Зикризм
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Зикризм (также Зикрия ) [ 1 ] [ 2 ] — мусульманское меньшинство или секта махдистов , проживающая в основном в регионе Белуджистан на западе Пакистана . Название Зикри происходит от арабского слова Зикр . [ 3 ]
Подобно мусульманам -шиитам и суннитам , Зикри почитают Коран . Однако они следуют разным молитвенным практикам и верят, что Махди (фигура мессии и окончательный лидер в исламской эсхатологии, который, как полагают, появится в конце времен, чтобы избавить мир от зла и несправедливости) уже пришел.
Они уже подвергались религиозным нападениям еще до основания Пакистана, а более поздние нападения и эпизоды отсутствия безопасности заставили некоторых из них мигрировать из Белуджистана в города Пакистана. [ 4 ] [ 5 ]
По оценкам, их популяция составляет от 500 000 до 800 000 особей. [ 6 ]
Происхождение и верования
[ редактировать ]Вера Зикри возникла в Макране в конце 16 века. [ 2 ]
Зикрис верят в фигуру Махди, известную как Нур Пак , или «Чистый Свет». Зикрис верит, что Нур Пак ходил по земле до Адама и вернется в конце дней, чтобы восстановить истинный ислам, извращенный суннитами. [ 7 ] По словам Стивена Блейка, афганец по имени Мулла Мухаммад объявил себя Махди и сформировал движение Зикри, которое столкнулось с преследованием со стороны властей Великих Моголов . [ 8 ] К 18 веку зикризм практически достиг статуса государственной религии в Южном Белуджистане. [ 9 ]
В ряде источников говорится о том, что Сайид Мухаммад Джаунпури считается или некоторые считают его основателем зикризма. [ примечание 1 ] По мнению как минимум двух учёных (Роберта Бенкина и Сабира Бадалхана), это не может быть правдой. Бенкин пишет, что сторонние наблюдатели утверждали, что фигурой Махди среди белуджей Зикрис был Мухаммад Хуанпури, но белуджи Зикрис отрицают, что Мухаммад Джаунпури посещал Белуджистан , и настаивают, что их Махди - это фигура, отличная от более позднего периода. Зикрис полагает, что Нур Пак родился в 977 году хиджры , или между 1569 и 1570 годами нашей эры. [ 15 ] [ 16 ]
По словам Сабира Бадалхана, подавляющее большинство зикри, включая их самых влиятельных лидеров, отвергают представление о том, что их Махди был Мухаммад Джаунпури, указывая на разные даты рождения и смерти Хуанпури и их Махди, а также на то, что все источники зикри фиксируют, что Зикри Махди имел умер в Кече. [ 17 ] Они заявляют, что их предки никогда не слышали о Хуанпури, и что между общинами Зикри и Махдави нет никаких отношений, и что их верования и обычаи различны. [ 2 ]
Практики
[ редактировать ]Зикрис совершают паломничество ( зиярат ) к Кох-э-Мураду , «Горе желаний» в Белуджи , 27-го числа Рамадана в память о своем Махди. Они отмечают этот день как священный праздник. [ 3 ] [ 15 ] Потомки первоначальных верующих Махди продолжают возглавлять общину Зикри и известны как Муршиды . Зикрис называет их Ваджа в знак уважения. [ 3 ] Рано утром того дня Зикрис отмечает Шаб-э-Кадр , день памяти Мухаммеда, получившего свое первое откровение от ангела Гавриила . [ 3 ]
Зикрис соблюдает ежедневные молитвы, называемые Зикр, вместо Салаха , ежедневных молитв других мусульман. Ежедневно совершается пять зикров . Три молитвы обязательны и совершаются в группе устно. Два из них молчаливы и обычно исполняются только старшими и более набожными Зикрисами. Женщины совершают только устный зикр . [ 2 ] Пять молитв известны как Гварбамай, Немрочай, Рохзардай, Саршапай и Немхангамай . [ 2 ] Рохзардай и Немхангамай могут исполняться индивидуально, а все остальные произносятся в группе. [ 2 ]
