Исмаил аль-Джазари
Исмаил аль-Джазари | |
---|---|
Заголовок | аль-Джазари |
Персональный | |
Рожденный | 1136 г. н. э. |
Умер | 1206 г. н.э. |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Бади аз-Заман Абу ль-Изз ибн Исмаил ибн ар-Разаз аль-Джазари (1136–1206, арабский : Бади аз-Заман Абу ль-Изз ибн Исмаил ибн ар-Раззаз аль-Джазари , IPA: [ældʒæzæriː] ) был мусульманским эрудитом : [2] учёный , , изобретатель , инженер-механик ремесленник и художник из династии Артукидов из Джазиры в Месопотамии . Он наиболее известен тем, что написал «Книгу знаний об изобретательных механических устройствах» ( араб . كتاب في معرفة الحيل الهندسية , латинизированную : Kitab fi ma'rifat al-hiyal al-handasiya , букв. «Книга по знанию инженерных трюков», также известная) как автоматы ) в 1206 году, где он описал 50 механических устройств вместе с инструкциями по их изготовлению. Ему приписывают изобретение часов со слоном . [3]
Биография
[ редактировать ]Аль-Джазари родился в районе Верхней Месопотамии в 1136 году. Источники утверждают, что его точное местонахождение неизвестно, но они предполагают, что он мог родиться в Джазирате ибн Умаре , откуда он получил имя Джазари, или Аль-Джазира, которое использовалось для обозначают Верхнюю Месопотамию. [4] [5] [6] Единственные известные о нем биографические сведения содержатся в его «Книге знаний об изобретательных механических устройствах» . [7] Как и его отец до него, он служил главным инженером во дворце Артуклу , резиденции мардинской ветви Артукидов , которые правили Верхней Месопотамией как вассалы династии Зенгидов в Мосуле , а затем Айюбидов генерала Саладина . [8] О его этническом происхождении мало что известно, поэтому его по-разному называют арабом . [9] [10] : 21 [11] [12] курдский [13] или персидский . [14]
Аль-Джазари принадлежал к традиции ремесленников и поэтому был скорее инженером-практиком, чем изобретателем. [15] который, похоже, «больше интересовался мастерством, необходимым для создания устройств, чем технологиями, лежащими в их основе», а его машины обычно «собирались методом проб и ошибок, а не теоретическими расчетами». [16] Его «Книга знаний об изобретательных механических устройствах», судя по всему, пользовалась большой популярностью, поскольку она представлена в большом количестве рукописных копий, и, как он неоднократно объясняет, он описывает только устройства, которые построил сам. По словам Майра, стиль книги напоминает современную книгу «сделай сам». [17]
Некоторые из его устройств были вдохновлены более ранними устройствами, например, одни из его монументальных водяных часов, основанные на часах Псевдо-Архимеда . [18] Он также ссылается на влияние братьев Бану Муса на его фонтаны, ас-Сагани на дизайн часов со свечами и Хибатуллу ибн аль-Хусайна (ум. 1139) на музыкальные автоматы. Аль-Джазари продолжает описывать улучшения, которые он внес в работы своих предшественников, и описывает ряд устройств, методов и компонентов, которые являются оригинальными инновациями, не встречающимися в работах его предшественников. [10] : 21–22
Издание 1206 г. (Ахмет III 3472 г.)
