Блэкберн Рипон
Рипон | |
---|---|
![]() | |
Роль | Торпедоносец |
Производитель | Блэкберн Эйркрафт |
Первый полет | 17 апреля 1926 г. |
Ушедший на пенсию | 1944 (Финляндия) |
Статус | Не работает |
Основные пользователи | Авиация флота Финские ВВС |
Количество построенных | 121 (включая 5 прототипов) [ 1 ] |
Варианты | Блэкберн Баффин |
Развитый в | Митсубиси Б2М |

Blackburn T.5 Ripon — палубный бомбардировщик-торпедоносец и -разведчик биплан , разработанный и производимый британской авиастроительной компанией Blackburn Aircraft . Он послужил основой как для выпускавшегося по лицензии Mitsubishi B2M, так и для улучшенного Blackburn Baffin .
Ripon был разработан как преемник торпедоносца Blackburn Dart , а также как самолет-разведчик дальнего действия в соответствии со спецификацией Министерства авиации 21/23 . Первый прототип совершил свой первый полет 17 апреля 1926 года, впоследствии он был модернизирован с более эффективной двигательной установкой, увеличенным рулем направления и увеличенной стреловидностью крыла. Первоначально он был заказан для производства авиацией флота (FAA), которая в основном эксплуатировала этот тип как бомбардировщик-торпедоносец.
Ripon эксплуатировался ФАУ в период с 1930 по 1935 год, после чего он был снят с производства в пользу Blackburn Baffin , который был улучшенной версией Ripon. Он также производился за рубежом, в Финляндии ; Многие из «Рипонов», состоящих на вооружении ВВС Финляндии, широко использовались как в Зимней войне , так и в Войне-продолжении , обычно выполняя ночные разведывательные миссии.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки Ripon можно проследить до середины 1920-х годов, когда было издано Спецификация Министерства авиации 21/23 , в которой предлагалась замена ВВС флота одноместному Dart (FAA) , который мог работать как торпеда. бомбардировщик и самолет-разведчик . [ 2 ] Для обеспечения дальней разведки предусматривалось, что он будет иметь экипаж из двух человек - пилота и штурмана-стрелка; [ 3 ] по той же причине самолет должен был иметь максимальную автономность не менее 12 часов. Еще одним требованием было то, что он должен иметь взаимозаменяемую ходовую часть между колесной и поплавковой конфигурациями, облегчающую его эксплуатацию как с суши, так и с моря. [ 2 ]
Блэкберн начал работу над ответом на эту спецификацию в 1925 году под руководством Ф. А. Бампуса. [ 2 ] Получившийся в результате самолет, спроектированный на основе двигателя Napier Lion V , во многом опирался на предыдущий Blackburn Velos береговой обороны гидросамолет , имея во многом аналогичную конструкцию, за исключением использования однопролетных крыльев и анэдра в нижней центральной части. Нижний основной самолет имел несколько больший размах, чем нижний, и имел нетипичную особенность в виде нижнего корневого обтекателя крыла . [ 2 ] Единственная пушка Льюиса , установленная на вращающейся установке вокруг задней кабины, составляла защитное вооружение. Наступательное вооружение состояло из шести 230-фунтовых бомб, трех 520-фунтовых бомб или одной 18-дюймовой торпеды. [ 2 ]
Была построена пара прототипов. [ 2 ] 17 апреля 1926 года первый прототип совершил свой первый полет в конфигурации сухопутного самолета, пилотируемый PWS Bulman. 26 августа того же года второй прототип совершил свой первый полет в качестве гидросамолета , пилотируемый Дж. Д. Ренни. [ 3 ] В декабре 1926 года Экспериментальный завод морской авиации в Феликстоу приступил к официальной оценке самолета. [ 2 ] Первоначальные испытания против его конкурентов, Handley Page Harrow и Avro Buffalo , показали, что ни один из конкурентов не оказался адекватным, поэтому Ripon был перепроектирован с улучшенной установкой двигателя, увеличенным рулем направления и увеличенной стреловидностью крыльев. Доработанный самолет был оценен и признан победителем, после чего Blackburn получила контракт на производство этого типа. [ 3 ] [ 4 ]
В производство