Места поклонения Зикри называются Зикр Ханас или Зиграна (букв. «Дом Зикра»). Зикрис собираются три раза в день в Зикр Ханасе и совершают специальную молитву квадратным строем с лидером посередине. Эта молитва состоит из формул на персидском и белуджском языках, стихов Корана и повторения имени Бога стоя, сидя и простираясь ниц. Поклонники Зикри носят белую или светлую одежду, моются перед участием и покрывают голову шарфом или носовым платком, называемым румалом . Не-Зикрисам запрещено посещать богослужения Зикри в Зикр Хане . Зикр-ханы часто строились в Астане , местах, которые община Зикри считала священными. Это может быть место, где медитировал Муршид , или бывший дом лидера общины. [ 3 ] В отличие от мечетей , Зикр-ханы не имеют ни михраба (нет необходимости отмечать направление молитвы, поскольку Бог повсюду), ни минаретов . [ 18 ]
Вопреки некоторым распространенным убеждениям, у Зикри нет другой священной книги, кроме Корана или в дополнение к Корану. По словам Сабира Бадалхана, они хранят копии Корана («напечатанные типографиями мусульман-суннитов в крупных городах Пакистана») в Зикр Ханасе на полках или в нишах, «обычно завернутые в чистую дорогую ткань», и к ним относятся с обычным почтением, будучи поцелован Зикрисом после чтения стиха. [ 2 ]
В особых случаях зикрис исполняют Чауган , песни хвалы Мухаммеду , Махди , Турбату и Кох-и-Мураду , сопровождаемые ритуальными танцевальными движениями. Члены церкви не спят всю ночь, совершая молитвы. Чтец-женщина, известная как Шер, стоит в центре строя, произнося молитвы, которым отвечает мужская группа. [ 3 ] [ 2 ]
Чауганы поются в честь религиозных событий, таких как 27-й Рамадан, Шаб-и-Барат (15-й день Шабана ) и Курбан-Байрам . Зикрис верит, что четырнадцатый день лунного месяца, если он выпадает на пятницу, является благоприятным, и тогда может совершить Чауган . [ 2 ]
Преследование
[ редактировать ]Зикрис подвергался преследованиям со стороны других мусульман за свои убеждения.
Зикрис столкнулся с преследованиями в восемнадцатом веке во время правления Мир Насир-хана Великого, мусульманского правителя-суннита ханства Калат . [ 19 ] Их религиозные и исторические записи были уничтожены, а сохранившаяся информация сохранилась посредством устных традиций и письменных источников, не относящихся к Зикри. [ 4 ] Насир Хан вел войну за обращение Зикри в суннитский ислам, убив 35 000 Зикрис в период, известный как война Зикри-Намази. [ 13 ] Суннитский ислам стал доминирующей религией в Белуджистане, а современные зикрисы живут в более отдаленных районах. [ 9 ]
В 1930-х годах в иранском Макране экстремист по имени Кази Абдулла Сарбази объявил джихад Зикрису, «что привело к крупной резне» и изгнанию Зикри из этого района. [ 20 ] Также в ту эпоху «сотни других зикрис были убиты» в периодических погромах «фанатиками-суннитами по наущению» их религиозных лидеров «в районах Фарода, Бафтана и Кишкаура (в Белуджистане), по словам Абдула Гани Балуджа. [ 21 ]
После создания Пакистана мусульмане-сунниты напали на Зикрис и подвергли их насильственному обращению. В связи с общим ростом исламского экстремизма и джихадизма в регионе с 1980-х годов Зикрис подвергался дискриминации, преследованию и убийствам со стороны суннитских боевиков в Пакистане. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] При военном правительстве Зия-аль-Хакка сунниты добивались объявления Зикриса немусульманами. [ 19 ] В 1990-е годы Зикрис подвергались преследованиям, протестующие призывали к разрушению их святынь. [ 25 ]
Преследование Зикриса со стороны суннитских боевиков в 2014 году было частью более масштабной реакции против религиозных меньшинств в пакистанском Белуджистане, направленной против индуистов , хазарейцев , шиитов и зикри, что привело к миграции более 300 000 шиитов, зикри и индуистов из пакистанского Белуджистана. . [ 19 ] Ответственность за это несут группировки боевиков «Лашкар-и-Джангви» и пакистанские «Талибан» . [ 23 ] [ 24 ]
В 1990-е годы среди суннитов возникло движение за объявление Зикрис немусульманами, и была развернута кампания против их ежегодной общины в Кох-и-Мураде в Малаканде. Это сопровождалось демонстрациями с призывами к разрушению Зикри Байтуллы (Дома Бога), а члены секты подвергались насилию и притеснениям. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Нападение произошло 29 августа 2014 года на святыню в районе Аваран в Пакистане. Боевики убили по меньшей мере шестерых Зикрис и ранили еще семерых. [ 30 ] 7 октября 2016 г. боевик застрелил религиозного лидера Зикри в районе Кеч в Белуджистане. [ 31 ] В августе 2017 года двое паломников Зикри были убиты и двое ранены в результате взрыва бомбы в районе Камп Таль в Пангджуре, Белуджистан. [ 32 ]
