Династия Чан
21 ° 02'15 "с.ш. 105 ° 50'19" в.д. / 21,03750 ° с.ш. 105,83861 ° в.д.
Великий Вьетнам Страна Окоши Дай Вьет Куок | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1225–1400 | |||||||||
Статус | Внутренняя имперская система в пределах китайского данника [ 1 ] [ 2 ] ( Песня 1225–1258) ( Юань 1258–1368) ( Мин 1368–1400) | ||||||||
Капитал | Тханг Лонг (1225–1397) Тхань Хоа ( временно ) (1397–1400) | ||||||||
Общие языки | Литературный китайский [ 3 ] Старый вьетнамский | ||||||||
Религия | Буддизм (официальный), даосизм , конфуцианство , вьетнамская народная религия. | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Император | |||||||||
• 1226–1258 | Тран Тай Тонг (первый) | ||||||||
• 1258–1278 | Чан Тхань Тонг | ||||||||
• 1278–1293 | Чан Нхан Тонг | ||||||||
• 1293–1314 | Чан Ань Тонг | ||||||||
• 1398–1400 | Тран Тьеу Де (последний) | ||||||||
Канцлер | |||||||||
• 1225 | Чан Тху До (первый) | ||||||||
• ? | Чан Куок Тоан | ||||||||
• ? | Тран Кхань Ду | ||||||||
• ? | Чан Куанг Кхай | ||||||||
• 1387 | Хо Куи Ли (последний) | ||||||||
Историческая эпоха | Постклассическая эпоха | ||||||||
• Коронация Чан Каня | 10 января 1225 г. | ||||||||
1226 | |||||||||
1258, 1285 и 1287–88 гг. | |||||||||
• Свержение режима Дуонг Нхат Ле в результате государственного переворота. | 1370 | ||||||||
23 марта 14.00 | |||||||||
Валюта | Денежные монеты из медного сплава | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Вьетнам Китай Лаос |
Голый | |
---|---|
Страна | Штат Дайвьет ( Вьетнам ) |
Основан | 12 век |
Основатель | Чан Нат Кань |
Последний правитель | Тран Куи Хоанг |
Титулы | |
Поместье(а) | Тханг Лонг и Тьен Чыонг |
Депонирование | 1400 |
История Вьетнама |
---|
Вьетнамский портал |
Династия Чан , [ а ] ( Вьетнамский : Династия Чан, сценарий Ном : 茹陳), официально Великий Вьетнам ( вьетнамский : Дай Вьет ; китайский : 大越), вьетнамская династия , правившая с 1225 по 1400 год. Династия была основана, когда император Чан Тай Тонг взошел на престол. трон после того, как его дядя Чан Тху До организовал упадок династии Ли . Династия Чан отразила три монгольских вторжения , особенно во время решающей битвы на реке Бах Данг в 1288 году. [ 6 ] Последним императором династии был Тхиу До , который был вынужден отречься от престола в 1400 году в возрасте пяти лет в пользу своего деда по материнской линии Хо Куи Ли .
Трун усовершенствовал китайский порох , [ 7 ] позволяя им расширяться на юг, чтобы победить и стать вассалами Чампа . [ 8 ] начали использовать бумажные деньги . Во Вьетнаме также впервые [ 9 ] Этот период считался золотым веком вьетнамского языка, искусства и культуры. [ 10 ] первые произведения литературы Тё Нома . В этот период были написаны [ 11 ] народное вьетнамское население в то время как в суд было введено наряду с литературным китайским языком . [ 12 ] Это заложило основу для дальнейшего развития и укрепления вьетнамского языка и самобытности.
История
[ редактировать ]Происхождение и основа
[ редактировать ]Предок клана Тран, Чан Кинь (陳京), мигрировал из современной провинции Фуцзянь в Дайвьет в начале 12 века. Он поселился в деревне Тук Мак (ныне Май Лок , Нам Динь ) и жил рыбной ловлей. [ 13 ] [ 14 ] Его внук Трун Ли (陳李; 1151–1210) стал богатым землевладельцем в этом районе. [ 15 ] [ 16 ] [ 4 ] Внук Чан Ли, Тран Кан , позже основал династию Чан. [ 3 ] Начиная с Трун Ли, клан Трун породнился с кланом Ли путем смешанных браков с несколькими членами императорской династии Ли .
В смутное время многих региональных восстаний под властью императора Ли Цао Тонга , имперского наследного принца, Ли Сам искал убежища на территории клана Трун, возглавляемого Труном Ли. В это время наследный принц решил жениться на дочери Трун Ли Трун Тхи Зунг в 1209 году. [ 17 ] Впоследствии именно клан Трун помог императору Ли Цао Тонгу и наследному принцу Ли Сэму восстановить свою власть и вернуться в столицу Танг Лонг . В результате император назначил нескольких членов клана Трун на ключевые должности при императорском дворе, таких как То Трунг То , который был дядей Трун Тхо Зунга, а также Трун То Кхан и Трун Тхоа , которые были сыновьями Трун Ли. . [ 17 ] В 1211 году наследный принц Ли Сам был возведен на трон как Ли Ху Тонг после смерти Ли Цао Тонга . К тому времени позиции клана Трун начали расти при императорском дворе. [ 18 ] [ 19 ]
После периода политического кризиса император Ли Ху Тонг , который долгое время был психически болен, в конце концов решил передать трон династии наследной Ли принцессе Ли Чиу Хоанг в октябре 1224 года по лунному календарю. [ 20 ] Взойдя на трон в возрасте всего шести лет, Ли Чиу Хоанг правил под доминирующим влиянием командующего императорской гвардией Трун Тхо До. Даже слуги царствующей императрицы были выбраны Трун Тхо О; одним из них был его 7-летний племянник Трун Кон . [ 21 ]
Когда Трун Кон сообщил Трун Тхо О, что царствующая императрица, похоже, питает к нему привязанность, лидер клана Трун немедленно решил воспользоваться этим шансом, чтобы осуществить свой заговор по свержению династии Ли и основанию новой династии, управляемой его собственным кланом. . Сначала Трун Тхо До перенес весь клан Трун в императорский дворец и устроил там тайный брак между Ли Чиу Хоангом и Трун Конем без появления какого-либо мандарина или члена императорской семьи Ли. После этого он объявил о свершившемся факте императорскому двору и заставил Ли Чиу Хоанг уступить трон ее новому мужу на том основании, что она неспособна занимать этот пост. Таким образом, Трун Кон был выбран ее преемником. В результате 216-летнее правление династии Ли закончилось, и в первый день двенадцатого лунного месяца ( по григорианскому календарю : 31 декабря) 1225 года была создана новая династия Труна. [ 22 ] [ 23 ]
Ранний Тран
[ редактировать ]После распада династии Ли Трун Тхо До все еще боялся, что недавно созданная династия Трун может быть свергнута ее политическими противниками. Поэтому он продолжал уничтожать членов императорской семьи Ли: сначала бывший император Ли Ху Тонг был вынужден покончить жизнь самоубийством в десятом лунном месяце 1226 года. [ 24 ] затем другие члены императорской семьи Ли были убиты по приказу Трун Тхо До в восьмом лунном месяце 1232 года. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Тран Тхай Тонг взошел на трон, когда ему было всего восемь лет. В Дайвьете в то время произошло несколько восстаний, поэтому Чан Тху До пришлось посвятить все свои усилия укреплению власти Тай Тонга при императорском дворе и над страной. Сразу после коронации императора в 1226 году Нгуен Нон и Доан Туонг подняли восстание в горном районе Бакзянг и Хайзыонг . [ 13 ] Как военными, так и дипломатическими мерами, такими как отправка армии и присвоение двум лидерам восстания титула принца ( Вонг ), Трун Тхо О смог подавить эти восстания в 1229 году. [ 28 ] [ 29 ]
По словам Дай Вьет Су Ки Тоан Тху , у Тай Тонга и его жены, императрицы Чиу Тхань , некоторое время не было первенца. Эта ситуация беспокоит великого канцлера Чан Тху До, поскольку он воспользовался схожими обстоятельствами с императором Ли Хуэ Тонгом для свержения династии Ли. Поэтому в 1237 году Чан Тху До решил заставить принца Хоай Чан Льеу , старшего брата Тай Тонга, отдать свою жену, принцессу Туан Тхиен, ради императора, когда она была беременна Чан Куок Кханом в течение трех месяцев. После свадьбы Тхуан Тьен была названа новой императрицей династии Чан, а Чиу Тхань был понижен в звании до принцессы.
