Jump to content

Органный репертуар

(Перенаправлено из Органной музыки )

Органный репертуар считается самым большим и старейшим из всех музыкальных инструментов. [ 1 ] Из-за выдающегося положения органа (или органа ) в богослужении в Западной Европе , начиная со средневековья , значительная часть органного репертуара носит священный характер . Пригодность органа для импровизации одного исполнителя хорошо адаптирована к этой литургической роли и позволила многим слепым органистам добиться известности; этим же объясняется относительно позднее появление письменных сочинений для этого инструмента в эпоху Возрождения . Хотя инструменты по-прежнему запрещены в большинстве восточных церквей , органы нашли свое применение в некоторых синагогах, а также в светских местах, где органные концерты проходят .

Ренессанс

[ редактировать ]

Самые ранние сохранившиеся клавишные композиции (клавишная музыка не была привязана к конкретному инструменту до шестнадцатого века) происходят из Англии ( Робертсбриджский кодекс, ок. 1365 г.) и Италии ( Кодекс Фаэнцы , 15 век). Орган описан в книге Марко Антонио Каваццони « Recerchari, motetti, canzoni [...] libro primo» , напечатанной в Венеции в 1523 году.

Английский девственный стиль — это манера композиции и исполнения, распространенная в шестнадцатом и начале семнадцатого веков; некоторые рукописи сохранились в « Верджинальной книге Фицуильяма» . Свелинк находился под сильным влиянием этого стиля. Органная музыка была почти исключительно основана на изученном контрапункте , примером которого является Фантазия («Фантазия»), а также произведения, основанные на контрапунктической обработке пения. Композиторы, известные своими хоровыми произведениями, писали органную музыку, например Таллис , Берд и Гиббонс.

Во Франции органная музыка в стиле барокко (называемая французской классической музыкой, несмотря на то, что она относится к периоду барокко) носила почти исключительно литургический характер, сочинялась и исполнялась в очень систематизированной манере. Кроме того, органы были построены по стандартизированным образцам. Композиции были меньшего масштаба по сравнению с композициями в других странах. Некоторые формы (например, Plein jeu, Récit de Cromorne и Tierce en Taille) почти не использовали контрапункта, тогда как другие (дуэт, трио и фуга) носили контрапунктный характер (хотя контрапункт был в целом не так сложно, как в Германии). [ нужна ссылка ]

Гендель внес значительный вклад в органный репертуар своими многочисленными органными концертами .

Германия

[ редактировать ]

В Германии и Австрии органная музыка в стиле барокко использовала все больше контрапунктов. Органную музыку в стиле барокко можно разделить на произведения, основанные на лютеранских хоралах (например, хоральные прелюдии и хоральные фантазии) и на произведения, основанные на них (например, токкаты, фантазии и свободные прелюдии). Между композиторами Северной, Южной и Центральной Германии существуют заметные стилистические различия, поэтому дальнейшее обобщение является неточным. Северогерманский прелюдий (важная форма, состоящая из чередующихся частей свободного материала, написанного во многом неправильно понимаемым стилусом фантастикусом и фугальным материалом) достиг своего апогея у Дитериха Букстехуде , о котором сообщали Маттиас Векманн и Генрих Шейдеман (наиболее сильное влияние оказали Ян Петерсзон Свелинк и итальянская школа, перевезенная в Северную Германию Генрихом Шютцем и Самуэлем Шейдтом). Георг Бём оставался твердым представителем южногерманской школы, хотя влияние Иоганна Пахельбеля как учителя распространялось на Северную, Южную и Центральную Германию. Органная музыка барокко, возможно, достигла своего апогея в произведения Иоганна Себастьяна Баха . Многие из более ранних свободных произведений Баха находятся под сильным влиянием стиля Букстехуде, но, что гораздо более важно, Бах разработал стиль, существенно отличающийся от преобладающих стилей Северной, Южной и Центральной Германии. Большинство его свободных произведений состояло из двух частей: прелюдии, токкаты или фантазии и фуги. Бах также написал большое количество хоральных прелюдий.