[ редактировать ]Артукидов Наср правитель ад-Дин Махмуд Известно, что (годы правления 1201–1222) заказал первое издание « Аль-Джами фи Синаат аль-Хиял» Ибн ар-Раззаза аль-Джазари в апреле 1206 года в Артукидском соборе. суд. [19] [20] Эта рукопись известна как Ахмет III 3472 , сейчас находится в библиотеке Топкапы Сарайи . Считается, что миниатюры отражают различные аспекты двора Артукидов того времени. [19] Ибн ар-Раззаз аль-Джазари работал при дворе Артукидов в последней четверти XII века, и это самая ранняя известная рукопись его опуса. [20]
- Сцена суда. На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [19]
- Механический тюркский слуга. На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [19]
- Женщина-служанка. На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [19]
- Механический тюркский слуга. На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [19]
Механизмы и методы
[ редактировать ]Наиболее важным аспектом машин аль-Джазари являются механизмы , компоненты, идеи, методы и конструктивные особенности, которые они используют. [8]
Распределительный вал
[ редактировать ]Распределительный вал , вал, к которому прикреплены кулачки , был описан в 1206 году аль-Джазари, который использовал их в своих автоматах . [21] водяные часы (например, часы со свечами ) [22] и водоподъёмные машины. [21]
Коленчатый вал и кривошипно-ползунковый механизм
[ редактировать ]Эксцентрично установленная ручка вращающегося керн-камня в Испании пятого века до нашей эры , которая распространилась по всей Римской империи, представляет собой рукоятку . [23] Самые ранние свидетельства существования кривошипно- шатунного III века нашей эры механизма относятся к лесопилке Иераполиса в Римской империи . [23] Рукоятка также появляется в середине 9-го века в нескольких гидравлических устройствах, описанных братьями Бану Муса в их «Книге изобретательных устройств» . [24]
В 1206 году аль-Джазари изобрел ранний коленчатый вал . [25] [26] который он включил в свой двухцилиндровый насос с кривошипно-шатунным механизмом . [27] Как и современный коленчатый вал, механизм аль-Джазари состоял из колеса, приводящего в движение несколько шатунных цапф , причем движение колеса было круговым, а цапфы перемещались вперед и назад по прямой линии. [25] Коленчатый вал, описанный аль-Джазари [25] [26] преобразует непрерывное вращательное движение в линейное возвратно-поступательное движение , [27] и занимает центральное место в современной технике, такой как паровой двигатель , двигатель внутреннего сгорания и автоматическое управление . [26] [28]
Он использовал коленчатый вал с шатуном в двух своих водоподъемных машинах: цепном насосе сакия с кривошипным приводом и поршневом всасывающем насосе двойного действия с возвратно-поступательным движением . [27] [29] В его водяном насосе также использовался первый известный кривошипно-ползунковый механизм. [7]
Методы проектирования и строительства
[ редактировать ]Английский историк технологий Дональд Хилл пишет:
Мы впервые видим в работе аль-Джазари несколько концепций, важных как для проектирования, так и для строительства: ламинирование древесины для минимизации коробления, статическая балансировка колес, использование деревянных шаблонов (своего рода шаблон), использование бумаги. макетов для установления конструкций, калибровки отверстий , шлифовки седел и плунжеров клапанов совместно с наждачным порошком до получения водонепроницаемой посадки, а также литья металлов в закрытые формы с песком . [8]
Спусковой механизм во вращающемся колесе
[ редактировать ]Аль-Джазари изобрел метод управления скоростью вращения колеса с помощью спускового механизма. [30]
Механическое управление
[ редактировать ]По словам Дональда Хилла , аль-Джазари описал несколько ранних механических средств управления , в том числе «большую металлическую дверь, кодовый замок и замок с четырьмя засовами ». [8]
Водоподъемные машины
[ редактировать ]Аль-Джазари изобрел пять машин для подъема воды. [1] а также водяные мельницы и водяные колеса с кулачками на оси, используемые для управления автоматами , [31] в XII и XIII веках и описал их в 1206 году. Именно в этих водоподъёмных машинах он ввёл свои важнейшие идеи и узлы.
туфли-лодочки Saqiya с цепочкой
[ редактировать ]Первое известное использование коленчатого вала в цепном насосе аль-Джазари было в одной из машин сакия . Концепция минимизации прерывистой работы аль-Джазари также впервые применяется в одном из цепных насосов сакия , целью которого было максимизировать эффективность цепного насоса сакия. Аль-Джазари также построил цепной насос сакия для поднятия воды, который работал за счет гидроэнергии , а не ручного труда , хотя до него китайцы также использовали гидроэнергию для цепных насосов. Машины Сакия, подобные тем, которые он описал, снабжали водой Дамаск с 13 века и до наших дней. [32] и использовались повседневно во всем средневековом исламском мире. [33] Интересно, что изображение цепи в насосе аль-Джазари, по-видимому, имеет форму ленты Мёбиуса , появившейся задолго до того, как лента Мёбиуса была впервые идентифицирована как объект изучения математики. [34]
Всасывающий насос двойного действия с клапанами и возвратно-поступательным движением поршня.
