Еврейские скептики
Еврейские скептики — это евреи (исторически еврейские философы), которые придерживались скептических взглядов по вопросам еврейской религии. В общем, эти скептические взгляды касаются некоторых или всех «принципов веры», какими бы они ни были (см. Маймонид , Альбо ), но исторически еврейский скептицизм направлен либо на (1) существование Бога иудаизма, либо (2 ) подлинность и правдивость Торы .
Предыстория еврейского скептицизма
[ редактировать ][ нужна ссылка ]
Скептик в самом сильном смысле слова — это тот, кто пребывает в состоянии сомнения, заявляя, что все положительные истины, религиозные или философские, недостижимы для человека. Этот тип скептиков вряд ли можно найти в иудаизме . Какими бы смелыми ни были еврейские философы Средневековья в своих исследованиях или критическими в своих аналитических методах, они никогда не доверяли человеческому разуму настолько, чтобы отрицать его способность, как это делали греческие скептики , прийти к какому-либо положительному знанию или истине. И провидец, и мудрец обращались к разуму, чтобы обосновать и проверить постулаты веры ( Ис. 40:26 ; Иов 12:7 ). Отрывок «Господь есть Бог знания» ( 1 Царств 2:3 ) истолковывается раввинами замечанием: «Велико познание, ведущее от Бога к Богу» ( Бер. 33а).
Скептицизм в Библии и Талмуде
[ редактировать ]В работе Эмиля Джозефа Диллона , озаглавленной «Скептики Ветхого Завета» (Лондон, 1895/1973), высказано предположение, что авторы « Книги Иова» , « Экклезиаста » и «Слов Агура , сына Иакея» , [ 1 ] были скептиками, но оригинальные композиции были настолько интерполированы и переработаны, что скептические моменты стали не заметны. Все три содержат смелые обвинения в божественной справедливости и провидении. Что касается автора Экклезиаста, сравните Э. Х. Пламптра : издание [ 2 ] «Он был почти отброшен формулой скептицизма Пиррона : «Кто знает?»» (стр. 49). Генрих Гейне назвал книгу Das Hohelied der Skepsis . [ 3 ] Фридрих Делич в книге «Das Buch Hiob» (стр. 17) называет Ecclesiastes Das Hohelied des Pessimismus, но с таким же успехом он мог бы назвать ее «Песней скептицизма».
Еврейский скептицизм всегда был главным образом озабочен моральным управлением миром. Великая проблема жизни, в которой «праведники ее страдают от горя, а нечестивцы наслаждаются удачей», которая озадачивала разум Иеремии , [ 4 ] и Моисей также, согласно раввинам, [ 5 ] и что находит поразительное выражение в псалмах , [ 6 ] создал скептиков в Талмуде, как и в прежние времена. Элиша бен Абуя [ 7 ] стал скептиком вследствие того, что увидел человека, попавшего в роковую случайность в тот самый момент, когда он исполнял две божественные заповеди, за соблюдение которых Писание обещает долгую жизнь. [ 8 ]
Скептицизм в эпоху Средневековья
[ редактировать ]Рационалистическая эпоха ислама породила среди евреев времен Саадии скептиков , таких как Хиви аль-Балхи , чья критика имела тенденцию подрывать веру в откровение. « Эмунот ве-Деот» был написан Саадией, как он говорит в предисловии, из-за множества сомневающихся, которых нужно было убедить в истине; и Маймонид во введении к своей «Море» утверждает, что он написал эту работу как руководство для тех, кто озадачен сомнениями. Для всех этих еврейских мыслителей сомнение — не грех, а ошибка, которая может открыть путь к высшей философской истине.
Замечательный тип скептика был создан в шестнадцатом веке Уриэлем Акостой , который, живя в беспокойном поиске истины, отрицал бессмертие души и божественное откровение. Его отлучение властями Амстердама было вызвано страхом перед христианской церковью, а не традиционной практикой. Другим таким был Леон Моденский , который, жалуясь, что «мыслитель терзается сомнением, тогда как слеповерующий наслаждается душевным покоем и блаженством в мире грядущем» (см. Ари Нохем, цит. Г. Гретцем , Gesch. 3d) . изд., X. 130), пришел через скептицизм к либеральной интерпретации традиционного иудаизма (см. S. Stern, Der Kampf des Rabbiners Gegen den Talmud). им XVIII Ярхундерт, 1902).