Классическая эпоха

[ редактировать ]

Великие композиторы классической эпохи писали для органа скупо, если вообще писали: Гайдн писал для заводного органа и написал несколько концертов для органа и оркестра. Бетховен и Моцарт написали лишь несколько произведений. Франтишек Брикси и Георг Кристоф Вагенсейль также написали органные концерты. Все работы ограничиваются одним руководством.

Английские композиторы Джон Стэнли и Уильям Бойс написали в это время ряд важных произведений, но их следует считать композиторами эпохи барокко, а не классической эпохи.

Романтическая эпоха

[ редактировать ]

В эпоху романтизма технологические достижения позволили добавить к органу новые функции, увеличив его возможности для выражения. Работа французского мастера по изготовлению органов Аристида Кавайе-Колля , в частности, представляла собой большой скачок в органостроении. Кавайе-Колл усовершенствовал английскую коробку , разработав подпружиненную (позже сбалансированную) педаль, с помощью которой органист мог управлять ставнями. Он изобрел гениальную пневматическую систему комбинированного действия для своего пятиручного органа в Сен-Сюльпис . Он скорректировал технику изготовления трубок и вокализации (окончательной регулировки высоты и тона), создав таким образом целое семейство пауз, имитирующих такие оркестровые инструменты, как фагот , гобой и флейта . Он представил разделенные ветровые ящики , которые управлялись вентиляционными отверстиями , что позволяло использовать более высокое давление ветра. Чтобы механическое трекерное действие работало при таком сильном давлении ветра, пневматическая помощь, обеспечиваемая рычагом Баркера требовалась , который Кавай-Колл включил в свои более крупные инструменты. Этот пневматический ассистент позволил соединить все руководства воедино и играть на полном органе, не затрачивая при этом особых усилий. Все эти нововведения позволили органисту исполнить плавное крещендо от от пианиссимо до фортиссимо : то, что никогда раньше не было возможно для органа. Композиторы теперь могли писать музыку для органа, которая отражала музыку симфонического оркестра . По этой причине и органы, и литература этого временного периода считаются симфоническими .

Сезар Франк , Шарль-Мари Видор и Феликс-Александр Гильман были выдающимися композиторами-органистами, вдохновленными звуками, ставшими возможными благодаря достижениям Кавайе-Колля в органостроении. Они много писали для органа, и их произведения сохранились. Особенно важной формой органной композиции в эпоху романтизма была органная симфония Сезара Франка , впервые увиденная в Большой симфонической пьесе и усовершенствованная в десяти симфониях Видора и шести симфониях Луи Вьерна . Органная симфония, состоящая из нескольких частей, соответствовала симфониям, написанным для оркестра. Гильман написал несколько композиций, похожих на органные симфонии; однако, предпочитая оставаться в классическом образце, он называл их сонатами . Помимо органных симфоний, композиторы того времени писали и в других формах: Франк написал еще одиннадцать крупных органных произведений, включая Прелюдию, Фугу и Вариацию и Трое Хоралов ; Видор написал Латинскую сюиту на различные простые песенные мелодии; Вьерн сочинила 24 фантазийные пьесы. , из которых, Вестминстерский карильон пожалуй, самым известным является . Влияние этих композиторов сохранялось на протяжении поколений композиторов для органа на протяжении всей истории, вплоть до современных композиторов, таких как Оливье Мессиан и Наджи Хаким , и современных импровизаторов, таких как Пьер Кошеро и Пьер Пинсмайль .

