Jump to content

Конституция Советского Союза 1977 года.

(Перенаправлено из Конституции Брежнева )
Конституция Советского Союза 1977 года.
Верховный Совет Советского Союза
  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик
Территориальная протяженность Советский Союз
Принят Верховный Совет Советского Союза
Подписано Леонид Брежнев
Эффективный 7 октября 1977 г.
Отменен 26 декабря 1991 г.
Статус: Отменен

Конституция Советского Союза 1977 года , официально Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик , [ а ] была Конституция СССР принята 7 октября 1977 года.

Конституция 1977 года, также известная как Конституция Брежнева или Конституция развитого социализма , была третьей и последней конституцией Советского Союза , принятой единогласно на 7-й (внеочередной) сессии Верховного Совета девятого созыва и подписанной Председателем Президиума Леонида Брежнева . Конституция 1977 года заменила Конституцию 1936 года , а советский государственный праздник был День Конституции СССР перенесен с 5 декабря на 7 октября. [ 1 ] [ 2 ]

Конституции 1977 года В преамбуле целей диктатуры пролетариата говорилось, что « после достижения Советское государство стало государством всего народа» и больше не представляло только рабочих и крестьян . Конституция 1977 г. расширила сферу конституционного регулирования общества по сравнению с конституциями 1924 и 1936 гг. В первой главе определялась руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и устанавливались организационные принципы государства и правительства. Статья 1 определяет СССР как социалистическое государство , как и все предыдущие конституции:

Союз Советских Социалистических Республик — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Конституция 1977 года была длинной и подробной, включала на двадцать восемь статей больше, чем советская Конституция 1936 года, и четко определяла разделение обязанностей между центральным правительством в Москве и правительствами республик . В последующих главах были установлены принципы экономического управления и культурных связей. Конституция 1977 года включала статью 72, которая давала официальное право составляющим ее республикам выйти из Советского Союза, обещанное в предыдущих конституциях. Однако в статьях 74 и 75 говорилось, что, когда советский избирательный округ вводит законы, противоречащие Верховному Совету, законы Верховного Совета будут иметь преимущественную силу над любыми юридическими различиями, но союзный закон, который регулировал отделение, не был принят до последних дней существования Советского Союза. Союз. [ 3 ]

Статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу во всех союзных республиках. В случае расхождения между законом Союзной республики и общесоюзным законом преимущественную силу имеет право СССР.

Статья 75. Территория Союза Советских Социалистических Республик представляет собой единое целое и включает в себя территории союзных республик. Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию. [ 4 ]

Конституция 1977 года была отменена после распада Советского Союза 26 декабря 1991 года, и постсоветские государства приняли новые конституции. Статья 72 сыграет важную роль в роспуске, несмотря на пробелы в советском законе, которые в конечном итоге были заполнены под давлением республик в 1990 году. [ 3 ] [ 5 ]

Процесс внесения поправок

[ редактировать ]
Советский сувенирный лист 1977 года, посвящённый принятию Конституции 1977 года.

Принятие Конституции было законодательным актом Верховного Совета. Законодательным актом этого органа также были приняты поправки к Конституции. Поправки требовали одобрения большинства в две трети депутатов Съезда народных депутатов и могли быть инициированы самим съездом; Верховный Совет, действующий через свои комиссии и комитеты; Президиум или председатель Верховного Совета; Комитет конституционного надзора; Совет Министров; республиканские советы; Комитет народного контроля; Верховный суд; Прокуратура; и главный государственный арбитр. Кроме того, руководящие органы официальных организаций и даже Академия наук могли инициировать поправки и другие законы. [ нужна ссылка ]

Главный источник нецензурированной информации и комментариев в СССР отметил в августе 1977 года, что предложенная Конституция «породила ряд писем, содержащих серьезные комментарии и аргументированные предложения. Хотя эти письма были направлены в Конституционную комиссию, ни одно из них не было о них даже упоминалось в советских газетах или официальных СМИ». [ 6 ] : вполне возможно, что, как и отдел писем всех крупных советских периодических изданий, [ 7 ] Эти взгляды были приняты к сведению в частном порядке. [ 8 ]

