Ирландский вопрос в британской политике
Это многое говорит о силе, которой обладает Ирландия, как националистическая, так и оранжевая, чтобы возложить свои руки на жизненно важные нити британской жизни и политики, а также удерживать, доминировать и потрясать год за годом, поколение за поколением политику. этой могущественной страны.
Уинстон Черчилль (госсекретарь по делам колоний), 16 февраля 1922 года. [ 1 ]
Вопрос Ирландии был важным вопросом в британской политике, периодически на протяжении веков. Попытки Великобритании контролировать и управлять островом или его частями имели серьезные последствия для британской политики, особенно в 19 и 20 веках. Хотя номинально она была автономной (как Королевство Ирландия ) до конца 18 века, в 1801 году Ирландия стала частью Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии .
В 1844 году будущий премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли сформулировал то, что он назвал ирландским вопросом :
Плотное население, находящееся в крайне бедственном положении, населяет остров, где есть установленная церковь, которая не является их церковью, и территориальная аристократия, самые богатые из которых живут в иностранных столицах. Итак, вы имеете голодающее население, отсутствующую аристократию и чуждую Церковь; и, кроме того, самый слабый руководитель в мире. Это ирландский вопрос.
— Хансард [ 2 ]
Великий голод 1845–1851 годов унес жизни более 1 миллиона ирландских мужчин, женщин и детей и вынудил еще миллион мигрировать, особенно в Соединенные Штаты. Плохое обращение со стороны британского правительства оставило после себя недоверие и ненависть, порождая все последующие обиды. В Ирландии считалось, что сочетание политики невмешательства , которая разрешала экспорт продуктов питания из Ирландии, и протекционистских хлебных законов , которые предотвращали импорт дешевой пшеницы, было основным фактором голода, и что независимое правительство смягчило бы последствия голода. это.
Закон о народном представительстве 1884 года предоставил избирательные права многим католикам в Ирландии. Чарльз Стюарт Парнелл мобилизовал голоса католиков, чтобы Ирландская парламентская партия сохранила баланс сил в парламенте Соединенного Королевства . Парнелл стремился восстановить самоуправление в Ирландии и использовал тактику, которая держала британскую политику в смятении. Уильям Гладстон и его Либеральная партия обычно работали с Парнеллом в поисках самоуправления , но Либеральная партия при этом необратимо раскололась, и значительная фракция ушла, чтобы сформировать Либеральную юнионистскую партию . Результатом стал долгосрочный упадок Либеральной партии.
Самоуправление было принято в 1914 году , но его действие было приостановлено во время Первой мировой войны. Проблема была решена в 1921 году путем разделения Ирландии на квазиавтономное Ирландское свободное государство с преобладанием католиков на юго-западных четырех пятых острова, а пресвитерианство доминировало в Северной Ирландии на оставшейся пятой части, которая оставалась частью Соединенного Королевства. . [ 3 ] Следующий раунд проблем возник в 1960-х годах, когда католики, живущие в Северной Ирландии, больше не могли терпеть дискриминационную политику, долгое время навязанную им автономным правительством Северной Ирландии. Смута – 30 лет почти гражданской войны, которая имела спорадическое, но значительное влияние на британскую политику – закончилась Соглашением Страстной пятницы 1998 года, соглашением о разделе власти между сторонами в Северной Ирландии и международным договором между Ирландией и Соединенным Королевством. в качестве согарантов.
Начиная с 2017 года, отношения Британии с Ирландией снова нарушили британскую политику, особенно в связи с Брекситом . До конца 2019 года парламент не мог решить трилемму между тремя конкурирующими целями: открытая граница на острове; нет торговых границ внутри Соединенного Королевства; и никакого участия Великобритании в Едином европейском рынке и Таможенном союзе Европейского союза . Правительство отказалось от второй из этих целей, проведя переговоры и подписав протокол Северной Ирландии , который вступил в силу с начала 2021 года.
18 век
[ редактировать ]На протяжении большей части XVIII века в Ирландии было тихо и она играла незначительную роль в британской политике. Между 1778 и 1793 годами были отменены почти все законы, ограничивавшие католиков в плане богослужения, владения или аренды земли, образования и занятий профессией. Богатые ирландские католики получили право голоса в 1793 году. Основным оставшимся ограничением был запрет католикам заседать в парламенте. Премьер-министр Уильям Питт-младший принял активное участие в реформах. Король Георг III, убежденный протестант, был обеспокоен реформами. Он отказался от членства католиков в парламенте, вынудив Питта уйти в отставку в 1801 году. [ 4 ]
Хотя католическое большинство восстанавливало свои права, в экономике, политике, обществе и культуре Ирландии в значительной степени доминировали англиканские землевладельцы, которые составляли протестантское господство . проживало большое пресвитерианское (« нонконформистское На северо-востоке ») население, которое возмущалось, что англиканская церковь отодвинула его на обочину . Они взяли на себя ведущую роль в развитии ирландского национализма после 1790 года.
1798 г. Восстание
[ редактировать ]Восстание 1798 года было крупным восстанием против британского правления в Ирландии . Главной организующей силой было Общество объединенных ирландцев , республиканская революционная группа, находящаяся под влиянием идей Американской и Французской революций : первоначально сформированная пресвитерианскими истеблишмент лишил их власти радикалами, недовольными тем, что англиканский . [ 5 ] к ним присоединились многие представители большинства католического населения.
После некоторых первоначальных успехов, особенно в графстве Уэксфорд , восстание было подавлено правительственной милицией и силами йоменов, усиленными частями британской армии , при этом число погибших среди гражданского населения и комбатантов оценивается от 10 000 до 50 000 человек. Французский экспедиционный корпус высадился в графстве Мейо в августе для поддержки повстанцев: несмотря на победу при Каслбаре , они также в конечном итоге потерпели поражение. Последствия восстания привели к принятию Актов Союза 1800 года , объединивших Парламент Ирландии с Парламентом Соединенного Королевства .
Начало 19 века
[ редактировать ]Соглашение, которое привело к принятию Акта о Союзе, предусматривало эмансипацию католиков и отмену уголовных законов в Ирландии. Однако король Георг III заблокировал эмансипацию католиков, ссылаясь на свою коронационную клятву защищать англиканскую церковь . Кампания под руководством римско-католического адвоката Дэниела О'Коннелла привела к эмансипации католиков в 1829 году, что позволило католикам заседать в парламенте. Затем О'Коннелл развернул безуспешную кампанию за отмену Союзных актов.