[ редактировать ]Ссылаясь на византийский сифон, использовавшийся для выпуска греческого огня, как на источник вдохновения, [35] Аль-Джазари описал свою версию всасывающих труб, всасывающего насоса , насоса двойного действия и впервые использовал клапаны и механизм коленчатый вал- шатун , когда разработал двухцилиндровый всасывающий насос с возвратно-поступательным движением поршневой . Этот насос приводится в движение водяным колесом, которое через систему шестерен приводит в движение колеблющийся щелевой шток, к которому прикреплены штоки двух поршней. Поршни работают в горизонтально расположенных цилиндрах, каждый из которых снабжен всасывающей и нагнетательной трубками с клапанным управлением. Подающие трубы соединяются над центром машины, образуя единый выход в ирригационную систему. Эта водоподъёмная машина имела прямое значение для развития современной техники. Этот насос примечателен по трем причинам: [8] [36] [37] [38]
- Первое известное использование настоящей всасывающей трубы (которая всасывает жидкости в частичный вакуум ) в насосе.
- Первое применение принципа двойного действия.
- Преобразование вращательного в движения возвратно-поступательное посредством кривошипно-шатунного механизма.
Всасывающий поршневой насос Аль-Джазари мог поднять 13,6 метра воды. [ нужна ссылка ] с помощью подающих труб. Однако она не была более эффективной, чем нория, обычно использовавшаяся в то время в мусульманском мире. [39]
Система водоснабжения
[ редактировать ]Аль-Джазари разработал самую раннюю систему водоснабжения , приводимую в движение механизмами и гидроэнергией , которая была построена в Дамаске 13 века для снабжения водой мечетей и больниц Бимаристана . В системе использовалась вода из озера, вращающая черпающее колесо , и система шестерен, которая транспортировала кувшины с водой к водному каналу , который вел к мечетям и больницам города. [40]
Автоматы
[ редактировать ]Аль-Джазари построил автоматически движущихся павлинов, приводимых в движение гидроэнергией. [41] Он также создал автоматические двери как часть одних из своих сложных водяных часов . [8] и изобрел водяные колеса с кулачками на оси, используемые для управления автоматами. [31] Согласно Британской энциклопедии , эпохи Возрождения итальянский изобретатель Леонардо да Винчи, возможно, находился под влиянием классических автоматов аль-Джазари. [42]
Марк Э. Рошейм резюмирует достижения в робототехнике, достигнутые мусульманскими инженерами, особенно аль-Джазари, следующим образом:
В отличие от греческих проектов, эти арабские примеры демонстрируют интерес не только к драматическим иллюзиям, но и к манипулированию окружающей средой ради человеческого комфорта. Таким образом, величайшим вкладом арабов, помимо сохранения, распространения и развития работ греков, стала концепция практического применения. Это был ключевой элемент, которого не хватало греческой робототехнике. [43]
Арабы, с другой стороны, проявляли интерес к созданию человекоподобных машин для практических целей, но им, как и другим доиндустриальным обществам, не хватало какого-либо реального стимула для продолжения робототехнической науки. [44]
Официантка, разносящая напитки
[ редактировать ]аль-Джазари Одним из гуманоидных автоматов была официантка, которая могла подавать воду, чай или напитки. Напиток хранился в баке с резервуаром, откуда напиток капает в ведро, а через семь минут - в чашку, после чего из автоматической двери появляется официантка, раздающая напиток. [45]
Автомат для мытья рук со смывным механизмом
[ редактировать ]для мытья рук Аль-Джазари изобрел автомат со смывным механизмом, который сейчас используется в современных туалетах со смывом . Это устройство — еще один пример гуманоидного автомата . Он представлял собой человеческую фигуру, сделанную из шарнирной меди, держащую в правой руке кувшин, напоминающий павлина. Кувшин изготовлен из латуни и содержит внутри камеру, разделенную на две части металлической пластиной. Этот механизм способствовал выливанию воды из носика, чтобы она была гладкой и не разбрызгивалась. Резервуар, в котором хранится вода, расположен в правой части человеческой фигуры. В правом локте человеческой фигуры установлена ось, позволяющая жидкости выливаться из резервуара через носик кувшина. Левая рука фигуры имела фиксированный груз, который поднимал и опускал руку, держащую полотенце, расческу и зеркало.
