Евреи Билад-эль-Судана
Сахельские евреи, исторически известные как евреи Билад аль-Судана ( иудео-арабский : אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן , латинизированный: ʾahal yahūd bilad. al-sūdā n ) описывает западноафриканских евреев общины , связанные с известными еврейскими общинами, которые мигрировали в Западную Африку в качестве торговцы для торговых возможностей. то они присутствовали в Империи Гана , Империи Мали Королевствах Мосси и Империи . Сонгай , Различные исторические записи утверждают, что когда -
В последующие годы евреи, изгнанные из Испании и Португалии , а также марокканские евреи мигрировали в общины у побережья Сенегала и на островах Кабо-Верде . Эти еврейские общины продолжали существовать сотни лет, но в конечном итоге исчезли в результате изменения социальных условий, преследований, миграции и ассимиляции. Сегодня лишь несколько тысяч сохранили свою идентичность.
Ранняя история
[ редактировать ]Согласно большинству источников, самые ранние еврейские поселения в Африке находились в таких местах, как Египет , Тунис и Марокко . Евреи поселились вдоль Верхнего Нила на острове Элефантина в Египте . Эти общины пополнились последующим прибытием евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 000 еврейских рабов были расселены по всему Карфагену римским императором Титом .
Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Фарсисом и Офиром . [ 1 ] Септуагинта , [ 2 ] и Джером , [ 3 ] которого учили евреи, и очень часто арамейский Таргум о Пророках отождествляют библейский Фаршиш с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов , упоминаемых в Талмуде . Африка , в более широком смысле, ясно обозначена там, где упоминаются Десять племен , которые были изгнаны ассирийцами и отправились в Африку. [ 4 ] С этим связано представление о том, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которым также известна легенда о Бану Муса («Сыновьях Моисея»), согласны с евреями в размещении своей земли в Африке.
Еще во времена Римской империи марокканские евреи начали путешествовать вглубь страны, чтобы торговать с группами берберов , большинство из которых были кочевниками , жившими в отдаленных районах Атласских гор . Евреи жили бок о бок с берберами, налаживая как экономические, так и культурные связи; некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм . В ответ духовность берберов преобразовала еврейские ритуалы, наполнив их верой в силу демонов и святых . Когда мусульмане пронеслись по северу Африки, евреи и берберы совместно бросили им вызов. Через Атласские горы легендарная королева Кахина возглавила племя берберов, евреев и других североафриканских этнических групп седьмого века, сражавшихся против вторгающихся исламских воинов.
В 10 веке, когда социальная и политическая среда в Багдаде становилась все более враждебной по отношению к евреям, многие еврейские торговцы, жившие и работавшие там, переехали в Магриб , особенно в Тунис . В течение следующих двух-трех столетий особая социальная группа торговцев, действовавших по всему Средиземноморскому миру, стала известна как Магриби , передавая этот термин идентификации от отца к сыну.
Согласно некоторым местным малийским историям, в отчете « Тарих аль-Судан» , возможно, записано первое еврейское присутствие в Западной Африке, которое совпало с прибытием первого правителя Зувы Кукии и его брата, которые поселились недалеко от реки Нигер . Он был известен только как За/Зува Альяман (что означает «Он родом из Йемена»). Местные традиции гласят, что Зува Альяман был членом одной из йеменских еврейских общин , которые были либо перевезены, либо добровольно переселены из Химьяритского королевства эфиопским королевством Аксум в шестом веке после поражения Зу Нуваса . В «Тарих аль-Судан» говорится, что до прихода ислама в регионе после Зувы Альямана в Кукии было 14 правителей Зува. [ 5 ] Ведутся споры о том, можно ли понимать Тариха аль-Судана таким образом.
Еврейская история Мали начинается в VIII веке, когда многоязычные афро-евреи-радханиты впервые поселились в Тимбукту в империи Сонгай. Эти средневековые купцы основали в городе торговый центр, от которого через пустыню была создана сеть торговых путей.