Германия

[ редактировать ]

В Германии возрождение интереса к органной музыке началось с Феликса Мендельсона , написавшего шесть сонат , три прелюдии и фуги , а также несколько небольших произведений для органа. Йозеф Райнбергер написал 20 сонат для органа и множество небольших произведений, каждое из которых сочетает романтический стиль с контрапунктической сложностью старых немецких мастеров. Иоганнес Брамс и Роберт Шуман не оставили крупных произведений для органа, но оба оставили после себя несколько более мелких произведений, привлекших значительное внимание. В середине 19 века такие композиторы, как Ференц Лист и Юлиус Ройбке, писали произведения для органа огромного масштаба. Органы, построенные в это время, были крупнее и имели больший динамический диапазон, чем органы периода барокко, и композиторы-романтики были полны решимости использовать возможности этих инструментов. Одно из самых известных органных произведений Листа — его «Фантазия и фуга» на хорал Ad nos ad salutarem undam . Вся 30-минутная работа построена на одной теме. Джакомо Мейербера и в нем видно влияние Сонаты си минор Листа для фортепиано. Ученик Листа, Рубке, написал программную сонату на 94-й псалом до минор на основе избранных стихов из 94-го псалма. Произведение, хотя и оригинальное само по себе, находится под сильным влиянием творчества Листа. Эти два произведения представляют собой наиболее монументальные произведения для органа середины XIX века.

В органной музыке Германии конца XIX века доминирует выдающаяся фигура Макса Регера . Работы Регера представляют собой крайний романтизм; чрезвычайно плотные гармонии, резкие динамические контрасты, обширные формы — все это присутствует в органных произведениях Регера.

В 20 веке немецкая органная музыка находилась под сильным влиянием движения необарокко. Возрождение интереса к барочным формам и практикам исполнения привело к отказу от сложности и романтизма Листа и Регера. Важными композиторами этого периода являются Хьюго Дистлер и Пауль Хиндемит . Хиндемит широко известен своими тремя органными сонатами. Органная музыка Дистлера не так известна, и Дистлера помнят прежде всего как хорового композитора. Его самое популярное произведение — Партита на тему « Nun komm, der Heiden Heiland », произведение, в котором старый лютеранский хорал трактуется в явно современной идиоме.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах Дадли Бак был выдающимся композитором, хотя его творчество осталось практически неизвестным за пределами США.

В это время стали популярными транскрипции другой музыки (обычно оркестровой музыки или фортепианных соло ) для органа. Часто в транскрипциях используется только отрывок из оригинального произведения. Самым известным транскрибатором органа является Эдвин Лемар . Он переписал сотни произведений для органа, наиболее запоминающимися из которых являются его транскрипции произведений Вагнера.

В течение ХХ века в органном репертуаре возник ряд самостоятельных направлений:

Хронология композиторов для органа

[ редактировать ]
Пьер ПинсмайльЖан-Пьер ЛегеЖан АленОливье МессианЖан ЛанглеПол ХиндемитКайхосру Шапурджи СорабджиМарсель ДюпреМакс РегерЛуи ВьернШарль-Мари ВидорЙозеф РайнбергерАлександр ГильманИоганнес БрамсСезар ФранкФеренц ЛистФеликс МендельсонАлександр Пьер Франсуа БоэлиНиколя СежанДжон Стэнли (композитор)Луи-Клод ДакенДоменико ЗиполиГеорг Фридрих ГендельИоганн Себастьян БахЛуи-Николя КлерамбоНиколя де ГриньиЛуи МаршанФрансуа КуперенДжордж БёмЖак БойвенИоганн ПахельбельХуан КабанильесДитрих БукстехудеГийом-Габриэль НиверсНиколя ЛебегГенрих ШейдеманнСэмюэл ШейдтДжироламо ФрескобальдиЖан ТителузЯн Питерсзон СвелинкКлаудио МерулоАнтонио де КабесонАрнольд Шлик

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оуэнс, Барбара, Питер Уильямс и Стивен Бикнелл (18 февраля 2020 г.). «Орган». Oxford Music Online, Grove Music Online . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5560ccf30e2750447d2db31ba0e737b4__1691954100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/b4/5560ccf30e2750447d2db31ba0e737b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Organ repertoire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)