Талмудические академии в Сирии и Палестине
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Раввинские эпохи |
---|
Талмудические академии в Сирии-Палестине представляли собой иешивы , служившие центрами еврейской науки и развития еврейского права в Сирии-Палестине (при римлянах ), а позже в Палестине Прима и Палестине Секунда . Академии оказали большое влияние на иудаизм благодаря развитию Иерусалимского Талмуда или Палестинского Талмуда, который был составлен в виде книги примерно в 350–400 гг. н.э. [ 1 ]
Совет Ямнии
[ редактировать ]римлянами Разрушение Иерусалима в 70 г. н. э. положило конец школьным спорам так же внезапно, как и соперничеству между политическими партиями. Именно тогда ученик Старшего Гилеля Иоханан бен Закай основал новый дом еврейского права в Явне (Ямния). Место Синедриона в Явне, который сразу же стал преемником Великого Синедриона Иерусалима, претворив в жизнь постановления этого органа, насколько это было необходимо и практически осуществимо, привлекало всех тех, кто избежал национальной катастрофы и кто сумел стать выдающимися благодаря своему характеру и учебе.
Более того, оно воспитало новое поколение столь же одаренных людей, задачей которых стало преодоление результатов восстания Бар-Кохбы . В промежутке между этими двумя бедствиями (56–117 гг.), или, точнее, до Китосской войны при Траяне , школа в Явне была признанным трибуналом, собиравшим традиции прошлого и подтверждавшим их; который управлял и регулировал существующие условия; и это посеяло семена для будущего развития. Помимо своего основателя, своим великолепием и неоспоримым превосходством он был обязан Гамалиэлю II , правнуку Гиллеля. К нему стекались ученики Йоханана бен Заккая и других мастеров и исследователей права и талмудической герменевтики . Хотя некоторые из них учили и трудились в других местах – Элиэзер бен Хуркан в Лоде ; Иисус Навин бен Ханания в Пекине ; раввин Измаил в Кфар-Азизе , раввин Акива в Бней-Браке ; Ханина бен Терадион в Сикнине – Явне оставалась центром; и в «винограднике» Явне, как они называли место своих встреч, они собирались для совместных действий.
Левантийский иудаизм восстановлен.
[ редактировать ]На благодатной почве Академии Явне корни традиционной литературы — Мидраша и Мишны , Талмуда и Агады — питались и укреплялись. Там также был проложен путь для систематического рассмотрения Галахи и экзегезы. В Явне состоялись решающие дебаты о каноничности некоторых библейских книг; там еврейская литургия получила свою постоянную форму; и там, вероятно, был отредактирован Таргум на Пятикнижие , ставший основой для более позднего Таргума имени Онкелоса . Именно Явне вдохновил и утвердил новую греческом языке версию Библии на — версию Акиласа ( Акилы Синопского ). События, предшествовавшие и последовавшие за великой гражданской революцией при Бар-Кохбе (с 117 по 140 год), привели к упадку и гибели школы в Явне. По традиции Синедрион был перенесен из Явне в Ушу , из Уши обратно в Явне и вторично из Явне в Ушу. [ 2 ] Это окончательное урегулирование в Уше указывает на окончательное духовное превосходство Галилеи над Иудеей , которая обезлюдела в результате войны Адриана . Уша долгое время оставалась резиденцией академии; его важность объяснялась учениками Акивы, один из которых, Иуда бар Илай , имел свой дом в Уше. Здесь была предпринята великая работа по восстановлению левантийского иудаизма после его распада при Адриане. Изучение Закона возобновилось; и Симеон бен Гамлиэль II был удостоен звания, которое было у его отца в Явне. При нем звание наси или патриарха стало наследственным в доме Гиллеля , а местопребывание академии стало идентичным резиденции патриарха.
Расположение Патриархии
[ редактировать ]Во времена Шимона бен Гамалиэля II резиденция Патриархата часто меняла свое местоположение; его первый шаг был из Уши в Шефа-Амр ; оттуда, под предводительством сына и преемника Симеона, князя Иуды , в Бейт-Шеарим ; и, наконец, в Сепфорис знаменитый ученик Акибы Хосе бен Халафта , где преподавал . Лишь с большим трудом смог Шимон бен Гамалиил установить свою власть над этим учеником Акивы, далеко превосходившим его в учености. Однако сыну Шимона, Иуде I, посчастливилось соединить со своим унаследованным званием неоспоримую репутацию выдающегося ученого, что имело большое значение в данных обстоятельствах. Иуда, в котором соединились «Тора и достоинство», был человеком, призванным завершить важную эпоху и заложить фундамент новой. Академия в Сепфорисе, куда стекались также выдающиеся студенты из Вавилонии , воздвигла себе неразрушимый памятник благодаря деятельности Иуды по редактированию Мишны , которая достигла канонического статуса как подлинное собрание юридических традиций религиозной практики. В Мишне, завершение которой завершилось вскоре после смерти ее автора или редактора (около 219 г.), школы как Земли Израиля, так и Вавилонии получили признанный учебник, по которому читались лекции и дискуссии с тех пор были основаны студенты. Признание Мишны раввина Иуды знаменует собой четкую разделительную линию в истории академий и их учителей: это указывает на переход от эпохи Таннаим к амораимам .
Центры обучения
[ редактировать ]После смерти Иуды Сепфорис недолго оставался резиденцией патриарха и Академии. Гамалиил III , скромный сын выдающегося отца, стал патриархом; но Ханина бар Хама сменил его на посту главы школы и ввел новый порядок вещей, который начался с завершением Мишны. При жизни Ханины произошло последнее переселение Синедриона. Его ученик Иоханан бар Наппа поселился в Тверии , и патриарх Иуда II (внук Иуды I) вскоре оказался вынужден переехать в этот город. Внушительная личность и беспрецедентная образованность Иоханана на долгое время сделали Тверию бесспорным центром левантийского иудаизма, магнитом, привлекавшим вавилонских студентов.
