Индо-греческие религии
Часть серии о |
Индо-Греческое царство |
---|
![]() |
Индо -греки исповедовали множество религий во время своего правления на северо-западе Индийского субконтинента со 2-го века до нашей эры до начала 1-го века нашей эры. В дополнение к поклонению классическому пантеону греческих божеств, найденному на их монетах (например, Зевсу , Гераклу , Афине , Аполлону ), индо-греки были связаны с местными религиями, особенно с буддизмом , а также с индуизмом и зороастризмом .
буддизм
[ редактировать ]После того, как греко-бактрийцы оккупировали части северной Индии примерно в 180 г. до н.э., зафиксированы многочисленные случаи взаимодействия между греками и буддизмом.
Обращение Менандра
[ редактировать ]
Документально подтверждено, что Менандр I , «король-спаситель», обратился в буддизм и описывается в буддийских текстах как великий благодетель религии. Менандр, похоже, прозелитизировал веру в своих владениях, подобно Маурьяну Ашоке и будущему кушанскому императору Канишке. Он известен своими диалогами с буддийским монахом Нагасеной , переданными нам в « Милинда Панхе» , в которых объясняется, что он стал буддийским архатом :
«И после, насладившись мудростью Старца, он (Менандр) передал свое царство сыну и, оставив домашнюю жизнь ради бездомного состояния, возвысился в проницательности и сам достиг архатства!»
- Вопросы короля Милинды , перевод Т.В. Риса Дэвидса .
В другом индийском сочинении, Ступавадане Ксемендры, в форме пророчества упоминается, что Менандр построит ступу в Паталипутре. [3]

Плутарх также представляет Менандра как пример доброжелательного правления и объясняет, что после его смерти честь поделиться его останками претендовала на различные города, находившиеся под его правлением, и они были закреплены в «памятниках» (μνημεία, вероятно, ступах ), в параллель с историческим Буддой :
«Но когда некий Менандр, милостиво царствовавший над бактрийцами, впоследствии умер в лагере, города действительно по общему согласию совершили его похороны; но, дойдя до спора о его мощах, они с трудом были наконец приведены к такому соглашению, что его прах будет раздан, каждый должен унести равную долю, и все должны воздвигнуть ему памятники».
была Ступа Буткара «монументализирована» добавлением эллинистических архитектурных украшений во время индо-греческого правления во 2 веке до нашей эры. [5]
В некоторых буддийских надписях также упоминается имя Менандра, что указывает на активную буддийскую деятельность под его покровительством:
«На 14-й день Картики, в правление Махараджи Минадры, (в году...), (телесная реликвия Будды), которая наделена жизнью... была установлена. (Телесная реликвия) Сакамуни, наделенного жизнью...»
— Надпись на гробу Баджаура. [6]
Буддийский прозелитизм
[ редактировать ]Есть записи об участии греков в буддийских паломничествах. Говорят, что во время правления Менандра греческий ( палийский : Йона , букв. « Ионический ») буддийский монах Махадхаммаракхита ( санскрит : Махадхармараксита, букв. «Великий защитник Дхармы » ) прибыл из Аласандры (считавшейся Александрией Кавказ , город, основанный Александром Великим , недалеко от сегодняшнего Кабула ) с 30 000 монахов для церемонии закладки Маха Тупы («Великой ступы »), построенной царем Дуттхагамани в Анурадхапуре в Шри-Ланке около 130 г. до н. э., что указывает на важность буддизма. внутри греческих общин на северо-западе Индии и выдающуюся роль, которую играли в них греческие буддийские монахи:

«Из Аласанды, города Йонов, прибыл старший Йона Махадхаммараккхита с тридцатью тысячами монахов ».