Разъяренный потерей беременной жены из-за брата, Трун Лю поднял восстание против императорской семьи. Тем временем Тай Тонг почувствовал раскаяние в сложившейся ситуации и решил стать монахом на горе Йен То в Куангнине, чтобы избежать семейной вражды. В конце концов Трун Тхо До насильно, но успешно убедил Тай Тонга вернуться на трон, и Трун Лиу был вынужден сдаться, посчитав, что не сможет устоять со своей хрупкой силой. Все солдаты, участвовавшие в этом восстании, были убиты; Трун Тхо До даже хотел обезглавить Труна Лю, но был остановлен Тай Тонгом. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Монгольские нашествия
[ редактировать ]В 1257 году было начато первое монгольское вторжение в Чивьет с целью открыть южный фронт против династии Сун, с которой они боролись более двух десятилетий . [ 1 ] Монголы уже завоевали части современной Сычуани и королевства Дали на территории современного Юньнани, чтобы осадить Южную Сун с запада. [ 1 ] Трун Тай Тонг выступил против вторжения иностранной армии на его территорию и поэтому отправил солдат на слонах, чтобы сдержать монгольские войска. [ 1 ] Войска на слонах были разбиты снайперами, стрелявшими в слонов. [ 1 ] По сравнению с предыдущей династией Ли, Чан усилили свои вооруженные силы и смогли сдерживать нападения монголов. [ 33 ]
В начале войны армия Чи Вьет потерпела несколько поражений от превосходящих сил, уже захвативших обширную территорию в Азии. Несколько высокопоставленных чиновников династии Трун были настолько напуганы, что принц Трун Нхот Хиу , младший брат Тай Тонга, даже предложил императору бежать из Дай Вьет в династию Сун . [ 34 ]
Трун Тай Тонг подчинился монголам после потери князя и столицы. [ 1 ] В 1258 году Трун установил регулярные дипломатические отношения и отношения данника с монгольским двором, обращаясь с ними как с равными по отношению к находящейся в боевой готовности династии Южная Сун, не отказываясь при этом от своих связей с Сун. [ 1 ]
Хубилай-хан был недоволен соглашением в конце первого вторжения и потребовал увеличения даннических платежей, включая налоги монголам как в деньгах, так и в рабочей силе, «ладан, золото, серебро, киноварь, агар, сандал, слоновую кость, черепаховый панцирь, жемчуг, рог носорога, шелковая нить и фарфоровые чашки» и прямой надзор со стороны назначенного монголами даругачи . [ 1 ] В 1283 году Хубилай-хан сообщил Труну, что он намеревается послать армии Юаня через территорию Труна для нападения на королевство Чампа, с требованиями предоставить продовольствие и другую поддержку армии Юаня. [ 1 ]
В двенадцатом лунном месяце 1284 года началось второе вторжение юаней в Чи Вьет под командованием принца Хубилай-хана Тогона . [ 35 ] Чи Вьет подвергся нападению с двух направлений: сам Тоган провел вторжение пехоты с северной границы, в то время как флот Юань под командованием генерала Согету продвигался от южной границы через территорию Чампа . [ 36 ]
Первоначально Чан Тхань Тонг и Чан Нхан Тонг были вынуждены приказать армии отступить, чтобы избежать давления со стороны сил Юаня, когда принц Чиу Минь Чан Куанг Кхай приказал своим войскам остановить флот Согету в провинции Нгеан . Тем временем несколько высокопоставленных чиновников и членов императорской семьи династии Чан перешли на сторону Юань, в том числе собственный брат Тхань Тонга, принц Чиу Куок ( Чан Ич Так ), и Чан Кьен, который был сыном принца Тинь Куока. ( Чан Куок Кханг ). Чтобы обеспечить безопасность Тхань Тонга и Нхан Тонга во время их отступления, принцесса Ан Ту была предложена в качестве подарка и развлечения принцу Тогану, а маркиз Бао Нгиа ( Чан Бинь Чонг ) был взят в плен и позже убит в битве при Да Маке, защищая два императора. [ 37 ] Массовые дезертирства были результатом значительного эффекта, который недавнее монгольское завоевание Южной Сун оказало на современных наблюдателей, при этом завоевание монголами Вьетнама казалось многим неизбежным. [ 1 ]
На южной границе Трун Куанг Кхи также был вынужден отступить под давлением флота Согету и бегством губернатора Нгеана. [ 38 ] Эта критическая ситуация для династии Труна начала меняться после того, как Тоган принял решение отступить с передовыми войсками и одержал победу в четвертом лунном месяце 1285 года в битве при Хам То , где войска под командованием Трун Нят Дуута , принца Чиу Тхань , Трун Куок Тоун и Нгуен Кхоай наконец смогли победить флот генерала Согету. В десятый день пятого лунного месяца 1285 года Трун Куанг Кхи провел решающую битву в Чонг Дунге , где флот Юань был почти уничтожен, а баланс на поле битвы окончательно склонился в пользу династии Трун. [ 38 ] [ 39 ] Десять дней спустя Согету был убит, а император Трун Нхан Тонг и почетный император Тхань Тонг вернулись в столицу Тханг Лонг в шестой день шестого лунного месяца 1285 года. [ 40 ]
В третьем лунном месяце 1287 года династия Юань начала свое третье вторжение в Дайвьет. [ 41 ] На этот раз, в отличие от второго вторжения, главнокомандующий принц Хонг До (Trần Quốc Tuấn) заверил Императора, что армия Ди Вьота может легко сломить военную кампанию Юаня. Заняв и разграбив столицу, Тоган решил отступить с передовыми войсками. [ 1 ] Это вторжение действительно закончилось год спустя катастрофическим поражением флота Юань в битве при Бочонге в восьмой день третьего лунного месяца 1288 года. [ 42 ] Помимо Чан Куок Туана, другими известными генералами династии Чан в это время был принц Нхан Хюэ Чан Кхань Ду , который уничтожил логистический конвой военно-морского флота Юань. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] в битве при Ван Доне и генерал Фам Нго Лао , который отвечал за засаду на отступающие войска принца Тогана. [ 47 ] После уничтожения монгольского флота и Дай Вьет, и Чампа решили признать номинальное превосходство династии Юань и служить государствами-данниками, чтобы избежать дальнейших конфликтов. [ 2 ]
Профессор Лиам Келли отметил, что люди из династии Сун в Китае, такие как Чжао Чжун и Сюй Цзундао , бежали в династию Чан после монгольского вторжения в Сун и помогали Чан бороться против монгольского вторжения. Как и династия Чан, даосский священнослужитель Сюй Цзундао происходил из провинции Фуцзянь. Он записал монгольское вторжение и назвал монголов «северными бандитами». [ 48 ]
Нгуен Трунг Нгон назвал династию Юань Хо (胡), что означает варвары , глава миссии посланника при дворе Юань в 1314 году, в своем стихотворении Bắc sứ túc Khau Ôn dịch (北 посол Суцю Вэньи) :
Страна разделена на север и юг.