Великий голод
[ редактировать ]Когда в 1846 году Ирландию поразила болезнь картофеля , большая часть крестьянского населения лишилась основных продуктов питания, поскольку товарные культуры были зарезервированы для экспорта в Великобританию. [ 6 ] [ 7 ] Хотя крупные суммы на помощь были собраны частными лицами и благотворительными организациями, неадекватные действия правительства, которое верило в политику невмешательства , и протекционистские хлебные законы , которые сделали пшеницу недоступной, привели к тому, что проблема переросла в катастрофу. Класс коттье , или сельскохозяйственных рабочих, был практически уничтожен в результате смерти и эмиграции, что стало известно в Великобритании как «Ирландский картофельный голод», а в Ирландии как « Великий голод ».
Голод и память о нем навсегда изменили демографический, политический и культурный ландшафт острова. Те, кто остался, и те, кто ушел, никогда не забывали. Неправильное решение проблемы голода стало объединяющим фактором для ирландских националистических движений. И без того острые отношения между ирландскими католиками и британской короной еще больше ухудшились, усилив этническую и религиозную напряженность. Республиканство стало фактором. [ 8 ]
1868–1900 гг.
[ редактировать ]Ирландская церковь
[ редактировать ]Первое премьерство Бенджамина Дизраэли в 1868 году было недолгим и сопровождалось горячими дебатами вокруг Ирландской церкви , протестантской церкви, связанной с Англиканской церковью Англии . Хотя Ирландия на три четверти была католиками и на 90% была нонконформистами , [ нужна ссылка ] Ирландская церковь оставалась официальной церковью и финансировалась за счет десятины (прямое налогообложение). Католики и пресвитериане возмущались этим фактом. [ 9 ] Ирландская церковь была в конечном итоге упразднена Законом об Ирландской церкви Гладстона 1869 года , что вызвало раскол среди консерваторов. [ 10 ]
Движение самоуправления
[ редактировать ]
Большинство (зарегистрированных) ирландцев избрали своими депутатами либералов и консерваторов, принадлежавших к основным британским политическим партиям. Значительное меньшинство также избрало юнионистов , которые выступали за сохранение Союза. Бывший адвокат- консерватор , ставший активистом националистической кампании, Айзек Батт в 1870-х годах основал новое умеренное националистическое движение — Лигу самоуправления . После смерти Батта Движение за гомруль, или Ирландская парламентская партия, как оно стало известно, превратилось в крупную политическую силу под руководством Уильяма Шоу и, в частности, Чарльза Стюарта Парнелла . Родившийся в богатой и влиятельной англо-ирландской семье землевладельцев, он вошел в Палату общин в 1875 году. Он был агитатором земельной реформы и стал лидером Лиги самоуправления в 1880 году. Парнелл действовал независимо от либералов и одержал великие победы. влияние благодаря его балансированию конституционных, радикальных и экономических вопросов, а также умелому использованию парламентских процедур. Его партия провалила Закон о защите лиц и собственности 1881 года. в течение семи недель, пока спикер не внес очень редкое изменение в конституционное собрание Великобритании, чтобы закрыть дебаты после того, как IPP остановила весь прогресс по правительственному законопроекту пять дней подряд. [ 11 ] Он был интернирован в тюрьму Килмейнхэм в 1882 году в соответствии с новым Законом, но, как очень способный переговорщик, был освобожден, когда отказался от насильственных внепарламентских действий в обмен на отмену Закона; в ответ Уильям Эдвард Форстер подал в отставку с поста главного секретаря Ирландии , как и лейтенант лорд - Джон Спенсер, 5-й граф Спенсер .
Баланс сил
[ редактировать ]
С 1885 по 1915 год Ирландская парламентская партия во главе с Парнеллом часто поддерживала баланс сил в Вестминстере между либеральной и консервативной партиями и использовала его для получения уступок для Ирландии. Правительство консервативного меньшинства лорда Солсбери приняло Закон о покупке земли (Ирландия) 1885 года («Закон Эшборна») в обмен на поддержку Ирландской парламентской партии.
Движение Парнелла выступало за «самоуправление», согласно которому Ирландия будет управлять собой во внутренних делах внутри Соединенного Королевства, в отличие от О'Коннелла, который хотел полной независимости при условии единого монарха и короны. Два законопроекта о самоуправлении ( 1886 и 1893 годы ) были внесены премьер-министром-либералом Юартом Гладстоном , но ни один из них не стал законом, главным образом из-за оппозиции со стороны Палаты лордов. Этот вопрос разделил Ирландию, поскольку значительное профсоюзное меньшинство (в основном базирующееся в Ольстере ) выступало против самоуправления, опасаясь, что католически-националистический парламент в Дублине будет означать правление Рима и деградацию протестантизма. Для них это также предвещало экономический застой со стороны крестьян-католиков, которые будут дискриминировать бизнесменов и вводить тарифы на промышленность, которая располагалась в основном в Ольстере. Джозеф Хокинг, например, предупредил, что «история учит, что правление Рима означает коррупцию, упадок и разорение». [ 12 ] Последний этап карьеры Гладстона был посвящен ирландскому вопросу. [ 13 ] Он неоднократно пытался принять закон о самоуправлении, но потерпел неудачу в 1886 году и снова в 1893 году .
Раскол Либеральной партии
[ редактировать ]В 1886 году правящая Либеральная партия раскололась из-за предложений Гладстона о самоуправлении.

Некоторые либералы полагали, что законопроект о гомруле Гладстона приведет к возможной независимости Ирландии и распаду Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии , перспектива, которую они не могли принять. Считая себя защитниками Союза, они называли себя «либеральными юнионистами», хотя на этом этапе большинство из них не думало, что раскол со своими бывшими коллегами будет постоянным. На самом деле они сначала поддержали, а затем со временем объединились с Консервативной партией, чтобы создать Консервативно-юнионистскую партию . Либеральная партия, правившая Британией на протяжении нескольких поколений, со временем стала тенью самой себя.
фенианство
[ редактировать ]Были некоторые, кого не успокоило самоуправление при британском правительстве. С середины 18 века почти до конца 19 века фении вели периодически жестокую кампанию против британского правления. В частности, в британской политике отколовшаяся фракция Ирландского республиканского братства, называющая себя Ирландскими национальными непобедимыми, убила британского главного секретаря по Ирландии лорда Фредерика Кавендиша и его постоянного заместителя (главного государственного служащего) в 1882 году в ходе инцидента, известного как Парк Феникса. Убийства .
1900-1922 гг.
[ редактировать ]Принятие самоуправления, 1910–1914 гг.