Торговля и создание сообществ
[ редактировать ]Рукопись C Тарих аль-Фатташ описывает общину под названием Бани Исраэль, которая в 1402 году н.э. существовала в Тиндирме , имела 333 колодца и имела семь лидеров:
- Джабрут бин-Хашим
- Тоеляман бин-Абдель Хаким
- Зеор бин-Салам
- Абдель-Латиф бин-Солейман
- Малик бин Аюб
- Фадил бин-Мзар
- Шалеб бин-Юсеф
Также сообщается, что у них была армия в 1500 человек. [ 6 ] Другие источники сообщают, что другие еврейские общины в регионе были сформированы миграциями из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце 18 века, араб, которого он встретил недалеко от Валаты, сообщил ему , что в Тимбукту живет много арабоязычных евреев, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров . [ 7 ] Говорят, что некоторые общины были населены определенными берберскими евреями, такими как группа Кал Тамашек, известная как Иддао Исхаак , которая путешествовала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также те, кто спасался от исламских вторжений в Северную Африку. [ 8 ]
Исламская эпоха
[ редактировать ]В 14 веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследований в Испании, мигрировали на юг, в район Тимбукту был частью империи Сонгай , который в то время . Среди них была семья Кехат (Кати), которая происходила от Исмаэля Джана Кота Аль-Яхуди из Шейды , Марокко. Сыновья этой известной семьи основали три деревни, которые до сих пор существуют недалеко от Тимбукту – Киршамба , Хайбомо и Конгугара . В 1492 году Аския Мухаммад I пришел к власти в ранее толерантном регионе Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти; Иудаизм стал незаконным в Мали, как и в католической Испании в том же году. Это было основано на совете Мухаммада аль-Магили . Это привело бы к ассимиляции многих из этих евреев с западноафриканскими племенами, среди которых многие из них жили. такие как этнические группы фулани , волофы и сонинке . В частности, [ 9 ] Это также привело бы к массовому обращению в ислам, поскольку коренное население, среди которого они жили, было преимущественно мусульманским.
Как писал историк Лео Африканский в 1526 году:
В Гаруре (оазис Гурара в Алжире , см. Туат ) жило несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммида аль-Магили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них было убито населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии королем -католиком .
Лев Африканский далее писал:
Царь (Аския) является заклятым врагом евреев. Он не позволит никому жить в городе. Если он услышит, что берберский торговец часто посещает их или ведет с ними дела, он конфискует его товары. [ нужна ссылка ]
Евреи Сахары
[ редактировать ]Кажется, нет никаких сомнений в том, что евреи в основном смешаны с берберами, живущими в марокканской и алжирской Сахаре . Считается, что некоторые берберские кланы могли когда-то быть евреями, а по другой традиции они произошли от филистимлян, изгнанных из Ханаана. [ 10 ] Существует традиция, согласно которой Моисей был похоронен в Тлемсене , и о присутствии большого количества евреев в этой части Африки свидетельствуют не только многочисленные священные места и святыни, носящие библейские имена, которые являются священными как для мусульман, так и для евреев, но и наличием там большого количества еврейских саг. [ 10 ] : «Некоторые берберские племена в течение длительного времени исповедовали еврейскую религию, особенно в Амесе ; и даже сегодня мы видим среди ханенша Сукахраса Л. Ринн говорит (Алжир) полукочевое племя израильтян, полностью посвятивших себя сельское хозяйство». [ 11 ]
Кроме того, можно заметить, что евреев можно найти в берберских « ксурах » (укрепленных деревнях) по всему южному Марокко и в прилегающей Сахаре. Так, в Аутате близ Тафилальта есть мелла , в которой проживает около 500 евреев; [ 12 ] и в Фигиге — мелла со 100 евреями. [ 12 ] Если идти дальше на юг, к Туату , то увидим большую еврейскую общину в оазисе Альхамада ; а в Таментите , в двух неделях пути от Тафилальта, 6000 или 8000 жителей, как говорят, являются потомками евреев, обращенных в ислам. [ 12 ] Еще гораздо западнее, в провинции Сус, находится Огулмин с 3000 жителей, из которых, как говорят, 100 — евреи.