Записано несколько буддийских посвящений греков в Индии, например, посвящение греческого меридарха (гражданского губернатора части провинции) по имени Теодор , описывающего в Харошти , как он хранил реликвии Будды. Надписи были найдены на вазе внутри ступы, датированной правлением Менандра или одного из его преемников в I веке до нашей эры (Тарн, стр. 391):
«Меридарх Теодор хранил мощи Господа Шакьямуни для блага народных масс»
- (Сватская надпись на реликтовой вазе Меридарха Теодора) [8]
Хотя распространение буддизма в Среднюю и Северную Азию обычно связывают с кушанами , столетием или двумя позже, существует вероятность, что он мог быть занесен в эти области из Гандхары «еще раньше, во времена Деметрия и Менандра». ". [9] Однако есть некоторые текстовые свидетельства, позволяющие предположить, что буддизм гораздо раньше проник в Среднюю Азию, по крайней мере, в ограниченной форме: первых двух учеников Будды звали Тапассу и Бхалика , из региона Балхика (нынешний Балх и санскрит). для Бактрии), и хотя нельзя с уверенностью предполагать, что на их обратном пути произошла какая-либо обширная просилетизация, то, что санскритское название Бактрии, происходящее от имени бактрийско-буддийского ученика, наводит на мысль о некотором раннем влиянии. Бхаллика и Тапассу оба были путешественниками, и, по крайней мере, история их обращения и санскритская номенклатура их родного региона иллюстрируют возможность ранней передачи инфекции по местным торговым путям.
Буддийская символика
[ редактировать ]

Примерно с 180 г. до н. э. Агафокл и Панталеон , вероятные преемники Деметрия I в « Паропамисадах» , и первые греческие цари, выпустившие квадратные двуязычные монеты индийского стандарта (на брахми ), изображали буддийского льва вместе с индуистской богиней Лакшми .
На некоторых монетах Агафокла индийского стандарта также изображена шестиарочная ступа и дерево в перилах, типичный символ дерева Бодхи в раннем буддизме. [10] Эти монеты демонстрируют беспрецедентную готовность адаптироваться к каждому аспекту местной культуры: форме чеканки, размеру монеты, языку и религии.

Позже некоторые индо-греческие монеты включают буддийский символ колеса с восемью спицами, например монеты Менандра I , а также его возможного внука Менандра II . На этих монетах колесо связано с греческими символами победы — либо ладонью победы, либо победным венком, вручённым богиней Никой . Эта символика привела некоторых к выводу, что Менандр еще при жизни принял буддийскую мантию «Чакравартина»; букв., «тот, ради кого вращается колесо закона», в западных текстах переводится как «Царь колеса».
Вездесущий символ слона мог быть связан, а мог и не быть связан с буддизмом. На некоторых сериях монет Антиалкида слон имеет то же отношение к Зевсу и Нике, что и буддийское колесо на монете Менандра II , что предполагает общее значение обоих символов. Некоторые из более ранних монет царя Аполлодота I напрямую связывают слона с буддийской символикой, например, холм ступы, увенчанный звездой, который также можно увидеть, например, на монетах Империи Маурьев или монет позднего королевства Кунинда . И наоборот, бык, вероятно, связан с Шивой и часто описывается в эректильном состоянии, как на монетах I. Аполлодота
Также после правления Менандра I несколько индо-греческих правителей, такие как Агафоклея , Аминтас , Никий , Пеуколаос , Гермей , Гиппострат , Менандр II и Филоксен, изображали себя или своих греческих божеств, образующих правой рукой благословляющий жест. [12] идентична буддийской витарка мудре (большой и указательный пальцы соединены вместе, остальные пальцы вытянуты), что в буддизме означает передачу учения Будды.

Точно в то же время, сразу после смерти Менандра, некоторые индо-греческие правители также начали носить на своих монетах палийский титул «Дхармикаса», что означает «последователь Дхармы » (титул великого индийского буддийского царя Ашоки) . был Дхармараджа «Царь Дхармы»). [13] Это использование было принято Стратоном I , Зойлом I , Гелиоклом II , Теофилом , Пеуколаосом , Менандром II и Архебиосом .

