Jump to content

Троллейбусы в Южном Ланкашире

Южный Ланкашир
троллейбусная система
Операция
Местный Ланкашир , Англия
Открыть 3 августа 1930 г. ( 03.08.1930 )
Закрывать 31 августа 1958 г. ( 31 августа 1958 г. )
Статус Закрыто
Маршруты 4
Оператор(ы) Транспорт Южного Ланкашира
Инфраструктура
Запас 71 (максимум)

Троллейбусная система Южного Ланкашира когда-то обслуживала города Южного Ланкашира , Англия, включая Атертон , Болтон , Суинтон и Ли (все сейчас в Большом Манчестере ) и Сент-Хеленс (сейчас в Мерсисайде ). Открыт 3 августа 1930 г. ( 1930-08-03 ) , [ 1 ] [ 2 ] он заменил трамвайную сеть Южного Ланкашира .

По стандартам различных ныне несуществующих троллейбусных систем Соединенного Королевства, система Южного Ланкашира была среднего размера, с четырьмя маршрутами и максимальным парком из 71 троллейбуса. [ 2 ] Он был закрыт 31 августа 1958 года ( 1958-08-31 ) . [ 1 ] [ 2 ]

Ни один из бывших троллейбусов Южного Ланкашира не сохранился. [ 3 ]

История и предыстория

[ редактировать ]

Впервые безрельсовые троллейбусы были рассмотрены в 1922 году. [ 4 ] независимой компанией South Lancashire Tramways Company - дочерней компанией Lancashire United Transport and Power Company - в качестве замены транспортных средств для своего трамвайного парка. Однако руководитель предприятия г-н Э. Х. Эдвардс счел безрельсовые троллейбусы того времени медленными и неудобными в движении и счел их непригодными. К 1928 году было намечено обновление инфраструктуры на трамваях Южного Ланкашира, включая удвоение одинарных и кольцевых трамвайных путей и новые трамвайные вагоны. Прогнозируемые расходы на них были очень высокими, поскольку затраты на трамвайную отрасль увеличились вдвое после окончания Первой мировой войны. Этот фактор заставил компанию снова задуматься о замене трамваев безрельсовыми троллейбусами. Достижения в конструкции безрельсовых троллейбусов, такие как меньшая общая высота кузова и ножное управление, привели к тому, что его происхождение от трамвая было гораздо менее очевидным. Повышенная пассажировместимость и крытые лестницы, более быстрое ускорение, пневматические шины и комфорт пассажиров в виде мягких сидений в конце 1920-х годов сделали этот тип транспортных средств с электроприводом более привлекательным предложением, чем современный тогда автобус. Безрельсовые троллейбусы, заменяющие трамваи в Южном Ланкашире, также смогут использовать существующую электростанцию ​​компании и систему электропитания и избавят компанию от использования фиксированных рельсов, что требует облагаемой стоимости, подлежащей выплате в каждом отдельном населенном пункте из нескольких, через которые проходит система. В любом случае на некоторых дорогах, по которым ходили трамваи SLT, не было возможности разместить двухтрамвайные пути и связанные с ними габариты , но они смогут вместить два проезжающих троллейбуса. [ нужна ссылка ]

Акт парламента, планы и исполнение

[ редактировать ]

Закон о транспорте Южного Ланкашира 1929 года ( 19 и 20 Geo. 5. c. lxxxiii) разрешил изменить название компании с Трамвайной компании Южного Ланкашира на Транспортную компанию Южного Ланкашира. Он также разрешил компании отказаться от своих трамвайных маршрутов и использовать вместо них безрельсовые троллейбусы, несмотря на определенные ограничения, наложенные на некоторые существующие линии, особенно от Ли до Лоутона .