[ редактировать ]
Будучи партией меньшинства после выборов 1910 года, либералы зависели от голосов ирландцев, контролируемых Джоном Редмондом . Чтобы заручиться поддержкой Ирландии бюджета и законопроекта о парламенте, Асквит пообещал Редмонду, что ирландское самоуправление будет высшим приоритетом. [ 14 ] Это оказалось гораздо более сложным и трудоемким, чем ожидалось. [ 15 ] Поддержка самоуправления Ирландии была принципом Либеральной партии с 1886 года, но Асквит не проявлял такого энтузиазма, заявив в 1903 году (находясь в оппозиции), что партия не должна формировать правительство, которое зависело бы от Ирландской националистической партии в его существование. [ 16 ] Однако после 1910 года для того, чтобы остаться у власти, требовались голоса ирландских националистов. Сохранение Ирландии в Союзе было заявленным намерением всех партий, и националисты, как часть большинства, удержавшего Асквита у власти, имели право добиваться принятия своих планов самоуправления и рассчитывать на поддержку либералов и лейбористов. Консервативная и юнионистская партия при решительной поддержке протестантского Ордена оранжевых решительно выступала против самоуправления. Желание сохранить право вето лордов на такие законопроекты было непреодолимым разрывом между партиями в переговорах по конституции перед вторыми выборами 1910 года. [ 17 ] Комитет кабинета министров (не включая Асквита), который в 1911 году планировал принять третий законопроект о самоуправлении, выступал против любого особого статуса протестантского Ольстера в католической Ирландии с большинством населения. Позже Асквит (в 1913 году) написал Уинстону Черчиллю , заявив, что премьер-министр всегда считал и заявлял, что ценой самоуправления должен быть особый статус для Ольстера. [ нужна ссылка ] Несмотря на это, законопроект, внесенный в апреле 1912 года, не содержал такого положения и распространялся на всю Ирландию. Ни раздел, ни особый статус Ольстера вряд ли удовлетворили бы обе стороны. [ 18 ] Самоуправление, предлагаемое законопроектом, было очень ограниченным, но ирландские националисты, ожидавшие, что самоуправление придет путем постепенных парламентских шагов, поддержали его. Против этого выступили консерваторы и ирландские юнионисты. Юнионисты начали готовиться к тому, чтобы в случае необходимости добиться своего силой, что вызвало ответную реакцию националистов. Юнионисты в целом были лучше финансируемы и более организованы. [ 19 ] В апреле 1914 года ольстерские добровольцы переправили контрабандой 25 000 винтовок и штыков, а также более 3 миллионов патронов, закупленных в Германии. [ 20 ] По мере того, как кризис усугублялся, когда добровольцы Ольстера тренировались открыто, Черчилль организовал Королевского флота у берегов Белфаста. круиз эскадры [ 21 ] : 148 без предварительного обсуждения этого вопроса в кабинете министров. Лидерам юнионистов казалось, что Черчилль и его друг, военный министр Джон Сили , стремились спровоцировать юнионистов на действия, которые позволили бы поставить Ольстер под некую форму военного правления. [ 22 ] Асквит отменил переезд два дня спустя.
Закон о парламенте
[ редактировать ]
После раскола либералов в 1886 году в палате лордов было подавляющее консервативно-юнионистское большинство. [ 23 ] Поскольку Либеральная партия пыталась провести популярные важные реформы системы социального обеспечения, казалось, что между палатами неизбежно возникнут разногласия. [ 23 ] Между 1906 и 1909 годами несколько важных мер были смягчены или полностью отвергнуты: [ 24 ] например, Августин Биррелл представил законопроект об образовании 1906 года, который был предназначен для рассмотрения нонконформистов, жалоб вытекающих из Закона об образовании 1902 года , но лорды внесли в него поправки до такой степени, что он фактически стал другим законопроектом, после чего Палата общин отклонила его. [ 25 ] Это привело к принятию в Палате общин 26 июня 1907 года резолюции, выдвинутой премьер-министром-либералом Генри Кэмпбеллом-Баннерманом , в которой говорилось, что власть лордов должна быть ограничена. [ 24 ] [ 26 ] В 1909 году, надеясь провести выборы, [ 27 ] Лорды отклонили финансовый законопроект, основанный на государственном бюджете (« Народный бюджет »), выдвинутый Дэвидом Ллойд Джорджем , [ 23 ] 350 голосами против 75. [ 28 ] Эта акция, по мнению палаты общин, была «нарушением конституции и узурпацией прав палаты общин». [ 24 ] Лорды предложили Палате общин продемонстрировать на выборах правдивость своего утверждения о том, что законопроект отражает волю народа. Либеральное правительство стремилось сделать это посредством в январе 1910 года всеобщих выборов . Их представительство в парламенте сильно упало, но они сохранили большинство благодаря значительному числу депутатов от Ирландской парламентской партии (ИПП) и лейбористской партии. [ 24 ] IPP считала, что сохранение власти лордов наносит ущерб обеспечению самоуправления. [ 29 ] После выборов лорды уступили бюджету (который был повторно введен правительством). [ 24 ] и он был принят лордами 28 апреля, на следующий день после голосования палаты общин. [ 30 ]
Лорды теперь столкнулись с перспективой принятия закона о парламенте, который получил значительную поддержку со стороны ирландских националистов. [ 29 ] Однако главным предметом разногласий было самоуправление Ирландии: юнионисты (Великобритании) стремились исключить такой закон из процедуры Закона о парламенте посредством общего исключения для «конституционных» или «структурных» законопроектов. Либералы поддержали исключение для законопроектов, касающихся монархии и протестантской преемственности, но не самоуправления. [ 31 ]
Правительство пригрозило новым роспуском, если Закон о парламенте не будет принят, и выполнило свою угрозу, когда оппозиция в палате лордов не уменьшилась. мало Всеобщие выборы в декабре 1910 года что изменили по сравнению с январем. [ 32 ] Короля Георга V спросили, готов ли он создать достаточное количество пэров, что он сделал бы только в том случае, если возникнет такой вопрос. [ 24 ] Это означало бы создание более 400 новых коллег-либералов. [ 33 ] Король, однако, потребовал, чтобы законопроект был отклонен лордами хотя бы один раз, прежде чем он вмешается. [ 34 ] Две поправки, внесенные лордами, были отклонены Палатой общин, и оппозиция законопроекту не показала никаких признаков ослабления. Это побудило Асквита объявить о намерении короля преодолеть большинство в Палате лордов путем создания достаточного количества новых пэров. [ 35 ] В конечном итоге законопроект был принят палатой лордов 131 голосом против 114 голосов, т.е. большинством в 17 голосов. [ 36 ] Это отражает большое количество воздержавшихся. [ 37 ]
Закон о правительстве Ирландии 1914 года