Этот автомат был разработан, чтобы помогать королю во время ритуальных омовений . Слуга короля носил фигурку и ставил ее рядом с тазом, в котором могла храниться жидкость. Затем слуга повернул ручку на спине фигуры, которая открыла клапан, в результате чего вода из правой руки фигуры вылилась в таз. Когда резервуар почти пуст и большая часть воды вылита, срабатывает механизм, и левая рука фигуры, держащая полотенце, расческу и зеркало, вытягивается в сторону короля, чтобы он мог вытереться и вытереться. ухаживать за своей бородой. [46]
Фонтан-павлин с автоматическими слугами
[ редактировать ]Вода и ее использование имеют особое значение в исламе ; как неотъемлемая часть процессов омовения перед молитвой вуду и гусль , так и ключевая особенность исламских садов - четыре фонтана в Райском саду ; место последнего упокоения исламистов, упомянутое в Коране . Кроме того, поскольку Месопотамия была местом, подверженным естественной засухе, машины, работающие с водой, выполняли важную функцию; как в божественном, так и в практическом смысле.
целый раздел « Книги знаний об изобретательных механических устройствах Механизмам фонтанов был посвящен » под названием: «О сооружении в бассейнах фонтанов, изменяющих свою форму, и машин для вечной флейты». [47]
«Фонтан-павлин» Аль-Джазари представлял собой более сложное устройство для мытья рук, в котором в качестве слуг использовались гуманоидные автоматы, предлагающие мыло и полотенца . Марк Э. Рошейм описывает это следующим образом: [43]
Если вытащить пробку из хвоста павлина, из клюва вытечет вода; Когда грязная вода из бассейна заполняет полое основание, поплавок поднимается и приводит в действие рычаг, в результате чего из-за двери под павлином появляется фигура слуги и предлагает мыло. Когда используется больше воды, второй поплавок на более высоком уровне спотыкается и вызывает появление второй фигурки слуги – с полотенцем!
Чаша «павлиньего фонтана» представляла собой чашу для совершения вуду , и ею должен был управлять слуга, который выдергивал пробку и помещал клюв павлина; позволяя механизму сливать воду в таз перед пользователем. [48]
Однако, хотя объекты, движущие воду, такие как фонтан с павлином, использовались в ритуальных целях, есть предположение, что гидравлика, движущая воду, использовалась в мирских целях. Айхан Айтес предполагает, что: [49]
Многие из устройств имели также дополнительные функции, противоречащие божественному всемогуществу. Самой непристойной целью нескольких его гидравлических и пневматических автоматов было как можно быстрее напоить гостей на вечеринках.
Музыкальная группа роботов
[ редактировать ]В работе Аль-Джазари описывались фонтаны и музыкальные автоматы, в которых поток воды поочередно перетекал из одного большого резервуара в другой с часовыми или получасовыми интервалами. Эта операция была достигнута благодаря инновационному использованию гидравлического переключения. [8]
Аль-Джазари создал музыкальный автомат, который представлял собой лодку с четырьмя автоматическими музыкантами, которая плавала по озеру, чтобы развлекать гостей на королевских попойках. Профессор Ноэль Шарки утверждал, что вполне вероятно, что это был один из первых программируемых автоматов, и произвел возможную реконструкцию механизма; у него есть программируемая драм-машина с колышками ( кулачками ), которые ударяются о маленькие рычаги , управляющие перкуссией. Барабанщика можно было заставить играть разные ритмы и разные рисунки барабанов, если перемещать колышки. [50]
Водяные часы барабанщиков
[ редактировать ]Водяные часы барабанщиков, которые отличаются от оркестра музыкальных роботов тем, что в них нет куклы , играющей на флейте , а вместо нее есть два трубача , состоят из семи мужских фигур с деревянными шарнирами, включая вышеупомянутых трубачей, а также двух кукол, играющих на тарелках. а остальные играют на других ударных инструментах . [51] Механизм этого конкретного автомата служит часами, издавая музыкальный звук один раз в час, иллюстрируя способность Аль-Джазари создавать многогранные автоматы, которые функционировали на практическом и развлекательном уровне. Движение автомата инициируется на рассвете другой куклой-мужчиной, которая стоит на краю элемента фриза рисунка и движется поперек, пока не достигает определенной точки, в которой резной сокол наклоняется вперед, роняя из клюва мяч на тарелка. [52] Все механические части автомата приводятся в движение водой и рядом поршней и тросов. Каждый час вода вытекает из главной цистерны , из-за чего опрокидывается еще одно ведро, приводящее в движение водяное колесо , соединенное с музыкантами. Описано, что автомат «исполняет громкий звук, который слышен издалека» и может играть несколько разных мелодий. [53] Как и многие другие автоматы Аль-Джазари, этот был создан для развлечения гостей королевского дворца.
