Jump to content

Текстовая аннотация

(Перенаправлено из лингвистической аннотации )
Аннотации в Виленском Талмуде .
Изображение — это «исходный фрагмент» или «текст», а желтые квадраты вместе с текстовым полем — это аннотации.

Текстовые аннотации — это практика и результат добавления примечаний или пояснений к тексту , которые могут включать выделение или подчеркивание, комментарии, сноски, теги и ссылки. Текстовые аннотации могут включать заметки, написанные для личных целей читателя, а также общие аннотации, написанные для целей совместного написания и редактирования , комментирования или социального чтения и обмена. В некоторых полях текстовые аннотации сравнимы с метаданными, поскольку они добавляются post hoc и предоставляют информацию о тексте без фундаментального изменения исходного текста. [1] Текстовые аннотации иногда называют маргиналиями , хотя некоторые оставляют этот термин специально для рукописных заметок, сделанных на полях книг или рукописей. Аннотации оказались полезными и помогают развивать знания по английской литературе.

Аннотации могут быть как частными, так и общедоступными, включая рукописные и основанные на информационных технологиях аннотации. Аннотации отличаются от ведения заметок, поскольку аннотации должны быть физически написаны или добавлены к оригинальному произведению. [2] Это может быть запись на странице книги или выделение строки, а также, если фрагмент цифровой, комментарий или сохраненное выделение или подчеркивание в документе. Информацию об аннотациях веб-контента, включая изображения и другой нетекстовый контент, см. также в разделе Веб-аннотации .

Текстовая аннотация может быть такой же старой, как запись на носителе, где можно было создать дополнительную копию, приложив разумные усилия. Примерно в 1000 году нашей эры это стало заметным явлением в комментариях Талмуда и договорах по арабской риторике. В эпоху Средневековья писцы, копировавшие рукописи, часто делали пометки на полях, которые затем распространялись вместе с рукописями и, таким образом, передавались сообществу; иногда аннотации копировались в новые версии, когда такие рукописи впоследствии переписывались. [3]

С появлением печатного станка и относительной легкостью распространения и покупки отдельных (а не общих) копий текстов распространенность социально разделяемых аннотаций снизилась, и текстовые аннотации стали более частной деятельностью, состоящей из взаимодействия читателя с текстом. [3] Аннотации, сделанные в общих копиях текстов (например, в библиотечных книгах), иногда рассматриваются как обесценивание текста или как акт порчи. Таким образом, технологии печати поддерживают распространение аннотаций в первую очередь в виде формальных научных комментариев или текстовых сносок или примечаний, а не в виде маргинальных рукописных комментариев, сделанных частными читателями, хотя рукописные комментарии или аннотации были обычным явлением при совместном написании или редактировании. [3]

Компьютерные технологии предоставили новые возможности для индивидуальных и общественных текстовых аннотаций, которые поддерживают множество целей, включая индивидуальные цели чтения, обучение , социальное чтение , написание и редактирование , а также другие практики. Текстовые аннотации в системах информационных технологий (ИТ) поднимают технические проблемы доступа, связи и хранения , которые обычно не имеют отношения к бумажным текстовым аннотациям, и поэтому исследования и разработки таких систем часто затрагивают эти области. [1]

Функции и приложения

[ редактировать ]

Текстовые аннотации могут выполнять различные функции как для частного, так и для публичного чтения и общения. В своей статье «От полей к центру: будущее аннотаций» ученые Джоанна Вулф и Кристин Нойвирт определяют четыре основные функции, которые текстовые аннотации обычно выполняют в современную эпоху, в том числе: (1) «облегчение чтения и последующего чтения». письменные задания», который включает аннотации, поддерживающие чтение как в личных, так и в профессиональных целях; (2) «подслушивание [ping] мыслей других читателей», что предполагает обмен аннотациями; (3) «предоставление обратной связи авторам или содействие общению с соавторами», что может включать личные, профессиональные и образовательные отзывы; и (4) «привлечение внимания к темам и важным отрывкам», для чего часто используются научные аннотации, сноски и выноски. [3] Что касается того, как аннотации могут способствовать выполнению отдельных задач по чтению, Кэтрин Маршалл отмечает, что способы, которыми читатели аннотируют тексты, зависят от цели, мотивации и контекста чтения. Читатели могут делать аннотации, чтобы помочь интерпретировать текст, привлечь внимание к разделу для дальнейшего использования или чтения, поддержать память и вспомнить, помочь сосредоточить внимание на тексте во время чтения, решить проблему, связанную с текстом, или создать аннотации, вообще не относящиеся к тексту конкретно. [4]