Земля разделена на Север и Юг.
Братья Ху Юэ и Фэн. [ 49 ]
«Хо» и Вьет — братья с одинаковыми обычаями.
Позже У Бозонг 吳伯宗 (р. 1334 – ум. 1384) был отправлен послом династии Мин во Вьетнам. У написал в « Жунцзинджи» (榮進集), что, когда он спросил монарха Чан о делах Аннама, правитель Чан сказал, что королевство все еще придерживается обычаев династии Тан и династии Хань .
Я хочу спросить об Аннане,
Спрашиваешь о ситуации в Аннаме?
У Аннана чистые обычаи.
Обычаи Аннама традиционны.
Система одежды и одежды династии Тан,
Одежда — стандарт Тана.
Обряды и музыка ханьских монархов и министров
Музыка и обряды похожи на двор Хана. [ 50 ]
Мир и расширение на юг
[ редактировать ]После монгольского вторжения король Трун Нхан Тонг зимой 1289–1290 годов возглавил нападение на современный Лаос вопреки совету своих советников с целью предотвратить набеги жителей высокогорья. [ 51 ] Голод и голод опустошали страну с 1290 по 1292 год. Не было никаких записей о том, что стало причиной неурожая, но возможные факторы включали пренебрежение системой контроля воды из-за войны, мобилизацию людей с рисовых полей и наводнения или засуха. [ 51 ]
Во времена правления Чан Ань Тонга , Чан Минь Тонга и Чан Хиен Тонга был относительно длительный период процветания и мира . [ 52 ] [ 53 ] Ань Тонг был первым императором Чан, который правил, не подвергаясь нападениям со стороны Монгольской империи . Несмотря на смерть двух наиболее важных генералов ранней династии Чан, Чан Куанг Кая в 1294 году и Чан Куок Туана в 1300 году, императору все еще служили многие эффективные мандарины, такие как Чан Нхат Дуат, Доан Нху Хай , Фам Нгу Лао, Труонг. Хан Сье , Мак Динь Чи и Нгуен Чунг Нган . Ань Тонг очень строго пресекал азартные игры и коррупцию, но он также щедро вознаграждал тех, кто хорошо ему служил. [ 54 ]
В 1306 году король Чампы предложил Чо Ман Вьетнаму две префектуры Чам, О и Ли, в обмен на брак с вьетнамской принцессой Хуен Тран . [ 55 ] Ань Тонг принял это предложение, затем взял и переименовал префектуру О и префектуру Ли в префектуру Тхуан и префектуру Хоа. Эти две префектуры вскоре стали называться регионом Тхуан Хоа . [ 55 ] Всего через год после свадьбы Чо Ман умерла, и, в соответствии с королевской традицией Чампы, Хуен Тран должна была быть кремирована вместе со своим мужем . Столкнувшись с этой неотложной ситуацией, Ань Тонг послал своего мандарина Трун Кхук Чунга в Чампу, чтобы спасти Хуен Трана от неминуемой смерти.
Наконец Хуен Тран смог вернуться в Дай Вьет, но Че Чи , преемник Че Мана, больше не желал соблюдать мирный договор с Дай Вьетом. После этого события сам Ань Тонг вместе с генералами Чан Куок Чаном и Чан Кхань Ду командовал тремя группами дайвьетских воинских частей для нападения на Чампу в 1312 году. В ходе этого вторжения Че Чи потерпел поражение и попал в плен. [ 56 ] и Ань Тонг назначили тщательно подобранного преемника, но отношения между Дай Вьетом и Чампой оставались натянутыми. [ указать ] еще долгое время после этого. [ 57 ] [ 58 ]
Вторжения и упадок Чампа
[ редактировать ]После смерти отставного императора Трун Минь Тонга в 1357 году династия Труна начала впадать в хаос во время правления Трун До Тонга . Несмотря на то, что император До Тонг был скромным и прилежным во время регентства Минь Тонга, во время правления императора До Тонга были расточительны расходы на строительство нескольких роскошных дворцов и другие привилегии. [ 59 ] [ 60 ] До Тонг представил при императорском дворе театр, который в то время считался постыдным удовольствием. [ 61 ] Император умер в 25-й день пятого лунного месяца 1369 года в возрасте 28 лет, назначив на должность сына своего брата Дунг Нхот Лу , несмотря на то, что его назначенец не был из клана Трун. [ 62 ]
Как и его предшественник До Тонг, Нхот Лу пренебрегал своими административными обязанностями и сосредоточился только на выпивке, театре и странствиях. Он даже хотел снова сменить фамилию на Донг. Подобные действия разочаровали всех при императорском дворе. Это побудило премьер-министра Труна Нгуена Трака и его сына Труна Нгуена Тиета спланировать убийство Нхет Лу, но их заговор был раскрыт Императором, и впоследствии они были убиты.