В советские конституции часто вносились поправки, и они менялись чаще, чем конституции большинства западных стран. [ нужна ссылка ] Тем не менее, Конституция 1977 года попыталась избежать частых поправок, установив положения для государственных органов (особенно списки министерств, государственных комиссий и других органов в конституции 1936 года) в отдельных, но столь же авторитетных, уполномочивающих законах, таких как Закон о Постановлением Совета Министров от 5 июля 1978 года. К другим уполномочивающим законам относятся закон о гражданстве, закон о выборах в Верховный Совет, закон о статусе депутатов Верховного Совета, Положение о Верховном Совете, постановления о комиссиях, положения о местном самоуправлении и законы о Верховном суде и прокуратуре. Уполномочивающее законодательство предусматривало конкретные и меняющиеся правила работы этих государственных органов.

Поправки к Конституции 1977 года

[ редактировать ]

В октябре 1988 года проект изменений и дополнений к Конституции 1977 года был опубликован в советских СМИ для общественного обсуждения. После общественного рассмотрения Верховный Совет принял поправки и дополнения в декабре 1988 года. Изменения и дополнения существенно и фундаментально изменили избирательную и политическую системы. Хотя советские чиновники рекламировали изменения как возврат к «ленинским» формам и функциям, ссылаясь на то, что Съезд народных депутатов имел предшественников Съезда Советов , во многих отношениях они были беспрецедентными. Должность председателя Верховного Совета была формально обозначена и наделена конкретными полномочиями, в частности, руководством над законодательной повесткой дня, возможностью издавать приказы (распоряжения), а также формальными полномочиями вести переговоры и подписывать договоры с иностранными правительствами и международными организациями. Еще позже незаконодательные полномочия председателя Верховного Совета будут переданы вновь созданному аппарату Верховного Совета. Президент . Был создан Комитет конституционного надзора, состоящий из людей, не входивших в Съезд народных депутатов , и получил формальные полномочия проверять конституционность законов и нормативных актов центрального и республиканского правительств, а также предлагать их приостановление и отмену. По конституции избирательный процесс был открыт для выдвижения нескольких кандидатур, но не для многопартийных кандидатур. Законодательный орган — Верховный Совет — должен был собираться на регулярные весенние и осенние сессии, каждая из которых длилась три-четыре месяца. Однако в отличие от старого Верховного Совета новый Верховный Совет избирался населением косвенно, избираясь из числа членов Съезда народных депутатов.

Конституционные права

[ редактировать ]

Советская Конституция включала ряд гражданских и политических прав. Среди них были права на свободу слова , свободу печати и свободу собраний , а также право на религиозные убеждения и вероисповедание . Кроме того, Конституция предусматривает свободу творческого творчества, защиту семьи, неприкосновенность личности и жилища, право на неприкосновенность частной жизни. В соответствии с марксистско-ленинской идеологией правительства Конституция также предоставляла социальные и экономические права, не предусмотренные конституциями некоторых капиталистических стран. Среди них были права на труд, отдых и досуг, охрану здоровья, уход в старости и болезни, жилье, образование и культурные блага.

В отличие от западных конституций, советская Конституция предусматривала ограничения политических прав, тогда как в капиталистических странах эти ограничения обычно оставляются на усмотрение законодательных и/или судебных институтов. Статья 6 эффективно устранила партийную оппозицию и разногласия внутри правительства, предоставив КПСС право руководить обществом. Статья 39 позволяла правительству запрещать любую деятельность, которую оно считало вредной, заявив, что «осуществление прав и свобод граждан не должно осуществляться в ущерб интересам общества или государства». Статья 59 обязывала граждан подчиняться законам и соблюдать стандарты социалистического общества, определенные партией. Правительство не считало неотъемлемыми те политические и социально-экономические права, которые Конституция предоставила народу. Граждане пользовались правами только тогда, когда осуществление этих прав не противоречило интересам государства, и только КПСС имела власть и полномочия определять политику правительства и общества. Например, право на свободу выражения мнения, предусмотренное статьей 52, может быть приостановлено, если осуществление этой свободы не соответствует политике партии. До эпохи Гласность , свобода слова не влекли за собой права критиковать правительство. Конституция действительно обеспечивала «свободу совести, то есть право исповедовать или не исповедовать любую религию, а также проводить религиозные богослужения или атеистическую пропаганду». Он запрещает разжигание ненависти или вражды на религиозной почве.