[ редактировать ]Закон о парламенте означал, что юнионисты в Палате лордов больше не могли блокировать самоуправление, а могли отсрочить получение королевской санкции только на два года. Асквит решил отложить любые уступки юнионистам до третьего прохождения законопроекта через палату общин, когда, по его мнению, юнионисты будут отчаянно нуждаться в компромиссе. [ 38 ] Историк Рой Дженкинс пришел к выводу, что, если бы Асквит попытался заключить более раннее соглашение, ему бы не повезло, поскольку многие из его противников хотели драки и возможности разгромить его правительство. [ 39 ] Эдвард Карсон , лидер ирландских юнионистов в парламенте, пригрозил восстанием, если будет введено самоуправление. [ 40 ] Новый лидер консерваторов Бонар Лоу провел кампанию в парламенте и в Северной Ирландии, предостерегая ольстерцев от «римского правления», то есть доминирования католического большинства острова. [ 41 ] Многие из тех, кто выступал против самоуправления, считали, что либералы нарушили Конституцию , проталкивая серьезные конституционные изменения без четкого избирательного мандата, при этом Палата лордов, бывшая «сторожевым псом конституции», не реформировалась, как было обещано в преамбуле. Акта 1911 года – и тем самым оправдывали действия, которые при других обстоятельствах могли бы считаться государственной изменой. [ 42 ] Бонар Лоу настойчиво напирал – конечно, бунтовал, угрожал и, возможно, блефовал – но в конце концов его стратегия оказалась одновременно последовательной и эффективной. [ 43 ]
Страсти, вызванные ирландским вопросом, контрастировали с хладнокровной отстраненностью Асквита, и он считал предполагаемый раздел графства Тайрон со смешанным населением «тупиком с невыразимыми последствиями в вопросе, который в глазах англичан кажется невообразимо незначительным». и для ирландских глаз неизмеримо большой». [ 44 ] Пока Палата общин обсуждала законопроект о гомруле в конце 1912 и начале 1913 годов, профсоюзные деятели на севере Ирландии мобилизовались, заговорили о том, что Карсон провозгласил Временное правительство и Ольстерские добровольческие силы (UVF), созданные вокруг оранжевых лож , но в кабинете министров были только Черчилль смотрел на это с тревогой. [ 45 ] Эти силы, настаивая на своей лояльности британской короне, но все более хорошо вооруженные контрабандным немецким оружием, готовились к битве с британской армией , но лидеры юнионистов были уверены, что армия не поддержит никакую попытку навязать гомруль в Ольстере. Пока законопроект о гомруле ожидал своего третьего прохождения через палату общин, в апреле 1914 года произошел инцидент с Каррагом . Около шестидесяти армейских офицеров во главе с бригадным генералом Хьюбертом Гофом заявили, что они скорее будут уволены со службы, чем подчинятся. [ 46 ] Поскольку волнения распространились на армейских офицеров в Англии, Кабинет министров принял меры, чтобы успокоить офицеров заявлением, написанным Асквитом, в котором повторялась обязанность офицеров подчиняться законным приказам, но утверждалось, что инцидент был недоразумением. Затем военный министр Джон Сили добавил несанкционированное заверение, скрепленное подписью генерала Джона Френча (главнокомандующего армией), о том, что правительство не намерено применять силу против Ольстера. Асквит отверг это дополнение и потребовал от Сили и Френча уйти в отставку. Асквит сам взял на себя управление военным министерством, сохраняя за собой дополнительную ответственность до начала Великой войны в 1914 году. [ 47 ] [ 48 ]
12 мая Асквит объявил, что он обеспечит третье прохождение самоуправления через палату общин (завершено 25 мая), но что к нему будет внесен законопроект с поправками, в котором будут предусмотрены специальные положения для Ольстера. Однако лорды внесли изменения в законопроект о внесении поправок, неприемлемые для Асквита, и, не имея возможности ссылаться на Парламентский акт о законопроекте о внесении поправок, Асквит согласился встретиться с другими лидерами на всепартийной конференции 21 июля в Букингемском дворце под председательством короля. . Когда решение найти не удалось, Асквит и его кабинет планировали дальнейшие уступки юнионистам, но это было приостановлено, когда кризис на континенте перерос в войну. В сентябре 1914 года законопроект о самоуправлении был внесен в свод законов (как Закон о правительстве Ирландии 1914 года ), но его действие было немедленно приостановлено. Оно так и не вступило в силу. [ 49 ]
Мировая война, раздел Ирландии и независимость Ирландии
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в августе 1914 года Асквит согласился с Редмондом, лидером INP, что законопроект о самоуправлении будет подписан и станет законом, сопровождаемый законом, приостанавливающим его действие на время войны. Это было сделано. Это решение было поддержано в то время большинством ирландского населения. Ирландия в равной степени находилась в состоянии войны с Германией , и большинство добровольческих сил юнионистов и националистов свободно зачислялись в новую британскую военную армию ( Закон о военной службе 1916 года («Закон о призыве») не распространялся на Ирландию). Тем не менее республиканские журналы открыто пропагандировали насилие, осуждали вербовку и активно пропагандировали взгляды Ирландского республиканского братства (IRB). Когда одна газета была закрыта, ее место заняла другая. Была организована торговля оружием, оплаченная за счет многомиллионного сбора средств в Соединенных Штатах. IRB попросил кайзера включить свободу Ирландии в качестве военной цели Германии. Германия пообещала отправить 20 000 винтовок и пулеметов, боеприпасы и взрывчатку, находящиеся под стражей сэра. Роджер Кейсмент . Лондон знал, что назревают проблемы, но решил быть крайне осторожным, опасаясь, что полномасштабное подавление IRB будет иметь крайне негативные последствия в Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ] который оставался нейтральным в войне до апреля 1917 года. Вместо этого Лондон решил положиться на лояльность Редмонда и хорошо зарекомендовавшей себя ирландской парламентской партии. [ 50 ]
Пасхальное восстание
[ редактировать ]
На Пасху 1916 года в Дублине была провозглашена в одностороннем порядке « Ирландская республика » – Пасхальное восстание . Внимание Великобритании было сосредоточено на Западном фронте, где дела у союзных армий шли не очень хорошо. Восстание было очень плохо организовано и руководилось и было подавлено после шести дней боев. Всего погибло 134 правительственных солдата и 285 повстанцев; когда повстанцы сдались, жители Дублина освистали их, а газеты назвали их затею глупым, бесполезным, жестоким и безумным поступком. Большинство его лидеров предстали перед военным трибуналом и казнены. Историки Клейтон Робертс и Дэвид Робертс утверждают: [ 51 ]
тема искупления в отсутствие социалистических догм позволила католической иерархии и ее прихожанам рассматривать этих людей как героически преданных Ирландии... В военном отношении восстание было глупым, бесполезным и неумелым; с театральной точки зрения это было блестяще и трогательно, трагический акт исключительной драматической силы. Это высвободило националистические чувства, которые образуют одну из самых могущественных сил в современной истории.