В десятом лунном месяце 1370 года тесть императора Трун Фу , получив совет от нескольких мандаринов и членов императорской семьи, решил собрать армию с целью свержения Нхут Лу. Через месяц его план увенчался успехом, и Трун Фу стал новым императором Дои Вьета, правя как Трун Нго Тонг, в то время как Нхот Ло был понижен в звании до герцога Хон Дока (Хон Док Конг) и впоследствии был убит по приказу Нго. Тонг. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
После смерти Хон Ок Конга его мать бежала в Чампу и умоляла короля Чо Бонг Нга напасть на Ди Вьет. Воспользовавшись отсутствием политической стабильности у своего соседа, Чо Бонг Нга командовал войсками и напрямую атаковал Тханг Лонг , столицу Ди Вьет. Армия Труна не смогла противостоять этой атаке, и императорскому двору Труна пришлось бежать из Танг Лонга, что создало для Чо Бонг Нга возможность жестоко разграбить столицу перед отступлением. [ 67 ]
В двенадцатом лунном месяце 1376 года император Трун Дуу Тонг решил лично возглавить военную кампанию против Чампы. В конце концов, кампания закончилась катастрофическим поражением армии Дои Вьота в битве при Ди Бане , когда сам Император вместе со многими высокопоставленными мандаринами и генералами династии Трун был убит войсками Чамов. [ 68 ] Преемник Дуэ Тонга Чан Пхе Де и отставной император Нге Тонг не смогли отразить вторжение в Че Бонг Нга в Дайвьете. В результате Нге Тонг даже решил спрятать деньги в Лангшоне , опасаясь, что войска Че Бонг Нга могут напасть и разрушить императорский дворец в Тханглонге. [ 69 ] [ 70 ] В 1389 году Нге Тонг назначил генерала Чан Хат Чана ответственным за остановку Чампы. [ 71 ] В первый лунный месяц 1390 года Трун Хат Чан одержал решительную победу над Чампой, что привело к смерти Чо Бонг Нга и стабилизировало ситуацию в южной части Ди Вьет. [ 72 ]
Падение
[ редактировать ]Во время правления Чан Нге Тонга Хо Куи Ли , чиновник, имевший двух теток, считавшихся супругами Минь Тонга, [ 73 ] был назначен на одну из высших должностей при императорском дворе. Несмотря на свое соучастие в смерти императора Ду Тонга, Хо Куи Ли все еще пользовался доверием Нго Тонга и получал все большую и большую власть при императорском дворе. [ 74 ] Столкнувшись с неудержимым ростом Хо Куи Ли при дворе, император Чан Пхе Де вступил в заговор с министром Чан Нгаком с целью уменьшить власть Хо Куй Ли, но Хо Куй Ли упредил этот заговор, развернув кампанию по диффамации против императора, которая в конечном итоге сделала Нге Тонга решил заменить его Чан Туан Тонгом и понизил статус Пхе Де до принца Линь Дыка в декабре 1388 года. [ 75 ] [ 76 ] Трун Нго Тонг умер в 15-й день двенадцатого лунного месяца 1394 года в возрасте 73 лет, оставив императорский двор под полным контролем Хо Куи Ли. [ 77 ] Он начал реформировать административную и экзаменационную системы династии Трун и в конечном итоге обязал Тхуан Тонга перенести столицу из Танглонга в Тханьхоа в январе 1397 года. [ 78 ]
В полнолуние третьего лунного месяца 1398 года под давлением Хо Куи Ли Туан Тонг был вынужден уступить трон своему трехлетнему сыну Труну Ану , ныне Трун Тхиу До , и получил титул Императора в отставке в возраст всего 20. [ 79 ] Всего через год после отставки Туан Тонг был убит по приказу Хо Куи Ли. [ 80 ] Хо Куи Ли также санкционировал казнь более 370 человек, которые выступали против его господства при императорском дворе, в том числе нескольких видных мандаринов и родственников Императора вместе со своими семьями, таких как Трун Хат Чан, Трун Ханг , Фам Кхо Винь и Лонг Нгуен Боу . [ 81 ] Конец династии Труна наступил 28-й день второго лунного месяца (по григорианскому календарю: 23 марта) 1400 г. [ 82 ] когда Хо Куи Ли решил свергнуть Тиу До и основал новую династию, династию Хо . [ 83 ] Будучи собственным внуком Хо Куи Ли, Тьеу Де был понижен в звании до принца Бао Ниня вместо того, чтобы быть убитым, как его отец. [ 83 ] [ 84 ] Хо Куи Ли заявил о своем происхождении от герцога Ху Чэньского (Chen Ho Duke, 陳胡公), чей клан Хо возник в штате Чен (современный Чжэцзян , Китай). [ 85 ] [ 86 ] ) около 940-х гг.
Позже Тран
[ редактировать ]После того, как династия Мин завоевала династию Хо в 1407 году, принц Трун Нгои был объявлен императором и возглавил силы сторонников Труна против китайцев. Его база сначала располагалась в провинции Ниньбинь . Он разбил войска Мин в 1408 году, но не смог вернуть Тонг Цюань (Ханой). Из-за внутренних чисток его наступление в конечном итоге провалилось, и ему пришлось отступить в Нгоан . Новый император, Чунг Куанг До , был назначен генералами в 1409 году. Поздний Трун удерживал южные провинции, прежде чем потерпел поражение от войск Мин в 1413 году.
Экономика и общество
[ редактировать ]Чтобы восстановить экономику страны, которая сильно пострадала в неспокойное время конца династии Ли, император Трун Тхай Тонг решил реформировать национальную систему налогообложения, введя новый личный налог ( туу тхан ), который взимался с каждому человеку в зависимости от площади обрабатываемой земли, находящейся в собственности. [ 26 ] Например, фермер, владевший одним или двумя муу площадью от 3600 до 7200 квадратных метров (от 39 000 до 78 000 квадратных футов), должен был платить один цюань в год, а другой, у которого было до четырех му, должен был платить два цюань . Помимо личных налогов, фермеры были обязаны платить земельный налог в мерах риса, рассчитанных по классификации земель. В одной исторической книге рассказывается, что династия Трун облагала налогом все, от рыбы и фруктов до бетеля . [ 29 ] Налогоплательщики были разделены на три категории: несовершеннолетние ( Тиеу Хоанг Нам , от 18 до 20 лет), взрослые ( Дай Хоанг Нам , от 20 до 60 лет) и пожилые люди ( старше 60 лет). [ 26 ] [ 29 ]
В этот период быстрое развитие получили такие промышленные изделия, как ремесленные изделия, хлопок, шелк и парча. Некоторые из этих предметов были экспортированы в Китай, а добыча серебра, золота, олова и свинца увеличила производство ювелирных изделий. Власти Трана открыли государственную чеканку медных монет, а также оружейные мастерские, мастерские по производству придворной одежды и предприятия по выплавке бронзы. Образованию и литературе во многом способствовали усовершенствования технологии печати и гравировки деревянных пластин. [ нужна ссылка ]
Расширилась судостроительная промышленность, производившая крупные 100-весельные джонки. Затем Тханг Лонг стал коммерческим центром штата с многочисленными рынками. Посол Монголии 13-го века упомянул, что рынки проводились два раза в месяц с «множеством товаров», и рынок располагался каждые пять миль на государственной дороге. В этот период государством также были созданы гостиницы. [ нужна ссылка ]
Во время правления Трун Тхань Тонга император требовал от членов клана Трун и императорской семьи в полной мере использовать свои земельные гранты, нанимая бедняков для их обработки. [ 87 ] [ 88 ] Возделываемые земли Чи Вьет ежегодно разрушались речными наводнениями, поэтому для более стабильного сельского хозяйства в 1244 году Трун Тай Тонг приказал своим подчиненным построить новую систему дамб вдоль Красной реки . Фермеры, которым пришлось пожертвовать своей землей из-за обвалования, получили компенсацию в размере стоимости земли. Император также назначил отдельного чиновника для контроля над системой. [ 29 ]
К концу династии Трун Хо Куи Ли обладал абсолютной властью при императорском дворе и начал реализовывать свои идеи по реформированию экономики Ди Вьет. Самым значительным изменением за это время стала замена медных монет бумажными деньгами в 1396 году. Впервые в истории Вьетнама бумажные деньги использовались в торговле. [ 9 ] [ 89 ] Император открыл торговые посты в прибрежном городе Ван Дин китайские купцы из Гуандуна и Фуцзянь, чтобы заниматься торговлей. , куда переезжали [ 90 ] Этнические китайцы зафиксированы в записях чиновников династий Чан и Ли. [ 91 ]
Культура