Конституция также не смогла обеспечить политические и судебные механизмы защиты прав. Таким образом, в Конституции отсутствовали явные гарантии защиты прав народа. Фактически Верховный Совет так и не внес поправки, специально направленные на защиту прав человека . У людей также не было более высокого авторитета в правительстве, к которому можно было бы обратиться, если их права были нарушены. В отличие от демократической системы, здесь не было конституционного суда , обладающего полномочиями обеспечивать соблюдение конституционных прав законодательством или уважением остальной части правительства. Советский Союз также подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе ( Хельсинкские соглашения ), который предписывал уважать международно признанные права человека в подписавших его странах, однако только в конце 1980-х годов произошла перестройка конституционного и внутреннего права. с международными обязательствами в области прав человека, публично обсуждался.

Роль гражданина

[ редактировать ]

Статья 59 Конституции гласит, что реализация гражданами своих прав неотделима от исполнения ими обязанностей. Эти обязанности определены статьями с 60 по 69. Граждане были обязаны работать и соблюдать трудовую дисциплину. Юридический кодекс объявил уклонение от работы преступлением « паразитизма » и предусмотрел за него наказание. Конституция также обязывала граждан защищать социалистическую собственность и противодействовать коррупции. Все граждане несли военную службу как обязанность охранять и «упрочивать мощь и престиж Советского государства». Нарушение этой обязанности считалось «предательством Родины и тягчайшим преступлением». Наконец, Конституция требовала от родителей обучать своих детей общественно-полезному труду, воспитывать их достойными членами социалистического общества.

Конституция и другие законы защищали и укрепляли советское гражданство . Законодательство о гражданстве предоставило равные права гражданства натурализованным гражданам, а также уроженцам. Законы также предусматривали, что граждане не могут свободно отказаться от своего гражданства. Граждане должны были обращаться за разрешением на это в Президиум Верховного Совета , который мог отклонить заявление, если заявитель не прошел военную службу, не имел судебных обязанностей или нес ответственность за семейных иждивенцев. Кроме того, Президиум мог отклонить ходатайство в целях защиты национальной безопасности или лишить гражданства за клевету на Советский Союз или за действия, наносящие ущерб национальному престижу или безопасности.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик , romanized:  Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik
  • Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Советский Союз
  1. ^ Унгер, Арье Л. (1 января 1981 г.). Конституционное развитие в СССР: Путеводитель по советским конституциям . Метуэн. п. 197. ИСБН  978-0-416-71680-1 .
  2. ^ Смородинская (28.10.2013). Энциклопедия современной российской культуры . Рутледж. п. 250. ИСБН  978-1-136-78785-0 .
  3. ^ Jump up to: а б [1] Пол Фишер, The Washington Post , 2016 г.
  4. ^ [2] Полный текст Конституции Советского Союза 1977 года.
  5. ^ Law on Secession from the USSR (Original Source: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 15, ст. 252)
  6. ^ «Проект Конституции, август 1977 г.», Хроника текущих событий, 46.18-1 (15 августа 1977 г.) .
  7. ^ Николас Ламперт, Информирование о нарушениях в Советском Союзе: жалобы и злоупотребления при государственном социализме , Пэлгрейв Макмиллан, 1985.
  8. ^ «Обсуждение проекта Конституции (завершено)», Хроника текущих событий, 47.16-2, 30 ноября 1977 г ..
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b481b8c301c599e86800e9cdad95973__1718580540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/73/3b481b8c301c599e86800e9cdad95973.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1977 Constitution of the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)