В целом, обращение Менандра I в буддизм, предложенное Милиндой Панхой , похоже, спровоцировало использование буддийской символики в той или иной форме на монетах почти половины королей, которые стали его преемниками. В частности, все цари после Менандра, которые, как зафиксировано, правили в Гандхаре (кроме малоизвестного Деметрия III ), в той или иной форме демонстрируют буддийскую символику. Напротив, ни один из царей, правление которых ограничивалось Пенджабом, не выказывал буддийских знаков, за исключением могущественного Гиппострата , который, вероятно, взял под свою защиту многих гандхарских греков, бежавших от индо-скифов . [14]
Рельеф II века до нашей эры из буддийской ступы в Бхархуте , в восточном Мадхья-Прадеше (сегодня находится в Индийском музее в Калькутте ), изображает иностранного солдата с вьющимися волосами грека и королевской повязкой на голове с распущенными концами греческого короля. В левой руке он держит ветку плюща , символа Диониса . Кроме того, части его платья с рядами геометрических складок имеют характерный эллинистический стиль. На его мече изображен буддийский символ трёх драгоценностей, или Триратана .

На одном фризе Санчи , датированном II веком до нашей эры в период Сатаваханы , также изображены преданные в греческой одежде и занятия. Мужчины изображены с короткими вьющимися волосами, часто скрепленными повязкой , которую обычно можно увидеть на греческих монетах . Одежда тоже греческая: туники , накидки и сандалии. Музыкальные инструменты также весьма характерны, например, двойная флейта, называемая авлос . видны карниксоподобные Также рога . Все они празднуют у входа в ступу. Эти люди, вероятно, были соседними индо-греками. [15]
Изображение Будды
[ редактировать ]
индо-греки, возможно, положили начало антропоморфным изображениям Будды в скульптуре, возможно, уже во II-I веках до нашей эры По мнению Фуше и других, . Ступные конструкции времен Менандра, такие как ступа Буткара , включали ниши, которые предназначались для размещения статуй или фризов, что является признаком раннего буддийского описательного искусства во времена индо-греков. [16] Известны также китайские фрески, на которых изображен император Хань У, поклоняющийся статуям Будды, привезенным из Средней Азии в 120 г. до н.э.

Фуше особенно считал эллинистических отдельно стоящих Будд «самыми красивыми и, вероятно, самыми древними из Будд», относя их ко 2-1 векам до нашей эры во время правления Менандра и делая их отправной точкой антропоморфных изображений Будды. Будда:
«По правде говоря, никогда еще обстоятельства не были более благоприятными, чем во время правления [Менандра] (между 150 и 100 гг. до н.э.), для того, чтобы заложить зародыш всего последующего развития греко-буддийского искусства путем создания индо-греческого типа Будды. "
- «Начало буддийского искусства», Альфред Фуше, стр. 127. [17]
Готовность древних греков представлять и поклоняться местным божествам также засвидетельствована в Египте с созданием бога Сераписа в эллинистическом стиле, адаптации египетского бога Аписа , или во Фригии с эллинистическим изображением ранее аниконической Кибелы . Напротив, индийское буддийское искусство было традиционно аниконическим (Будда изображался только с помощью символов), а иранская традиция (представленная индо-парфянами I века ) также не представляла своих божеств в человеческом обличье. [18] Индо-китайская традиция также объясняет, что Нагасена , также известный как буддийский учитель Менандра , создал в 43 году до нашей эры в городе Паталипутре статую Будды, которая, как полагают, является Изумрудным Буддой , которая в настоящее время находится в Таиланде .

Стилистически индо-греческие монеты обычно демонстрируют очень высокий уровень эллинистического художественного реализма, который резко снизился около 50 г. до н. э. с вторжениями индо-скифов , юэчжи и индо-парфян . Первые известные статуи Будды также очень реалистичны и эллинистичны по стилю и больше соответствуют художественному уровню до 50 г. до н.э., который можно увидеть на монетах. Это позволяет предположить, что первые статуи были созданы между 130 г. до н. э. (смерть Менандра) и 50 г. до н. э., точно в то время, когда буддийская символика появилась на индо-греческих монетах. С этого времени Менандр и его преемники, возможно, были ключевыми пропагандистами буддийских идей и представлений: «Распространение гандхарского буддизма могло быть стимулировано королевским покровительством Менандра, как и развитие и распространение гандхарской скульптуры, которая, по-видимому, сопровождал это» (Мак Эвилли, «Форма древней мысли», стр. 378)
Изображение Будды может быть связано и с его прогрессирующим обожествлением, которое обычно связывают с распространением индийского принципа бхакти (личной преданности божеству). Бхакти - это принцип, который развился в религиозном движении Бхагавата и, как говорят, пронизал буддизм примерно с 100 г. до н.э. и стал фактором, способствующим изображению Будды в человеческом облике. Связь индо-греков с движением Бхагаваты задокументирована в надписи на столбе Гелиодора , сделанной во время правления индо-греческого царя Антиалкида (ок. 115–95 гг. до н.э.). В то время отношения с шунгами, похоже, улучшились, и, похоже, произошел некоторый уровень религиозного обмена. Моментом, когда пыл бхакти мог столкнуться с эллинистической художественной традицией, был около 100 г. до н.э.