Очень большое количество националистов по всей Ирландии теперь покинуло ИПП и поддержало Шинн Фейн , республиканскую партию, требующую полной независимости. [ 52 ] В 1917 году коалиционный премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж попытался ввести самоуправление по завершении Ирландского съезда 1917–1918 годов . Ему это не удалось, потому что он также отчаянно нуждался в солдатах и ввел воинскую повинность в Ирландии, что вызвало кризис призыва . В результате на всеобщих выборах в Ирландии 1918 года Шинн Фейн получила подавляющее большинство мест в Ирландии, но ее депутаты отказались занять свои места в Вестминстере. Вместо этого они создали Первый Dáil (парламент) в Дублине, провозгласили независимую Ирландскую республику и объявили войну британскому правительству, которое все еще контролировало Ирландию.
У коалиционного правительства в Лондоне было три варианта: реализовать Закон о самоуправлении 1914 года с поправками, исключающими Ольстер; отменить его; или заменить его новым законодательством: он пошел по третьему пути. Закон о правительстве Ирландии 1920 года разделил Ирландию на Север и Юг. Эта политика имела широкую поддержку в Северной Ирландии , а также в Англии, Уэльсе и Шотландии, при поддержке консерваторов и либералов, хотя небольшая новая Лейбористская партия выступала против раздела. [ 53 ]
Ирландская война за независимость
[ редактировать ]Ирландская война за независимость велась между Ирландской республиканской армией (ИРА) и армией Соединенного Королевства в период с января 1919 по июль 1921 года. ИРА, возглавляемая Майклом Коллинзом , состояла примерно из 3000 повстанцев и использовала асимметричную войну против британских войск. в состав которого входили Черно-подпалая и Вспомогательная дивизия . В 1920 году, в разгар войны, премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж представил Закон о правительстве Ирландии 1920 года разделил Ирландию на Южную Ирландию и Северную Ирландию , который с мая 1921 года . Ирландский договор о прекращении войны. Он создал в значительной степени автономный доминион , Ирландское свободное государство , чтобы заменить (неудавшуюся) Южную Ирландию. Тем временем Северная Ирландия – две трети древней провинции Ольстер – (с самоуправлением) оставалась частью Соединенного Королевства. [ 54 ] Большинство Dáil ратифицировало договор, но Де Валера, президент Dáil, отклонил его. Де Валера возглавил гражданскую войну в Ирландии , но потерпел поражение. Договор с Великобританией вступил в силу, и Северная Ирландия осталась за Великобританией. [ 55 ]
1921–1922: создание Северной Ирландии и Ирландского свободного государства.
[ редактировать ]Потом пришла великая Война. Почти все учреждения в мире были напряжены. Великие Империи были свергнуты. Вся карта Европы изменилась. Положение стран резко изменилось. Образ мышления людей, весь взгляд на дела, группировка партий — все это претерпело резкие и огромные изменения в мировом потопе, но по мере того, как потоп утихает и вода опускается, мы видим унылые шпили Фермана и Тайрон снова появляется.
Уинстон Черчилль (госсекретарь по делам колоний), 16 февраля 1922 года. [ 1 ]
Решение ирландского вопроса стало возможным, когда Консервативная партия отказалась от своей негибкой приверженности союзу Великобритании со всей Ирландией. Новые факторы включали умение Ллойд Джорджа торговаться; новые, более гибкие консервативные лидеры; ослабление твердой решимости после гарантии постоянного союза большей части Ольстера с Великобританией; и общее неодобрение политики принуждения. [ 56 ] Договор 1921 года не соответствовал ирландской политике Лейбористской партии. Тем не менее, два депутата от Лейбористской партии поддержали его в дебатах, как и лейбористская пресса. Лейбористы хотели положить конец ирландскому замешательству, чтобы Британия могла вернуться к классовым проблемам. [ 57 ] Поскольку Свободное государство оказалось на расстоянии вытянутой руки, а Северная Ирландия надежно стала частью Великобритании, ирландский вопрос отошел на второй план и стал гораздо менее центральным в британской политике. [ 58 ]
1923 по 2015 год
[ редактировать ]Ирландское свободное государство, Ирландия
[ редактировать ]В 1937 году, воспользовавшись кризисом отречения Эдуарда VIII и Вестминстерским статутом 1931 года , Ирландское свободное государство еще больше дистанцировалось от Соединенного Королевства, изменив свое название на «Ирландия» (или, по- ирландски , « Эйре » ). Торговая война произошла в 1930-х годах; В рамках соглашения 1938 года британцам больше не был разрешен доступ к трем военно-морским портам. Ирландия объявила себя нейтральной во Второй мировой войне. [ 59 ] В 1948 году Ирландия объявила себя республикой и вышла из Британского Содружества .
Политический интерес Великобритании к этой части острова формально прекратился с принятием Закона об Ирландии 1949 года в Вестминстере. Тем не менее, два государства формально и неформально сотрудничали, пытаясь разрешить проблемы в Северной Ирландии. (Неудавшееся) англо-ирландское соглашение (договор) 1985 года и британско-ирландский договорный элемент Соглашения Страстной пятницы 1998 года являются наиболее важными из них.
Северная Ирландия, Проблемы
[ редактировать ]Правительство Северной Ирландии с 1921 года было сформировано такими протестантскими лидерами, как сэр Эдвард Карсон и сэр Джеймс Крейг . Он руководил социальной, культурной, политической и экономической дискриминацией католического меньшинства. Северная Ирландия стала, по словам Дэвида Тримбла , «холодным местом для католиков». Начиная с маршей за гражданские права 1968 года и заканчивая годами межобщинного насилия, известных как « Проблемы », вплоть до Соглашения Страстной пятницы в 1998 году, Северная Ирландия находилась в состоянии, близком к гражданской войне. [ 60 ] Иногда это распространялось и на Великобританию, в том числе, особенно в британской политике, убийство Эйри Нив и покушение на премьер-министра Маргарет Тэтчер и ее министров.
2016–2019 гг.
[ редактировать ]Баланс сил снова
[ редактировать ]На всеобщих выборах в Великобритании в 2017 году консервативное правительство потеряло абсолютное большинство. Политическая партия Северной Ирландии, Демократическая юнионистская партия (DUP), поддерживала баланс сил и согласовывала выгодные финансовые условия для Северной Ирландии в обмен на соглашение о доверии и поставках для поддержки правительства. Эта договоренность не распространялась на поддержку планов правительства по Брекситу: DUP наложила вето на проект соглашения премьер-министра Терезы Мэй от декабря 2017 года правительства от и проголосовала как против проекта соглашения о выходе 2018 года , так и против предложения о таможенном союзе Великобритании и ЕС, предложенного Кеннетом Кларком . (Или бы это позволило избежать необходимости Североирландского протокола в соглашении о выходе 2020 года , заключенном после того, как DUP потеряла баланс сил после выборов 2019 года .)