Образовательные приложения

[ редактировать ]

Образовательные исследования в области текстовых аннотаций изучили роль, которую как частные, так и общие текстовые аннотации могут играть в поддержке целей обучения и коммуникации . Многие исследования в области образования изучают, как частные аннотации текстов учащихся поддерживают понимание и память; например, исследования показывают, что аннотирование текстов вызывает более глубокую обработку информации, что приводит к лучшему запоминанию информации. [3] Поскольку аннотации делаются во время чтения с письменными принадлежностями в руках, предполагается, что читатели лучше осознают свои мысли во время чтения. Это означает, что читатели не только делают заметки, помогающие им запомнить или лучше понять содержание, но и активно участвуют в процессе деятельности и, следовательно, более восприимчивы к информации при аннотировании текста. [2]

В других областях образовательных исследований изучаются преимущества общедоступных текстовых аннотаций для совместного обучения как при обмене аннотациями на бумажных носителях, так и при использовании информационных технологий. Например, в исследованиях Джоанны Вулф изучалось влияние чужих аннотаций на студентов-читателей и писателей. В исследовании 2000 года Вулф обнаружил, что знакомство студентов с аннотациями других людей повлияло на их восприятие аннотаторов, что, в свою очередь, сформировало их реакцию на материал и письменные продукты. [5] В более позднем исследовании Вулф обнаружил, что просмотр письменных комментариев других людей к бумажному тексту, особенно пар аннотаций, представляющих противоположные ответы на текст, может помочь учащимся заняться критическим чтением и занять позицию, необходимую для эффективного аргументированного письма . [6]

Хотя общие аннотации могут принести пользу отдельным читателям, «с 1920-х годов теория грамотности все больше подчеркивает важность социальных факторов в развитии грамотности». [7] Таким образом, общие аннотации могут не только помочь лучше понять содержание конкретного текста, но и способствовать приобретению навыков грамотности. Например, мать может оставлять пометки внутри книги, чтобы привлечь внимание своего ребенка к определенной теме или концепции; благодаря развитию аудиоаннотаций родители теперь могут оставлять заметки для детей, которые только начинают читать и могут испытывать трудности с текстовыми аннотациями. [7]

Более поздние исследования влияния общих текстовых аннотаций были сосредоточены на обучающих приложениях для веб-систем аннотаций, некоторые из которых были разработаны на основе рекомендаций по проектированию, полученных из исследований, изложенных выше. Например, Ананда Гунавардена, Аарон Тан и Дэвид Кауфер провели пилотное исследование, чтобы выяснить, поощряет ли аннотирование документов в Classroom Salon, веб-платформе для аннотаций и социального чтения, активное чтение, обнаружение ошибок и сотрудничество в курсе информатики в Университет Карнеги-Меллон . Это исследование показало корреляцию между общей успеваемостью студентов по курсу и их способностью выявлять ошибки в тексте, который они комментировали в Classroom Salon; было также обнаружено, что студенты, скорее всего, изменят свои аннотации в ответ на аннотации, сделанные другими участниками курса. [8]

Аналогичным образом, веб-инструмент для аннотаций HyLighter использовался на первом курсе курса письма и показал, что он улучшает развитие мысленных моделей текстов у студентов, включая поддержку понимания прочитанного, критического мышления и способности разрабатывать диссертацию. Сотрудничество с коллегами и экспертами над общим текстом улучшило эти навыки и приблизило понимание сообщества. [9]

Метаанализ эмпирических исследований использования инструментов социальных аннотаций (SA) в высших учебных заведениях показывает, что такие инструменты были протестированы на нескольких курсах, в том числе на английском языке , спортивной психологии и гипермедиа . Исследования показали, что функции социальных аннотаций, включая комментирование, обмен информацией и выделение информации, могут способствовать обучению, способствующему совместному обучению и общению, а также пониманию прочитанного, метапознанию и критическому анализу. Несколько исследований показали, что студентам нравится использовать инструменты социальных аннотаций, и это повышает мотивацию в курсе. [10]