Часы
[ редактировать ]Аль-Джазари сконструировал множество водяных часов и часов со свечами . с водяным приводом - писцы В их число входили портативные часы высотой метр и шириной полметра, успешно реконструированные в Музее науки в 1976 году. [31] [54] с водяным приводом Аль-Джазари также изобрел монументальные астрономические часы , на которых отображались движущиеся модели Солнца, Луны и звезд.
Свечные часы
[ редактировать ]По словам Дональда Хилла , аль-Джазари сконструировал самые сложные часы со свечами, известные на сегодняшний день. Хилл описал одни из часов-свечей аль-Джазари следующим образом: [8]
Свеча, скорость горения которой была известна, упиралась в нижнюю часть колпака, и ее фитиль проходил через отверстие. Воск собирался в углублениях, и его можно было периодически удалять, чтобы он не мешал устойчивому горению. Нижняя часть свечи покоилась в неглубокой тарелке, на боковой стороне которой было кольцо, соединенное посредством шкивов с противовесом. Когда свеча догорала, вес толкал ее вверх с постоянной скоростью. Управление автоматами осуществлялось с тарелки на дне свечи. Никакие другие часы-свечи такого уровня не известны.
Часы-свечи Аль-Джазари также включали циферблат для отображения времени и впервые использовали байонетный механизм , который - механизм крепления используется до сих пор. [55]
Часы со слоном
[ редактировать ]Часы со слоном, описанные аль-Джазари в 1206 году, примечательны рядом нововведений. Это были первые часы, в которых автомат через определенные промежутки времени реагировал (в данном случае робот-гуманоид, ударяющий в тарелку, и чирикающая механическая роботизированная птица), и первые водяные часы , которые точно записывали ход временных часов в соответствии с неравномерная продолжительность дня в течение года. [56]
Замковые часы
[ редактировать ]Самыми большими астрономическими часами Аль-Джазари были «замковые часы», представляющие собой сложное устройство высотой около 11 футов (3,4 м) и выполнявшее множество функций, помимо измерения времени. Он включал в себя отображение зодиака , солнечной и лунной орбит , а инновационной особенностью устройства был указатель в форме полумесяца , который перемещался по верху ворот, перемещался скрытой тележкой и вызывал автоматические двери. открываться, раскрывая манекен . каждый час [8] [57]
Еще одной особенностью устройства были пять музыкантов- автоматов , которые автоматически воспроизводили музыку при перемещении с помощью рычагов, приводимых в действие скрытым распределительным валом, прикрепленным к водяному колесу . [22]
Аль-Джазари изобрел водяные часы , которые приводились в движение как водой, так и гирями . В их число входили часы с механизмом с водяным приводом и портативные часы -писцы , высотой метра и шириной полметра. Писец с пером был синонимом часовой стрелки современных часов. [31] [54] Знаменитые часы-писцы с водяным приводом Аль-Джазари были успешно реконструированы в Музее науки в Лондоне в 1976 году.
Миниатюрные картины
[ редактировать ]Помимо своих достижений изобретателя и инженера, аль-Джазари был еще и опытным художником. В «Книге знаний об изобретательных механических устройствах » он дал инструкции по своим изобретениям и проиллюстрировал их с помощью миниатюрных картин — средневекового стиля исламского искусства .
- аль-Джазари Одни из часов-свечей .
- Музыкальная группа роботов, созданная аль-Джазари.
- настольного устройства, Автомат разработанный аль-Джазари.
- Автомат для мытья рук со смывным механизмом, разработанный аль-Джазари.
- Аль-Джазари с гидроприводом Цепной насос сакия .
- Иллюстрация устройства, изобретенного аль-Джазари.
- Эскиз устройства, разработанного аль-Джазари. Из рукописи Китабала Аль-Хиала в Музее Ага Хана , Торонто.
См. также
[ редактировать ]- Герой Александрии
- История двигателя внутреннего сгорания
- Список изобретений в средневековом исламском мире
- Золотой век ислама
- Наука в средневековом исламском мире
- Списки мусульманских ученых и ученых
- Таки ад-Дин Мухаммад ибн Маруф
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б аль-Джазари, Книга познания гениальных механических устройств, пер. & анно. Дональд Р. Хилл . (1973), Springer Science + Business Media .
- ^ Берман, Томас Э. (2022). Море в середине Средиземноморского мира, 650–1650 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 254.
- ^ Беквит 1997 , с. 290.
- ^ Исламская научная мысль и достижения мусульман в науке: представленные статьи . Министерство науки и технологий, Национальный комитет столетия хиджры и Организация Исламская конференция. 1983.
