Microsoft XNA
![]() | |
Разработчик(и) | Майкрософт Гейминг |
---|---|
Целевая платформа(и) | Xbox 360 , Windows , Windows Phone |
Программное обеспечение-редактор | Игровая студия XNA |
Программное обеспечение плеера | Среда выполнения XNA |
Формат(ы) | XNB |
Язык(и) программирования | C# и Visual Basic .NET [ 1 ] (официально) |
Приложение(я) | Видеоигры , консольные игры , мобильные игры |
Статус | Снято с производства [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Лицензия | Бесплатное ПО |
Веб-сайт | MSDN ![]() |
Microsoft XNA ( рекурсивная аббревиатура от XNA, не сокращенная ) [ 5 ] — это бесплатный набор инструментов с управляемой средой выполнения , разработанный Microsoft Gaming для облегчения видеоигр разработки . XNA основана на .NET Framework с версиями, которые работают на Windows и Xbox 360 . XNA Game Studio может помочь в разработке игр XNA. Набор инструментов XNA был анонсирован 24 марта 2004 года на конференции разработчиков игр в Сан-Хосе, Калифорния . Первая предварительная версия XNA Build, созданная сообществом, была выпущена 14 марта 2006 года.
Во многих отношениях XNA можно рассматривать как .NET-аналог более известной системы разработки игр Microsoft DirectX , но она предназначена в первую очередь для разработчиков, заинтересованных в написании легковесных игр. XNA — базовая платформа для инди-игр Xbox Live .
По состоянию на январь 2013 года XNA больше не разрабатывается. [ 6 ] и он несовместим со средой выполнения Windows (API для разработки приложений в стиле Metro ), которая была представлена в Windows 8 . [ 7 ]
Обзор
[ редактировать ]XNA-фреймворк
[ редактировать ]Microsoft XNA Framework основана на собственной реализации .NET Compact Framework 2.0 для разработки Xbox 360 и .NET Framework 2.0 в Windows. Он включает в себя обширный набор библиотек классов, специально предназначенных для разработки игр, чтобы обеспечить максимальное повторное использование кода на целевых платформах. Платформа работает на версии Common Language Runtime , оптимизированной для игр и обеспечивающей управляемую среду выполнения. Среда выполнения доступна для Windows XP , Windows Vista , Windows 7 , Windows Phone и Xbox 360 . Поскольку игры XNA написаны для среды выполнения, они могут работать на любой платформе, поддерживающей XNA Framework, с минимальными изменениями или без них. Игры, работающие на этой платформе, технически могут быть написаны на любом .NET-совместимом языке, но только на C# в XNA Game Studio Express IDE и всех версиях Visual Studio 2008 и 2010 (начиная с XNA 4.0). [ 8 ] [ не удалось пройти проверку ] официально поддерживаются. [ 9 ] Поддержка Visual Basic .NET была добавлена в 2011 году. [ 10 ]
XNA Framework инкапсулирует технологические детали низкого уровня, участвующие в кодировании игры, гарантируя, что сама платформа учитывает разницу между платформами при переносе игр с одной совместимой платформы на другую, и тем самым позволяет разработчикам игр больше сосредоточиться на контенте. и игровой опыт. XNA Framework интегрируется с рядом инструментов, таких как Cross-platform Audio Creation Tool (XACT), для помощи в создании контента.
XNA Framework обеспечивает поддержку создания как 2D, так и 3D игр, а также позволяет использовать контроллеры Xbox 360 и вибрацию. Игры на платформе XNA, предназначенные для платформы Xbox 360, могли распространяться только членами Microsoft XNA Creator's Club/App Hub, за подписку которых взималась плата в размере 99 долларов в год. [ 9 ] Настольные приложения могут распространяться бесплатно в соответствии с действующей лицензией Microsoft.
