Jump to content

Мумия животного

(Перенаправлено из Мумий животных )

Египетские мумии животных в Британском музее .

Мумификация животных была распространена в Древнем Египте . Животные были важной частью египетской культуры не только в качестве еды и домашних животных, но и по религиозным причинам. Мумифицировалось множество различных видов животных, как правило, для четырех основных целей: позволить любимым домашним животным людей перейти в загробную жизнь , обеспечить пищу в загробной жизни, служить подношением определенному богу и потому, что некоторые из них рассматривались как физические проявления. конкретных божеств, которым поклонялись египтяне. Бастет , богиня- кошка , является примером одного из таких божеств. [ 1 ] В 1888 году египетский фермер, копавший песок недалеко от Истабл-Антара, обнаружил братскую могилу кошачьих, древних кошек, которые были мумифицированы и захоронены в ямах в большом количестве.

Помимо Египта, мумии птиц доколумбовой эпохи были найдены в пустыне Атакама в Чили, в том числе рядом с городом-оазисом Пика . Эти мумии были частью неизвестных ритуалов и дальней торговли из влажных тропиков через Альтиплано и Анд в пустыню Атакама в современном Чили. [ 2 ] Если бы распределение птиц было таким, как сейчас, то ближайшим к Пике местом, откуда можно было бы поймать все виды птиц, был бы департамент Бени на севере Боливии . [ 2 ] У мумифицированных птиц, найденных в пустыне Атакама, были удалены органы и хвостовые перья . Некоторые мумии птиц были найдены завернутыми в ткань. [ 2 ]

Египетские представления о животных

[ редактировать ]
Мумия сапсана

На протяжении всей истории Древнего Египта животные пользовались большим уважением. Ни в одной другой культуре животные не оказывали такого влияния на столь многие аспекты жизни, и ни одна другая культура не изображала животных так часто в своих произведениях искусства или письме. [ 3 ] Подсчитано, что два из каждых четырех или пяти египетских иероглифов относятся к животным. [ 3 ] Египтяне верили, что животные имеют решающее значение как для физического, так и для духовного выживания — жизненно важно для физического выживания, поскольку они были основным источником пищи, а также для духовного выживания, основанного на том, насколько хорошо человек относился к животным во время своей жизни на земле. [ 3 ] Некоторые животные считались буквальными воплощениями божеств, и поэтому понятно, почему египтяне хотели относиться к таким животным с самым высоким уважением, устроив им надлежащее захоронение посредством мумификации. [ 4 ] Чтобы определить допуск или отказ человека в загробной жизни, божества задавали ряд решающих вопросов. [ 3 ] Один из этих важнейших вопросов будет заключаться в том, плохо ли они обращались с какими-либо животными во время своей жизни на Земле. [ 3 ] Из-за этого религиозного убеждения убийство животного считалось серьёзным преступлением, караемым смертью. [ 5 ] Диодор Сицилийский , греческий историк первого века до нашей эры, стал свидетелем линчевания римлянина, случайно убившего кошку во время визита в Египет. Понятно, что это наказание напугало многих египтян до такой степени, что, если кто-то случайно встретит мертвое животное, они побегут от него, чтобы избежать обвинения в том, что они его убийцы. [ 6 ]

Любимые питомцы

[ редактировать ]
Мумия животного с собачьими костями, Метрополитен-музей.

Задолго до того, как мумии животных стали использовать в качестве религиозных подношений, животных в Египте время от времени мумифицировали по более личным причинам — в качестве любимых домашних питомцев, которые должны были составлять компанию умершим в загробной жизни. [ 7 ] Наиболее распространенными домашними животными в Египте были кошки, собаки, мангусты, обезьяны, газели и птицы. Многие египтяне любили своих домашних животных, и традиционный процесс оплакивания потери любимого питомца включал в себя плач и бритье бровей. Древним египетским домашним животным давали такие же имена, как и сегодня, о чем свидетельствуют более семидесяти имен, расшифрованных в надписях, идентифицирующих мумии домашних собак. [ 8 ] Домашние животные часто изображались на гробницах египтян, что свидетельствует о привязанности их хозяев к животным. [ 9 ] Египтяне верили, что мумификация необходима для того, чтобы получить доступ в загробную жизнь, и поэтому считалось, что мумификация этих домашних животных обеспечит им бессмертие. [ 9 ]