Поскольку арабы называли верхнюю Месопотамию **аль-Джазир», что означает «остров», вполне возможно, что он родился в этой местности и поэтому назывался аль-Джазари.
- ^ Доктор Норман Смит (4 апреля 1974 г.). «Арабское наследие» . Новый учёный (Рецензия на книгу). Том. 61, нет. 992. Деловая информация Рида . п. 35.
Аль-Джазари родился в Верхней Месопотамии в XII веке и примерно с 1180 года работал у правителей...
- ^ Мейсами, Джули Скотт; Старки, Пол (1998). Энциклопедия арабской литературы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-18571-4 .
Аль-Джазари родился в Джазират аль-Умаре и наиболее известен как автор...
- ^ Перейти обратно: а б Лотфи Ромдане; Саид Зеглул (2010). «аль-Джазари (1136–1206)». В Марко Чеккарелли (ред.). Выдающиеся деятели в области механики и машиноведения. Часть 2 . История механизма и машиноведения. Том. 7. Спрингер . стр. 1–21. дои : 10.1007/978-90-481-2346-9 . ISBN 978-90-481-2345-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дональд Хилл , «Машиностроение на Средневековом Ближнем Востоке», Scientific American , май 1991 г., стр. 64–9 ( см. Дональд Хилл , Машиностроение, архивировано 25 декабря 2007 г. в Wayback Machine ).
- ^ Майкл Хакер; Дэвид Бургхардт; Линнея Флетчер; Энтони Гордон; Уильям Перуцци, ред. (2010). Инженерия и технологии . Дельмар Сенгадж Обучение . п. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Бану Муса (1979). Книга гениальных устройств / Китаб аль-Хиял: Китаб аль-Хиял . Перевод Дональда Р. Хилла . Издательство Д. Рейделя . ISBN 90-277-0833-9 .
- ^ Мехмет Ага-Оглу (ноябрь 1931 г.). «О рукописи Аль-Джазари». Парнас . 3 (7): 27. дои : 10.1080/15436314.1931.11666681 .
- ^ Чезаре Росси; Флавио Руссо, ред. (2017). Изобретения древних инженеров: предшественники настоящего . Международное издательство Спрингер . п. 364.
- ^ Дженовезе, Майкл А. (2013). Формируем лидеров завтрашнего дня сегодня: как стать лидером-эрудитом . Рутледж. п. 5. ISBN 9781317930921 .
Аль-Джазари (1136–1204) был курдским астрономом, математиком, исламским учёным, новатором и…
Яздани, Каве (2017). Индия, современность и великое расхождение: Майсур и Гуджарат (17-19 вв.) . БРИЛЛ. п. 113. ИСБН 9789004330795 .Курдский эрудит Аль-Джазари (1136–1206), например, построил устройства с приводом от животных и воды для подъема оросительной воды, всасывающие насосы, кривошипы и т. д.
- ^ Карл В. Холл, изд. (2008). Биографический словарь инженеров . Издательство Университета Пердью . п. 5.
- ^ Дональд Р. Хилл, в Словаре научной биографии , 15, доп. я, с. 254.
- ^ Тиббетс, Г. Р. (1975). «Дональд Р. Хилл (тр.): Книга знаний об изобретательных механических устройствах (Kitāb fῑ ma'rifat al-ḥiyal alhandasiyya), Ибн аль-Раззаз аль-Джазар . xxv, 285 стр. Дордрехт, Бостон: Д. Reidel Publishing Co., [1974 г., 240 дюймов]. Вестник Школы востоковедения и Африки (Рецензия на книгу). 38 (1). Лондонский университет: 151–153 [152]. дои : 10.1017/S0041977X00047182 . S2CID 162093750 .
- ^ Отто Майр (1970). Истоки управления с обратной связью . МТИ Пресс . стр. 32–33. ISBN 0-262-13067-Х .
- ^ Ахмад Й. аль-Хасан . «Аль-Джазари и история водяных часов» . История науки и техники в исламе . Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 739–741 гг. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфордские исследования исламского искусства, том. 1, стр. 69-83 : 69.
