Мар Саба
31 ° 42'18 "N 35 ° 19'52" E / 31,70500 ° N 35,33111 ° E
Святая Лавра Святого Саввы , [ Примечание 1 ] известный на арабском и сирийском языках как Мар Саба ( сирийский : rought , арабский : دير مار سابا ; иврит : מנזר מר סבא ; греческий : Ιερὰ Λόρα τοῦ Εσί ου Σαββα τοῦ Ιγιασμενου ) и исторически как Великая Лавра святого Саввы , [ 1 ] — греческий православный монастырь с видом на Кедронскую долину в провинции Вифлеем в Палестине , на Западном берегу реки Иордан . [ 2 ] на полпути между Вифлеемом и Мертвым морем . [ 3 ] Монахи Мар-Сабы и монахов подсобных домов известны как сабаиты .
Мар-Саба считается одним из старейших (почти) постоянно обитаемых монастырей в мире и сохраняет многие свои древние традиции. Одним из них, в частности, является ограничение на вход женщин в основной комплекс. Единственное здание, куда могут войти женщины, — это Женская башня возле главного входа.
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]Монастырь был основан Саввой Освященным в 483 году. [ 4 ] на восточной стороне Кедронской долины, где, согласно сайту монастыря, вокруг скита святого Саввы собрались первые семьдесят отшельников. [ 5 ] Позднее лавра переместилась на противоположную, западную сторону ущелья, где в 486 году была построена церковь Феоктиста и освящена в 491 году. [ 5 ] (сегодня перепосвящен святителю Николаю ). Постоянный рост общины привел к тому, что вскоре, в 502 году, была построена церковь Богородицы, которая стала главной церковью монастыря. [ 5 ] Саввы Типикон , свод правил, применявшихся в Великой Лавре и записанный святителем, со временем стал мировым образцом монашеской жизни и литургического порядка. [ 5 ] известный как Византийский обряд .
Святой Иоанн Дамаскин
[ редактировать ]Мар-Саба был домом Иоанна Дамаскина (676–749; арабский: يوحنا الدمشقي ), ключевой религиозной фигуры в иконоборческой борьбе , который около 726 года написал письма византийскому императору Льву III Исаврийцу, опровергая его указы, запрещающие почитание. икон ( изображения Христа или других христианских религиозных деятелей). Джон родился в известной дамасской политической семье и работал высокопоставленным финансовым чиновником у халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана ; со временем он почувствовал более высокое призвание и перекочевал в Иудейскую пустыню , где был пострижен и рукоположен в ( иеромонаха монашеского священника) в монастыре Мар-Саба. Могила святого Иоанна находится в пещере под монастырем.
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]Древние источники описывают нападение арабов на монастырь в 797 году, приведшее к резне двадцати монахов. [ 6 ] В период с конца восьмого по десятый век монастырь был крупным центром перевода греческих произведений на арабский язык. Например, Янна ибн Истифан аль-Фахури (ок. 910) перевел произведения Леонтия Дамаскина и Варсануфия из Газы . [ 7 ] Мар-Саба был домом известного грузинского монаха и писца Иоанна-Зосиме , который переехал до 973 года в монастырь Святой Екатерины, взяв с собой несколько пергаментных рукописей. [ 8 ]
Судя по всему, община также пострадала от преследований халифа аль-Хакима в 1009 году, а также от туркменских набегов в 11 веке, но время от времени переживала периоды мира, о чем свидетельствует продолжающаяся деятельность писцов и художников. [ 9 ]
Период крестоносцев
[ редактировать ]Монастырь сохранил свое значение во время существования Иерусалимского католического королевства, основанного крестоносцами в 1099 году. [ 10 ]
Мамлюкский и османский периоды
[ редактировать ]В период позднего средневековья монастырь, как и другие палестинские монастыри, пережил период упадка в результате преследований мамлюков , Черной смерти, демографической и экономической деградации и экспансии кочевых племен. Если русский монах Зосим оценивал в 1420 году число жителей в 30 человек, то немецкий путешественник Феликс Фабри в начале 1480-х годов зафиксировал только шесть человек, проживавших вместе с группой кочевых арабов. После этого монастырь был заброшен, а оставшиеся монахи, судя по всему, перебрались в монастырь Святой Екатерины. [ 11 ]
В 1504 году сербская монашеская община Палестины, основанная на базе монастыря Святого Архангела Михаила четырнадцатого века , приобрела Мар Саба. [ 12 ] Сербы контролировали монастырь до конца 1630-х годов, а значительная финансовая поддержка, которую монастырь получал от российского царя, позволила им управлять монастырем полунезависимо от Иерусалимского патриарха, номинального надзирателя монастыря (к большому недовольству патриархата). ). [ 12 ] Контроль сербов над Мар-Сабой позволил им играть важную роль в политике Иерусалимской Православной Церкви, часто вставая на сторону арабских мирян и священников против греков, которые доминировали в епископате. [ 12 ] Сербский контроль над монастырем в конечном итоге закончился в 1600-х годах, когда монастырь влез в огромные долги из-за одновременного сочетания масштабной программы строительства монастыря и прекращения финансовой поддержки со стороны России из-за начала Смутного времени . [ 12 ] Сербы были вынуждены продать монастырь Иерусалимскому Патриарху, чтобы погасить свои долги. [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Монастырь, считающийся одним из старейших постоянно населенных в христианском мире, был местом обучения и оказал важное влияние на доктринальное развитие Византийской церкви . Важными личностями в этом отношении были сам святой Савва, Иоанн Дамаскин (676–749), братья Феодор и Феофан (770–840-е).