Большинство ранних изображений Будды (особенно стоящего Будды) являются анэпиграфическими, что затрудняет получение точных данных. Самым ранним известным изображением Будды с приблизительными указаниями на дату является Бимаранская шкатулка , которая была найдена похороненной вместе с монетами индо-скифского царя Азеса II (или, возможно, Азеса I ), что указывает на дату 30-10 гг. до н.э. [20] хотя эта дата не бесспорна. Такая датировка, а также общий эллинистический стиль и поза Будды на бимаранском ларце (эллинистическая трактовка платья, позиция контрапоста ) сделали бы его возможным индо-греческим произведением, использовавшимся в посвящениях индо-скифами сразу после окончания Индо-греческого правления в районе Гандхары . Поскольку он уже отображает довольно сложную иконографию ( Брахма и Шакра как помощники, Бодхисаттвы ) в продвинутом стиле, можно предположить, что к тому времени уже были распространены гораздо более ранние изображения Будды, восходящие к правлению индо-греков ( Альфред А. Фуше и др.):
«Мне кажется весьма вероятным, что неизвестный художник, создавший первоначальную модель [Будды], был яваном , одновременно художником и философом, который принадлежал как к Греции, так и к Индии».
- Марио Буссагли, «L'art du Gandhara», стр. 378 (французское издание)
Вопрос о чеканке монет
[ редактировать ]

Антропоморфное изображение Будды полностью отсутствует в индо-греческих монетах. Это может свидетельствовать о том, что индо-греческие цари уважали индийское аниконическое правило в отношении буддийских изображений, ограничиваясь только буддийской символикой ( колесо дхармы , сидящий лев). Согласно этой точке зрения, фактическое изображение Будды было бы более поздним явлением, обычно датируемым I веком нашей эры, возникшим в результате спонсорства индо-скифов , индо-парфян и кушанов и выполненным греками, а позже и индийцами. и, возможно, римские художники. Датировка греко-буддийских статуй в целом неясна, но они, по крайней мере, твердо установлены с I века нашей эры.
Другая возможность состоит в том, что индо-греки, возможно, не считали Будду строго Богом, а скорее как человеческого мудреца или философа , в соответствии с традиционной буддийской доктриной Никайи . Подобно тому, как в древности философов обычно изображали в статуях (но, конечно, не на монетах), образ Будды, естественно, встречался только на скульптурах.
Наконец, индо-греки вначале действительно изображали индийские ( индуистские ) божества на своих монетах (монетах Агафокла около 180 г. до н. э.), но это произошло только один раз, и этот эксперимент больше никогда не повторялся ни одним царем. [22] Хотя известно, что индогреки в целом сочувствовали индийским религиям, очевидно, по какой-то причине они решили больше не изображать индийских божеств на своих монетах.
индуизм
[ редактировать ]
Первые известные двуязычные монеты индо-греков были выпущены Агафоклом около 180 г. до н.э. Эти монеты были найдены в Ай-Хануме , великом греко-бактрийском городе на северо-востоке Афганистана, но на них впервые присутствует индийское письмо ( письмо брахми , которое использовалось во времена империи Маурьев ). На монетах изображены различные индийские иконографии: Кришна - Васудева с его большим колесом с шестью спицами ( чакра ) и раковиной (шанка), и его брат Санкаршан - Баларама с его плугом (хала) и пестиком (масала), оба ранние аватары Вишну . [23] Квадратные монеты вместо обычных греческих круглых монет также соответствовали индийскому стандарту чеканки. Танцующие девушки на некоторых монетах Агафокла и Панталеона также иногда считаются изображениями Субхадры , сестры Кришны.
