Русская яхта Ливадия (1880 г.)
![]() « Ливадия » с обнаженным серым понтоном- кувырком .
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ливадия |
Тезка | Ливадийский дворец |
Владелец | Императорский Российский Флот |
Заказал | 5 сентября 1879 г. |
Строитель | |
Заложен | 1879 г. (Официальная церемония: 25 марта 1880 г.) |
Запущен | 7 июля 1880 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 сентября 1880 г. |
Выведен из эксплуатации |
|
Судьба | Списано |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Моторная яхта |
Смещение | |
Длина | |
Луч | |
Черновик | 2,1 м (без учета гребных винтов) |
Движение | 3 паровых двигателя ( стандартная указанная 10 500 л.с. , максимальная 12 354 л.с.) [ 1 ] ), 10 угольных котлов |
Скорость | 14 узлов (максимум 15,725 узлов) [ 1 ] |
Дополнить | 24 офицера, 321 матрос и обслуживающий персонал (1880 г.) [ 1 ] |
«Ливадия » — императорская яхта дома Романовых, построенная в 1879–1880 годах взамен одноимённой яхты , затонувшей у берегов Крыма в 1878 году. Новая «Ливадия» , предназначавшаяся для службы на Чёрном море , представляла собой радикально новый корабль, задуманный вице-адмиралом Андреем Поповым , спроектированный военно-морским архитектором Эрастом Гуляевым и построенный компанией John Elder & Co. из Govan on the Clyde . « Ливадия» Попова, продолжила линию круглых кораблей хотя на этот раз Попов пожертвовал геометрическим совершенством ради мореходных качеств. Ее ширина составляла 153 фута (47 м) при общей длине всего 259 футов (79 м). [ 4 ] Крайний пример архитектуры «кувыркающегося дома» , он имел надстройку традиционной формы , установленную на широком, плоскодонном, в форме палтуса подводном корпусе или понтоне .
Строительство Ливадии : «гигантский эксперимент в натуральную величину» [ 4 ] следующего поколения и прототип линкоров курировал Уильям Пирс . Бруно Тайдман и Эдвард Джеймс Рид Консультантами выступили , Уильям Лейпер и Уильям Де Морган оформляли роскошные интерьеры. « Ливадия » оказалась удивительно маневренным и устойчивым кораблем с приличной максимальной скоростью 15,7 узла и по эффективности сравнимой с обычными кораблями. [ 4 ] [ 5 ] Ее результаты на ходовых испытаниях удивили большинство военно-морских архитекторов и были связаны с удачным расположением гребных винтов. [ 4 ]
Первый рейс « Ливадии» показал, что ее широкое плоское дно очень подвержено повреждениям от ударов волн . Свою недолгую карьеру она проработала яхтой в доках и использовалась по прямому назначению лишь один раз, перевозя великих князей Константина и Михаила через Черное море. Александр III не был заинтересован в возрождении изначально дефектного корабля, и в августе 1881 года «Ливадия» была пришвартована в Николаеве , а затем разгромлена и лишена былой роскоши. Ее двигатели были сняты и повторно использованы на русских крейсерах . Ржавый корпус использовался во время Первой мировой войны и был окончательно списан в 1926 году.