Даггатунская связь
[ редактировать ]Даггатуны — кочевое племя еврейского происхождения, жившее в окрестностях Таментита, в оазисе Туат в алжирской Сахаре . Отчет о Даггатуне был впервые сделан раввином Мордехаем Аби Серуром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал через Сахару в Тимбукту и чей отчет о его путешествиях был опубликован в «Бюллетене географического общества». [ 13 ] напоминали берберов кель-тамешеков По словам раввина Сарура, даггатун жили в палатках и по языку, религии и общим обычаям (туарегов), среди которых они живут. Они подчиняются туарегам, которые не вступают с ними в брак. Раввин Сарур также утверждает, что их поселение в Сахаре датируется концом VII века (мусульманская хронология), когда Абд аль-Малик взошел на трон и завоевал Марокко. В Таментите он пытался обратить жителей в ислам; и поскольку евреи оказали сильное сопротивление, он сослал их в пустыню Аджадж, как он сделал и с туарегами, которые лишь частично приняли ислам. Отрезанные от каких-либо связей со своими братьями, эти евреи в Сахаре постепенно утратили свои еврейские обычаи и номинально стали мусульманами .
По другим данным, группа «арабов», прибывшая в Аджадж, отождествлялась с Мечагрой, упомянутой Эрвином фон Бари. [ 14 ] среди которых, как говорят, все еще живут несколько евреев. Виктор Дж. Горовиц [ 15 ] говорит также о многих свободных племенах в пустынных областях, которые по происхождению являются евреями, но постепенно отказались от еврейских обычаев и, по-видимому, приняли ислам . Среди этих племен, говорит он, есть даггатун, насчитывающий несколько тысяч и разбросанный по нескольким оазисам в Сахаре, вплоть до реки Диалива (Джолиба?) или Нигера . Он также говорит, что они очень воинственны и находятся в постоянном конфликте с туарегами. По мнению Горовица, упомянутые выше мехагры также следует причислить к одному из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагался главным образом на слухи, распространявшиеся в европейской еврейской общине.
Раввин Мордехай Абу Серур и последняя община Тимбукту
[ редактировать ]Раввин Мордехай Аби Серур со своим братом Ицхаком приехали из Марокко в 1859 году, чтобы работать торговцами в Тимбукту . Во времена смелого предприятия раввина Серура прямые торговые отношения с внутренней частью Западной Африки (известной тогда как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были исключены из этой торговли, поскольку арабские купцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес. [ 16 ]
Будучи человеком с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы купцом в то время и в том месте. Он был умен, проницателен, красноречив, смел и, что самое важное, знал законы Корана так же хорошо, как большинство образованных мусульман. [ 17 ] Во время своих путешествий в Тимбукту раввин Серур предпочитал, чтобы большая часть его товаров перевозилась через Сахару на беджауи . Термин « беджауи » относится к одиночным или небольшим группам верблюдов, которые перевозили путешественников иногда без товаров и багажа и сопровождались местными проводниками. [ 18 ]
Будучи евреем, он не мог организовать свой торговый бизнес, поэтому обратился к региональному правителю, который в то время был эмиром Фулани, и договорился о статусе зимми , или статуса защищенного народа. Между 1860 и 1862 годами раввин Серур и его брат Ицхак добились успеха и стали хорошо известны в этом районе. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году. [ 19 ] Он дал отцу большую сумму денег и уговорил других братьев присоединиться к нему в его следующем путешествии в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела повод для радости, поскольку к концу года в ней проживало одиннадцать взрослых евреев мужского пола. Это было важно, поскольку означало, что они могли сформировать миньян и основать синагогу. Они были: [ 20 ] [ 21 ]
- Раввин Мордехай Аби Серур
- Братья Мордехая Исав, Авраам и Ицхак
- Сыновья Исава Аарон и Давид
- сын Аарона Ицхак
- Мусса (зять Мордехая)
- Мусса - его Давид
- Раввин Рафаэль
- Шимон Бен-Яаков
Кабо-Верде
[ редактировать ]Мануэль I в 1496 году решил сослать тысячи евреев в Сан-Томе , Принсипи и Кабо-Верде . Число изгнанных в то время было настолько велико, что термин «португальцы» почти подразумевал лиц еврейского происхождения. Те, кто не был изгнан, были обращены в веру силой или казнены. В начале 19 века евреи также поселились в Санту-Антане , где до сих пор сохранились следы их притока в названии деревни Синагога, расположенной на северном побережье между Рибейра-Гранде и Джанелой, а также на еврейском кладбище в городе. Понта-да-Соль. Последняя глава еврейской истории в Кабо-Верде произошла в 1850-х годах, когда прибыли марокканские евреи, особенно в Боа-Виста и Майо, для торговли шкурами. [ 22 ]
Похожие тексты
[ редактировать ]Записи еврейской истории Мали до сих пор можно найти в библиотеке Кати Андалузи. Исмаэль Диади Хайдара , историк из Тимбукту, располагает старыми текстами на арабском и иврите среди исторических записей города. [ 23 ] Он также исследовал свое прошлое и обнаружил, что происходит от марокканских еврейских торговцев из семьи Абана. Опрашивая старейшин в деревнях своих родственников, он обнаружил, что сведения о еврейской идентичности семьи сохранялись в тайне из-за страха преследований.