Эти первые выпуски во многих отношениях были недолговечным экспериментом. Индуистские антропоморфные божества больше никогда не были представлены в индо-греческих монетах (хотя бык на огромном количестве последующих монет, возможно, символизировал Шиву, как слон мог символизировать буддизм. В качестве альтернативы бык, по мнению Фуше , символизирует рождение Будды). , которое произошло в месяце Вайчакха (апрель–май), известном буддистам как Весак , под зодиакальным знаком Тельца , во время полнолуния), [24] и письмо брахми было немедленно заменено письмом харошти , происходящим от арамейского языка . Однако общая практика чеканки двуязычных монет и сочетания греческой и индийской иконографии, иногда в греческом, а иногда в индийском стандарте, продолжалась в течение следующих двух столетий.
В любом случае, эти монеты предполагают сильное присутствие индийских религиозных традиций на северо-западе Индийского субконтинента в то время, а также готовность греков признавать и даже продвигать их. В художественном отношении они, как правило, указывают на то, что греки не особенно сопротивлялись изображениям местных божеств, что имеет некоторое отношение к более позднему появлению образа Будды в эллинистическом стиле.
Надпись на столбе Гелиодора — еще одно эпиграфическое свидетельство взаимодействия греков и индуизма. Столб был установлен около 110 г. до н.э. в центральной , греческим послом индо Индии на месте Видиши Гелиодором - греческого царя Антиалкида при дворе шунга царя Бхагабхадры . Столб был увенчан скульптурой Гаруды и, по-видимому, был посвящен Гелиодором храму Васудевы .
- «Этот Гаруда-стандарт Васудевы ( Вишну ), Бога Богов.
- был возведен здесь Бхагаватой Гелиодором ,
- сын Диона, житель Таксилы ,
- послан великим греческим ( Йоной ) королем
- Антиалкид, будучи послом в
- Царь Касипутра Бхагабхадра, Спаситель
- сын принцессы из Бенареса , на четырнадцатом году его правления».
- ( надпись на столбе Гелиодора )
Зороастризм
[ редактировать ]
Большая иранская культура и религия, по-видимому, имели большое влияние среди западных индо-греков, которые, располагаясь вокруг Паропамисад , жили в прямом контакте с культурной сферой Центральной Азии и восточными районами Парфянской империи . Изображения зороастрийского божества Митры , изображенного в лучистой фригийской шапке , широко встречаются на индо-греческих монетах западных царей.
Этот Зевс-Митра также изображен сидящим (с глориолой вокруг головы и небольшим выступом на макушке, изображающим шапку) на многих монетах Гермея , Антиалкида или Гелиокла II , или, возможно, даже раньше того времени. Евкратида I , на монетах которого фигура идентифицируется как божество-покровитель города Каписа .
Будущий Будда Майтрейя , обычно изображаемый сидящим на троне в западном стиле и почитаемый как в махаянском, так и в немахаянском буддизме, иногда считается находящимся под влиянием Митры. «Некоторые ученые предполагают, что он (Майтрейя) изначально был связан с иранским спасителем Митрой, и что его более позднее значение для буддистов как будущего Будды, проживающего на небесах Тусита и который станет последователем Будды Шакьямуни, проистекает из этого источника». (Кеун, Буддийский словарь)
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Авари, Бурджор (2016). Индия: Древнее прошлое: история Индийского субконтинента с 7000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Рутледж. п. 167. ИСБН 978-1-317-23673-3 .
- ^ Хинубер, Оскар фон (2000). Справочник по палийской литературе . Вальтер де Грюйтер. п. 83–86, параграф. 173-179. ISBN 9783110167382 .
- ↑ Ступавадана, глава 57, т.15. Цитаты в E.Seldeslachts.