Фон
[ редактировать ]
Первую Ливадию построил в 1869–1873 годах Леопольд Шведе . Это был деревянный морской колёсный пароход водоизмещением 1965 тонн, длиной 81 метр и шириной 10,9 метра (без колёсных ниш). Яхта стояла в Крыму и с лета 1873 года находилась на хранении у Романовых. После начала Русско-турецкой войны 1877–1878 годов была переоборудована во вспомогательный крейсер . Она потопила турецкую шхуну , пережила опасности войны, но в ночь с 21 на 22 октября 1878 года села на мель возле мыса Тархан-Кут в западном Крыму. Попытки спасти не увенчались успехом, и 47 дней спустя « Ливадия» была разрушена сильным штормом. [ 7 ] После затопления Российское военно-морское ведомство предложило построить аналогичную традиционную яхту с повышенной скоростью и автономностью. Вице-адмирал Андрей Попов , влиятельный председатель Военно-морской технической комиссии (МТК), возразил и предложил иную концепцию на основе своих круглых кораблей . [ 7 ]
Военно-морские архитекторы 1860-х годов стремились увеличить ширину и уменьшить длину своих броненосных кораблей. [ 8 ] Такое изменение пропорций позволило максимально увеличить внутренний объем, защищенный таким же количеством бортовой брони. [ 8 ] Ее провозгласил сэр Эдвард Джеймс Рид , а Попов довел ее до крайности. Береговые броненосцы Попова «Новгород» и «Киев» имели в плане идеально круглую форму. [ 8 ] Проект был попыткой обойти ограничения Парижского договора , хотя строительство Новгорода и Киева началось , когда договор был фактически аннулирован в результате франко-прусской войны . Попов писал, что круглая форма обеспечивает минимальный вес бронепояса при заданном водоизмещении. [ 8 ] была минимизирована осадка линкоров, что было критически важно для их предполагаемого развертывания в устье Днепра Также и Керченском проливе . [ 8 ] Их мореходные возможности, напротив, считались неважными. [ 4 ] Новгород были сданы в эксплуатацию в 1873 и 1875 и Киев годах. [ 8 ] Огромное сопротивление их широких корпусов делало их двигатели неэффективными. [ 4 ] и они могли развивать только 8 узлов. [ 2 ] Их управление было удовлетворительным против течения и совершенно неуправляемым вниз по течению. [ 2 ] Их рули направления были неэффективны, а внешние гребные винты мешали рулевому управлению. [ 4 ] пока не оказало никакого влияния на скорость (и вскоре были удалены). [ 2 ] И, наконец, эти корабли были слишком широки, чтобы поместиться в любой существующий сухой док . [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]
По мнению Попова, новая императорская яхта должна была иметь широкий плоскодонный корпус - кувалду и устойчивую скорость в 14 узлов . Попов нанял Эраста Гуляева для создания первоначальных рисунков. [ 7 ] Основной подводный корпус новой «Ливадии» имел длину 71,63 метра и ширину 46,64 метра. Его по форме сравнивали с блином , [ 10 ] тюрбо , [ 11 ] черепаха [ 12 ] или даже пара суповых тарелок. [ 13 ] Надстройка , расположенная на корпусе, имела ширину всего 33,53 метра и имела клиперную носовую часть общей длиной 79,25 метра. [ 3 ] Гуляев пояснил, что «поскольку « Ливадия» должна была быть яхтой, было решено все ее качества подчинить максимальной безопасности мореплавания и максимальному комфорту в зависимости от возможного ограничения качки на море и обеспечения просторные апартаменты с роскошным количеством света и воздуха.» [ 5 ]
Затопленный корпус был разделен на сорок водонепроницаемых отсеков. [ 11 ] В четырех размещались паровые машины, расположенные в носовой части, котлы, электрические системы и кладовая. Остальные были отданы под хранение угля. [ 3 ] Пояс из сорока отсеков меньшего размера опоясывал корпус, образуя жесткий структурный каркас. [ 3 ] [ 11 ] Попов отправил чертежи голландскому военно-морскому архитектору Бруно Тидеману , который провел серию испытаний парафиновой модели в бассейне для модели корабля и пришел к выводу, что конструкция осуществима. [ 14 ] [ 15 ] По данным Tideman, корабль мог развивать скорость 14 узлов при указанной мощности в 8500 лошадиных сил , что ниже более ранней оценки Попова в не менее 10 тысяч лошадиных сил. [ 14 ] (первая «Ливадия» могла развивать скорость 13 узлов всего лишь на 460 лошадиных силах). Тайдман настаивал на том, чтобы контракт был заключен с первоклассной фирмой и чтобы планы были одобрены им. [ 16 ]