Первым участком, переоборудованным из трамвая в троллейбус, был участок от Атертона до Эштона-ин-Мейкерфилд, который открылся 3 августа 1930 года. Остальная часть системы была преобразована таким образом:

Рост системы

[ редактировать ]

21 марта 1934 года газета Nottingham Evening Post сообщила, что Транспортная компания Южного Ланкашира была второй по величине в стране с протяженностью маршрута 27 миль и 46 транспортными средствами. [ 5 ]

Характеристики системы

[ редактировать ]

Хотя Атертон можно было считать центром троллейбусной сети Южного Ланкашира, это была необычная и нетипичная троллейбусная система. [ 6 ] тем, что он в первую очередь обеспечивал длинные междугородние маршруты, а не короткие городские маршруты с частыми остановками, которые стали общепринятой троллейбусной практикой. [ 7 ] в Соединенном Королевстве. Эти длинные маршруты системы SLT соединяли несколько разрозненные заводские и шахтерские города и деревни, а также некоторые изолированные угольные шахты на угольном месторождении Южного Ланкашира . Маршруты почти точно повторяли линии бывших трамваев Южного Ланкашира, а также включали длинные участки маршрута в открытой сельской местности. [ 8 ] Современные расписания указывают среднюю скорость движения 12 миль в час или выше, что является значительным улучшением по сравнению со средней скоростью движения трамваев, составляющей 8 миль в час. [ нужна ссылка ]

Маршруты и услуги

[ редактировать ]

Основные маршруты и услуги были следующими:

  • Атертон — Сент-Хеленс (14 миль)
  • Атертон — Фарнворт (14,3 миль)
  • Ли — Болтон (13,6 миль)

Два из этих маршрутов были одними из самых длинных ежедневных троллейбусных маршрутов в Соединенном Королевстве. Кроме того, по субботам с 23 декабря 1933 г. [ 9 ] к началу сентября 1939 года маршрут Атертон-Фарнворт был продлен за пределы Атертона-Ли, что на какое-то время сделало его самым длинным регулярным троллейбусным маршрутом в стране - 17,1 миль от Ли до Фарнворта (только по субботам). [ 10 ]

Дополнительные и дополнительные услуги

[ редактировать ]

Помимо основных услуг, существовали «дополнительные услуги», связанные с ежедневными сменами и часами пик, а также короткие работы (известные персоналу платформы и местным жителям как «Джиггеры»). [ 11 ] между следующими пунктами назначения:

  • Ли (Вращающаяся Дженни-стрит) и Мосли Коммон
  • Ли (Вращающаяся Дженни-стрит) и Концы четырех переулков
  • Болтон (Хауэлл Крофт) и Халтон Лейн (прекращено 25 марта 1956 г.)
  • Болтон (Хауэлл Крофт) и Four Lane Ends (прекращено 25 марта 1956 г.)
  • Суинтон и Фарнворт
  • Уокден и Фарнворт
  • Суинтон и Уорсли
  • Атертон и Тилдесли
  • Ли (Вращающаяся Дженни-стрит) и Тилдесли
  • Атертон и Бутстаун
  • Хейдок и Эштон-ин-Мейкерфилд
  • Хиндли и Хиндли Грин «Ли (Дорога)»

Таким образом, короткие работы в смены и «джиггеры» обеспечивали периоды интенсивной работы на участках основных маршрутов. Подробности можно увидеть в. [ 12 ]

Совместная работа с другими системами

[ редактировать ]

South Lancashire Transport также управлял двумя совместными троллейбусными маршрутами. Одна такая услуга курсировала между Атертоном и Сент-Хеленсом с корпорацией Сент-Хеленс, а вторая - между Ли и Болтоном с корпорацией Болтон. Совместные троллейбусные маршруты были сравнительно редки в Соединенном Королевстве - двумя другими примерами совместных троллейбусных операций являются компании Mexborough and Swinton Traction Company и Rotherham Corporation, а также корпорации Манчестера и Эштона-андер-Лайна (чьи транспортные средства когда-то также пересекались с транспортными средствами Oldham Corporation). ).

