за репрессий против движения. [ 32 ] Хатта также вернулся в христианство и снова начал посещать церковь, хотя и оставался критически настроенным по отношению к традиционному христианскому учению. [ 33 ]
Не имея возможности оплатить лечение своей болезни, Хатта Сюдзо умер 30 января 1934 года. [ 30 ] В некрологе, опубликованном в Jiyu Rengo Shinbun , он был описан как «бывший анархист-полемист». Хотя немногие из его товарищей-анархистов присутствовали на его похоронах, на них присутствовали Тоёхико Кагава и бывшая жена Хатты, а сама Вака Хиросе была госпитализирована во время родов второго ребенка. [ 34 ] В конце концов Вака вернулся на работу уборщиком в муниципальный офис Сетагая. [ 23 ]
Политическая мысль
[ редактировать ]Хатта призывал к отмене капитализма , а также эксплуатации труда , национального шовинизма и централизации власти, свойственных капиталистической системе. [ 35 ] Он также предостерег от подъема большевизма , который он считал не более чем еще одной формой капитализма и дымовой завесой для деспотизма централизованного правительства . [ 36 ]
Хатта считал необходимым, чтобы анархисты не только противостояли своим врагам капитализма и большевизма, но и очистили свои ряды от вражеского влияния и установили своего рода «чистый анархизм». Хатта позиционировал этот чистый анархизм в противовес анархо -синдикалистам , которые, по его мнению, переняли элементы научного социализма и демократического централизма у большевиков ; а также аграрные анархисты, которые считали, что существует фундаментальный конфликт между городскими и сельскими районами, который привел к эксплуатации фермеров городскими рабочими. [ 37 ] Он выступал против воспринимаемой нейтральности научного метода , который он считал продуктом капитализма, а также «искусственных организационных теорий», которые, по его мнению, противоречат свободной ассоциации . Он пришел к выводу, что синдикализм является отражением капиталистической системы и что он не может предоставить ей альтернативу, поскольку он чувствовал, что синдикалистская экономика неизбежно будет копировать разделение труда и экономическое неравенство, присущие капитализму. [ 38 ] Напротив, он утверждал, что классовый конфликт между фермерами и городскими рабочими существует только из-за капиталистического разделения труда, делая вывод, что фермеры и промышленные рабочие должны объединиться, чтобы разрушить капиталистическую систему, включая сами города. [ 39 ]
В конечном итоге Хатта представлял себе децентрализованное общество самоподдерживающихся коммун, которые будут заниматься как сельским хозяйством , так и «малой промышленностью». Его производство будет определяться только потреблением, а не диктоваться необходимостью экономического роста . Он считал, что общество, устроенное таким образом, будет свободно от любого разделения труда, социального неравенства или государственного контроля. Он также считал, что, поскольку этот анархический коммунизм будет полным разрывом с капитализмом, капиталистические отношения собственности не смогут восстановить себя. Он думал, что такое общество не может быть создано посредством выборов или традиционной классовой борьбы, но потребует социальной революции со стороны «неимущих масс», особенно фермеров-арендаторов . [ 40 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Хатты анархистский журнал Museifushugi Undō запомнил его как человека, который «действительно любил дискутировать и был человеком, пылающим страстью. Можно сказать, что в нем царила атмосфера революционера, горящего идеалом анархизма и всегда с молодыми людьми». люди собрались вокруг него». [ 24 ] Рюдзи Комацу описал его как «не просто просветителя масс или активиста. И еще меньше он был простым исследователем или философом. Все его утверждения и идеи возникли внутри движения или в связи с ним. просто кричать на окружающих, но брать на себя ответственность за свои утверждения и пытаться воплотить их в своей жизни и деятельности. В этом смысле Хатта, без сомнения, был мыслителем». [ 41 ]
В 1939 году Тоёхико Кагава опубликовал свой автобиографический роман « Приняв камень в качестве подушки», в котором он изобразил Хатту в образе «Яги Сюдзо», «священнослужителя-отступника», который оставил свою жену и детей в Хиросиме, чтобы жить в нищете в Токио. . [ 21 ] Японский новый левый Рю Ота позже назвал Хатту Сюдзо единственным анархистом «не только в Японии, но и во всем мире», который развил теорию анархистского коммунизма дальше, чем Петр Кропоткин . [ 42 ]
Могила Хатты утрачена, так как его родной город Цу был разрушен во время воздушных налетов на Японию . Семья Хатта продолжает жить в Цу, хотя последующие поколения почти забыли о Хатте Сюдзо. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крамп 1993 , с. 46.
- ^ Крамп 1993 , стр. 46–47.
- ^ Крамп 1993 , с. 47.
- ^ Крамп 1993 , стр. 47–48.
- ^ Крамп 1993 , с. 48.
- ^ Крамп 1993 , стр. 48–49.
- ^ Крамп 1993 , с. 49.
- ^ Крамп 1993 , стр. 49–50.
- ^ Крамп 1993 , с. 50.
- ^ Крамп 1993 , стр. 50–51.
- ^ Крамп 1993 , с. 51.
- ^ Крамп 1993 , стр. 51–52.
- ^ Крамп 1993 , с. 52.
- ^ Крамп 1993 , стр. 52–53.
- ^ Крамп 1993 , с. 53.
- ^ Крамп 1993 , стр. 53–54.
- ^ Крамп 1993 , с. 54.
- ^ Крамп 1993 , стр. 54–55.
- ^ Крамп 1993 , с. 55.
- ^ Крамп 1993 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Крамп 1993 , стр. 56–57.
- ^ Крамп 1993 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Крамп 1993 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б Крамп 1993 , с. 58.
- ^ Крамп 1993 , стр. 58–59.
- ^ Крамп 1993 , стр. 59–60.
- ^ Крамп 1993 , с. 60.
- ^ Крамп 1993 , стр. 60–61.
- ^ Крамп 1993 , стр. 61–64.
- ^ Jump up to: а б Крамп 1993 , стр. 64–65.
- ^ Крамп 1993 , с. 65.
- ^ Крамп 1993 , стр. 65–66.
- ^ Крамп 1993 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Крамп 1993 , стр. 66–67.
- ^ Крамп 1993 , с. 61.
- ^ Крамп 1993 , стр. 61–62.
- ^ Крамп 1993 , с. 62.
- ^ Крамп 1993 , стр. 62–63.
- ^ Крамп 1993 , с. 63.
- ^ Крамп 1993 , стр. 63–64.
- ^ Крамп 1993 , с. 64.
- ^ Крамп 1993 , с. 45.
Библиография
[ редактировать ]- Боуэн Раддекер, Элен (2009). «Анархизм, Япония». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–3. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0062 . ISBN 9781405198073 .
- Крамп, Джон (1993). Хатта Сюдзо и чистый анархизм в межвоенной Японии . Пресса Святого Мартина . дои : 10.1007/978-1-349-23038-9 . ISBN 978-0-312-10631-7 . LCCN 93-26328 .
- Маршалл, Питер Х. (1993). "Япония". Требование невозможного . Лондон : Фонтана Пресс . стр. 523–527. ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 1042028128 .