[ редактировать ]Первый серийный самолет совершил свой первый полет в конце 1927 года. [ 4 ] Названный Ripon II , изменения в конструкции прототипов придали ему совершенно иной внешний вид, например, более заостренный нос из-за нового капота и выдвижных радиаторов для охлаждения двигателя. Ходовая часть также была радикально переработана: телескопические масляные стойки . на внешних концах нижнего центрального переднего лонжерона были установлены [ 4 ] Конструктивно самолет практически не изменился и продолжал соответствовать устоявшимся практикам Блэкберна того времени. Орудийное кольцо было переработано для более низкого расположения, а также имело прорезь в заднем настиле, в которую можно было запираться, когда оно не используется; кабина также была расширена назад, чтобы вместить больше оборудования. [ 5 ]
15 мая 1928 года первый серийный самолет дебютировал публично, проведя летную демонстрацию, которая включала в себя практическое развертывание торпеды над « Хамбером», а также несколько фигур высшего пилотажа перед собравшейся прессой. [ 6 ] В 1928 и 1929 годах Blackburn получила контракты на поставку 20 Ripon II. более крупные заказы на 40 улучшенных Ripon IIA В начале 1930 года были размещены ; в этом варианте в крыльях более широко использовался дюралюминий и обеспечивался слегка увеличенный взлетный вес. [ 7 ] Примерно в это же время темп производства достиг двух самолетов в неделю, чему способствовала передача субподряда на производство некоторых компонентов конкурирующему британскому производителю авиации Boulton Paul Aircraft . [ 8 ]
В период с 1931 по 1932 год был построен 31 самолет Ripon IIC , который имел большую стреловидность и исключал любое использование древесины в конструкции основного самолета. [ 9 ] Многие из более ранних серийных самолетов были переоборудованы в соответствии со стандартом Ripon IIC в начале 1930-х годов. Это был последний производственный образец Ripon, закупленный внутренней авиакомпанией. [ 10 ] Вместо этого Ripon послужил основой для Baffin , который фактически был более продвинутой версией этого типа. С января 1934 года Baffin начал заменять своего предшественника на вооружении ФАУ. Многие из Рипонов были возвращены в Блэкберн и переработаны в Баффины. [ 11 ]
Помимо британских вооруженных сил, Блэкберн прилагал значительные усилия по продвижению Ripon среди потенциальных зарубежных клиентов. [ 11 ] Эти усилия включали исследования возможности его модернизации с использованием силовых установок BMW и Hispano-Suiza , во многом из-за того, что более поздние модели двигателя Napier Lion все еще находились в официальном списке секретов в то время . ВМС Испании были одной из признанных целей компании. [ 11 ] В августе 1928 года заказ на самолет единственного образца поступил в Финляндию ; этот самолет, получивший обозначение T.5D , был оснащен Bristol Jupiter радиальным двигателем и сменным шасси и доставлен в ВВС Финляндии 29 сентября 1929 года. Финляндия также приобрела у Блэкберна лицензию на производство Ripon. [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]
В 1929 году Ripon поступил на вооружение авиации флота (FAA), шесть из которых эксплуатировались звеном № 462 (флотских торпедоносцев) на борту HMS Furious в январе того же года. [ 3 ] В начале 1931 года пять самолетов были доставлены авианосцем HMS Eagle в Аргентину для использования в качестве демонстрационных самолетов на выставке Британской империи в Буэнос-Айресе, проходившей в марте того же года. Многочисленные полеты плотным строем совершили «Рипоны» службы у берегов Южной Америки. [ 13 ]
На вооружении ФАУ он обычно эксплуатировался в конфигурации сухопутного самолета с авианосцев ВМФ; хотя его можно было переоборудовать в гидросамолет, на практике он редко оснащался поплавками. [ 14 ] «Рипон» продолжал служить в составе самолетов-торпедоносцев до 1933 года, когда авиация флота была реорганизована в три более крупные эскадрильи: № 810 , № 811 и № 812 . [ 3 ] В январе 1935 года последние Ripons ФАУ были выведены из эксплуатации, когда 811-я военно-морская авиационная эскадрилья была перевооружена на более боеспособные Baffin .