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Ифра (2001). Универсальная история вычислений: от счетов к квантовому компьютеру , с. 171, Пер. EF Harding, John Wiley & Sons, Inc. (см. [1], архивировано 8 октября 2006 г. в Wayback Machine )
- ^ Перейти обратно: а б Древние открытия, Эпизод 11: Древние роботы , История , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 года , получено 6 сентября 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б Туллия Ритти, Клаус Греве, Пол Кессенер: «Рельеф каменной лесопилки с водяным приводом на саркофаге в Иераполисе и его последствия», Журнал римской археологии, том 20 (2007), стр. 138–163 (159)
- ^ АФЛ Бистон, М.Дж.Л. Янг, Дж.Д. Лэтэм, Роберт Бертрам Серджант (1990), Кембриджская история арабской литературы , издательство Кембриджского университета , стр. 266, ISBN 0-521-32763-6
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Салли Ганчи, Сара Ганчер (2009), Ислам и наука, медицина и технологии , The Rosen Publishing Group, стр. 41 , ISBN 978-1-4358-5066-8
- ^ Перейти обратно: а б с Пол Валлели, Как исламские изобретатели изменили мир , The Independent , 11 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахмад Ю. аль-Хассан , Система кривошипно-шатунов в непрерывно вращающейся машине. Архивировано 12 марта 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Хилл 1998 , с. 231–232.
- ^ AFL Бистон, MJL Янг, JD Latham, Роберт Бертрам Серджант (1990), Кембриджская история арабской литературы , Cambridge University Press, стр. 270–1, ISBN 0-521-32763-6
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дональд Хилл , «Инженерное дело», в Рошди Рашид, изд., Энциклопедия истории арабской науки , Vol. 2, стр. 751–795 [792]. Рутледж , Лондон и Нью-Йорк.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дональд Хилл (1996), История техники в классические и средневековые времена , Routledge , стр. 224
- ^ Ахмад Ю. аль-Хасан , аль-Джазари и история водяных часов. Архивировано 26 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Дональд Хилл , «Инженерное дело», в Рошди Рашид, изд., Энциклопедия истории арабской науки , Vol. 2, стр. 751–795 [776]. Рутледж , Лондон и Нью-Йорк.
- ^ Картрайт, Джулиан HE ; Гонсалес, Диего Л. (2016). «Ленты Мёбиуса до Мёбиуса: топологические намеки в древних изображениях». Математический интеллект . 38 (2): 69–76. arXiv : 1609.07779 . Бибкод : 2016arXiv160907779C . дои : 10.1007/s00283-016-9631-8 . МР 3507121 . S2CID 253818831 .
- ^ Хилл 2013 , с. 150.
- ^ Ахмад Й. аль-Хасан . «Происхождение всасывающего насоса: аль-Джазари, 1206 год нашей эры». Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Хилл 2013 , стр. 143.
- ^ Хилл 2013 , с. 150-2.
- ^ Хилл 2013 .
- ^ Говард Р. Тернер (1997), Наука в средневековом исламе: иллюстрированное введение , стр. 81, Техасский университет Press , ISBN 0-292-78149-0
- ^ аль-Джазари (исламский художник) , Британская энциклопедия .
- ^ «Аль-Джазари» . Британская энциклопедия . 2009 . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рошейм, Марк Э. (1994), «Эволюция роботов: развитие антропотехники» , Wiley-IEEE, стр. 9 , ISBN 0-471-02622-0
- ^ Рошейм, Марк Э. (1994), «Эволюция роботов: развитие антропотехники» , Wiley-IEEE, стр. 36 , ISBN 0-471-02622-0
- ^ «Древние открытия, Эпизод 12: Машины Востока» , История , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 года , получено 6 сентября 2008 года.
- ^ Ибн ар-Раззаз аль-Джазари (1 января 1974 г.). Книга знаний об изобретательных механических устройствах .
- ^ Кэмпбелл, Джеймс В.П.; Бойингтон, Эми (3 июля 2018 г.). «Фонтаны и вода: развитие гидравлической технологии отображения в исламских садах 700–1700 гг. н.э.» . Исследования по истории садов и спроектированных ландшафтов . 38 (3): 247–267. дои : 10.1080/14601176.2018.1452827 . ISSN 1460-1176 . S2CID 165676924 .
- ^ גולן, אבי (30 июля 2019 г.). «Тазис Павлина и магия автоматов» . Книга познания хитроумных механических устройств . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Центр искусства и медиатехнологий Карлсруэ (ZKM)» . Лексикон всей книжной индустрии онлайн . дои : 10.1163/9789004337862_lgbo_com_260157 . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Профессор Ноэль Шарки, Программируемый робот 13-го века (Архив) , Университет Шеффилда .