Другие эксплуатационные практики

[ редактировать ]

Номера маршрутов и указатели пунктов назначения

[ редактировать ]

На транспортных средствах SLT никогда не отображались номера маршрутов или промежуточные пункты проезда. На передней и задней части транспортных средств был указан только конечный пункт назначения. [ 13 ] Однако с 1943 года корпорация St. Helens присвоила сервису St. Helens to Atherton номер 1 и показывала его на своих собственных автомобилях; его служба Эштону в Мейкерфилде - номер 2, а служба Хейдоку - номер 3, а еще один номер 3А зарезервирован для работы в Блэкбруке, за исключением Хейдока. Со своей стороны, с июня 1940 года компания Bolton Corporation нумеровала свои троллейбусные маршруты следующим образом: от Болтона до Халтон-лейн, 17А; от Болтона до конца четырех переулков, 17B; от Болтона до Ли 17C, хотя эти номера фигурируют только в расписаниях, предоставленных Bolton Corporation, а не на самих транспортных средствах.

Знаки и флаги автобусной остановки

[ редактировать ]

С 1930 по 1940 год на системе нигде не использовались знаки и флажки троллейбусных остановок. С момента появления трамваев South Lancashire Tramways все остановки - как обязательные ( Торговый совет ), так и по запросу - обозначаются белой полосой, нарисованной на зеленых тяговых опорах. Местная практика предписывала, чтобы остановка наблюдалась с обеих сторон дороги, даже когда была только одна тяговая стойка с кронштейном. Однако во время отключения электроэнергии во время войны 1939–1945 годов, когда белые полосы исчезли, знаки и флаги автобусной остановки стали необходимы и были предоставлены компанией. В расписании до 1939 года было указано, что на сельских участках троллейбусы будут подбирать и высаживать пассажиров «в пределах разумного».

Начисление оплаты

[ редактировать ]

На маршрутах Болтона и Фарнворта сквозные тарифы и билеты не были доступны, пассажирам приходилось платить снова на границах (для поездки в Болтон со стороны Ли от Four Lane Ends нужно было покупать новый билет в Four Lane Ends; для транзитных пассажиров, следующих в Фарнворт, в Суинтонской церкви пришлось покупать новый билет) [ 14 ] : 67 

Аспекты топографии маршрута

[ редактировать ]

У Платт-Бридж компании троллейбусный маршрут SLT до Сент-Хеленс пролегал по частной трамвайной дороге (Темплтон-роуд), построенной в 1903 году. На этом неметаллизированном участке все еще находились трамвайные рельсы, вокруг которых единственным асфальтированием было установленное законом требование, предусмотренное Законом о трамваях 1870 года. ( 33 и 34 Победа, ок. 78) и Закон о трамваях 1903 года . [ 15 ] Дорога не использовалась другими транспортными средствами (за исключением подъездных), кроме троллейбусов SLT и автомобилей St. Helen's Corporation на совместном троллейбусном сообщении до Атертона. [ 16 ]

Транспортные средства

[ редактировать ]

Первоначальная партия из десяти троллейбусов Guy BTX была изготовлена ​​компанией Charles H. Roe Ltd. с кузовом с низким мостом.

Четыре троллейбуса парка Южного Ланкашира принадлежали Bolton Corporation. Однако они не были окрашены в ливрею Bolton Corporation и были пронумерованы в серии автомобилей компании Южного Ланкашира. Когда система закрылась в 1958 году, эти четыре автомобиля были впервые доставлены на автобусный парк Bolton Corporation, но только для утилизации.

Увеличение пассажиропотока во время войны из-за притока рабочих на заводы, занимавшиеся военными работами в этом районе, было настолько велико, что во время войны предприятию были выделены новые троллейбусы.

Транспортная компания Южного Ланкашира использовала три депо. Главное депо, электростанция и офисы находились на Хоу-Бридж (между Атертоном и Ли). Другие депо находились в Суинтоне (Партингтон-лейн) и Платт-Бридж. В этих депо также размещались транспортные средства (автобусы) дочерней компании Lancashire United Transport.