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Литература Трун считается превосходящей литературу Ли как по качеству, так и по количеству. [ 92 ] Первоначально большинство членов клана Трун были рыбаками. [ 17 ] без каких-либо глубоких знаний. Например, Чан Тху До, основатель династии Чан, был описан в Дай Вьет Су Ки Тоан Ту как человек поверхностной учености. [ 93 ] Однако после узурпации власти династии Ли императоры Труна, а также другие принцы и маркизы всегда придавали особое значение культуре, особенно литературе. [ 94 ]
Двумя важными литературными школами во время правления династии Труна были патриотическая и буддийская литература. В ознаменование победы Чи Вьета над вторым монгольским нашествием великий канцлер Трун Куанг Кхи сочинил стихотворение под названием «Тунг гиа хоан кинь» ( «Возвращение в столицу »), которое считалось одним из лучших образцов вьетнамской патриотической литературы династической эпохи. . [ 95 ] Патриотизм в литературе Труна был также представлен прокламацией Hịch tướng sĩ ( «Призыв солдат »), написанной генералом Трун Куок Тууном, которая была самым популярным произведением формы хоч (обращение, призыв) во вьетнамской литературе. [ 96 ]
Помимо членов клана Трун, было несколько мандаринов и ученых, которые были хорошо известны своими патриотическими работами, такие как Чынг Хан Сиеу , выдающийся автор формы фу , [ 94 ] [ 97 ] или генерал Фам Нго Лао с его знаменитым стихотворением «Тхут хоай» . Поскольку буддизм был де-факто национальной религией династии Трун, существовало множество произведений литературы Трун, выражающих дух буддизма и дзэн , в частности работы императора Трун Нхан Тонга и других мастеров школы Трук Лам. [ 12 ]
«Помимо литературы, созданной высшими классами, народные повествования о мифах, легендах и историях о привидениях были также собраны в книгах «Вьет Дьен У Линь Топ» Ли То Сюена и «Линх Нам чич квай» Трун Тхи Фап . Эти две коллекции имели большое значение не только для народной культуры, но и для ранней истории Вьетнама. [ 98 ]
Литература Трун сыграла особую роль в истории вьетнамской литературы благодаря внедрению и развитию вьетнамского языка (Quốc ngữ), написанного на чономе . До династии Трун вьетнамский язык использовался только в устной истории или пословицах. [ 99 ] Во время правления императора Трун Нхан Тонга он впервые использовался в качестве второго языка в официальных письменностях императорского двора, помимо китайского . [ 12 ] [ нужен лучший источник ]
Именно Хан Туен , чиновник Нхан Тонга, начал сочинять свои литературные произведения на вьетнамском языке, причем самое раннее записанное стихотворение было написано на тхо Номе в 1282 году. [ 11 ] Его считали пионером, который представил тёном в литературе. [ 100 ] После Хан Туена Чу Ном постепенно использовался учеными Тран при написании вьетнамской литературы, например, Чу Ван Ан со сборником Quoc Ngu thi Tap ( Сборник стихотворений на национальном языке ) или Хо Куи Ли, написавший Quoc Ngu thi Nghia для объяснения Ши Цзин. на вьетнамском языке. [ 101 ] Достижения вьетнамской языковой литературы в эпоху Труна стали важной основой для развития этого языка и последующей литературы Вьетнама. [ 12 ] [ нужен лучший источник ]
Исполнительское искусство
[ редактировать ]Династия Трун считалась золотым веком музыки и культуры. [ 10 ] Хотя в то время это все еще считалось позорным удовольствием, театр быстро развивался к концу династии Трун с ролью Ли Нгуена Кат (Ли Юань Ки), пленного китайского солдата, получившего помилование за свой театральный талант. . Ли Нгуен Кат импортировал многие черты китайского театра (см. также 话剧) в исполнительское искусство Ши Вьет, такие как рассказы, костюмы, роли и акробатика. [ 10 ] По этой причине Ли Нгуен Кат традиционно считался основателем искусства хат туунг во Вьетнаме. Однако в настоящее время это сомнительная гипотеза, поскольку хаттунг и пекинская опера различались способом использования раскрашенных лиц, костюмов или театральных условностей. [ 102 ] Искусство театра было представлено императорскому двору Трун До Тонгом, и в конце концов император даже решил уступить трон Дунг Нхот Лу, который родился у пары исполнителей хат туонг . [ 61 ]
Чтобы отпраздновать победу над монгольским вторжением 1288 года, Трун Куанг Кхай и Трун Нхот Дуут создали Муа бай бонг ( танец цветов ) для крупного трехдневного фестиваля в Танглонге. Этот танец сохранился до наших дней и до сих пор исполняется на местных фестивалях в северном регионе. [ 103 ]
Система образования и имперских экзаменов
[ редактировать ]Хотя буддизм считался национальной религией династии Трун, конфуцианское образование начало распространяться по стране. Основными учебными программами в то время были « Четыре книги» и «Пять классических произведений» , а также история Северной Америки , которые вначале преподавали только в буддийских пагодах и постепенно доводились до учеников в частных классах, организованных отставными чиновниками или конфуцианскими учеными. [ 104 ]
Самым известным учителем династии Трун был, вероятно, Чу Ван Ан , чиновник при императорском дворе со времен правления Трун Минь Тонга до правления Трун До Тонга, который также служил имперским профессором наследного принца Трун Вонга . [ 105 ] Во время правления Трун Тхань Тонга император также разрешил своему брату Трун Ич Таку , принцу, который был хорошо известен своим умом и знаниями, открыть свою собственную школу во дворце принца. [ 87 ] несколько выдающихся мандаринов будущего императорского двора, таких как Мок Динь Чи и Бой Фонг . В этой школе прошли обучение [ 106 ]
Официальная школа династии Трун, Quốc học viện, была основана в июне 1253 года для преподавания « Четырёх книг» и «Пяти классических произведений» имперским ученикам ( thái học sinh ). В августе того же года было открыто военное училище Giảng võ đường, в котором основное внимание уделялось преподаванию войны и военного маневра. [ 29 ] [ 107 ] Вместе с этой военной школой в Танглоне был построен первый Храм военных (Võ miếu) для поклонения Цзян Цзы и другим известным генералам. [ 108 ]
Через семь лет после основания династии Трун император Трун Тай Тонг приказал провести во втором лунном месяце 1232 года первый императорский экзамен для имперских студентов с целью отобрать лучших ученых в Ди Вьете на многочисленные высокопоставленные должности в императорский двор. Двумя лучшими кандидатами на этом экзамене были Чонг Хань и Лю Дим . [ 27 ] После очередного императорского экзамена в 1239 году император Труна начал устанавливать систему семилетних периодических экзаменов, чтобы отбирать императорских студентов со всей страны. [ 104 ]
Самым престижным званием этого экзамена было там хой ( три первых лауреата ), в которое входили три кандидата, занявшие первое, второе и третье места на экзамене, с именами соответственно: Чонг Нгуен ( 狀 狀元 , образец государства ), банг нхан ( 榜 榜眼 , глаза расположены рядом ) и тхам хоа ( 探 探花 , отборный талант) ). [ 109 ] Первыми тремя императорами династии Чан были премьер-министр Нгуен Хиен , которому в то время было всего 12 лет, [ 110 ] лейбл Ле Ван Хуу , который позже стал имперским историком династии Чан, [ 111 ] и цветочный детектив Данг Ма Ла . [ 112 ] На экзамене 1256 года династия Чан разделила титул пуансеттия на две категории: Кинь пуансеттия для кандидатов из северных провинций и Трай пуансеттия для кандидатов из двух южных провинций: Тхань Хоа и Нге Ан . [ 113 ] чтобы студенты из этих отдаленных регионов могли иметь мотивацию к сдаче императорского экзамена. Это разделение было отменено в 1275 году, когда правитель решил, что в нем больше нет необходимости. [ 104 ]
В 1304 году император Трун Ань Тонг решил стандартизировать экзамен на четыре различных раунда, в которых кандидаты отсеивались шаг за шагом посредством проверки классических текстов, конфуцианской классики , редактирования императорских документов и, наконец, аргументов и планирования. [ 114 ] Этот процесс экзамена был прекращен в 1396 году императором Трун Туан Тонгом под давлением Хо Куи Ли, который заменил традиционный экзамен новой версией в рамках своих радикальных реформ социальной и административной системы.