Брексит и ирландская граница
[ редактировать ]После Брексита на граница Ирландской Республики и Соединенного Королевства острове Ирландия станет единственной значительной внешней сухопутной границей ЕС между Соединенным Королевством и Европейским Союзом , что потенциально может серьезно повлиять на Северную Ирландию, если будет существовать жесткая граница. [ 61 ] И Великобритания, и ЕС сделали приоритетом избежание «жесткой границы» в Соглашении о выходе с ирландским правительством , в частности, рассматривая открытую границу на острове Ирландия как важный элемент Соглашения Страстной пятницы . [ 62 ] [ 63 ]
Британское правительство столкнулось с трилеммой среди трех конкурирующих целей: (а) открытая граница на острове; (б) отсутствие границы между Северной Ирландией и Великобританией; и (c) отсутствие участия Великобритании в Едином европейском рынке и Таможенном союзе Европейского союза . «Поддержка» разрешила бы трилемму, сохранив участие в Едином рынке до тех пор, пока не будут созданы средства для создания «невидимой» границы в Ирландии . Многие депутаты от консерваторов и DUP, поддерживающие Брексит, выступили против поддержки Северной Ирландии, потому что у нее не было конкретной даты окончания, что потенциально привязывает Великобританию ко многим правилам ЕС на неопределенный срок. [ 64 ] Сторона ЕС (особенно правительство Ирландии) считала ограниченную по времени гарантию бесполезной. [ 65 ] в частности, из-за скептицизма по поводу каких-либо «альтернативных мер» по поводу ирландской границы в ближайшем будущем.
2020 г. и далее
[ редактировать ]Протокол Северной Ирландии; Влияние Северной Ирландии на отношения Великобритании и ЕС
[ редактировать ]На всеобщих выборах в Великобритании в 2019 году (декабрь 2019 года) Консервативная партия получила значительное большинство и больше не нуждалась в поддержке DUP. В 2020 году премьер-министр Борис Джонсон завершил переговоры по соглашению о выходе из Брексита , которое разрешило трилемму, включив Североирландский протокол , устанавливающий контроль над экспортом из Великобритании в Северную Ирландию. [ 66 ] подавляющая оппозиция DUP. В течение шести месяцев после подписания соглашения правительство Джонсона попыталось его пересмотреть. [ 67 ] По состоянию на сентябрь 2021 г. [update]Продолжающееся противостояние по поводу соглашений по Северной Ирландии поставило под угрозу другие области отношений между Великобританией и ЕС. [ 68 ]
В 2022 году Риши Сунак, первый премьер-министр, присутствовавший на саммите Британско-ирландского совета с 2007 года, подтвердил свою приверженность восстановлению исполнительной власти Северной Ирландии и заявил, что он «полон решимости добиться» восстановления разделения власти. Лидер DUP сэр Джеффри Дональдсон заявил, что любой результат переговоров Великобритании и ЕС по протоколу должен иметь поддержку всего сообщества Северной Ирландии. [ 69 ] [ 70 ]
См. также
[ редактировать ]- Лига «Все за Ирландию» , 1906–1918 гг.
- Корк Фри Пресс 1910–16 гг.
- История Ирландии (1801-1923)
- История Северной Ирландии
- Закон о самоуправлении 1914 года
- Ирландия и Первая мировая война
- Ирландская конвенция
- Ирландское движение за самоуправление , 1870–1921 гг.
- Ирландские земельные законы , 1870–1901 гг.
- Ирландская ассоциация земли и труда , 1890-е гг.
- Ирландская парламентская партия , IPP, 1874–1918 гг.
- Ирландская ассоциация реформ , `1904-5
- Ирландская республиканская армия
- Ирландский национализм
- Земельная конференция , 1902 г.
- Майкл Дэвитт , 1846–1906 гг.
- Национальные волонтеры
- Манифест об отсутствии ренты , 1881 г.
- План кампании , 1886–1891 гг.
- Юнионизм в Ирландии
- Объединенная ирландская лига , 1898-1920-е гг.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Уинстон Черчилль – Речь 1922 года о ситуации в Ирландии» . 16 февраля 1922 г.
- ↑ Государство Ирландия, Хансард, 16 февраля 1844 г.
- ^ Краткое содержание см. Ник Пеллинг, Англо-ирландские отношения, 1798–1922 (2003).
- ^ Г.М. Дитчфилд, «Церковное законодательство во время служения Младшего Питта, 1783–1801». Парламентская история 19.1 (2000): 64–80.
- ^ Стюарт, ATQ (1995). Летние солдаты: Восстание 1798 года в Антриме и Дауне . Блэкстафф. п. 10.
- ^ Кристин Кинили, Это великое бедствие: ирландский голод 1845–1852 гг ., Дублин: Gill & Macmillan, 1994. ISBN 0-7171-1832-0 стр.354
- ^ Сесил Вудхэм-Смит, Великий голод: Ирландия 1845–1849 (1962), стр. 31
- ^ Ник Пеллинг, Англо-ирландские отношения, 1798–1922 (2003), стр. 41–58.
- ^ Аллен Уоррен, «Дизраэли, консерваторы и национальная церковь, 1837–1881». Парламентская история 19.1 (2000): 96–117. онлайн
- ^ Роберт Блейк, Дизраэли (1967), стр. 496–499.
- ^ Решение Джона Беркоу ставит под угрозу должность спикера и нашу демократию - Энн Перкинс ( комментарий ), The Guardian , 9 января 2019 г.
- ^ Джозеф Хокинг, Является ли самоуправление правилом Рима? (Лондон, 1912), стр. 8. онлайн.
- ^ Ник Пеллинг, Англо-ирландские отношения, 1798–1922 (2003), стр. 59–78.
- ^ Джордж Дэнджерфилд, Странная смерть либеральной Англии (1935), стр. 74-76.
- ^ Роберт Пирс и Грэм Гудлад, премьер-министры Великобритании от Бальфура до Брауна (2013), стр. 30.
- ^ Рой Хаттерсли, Эдвардианцы (2005), стр. 184–85.
- ^ Рой Дженкинс, Асквит (1964), стр. 215.
- ^ RCK Ensor, Англия, 1870–1914 (1936), стр. 472–81.
- ^ Хаттерсли, Эдвардианцы (2005), стр. 215–18.
- ^ Тимоти Боуман, Армия Карсона: Добровольческие силы Ольстера, 1910–22 (Манчестер, UP, 2007).
- ^ Надвигающаяся буря, том 1
- ^ Х. Монтгомери Хайд Карсон
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли, Юинг (2007). п. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джексон, Леопольд (2001). п. 168.