- ^ Книга знаний об изобретательных механических устройствах Ибн ар-Раззаза аль-Джазари. Перевод Дональда Р. Хилла, 01.01.1974.
- ^ «2. Предыстория музыкальных роботов, Майкл Кржизаняк, Университет штата Аризона, Школа искусств, медиа и инженерии» (PDF) .
- ^ 2. Предыстория музыкальных роботов, Майкл Кржизаняк, Университет штата Аризона, Школа искусств, медиа и инженерии.
- ^ Перейти обратно: а б Ибн ар-Раззаз Аль-Джазари (изд. 1974 г.) Книга знаний об изобретательных механических устройствах , перевод и аннотации Дональда Хилла , Дордрехт / Д. Рейдель, часть II.
- ^ «Древние открытия, Эпизод 12: Машины Востока» , История , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 года , получено 7 сентября 2008 года.
- ^ Хасан, Ахмад Ю ; Хилл, Дональд Рутледж (1986), Исламские технологии: иллюстрированная история , Cambridge University Press , стр. 57–59], ISBN. 0-521-26333-6
- ^ Говард Р. Тернер (1997), Наука в средневековом исламе: иллюстрированное введение , стр. 184. Издательство Техасского университета , ISBN 0-292-78149-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Балафрей, Ламия (2022). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . 21: Исследования по искусству, истории и визуальному изображению . 3 (4): 737–774. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 . ISSN 2701-1569 .
- аль-Хасан, Ахмад Ю .; Хилл, Дональд (1992). Исламские технологии: иллюстрированная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42239-0 .
- Беквит, Гай В. (1 октября 1997 г.). Чтения по технологиям и цивилизации . Pearson Custom Publishing. ISBN 978-0-536-00579-3 .
- Хилл, Дональд (1998). Исследования средневековых исламских технологий: от Филона до Аль-Джазари, от Александрии до Дияра Бакра . Эшгейт. ISBN 978-0-86078-606-1 .
- Клаус-Петер Хаазе , Скромные вариации — теоретическая традиция и практические инновации в механическом искусстве от античности до арабского средневековья , в: Зелински, Зигфрид; Фюрлус, Экхард (2010). Вариантология: О глубоких временных связях искусств, наук и технологий в арабо-исламском мире и за его пределами . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN 978-3-86560-732-4 .
- Ульрих Алерц , Часовые часы Харуна ар-Рашида, представленные Карлу Великому – попытка идентифицировать и реконструировать часы с использованием инструкций, данных аль-Джазари , в: Зелински, Зигфрид; Фюрлус, Экхард (2010). Вариантология: О глубоких временных связях искусств, наук и технологий в арабо-исламском мире и за его пределами . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN 978-3-86560-732-4 .
- Джордж Салиба , «Размытые края — на стыке науки, культуры и искусства», в: Зелински, Зигфрид; Фюрлус, Экхард (2010). Вариантология: О глубоких временных связях искусств, наук и технологий в арабо-исламском мире и за его пределами . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN 978-3-86560-732-4 .
- Амнон Шилоах , Парадигматически-индивидуалистический подход арабского музыкального творчества , в: Зелински, Зигфрид; Фюрлус, Экхард (2010). Вариантология: О глубоких временных связях искусств, наук и технологий в арабо-исламском мире и за его пределами . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN 978-3-86560-732-4 .
- Эйльхард Видеманн , О музыкальных автоматах , в: Зелински, Зигфрид; Фюрлус, Экхард (2010). Вариантология: О глубоких временных связях искусств, наук и технологий в арабо-исламском мире и за его пределами . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN 978-3-86560-732-4 .
- Хилл, Дональд (2012). Книга знаний об изобретательных механических устройствах: (Китаб фи ма 'рифат аль-хиял аль-хандасийя) . Springer Science & Business Media. ISBN 978-94-010-2573-7 .
- Хилл, Дональд (2013). История техники в классические и средневековые времена . Рутледж. ISBN 978-1-317-76157-0 .
- Паратико, Анджело . Леонардо да Винчи. Китайский учёный, затерянный в Италии эпохи Возрождения .
{{cite book}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хилл, Дональд Р. (2008) [1970–80]. «Аль-Джазари, Бади Аль-Заман Абул-Изз Исмаил Ибн Ар-Раззаз» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Аль-Джазари, на Викискладе?
- «Книга Аль-Джазари – Книга знаний об изобретательных механических устройствах»