Население
[ редактировать ]
Комитет Сената США по международным отношениям в 2004 году заявил, что насчитывается около 200 000 зикри. [ 33 ] Виктория Уильямс оценивает количество Зикрис в 800 000 Зикрис. [ 29 ] и Сабир Бадалхан - от 600 000 до 700 000. [ 34 ]
Зикрис живут в основном в пакистанском Белуджистане, сконцентрированном на южном побережье Макрана , в районе Ласбела и Кветте . [ 2 ] Они составляют большинство в районе Гвадар города Макран в Белуджистане. [ 15 ] [ 33 ] Значительные общины зикрис проживают в пакистанской провинции Синд и Карачи . [ 2 ] особенно в экономически неблагополучном городе Ляри . [ нужна ссылка ] Хотя Зикрис также исторически жил в провинции иранского Белуджистана, почти все они уехали в пакистанский Белуджистан в последние десятилетия 20-го века. [ 1 ] Некоторые зикрис мигрировали из Пакистана на полуостров Персидского залива, где большинство из них проживает в Султанате Оман . [ 34 ]
Преследования вынудили сотни зикри и представителей других меньшинств покинуть Белуджистан в более безопасные города Пакистана, такие как Карачи , Лахор , Равалпинди и Исламабад . [ 5 ]
В Пакистанском Белуджистане проживают люди африканского происхождения, вышедшие из рабства. [ 35 ] В регионе Макран многие из этих афробелуджей следуют секте Зикри. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Связь Мохаммада Джаванпури и зикризма:
- «Основателем зикризма считается Сейед Мохаммад Джаванпури, который в 15 веке объявил себя последним Махди. Он начал проповедовать свое учение в Макране, в окрестностях Кох-и-Морад, после нескольких паломничеств в Мекку и Медину и странствий. в Турции и Сирии..."; [ 10 ]
- «Относительно личности Махди Зикрис были выдвинуты различные тезисы. УРРАЗАИ описывает четыре основных мнения» [одно из которых] ... гипотеза о том, что он [Сайид Мухаммад Джаунпури, основатель ... секты Махдавия] Махди — это тот, кого защищают многие неместные писатели (и некоторые писатели-зикри)». [ 11 ]
- «Некоторые люди верят, что они являются последователями Сайеда Мохаммада Джаунпури, но другие не согласны и говорят, что верят в Пророка Мухаммеда как в последнего пророка и в Священный Коран как в последнюю божественную книгу». [ 12 ]
- «По словам историка и писателя доктора Шаха Мохаммада Марри, живущего в Кветте, зикрис можно назвать «чистыми», поскольку они не являются смесью какой-либо другой расы. Принадлежат к секте Мехдви, основанной в 15 веке Саедом Мохаммадом Джаунпури, Зикрис изначально был зартоштом (зороастрийцем), затем обратился в ислам и стал суннитом, а позже начал зикр, - объяснил журналист Аяз Сангур». [ 13 ]
- «Как ограниченное сообщество, происхождение зикрис, по-видимому, связано с историческим моментом в 1496 году, когда некий Сайед Мухаммад Джаупури (ум. 1505) объявил себя Махди, или мессианским искупителем ислама». [ 14 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бояджян-Суренянц, Ваге (2004). «Заметки о религиозном ландшафте иранского Белуджистана: наблюдения из региона Сархадд» . Иран и Кавказ . 8 (2): 199–213. дои : 10.1163/1573384043076135 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 4030992 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бадалхан, Сабир (2008). «Дилеммы Зикри: истоки, религиозные практики и политические ограничения». В Джахани, Карина; Корн, Агнес; Титус, Пол (ред.). Белуджи и другие: лингвистические, исторические и социально-политические перспективы плюрализма в Белуджистане . стр. 293–326.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мавани, Ризван (2019). За пределами мечети: разнообразные места мусульманского богослужения . ИБ Таурис. ISBN 978-1788315272 .