- ^ Хэвигхерст, Альфред Ф., Британия в переходный период: двадцатый век , University of Chicago Press, 1985, стр. 89–90: см. Интернет-архив.
- ^ МакКечни, Реформа Палаты лордов
- ^ Магнус 1964, стр. 534.
- ^ Энсор (1952). п. 417.
- ^ Перейти обратно: а б Кейр (1938). п. 477.
- ^ Энсор (1952). п. 420.
- ^ Энсор (1952). п. 422.
- ^ Кейр (1938). стр. 477–478.
- ^ Брэдли, Юинг (2007). п. 204.
- ^ Энсор (1952). п. 423.
- ^ Кейр (1938). п. 478.
- ^ Объединенный комитет (2002). Раздел 6.
- ^ Джексон, Леопольд (2001). п. 169.
- ^ Пирс и Гудлад, Премьер-министры Великобритании от Бальфура до Брауна (2013), стр. 30–31.
- ^ Дженкинс, Асквит (1964), стр. 281.
- ^ Ричард Киллин (2007). Краткая история ирландской революции с 1912 по 1927 год: от Ольстерского кризиса до образования Ирландского свободного государства . Гилл и Макмиллан. стр. 11–12. ISBN 9780717163717 .
- ^ Пирс Брендон (2010). Упадок и падение Британской империи, 1781–1997 гг . Издательство Кнопф Даблдей. п. 304. ИСБН 9780307388414 .
- ^ Хаттерсли, Эдвардианцы (2005), стр. 190.
- ^ Джереми Смит, «Блеф, бахвальство и балансирование на грани: Эндрю Бонар Лоу и третий законопроект о самоуправлении». Исторический журнал 36 № 1 (1993): 161–178.
- ^ Пирс и Гудлад, Премьер-министры Великобритании от Бальфура до Брауна (2013), стр. 31.
- ^ Хаттерсли, Эдвардианцы (2005), стр. 192–93.
- ^ Дэнджерфилд, Странная смерть либеральной Англии (1935), стр. 343–50.
- ^ Дженкинс, Асквит (1964), стр. 311–13.
- ^ Бенджамин Гроб-Фицгиббон, «Забытая разведка: как британскому правительству не удалось подавить добровольческие силы Ольстера, 1912–1914». Журнал истории разведки 6.1 (2006): 1–23.
- ^ Десмонд Кинан (2008). Ирландия в составе Союза 1800–1921 гг . Корпорация Xlibris. п. 208. ИСБН 9781465318725 .
- ^ WN Medlicott, Современная Англия 1914–1964 (1967), стр. 38–39.
- ^ Клейтон Робертс и Дэвид Робертс, История Англии: с 1688 года по настоящее время (3-е изд. 1991), стр. 742–43.
- ^ Эрика Доэрти, «Партийный взлом и инструмент британского правительства»: Т. П. О'Коннор, устойчивость Америки и ирландской партии на дополнительных выборах в Южной Арме в феврале 1918 года». Парламентская история 34.3 (2015): 339–364.
- ^ Иван Гиббонс, «Закон о Британской парламентской лейбористской партии и правительстве Ирландии 1920 года». Парламентская история 32.3 (2013): 506–521.
- ^ Майкл Хопкинсон, Ирландская война за независимость (McGill-Queen's Press-MQUP, 2002).
- ^ С. М. Лоулор, «Ирландия от перемирия к договору: война или мир? С июля по октябрь 1921 года». Ирландские исторические исследования 22.85 (1980): 49–64.
- ^ Джон Д. Фэйр, «Англо-ирландский договор 1921 года: юнионистские аспекты мира». Журнал британских исследований 12.1 (1972): 132–149.
- ^ Иван Гиббонс, «Англо-ирландский договор 1921 года: ответ британской парламентской лейбористской партии и лейбористской прессы». Обзор истории труда 76.1 (2011): 1–15.
- ^ Д. Джордж Бойс, «Британское консервативное мнение, Ольстерский вопрос и раздел Ирландии, 1912–21». Ирландские исторические исследования 17.65 (1970): 89–112.
- ^ Роберт Фиск, Во время войны: Ирландия, Ольстер и цена нейтралитета, 1939–45 (U of Pennsylvania Press, 1983).
- ^ Марк Малхолланд, Северная Ирландия: Очень краткое введение (2003)
- ^ Коннелли, Тони (15 июня 2019 г.). «Двойной удар: Брексит без соглашения и Северная Ирландия» . РТЭ . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ «Ирландский план поддержки» . www.politicshome.com . 25 февраля 2020 г.
- ^ «Ирландия о Брексите» . Bloomberg.com . 14 декабря 2018 г.
- ^ «Брекзит: высокий риск краха Великобритании – переговорщик ЕС» . Новости Би-би-си . 28 января 2019 года . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «Варадкар: устранение ирландской поддержки было бы так же плохо, как Брексит без соглашения» . Хранитель . 15 июня 2019 года . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ О'Кэрролл, Лиза (17 октября 2019 г.). «Чем соглашение Бориса Джонсона по Брекситу отличается от соглашения Терезы Мэй?» . Хранитель . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ О'Кэрролл, Лиза (21 июля 2021 г.). «Почему Великобритания публикует «командный документ» по протоколу Северной Ирландии?» . Хранитель .
- ^ О'Кэрролл, Лиза (4 сентября 2021 г.). «Дэвид Фрост: скандал в Ирландском море рискует нанести ущерб отношениям Великобритании и ЕС в долгосрочной перспективе» . Хранитель .
- ^ «Риши Сунак уверен» в прорыве переговоров по Протоколу NI» . 10 ноября 2022 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ «Риши Сунак стремится к потеплению отношений на саммите Великобритании и Ирландии» . Ассошиэйтед Пресс . 11 ноября 2022 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Энсор, RCK (1952). Англия 1870–1914 гг . Оксфордская история Англии. Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 5079147 .
- Брэдли, AW; Юинг, К.Д. (2007). Конституционное и административное право (14-е изд.). Харлоу, Великобритания: Лонгман. ISBN 978-1-4058-1207-8 .
- Кейр, Дэвид Л. (1938). Конституционная история современной Британии . Лондон: A&C Black. OCLC 463283191 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акенсон, Дональд Х. Ирландский образовательный эксперимент: национальная система образования в девятнадцатом веке (1981; 2-е изд. 2014 г.)
- Аш, изд. Три народа: общая история? Англия, Шотландия, Ирландия и британская история 1600–1920 гг. (1993)
- Билз, Дерек. От Каслри до Гладстона, 1815–1885 обзор политической истории . (1969), онлайн-
- Беу, Пол. «Парнелл, Чарльз Стюарт (1846–1891)», Оксфордский национальный биографический словарь (Oxford University Press, 2004).