Хо Ку Ли регулировал имперский экзамен с помощью префектурного экзамена (тхи хонг) и столичного экзамена ( ти хои ), которые следовали в следующем году. Экзамен второй степени включал четыре тура: литературную диссертацию, литературное сочинение, редакцию императорских документов и, наконец, эссе, которое оценивалось лично императором. [ 115 ] Для чиновников более низкого ранга император проводил еще один экзамен, на котором проверялись письмо и счет, например, экзамен в шестом лунном месяце 1261 года во время правления Трун Тхань Тонга. [ 116 ]
За 175 лет своего существования династия Трун провела четырнадцать императорских экзаменов, включая десять официальных и четыре вспомогательных конкурса. Многие лауреаты этих экзаменов позже стали видными чиновниками при императорском дворе или известными учеными, такими как Ле Ван Хоу, автор исторических отчетов Đại Việt sử ký , [ 111 ] Мак Динь Чи, знаменитый посланник династии Чан при династии Юань, [ 117 ] или Нгуен Чунг Нган , один из самых могущественных чиновников периода правления Чан Минь Тонга. [ 117 ] Ниже приведен полный список экзаменов с указанием кандидатов, занявших первое место на каждом экзамене: [ 118 ]
Год | Император | Первое место в рейтинге | Примечание |
---|---|---|---|
1232 | Тран Тай Тонг | Труонг Хань Луу Дьем |
[ 27 ] |
1234 | Тран Тай Тонг | Нгуен Куан Куанг | [ 118 ] |
1239 | Тран Тай Тонг | Луу Миен Выонг Гиат |
[ 119 ] |
1247 | Тран Тай Тонг | Нгуен Хиен | Пуансеттия [ 112 ] |
1256 | Тран Тай Тонг | Чан Куок Лак | Пуансеттия Сутра [ 113 ] |
Труонг Ксан | Лагерь Пуансеттия [ 113 ] | ||
1266 | Чан Тхань Тонг | Тран Ко | Пуансеттия Сутра [ 88 ] |
Бах Льеу | Лагерь Пуансеттия [ 88 ] | ||
1272 | Чан Тхань Тонг | Ли Дао Тай | Пуансеттия [ 118 ] |
1275 | Чан Тхань Тонг | Дао Тиу | Пуансеттия [ 120 ] |
1304 | Чан Ань Тонг | Мак Динь Чи | Пуансеттия [ 114 ] |
1347 | Чан Ду Тонг | Дао Су Тич | Пуансеттия [ 121 ] |
Наука и технологии
[ редактировать ]Есть свидетельства использования фэн-шуй чиновниками династии Трун, например, в 1248 году, когда Трун Тхо О приказал нескольким мастерам фэн-шуй заблокировать многие места по всей стране с целью защиты недавно основанной династии Трун от ее противников. [ 122 ] Достижения науки во времена династии Чан не были подробно описаны в исторических отчетах, хотя известный ученый по имени Данг Ло несколько раз упоминался в «Полной истории Дай Вьет» . Было сказано, что Данг Ло был назначен отставным императором Минь Тонгом на должность национального инспектора . [ 123 ] но он был известен своим изобретением под названием лунг линь нги , которое представляло собой разновидность армиллярной сферы для астрономических измерений. [ 124 ] По результатам наблюдения Донг Лу успешно убедил императора изменить календарь в 1339 году, чтобы он лучше соответствовал сельскохозяйственным сезонам в Ди Вьете. [ 125 ] [ 126 ] Маркиз Чан Нгуен Дан , начальник Данг Ло при императорском дворе, также был экспертом в календарном расчете. [ 127 ]
Порох
[ редактировать ]Ближе к концу династии Трун технология изготовления пороха появилась в исторических записях Ши Вьет. Он был ответственен за смерть короля Чампы Чу Бонг Нга после того, как генерал Трун Кхат Чан выстрелил из пушки со своего линкора в январе 1390 года. [ 72 ] По словам исследователя НУС Сунь Лайчена, династия Трун приобрела технологию производства пороха в Китае и эффективно использовала ее, чтобы изменить баланс сил между Ди Вьетом и Чампой в пользу Ди Вьет. [ 8 ] В результате этого Сунь пришел к выводу, что потребность в меди для производства огнестрельного оружия, вероятно, была еще одной причиной для приказа Хо Куи Ли перейти от медных монет к бумажным деньгам в 1396 году. [ 128 ]
Люди династии Трун и более поздней династии Хо продолжали совершенствовать свое огнестрельное оружие, используя порох. В результате появилось оружие, превосходящее по качеству китайские аналоги. Они были приобретены династией Мин во время вторжения в Дайвьет . [ 7 ]
Лекарство
[ редактировать ]Во время правления династии Трун медицина имела больше шансов на развитие из-за более значительной роли конфуцианства в обществе. [ 129 ] [ 130 ] В 1261 году [ 116 ] Император издал приказ о создании Института императорских врачей (Thái y viện), который руководил медициной в Ди Вьете, проводил обследование новых врачей и лечил людей во время эпидемий болезней. [ 129 ] таблетку под названием Hồng ngọc sương , которую, по их мнению, можно было вылечить от многих болезней. В 1265 году институт раздавал беднякам [ 131 ] Помимо традиционных северных трав ( thuốc Bắc ), врачи Труна также начали выращивать и собирать различные региональные лекарственные травы ( thuốc Nam ) для лечения как мирных жителей, так и солдат. Во время правления Трун Минь Тонга глава Института императорских врачей Фам Конг Бан был широко известен своей медицинской этикой, леча пациентов независимо от их происхождения своими собственными лекарствами, приготовленными из местных трав; [ 129 ] [ 132 ] Говорили, что Фам Конг Бан собрал свои лекарства в медицинской книге под названием Thái y dịch bệnh ( «Болезни императорского врача »). [ 133 ]
Монах Фам Конг Бан, также известный как Ту Тинь , который был известным врачом в истории Вьетнама, был назван «Отцом южной медицины» за создание основ вьетнамской традиционной медицины своими работами Хонг Нгиа Зиак Ту Тху и магией Нам. лекарство . [ 134 ] Нам док Тхон Хиу представлял собой собрание из 499 рукописей о местных травах и десяти ветвях лечения с 3932 рецептами для лечения 184 типов заболеваний, а Хонг Нгха Гиак Тё и Тхи предоставлял людям множество простых, легких в приготовлении лекарств, которые давали эффективные результаты. . [ 134 ] [ 135 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Пагода Бинь Сон храма Винь Кхань, династия Чан, город Там Сон, коммуна реки Ло, провинция Винь Фук .