Скептицизм в раннее Новое время и Новое время
[ редактировать ]Строго говоря, участие евреев в атеизме (т.е. неверие в существование Бога ) едва ли можно обнаружить до современного периода, если только не расширить определение, включив в него библейское осуждение практического атеизма (т.е. несоблюдения) и влечение евреев к верованиям древнего мира, которые можно сказать, что он бросил вызов идее еврейского монотеизма . Конечно, были также дебаты о существовании чужих богов (например, неверие в официальных богов классического мира или неверие в триединого Бога христианства), которые породили осуждение еврейского атеизма . Точно так же серьезные встречи евреев с греческими источниками философского скептицизма (т.е. неверия в то, что истинное знание вещей достижимо людьми) редки до тех пор, пока такие мыслители, как Симона Луццатто в период раннего Нового времени, хотя и более слабое определение скептицизма (т.е. сомнения в авторитет и воздержание от суждений в подходе к источникам знания, будь то светские или священные), можно сказать, что они имеют еврейское наследие со времен философа первого века. Филона и далее, включая дразнящие фигуры, такие как Элиша Бен Абуя в Талмуде , и особенно в форме средневекового фидеизма (т.е. идеи о том, что вера независима от разума). Эти поверхностные интеллектуальные водовороты досовременных сомнений в существовании и природе Бога, а также в достоверности человеческих знаний, полученных через традицию, стали более сильными течениями благодаря философу XVII века Спинозе , которого многие считали атеистом, и философу XVIII века. век еврейского Просвещения или Хаскала . С этого времени подозрения в отношении богооткровенной религии начали усиливаться, и религиозные связи ослабли, так что внутри еврейства стали слышны менее двусмысленные скептические выражения. Однако это была культура научного прогресса XIX века и сопутствующий ему общественный интерес к якобы натуралистическим и материалистическим трудам 1870-х годов (особенно к произведениям Маркса , Ницше и Фрейда в Германии; Спенсера , Хаксли и Рассела в Англии; и Ингерсолла в Германии) . США), что спровоцировало кардинальные перемены в популярной еврейской мысли. Все чаще Бог откровенной религии казался слишком наивным, чтобы его можно было одобрить. Именно с того времени значительное число еврейских мыслителей почувствовали себя обязанными создать оппозиционные, альтернативные, синтетические или дополнительные модели, явно связывающие иудаизм с проблемами таких атеистических и материалистических философий. Существуют значительные исследования по этому вопросу, например, исследования Джузеппе Вельтри и Дэвида Рудермана в период раннего Нового времени. [1] – но эта наука имеет тенденцию быть локализованной и фрагментированной по своей природе, и мы все еще ждем общего обзора этой связанной темы. [2]
[1] Среди наиболее важных вкладов Рудермана – Дэвид Рудерман, «Еврейская мысль и научные открытия в Европе раннего Нового времени» (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1995). В настоящее время Вельтри руководит исследовательской программой еврейского скептицизма в Гамбургском университете, и среди его наиболее важных публикаций — «Принципы еврейской скептической мысли» Джузеппе Вельтри. Случай Иуды Москато и Симоны Луццато», в книге «Раввин Иуда Москато и еврейский интеллектуальный мир Мантуи в 16-17 веках» , изд. Джузеппе Велтри и Джанфранко Милетто (Бостон: Brill, 2012). Вместе они редактировали книгу Дэвида Рудермана и Джузеппе Вельтри « Культурные посредники: еврейские интеллектуалы в Италии раннего Нового времени» (Philadelphia University of Pennsylvania Press, 2004).
[2] Исторически сложилось так, что эти темы, как правило, не фигурируют в справочных изданиях. есть короткая запись об «атеизме» Однако в Еврейской энциклопедии , и ее включение лучше всего объясняется своеобразными философскими и межрелигиозными интересами авторов, реформистских раввинов Эмиля Г. Хирша и Кауфмана Колера. Эмиль Г. Хирш и Кауфман Колер, «Атеизм», в Еврейской энциклопедии , изд. Исадор Сингер (Нью-Йорк: Компания Funk and Wagnalls, 1901–1906). См. также Элвин Дж. Рейнс, «Скептики и скептицизм», в Энциклопедии иудаики (второе издание) , изд. Майкл Беренбаум и Фред Скольник (Иерусалим: Издательство Кетер, 2007). Более поздний сборник исследований — под ред. Дэниела Лэнгтона «Атеизм, скептицизм и вызовы монотеизму» (Gorgias Press, 2015).
Скептицизм в отношении Бога в иудаизме
[ редактировать ]Скептицизм в отношении существования Бога религии связан либо с сомнениями в существовании какой-либо сверхъестественной сущности, такой как Бог, либо в том, что Бог евреев существует, как описано в еврейской традиции (однако не исключая полностью существование сверхъестественных сущностей). .
Скептицизм в отношении подлинности Торы
[ редактировать ]Скептики в отношении подлинности Торы — это люди, которые занимают позицию, отвергающую божественное авторство некоторых или всей Торы.
- Спиноза
- Корах считали скептиком. , которого талмудические мудрецы
Примечания
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Скептик» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.