- Беу, Пол. Загадка: Новая жизнь Чарльза Стюарта Парнелла (Gill & Macmillan, 2011) , отрывок
- Бойс, Д. Джордж и Алан О'Дей, ред. Гладстон и Ирландия: политика, религия и национальность в викторианскую эпоху (Palgrave Macmillan; 2011), 307 стр.
- Бойс, Д. Г. Ирландский вопрос и британская политика, 1868–1996 (1996).
- Брайт, Дж. Франк. История Англии. Период 4: Рост демократии: Виктория 1837–1880 (1893) онлайн, 608 стр.; очень подробный политический рассказ
- Брайт, Дж. Франк. История Англии: период V. Имперская реакция: Виктория 1880–1901 (том 5, 1904 г.); подробный политический рассказ; 295 стр.; онлайн ; еще одна копия
- Кэннон, Джон, изд. Оксфордский справочник по британской истории (2003), историческая энциклопедия; 4000 записей в формате 1046 стр., отрывок и текстовый поиск.
- Коннолли, SJ изд. Соединённые королевства? Великобритания и Ирландия с 1500 г. (1999 г.)
- Кертис, Льюис Перри. Принуждение и примирение в Ирландии 1880–1892 гг . (Princeton UP, 2015).
- Дэнджерфилд, Джордж. Странная смерть либеральной Англии (1935) онлайн бесплатно ; Классический отчет о том, как Либеральная партия разрушила себя в отношениях с Палатой лордов, избирательным правом женщин, ирландским вопросом и профсоюзами, 1906–1914 годы.
- Дули, Крис. Редмонд – Несвершившаяся жизнь: полная биография Джона Редмонда, забытого героя ирландской политики (Gill & Macmillan Ltd, 2015).
- Энсор, RCK England, 1870–1914 (1936) онлайн , passim. влиятельный научный опрос
- Флюэллинг, Линдси. «Ольстерский кризис в транснациональной перспективе: Ольстерский юнионизм и Америка, 1912–14» Éire-Ireland 51 № 1 (2016), стр. 118–140, отрывок
- Фостер, RF Яркие лица: революционное поколение в Ирландии, 1890–1923 (2015) , отрывок
- Голден, Дж. Дж. «Влияние протестантов на истоки ирландского самоуправления, 1861–1871 гг.». Английский исторический обзор 128.535 (2013): 1483–1516.
- Хэвигхерст, Альфред Ф. Современная Англия, 1901–1984 (2-е изд. 1987 г.) онлайн
- Хачи, Томас Э. и Лоуренс Дж. Маккаффри. Ирландский опыт с 1800 года: краткая история, 3-е изд. 2010).
- Хикки, диджей, Дж. Э. Доэрти. ред. Новый словарь ирландской истории 1800 года , Gill & Macmillan, 2003, ISBN 978-0-7171-2520-3
- Хилтон, Бойд. Безумные, плохие и опасные люди?: Англия 1783–1846 (Новая Оксфордская история Англии) (2008), отрывок из научного синтеза и текстовый поиск
- Хоппен, Теодор. Средневикторианское поколение 1846–1886 (Новая Оксфордская история Англии) (2000) отрывок и текстовый поиск
- Джалланд, Патрисия . Либералы и Ирландия: Ольстерский вопрос в британской политике до 1914 года (Harvester Press, 1980).
- Ки, Роберт . Зеленый флаг (Пингвин, 1972) популярная история ирландского национализма.
- Хаммонд, Дж. Л. Гладстон и ирландская нация (1938), онлайн-издание.
- Лафлин, Дж. Гладстон, самоуправление и вопрос Ольстера, 1882–1893 (1986). онлайн
- МакКорд, Норман и Билл Пердью. Британская история, 1815–1914 (2-е изд. 2007 г.), 612 стр. онлайн , университетский учебник
- Лайонс, FSL Чарльз Стюарт Парнелл (1973)
- Магнус, Филип М. Гладстон: биография (1954) онлайн
- Мэтью, HCG «Гладстон, Уильям Юарт (1809–1898)», Оксфордский национальный биографический словарь (2004; онлайн-издание, май 2006 г.).
- Моват, Чарльз. Британия между войнами 1918–1940 (1968)
- Ли, Сидни , изд. (1896). . Словарь национальной биографии . Том. 46. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Пирс, Малкольм и Джеффри Стюарт. Британская политическая история, 1867–2001 гг.: демократия и упадок (Routledge, 2013).
- Пеллинг, Ник. Англо-ирландские отношения: 1798–1922 (Routledge, 2005).
- Сирл, Г. Р. Новая Англия?: Мир и война 1886–1918 (Новая Оксфордская история Англии) (2005) отрывок и текстовый поиск
- Смит, Джереми. Великобритания и Ирландия: от самоуправления к независимости (Routledge, 2014).
- Смит, Джереми. Тори и Ирландия 1910–1914: политика консервативной партии и кризис самоуправления (2001)
- Тауншенд, Чарльз. Британская кампания в Ирландии, 1919–1921 гг.: развитие политической и военной политики (Oxford UP, 1975).
- Винсент, Дж. Гладстон и Ирландия (1978).
- Уоррен, Аллен. «Дизраэли, консерваторы и правительство Ирландии: часть 1, 1837–1868». Парламентская история 18.1 (1999): 45–64.
- Вудворд, Ллевеллин. Эпоха реформ, 1815–1870 (2-е изд. 1962 г.), стр. 328–65. краткий научный обзор онлайн
Историография
[ редактировать ]- Коннолли, SJ изд. Оксфордский справочник по истории Ирландии (2002), 650 стр.
- Английский, Ричард. «Направления в историографии: история и ирландский национализм». Ирландские исторические исследования 37.147 (2011): 447–460.
- Гкотзаридис, Эви. Испытания ирландской истории: генезис и эволюция переоценки (2006)
- Кенили, Кристина. «Политика в Ирландии в книге Криса Уильямса, изд., «Спутник Британии девятнадцатого века» (2006), стр. 473–89.
- Рафтери, Дейдра, Джейн МакДермид и Гарет Элвин Джонс. «Социальные изменения и образование в Ирландии, Шотландии и Уэльсе: историография школьного образования девятнадцатого века». История образования 36.4–5 (2007): 447–463.
- Ирландский национализм
- Самоуправление в Ирландии
- 19 век в Ирландии
- 20 век в Ирландии
- 21 век в Ирландии
- История Ирландии (1801–1923)
- История Ирландии по периодам
- Ирландия и Содружество Наций
- Современная история Соединенного Королевства
- 19 век в Соединенном Королевстве
- 20 век в Соединенном Королевстве
- 21 век в Соединенном Королевстве