-
Пагода храма Фо Миня
-
Деревянные ворота храма Фо Минь
-
Резные деревянные двери из храма Фу Мин, провинция Нам Ан, северный Вьетнам (13–14 века)
-
Терракотовая башня
-
Голова Феникса. Терракота, династия Трун-Хо, 14–15 века. Архитектурное оформление. Национальный музей истории Вьетнама, Ханой.
-
Фигура льва. Терракота, династия Трун-Хо, 14–15 века. Провинция Нгеан, центральный Вьетнам. Архитектурное оформление. Национальный музей истории Вьетнама, Ханой.
-
Мальчик Будда, поднимающийся из лотоса. Багровое и позолоченное дерево, династия Трун-Хо, 14–15 века. Статуя для поклонения. Национальный музей истории Вьетнама, Ханой.
-
Узорчатый коричневый глазурованный керамический кувшин с мотивами лотоса и хризантем из провинции Наминь (13–14 века)
-
Бронзовый парадный шлем династии Чан в Дай-Вьете.
Генеалогическое древо
[ редактировать ]тайский то | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тай Тонг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сент-Тонг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нхан Тонг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г-н Тонг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минь Тонг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нге Тонг | Хиен Тонг | Ду Тонг | Дуэ Тонг | Кунг Тук | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туан Тонг | Император Пхе | Воскресная церемония | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молодой император | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вьетнамский: Династия Чан ; Имя сценария : 家陳; Китайские иероглифы : 陳陳朝 , династия Чан. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Балданза, Кэтлин (2016). Минский Китай и Вьетнам: переговоры о границах в Азии раннего Нового времени . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316440551.004 . ISBN 978-1-316-44055-1 .
- ^ Jump up to: а б Буллиет, Ричард; Кроссли, Памела; Хедрик, Дэниел; Хирш, Стивен; Джонсон, Лайман (2014). Земля и ее народы: глобальная история . Cengage Обучение. ISBN 9781285965703 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , стр. 108–121 .
- ^ Jump up to: а б Холл 2008 , с. 159 .
- ^ Даттон, Вернер и Уитмор, 2012 , с. 29– .
- ^ «Династия Чан» . Британика.com.
- ^ Jump up to: а б Тайет Нхунг Тран и Рид, 2006 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б Тайет Нхунг Тран и Рид, 2006 , стр. 75–77.
- ^ Jump up to: а б Шапюи 1995 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Миллер и Уильямс 2008 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Кевин Боуэн; Ба Чунг Нгуен; Брюс Вейгл (1998). Горная река: вьетнамская поэзия времен войн, 1948–1993: двуязычный сборник . Университет Массачусетс Пресс. стр. XXIV. ISBN 1-55849-141-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Ле Мань Тхат. «Полное собрание произведений Трун Нхан Тонга» . Thuvienhoasen.org. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 159.
- ^ Тейлор 2013 , с. 120: «Чан Ли, дедушка Чан Каня, который привел семью Тран в придворную политику, был внуком эмигранта из провинции Фуцзянь».
- ^ «Желание похоти, Чтобы Трунг Ту причинил себе вред» . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Династия Чан начала бизнес» . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Нго Си Лиен 1993 , с. 153.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 154.
- ^ Национальное бюро исторических записей 1998 , стр. 186.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 156.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 157.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 157–158.
- ^ Шапюи 1995 , с. 79.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 160.
- ^ Национальное бюро исторических записей 1998 , стр. 194.
- ^ Jump up to: а б с Шапюи 1995 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Нго Си Лиен 1993 , с. 163.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б с д и Чан Чонг Ким 1971 , с. 50.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 49.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 164–166.
- ^ Национальное бюро исторических записей, 1998 г. , стр. 195–196.
- ^ Хейс, Джеффри. «ДИНАСТИЯ ЛИ (1010–1225) И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЬЕТНАМСКОГО ПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ КИТАЙЦЕВ | Факты и детали» . factsanddetails.com . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 172–173.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 189–190.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 193.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Шапюи 1995 , с. 83.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 58.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 192–195.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 195.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 196–198.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 197.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 61.
- ^ Шапюи 1995 , с. 84.
- ^ Тонкий, Джеймс П. (2009). Потерянный флот Хубилай-хана: В поисках легендарной армады . Издательство Калифорнийского университета. стр. 100-1 161 –1 ISBN 978-0-520-25976-8 .
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 62.
- ^ «Giặc Bắc đến xâm lược!: Переводы и восклицательные знаки» . Блог Ле Минь Кая по истории Юго-Восточной Азии (и не только!) . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 г. Проверено 3 февраля 2016 г. Автор: «Лиам Келли» . Гавайский университет в Маноа. Архивировано из оригинала 14 октября 2014 г.
- ^ «Поэма: Северный посланник Су Цю Вэнь Дич – 北使宿丘溫驛 (Нгуен Чунг Нган – 阮忠彥)» .
- ^ «Бай Тхо: Đáp bắc nhân vấn an Nam phong tục - Ответ северянам, спрашивающим об обычаях Аннана (Hồ Quý Ly - Hu Jili)» .
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 137.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 65.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 205.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Шапюи 1995 , с. 85.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 223.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 66.
- ^ Шапюи 1995 , с. 86.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 258–259.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Шапюи 1995 , с. 89.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 259.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 262–263.
- ^ Национальное бюро исторических записей 1998 , стр. 292.
- ^ Шапюи 1995 , стр. 89–90.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 250.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 70.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 269–270.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 273.
- ^ Шапюи 1995 , с. 91.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , стр. 282–283.
- ^ Шапюи 1995 , с. 90.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 270.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 278–279.
- ^ Шапюи 1995 , с. 94.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 287–288.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 288–291.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 292.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 294.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 294–295.
- ^ «Chuyển đổi ngày âm dương – конвертер лунного календаря» . Проверено 22 марта 2021 г. Второй вариант на левой вкладке позволяет вводить лунную дату в верхнем зеленом ряду и обеспечивает преобразование в григорианскую дату и наоборот.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 296.
- ^ Шапюи 1995 , с. 96.
