Jump to content

Столб Гелиодора

Координаты : 23 ° 32'59 "с.ш. 77 ° 48'00" в.д.  /  23,5496 ° с.ш. 77,7999 ° в.д.  / 23,5496; 77,7999
(Перенаправлено с Гелиодура )
Столб Гелиодора
Столп Гелиодора в Видише , Индия .
Созданный 113 г. до н.э.
Период/культура конец 2 века до н.э.
Место Видиша , Мадхья-Прадеш , Индия .
Текущее местоположение Видиша , Индия

Столп Гелиодора — каменная колонна, воздвигнутая около 113 г. до н. э. в центральной Индии. [ 1 ] в Беснагаре ( Видиша ), Мадхья-Прадеш . Столб Гелиодор (посол) назвал Гаруда-штандартом , имея в виду божество Гаруду . Столп обычно называют в честь Гелиодора, который был послом индо-греческого царя Антиалкида из Таксилы и был отправлен к индийскому правителю Бхагабхадре . [ 2 ] посвящение, написанное шрифтом брахми На колонне было написано , в честь Васудевы ( Кришны ), Дева-дева , «Бога богов» и Верховного Божества. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Столп также прославляет индийского правителя как «Бхагабхадру-спасителя». Столб представляет собой стамбху , которая символизирует соединение земли, космоса и неба и, как считается, обозначает «космическую ось» и выражает космическую целостность Божества. [ 3 ]

Столб Гелиодора расположен недалеко от слияния двух рек, примерно в 60 километрах (37 миль) к северо-востоку от и в 4 километрах Бхопала, в 11 километрах (6,8 миль) от буддийской ступы Санчи (2,5 мили) от индуистского Удаягири . места [ 7 ]

Столб был обнаружен Александром Каннингемом в 1877 году. Две крупные археологические раскопки, проведенные в 20 веке, показали, что столб является частью древнего храма Васудевы. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Помимо религиозных писаний, таких как Бхагавад-гита , эпиграфические надписи на колонне Гелиодора и надписи Хатибада Госунди содержат некоторые из самых ранних известных сочинений о преданности Васудеве-Кришне и раннем вайшнавизме и считаются первыми археологическими свидетельствами его существования. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 6 ] Столп называют одним из самых ранних сохранившихся записей об иностранце, обращенном в вайшнавизм . [ 15 ] [ 6 ] Альтернативная интерпретация состоит в том, что посвящение иностранным богам было для греков всего лишь логической практикой, направленной на присвоение своей местной власти и не может рассматриваться как «обращение» в индуизм. [ 16 ]

Местоположение и опросы

[ редактировать ]

Обзор Александра Каннингема в 1874–1875 гг.

[ редактировать ]
Первоначальная реконструкция колонны Гелиодора Каннингемом в 1874–1875 гг.

Столб был впервые обнаружен Александром Каннингемом в 1877 году недалеко от древнего города Беснагар в окрестностях Видиши в центральной Индии. Беснагар был основан недалеко от слияния рек Бетва и Халали (бывшая река Байс и основа «Бес»-нагара). [ 17 ] Этот плодородный регион имел историческое значение, поскольку находился на торговом пути между северной долиной Ганга, Деканом и южноиндийскими королевствами субконтинента. [ 17 ] Участок Беснагар находится на северо-восточной периферии слияния, недалеко от Санчи и Удаягири , древних и имеющих значение для буддизма и индуизма . [ 7 ] [ 18 ]

Вершина веерной пальмы, по предположению Каннингема, принадлежала колонне Гелиодора.