Конкретные археологические находки подтвердили, что домашние животные были мумифицированы. Самым известным примером этого является жрицы Мааткаре Мутемхат фиванской африканская зеленая обезьяна ( Chlorocebus aethiops ). Когда ее могилу обнаружили, у ее ног лежал небольшой мумифицированный сверток, который первоначально считался ее ребенком. Это озадачило археологов, поскольку Мааткаре Мутемхат была Верховной жрицей, принявшей серьезный обет безбрачия. [ 10 ] Если бы это был ее ребенок, это означало бы, что она в какой-то момент нарушила клятву, которую дала в качестве Верховной Жрицы, что подняло множество других вопросов, касающихся ее жизни. [ 10 ] Наконец, в 1968 году маленькую мумию сделали рентгеном и определили, что это взрослая африканская зеленая мартышка ( Chlorocebus aethiops ), а не ребенок. [ 4 ] Точно так же сводная сестра Макаре, Эсемхет , была обнаружена похороненной вместе с мумифицированным домашним животным — в ее могиле была мумифицированная газель. [ 10 ]

Принца Тутмоса из Восемнадцатой династии также хоронили вместе с любимым животным: его домашнюю кошку мумифицировали и поместили в каменный гроб в его гробнице. [ 9 ] Другой египтянин по имени Хапимен мумифицировал свою домашнюю собаку, завернул ее в ткань и положил рядом с гробом. [ 11 ] В гробнице КВ50 в Долине царей были обнаружены похороненные вместе мумифицированная собака и павиан, хотя владелец неизвестен. [ 11 ]

Еда для загробной жизни

[ редактировать ]

Египтяне верили, что загробная жизнь будет продолжением этой, позволяя переносить предметы из этой жизни в следующую. [ 10 ] Чтобы доставить пищу в загробную жизнь, египтяне окружали человеческие мумии так называемыми съестными мумиями, сделанными из съедобных животных. [ 11 ] Этих животных готовили путем обезвоживания мяса и обертывания его льняными повязками, чтобы показать, что животные были пищей, а не домашними животными. [ 11 ] Их не мумифицировали с такой же тщательностью, как домашнее животное или человека, но, тем не менее, животных тщательно консервировали с использованием натрона и других специальных солей. [ 11 ] Эту пищу клали в гробницы, чтобы поддержать душу умершего, называемую ка , во время путешествия в загробный мир. [ 10 ] Во многих гробницах была найдена разнообразная еда, в основном хлеб, мясо и птица. [ 10 ] В гробнице короля Тутанхамона хранилось несколько деревянных ящиков в форме гробов, в которых хранились мумифицированные животные этого типа, в его случае — утка и другие виды мяса. [ 10 ]

Религиозные цели

[ редактировать ]
Похороны египетской кошки Джона Рейнхарда Вегелина (1886).

Древнеегипетская религия характеризовалась политеизмом , верой в множество божеств. [ 4 ] До объединения Верхнего и Нижнего Египта существовало огромное количество этих божеств, каждое из которых представляло свой элемент природного мира. [ 5 ] После великого объединения сложился более ограниченный список божеств. [ 5 ] Обычно их изображали имеющими человеческое тело и голову животного, что еще больше подчеркивало важность животных в египетской религии. [ 5 ] Со временем возникли религиозные культы поклонения каждому конкретному божеству. Культы отличались двумя основными типами поклонения: первый предпочитал поклоняться богу посредством массовых подношений мумифицированных животных, а второй выбирал тотемное животное для представления бога. [ 5 ] который был мумифицирован на момент смерти.

Вотивные подношения

[ редактировать ]

Подавляющее большинство египетских мумий животных представляли собой религиозные подношения. [ 10 ] Если египтянин искал милости у божества, ему делали или покупали подношение и помещали его в соответствующий храм бога. [ 3 ] До того, как мумификация животных стала обычным явлением, подношениями обычно представляли собой бронзовые статуи, изображающие животных. [ 10 ] Однако со временем наиболее популярной формой подношений стала более дешевая альтернатива бронзовым статуям (например, мумии животных). Таким образом, миллионы этих мумифицированных животных были обнаружены по всему Египту. Осмотр этих мумий, обычно проводимый с помощью компьютерной томографии , которая позволяет исследователям исследовать скелеты мумий, не повреждая внешнюю обертку, позволил предположить, что эти типы животных разводились исключительно с целью принесения в жертву. По мере того, как процесс мумификации животных для жертвоприношений рос, методы мумификации становились все менее тщательными. Исследования показали, что многие из крупномасштабных подношений животных являются «подделками» (обертки, содержащие лишь несколько костей, перьев, тростника, дерева или кусков керамики). Животные выращивались на территории храма, а затем продавались паломникам или обычным горожанам. Шеи животных часто ломали, что указывало на то, что их единственной целью в жизни было принесение в жертву. Посещая храмы, египтяне покупали этих предварительно мумифицированных животных и предлагали их богам. [ нужна ссылка ]