- ^ Тейлор 2013 , с. 166 .
- ^ Холл 2008 , с. 161 .
- ^ Jump up to: а б Шапюи 1995 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Нго Си Лиен 1993 , с. 179.
- ^ Тран Чонг Ким 1971 , с. 73.
- ^ Филипп Труонг (2007). Слон и лотос: вьетнамская керамика в Музее изящных искусств, Бостон . Паб МИД. п. 18. ISBN 978-0-87846-717-4 .
- ^ Ганн, Джеффри К. (2011). История без границ: создание азиатского региона мира, 1000–1800 гг . Издательство Гонконгского университета. стр. 112–. ISBN 978-988-8083-34-3 .
- ^ Дуонг Куанг Хам 1968 , стр. 232–238.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Чан Чонг Ким 1971 , с. 53.
- ^ Тхам Сон Чи 1981 , стр. 304–305.
- ^ Тхам Сон Чи 1981 , с. 305.
- ^ Тхам Сон Чи 1981 , стр. 312–313.
- ^ Дрор, Ольга (1997). Культ, культура и власть: принцесса Лю Хань в истории Вьетнама . Издательство Гавайского университета. стр. 14–28 . ISBN 0-8248-2972-7 .
- ^ Дуонг Куанг Хам 1968 , с. 292.
- ^ «Хан Туен» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 10 декабря 2009 г.
- ^ Дуонг Куанг Хам 1968 , с. 294.
- ^ Миллер и Уильямс 2008 , с. 274.
- ^ Миллер и Уильямс 2008 , стр. 278–279.
- ^ Jump up to: а б с Труонг Хуу Куинь, Динь Суан Лам и Ле Мау Хан 2008 , стр. 261.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 263.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 180.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 171.
- ^ Адриано (Св. Феклы), Ольга Дрор (2002). Небольшой трактат о сектах среди китайцев и тонкинцев . Ольга Дрор (пер.). Публикации ПДУЭР. п. 128. ИСБН 0-87727-732-Х .
- ^ Нго Си Лиен 1993 , стр. 168–169.
- ^ «Нгуен Хиен» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 9 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Ле Ван Хуу» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 9 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с Нго Си Лиен 1993 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 217.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Нго Си Лиен 1993 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с Май Хонг 1989 , с. 20.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 166.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 182.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 267.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 169.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 234.
- ^ «Данг Ло» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 246.
- ^ «Данг Ло: Астроном» (на вьетнамском языке). Baobinhduong.org.vn. 28 февраля 2006 г. Проверено 8 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Тран» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ Тайет Нхунг Тран и Рид 2006 , стр. 77.
- ^ Jump up to: а б с Алан Кам-Лунг Чан, Кланси и Хуэй-Чие Лой, 2001 , стр. 265.
- ^ Ян Ван Альфен; Энтони Арис (1995). Восточная медицина: иллюстрированное руководство по азиатскому искусству врачевания . Serindia Publications, Inc., стр. 210–214. ISBN 0-906026-36-9 .
- ^ Нго Си Лиен 1993 , с. 257.
- ^ Фам Ван Сон 1983 , с. 215.
- ^ Нгуен Суан Вьет (26 декабря 2008 г.). «Традиционная медицина провинции Хайзыонг в настоящем и будущем» (на вьетнамском языке). Департамент науки и технологий Хайдуонг. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г. Проверено 9 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Ту Тинь» . Вьетнамский энциклопедический словарь (на вьетнамском языке). Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 9 декабря 2009 г.
- ^ Алан Кам-Лунг Чан, Кланси и Хуэй-Чие Лой, 2001 , стр. 107-1 265–266.
Источники
[ редактировать ]- Алан Кам-Лунг Чан; Кланси, Грегори К.; Хуэй-Чие Лой (2001), Исторические взгляды на науку, технологии и медицину Восточной Азии , World Scientific , ISBN 9971-69-259-7
- Чапюи, Оскар (1995), История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка , Издательская группа Greenwood , ISBN 0-313-29622-7
- Дуонг Куанг Хам (1968), вьетнамская литература (на вьетнамском языке), Центр литературы
- Даттон, Джордж; Вернер, Джейн; Уитмор, Джон К. (2012), Источники вьетнамской традиции , издательство Колумбийского университета , ISBN 978-0-231-51110-0
- Холл, Кеннет Р., изд. (2008), Второстепенные города и городские сети в регионе Индийского океана, 1400–1800 гг ., Сравнительные городские исследования, том. 1, Лексингтонские книги , ISBN 978-0-7391-2835-0 , получено 7 августа 2013 г.
- Май Хонг (1989), Пуансеттии нашей страны (на вьетнамском языке), Ханой: Издательство «Образование».
- Миллер, Терри Э.; Уильямс, Шон (2008), Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии , Routledge , ISBN 978-0-415-96075-5
- Национальное бюро исторических данных (1998), Kham Dinh Viet Su Thong Giam Cuong Muc (на вьетнамском языке), Ханой: Издательство Education
- Нго Си Лиен (1993), Полная история Дай Вьета (на вьетнамском языке) (изд. Кабинета мандаринов), Ханой: Издательство социальных наук
- Фам Ван Сон (1983), Полная книга истории Вьетнама (на вьетнамском языке), Япония: Ассоциация вьетнамцев в Японии
- Тейлор, KW (2013), История вьетнамцев , Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-87586-8
- Тхам Сон Чи (1981), Очерки литературы и общества в Юго-Восточной Азии: политические и социологические перспективы , Сингапур: NUS Press , ISBN 9971-69-036-5
- Тайет Нхунг Тран; Рид, Энтони Дж. С. (2006), Истории Вьетнама без границ , Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press , ISBN 978-0-299-21770-9
- Чан Чонг Ким (1971), Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке), Сайгон: Центр школьных материалов.
- Труонг Хуу Куинь; Динь Суан Лам; Ле Мау Хан (2008), Всеобщая история Вьетнама (на вьетнамском языке), Ханой: Издательство «Образование».
- Уитмор, Джон К. (2022). «Дельта Сонг Кай (Красной реки), китайская диаспора и клан Трун / Чен из Дай Вьет». Перекресток: междисциплинарный журнал азиатских взаимодействий . 19 (2): 210–232. дои : 10.1163/26662523-12340011 . S2CID 247914991 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стюарт-Фокс, Мартин (2003), Китай и Юго-Восточная Азия: дань, торговля и влияние , Allen & Unwin, ISBN 1-86448-954-5
- Локард, Крейг (2009), Юго-Восточная Азия в мировой истории , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-516075-8
- Тарлинг, Николас (1992), Кембриджская история Юго-Восточной Азии, Том первый: от ранних времен до 1800 года , Cambridge University Press, ISBN 0-521-35505-2
- Тейлор, Кейт Веллер (1991), Рождение Вьетнама , Калифорнийский университет Press, ISBN 0-520-07417-3
- Тхьен До (2003), Вьетнамский сверхъестественный мир: взгляды из южного региона , Рутледж, ISBN 0-415-30799-6
- Уолтерс, О.В. (2009), Монолог, Диалог и Чан Вьетнам , Библиотека Корнельского университета, hdl : 1813/13117