Летом 1879 года рисунки были отправлены сэру Уильяму Пирсу из John Elder & Co. [ 14 ] Пирс согласился построить его, и в августе царь Александр II дал свое согласие. [ 14 ] Пирс и руководитель Балтийского завода Михаил Каси, представлявший Александра II, подписали контракт 5 сентября 1879 года. [ 14 ] Пирс согласился завершить работу к 1 июля 1880 года. [ 17 ] В сделку не включена внутренняя отделка, которая должна быть завершена в России. [ 17 ] Что было необычно для того времени, Пирс согласился гарантировать скорость экспериментального корабля. Согласно контракту, полная стоимость подлежала выплате только в том случае, если судно достигнет скорости 15 узлов. [ 14 ] Невыполнение обязательств каралось крупными заранее оцененными убытками , и русские оставляли за собой право на полную гарантию возврата денег, если корабль не смог развить скорость 14 узлов. [ 17 ] Они согласились платить щедрые премии, если скорость и мощность двигателя превысят проектные показатели в 15 узлов и заявленную мощность в 12 000 лошадиных сил. [ 17 ] Пирсу было поручено построить свои собственные современные паровые двигатели без ограничения максимальной выходной мощности. [ 17 ] Россияне подписались на поставку всей электрической системы, включая дуговое освещение свечами Яблочкова . [ 18 ] Британская пресса обсудила необычный проект и пришла к выводу, что это испытательный стенд для будущих военных кораблей и их силовых установок в частности. [ 18 ]
Строительство и испытания
[ редактировать ]
Корпус понтона изготовлен из мягкого стального каркаса Siemens толщиной 11 миллиметров. [ 19 ] листовое железо. [ 18 ] В ноябре 1879 года, когда двойное дно было готово на две трети. [ 17 ] (но еще официально не установлено), [ 3 ] Попов уговорил имперские власти поручить внутреннюю отделку англичанам, [ 17 ] и нанял Tideman для повторной проверки дизайна. [ 18 ] Tideman построил еще одну модель в масштабе 1:10, провел еще одну серию испытаний и рекомендовал внести изменения в силовую установку и расположение винтов, что привело к значительному продлению контракта. [ 18 ] У « Ливадии » было двойное идеально плоское днище и осадка всего 7 футов (2,1 м), не считая гребных винтов. [ 20 ] Их лопасти выступали на 9 футов ниже корпуса. [ 20 ] Тайдман обнаружил, как он утверждал, почти идеальную конфигурацию пропеллера: все три винта имели одинаковый диаметр, но разный шаг лопастей , что на практике требовало работы двигателей с разными оборотами в минуту . [ 18 ]
« Ливадия» была спущена на воду 7 июля 1880 года на глазах у десяти тысяч человек. [ 21 ] зрителей и гостей, среди которых был Великий Князь Алексей , [ 11 ] будущий генерал-адмирал Императорского флота. [ 22 ] [ 3 ] Ее крестила герцогиня Гамильтон . [ 21 ] Посетители были впечатлены размером и роскошью интерьеров корабля, спроектированных Уильямом Лейпером и Уильямом Де Морганом. [ 23 ] и в основном завершено до запуска. Декораторы использовали стиль Людовика XIV для приемных, « крымско-татарский стиль» для гостиных и «простой современный английский стиль» для частных комнат. [ 11 ] [ 23 ] Общий объем царских покоев достигал 3950 кубических метров, что в 6,7 раза больше, чем на первой Ливадии . [ 1 ] Журналисты высоко оценили технологические новинки «Ливадии » : всего на ней было 23 паровых двигателя для разных работ. [ 11 ] включая гидроусилитель руля. [ 18 ] Бортовая система водоснабжения имела резервные аккумуляторы, поддерживавшие давление даже тогда, когда паровые насосы не работали. [ 11 ] Шоу на реке Клайд вдохновило Алджернона Чарльза Суинберна на написание беспощадного стихотворения, которое закончилось пророчеством :