- ^ Jump up to: а б Белудж, Инаятулла (2 января 2015 г.). «Зикрис Белуджистана». Оксфордские чтения в Пакистане по социологии и социальной антропологии . Проверено 9 августа 2023 г. цитируется в «Зикрис подвергся нападению в Белуджистане» . Рассвет. 2 января 2015 года . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Белудж, Кийя (12 ноября 2014 г.). «Кто несет ответственность за преследование меньшинств Пакистана? Исламисты в Белуджистане нападают на меньшинства, однако НПО начинают винить и правительство» . Дипломат . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Пакистан» . Государственный департамент США . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Ахмед, Акбар С. (16 октября 2013 г.). Ислам в племенных обществах: от Атласа до Инда . Рутледж. ISBN 978-1-134-56527-6 .
- ^ Блейк, Стивен П. (11 февраля 2013 г.). Время в раннем современном исламе: календарь, церемонии и хронология в империях Сефевидов, Великих Моголов и Османской империи . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03023-7 .
- ^ Jump up to: а б Пастнер, Стивен; Флам, Луи (1982). Антропология в Пакистане: последние социокультурные и археологические перспективы . Корнелльский университет. п. 63.
- ^ Бояджян-Суренянц, Ваге (2004). «Заметки о религиозном ландшафте иранского Белуджистана: наблюдения из региона Сархадд» . Иран и Кавказ . 8 (2): 199, примечание 1. doi : 10.1163/1573384043076135 . ISSN 1609-8498 . JSTOR 4030992 .
- ^ Бадалхан, «Дилеммы Зикри», 2008 : с. 297.
- ^ Сайед Минхадж уль Хасан (апрель – июнь 2020 г.). «Зикрис из Белуджистана: мусульманин, но другой?» . JRSP . 58 (2): 122 . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Зикрис подвергся нападению в Белуджистане» . Рассвет. 2 января 2015 года . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Мавани, Ризван (2019). «5. Преодолев границы. Зикрис Пакистана» . За пределами мечети: разнообразные места мусульманского богослужения . ИБ Таурис. ISBN 978-1788315272 .
- ^ Jump up to: а б с Бенкин, Роберт (2017). Что такое умеренный ислам? . Лексингтонские книги. п. 102. ИСБН 9781498537421 .
- ^ См. Бадалхан, «Дилеммы Зикри» (2008), стр. 299, примечание 299: Ср. рукописи Сайл-иахани и Ангабин 1725 г.; УМРАНИ БАЛОЧ 1986:103; ХОШАН 1991:26; ДУРРАЗАИ 2003:18; 2005:6. Автор «Иттиха ад-и наваи авана ан-и Зикри» II:4 цитирует несколько источников, некоторые из которых — стихи, написанные сподвижниками Махди, а некоторые — вторым поколением его последователей. Все указывают 977/1569 как дату рождения Махди. Среди них - стихотворение, написанное сподвижником Махди Миром Абдуллой Джанги, в котором описаны его путешествия, и рукописи Дурр-и вуид (завершенные в 1107/1696 году) шейха Мохаммада Дурфишана, внука Мира Абдуллы Джанги; также Дурр-и Садаф (завершен в 1182/1769 году) Кази Брахема Кашани и некоторых других. Я обратился к http://www.islamsa.org.za/calendar/converter.htm, чтобы преобразовать даты хиджры в григорианские.
- ^ Бадалхан, «Дилеммы Зикри», 2008 : с. 299.
- ^ Бадалхан, «Дилеммы Зикри», 2008 : с. 301.
- ^ Jump up to: а б с Васим, Мохаммед (01 апреля 2022 г.). Политический конфликт в Пакистане . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-765426-2 .