Египетский бог Хор, живший во втором веке до нашей эры, предполагает цель, лежащую в основе практики мумификации животных: «Польза [мумификации], которая совершается для Ибиса, души Тота, величайшего из них, также предназначена и для Ястреба. , душа Птаха, душа Аписа, душа Пре, душа Шу, душа Тефнут, душа Геба, душа Осириса, душа Исиды, душа Нефтиды, душа великие боги Египта, Ибис и Ястреб». Хор считает, что мумии — это души богов: он описывает ибиса как душу Тота, а ястреба — как душу множества разных богов. [ сомнительно обсудить ] То есть некоторые животные были или содержали в себе ба , часть души, которая является активным агентом в этом мире и духовном мире. Поэтому вотивные мумии животных – это души животных, выполнявшие роль посланников между людьми на земле и богами. [ 12 ]

Мумифицированный кот
Саркофаг для мумии кошки, ок. 305 г. до н. э.; Бруклинский музей

Кошек мумифицировали в огромных количествах в качестве религиозных подношений, и считалось, что они олицетворяют богиню войны Бастет . Этот культ был в основном сосредоточен в Фивах и Бени-Хасане, начиная с периода Птолемеев . были найдены тысячи кошачьих мумий Кроме того, в катакомбах Саккары . Кошки, которых разводили для подношения такого типа, обычно умирали из-за удушения или перелома шеи. Во время мумификации тела кошек сушили и заполняли землей, песком или другим упаковочным материалом. Их либо располагали с плотно прижатыми к телу конечностями, либо в сидячем, естественном положении. Обертка обычно завершалась замысловатыми геометрическими узорами. [ нужна ссылка ]

На ранних этапах развития мумификации животных мумии кошек помещались в маленькие бронзовые или деревянные саркофаги . Более дорогие мумии обычно украшались чертами лица, нарисованными черной краской, и глазами из цветного стекла, обсидиана или горного хрусталя. Котят и эмбрионов мумифицировали и хоронили в желудке статуи, олицетворявшей их мать. Со временем, как и все мумии, созданные для этой цели, мумификация стала менее точной. Фактически, сэр Т.С.С. Моррисон-Скотт , бывший директор Британского музея естественной истории , развернул большое количество кошачьих мумий, но обнаружил, что многие из них были просто набиты случайными частями тела кошек и не мумифицировались с тщательной тщательностью. [ нужна ссылка ]

Гроб Ибиса, 305–30 гг. до н. э.; Бруклинский музей

Культ ибиса возник в первую очередь в период Птолемеев и Рима и был посвящен богу мудрости Тоту . [ 13 ] Исследования 2015 года с использованием радиоуглеродного датирования 14C показывают, что мумии египетских ибисов, участвовавшие в исследовании, были датированы примерно периодом между 450 и 250 годами до нашей эры. Это время приходится на египетскую историю между Поздним периодом и периодом Птолемеев. [ 14 ] По оценкам, в одной только Саккаре насчитывается около 500 000 таких мумий, а также считается, что ежегодно здесь производится 10 000 мумифицированных подношений. обнаружено около четырех миллионов захоронений ибисов Кроме того, в катакомбах Туна-эль-Гебель . [ нужна ссылка ]

Мумификация ибиса включала высушивание и потрошение . Обычно голова и шея птицы были загнуты назад и прижаты к телу. Затем тело окунали в смолу и плотно обматывали льняной тканью. Огромное количество мумифицированных ибисов позволяет предположить, что это было сделано в массовом производстве, так как во многих случаях мумии содержали только часть тела. После выполнения своих ритуальных целей мумифицированные тела помещали в керамические горшки, гробы или саркофаги. [ нужна ссылка ]

Бабуины представляли Тота , бога луны, а также бога мудрости. Появление павианов на канопах , в которых хранились органы человеческих мумий, является свидетельством культурной значимости животных. Бабуинов выращивали в больших количествах в храмах, хотя количество обнаруженных мумий бабуинов не такое большое, как у кошек или ибисов. Около 400 человек были обнаружены в гробницах Саккары. Большинство бабуинов мумифицировали с помощью гипса и хоронили в деревянных сундуках. Обнаруженные мумии павианов предоставили убедительное доказательство того, что их разводили и мумифицировали в качестве подношений. Эти данные включают в себя доказательства того, что бабуины обычно умирали не по естественным причинам и что большинство из них страдали от недоедания, переломов, остеомилита и дефицита витамина D. [ нужна ссылка ]