- ^ Плутарх «Политические заповеди», стр. 147–148.
- ^ «De l'Indus a l'Oxus: археология Центральной Азии», Пьерфранческо Каллиери, стр. 212: «Распространение эллинистических влияний в архитектуре Свата со второго века до нашей эры также подтверждается археологическими поисками в Свате. святилище Буткара I, ступа которого в то же время была «монументализирована» базальными элементами и декоративными нишами, заимствованными из эллинистической архитектуры».
- ^ Н.Г. Маджундар "Шкатулка правления Менандра", Epig.Ind.XXIV. Цитируется по «Индо-грекам, индо-скифским и индо-парфянским монетам», Бопеараччи, стр.19.
- ^ Глава XXIX Махавамсы : Текст
- ↑ Оригинальный текст надписи на языке гандхари : «Theudorena meridakhena pratithavida ime sarira sakamunisa bhagavato bahu-jana-stitiye». Текст
- ^ Пури, 1987: стр. 19.
- ^ "Отчетливо индийские религиозные типы, по-видимому, встречаются на монетах, отчеканенных двумя греческими принцами - "дерево в перилах" и "Чайтья" на некоторых монетах Агафокла и "Колесо", которое обоснованно отождествляется с "колесом". Закона» (Дхарма-чакра) буддизма, на одной из многочисленных валют Менандра «Эллинизм в древней Индии», Банерджи, стр.136
- ^ Бопеараччи 4А и примечание 4; Бопеараччи и Рахман -; СНГ АНС
- ^ Упоминается в Бопеараччи.
- ^ «Перекресток Азии», стр. 12. Также в «Таксиле» Джона Маршалла: «К этому времени и титул (Дхармикаса), и символ (Дхармачакра) были неразрывно связаны с буддизмом, и их использования было вполне достаточно, чтобы провозгласить приверженность царя этой религии», стр. 33
- ^ Тарн
- ^ «Путеводитель по Санчи» Джон Маршалл. Эти «иностранцы, похожие на греков», также описаны у Сьюзен Хантингтон, «Искусство древней Индии», с. 100
- ^ «Они (ниши) предназначались для размещения фигурного панно, барельефа или чего-то в этом роде» Доменико Фасенна, «Буткара I»
- ^ Также «Буддийское искусство Гандхары», Маршалл, стр. 101.
- ^ «В отличие от Ирана, греко-бактрийские культы часто используют изображения своих божеств». Горшенина Светлана ; Рапен, Клод (2001). «Глава 4: От первых цивилизаций до эллинистической эпохи – … найдено в Ай-Хануме». От Кабула до Самарканда: Археологи Центральной Азии . Сборник « Открытия Галлимара / Археология» (№ 411) (на французском языке). Париж: Editions Gallimard. п. 83. ИСБН 978-2-070-76166-1 .
В отличие от Ирана, греко-бактрийские культы часто апеллируют к изображениям божества.
- ^ Столица была найдена с реликварием и монетой Азеса II , захороненной у ее основания, что позволяет надежно датировать скульптуру более ранним 20 г. до н.э. Городской музей древнего искусства Турина: ссылка на текст и фотографии: Terre Lontane > O2. Архивировано 12 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «В искусстве Гандхары первым известным изображением стоящего Будды, датированным приблизительно, является изображение Бимаранского реликвария, которое специалисты относят к индо-скифскому периоду, а точнее к правлению Азеса II» (Кристин Сакс, «De l'Indus à l'Oxus»).
- ^ «Перекресток Азии», стр. 141.
- ^ Боппеараччи
- ^ Перекресток Азии, стр. 62.
- ^ «Начало буддийского искусства» Альфред Фуше, фото I.
Ссылки
[ редактировать ]- Банерджи, Гауранга Натх (1961). Эллинизм в древней Индии . Дели: Мунши Рам Манохар Лал. ISBN 0-8364-2910-9 . ОСЛК 1837954.
- Бордман, Джон (1994). Распространение классического искусства в древности . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03680-2 .