Репутация компании и уникальные практики

[ редактировать ]

Это была эффективная услуга, но с менее интенсивными частотами, чем в более городских троллейбусных системах. [ 17 ] Считалось, что система использует эксцентричные методы. [ 18 ] не встречается в других британских троллейбусных системах. Например, некоторые пролетные тросы были прикреплены к удобным деревьям в районе Бутстауна после того, как тяговые опоры вышли из строя из-за ржавчины. Периодическое использование находящихся под напряжением, но изолированных висячих кабелей постоянного тока (отводных проводов) на улице под контролем персонала SLT, когда троллейбусам приходилось маневрировать или поворачивать недалеко от их обычной конечной остановки во время религиозных процессий Троицы, также было ограничено этой компанией.

Среди историков транспорта и энтузиастов транспорт Южного Ланкашира также завоевал несколько уникальных репутаций за время своей работы. Например, максимально задействуя свое оборудование. Некоторые из оригинальных машин 1930 года все еще находились в эксплуатации в самый последний день (31 августа 1958 года). Кроме того, несколько опор кронштейнов подвесной электропроводки в районах Ли и Бамфурлонг на протяжении всего срока службы системы оставались шириной 18 дюймов (ширина первоначальной установки 1930 года) и ни разу не были модернизированы до стандартных 24 дюймов на протяжении всего срока службы системы. система. [ 14 ] : 67  Оба датчика можно было увидеть в нескольких местах системы на противоположных сторонах одной и той же дороги, например, в Атертоне, на развилке линий Болтона и Фарнворта, а также на повороте, ведущем от Партингтон-лейн к главной дороге A6 в Суинтоне.

Планировка и конструкция верхнего этажа

[ редактировать ]

Избегая использования сторонних подрядчиков и современных методов накладных расходов , компания также установила свои собственные накладные расходы (на основе практики трамвайных путей), что иногда приводило к некоторым неудобным расположениям транспортных средств на дороге. Иногда тяговые тросы не регулировались даже после того, как были построены новые трассы. Работы по воздушной линии над системой SLT также включали сохранение и использование двух исходных отдельных реверсивных треугольников до самого последнего дня существования системы, хотя другие исходные отдельные треугольники были преобразованы во время войны для помощи в отключении электроэнергии. Использование отдельных треугольников в темноте оказалось трудным, и, чтобы избежать слишком сильного смещения полюсов, бригады SLT иногда выполняли реверс под действием силы тяжести при выгодном развале как на угольных шахтах Бутстаун, так и на шахтах Сэндхол, вместо того, чтобы подключаться к отдельным реверсивным треугольникам.

Обязанности по уличному освещению

[ редактировать ]

С самых первых дней своего существования в качестве оператора трамвая компания Южного Ланкашира была обязана обеспечить электрическое уличное освещение на всех своих маршрутах бесплатно для местных властей. В 1945 году [ 19 ] советы Абрама, Эштона-ин-Мейкерфилда, Хиндли, Уорсли, Уэстотона, Инс-ин-Мейкера, Хейдока и Тилдесли вели переговоры с SLT о распределении затрат на установку и улучшение уличного освещения, что к тому времени считалось " дефицитный». Было принято решение, что некоторые местные власти обеспечат улучшенное освещение, а компания Южного Ланкашира будет поставлять только электрический ток. Обязательства по уличному освещению прекратились после ликвидации компании SLT 31 августа 1958 года. В некоторых районах, в частности в Bamfurlong RDC, к этому моменту не было обеспечено адекватных условий, и поэтому с прекращением троллейбусного движения SLT главная дорога, по которой Служба, которая уже шла, оставалась неосвещенной в течение нескольких недель.

