Скульптура Бангладеш
Часть серии о |
Культура Бангладеш |
---|
![]() |
Скульптура была неотъемлемой частью культуры Бангладеш. Бангладеш временами был важным центром, влиявшим на каменную скульптуру в Южной Азии, особенно в период после Гупта и в средневековье. Терракотовые рельефы - особая местная особенность индуистских храмов (с фигурами) и мечетей (без фигур) последних столетий.

Самые ранние скульптуры, обнаруженные в Бангладеш, датируются III веком до нашей эры . С древних времен скульптуры служили существенным проявлением глубокого наследия Бангладеш культуры и истории .
Историческое значение
[ редактировать ]Скульптуры были ключевым источником передачи исторической самобытности древнего Бангладеш. Несмотря на то, что искусство скульптуры в Бангладеш зародилось почти 2500 лет назад, оно в основном процветало во времена династий Гупта , Пала и Сена , которые относятся к раннему средневековью (1–1200 гг. н.э.).
Скульптуры Гуптов
[ редактировать ]Правители Гуптов были преданными вайшнавами , и ранние скульптуры Гуптов в основном представляют собой изображения Вишну или любого из его воплощений. Самым ранним примером этого, по-видимому, является статуя Вишну из Махмойла Багмара в районе Раджшахи, вырезанная из серого песчаника . На изображении изображена изломанная форма бога в строгой фронтально стоящей позе. Хотя моделирование и знаковые черты выдают его ранний стиль Гупта, его эстетические достижения настолько незначительны, что стилистически его можно поместить в точку перехода между фазами Кусана и Гупта. Изображение сохранилось вместе с целым рядом других Вишну периода Гуптов в Исследовательском музее Варендры . Скульптуры Гуптов в Бангладеш представляют собой в основном иконы, а их формы определялись характеристиками богов, предписанными жрецами Центральной Индии .
Скульптуры Пала
[ редактировать ]В течение более чем четырехсотлетнего правления Палы (8–12 вв. н. э.) в разных регионах обширной империи Бангладеш одновременно процветало множество центров скульптурного искусства. Продукция этих центров была не только разнообразна, но и многочисленна. Были обнаружены тысячи скульптур этого периода, и сейчас они составляют часть коллекций ряда музеев Бангладеш. Многие из них также попали в ряд музеев Европы и Америки. Большинство этих скульптур было найдено в ходе раскопок в Сомапуре Махавихаре . Скульптура Пала берет свое начало от стиля позднего Гупта, но позже отклонилась от него.
Скульптуры Сены
[ редактировать ]Большое количество скульптур, изображающих индуистских богов и богинь, относится к этапу художественной деятельности, начавшемуся при правителях Сены (ок. 1097–1223 гг. н. э.). С художественной точки зрения скульптура Сены является продолжением стиля Пала, который был в моде до конца 11 века нашей эры. Стройная форма тела скульптуры позднего периода Пала сохраняется и в период Сена, но качество моделирования заметно ухудшилось.
Материалы
[ редактировать ]Большинство древних скульптур, обнаруженных в Бангладеш, сделаны из терракоты , бронзы , черного камня и т. д. Самые ранние скульптуры были сделаны из терракоты и датируются еще 3 веком до нашей эры. Тенденция использования бронзы для скульптур началась с VII века. Скульптуры из черного камня также возникли в этот период.
Терракота
[ редактировать ]История терракотовой скульптуры в Бангладеш начинается с эпохи Маурьев (324–187 до н.э.). Считается, что в домаурийские времена доминировали статуи Матрики (Богини-матери). Судя по представлению и эстетическому стандарту скульптуры Маурьев, можно сделать вывод, что это искусство имело долгое и непрерывное наследие. Эти скульптуры стали гораздо более элегантными, изысканными, стройными и мирскими во II и I веках до нашей эры.
Бронза
[ редактировать ]Тенденция использования бронзы в скульптурах началась в 7 веке нашей эры, главным образом, в регионе Читтагонг . Поскольку в этом регионе преобладали верующие буддизма , большинство из этих самых ранних бронзовых скульптур были изображениями Гаутамы Будды . Однако позже из бронзы стали изготавливать и скульптуры, изображающие индуистских божеств.
Черный камень
[ редактировать ]Каменных скульптур, обнаруженных в Бангладеш и относящихся к первым трем векам нашей эры , немного. Эти скульптуры в целом представляют собой стиль, который в развитии искусства Северной Индии был признан родственным кушанам . Центром искусства был Матхура , где в тот период развивались изображения божеств, которым поклонялись последователи трёх основных религий того времени, а именно брахманизма , буддизма и джайнизма .
Религиозные изображения
[ редактировать ]Скульптуры Бангладеш, особенно относящиеся к древнему и раннему средневековью, в основном изображают индуистские божества и божества, которым поклоняются буддисты, особенно Гаутаму Будду. Таким образом, эти скульптуры можно разделить на две основные категории, учитывая их религиозное значение.
Индуистские скульптуры
[ редактировать ]Скульптуры, изображающие индуистское божество, попадают в эту категорию. Считается, что начало искусства индуистской скульптуры относится к периоду Гуптов . Большинство этих скульптур изображают индуистское божество по имени Вишну . Многие из них также изображают божества, а именно Дургу , Брахму , Ганешу и других. Фигура Махишамардини из Сарсабаза, Богры , ныне находящаяся в музее Махастангарха , является самым великолепным ранним изображением божества не только из Бангладеш, но и с Индийского субконтинента .
Буддийские скульптуры
[ редактировать ]Эти скульптуры в основном изображают Гаутаму Будду и буддийские верования. Считается, что самые старые буддийские скульптуры в Бангладеш являются вещами древнего королевства Пундравардхана . Эти скульптуры обнаружены на археологических памятниках, большинство из которых расположены в регионах Раджшахи и Рангпур страны.
Современные скульптуры
[ редактировать ]
Скульптуры, созданные после обретения Бангладеш независимости, можно отнести к современным скульптурам. Большинство из этих скульптур изображают доблестную борьбу бангладешцев во время освободительной войны Бангладеш . Некоторые известные скульптуры, изображающие освободительную войну, - это Апараджейо Бангла , Шабаш Бангладеш , Джагрото Чоуронги, Патака Экаттор работы Рупама Роя, Имрана Хоссейна Пиплу и Мухаммада Зиаула Хука Шимула и т. Д. Нитун Кунду , Шьямал Чоудхури, Мринал Хак - некоторые из известных современных скульпторов.
Ссылки
[ редактировать ]
- Рой, Алак (2012). «Терракотовая скульптура и фреска» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- Баутце-Пикрон, Клодин (2012). «Бронзовая скульптура» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- Алам, Шамсул Алам (2012). «Скульптура Пала» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- Алам, Шамсул (2012). «Скульптура Сена» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- Бхаттачарья, Асок К. (2012). «Скульптура» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- «Бангладешские скульптуры» . Fineartsbd.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2016 года . Проверено 6 января 2013 г.
- «Освободительная война в скульптуре» . Дейли Стар . 21 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 января 2013 г.
- Хоссейн, Такир (13 декабря 2013 г.). «Скульптуры на тему Освободительной войны» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 22 августа 2017 года.
- «Скульптуры в Бангладеш» . Посольство Германии, Дакка . Архивировано из оригинала 12 мая 2017 года . Проверено 6 января 2013 г.