Монастырь играет важную роль в историческом развитии литургии Православной Церкви , поскольку монашеский Типикон (способ совершения богослужений) Святого Саввы стал стандартом во всей Православной Церкви и тех Восточно-католических церквях при Папе , которые следуют византийскому обряду. . Типикон взял стандартную форму богослужений, совершавшихся в Иерусалимском Патриархате , и добавил некоторые специфические монашеские обычаи, которые были местными традициями в святом Савве. Оттуда оно распространилось на Константинополь , а оттуда по всему византийскому миру. Хотя этот Типикон претерпел дальнейшую эволюцию, особенно в монастыре Студион в Константинополе, его до сих пор называют Типиконом святого Саввы . Традиция гласит, что в этом монастыре пройдет последняя на земле Божественная литургия перед Парусией Иисуса Христа, то есть последним столпом истинного христианства. [ нужна ссылка ]
Реликвии
[ редактировать ]В монастыре хранятся мощи святого Саввы. Мощи были захвачены латинскими крестоносцами в XII веке и оставались в Италии до тех пор, пока Папа Павел VI не вернул их в монастырь в 1965 году в знак покаяния и доброй воли по отношению к православным христианам.
Рукописи
[ редактировать ]В Мар-Сабе Мортон Смит якобы нашел копию письма , приписываемого Клименту Александрийскому, содержащее выдержки из так называемого Тайного Евангелия от Марка . [ 13 ] и на протяжении нескольких столетий был домом Архимеда Палимпсеста . [ 14 ]
Доступ
[ редактировать ]Женщинам разрешено приходить только к главному входу, но не заходить на территорию, обнесенную стеной.
Монастырь закрыт для посетителей по средам и пятницам (постные дни недели). [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Мар-Сабский монастырь, 2011 г.
-
Женская башня монастыря Мар Саба — единственное здание на территории, куда женщинам разрешен вход.
-
Мар Саба вид издалека
-
Мар Саба, в Кедронской долине.
Список настоятелей
[ редактировать ]В этом списке есть пробелы. До XVIII века датами считались годы, когда известно, что аббат (или игумен ) занимал свой пост, а не даты начала и окончания. Начиная с 18 века, даты указывают на начало срока настоятеля, который обычно длился сначала два года, а затем дольше. Официальный список восходит к 1704 году, но все еще имеет пробелы. [ 15 ]
- Сабас , 483–532 гг.
- Мелитас, 532–537 гг.
- Геласиос, 537–546 гг.
- Георгий Оригенист, 547 г.
- Кассиан из Скифополя, 547–548 гг.
- Конон Ликийский, 548–568 гг.
- Стефанос Трихинас
- Никомедес, 614 [ а ]
- Джастин, 614 лет [ б ]
- Томас, 614 г. [ с ]
- Джон, гр. 649
- Никодим, 8 век. [ д ]
- Стратегиос
- Василий, 797–809 гг. [ и ]
- Джон, 808–825 гг.
- Давид, середина 9 века. [ ж ]
- Соломон, 864 г.
- Пол, 962 г.
- Джон, 1071–1072 гг.
- Марк, первая половина XI века.
- Марк Макринос
- Арсений, 12 век.
- Василий, 12 век. [ сомнительно – обсудить ]
- Василий, 12 век.
- Милет (Мелетий), 1163–1164 гг.