Когда Каннингем впервые увидел ее, колонна была густо покрыта ритуально нанесенной красной пастой (киноварь). Этот инкрустированный столб был объектом поклонения и ритуального жертвоприношения животных. [ 17 ] Рядом с красным столбом находился высокий земляной холм, а на вершине холма священник построил свой дом и окружил его сложной стеной. [ 17 ] Местные жители в то время называли столб Хамба Баба или Кхам Баба . [ 17 ] [ 19 ]

Каннингем, заядлый британский археолог, которому приписывают множество открытий древних памятников на субконтиненте, не увидел никаких надписей из-за толстой коры, окружающей столб. Тем не менее он почувствовал его историческое значение по форме и видимым особенностям, таким как венчающий герб, резной веер, розетки, граненая симметрия, сливающаяся в круглое сечение. [ 17 ] Он также предположил, что под корой может быть надпись, и назвал столб «самым любопытным и новым» из всех его открытий. [ 17 ] Рядом с стоящим столбом Беснагара Каннингем нашел остатки вершины веерной пальмы, которая, по его мнению, изначально принадлежала столбу. [ 20 ] Предположив, что эта сломанная часть была частью стоящей колонны, он нарисовал составную версию. [ 20 ] Известно, что дизайн веерной пальмы связан с поклонением Самкаршане - Балараме , еще одному из героев Вришни . [ 21 ]

Неподалеку Каннингем нашел на земле капитель второй колонны с эмблемой в виде макары (мифическая композиция слона, крокодила и рыбы). [ 20 ] Основываясь на форме колокола, который он считал «истинно ашоканским», он предположил, что эта сломанная часть была частью утраченной колонны периода Ашокана. [ 20 ] [ 17 ] Далее, примерно в километре, Каннингем нашел капитель третьего столба аналогичного стиля с эмблемой в виде кальпадрумы (дерева желаний). Каннингем предположил, что это открытие также каким-то образом связано с столбом Беснагар. [ 22 ] Известно, что изображение дерева кальпы связано с богиней Шри Лакшми . [ 23 ]

Более поздние исследования показали, что вершина веерной пальмы не могла поместиться, а обнаружение надписи на столбе позволило предположить, что сооружение венчает эмблема Гаруды. [ 24 ]

Второе обследование 1909–1910 гг.

[ редактировать ]
Столб Гелиодора около 1908–09 гг.

Между 1909 и началом 1910 года, почти через 30 лет после открытия столба, небольшая индийско-британская археологическая группа во главе с Х. Х. Лейком повторно посетила это место. [ 25 ] После того, как толстая красная корка была очищена, они обнаружили шрифтом Брахми надписи . Джон Маршалл сообщил об обнаруженных надписях, и, ко всеобщему удивлению, более длинная надпись относилась к греческому послу по имени Гелиодор II века до нашей эры и божеству Васудеве. Дополнительная надпись меньшего размера на колонне перечисляла человеческие добродетели, как позже выяснилось, из стиха Махабхараты . [ 22 ] [ 26 ] [ 27 ]

Столб Гелиодора, раскопки 1913–1915 гг.

Столб и необычные надписи привлекли внимание двух крупных археологических раскопок. Первый был завершен между 1913 и 1915 годами при Бхандаркаре, но остался незавершенным, поскольку священник заблокировал усилия, ссылаясь на права на свой дом и сложные стены, которые его предки построили над курганом. [ 22 ] [ 28 ] [ 29 ] Вторые раскопки были завершены между 1963 и 1965 годами под руководством Харе, который убедил местных жителей перенести свою религиозную практику в место рядом с деревом неподалеку и переселить семью священника. Археологи вторых раскопок имели полный доступ к месту столба Беснагар. [ 22 ] [ 28 ] [ 9 ]

Третий опрос 1913–1915 гг.

[ редактировать ]
Поперечное сечение столба Гелиодора, зарисованное во время археологических раскопок 1913 года н.э.

Раскопки 1913–1915 годов, хотя и частичные, показали, что на территории современного Беснагара за последние 2000 лет произошли многочисленные наводнения, в результате которых образовался ил. [ 29 ] Частичные раскопки обнаружили обширное прямоугольное, квадратное и другое основание, а также множество кирпичных фундаментов, выровненных по основным осям. Были найдены и более разрушенные детали, плиты и капители. Относительное расположение позволило предположить, что столб Беснагар, вероятно, был частью более обширного древнего памятника. [ 29 ] [ 30 ] [ 4 ]

Четвертое обследование в 1963–1965 гг.