Также было обнаружено, что « мультисенсорные » аннотации помогают учащимся не только запоминать информацию в классе, но также могут помочь тем, кто пытается выучить новый язык. [ нужна ссылка ] Изображения могут быть размещены рядом со словами или связаны с ними, чтобы люди могли лучше понять, что означает это слово, глядя на него. [ нужна ссылка ] То же самое можно сделать с аудиоклипом о том, как произносится это слово, а также о его значении. Конечно, это проще сделать с помощью технологии, и чтобы быть аннотацией, она должна быть встроена в ссылочный документ. Однако в физических копиях текста рядом со словом может быть нарисовано изображение, которое при этом будет представлять собой сенсорную аннотацию. Эта форма аннотаций способствует пониманию, особенно в классе, поскольку для удержания предоставленной информации требуется больше усилий мозга учащихся. [11]

Письмо и текстоцентрированное сотрудничество

[ редактировать ]

Текстовые аннотации уже давно используются в процессах написания и редактирования, чтобы рецензенты могли предлагать изменения и сообщать о тексте. [3] Например, в книжном издательстве сотрудничество авторов и редакторов при разработке и редактировании рукописи часто включает обмен как встроенными исправлениями или примечаниями, так и аннотациями на полях. Точно так же редакторы часто делают аннотации или примечания на полях, которые объясняют или предлагают внести изменения или адресованы автору в виде вопросов или предложений (обычно называемых «запросами»). [12] Асинхронное совместное написание и разработка документов часто зависят от текстовых аннотаций как способа не только предлагать исправления, но и обмениваться идеями во время разработки документа или облегчать групповое принятие решений, хотя такие процессы часто осложняются использованием различных коммуникационных технологий (например, телефонные звонки или электронные письма, а также обмен документами) для различных задач. [13] Текстовые аннотации также могут использоваться для того, чтобы позволить членам группы или сообщества обсуждать общий текст, например, когда врач комментирует карту пациента. [3]

Большое количество исследований функциональности и дизайна систем совместного письма на базе ИТ, которые часто поддерживают текстовые аннотации, было проведено в области совместной работы с компьютерной поддержкой . [14]

Лингвистическая аннотация

[ редактировать ]

В корпусной лингвистике , цифровой филологии и обработке естественного языка аннотации используются для объяснения лингвистических, текстовых или других особенностей текста (или других цифровых представлений естественного языка). В лингвистике аннотации включают комментарии и метаданные; нетранскрипционные аннотации также нелингвистичны .

В этих дисциплинах аннотации являются основой количественных исследований , эмпирических исследований и применения машинного обучения . В отличие от аннотаций в вышеупомянутых целях (которые появляются очень редко), лингвистическая аннотация обычно требует, чтобы каждый элемент (токен) в тексте содержал одну или несколько аннотаций и чтобы существовали сложные отношения между различными аннотациями. Для этой цели существует ряд специализированных форматов (и инструментов ). Ниже представлена ​​аннотация, используемая в проекте Universal Dependities . Для ясности обычно используемые значения, разделенные табуляцией, были заменены таблицей HTML.

Рис. 2. Пример аннотации Universal Dependances , English Web Treebank , визуализация [ https://brat.nlplab.org/ Brat
Номер слова Как написано Строковое значение ( FORM) Часть речи ( POS) Лемма ( LEMMA) Морфологические особенности ( FEAT) Синтаксические зависимости ( HEAD, ссылаясь на номер слова) Синтаксические отношения (зависимости, DEP) Расширенные зависимости Комментарии
1 Что что ТО ВДТ ПронТип = Целое 2 тот 2: это _
2 язык язык СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ НН Номер=Петь 4 nsubj: пройти 4:nsubj:пройти _
3 является быть К ВБЗ Number=Sing|Person=3|Tense=Pres|VerbForm=Fin 4 вспомогательный: пройти 4: вспомогательный: пройти _
4 говорил разговаривать ГЛАГОЛ ВБН Форма глагола = прошедшее время 0 корень 0: корень _
5 в в АДП В _ 6 случай 6: чехол _
6 Игуасу Игуасу ПРОПН ННП Номер=Петь 4 обл 4:обл:в SpaceAfter=Нет
7 ? ? ТОЧКА . _ 4 точка 4: точка _

Визуализация примера приведена на рис. 2. Помимо аннотаций на уровне слова, слово (и предложение и т. д.) в этом формате может нести метаданные.