- Сабас, до 1187 г.
- Николая, 1229 г. [ г ]
- Джон, 1334 г.
- Марк, до ок. 1370 [ ч ]
- Стивен, 1370-е гг. [ я ]
- Пахомий, 15 век. [ Дж ]
- Максимос Ойкономос, 1533–1534 гг.
- Иоахим Валаш, 1540–1547 гг. [ к ]
- немцы
- Исайя, 1550 г.
- Нафанаил, 1566 г.
- Пахомий, 1577–1578 гг.
- Тимофей, 1581 г.
- Афансиос
- Христофор, 1593 г. [ л ]
- Даниэль, 1619 г.
- Galaktion, 1630
- Неофитос, 1649 г.
- Даниэль, гр. 1672 г. [ м ]
- Георгий Хиосский, 1682 г.
- Никиофор Кипрский, 1696 г.
- Герасим, 1704 г.
- Каллистос, 1705 г.
- Антимос, 1707 г.
- Каллиникос, 1710 г.
- Герасим Ойкономос, 1714 г.
- Кириллос, 1714 г.
- Игнатий, 1722 г.
- Джеймс, 1724 г.
- Неофитос Смирнский, 1731 г.
- Парфений Константинопольский, 1732 г.
- Мелетий, 1733 г.
- Антимос Анатолиты, 1740 г.
- Симеон Баскополитес, 1744 г.
- Геннадий Янинский, 1745 г.
- Даниэль Мутаниотес, 1747 г.
- Анания Анатолит, 1749 г.
- Кирилл Амасейский, 1753 г.
- Иеремия, 1753 г.
- Никифор Янинский, 1754/5 г.
- Кирилл, 1756 г.
- Амфилохий, 1757 г.
- Арсений Кипрский, 1758 г.
- Габриэль, 1759 г.
- Арсений Галатийский, 1760 г.
- Рафаэль Анатолий, 1761/2
- Мелетий Кипрский, 1763 г. (первый срок)
- Арсениос, 1766 г.
- Сильвестрос Анатолитес, 1767 г.
- Иоанникос, 1768 г.
- Мелетий Кипрский, 1769 г. (второй срок)
- Герасим Кипрский, 1770 г.
- Якобос Боскополитес, 1772 г.
- Мелехиседек Кипрский, 1775 г.
- Серафимы Анатолийцы, 1777 г.
- Каллиникос Цеританиотес, 1778 г.
- Якобос Албанец, 1779 г.
- Парфений Халдийский, 1782 г.
- Мелхиседек, 1786 г.
- Софроний, 1788 г.
- Иоахим Кипрский, 1790 г.
- Дионисий Пруссей, 1791 г.
- Антимос Филиппопольский, 1792 г.
- Григорий Косский, 1794 г.
- Михаил Кипрский, 18 век.
- Афанасий (второй срок)
- Каллиникос, 1804 г. (первый срок)
- Габриэль, 1806–1809 гг.
- Афанасий, 1810 г. (третий срок)
- Каллиникос, 1813 г. (второй срок)
- Мисаэль Петрас, 1814 г.
- Паисий, 1817 г.
- Панкратий, 1818 г.
- Теодосиос Скопианос, 1820 г.
- Агапий Пелопоннесский, 1832 г.
- Феофан
- Евфимий Кипрский (первый срок)
- Исайя, 1837 г.
- Евфимий Кипрский, 1838 г. (второй срок)
- Симеон, 1843 г. (первый срок)
- Симеон, 1844 г. (второй срок)
- Неофитос Кипрский
- Иоасаф, 1845–1874 гг.
- Антимос, 1874 г.
- Сильвестрос из Леукаса, 1918–1932 гг.
- Николаос Прусский, 1932–1937 гг.
- Сабас Элассонский, 1937–1957 гг.
- Серафим Кифирский , 1957–2003 гг.
- Евдоким, 2003–
Примечания
[ редактировать ]- ^ бежал в Аравию во время сасанидского вторжения
- ^ настоятель общины монастыря святого Анастасия.
- ^ настоятель вернувшихся
- ^ при нем Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский . к общине присоединились
- ^ был свидетелем мученической смерти двадцати монахов в 797 году и переписывался с Феодором Студийским в 809 году.
- ^ отправил Георгия, одного из кордовских мучеников.
- ^ принимал Святого Савву
- ^ епископ Дамаска в 1370-х годах.
- ^ настоятель во время визита Агрефени
- ^ настоятель сербской общины
- ^ переселил монастырь с 50 монахами.