XNA-сборка
[ редактировать ]XNA Build — это набор инструментов управления конвейером игровых ресурсов, которые помогают определять, поддерживать, отлаживать и оптимизировать конвейер игровых ресурсов для отдельных усилий по разработке игр. Конвейер игровых ресурсов описывает процесс, посредством которого игровой контент, такой как текстуры и 3D-модели, модифицируется до формы, подходящей для использования игровым движком. XNA Build помогает идентифицировать зависимости конвейера, а также предоставляет доступ к API для дальнейшей обработки данных о зависимостях. Данные о зависимостях можно проанализировать, чтобы уменьшить размер игры за счет поиска контента, который фактически не используется. Например, анализ XNA Build показал, что 40% текстур, поставляемых с MechCommander 2, не использовались и могли быть опущены. [ 11 ]
Игровая студия XNA
[ редактировать ]XNA Game Studio — среда программирования для разработки игр. [ 12 ] На данный момент выпущено пять ревизий, но по состоянию на 2015 год новые версии разрабатываться не будут. [ 13 ]
XNA Game Studio Express была первой версией, выпущенной 30 августа 2006 года и предназначалась для студентов, любителей и независимых разработчиков игр. [ 14 ] [ 15 ] Он был доступен для бесплатного скачивания. Express предоставляет базовые «стартовые наборы» для быстрой разработки конкретных жанров игр, таких как платформеры , стратегии в реальном времени и шутеры от первого лица . Разработчики могут бесплатно создавать игры для Windows с помощью XNA Framework, но для запуска своих игр на Xbox 360 им придется заплатить ежегодную плату в размере 99 долларов США (или четырехмесячную плату в размере 49 долларов США) за доступ к Microsoft XNA Creator. Клуб. Благодаря обновлению разработчики XNA смогут компилировать двоичные файлы для Xbox 360 и делиться ими с другими членами Microsoft XNA Creator's Club.
XNA Game Studio 2.0 была выпущена 13 декабря 2007 года. [ 16 ] XNA Game Studio 2.0 позволяет использовать все версии Visual Studio 2005 (включая бесплатную Visual C# 2005 Express Edition ), [ 17 ] сетевой API с использованием Xbox Live как на Windows, так и на Xbox 360, а также улучшенная обработка устройств. [ 18 ]
XNA Game Studio 3.0 (для Visual Studio 2008 или бесплатной версии Visual C# 2008 Express Edition) позволяет создавать игры, ориентированные на платформу Zune , и добавляет Xbox Live поддержку сообщества . Он был выпущен 30 октября 2008 г. и поддерживал C# 3.0, LINQ и большинство версий Visual Studio 2008.
XNA Game Studio 4.0 была выпущена 16 сентября 2010 года. [ 19 ] В него добавлена поддержка платформы Windows Phone (включая аппаратное 3D-ускорение), аппаратные профили платформы, настраиваемые эффекты, встроенные объекты состояния, скаляры и ориентация графических устройств, кроссплатформенный и мультисенсорный ввод, вход с микрофона и буферизованное воспроизведение звука. и интеграция с Visual Studio 2010 . [ 20 ]
XNA «Game Studio 4.0 Refresh» была выпущена 6 октября 2011 года и в нее добавлена поддержка Windows Phone 7.5 (Mango) и Visual Basic . [ 21 ]
Конвейер содержимого XNA Framework
[ редактировать ]Конвейер содержимого XNA Framework — это набор инструментов, который позволяет Visual Studio и XNA Studio действовать «как ключевой момент проектирования при организации и использовании 3D-контента». [ 12 ]
Расширения XDK
[ редактировать ]Расширения XDK, ранее известные как XNA Game Studio Professional, являются дополнением к XNA Game Studio и требуют комплекта разработки Microsoft Xbox 360. [ 22 ] Оба доступны только лицензированным разработчикам Xbox. Расширения включают дополнительные управляемые API для достижений, таблиц лидеров и других функций, зарезервированных для лицензионных игр. Среди игр, разработанных с использованием расширений XDK, среди прочих есть победители конкурса Microsoft Dream.Build.Play . Наиболее широко разрекламированной из них стала «Посудомоечная машина: Мертвый самурай ».