Крокодилы
[ редактировать ]
Маска мумии крокодила, римский период. Государственная коллекция египетского искусства , Мюнхен

Крокодил считался чрезвычайно свирепым животным, которого часто использовали для устрашения врагов во время войны. Культ крокодилов был посвящен Себеку , богу плодородия, и богу солнца Ра. Обычно крокодилы воспитывались в условиях полной роскоши, которой им предавались до самой смерти. В первые годы существования этого культа мертвых крокодилов щедро мумифицировали золотом и другими драгоценностями. Однако по мере того, как мумификация постепенно превращалась в производственный процесс, для их мумификации требовалось меньше усилий, и в конечном итоге они сводились просто к обертыванию тканью и нанесению смолы, консерванта. Мумии крокодилов, обнаруженные в чрезвычайно больших количествах, как и многие другие виды подношений животных, содержали только тростник или случайные части тела. В главном храме Шдета, позже названном Крокодилополисом , священных крокодилов мумифицировали и выставляли напоказ в храмовых святилищах или несли в процессиях. [ 15 ]

Мумифицированный нильский окунь из Эсны

Рыбу мумифицировали в массовых количествах в качестве подношений. Их заворачивали в льняную ткань и скрепляли полосами ткани, пропитанными липкой смолой, навсегда укрывая мумии. Много раз на затвердевшей ткани рисовали черные круги, изображающие глаза. Было идентифицировано несколько видов рыб, но из-за ухудшения состояния мумий ученые не могут сделать вывод, удалялись ли органы в процессе мумификации. По данным Ливерпульского музея , нильский окунь был одним из видов, мумифицированных и принесенных в жертву богам; один из этих культов связан с богиней Нейт . [ 16 ] Месторождение нескольких тысяч мумифицированных окуней было раскопано в районе к западу от Эсны , где находился храм Нейт. [ 17 ] Мумифицированный окунь также был найден в Гуробе возле храма Нейт. [ 17 ]

По оценкам, культ быка Аписа зародился еще в 800 году до нашей эры и стал первым культом, подтвержденным археологическими данными. Самый ранний и крупнейший из всех культов животных, культ быка Аписа считал быка символом силы и плодородия, олицетворяющим богов-создателей Птаха и Осириса. Мумификация была ключевой частью поклонения этим животным. Пока он был жив, быка содержали в специальном храме, где его щедро баловали на протяжении всей его жизни. Жрецы верили, что бык Апис был средством общения между двумя богами-творцами, поэтому за его движениями внимательно наблюдали и иногда обращались к ним как к оракулу. [ нужна ссылка ]

Этим священным животным разрешалось умереть естественной смертью, если они не достигли возраста 28 лет, после чего их убивали. Когда умер бык Апис, вся страна погрузилась в траур. Ему были предоставлены тщательно продуманные похороны и сложные процедуры захоронения. Поскольку быки были очень большими, процесс мумификации был длительным и сложным. Огромные алебастровые столы для бальзамирования были построены в Мемфисе , центре культа. Они были украшены гравюрами и каналами для отвода жидкости. После погребальных церемоний быка переносили к этим столам и привязывали к столу. Его внутренние органы будут уничтожены внутрианальным маслом. Тело животного высушивали с помощью натронных солей и засыпали песком. Затем его заворачивали в полотно. Будут добавлены искусственные глаза и художественная гипсовая голова, чтобы бык по-прежнему выглядел как он сам. [ нужна ссылка ]

Культ бога плодородия Хнума в Элефантине изготавливал мумии священного барана. [ 18 ] [ 19 ]

Разнообразный
[ редактировать ]

Дополнительные мумифицированные животные и соответствующий бог, которого они представляли: [ 11 ]