- ^ настоятель во время визита Трифона Коробейникова
- ^ подписал акты Иерусалимского Синода.
См. также
[ редактировать ]- Война Святого Саввы
- Серафим Саввайтис
- Феодор и Феофан называли Грапти (770–840-е гг.), монахи, получившие образование в Мар-Сабе, противники иконоборчества.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторически лавра общиной, но сегодня большинство лавр имеют такое название только по историческим была полуотшельнической монашеской причинам и следуют более централизованному общежительному режиму.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрич, Джозеф (2011). Исследования по археологии и истории Кесарии Приморской: Caput Judaeae, Metropolis Palaestinae . Том 77 Древнего иудаизма и раннего христианства. БРИЛЛ. п. 147. ИСБН 978-9004175112 . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Мельхем, Ахмад (9 мая 2016 г.). «Древний палестинский монастырь на рассмотрении ЮНЕСКО» . Эл Монитор . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ «Монастырь Мар Саба» . WysInfo.com . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ Документы Византийского монашеского фонда в онлайн-публикациях Думбартон-Оукс . Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д «Монастырь Святого Саввы – Иерусалим » из альбома, изданного Маром Саба в Православный монастырь Саввы, Харпер Вудс , Мичиган Получено 6 октября.
- ^ Бьянки, Давиде (2021). От византийского периода до исламского правления: преемственность и упадок монашества за рекой Иордан (PDF) . Философско-исторические классовые меморандумы, Том 527 / Археологические исследования, Том 31. Вена: Австрийская академия наук. п. 201. ИСБН 978-3-7001-8648-9 . Проверено 22 сентября 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Трейгер, Александр (2021). «Раздел VI». В Папайоанну, Стратис (ред.). Оксфордский справочник по византийской литературе . Издательство Оксфордского университета. п. 642. ИСБН 978-0-19-935176-3 . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Брок, Себастьян П. (2012). «Синай: место встречи грузинского языка с сирийским и христианским палестинским арамейским», на Кавказе между Востоком и Западом . Тбилиси, стр. 482–494.
- ^ Гамильтон, Бернард; Йотишки, Эндрю (22 октября 2020 г.). Латинское и греческое монашество в государствах крестоносцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108915922 .
- ^ «800-летняя свинцовая печать монастыря Святого Саввы» . все о Иерусалиме.com . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Панченко (24 августа 2021 г.). Арабское христианство между Османским Левантом и Восточной Европой . БРИЛЛ. стр. 30–33. ISBN 978-90-04-46583-1 . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Панченко, Константин (2016). Арабские православные христиане при османах: 1516-1831 гг . Издательство Свято-Троицкой семинарии. стр. 140–47.
- ^ Мортон Смит, Климент Александрийский и тайное Евангелие от Марка (издательство Гарвардского университета), 1973 г.
- ^ «История рукописи Архимеда» . Проект «Архимед Палимпсест» . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Патрич, Джозеф. «Сабаитское наследие: вводный обзор» , в книге Дж. Патрича (ред.), Сабаитское наследие в Православной церкви с пятого века до наших дней (Лувен: Петерс, 2001), стр. 1–30, стр. 25– 27 (Приложение: Список игуменов ).
Библиография
[ редактировать ]- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1883). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 3. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины . (стр. 219 , 232 )
- Герен, В. (1869). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 3. Париж: L’Imprimerie Nationale. (стр. 92 - 101 )
- Герен, В. (1874). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 2: Самария, пт. 1. Париж: L’Imprimerie Nationale. ( 14–19 ) стр .
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины . (стр. 347 )
- Прингл, Д. (1998). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: LZ (за исключением Тира) . Том. II. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-39037-0 . (стр. 258 - 268 )
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Бостон: Крокер и Брюстер . (стр. 26 , 249 )
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер . (Робинсон и Смит, 1841, т. 3, 2-е приложение, стр. 123 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор Западной Палестины, карта 18: IAA , Wikimedia commons
- Фотографии Мар Сабы в Манар аль-Атар фотоархиве
- Древние церкви Святой Земли
- Христианские монастыри, основанные в V веке.
- Заведения V века в Византийской империи
- 439 заведений
- Греческие православные монастыри в Государстве Палестина
- Церковные здания в Иерусалимском королевстве
- Отношения Грузия (страна) и Государство Палестина
- Христианские монастыри на Западном берегу
- Туристические достопримечательности Государства Палестина
- Лавры