И страх под рукой для лоцмана над морем,
Со смертью для компаса и отчаянием для звезды
И белая пена - саван Белому царю. [ 24 ]
Двигатели и угольные котлы были установлены в августе. Пирс использовал сталь для силовой установки и марганцевую бронзу для винтов и утверждал, что его двигатели были самыми мощными в мире для своего веса. [ 11 ] В России террористы охотились за Александром II, а в британской прессе ходили слухи, что Ливадию «вот-вот взорвут нигилистов ». адские машины [ 13 ] По сообщению The Herald of Glasgow, российские власти уведомили полицию Глазго о заговоре с целью заложить нитроглицериновые бомбы замедленного действия в угольные бункеры корабля. [ 25 ] Уголь был выгружен, водолазы осмотрели днище корабля и не обнаружили никаких следов ни бомбы, ни трех предполагаемых террористов. [ 25 ] На « Ливадии » действительно произошел взрыв: ее котлы разорвались во время испытаний холодным давлением . Причиной аварии стал горячий изгиб листов котла «Ливадии» . [ 26 ] Это стало хрестоматийным примером неприемлемой практики и вселило в современных производителей котлов «весьма оправданный страх сгибать такие пластины в горячем состоянии». [ 26 ] Несмотря на эту неудачу, «Ливадия» была полностью оборудована за три месяца. [ 18 ]
24 сентября 1880 года Пирс лично провел « Ливадию» из Гована в Гринок , а затем в Ферт-оф-Клайд , достигнув скорости 12 узлов. [ 1 ] Тайдман, присутствовавший на испытаниях, писал, что корабль управлялся «как ял ». [ 1 ] На следующий день «Ливадия» провела свой первый неофициальный заезд на скорость и развила скорость 15 узлов. [ 1 ] 26 сентября « Ливадия» провела шестичасовые официальные испытания под председательством российского адмирала Ивана Лихачева . [ 1 ] Она достигла скорости 14,88 узла с двигателями мощностью 10 200 лошадиных сил. [ 1 ] На этот раз Tideman зафиксировал несколько больший, чем ожидалось, радиус поворота на полной мощности, но посчитал это неважным: «Ливадия» все равно могла развернуться, отключив один из боковых винтов. [ 1 ] 27 сентября «Ливадия» достигла максимальной скорости в 15,725 узлов при мощности 12 354 лошадиных силы. [ 1 ] сравнивалась В отчетах Гуляева и Рида «Ливадия» с современными HMS Penelope , HMS Orion и HMS Iris , которые имели аналогичное водоизмещение и мощность двигателей, и пришла к выводу, что ее эффективность была на одном уровне с обычными кораблями. [ 5 ]
30 сентября российский экипаж из 24 офицеров и 321 рядового взошел на борт корабля, поднял Андреевский флаг и начал подготовку к обратному плаванию. [ 1 ] Их капитан Ипполит Вогак Попова ранее командовал «Новгородом» и «Петром Великим» . [ 3 ] Пирс выполнил свою работу и был вознагражден премией в размере 414 000 рублей в дополнение к базовой цене контракта в 2 700 000 рублей. [ 1 ]
Первое путешествие
[ редактировать ]
« Ливадия » покинула Гринок 3 октября с Поповым, Тайдманом, Эдвардом Джеймсом Ридом и Уильямом Хьюстоном Стюартом на борту. [ 27 ] 7 октября она благополучно добралась до Бреста , где забрала генерал-адмирала императорского флота великого князя Константина . [ 27 ] 8 октября «Ливадия» вошла в Бискайский залив и вскоре попала в сильный шторм. [ 27 ] По словам Рида, плыть прямо в шторм, чтобы испытать корабль, было идеей Константина, и ни один русский не осмеливался спорить. [ 28 ] Волны высотой шесть-семь метров не смогли опрокинуть « Ливадию» : поперечный крен не превышал 3,5 градусов, продольный уклон находился в пределах 5,5 градусов. [ 28 ] Стюарт высоко оценил комфорт «Ливадии » : «Я никогда не был на таком удобном корабле в море при штормовом ветре… отсутствие качки, легкость движения, большой комфорт на борту и удобство управления были такого, чего я никогда раньше не видел ни на одном другом корабле в подобных погодных и морских условиях». [ 5 ]