Существуют различные другие форматы аннотаций, часто в сочетании с определенными программами для их создания, обработки или запроса , см. Ide et al. (2017) [15] для обзора. Вики-сайт лингвистических аннотаций [16] описывает инструменты и форматы для создания лингвистических аннотаций и управления ими. Отдельные проблемы и приложения также обсуждаются в разделе « Перекрывающаяся разметка и веб-аннотации» . Помимо значений, разделенных табуляцией, и других текстовых форматов, форматы лингвистических аннотаций часто основаны на языках разметки, таких как XML (а ранее SGML ), более сложные аннотации также могут использовать графические модели данных и форматы, такие как JSON-LD . например, в соответствии со стандартом веб-аннотаций .

Лингвистическая аннотация имеет самостоятельную исследовательскую традицию и собственную терминологию: [15] Цель аннотации обычно называется «маркируемым объектом», тело аннотации — «аннотацией», связь между аннотацией и маркируемым объектом обычно выражается в формате аннотации (например, путем размещения аннотаций и текста рядом друг с другом). ), так что явные привязки не нужны.

Структура и дизайн

[ редактировать ]

В исследованиях по проектированию и разработке систем аннотаций используется специальная терминология для обозначения отдельных структурных компонентов аннотаций, а также различаются варианты отображения цифровых аннотаций.

Структура аннотации

[ редактировать ]

Структурные компоненты любой аннотации можно грубо разделить на три основных элемента: тело , привязку и маркер . Текст аннотации включает в себя символы и текст, созданные читателем, например рукописные комментарии или звездочки на полях. Привязка — это то, что указывает на объем исходного текста, на который ссылается тело аннотации; он может включать кружки вокруг разделов, скобки, выделение, подчеркивание и т. д. Аннотации могут быть привязаны к очень широким фрагментам текста (например, ко всему документу) или к очень узким разделам (например, к определенной букве, слову или фразе). Маркер — это внешний вид привязки, например, серое подчеркивание или желтое выделение. Аннотация, имеющая тело (например, комментарий на полях), но не имеющая конкретной привязки, не имеет маркера. [4]

Типы отображения аннотаций

[ редактировать ]

ИТ-системы аннотаций используют различные варианты отображения аннотаций, в том числе:

  • Интерфейсы сносок, отображающие аннотации под соответствующим текстом.
  • Выровненные аннотации, которые отображают комментарии и примечания вертикально на полях текста, иногда в нескольких столбцах или в виде слоя «боковой панели».
  • Подстрочные аннотации, которые прикрепляют аннотации непосредственно к тексту.
  • Интерфейсы заметок, в которых аннотации появляются во всплывающих диалоговых окнах поверх исходного текста.
  • Голосовые аннотации, при которых рецензенты записывают аннотации и встраивают их в документ.
  • Интерфейсы на основе пера или цифровых чернил, которые позволяют писать прямо на документе или экране.

Интерфейсы аннотаций также могут позволять выделять или подчеркивать, а также создавать цепочки обсуждений. [3] [17] Совместное использование и общение посредством аннотаций, привязанных к конкретным документам, иногда называют привязанным обсуждением . [6]

Системы текстовых аннотаций на базе ИТ

[ редактировать ]

Системы аннотации на базе ИТ включают автономные и клиент-серверные системы . В 1980-х и 1990-х годах ряд таких систем был построен в библиотеках , патентных ведомствах и юридических службах обработки текстов. Их дизайн побудил исследователей создать таксономию форм аннотаций. [18] Исследования текстовых аннотаций проводились в нескольких учреждениях, в том числе в исследовательских центрах Xerox в Пало-Альто и Гренобле (Франция), в Центральной исследовательской лаборатории Hitachi (в частности, для аннотирования патентов), а также в связи со строительством новой Французской национальной библиотеки между 1989 и 1995 годы [19] в Научно-исследовательском институте информатики Тулузы и в компании AIS (Advanced Innovation Systems).