Предложение о закрытии системы и передаче компании

[ редактировать ]

Законопроект о прекращении использования троллейбусов в транспортной зоне Южного Ланкашира и о передаче предприятия Транспортной компании Южного Ланкашира Ланкаширской объединенной транспортной компании не встретил сопротивления в Палате лордов в среду, 19 марта 1958 г. [ 20 ]

Причины закрытия

[ редактировать ]

Районы, по которым курсировали троллейбусы SLT, сразу же подверглись послевоенному промышленному упадку, что привело к соответствующим изменениям в сменах и схемах движения, а, следовательно, и в пассажиропотоке. Некоторые из оригинальных автомобилей 1930 и 1931 годов также были частично перестроены, но это оказалось дорого. За исключением десяти троллейбусов Sunbeam 1948 года выпуска, парк нуждался в серьезном обновлении. После национализации производства и поставок электроэнергии в 1948 году электростанция Хоу-Бридж была законсервирована и находилась в резерве, а компании пришлось покупать электроэнергию у NORWEB, части недавно национализированной сети электроснабжения.

Закрытие разделов

[ редактировать ]
  • Атертон - Сент-Хеленс, 11 ноября 1956 г.
  • Ли — Болтону, 31 августа 1958 г.
  • Атертон - Фарнворт, 31 августа 1958 г.

Персонал

[ редактировать ]

Директор компании и генеральный директор South Lancashire Tramways Co. Ltd., South Lancashire Transport Co. Ltd. и Lancashire United Transport and Power Company Ltd., 1911–1955: г-н Эдвард Х. Эдвардс (18 февраля 1875 г. - 5 ноября 1955 г.)

Г-н Эдвардс выступал в качестве консультанта корпорации города Халл в 1935 году, когда этот город рассматривал возможность замены трамвайных маршрутов троллейбусами. [ 21 ]

Г-н Эдвардс также дал рекомендации по проектированию компании Leyland Motors Ltd, Лейланд, Ланкашир, после покупки Транспортной компанией Южного Ланкашира некоторых шасси Leyland TTB4. Все его рекомендации были приняты компанией Leyland Motors. [ 22 ]

Сотрудничество с другими производителями автомобилей

[ редактировать ]

Время от времени на системе SLT тестировались новые троллейбусы для других городов Великобритании (например, Глазго) и зарубежных городов (например, Рангун). Эти испытания иногда включали экспериментальные автомобили, представлявшие собой шасси с тяговым оборудованием и элементарной движущей платформой, но без кузова. включал в себя экспериментальный и инновационный троллейбус Leyland с кузовом Massey в 1935 году, который на годы опередил свое время, в том числе с низким доступом по ступенькам, задним входом и передним выходом перед передней осью, а также в целом небольшой высотой, но с улучшенными сиденьями.

Автомобили по маркам и классам
[ редактировать ]
  • 1-10 - Гай BTX L29/31R (1930)
  • 11-30 - Гай BTX L29/31R (1931)
  • 31-46 - Гай BTX L22/26R (1933)
  • 47 - Гай БТХ (бывший демонстратор Guy Motors) (1930)
  • 48-59 - Leyland TTB4 (с 48 по 51 включительно принадлежат Bolton Corporation и управляются SLT) (1936 - 1938)
  • 60–65 – карьера (Ж) (1943/4)
  • 66-71 - Солнечный луч MS2 (1948)
Другая информация
[ редактировать ]

http://www.lthlibrary.org.uk/library/PDF-015-1.pdf Мировой обзор зарубежных железных дорог, проведенный Бюро внешней и внутренней торговли США. Опубликовано 31 декабря 1933 г.

Транспортная компания Южного Ланкашира. (Контролируется Lancashire United Transport & Power Company, Ltd.) Адрес: Атертон, Ланкашир. Пробег 28 (Троллейбусное сообщение). Троллейбус-102, Выпущенный капитал (акции и облигации): £754 523. Управляющий директор: Э. Х. Эдвардс.