Лицензионное соглашение
[ редактировать ]Microsoft XNA Framework 2.0 Лицензионное соглашение специально запрещает распространение коммерческих сетевых игр , подключаемых к Xbox Live и/или Games for Windows Live, при отсутствии специального соглашения, подписанного как разработчиком, так и Microsoft. [ 23 ] Это означает, что XNA Game Studio по-прежнему можно использовать для разработки коммерческих игр и других программ для платформы Windows, хотя код поддержки сети Microsoft для Xbox/Windows Live использовать нельзя. Сетевой код собственной разработки по-прежнему можно использовать в проекте XNA разработчика. [ нужна ссылка ]
Игры, созданные с помощью XNA Game Studio, могут распространяться через магазин Windows Phone , а ранее — через Xbox Live Indie Games . [ 24 ] Программное обеспечение также может использоваться для создания коммерческих игр, ориентированных на Windows. [ нужна ссылка ]
Мечта построить игру
[ редактировать ]Dream Build Play — это ежегодный глобальный конкурс Microsoft с бюджетом 75 000 долларов США, продвигающий Microsoft XNA и, в конечном итоге, Xbox Live Indie Games , хотя он и предшествовал этому. Конкурс был впервые объявлен в 2006 году и впервые открыт в январе 2007 года. [ 25 ] Многие победители — известные разработчики в сообществе инди-игр .
Инди-игры для Xbox Live
[ редактировать ]Игры для Xbox 360, написанные в XNA Game Studio, можно было отправлять в App Hub. [ 26 ] для чего требовалось премиум-членство (около 99 долларов США в год). Все игры, представленные в App Hub, прошли экспертную оценку других авторов. Если игра прошла проверку, она будет размещена на Xbox Live Marketplace . Создатели могли установить цену за свою игру в 80, 240 или 400 очков . Создателю выплачивается 70% от общего дохода от продаж его игр в качестве базового уровня. Первоначально Microsoft планировала получать дополнительный процент от дохода, если они предоставят дополнительный маркетинг для игры, но эта политика была отменена в марте 2009 года, оставив фиксированную ставку неизменной независимо от продвижения. [ 27 ]
Microsoft также распространила бесплатную годовую премиальную подписку на App Hub для образовательных учреждений через свою DreamSpark программу и MSDNAA . Эти учетные записи позволяли студентам разрабатывать игры для Xbox 360, но разработчикам по-прежнему требовалась премиальная учетная запись Xbox Live, чтобы представить свою игру на рынке.
Альтернативные реализации
[ редактировать ]Проект под названием Mono.XNA был создан для переноса XNA на кроссплатформенную среду Mono с открытым исходным кодом . [ 28 ]
На основе кодовой базы Mono.XNA и SilverSprite был сформирован новый проект под названием MonoGame для переноса XNA на несколько мобильных устройств. [ 29 ] Начиная с версии 3.0.1 (выпущенной 3 марта 2013 г.), стабильна поддержка iOS , Android, включая OUYA , macOS , Linux и Metro для Windows 8 , Windows RT и Windows Phone 8 , а также PlayStation Mobile в 2D. PlayStation Mobile 3D и Raspberry Pi . В настоящее время ведется разработка [ 30 ]
ФНА [ 31 ] представляет собой полнофункциональную версию XNA с открытым исходным кодом, ответвление MonoGame. Цель FNA — сохранить библиотеку игр XNA путем переопределения самой XNA.
Проект с открытым исходным кодом под названием Grommet содержит ограниченный порт для встраиваемых устройств, использующих .NET Micro Framework . [ 32 ]
Доступен проект под названием ANX, который реализует собственную версию XNA с использованием стека SharpDX; Поддержка Linux , macOS и PlayStation Vita также находится в разработке. [ 33 ] [ 34 ] Используя ANX, разработчики могут писать игры, используя код, очень похожий на XNA, при этом он по-прежнему считается приложением Metro в Windows 8.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обновление XNA Game Studio 4.0» .