Функциональность аннотаций уже много лет присутствует в программах обработки текста посредством встроенных примечаний, отображаемых в виде всплывающих окон, сносок и концевых сносок; однако лишь недавно функциональность отображения аннотаций на полях появилась в таких программах, как Writer OpenOffice.org/LibreOffice Word и Microsoft . Персональные или автономные аннотации включают в себя программное обеспечение для обработки текста, которое поддерживает встроенные или привязанные текстовые аннотации, а также Adobe Acrobat , который, помимо комментирования, позволяет выделять тексты, ставить штампы и другие типы разметки. [1]

Веб-системы текстовых аннотаций

[ редактировать ]

Тим Бернерс-Ли уже реализовал эту концепцию. [20] прямого редактирования веб-документов в 1990 году в WorldWideWeb , первом веб-браузере, [21] но в более поздних портированных версиях эта возможность совместной работы удалена. [20] Ранняя версия NCSA Mosaic в 1993 году также включала возможность совместного аннотирования. [22] хотя его быстро удалили. ​​веб-распределенная авторизация и управление версиями, WebDAV Затем в качестве расширения была вновь представлена .

Другой подход к распределенному авторингу состоит в том, чтобы сначала собрать множество аннотаций от широкой публики, а затем объединить их все для создания дальнейшей версии документа. Этот подход был впервые использован компанией Stet , системой, созданной для сбора комментариев к проектам версии 3 Стандартной общественной лицензии GNU . Эта система возникла после определенного требования, которому она вопиюще удовлетворяла, но ее было не так легко настроить, чтобы ее можно было удобно комментировать любой другой документ в сети. Система коментирования использует концепцию интерфейса аннотаций, аналогичную концепции Stet, но она основана на совершенно новой реализации с использованием Django / Python на стороне сервера и различных библиотек AJAX , таких как JQuery, на стороне клиента. И Stet, и co-ment лицензируются по лицензии GNU Affero General Public License .

С 2011 года некоммерческая организация Hypothes Is Project. [23] предложил бесплатный открытый сервис веб-аннотаций Hypothes.is . Сервис поддерживает аннотацию через расширение Chrome, букмарклет или прокси-сервер, а также интеграцию в LMS или CMS . как на веб-страницы , так и в PDF-файлы Аннотации можно добавлять . Другие веб-системы текстовых аннотаций представляют собой программное обеспечение для совместной работы для распределенного редактирования текста и управления версиями, которое также имеет интерфейсы аннотирования и комментирования.