Недавно была обнаружена личная библиотека первого Махмуда Кати , которая передавалась через его потомков и пополнялась, по крайней мере, в середине 17 века. Это необычное «открытие» было сделано молодым малийским историком Исмаэлем Диади Хайдара, членом клана Кати и автором нескольких книг, в том числе «L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne» (1997) и «Les Juifs de Tombouctou». (1999). В настоящее время библиотека принадлежит двум ветвям клана Кати в деревне Киршамба, примерно в 160 километрах (100 миль) к западу от Тимбукту. До 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке были изучены и оценены Абдулом Кадером Хайдарой, экспертом по арабским рукописям из Тимбукту и хранителем Мемориальной библиотеки Мамы Хайдара, которая в настоящее время восстанавливается за счет гранта Фонда Меллона. [ 24 ]
В торговых документах, в частности, упоминаются три семьи: семья Кехат (Кати), пришедшая из южного Марокко и принявшая ислам вместе с остальным населением в 1492 году; семья Коэнов происходила от марокканского еврейского торговца аль-Хаджа Абд аль-Салама аль-Кухина , прибывшего в район Тимбукту в XVIII веке; и семья Абана, приехавшая в первую половину XIX века. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Африке
- История евреев в Алжире
- История евреев в Ливии
- История евреев в Марокко
- История евреев в Португалии
- История евреев в Испании
- История евреев в Тунисе
- История евреев под властью мусульман
- Дом Израиля (Гана)
- Исламско-еврейские отношения
- Еврейская диаспора
- Еврейские этнические подразделения
- Еврейская история
- Выпущенный
- арабские евреи
- Афро-американские евреи
- Черные евреи (значения)
- Бета Израиль ( Эфиопия )
- Пишите людям
- Мизрахи евреи
- Негроленд
- Сефардские евреи
- Транссахарская торговля
- Племя Иуды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тамид, 32б, и параллельный отрывок, где «африканская земля», очевидно, то же самое, что и Карфаген.
- ^ Исаия 23:1
- ^ Иезекииля 25:7
- ^ Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; and especially Sanh. 94a
- ^ Тарих эс-Судан , Париж, 1900, автор Абдеррахман бен-Абдалл эс-Сади (пер. О. Худас), страницы 5-10
- ^ Тарих аль-Фатташ , Махмуд Кати бин Эль-Хадж Эль Мотауккал Кати, 1657, страницы 62-63
- ^ Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины тамантит , Markus Wiener Publishers, Принстон, Нью-Джерси, 2006, Джон Ханвик. стр. 67
- ^ Примак, Карен. Евреи в местах, о которых вы никогда не думали . Издательство Ктав. ISBN 0-88125-608-0 .
- ^ Палмер, HR (1914). «Отчет г-на Делафосса о фулани» . Журнал Королевского африканского общества . 13 (50): 195–203. ISSN 0368-4016 .