Когда Иоханан умер в 279 году (это единственная установленная дата во всей хронологии амораимов), слава Тивериадской академии утвердилась настолько прочно, что она не пострадала при его преемниках, хотя никто из них не мог сравниться с ним в учености. Действительно, какое-то время Кесария приобрела известность исключительно благодаря влиянию Осая , который жил там в первой половине третьего века и исполнял обязанности учителя одновременно с отцом Церкви Оригеном , с которым он имел личные половой акт. После смерти Иоханана школа в Кесарии приобрела новое положение под руководством его ученика Аббаху ; и на протяжении всего четвертого столетия мнения «мудрецов Кесарии» почтительно принимались во внимание, даже в Тверии. Сепфорис также восстановил свое прежнее значение как место обучения; и выдающиеся люди работали там в четвертом веке, спустя много времени после катастрофы, нанесенной городу войсками императора Галла . С начала третьего века существовала академия в Лидде в Иудее, или «Южной», как тогда называлась Иудея. Эта академия теперь приобрела новую репутацию школы традиционного обучения. Из него произошел учитель, которому Иероним был обязан своим знанием иврита и пониманием Hebræa Veritas. Но ни Кесария, ни Сепфорида, ни Лидда не могли умалить славы Тивериады.
Соответственно, Тивериада оставалась обителью официального главы иудаизма в Земле Израиля и, в определенном смысле, иудаизма всей Римской империи , а также резиденцией Академии, считавшей себя преемницей древнего Синедриона. . Право рукоположения, которое, начиная с Шимона бен Гамлиэля II , осуществлял только патриарх (с согласия Совета мудрецов или без него), позже было регламентировано таким образом, что степень могла быть присвоена только патриархом и советом совместно. Патриархальное достоинство между тем стало как бы мирским; поскольку исключительная ученость ни в коем случае не считалась неотъемлемым атрибутом ее обладателя. В Тивериадской академии, нерукоположенных членов которой называли хаберимами (соратниками), никогда не было недостатка в людях более или менее способных, которые трудились и учили в манере Иоханана. Среди них можно упомянуть Елеазара бен Педата , рабби Амми и рабби Асси , Хийю бар Аббу , рава Зейру , Самуила бен Исаака , Иону, Хосе, Иеремию, Мани, сына Ионы, и Хосе бен Абин , которые составляют ряд блестящих имен в области Галахи. В отделе Агады, всегда высоко ценимом и популярном в Земле Израиля , слава Тивериады также значительно увеличивалась благодаря многим выдающимся и продуктивным деятелям, от современников и учеников Иоханана до Танхума бен Аббы , который был прославлен как коллекционер и редактор агадической литературы.
Иерусалимский Талмуд
[ редактировать ]Нетленным памятником Тивериадской школы является Иерусалимский Талмуд (или Палестинский Талмуд), фундамент которого заложил Иоханан бен Наппаха; по этой причине его обычно называют, хотя и ошибочно, ее редактором или автором. Однако на самом деле эта работа была завершена лишь спустя почти полтора столетия после смерти Йоханана; и закрытие его, несомненно, связано с угасанием патриаршей должности (около 425 г.). Но Тивериада от этого не перестала быть центром обучения, хотя о ее последующей деятельности известно очень мало.
Тиверийская пунктуация
[ редактировать ]Дальнейшее значение приобрела Тверия как центр масоретских традиций и нововведений; ибо там в седьмом веке была введена система пунктуации , которой было суждено столь эффективно способствовать правильному чтению и пониманию библейского текста. Эту систему, добившуюся всеобщего признания, называют «тиверийской пунктуацией». В Тверии процветали, примерно в середине восьмого века, масорит Финеес, называемый также Рош ешива («Глава Академии»), и Ашер Великий , праотец пяти поколений масоритов ( Неемия бен Ашер , Моисей бен Нехемия , Ашер бен Моисей , Моисей бен Ашер и Аарон бен Моисей ), был в известной степени его современником. Последний по имени Аарон бен Моисей бен Ашер (кратко именуемый Бен Ашер), современник Саадиа Гаона , привел тиверийскую школу масоритов к выдающемуся завершению. После этого Тивериада перестала играть какую-либо роль в еврейском учении, пока в двенадцатом веке оно не появилось на короткий период, а затем снова в шестнадцатом веке, когда оно стало объектом благочестивых амбиций Дона. Джозеф Наси из Наксоса.
См. также
[ редактировать ]- Талмудические академии в Вавилонии
- Махуза, ныне аль-Мадаин ; академия Пумбедиты была перенесена в Махузу во времена аморы Рава.
- Академия Нехардеа в Нехардее
- Академия Пумбедита в Пумбедите на протяжении большей части своей истории, недалеко от нынешней Фаллуджи.
- Академия Пум Нахара
- Академия Сура в Суре , политическом центре еврейской Месопотамии после Нехардеи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ CE Hayes, Между вавилонским и палестинским Талмудом, объяснение галахических различий в избранных сугьот из Трактата Авода Зара (Нью-Йорк, 1997), стр. 20–1.
- ^ Рош ха-Шана 31б.
Ссылки
[ редактировать ]- Бахер, Вильгельм. «Академии в Палестине». Еврейская энциклопедия . Функ и Вагналлс, 1901–1906.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « АКАДЕМИИ В ПАЛЕСТИНЕ: ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.