Однако экипаж был встревожен громоподобным звуком волн, ударяющихся о ее плоское дно. [ 28 ] Рид и Вогак писали, что временами казалось, будто корабль ударился о твердую скалу. [ 27 ] Около 10 утра следующего дня корпус треснул, пространство между внутренним и внешним днищем было затоплено, и Вогак помчал свой корабль на безопасную якорную стоянку в Ферроле . [ 27 ] Водолазы обнаружили в носовой части корпуса вмятину длиной пять метров и многочисленные трещины, причиной которых в конечном итоге стали волны. [ 28 ] Шесть из 106 водонепроницаемых отсеков были затоплены. [ 29 ] Попов согласился и признал, что не смог «предвидеть последствия мелкой осадки». [ 30 ] Он писал, что повреждение имело двойной механизм: во-первых, когда плоский понтон накренился над волнами, сила тяжести подвергла его огромному напряжению, прогибая всю конструкцию вниз. Затем, когда он упал, плоское дно столкнулось с водой лоб в лоб, вырвав заклепки и оторвав перекладины. [ 31 ] Рид отметил, что радиальная схема набора, выбранная проектировщиками, привела к получению прочного центроплана и недостаточно слабых оконечностей, и что любой опытный кораблестроитель должен был заранее обнаружить этот недостаток. [ 19 ]
« Ливадию » можно было быстро отремонтировать в сухом доке , но ни один из доков мира не был для нее достаточно широк. [ 32 ] Новый сухой док в Николаеве , спроектированный Кларком Стэнфилдом специально для линкора «Новгород» и других поповок , еще не был расширен под « Ливадию» . [ 9 ] Пришвартованное в испанском Ферроле на семь месяцев, оно стало легкой добычей журналистов. [ 28 ] Газета «Нью-Йорк Таймс» высмеивала « Ливадию» , ее конструкторов и ее коронованного покровителя: вместо того, чтобы взорвать « Ливадию» , «нигилисты» спроектировали ее, ибо хуже корабля трудно было себе представить. [ 13 ] По словам анонимного сатирика, она была «яхтой, на борту которой морская болезнь была бы совершенно ненужной», «нигилистическим устройством, которое ни один нигилист не помышлял бы уничтожить». [ 13 ] Вместо охоты на террористов «английской и российской полиции следует схватить проектировщика «Ливадии» и повесить его на месте». [ 13 ] В ноябре газета изменила свою позицию, на этот раз похвалив « Ливадию» за ее устойчивость в открытом море; Скорость, достигнутая «огромной железной черепахой », произвела впечатление на репортера, который предположил, что « Ливадия », возможно, «может привести к значительным изменениям в искусстве судостроения». [ 12 ]
По данным газеты «Нью-Йорк Таймс» , 10 декабря русские направили 83 человека для оказания помощи в ремонте « Ливадии» , продолжая при этом обсуждать планы постройки 12-тысячного «Ливадия» . броненосца типа [ 33 ] Ремонт шел медленно, и «Ливадия» вышла из Феррола только 7 мая 1881 года [ OS 26 апреля]. [ 34 ] » «Ливадия под командованием вице-адмирала Ивана Шестакова шла с предельной осторожностью, любой ценой уклоняясь от бурных волн. Она прошла Босфор 7 июня 1881 года [ OS 26 мая]. [ 35 ] и прибыл в Севастополь на следующий день . Она прошла 3890 миль за 381 час, израсходовав более 2900 тонн угля. [ 28 ] Шестаков сообщил о легком управлении, отличной устойчивости и хорошем качестве сборки «Ливадии », но посоветовал не использовать ее в качестве королевской яхты до тех пор, пока дальнейшие испытания не подтвердят ее безопасность для операций на Черном море. [ 28 ]
Отказ
[ редактировать ]
13 марта 1881 года [ OS 1 марта] Российскую империю потрясло убийство Александра II . Его преемник, Александр III , столкнулся с продолжающейся террористической угрозой , гражданскими волнениями, еврейскими погромами и другими проблемами, гораздо более важными, чем яхта Попова. Попов попал в немилость: Александр III не доверял старому военно-морскому руководству и поручил военно-морские дела своему младшему брату великому князю Алексею . [ 31 ] Он публично раскритиковал экстравагантные и расточительные эксперименты Попова. [ 31 ] Равнодушие царя и возвышение Алексея обрекли Ливадию . [ 31 ]