- ^ Jump up to: а б Бассет, «Недрома», с. 13
- ^ «Происхождение берберов», с. 406 (см. «Преподобный арх. Константин», 1867, стр. 102)
- ^ Jump up to: а б с Горовиц, lcp 202 204 205
- ^ Декабрь 1895 г.; см. «Бюллетень Альянса Израильтян», том. ii. 42, 1880 г.; «Большая энциклопедия», xxiii. 254; Джеймс Эдвард Бюджет-Микин , Земля мавров , стр.17
- ^ "Ghat et les Tuareg de l'Air", с. 181
- ^ Марокко. , Лейпциг, 1887 г., стр. 58 след.
- ^ Божья воля. Путешествия раввина Мордохая Аби Серура , доктор Сэнфорд Х. Бедерман, Серия исследований факультета географии GSU, 1980, стр. 9.
- ^ Ибед. страница 7
- ^ Ибед. стр. 10
- ^ Ибед. стр. 14
- ^ Ибед. стр. 15
- ^ Евреи в Тимбукту, или евреи Тимбукту , Сборник письменных источников, касающихся еврейской торговли в Тимбукту в 19 веке, Издания Донния, Бамако, 1999 г., профессор Исмаэль Диади Хайдара, стр. 31
- ↑ Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи , Доклад, представленный Ричардом Лоббаном в Массачусетском университете в Дартмуте, 11 февраля 1996 г.
- ↑ «Обновление еврейской идентичности в Тимбукту» , Карен Примак. Архивировано 29 октября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ « Библиотека Кати , Ассоциация исследований Сахары» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 11 июня 2007 г.
- ^ « Евреи Тимбукту , Рик Голд, Вашингтонская еврейская неделя, 30 декабря 1999 г.» . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 15 марта 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Войны евреев: военная история от Библии до наших дней , Hipporcrene Books, Нью-Йорк, 1990, Монро Розенталь и Исаак Мозесон
- Еврейские общины в экзотических местах , Джейсон Аронсон Инк., Иерусалим, Кен Блади
- Евреи в Африке: древние отношения с чернокожими африканцами , информационный документ 19-II, Сэмюэл Курински
- Еврейизмы Западной Африки: от Нила до Нигера с евреями , The Dial Press , Нью-Йорк, 1931, Джозеф Дж. Уильямс
- Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины тамантит , Markus Wiener Publishers, Принстон, Нью-Джерси, 2006, Джон Ханвик.
- Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2011, Питер Марк и Хосе да Силва Орта.
Мали и Сонгхай
[ редактировать ]- Евреи в Африке: Часть 1 Берберы и евреи , Сэм Тиминский (Федерация истории иврита)
- «Евреи Тимбукту», Вашингтонская еврейская неделя , 30 декабря 1999 г., автор Рик Голд.
- Евреи в Тимбукту, или евреи Тимбукту , Сборник письменных источников, касающихся еврейской торговли в Тимбукту в 19 веке, Издания Донния, Бамако, 1999 г., профессор Исмаэль Диади Хайдара
Кабо-Верде и побережье Гвинеи
[ редактировать ]- Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи , Доклад, представленный Ричардом Лоббаном в Массачусетском университете в Дартмуте, 11 февраля 1996 г.
- Евреи Кабо-Верде: Краткая история . Бруклин, Нью-Йорк: Sepher-Hermon Press, 1997, М. Митчелл Серелс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ресурсы>Еврейские общины>Магреб Ресурсный центр еврейской истории, проект Динурского центра исследований еврейской истории, Еврейский университет в Иерусалиме
Тимбукту
[ редактировать ]- Тимбукту: Город легенд , Джоан Бакстор
- Рукописи Жана-Мишеля Джиана, найденные в Тимбукту.
Северная Африка
[ редактировать ]- Евреи и берберы , доктор Брюс Мэдди-Вайцман
Кабо-Верде
[ редактировать ]- Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гинны , доктор Ричард Лоббан.
- Евреи и иудаизм в Западной Африке
- История Западной Африки
- Малийские евреи
- Евреи Кабо-Верде
- Социальная история Буркина-Фасо
- Еврейская история Кабо-Верде
- Социальная история Гвинеи
- Социальная история Мали
- Социальная история Мавритании
- Социальная история Нигера
- Социальная история Нигерии
- Социальная история Сенегала
- Ганская империя
- Малийская империя
- Империя Сонгай