  • Мангуст/Землеройка ( Хорус )
    • Крупный тип мангуста, распространенный в Африке, наездник ( Herpestes ichneumon ) представлен в египетском искусстве начиная со времен Древнего царства. Ихневмон, почитаемый за свою способность убивать змей, был связан, среди прочего, с Гором и Атумом, и ему поклонялись по всей стране. Землеройка, ночное млекопитающее размером с мышь, заменила наездников в египетских мифах. Считается, что бог Гор Хенти-Ирти из Летополиса обладает зрением как в свете, так и во тьме, он был представлен широкоглазым наездником и землеройкой соответственно. Землеройки становятся объектом поклонения, особенно в Поздний период. [ 20 ]
Мумия собаки, 305 г. до н.э. – 395 г. н.э.; Бруклинский музей
  • Собаки/Шакалы ( Анубис )
    • Собак использовали в качестве домашних животных, опекунов, пастухов и помощников полиции. В Древнем Египте можно было найти несколько пород собак, наиболее популярными из которых были борзая , басенджи и салюки , которые очень хороши для охоты. Со времен Первой династии египтяне почитали несколько божеств шакалов, самым выдающимся из которых был Анубис. Его изображали в виде собаки или человека с собачьей головой. Традиционно животное Анубис идентифицировали как шакала, но его, как правило, черная окраска, символизирующая загробную жизнь и возрождение, не типична для шакалов и вместо этого может обозначать дикую собаку. Поскольку собаки и шакалы бродили по окраинам пустыни, где обычно хоронили мертвецов, их считали защитниками кладбищ. [ 21 ]
  • Птицы всех видов (Гор)
    • Птиц, таких как куры и соколы, держали в контейнерах в форме еды или подвергали собственной мумификации, поскольку в загробной жизни их использовали в качестве еды или домашних животных.
  • Змей/Угорь ( Атум )
    • Среди змей и угрей популярными изображениями бога Атума были также змеи и ящерицы. Змеи рассматривались как существа земли, воплощающие первобытные, хтонические качества, участвующие в процессе творения. Поскольку многие змеи обитают на болотах , они были тесно связаны с водой и первозданным океаном Нун. Египтяне были хорошо осведомлены как о пользе змеи в борьбе с вредителями, так и об опасности, которую представляет ее яд. Такие тексты, как Бруклинский папирус, содержат лекарства и магические заклинания для лечения укушенных. Змеиным божествам поклонялись в надежде предотвратить потенциальные нападения их земных представителей. Ящерицы, которых обычно мумифицировали в поздний, птолемеевский и римский периоды, не играли большой роли в более ранней культуре. [ 22 ]
  • Жуки (Черпера)
    • Среди жуков скарабей был очень популярен в египетской культуре. Изображения скарабеев помещались в гробницы еще в четвертом тысячелетии до нашей эры и использовались в качестве официальных печатей и амулетов для живых и мертвых. Египетское слово «скарабей» также означает «появиться» или «появиться». Скарабей, толкающий сферический объект, напоминал образ жука, продвигающего солнечный диск по небу. [ 23 ]

Священные животные

[ редактировать ]

Вместо того, чтобы поклоняться каждому животному определенного вида, некоторые культы животных выбирали одно конкретное животное, выбранное из-за его особых отметин, в качестве тотема конкретного бога. За каждым священным животным ухаживали и заботились до его смерти, после чего происходили тщательно продуманные похороны. Затем животное мумифицировали в знак уважения к богу. Далее было выбрано новое символическое животное. Священным выбиралось только одно животное. Эти культы животных достигли апогея популярности в поздний и греко-римский периоды. Цикл выбора нового тотемного животного продолжался сотни лет. Хотя животные, несомненно, считались священными, египтяне поклонялись не отдельным животным, а скорее невидимому божеству, которое, как полагали, присутствовало внутри животного и символизировало бога. В некоторых случаях, например, в случае с быком Аписом, животное могло даже быть средством выражения желаний бога. Культ Аписа быка был основным источником мумий религиозных животных этого типа в Древнем Египте, поскольку большинство других животных мумифицировали в больших количествах для религиозных подношений. [ нужна ссылка ]

Различия между мумификацией человека и животного, не являющегося человеком

[ редактировать ]

Отличительным фактором между процессом мумификации животных, не являющихся людьми, и человека является то, когда были мумифицированы эти два типа. Людей постоянно мумифицировали со времен первых завоевателей Нижнего Египта , за сотни лет до того, как было мумифицировано даже первое животное. Самые ранние признаки мумий животных, не являющихся людьми, датируются Бадарийским додинастическим периодом (5500–4000 гг. До н. э.), до объединения Верхнего и Нижнего Египта. [ нужна ссылка ] Вероятно, раньше мумий животных не существовало, потому что мумификация была менее доступна, прежде всего из-за стоимости.