- ^ Занд Мокаддам 1991: Хекаят-е Балук И. Тегеран: Карун 1370 г., цитируется в Бадалхане, «Дилеммы Зикри» (2008), стр. 294-5.
- ^ Цитата из Бадалхана, «Дилеммы Зикри», 2008 г., стр. 294-5. Источник его описания - Абдул Гани Балоч (Абдул Гани Балок) Зикри Фирка ки Тарих, Карачи, 1996 год.
- ^ «Комиссия Пакистана по правам человека обеспокоена массовой миграцией индусов из Белуджистана» . ДНК . 13 октября 2014 г. Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Тем временем в Белуджистане» . Epaper.dawn.com . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Такфири, поддерживающие Талибан, приветствуют ИГИЛ: зикри-белуджи и индуисты находятся под угрозой смерти» . Шиитская почта . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Уильямс, Виктория (2020). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию . ABC_CLIO. п. 141. ИСБН 9781440861185 .
- ^ «Пакистан: вера Зикри, включая ее происхождение, принципы, количество приверженцев, легко ли отличить ее приверженцев от неприверженцев, а также обращение с приверженцами со стороны властей и мусульманских экстремистских групп (с 1984 года по настоящее время)» . Реф Мир . Управление исследований, Совет по иммиграции и беженцам, Канада. 16 декабря 1999 года . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ УВКБ ООН. Май 1998 г. Справочный документ о беженцах и лицах, ищущих убежища, из Пакистана. 22
- ^ Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций. 2 января 1996 г. Осуществление Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений: доклад, представленный г-ном Абдельфаттахом Амором, Специальным докладчиком, в соответствии с резолюцией 1995/23 Комиссии по правам человека. Приложение. Визит Специального докладчика в Пакистан. [По состоянию на 6 декабря 1999 г.], № 46.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы: Энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию, тома 1-4 . Издательство Блумсбери США. ISBN 979-8-216-10219-9 .
- ^ «Боевики нацелены на секту меньшинства в Пакистане» . Альджазира. 29 августа 2014 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Лидер Зикри застрелен в Кече» . Экспресс Трибьюн. 8 октября 2016 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Последние новости В результате взрыва бомбы с дистанционным управлением погибли двое зикри в Панджгуре» . Белуджские новости. 28 августа 2017 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сенатский комитет по международным отношениям, Годовой отчет о международной религиозной свободе (2004), стр. 656 .
- ^ Jump up to: а б Бадалхан, «Дилеммы Зикри», 2008 : с. 293.
- ^ Эдлефсен, Джон Б.; Шах, Халида; Фарук, Мохсин (1960). «Макранис, негры Западного Пакистана» . Филон . 21 (2): 124–130. дои : 10.2307/274335 . ISSN 0031-8906 . JSTOR 274335 .
- ^ Мирзай, Бехназ (2017). История рабства и эмансипации в Иране, 1800–1929 гг . Издательство Техасского университета. п. 20. ISBN 9781477311868 .
Библиография
[ редактировать ]- Бадалхан, Сабир (2008). «Дилеммы Зикри: истоки, религиозные практики и политические ограничения». В Карине Джахани; Агнес Корн; Пол Титус (ред.). Белуджи и другие: лингвистические, исторические и социально-политические перспективы плюрализма в Белуджистане . стр. 293–326.
- Бенкин, Роберт (2017). Что такое умеренный ислам? . Лексингтонские книги. п. 102. ИСБН 9781498537421 .
- Мавани, Ризван (2019). За пределами мечети: разнообразные места мусульманского богослужения . ИБ Таурис. ISBN 978-1788315272 .
- Пастнер, Стивен Л.; Флам, Луи (1982). Антропология в Пакистане: последние социокультурные и археологические перспективы . Корнелльский университет.
- Пастнер, Стивен Л. (1984). «Вражда с духом среди Зикри Белудж: святой как защитник презираемых». В Ахмеде, Акбаре (ред.). Ислам в племенных обществах: от Атласа до Инда . Лондон: Рутледж. п. 303. ИСБН 9781315889146 . В Архиве Анны.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ажар Мунир, И.А. Рехман. « Зикрисы в свете истории и их религиозных верований» , Ижарсонс, 1998.