- Бопеараччи, Осмунд (2003). От Инда до Окса, Археология Центральной Азии (на французском языке). Латте: Ассоциация имаго-музеев латте. ISBN 2-951667922 .
- Бопеараччи, Осмунд (1991). Греко-бактрийские и индо-греческие монеты, Каталог Raisonné (на французском языке). Национальная библиотека Франции. ISBN 2-7177-1825-7 .
- Бопеараччи, Осмунд (1993). Индо-греческие, индо-скифские и индо-парфянские монеты в Смитсоновском институте . Вашингтон: Национальная нумизматическая коллекция, Смитсоновский институт . ОСЛК 36240864.
- Бопеараччи, Осмунд, изд. (2005). Афганистан, древний перекресток между востоком и западом (на французском и английском языках). Бельгия: Бреполи. ISBN 2-503-51681-5 .
- Буссагли, Марио; Франсин Тиссо; Беатрис Арналь (1996). Искусство Гандхары (на французском языке). Париж: Универсальный французский книжный магазин. ISBN 2-253-13055-9 .
- Камбон, Пьер (2007). Афганистан, найденные сокровища (на французском языке). Музей Гиме . ISBN 978-2-7118-5218-5 .
- Эррингтон, Элизабет; Джо Крибб; Мэгги Кларингбулл; Фонд Древней Индии и Ирана ; Музей Фицуильяма (1992). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Кембридж: Фонд Древней Индии и Ирана. ISBN 0-9518399-1-8 .
- Фачценна, Доменико (1980). Буткара I (Сват, Пакистан) 1956–1962, Том III 1 . Рим: IsMEO (Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока).
- Фольц, Ричард К. (2010). Религии Шелкового пути: домодернистские модели глобализации . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1 .
- Халкиас, Г. (2014). «Когда греки обратили Будду: асимметричная передача знаний в индо-греческих культурах». В Фолькере Рабенсе (ред.). Торговля и религии: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом . Брилл. стр. 65–115. дои : 10.1163/9789004255302_005 . ISBN 978-90-04-25530-2 .
- Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-860560-9 .
- Ловенштейн, Том (2002). Видение Будды: Буддизм, путь к духовному просветлению . Лондон: Дункан Бэрд. ISBN 1-903296-91-9 .
- Маршалл, Джон Хьюберт (1956). Таксила. Иллюстрированный отчет об археологических раскопках, проведенных в Таксиле (3 тома) . Дели: Мотилал Банарсидасс.
- Маршалл, Джон Хьюберт (2000). Буддийское искусство Гандхары: история ранней школы, ее зарождения, роста и упадка . Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. ISBN 81-215-0967-Х .
- МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли. Сравнительные исследования греческой и индийской философии . Allworth Press и Школа визуальных искусств. ISBN 1-58115-203-5 .
- Митчинер, Джон Э.; Гарга (1986). Юга Пурана: критически отредактированная, с английским переводом и подробным введением . Калькутта, Индия: Азиатское общество. ISBN 81-7236-124-6 . ОСЛК 15211914.
- Нараин, АК (2003). Индо-греки . Издательская корпорация БР. ISBN 0-19-561046-6 . «переработанное и дополненное» из издания Oxford University Press 1957 года.
- Нараин, АК (1976). Типы монет индо-греческих царей . Чикаго, США: Издательство Ares Publishing. ISBN 0-89005-109-7 .
- Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0372-8 .
- Саломон, Ричард. «Надпись «Авака» и происхождение эпохи Викрама». 102 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Селдеслахтс, Э. (2004). «Конец пути для индо-греков?» . Ираника Антика . 39 : 249–296. дои : 10.2143/IA.39.0.503898 .
- Старший, RC (2006). Индо-скифские монеты и история. Том IV . Классическая нумизматическая группа, Inc. ISBN 0-9709268-6-3 .
- Тарн, WW (1984). Греки в Бактрии и Индии . Чикаго: Арес. ISBN 0-89005-524-6 .
- Токио Кокурицу Хакубуцукан ; Хёго Кенрицу Бидзюцукан (2003). Александр Великий: культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии : Токио Кокурицу Хакубуцукан Токио . .