10 июня 1881 года [ OS 29 мая] «Ливадия» отправилась в свое первое и последнее плавание по Черному морю. [ 28 ] Она подняла знамя командующего Черноморским флотом , подобрала великих князей Константина и Михаила в Ялте и повезла их в Батуми и обратно. [ 36 ] Море было неспокойным, и Романовы были обеспокоены тем, что волны ударяются о днище судна и сотрясают надстройку. [ 32 ]
Позже в июне « Ливадия» была поднята в сухой док. [ 32 ] Проверка показала, что ее конструкция слабая, и рекомендовала надлежащее усиление корпуса. [ 32 ] Военно-морское ведомство сначала согласилось, но затем издало приказ об отмене приказа о проведении « Ливадии» скоростных испытаний перед капитальным ремонтом. [ 32 ] В августе 1881 года она совершила 136 скоростных ходов и едва достигла скорости 14,46 узла и мощности 9837 лошадиных сил. [ 32 ] Неспособность развить скорость в 15 узлов вызвала обвинения в мошенничестве против Попова и его шотландского подрядчика, но в конечном итоге была объяснена некомпетентностью экипажа и низким качеством местного угля. [ 31 ] 27 августа 1881 г. [ OS 15 августа] « Ливадию» отправили на якорную стоянку в Николаеве, где с нее лишили всей роскоши. [ 31 ] Официально о ее уходе не было объявлено, а российская пресса осторожно называла ее «бывшей яхтой». [ 31 ]
Попытки Попова спасти « Ливадию» были прерваны сообщением Шестакова о том, что царь полон решимости избавиться от « Ливадии» . Александр согласился превратить ее в плавучую тюрьму. [ 37 ] исключая любое морское плавание в будущем. Попова снова обвинили в мошенничестве и растрате, и он четыре года боролся с имперским преследованием. [ 31 ]
апреле 1883 года « Ливадия» была переименована в » Опыт и « оставлена , В пока военно - гнить морской флот обсуждал ее судьбу. [ 38 ] От планов переоборудовать ее в военный корабль отказались, и к концу десятилетия ее двигатели были сняты и установлены на «Минине» , «Генерал-адмирале» и «Герцоге Эдинбургском» . [ 38 ] Корпус использовался как плавучая казарма и склад. В 1913 г. «Опыт» был вновь принят на работу в порту; окончательно ее исключили из списков ВМФ СССР в 1926 году. [ 38 ] По словам Андриенко, в конце 1930-х годов она еще была на плаву. [ 38 ]
Опыт «Ливадии » привлек интерес кораблестроителей в начале ХХ века, когда опасность торпедной атаки заставила флот пересмотреть технику защиты кораблей и применить подводные противоторпедные булы . [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андриенко 1994, с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Ховгаард 1920, с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Андриенко 1994, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ховгаард 1920, с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д Маклир 1967, с. 196.
- ^ «Русское искусство и живопись. Продажа: L07115» . Лондон. Даты аукциона: Сессия 1: вторник, 27 ноября 2007 г.: Sotheby's . Проверено 6 мая 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Андриенко 1994, с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ховгаард 1920, с. 38.
- ^ Jump up to: а б Док «Стэнфилд» , способный обслуживать поповки , был построен в Англии в 1876 году, доставлен в Николаев в 1877 году и сдан в эксплуатацию в 1878 году — Андриенко 1994, с. 23. Ее конфигурации 1878 года было недостаточно для более крупной Ливадии и потребовался почти целый год работ по расширению - Андриенко 1994, с. 35.
- ^ Именно это имя на самом деле использовали российские дизайнеры ( русские : блин , блин ) — Андриенко 1994, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пароход, построенный по новой модели . «Нью-Йорк Таймс», 8 июля 1880 г., стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Царская великолепная яхта . «Нью-Йорк Таймс», 5 ноября 1880 г., стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ливадия» , The New York Times , 23 октября 1880 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андриенко 1994, с. 26.