Ripon также эксплуатировался ВВС Финляндии ; единственный экземпляр был произведен компанией Blackburn, а еще 25 самолетов были произведены по лицензии на финском авиационном заводе. [ 15 ] Они были оснащены различными радиальными двигателями; Типовой самолет имел двигатель Bristol Jupiter VII мощностью 530 л.с. (400 кВт), следующие семь имели двигатель Gnome Rhone Jupiter VI мощностью 480 л.с. (360 кВт), за ним следовали восемь с двигателями Armstrong Siddeley Panther мощностью 535 л.с. (399 кВт) и последние десять с 580 двигателями. (430 кВт) двигатели Bristol Pegasus . [ 16 ] Финские рипоны обычно дислоцировались в Туркинсаари , Сортавале и на острове Сантахамина . [ 15 ]
Финские ВВС использовали свои «Рипоны» для активных боевых задач против войск Советского Союза как во время Зимней войны , так и в Войне-продолжении . После потери одного самолета советскими истребителями в конце 1939 года «Рипон» был ограничен обычными полетами только в ночное время. [ 16 ] Он выполнял широкий спектр задач, включая обычные разведывательные полеты, патрулирование подводных лодок , эвакуацию раненых, разбрасывание листовок и операции по снабжению с воздуха. 15 декабря 1944 года последний самолет был списан, а финский парк сократился до одного действующего Ripon из-за того, что многие другие были разобраны на запчасти. [ 17 ]
Единственный рипон, RI-140 , хранился, а затем снова был собран и выставлен на обозрение в Музее авиации Пяйянне Тавастия . [ 18 ] [ 17 ] Это единственный сохранившийся экземпляр.
Варианты
[ редактировать ]- Рипон I : Прототип. Два построено.
- Ripon II : первоначальное производство - построено 20 штук (многие переоборудованы в Mk IIC).
- Ripon IIA : крылья с металлическими ребрами, с добавленным пулеметом, ведущим вперед. - Произведено 40.
- Ripon IIC : Цельнометаллические крылья - произведено 31 экземпляр.
- Ripon III : прототип с удлиненным носом и новым хвостом. Один построен.
- Ripon IIF Финляндия : двухместный разведывательный самолет-торпедоносец для ВВС Финляндии - 25 произведено по лицензии.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Рипон IIC)
[ редактировать ]Данные британского бомбардировщика , [ 3 ] Blackburn Aircraft с 1909 года. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 36 футов 9 дюймов (11,20 м)
- Размах крыльев: 44 футов 10 дюймов (13,67 м)
- Высота: 12 футов 10 дюймов (3,91 м)
- Площадь крыла: 683 кв. футов (63,5 м 2 )
- Пустой вес: 4132 фунта (1874 кг)
- Полная масса: 7282 фунта (3303 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Napier Lion X , XI или XIA W-12 с водяным охлаждением, мощностью 570 л.с. (430 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 96 узлов (111 миль в час, 179 км/ч) на уровне моря.
- Дальность: 360 миль (410 миль, 660 км)
- Практический потолок: 10 000 футов (3 000 м)
- Время набора высоты: 6500 футов (1981 м) за 15 минут 30 секунд.
Вооружение
- Оружие:
- 1 фиксированный пулемет Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющий вперед (не Mk II), и 1 пулемет Lewis в задней кабине.
- Бомбы:
- 1 × 18 дюймов (457 мм) торпеда
- до 3 бомб по 530 фунтов (240 кг) или 6 бомб по 230 фунтов (104 кг).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Блэкберн Т5 Рипон» . БАЕ Системс . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон 1968, с. 215.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрэнсис К., Мейсон (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Книги Патнэма по аэронавигации. ISBN 0-85177-861-5 .
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968, с. 216.
- ^ Джексон 1968, стр. 216-218.
- ^ Джексон 1968, с. 218.
- ^ Джексон 1968, стр. 218-220.
- ^ Джексон 1968, с. 220.
- ^ Джексон 1968, с. 221.
- ^ Джексон 1968, с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968, с. 223.
- ^ Джексон 1968, стр. 223-224.
- ^ Джексон 1968, стр. 220-221.
- ^ Джексон 1968, с. 219.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, с. 224.
- ^ Jump up to: а б Грин, Уильям (1967). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том 7, Бомбардировщики и разведчики . Лондон: Макдональд.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, с. 225.
- ^ Кауппинен, Юкка О.; Риихела, Ханну (25 мая 2006 г.). «Ripon eille in Vesivehmaa» (на финском языке). Виртуальные пилоты — Ассоциация виртуальных пилотов . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Джексон 1968, стр. 228-231.
Библиография
[ редактировать ]- Джексон, Эй Джей Блэкберн Самолеты с 1919 года. Патнэм, 1968 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии Blackburn Ripon III в полете