См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Джойс, Дж.; Кинг, Дж.С.; и Ньюман, А.Г. (1986). British Trolleybus Systems , стр. 133–136, 159. Лондон: Ian Allan Publishing . ISBN   0-7110-1647-X .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Короче, Питер. «Бывшие системы Великобритании» . Британское троллейбусное общество . Проверено 19 апреля 2011 г.
  3. ^ Зеведей, Иоанн (30 ноября 2010 г.). «Список сохранившихся троллейбусов в Великобритании» . Британское троллейбусное общество . Проверено 19 апреля 2011 г.
  4. ^ Трамваи Южного Ланкашира EK Stretch Манчестерское транспортное музейное общество, 1972, стр.64
  5. Nottingham Evening Post, 21 марта 1934 г., стр. 7, столбец 6.
  6. ^ Британские троллейбусные системы, Дж. Джойс, Дж. С. Кинг, А. Г. Ньюман; Ян Аллан, ISBN 1986 года 071101647X
  7. ^ Британские троллейбусные системы, Дж. Джойс, Дж. С. Кинг, А. Г. Ньюман; Ян Аллан, ISBN 1986 г. 071101647X [стр. 133-135]
  8. ^ Троллейбусные маршруты, Дж. Джойс; Ян Аллан 1961 год
  9. ^ Трамваи Южного Ланкашира, EK Stretch, Общество транспортных музеев Манчестера, 1972, стр.70 «Конец работы трамвая», параграф 6.
  10. ^ Трамваи Южного Ланкашира, EK Stretch, Общество транспортных музеев Манчестера, 1972, стр. 79
  11. ^ Трамваи Южного Ланкашира, EK Stretch, Общество транспортных музеев Манчестера, 1972, стр.82
  12. ^ Трамваи Южного Ланкашира, EK Stretch, Общество транспортных музеев Манчестера, 1972, стр.82
  13. ^ История британского троллейбуса, Николас Оуэн; ISBN 0715363700; стр.141
  14. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, Филипп Дж. (2002). Троллейбус до чаши для пунша: троллейбусы и маршруты Южного Ланкашира Transport Co.Ltd., 1930–1958 гг . Ли: Треугольник. ISBN  0-9529333-7-3 . OCLC   59364628 .
  15. ^ Закон о трамваях 1870 года (Regnal. 33 и 34 Vict), Часть 2, подразделы 29 и последующие.
  16. ^ История британского троллейбуса, Николас Оуэн, Дэвид и Чарльз, 1974, стр. 140-141.
  17. ^ Троллейбусные маршруты Дж. Джойс Ян Аллан 1963
  18. ^ История британского троллейбуса, Николас Оуэн, Дэвид и Чарльз, 1974, стр. 140-141.
  19. Manchester Evening News, 20 августа 1945 г., стр. 4, колонка 2.
  20. Liverpool Echo, среда, 19 марта 1958 г., стр. 9, колонка 8.
  21. ^ Hull Daily Mail - понедельник, 28 октября 1935 г. Страница 10 Кол.3 - «Отчет Халла о троллейбусном автобусе не будет« частным и конфиденциальным »». «...(отчет) был подготовлен г-ном Э. Х. Эдвардсом, JP, управляющим директором Lancashire United Transport and Power Company Ltd. и South Lancashire Transport Company. Он выступал в качестве советника других корпораций по транспортным вопросам. ". (Доклад выступает за введение троллейбусов на некоторых маршрутах города)».
  22. ^ Hull Daily Mail, четверг, 23 апреля 1936 г. Страница 7 Кол.2 «Проверено начальниками транспорта Халла» - «... они... посетили депо и мастерские, а также маршруты троллейбусов South Lancashire Transport Co., Атертона и увидел двухэтажные 64-местные автомобили, разработанные компанией Leyland Motors, Ltd. с учетом предложений г-на Э. Х. Эдвардса, управляющего директора SLT Co. ООО."

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тейлор, Филипп (2001). Ностальгическая экскурсия по Южному Ланкаширу на троллейбусе . Кеттеринг, Нортгемптоншир, Великобритания: издательство Silver Link. ISBN  978-1-85794-164-7 .
  • Тейлор, Филипп (2002). Троллейбус до Панчбоула . Ли, Большой Манчестер, Великобритания: Triangle Publishing. ISBN  0-9529333-7-3 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с автобусами в Ланкашире, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 458dd982ae52b1eb11462de280216f1a__1711048680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/1a/458dd982ae52b1eb11462de280216f1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trolleybuses in South Lancashire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)