В целом мумификации животных не уделялось должного внимания, как человеку. Мумии, проданные паломникам в качестве подношений, подвергались лишь минимальной обработке, и, в отличие от людей, даже у самых священных животных, таких как быки Апис, не сохранялись внутренние органы. Большой масштаб производства указывает на то, что подготовка животных требовала относительно небольших усилий и затрат по сравнению с человеческими мумиями. Однако недавние радиологические исследования археологов показывают, что мумификация животных может более точно следовать мумификации человека, чем первоначально предполагалось. Принято считать, что после смерти животных просто заворачивали в грубые льняные повязки и/или окунали в смолу. Однако, как и в случае с мумификацией человека, качество лечения было разным. Простой визуальный анализ мумий позволяет предположить, что с некоторыми мумиями животных обращались так же сложно, как и с человеческими. Египтяне с большим уважением относились к животным, считая их и домашними любимцами, и представителями богов. Наличие жиров, масел, пчелиного воска, сахарной камеди, нефтяного битума и смол хвойного кедра в мумиях животных показывает, что химические вещества, используемые для бальзамирования животных, были аналогичны тем, которые использовались для людей. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Джековский, Кристиан. «Общие и неожиданные находки в мумиях Древнего Египта и Южной Америки, обнаруженные с помощью КТ». Семинар ЦМВИ. Центр медицинских изображений и визуализации, Линчепинг , Швеция. 17 сентября 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Гарсиа, Ричард (31 марта 2021 г.). «Мумифицированные ара и попугаи свидетельствуют о древней торговле между джунглями и жителями Атакамы». Меркурий . п. А8.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вельде, Х. «Несколько замечаний о религиозном значении животных в Древнем Египте». Нумен 27 (1980): 76–82.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Лека, Анж П. Египетский путь смерти. Даблдэй, 1981 год.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Ауфдерхайде, Артур К. Научное исследование мумий. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2002.
  6. ^ Петтигрю, Томас Дж. и Джордж Крукшенк. История египетских мумий. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2008.
  7. ^ Лоуренс, Сьюзен В. «Разгадка тайн мумий». Новости науки, Общество науки и общественности 118 (1980): 362–64.
  8. ^ Арнольд, Доротея. «Египетский бестиарий». Новый бюллетень Метрополитен-музея 52 (1995): 1-64.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Дюнан, Франсуаза , Роджер Лихтенберг и Жан Йойотт. Мумии и смерть в Египте. Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2007.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брайер, Боб. Египетские мумии: разгадка секретов древнего искусства. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 1996.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Мумии животных». Проект «Мумия животных». 2000. Каирский музей. 10 декабря 2008 г. < http://www.animalmummies.com/project.html > Архивировано 7 января 2009 г. в Wayback Machine .
  12. ^ Блейберг, Эдвард, Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте , Бруклинский музей: 2013.
  13. ^ «Мумификация животных» . Археология Древнего Египта . 25 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 г. Проверено 14 ноября 2017 г.
  14. ^ Васеф, С.; Вуд, Р.; Мергани, С. Эл; Икрам, С.; Кертис, К.; Холланд, Б.; Виллерслев, Э.; Миллар, CD; Ламберт, DM (2015). «Радиоуглеродное датирование мумий священного ибиса из Древнего Египта». Журнал археологической науки: отчеты . 4 : 355–361. Бибкод : 2015JArSR...4..355W . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.09.020 .
  15. ^ Блейберг, Эдвард , Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте , Бруклинский музей: 2013.
  16. ^ «Рыбная мумия, коллекция Древнего Египта» . www.liverpoolmuseums.org.uk . Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 г. Проверено 14 ноября 2017 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Батенс, Герт (2013). «Мумифицированная рыба Эсны: пример поклонения животным» . Goettinger Miszellen: Вклад в aegyptologischen Discussion : 17–23 . Проверено 25 декабря 2023 г.
  18. ^ «BBC - История - Глубокая древняя история: Галерея священных животных Древнего Египта» .
  19. ^ «Барановая мумия» .
  20. ^ Блейберг, Эдвард (2013). Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте . Бруклинский музей. стр. 46–49.
  21. ^ Блейберг, Эдвард (2013). Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте . Бруклинский музей. стр. 37–38.
  22. ^ Блейберг, Эдвард (2013). Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте . Бруклинский музей. стр. 55–56.
  23. ^ Блейберг, Эдвард (2013). Душевные существа: мумии животных в Древнем Египте . Бруклинский музей. п. 59.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22a64939cd6a2876a54c8cb8a5f3be4d__1721080500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/4d/22a64939cd6a2876a54c8cb8a5f3be4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Animal mummy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)