Специализированные текстовые веб-аннотации существуют в контексте научных публикаций либо для рецензирования, либо для пост-публикации. Интернет-журнал PLoS ONE , издаваемый Публичной научной библиотекой , разработал собственную веб-систему, где ученые и общественность могут комментировать опубликованные статьи. Аннотации отображаются в виде всплывающих окон с привязкой к тексту.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Шабаджи, П. и Д. Рейнольдс. «Что такое аннотация? Краткий обзор аннотаций и систем аннотаций» . Отчет об исследовании ILRT № 1053 . Институт технологий обучения и исследований . Проверено 14 марта 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б Дуглас Фишер (2015). 50 учебных программ для развития контентной грамотности (Третье изд.). Бостон. ISBN  978-0-13-334796-8 . OCLC   857717746 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вулф, Джоанна; Кристин М. Нойвирт (2001). «От полей к центру: будущее аннотаций». Журнал деловых и технических коммуникаций . 15 (33): 333–370. дои : 10.1177/105065190101500304 . S2CID   15386471 .
  4. ^ Jump up to: а б Маршалл, Кэтрин (2010). «Чтение и написание электронной книги». Обобщающие лекции по информационным концепциям, поиску и услугам . 1 : 38–51. дои : 10.2200/S00215ED1V01Y200907ICR009 . S2CID   10545755 .
  5. ^ Вулф, Джоанна (2000). «Влияние аннотаций на студентов-читателей и писателей». Материалы пятой конференции ACM по электронным библиотекам . ДЛ '00. стр. 19–26. CiteSeerX   10.1.1.461.3770 . дои : 10.1145/336597.336620 . ISBN  978-1581132311 . S2CID   17170603 .
  6. ^ Jump up to: а б Вулф, Джоанна (июнь 2008 г.). «Аннотации и совместная цифровая библиотека: влияние согласованного интерфейса аннотаций на аргументацию учащихся и стратегии чтения» . Совместное обучение с компьютерной поддержкой . 3 (2): 141–164. дои : 10.1007/s11412-008-9040-x . S2CID   10043254 .
  7. ^ Jump up to: а б Каплан, Нэнси; Йорам Чисик (2005). «В компании читателей». Материалы 5-й совместной конференции ACM/IEEE-CS по электронным библиотекам . стр. 235–243. дои : 10.1145/1065385.1065439 . ISBN  978-1581138764 . S2CID   15851138 .
  8. ^ Гунавардена, Ананда; Аарон Тан; Дэвид Кауфер (2010). «Поощрение чтения и сотрудничества с использованием классного салона». Материалы пятнадцатой ежегодной конференции «Инновации и технологии в компьютерном образовании» . стр. 254–258. дои : 10.1145/1822090.1822162 . ISBN  9781605587295 . S2CID   16102048 .
  9. ^ Менденхолл, А.; К. Ким; Т. Э. Джонсон (2011). «Внедрение онлайн-инструмента социальных аннотаций на курсе английского языка в колледже». У Д. Ифенталера; П. Исайя; Дж. М. Спектор; КДГ Сэмпсон (ред.). Множественные перспективы решения проблем и обучения в эпоху цифровых технологий . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 313–323 .
  10. ^ Новак, Елена; Рим Раззук; Тристан Э. Джонсон (2012). «Образовательное использование инструментов социальных аннотаций в высшем образовании: обзор литературы» . Интернет и высшее образование . 15 : 39–49. дои : 10.1016/j.iheduc.2011.09.002 .
  11. ^ Джейкобс, Хайди Хейс (2018). Активная грамотность во всей учебной программе: соединение печатной грамотности с цифровой, медиа и глобальной компетентностью, K-12 (второе изд.). Нью-Йорк. ISBN  978-1-315-69392-7 . OCLC   994263151 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Эйнсон, Эмили (2000). Справочник редактора . Лондон, Англия: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520218352 .
  13. ^ Венг, Чухнуа; Джон Х. Дженнари (2004). «Асинхронное совместное письмо посредством аннотаций». Материалы конференции ACM 2004 года по совместной работе с компьютерной поддержкой . Том. 6. С. 578–581. дои : 10.1145/1031607.1031705 . ISBN  1581138105 . S2CID   6461759 .
  14. ^ Родригес, Генри; Керстин Северинсон Эклунд (2005). «Глава 10: Визуализация шаблонов аннотаций при совместной работе над документами в Интернете» . В Ван Ваэсе, Л.; Лейтен, М.; Нойвирт, К. (ред.). Визуализация шаблонов аннотаций при совместной работе над документами в Интернете . Г. Райлаардсдам (Ред. Серии). стр. 131–143. дои : 10.1163/9781849508209_012 . ISBN  9781849508209 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  15. ^ Jump up to: а б Иде, Нэнси; Кьяркос, Кристиан; Стеде, Манфред; Кэссиди, Стив (2017). Иде, Нэнси; Пустейовский, Джеймс (ред.). «Справочник лингвистической аннотации» . Нэнси Ид и Джеймс Пустейовски (ред.), Справочник по лингвистическим аннотациям . Дордрехт: Спрингер: 73–111. дои : 10.1007/978-94-024-0881-2 . ISBN  978-94-024-0879-9 .
  16. ^ «Лингвистическая аннотация» . annotation.exmaralda.org .
  17. ^ Вулф, Джоанна (2002). «Технологии аннотаций: обзор программного обеспечения и исследований». Компьютеры и композиция . 19 (4): 471–497. дои : 10.1016/s8755-4615(02)00144-5 .
  18. ^ Маршалл, Кэтрин К.: Аннотация: от бумажных книг к цифровой библиотеке , Материалы конференции ACM Digital Libraries '97, Филадельфия, Пенсильвания.
  19. ^ Вирбель, Жак, Чтение и управление текстами на станции Bibliothèque de France, Цифровое слово: текстовые вычисления в содержании книг по гуманитарным наукам, MIT Press 1993, Кембридж, США, стр. 31-51.
  20. ^ Jump up to: а б Бултон, Джим (26 марта 2014 г.). «Браузер Nexus» . Проверено 21 сентября 2014 г.
  21. ^ Бернерс-Ли, Тим (1993–1994). «Краткая история Интернета» . Консорциум Всемирной паутины . Проверено 21 сентября 2014 г.
  22. ^ Андреессен, Марк (31 мая 1993 г.). «Подопытные кролики сервера групповых аннотаций?» . Проверено 31 декабря 2014 г.
  23. ^ Корбин, Кеннет. «Письмо о решении IRS» (PDF) . Служба внутренних доходов . Проверено 3 января 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a47f3fc29efecd3f4857f1d47638344__1719060120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/44/4a47f3fc29efecd3f4857f1d47638344.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Text annotation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)