- ^ Тайдман и Рид консультировали проекты Попова с 1876 года - Dirkzwager 1970, с. 208.
- ^ Диркцвагер 1970, стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Андриенко 1994, с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Андриенко 1994, с. 31.
- ^ Jump up to: а б Маклир 1967, с. 197.
- ^ Jump up to: а б Ховгаард 1920, с. 40; Андриенко 1994, с. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Баллантайн 1881, с. 162.
- ^ «Ливадия». Таймс . № 29928. Лондон. 8 июля 1880 г. с. 7.
- ^ Jump up to: а б Бретт 1992, стр. 21-22.
- ↑ Запуск «Ливадии» от 30 сентября 1880 года, цитируется в обзоре Суинберна «Исследования песен» . «Нью-Йорк Таймс», 19 декабря 1880 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Актуальные зарубежные темы . «Нью-Йорк Таймс», 28 сентября 1880 г., первая полоса.
- ^ Jump up to: а б Стромейер 1893, с. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и Андриенко 1994, с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Андриенко 1994, с. 34.
- ^ «Ливадия». Таймс . № 30041. Лондон. 17 ноября 1880 г. полковник А.Б., с. 8.
- ^ Russian : "малое углубление яхты, которое обусловилось ее ограниченным водоизмещением составляет ошибку, которая мною не была предвидена в такой степени, в какой она сказалась на практике" - Andrienko 1994, p. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Андриенко 1994, с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андриенко 1994, с. 35.
- ^ «Актуальные зарубежные темы» . «Нью-Йорк Таймс» , 10 декабря 1885 г., стр. 2.
- ^ "Дела в чужих землях" . «Нью-Йорк Таймс» , 11 мая 1881 г., стр. 1.
- ^ Новый режим в России . «Нью-Йорк Таймс», 18 июня 1881 г., стр. 1.
- ^ Андриенко 1994, стр. 34–35.
- ^ Russian: "Государь выразил согласие разделаться с яхтой во что бы то ни стало. Даже когда я сказал, что в Севастополе нужна тюрьма, то и на это употребление выразил готовность отдать «Ливадию»". - Andrienko, p. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Андриенко 1994, с. 37.
Ссылки
[ редактировать ]- Andrienko, V. G. (1994, in Russian). Kruglye suda admirala Popova (Круглые суда адмирала Попова) . Saint Petersburg: Gangut. ISBN 5-85875-011-7 . Главы 9 , 10 и 11 .
- Баллантайн, Роберт (1881). Человек в океане . 2007 г. Перепечатка: ООО «БиблиоБазар». ISBN 1-4346-3766-2 .
- Бретт, Дэвид (1992). Ч.Р. Макинтош, поэтика мастерства . Книги реакции. ISBN 0-948462-22-1 .
- Диркцвагер, Дж. М. (1970, на голландском языке с аннотацией на английском языке). Доктор Б. Дж. Тайдман, 1834–1883: основатель современного судостроения в Нидерландах . Архив Брилла.
- Ховгаард, Уильям (1920). Современная история военных кораблей: включает обсуждение современной точки зрения и недавнего военного опыта для студентов, изучающих военно-морское строительство, военно-морских конструкторов, военно-морских офицеров и других лиц, интересующихся военно-морскими вопросами . Лондон: Conway Maritime Press. Перепечатка 1971 года: Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-85177-040-1 .
- Маклир, Фрэнк Р. (1967). Катамараны как коммерческие рыболовные суда , в: Траунг, Ян-Олоф (редактор, 1967). Рыболовные суда мира 3 . Лондон: Fishing News (Books) Limited.
- Стромейер, CE (1893 г.). Управление и строительство морских котлов . Переиздание 2009 г.: Книги по запросу, ISBN 3-941842-18-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В книге «Личные воспоминания Брэма Стокера о Генри Ирвинге» есть глава о Пирсе и Ливадии . По мнению Стокера, настоящая цель «Ливадии » заключалась в том, чтобы предоставить Александру II убежище от террористов. Задержка в Ферроле, писал Стокер, стоила Александру жизни.