- ^ Роуз, Майк (1 февраля 2013 г.). «Официально: XNA мертв» . Гамасутра .
- ^ «XNA мертв: 3 альтернативы, которые позволят вам использовать свои навыки C#» . Лайфхакер . 2 февраля 2013 г.
- ^ Уильямс, Крис. «XNA мертва; да здравствует новая XNA, MonoGame» . Журнал «Код» . Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ «Центр разработчиков DirectX: Часто задаваемые вопросы по XNA» . MSDN . Майкрософт . 20 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Кроссли, Роб (31 января 2013 г.). «Электронное письмо Microsoft подтверждает план прекращения поддержки XNA» . Компьютерные и видеоигры . Будущее издательство .
- ^ Клепек, Патрик (16 сентября 2011 г.). «Будущее XNA Game Studio и Windows 8» . Гигантская бомба .
- ^ «Хаб приложений — загрузки» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года.
- ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы по XNA» . MSDN . 8 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Подробности примера кода — управление состоянием игры (Mango, C#/VB)» . Xbox MSDN . Майкрософт . 24 мая 2011. Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «Смогут ли инструменты XNA помочь уменьшить размеры игр?» . MSDN . 24 января 2006 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Развивающие игры» . MSDN . 31 июля 2012. Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Грушка, Джоэл (1 февраля 2013 г.). «Майкрософт убивает XNA» . ЭкстримТех .
- ^ «Microsoft впервые предлагает миру создать свои собственные консольные игры для Xbox 360» . Майкрософт . 13 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 г.
- ^ «XNA Game Studio Express» . MSDN . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Онлайн-клуб создателей XNA — краткое руководство» . MSDN . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года.
- ^ «XNAtutorial.com» . Учебное пособие по XNA . Архивировано из оригинала 23 октября 2006 года.
- ^ «Блог команды XNA: Выпущена XNA Game Studio 2.0» . MSDN . Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 13 декабря 2007 г.
- ^ «XNA Game Studio 4.0 доступна для загрузки» . Блог команды XNA Game Studio . Майкрософт. 16 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Что нового в XNA Game Studio 4.0» . MSDN . Майкрософт. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Обновление XNA Game Studio 4.0» . Загрузки . Майкрософт. 6 октября 2011 г.
- ^ «Загрузите GDC 2009: Обзор программы XNA Game Studio из официального центра загрузки Microsoft» . Microsoft.com. Архивировано из оригинала 24 июля 2010 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Условия лицензии на программное обеспечение XNA Game Studio 2.0 [ мертвая ссылка ]
- ^ Винтерхальтер, Райан (29 апреля 2011 г.). «31 домашняя игра, в которую стоит сыграть» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 3 мая 2011 года . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ Dream Build Play, Альфред Томпсон
- ^ «Хаб приложений» . Создайте MSDN . Архивировано из оригинала 12 октября 2010 года.
- ^ «Скачать новости истории» . Архивировано из оригинала 31 марта 2009 года . Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ «Моно.XNA» . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ «Моноигра: напиши один раз, играй везде» . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Моногейм Вики» . Гитхаб . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «О ФНА» . ФНА . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Втулка — библиотека .NET Micro Framework» . КодПлекс . Архивировано из оригинала 4 ноября 2009 года . Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ «AXN.Framework» . КодПлекс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года.
- ^ «ШарпДХ» . SharpDX . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Картер, Чад (7 марта 2009 г.). Microsoft XNA Game Studio 3.0 Unleashed (1-е изд.). Сэмс . п. 792 . ISBN 978-0-672-33022-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Учебные ресурсы
- Видеоуроки по XNA
- XNACommunity. Архивировано 8 августа 2015 г. в Wayback Machine в Codeplex.
- Учебные пособия по XNA на вики Р.Б. Уитакера
- Веб-сайт учебника/семинара XNA
- XNA Meeting Point: учебные пособия на английском, французском и испанском языках