[ редактировать ]

Раскопки 1963–65 годов показали, что курган под снесенным домом священника более поздней эпохи содержал кирпичный фундамент для святилища ( гарбхагриха ) и залов с колоннами ( мандал ) эллиптического храма. Дальнейшие раскопки под фундаментом выявили другой фундамент, вероятно, более древнего храма. Фундамент, планировка и конструкции этих древних храмов были похожи на те, что были обнаружены в Читторгархе (Раджастан). [ 28 ] [ 31 ] Более комплексные раскопки под столбом и вокруг столба привели к открытию, что сам столб был намного глубже, имел границу между металлом и камнем, особенности, которые упустил ранний отчет Каннингема, и что со временем добавлялись вторичные фундаменты, чтобы соответствовать новому грунту. уровень после крупных наводнений. Кроме того, на этом месте было обнаружено еще много структур и предметов. [ 28 ] [ 9 ] Археологи обнаружили, что сама колонна Гелиодора была одной из восьми колонн, выровненных по оси север-юг. Эти открытия подтвердили, что столб Беснагарского Гелиодора был частью более обширного древнего храма. [ 28 ] [ 9 ] [ 31 ]

Таблетки

[ редактировать ]

Раскопки 1913 года показали, что значительная часть столба Гелиодора находится под платформой. Он расположен на остатках более древней колонны, вероятно, поврежденной наводнением. [ 32 ] Со временем отложился ил от различных наводнений, и в какой-то момент была добавлена ​​приподнятая платформа. Вал столба имеет опору из двух установочных камней, скрепленных слоем камня-металла. [ 32 ] [ 29 ] Над ним находилась необработанная каменная часть столба. Над необрезанной частью находится обрезанное восьмиугольное сечение. Первоначальный уровень земли находился примерно на 4,5 сантиметра выше места соединения необрезанной и обрезанной частей. [ 33 ] Над длиной с восьмигранной гранью расположен разрез столба с шестнадцатью гранями. Над шестнадцатой секцией находится тридцатидвухгранная секция, за которой находится короткая круглая секция колонны до самого верха, где находилась коронующая эмблема (ныне отсутствующая). [ 34 ] [ 28 ] Столб находится на высоте около 17,7 футов над квадратной платформой (со стороной 12 футов), а сама платформа находится на высоте около 3 футов над землей. [ 25 ] Видимая в настоящее время часть восьмиугольной секции колонны имеет высоту около 4 футов 10 дюймов. Шестнадцатая секция полностью видна, ее высота составляет 6 футов 2 дюйма. [ 25 ] Тридцать два также полностью видны, их высота составляет около 11,5 дюймов, а высота круглой секции — 2 фута и 2 дюйма. Капитель колокола имеет глубину около 1 фута 6 дюймов и ширину 1 фут 8 дюймов. Счеты представляют собой богато украшенный квадрат со сторонами 1 фут 7 дюймов. [ 25 ]

Структура и декоративные элементы столба Гелиодора. Первоначально столб поддерживал статую Гаруды , ныне утерянную или, возможно, находящуюся в музее Гуджари Махал в Гвалиоре . [ 35 ]

Орнаментальные полосы на столбе находятся на стыках секций восьмиугольника-шестнадцатой и шестнадцатой-тридцатисекундной. [ 34 ] [ 28 ] Нижняя орнаментальная полоса состоит из полурозеток, а верхняя орнаментальная полоса представляет собой гирлянду с птицами (хабар с цветами, листьями и свисающими лозами). Ранние ученые ошибочно приняли его за гусей (или лебедя), но более внимательное изучение показало, что это обычные голубеподобные птицы, а не гуси (или лебеди). [ 36 ] [ 28 ] Длина верхнего фестона составляет около 6,5 дюймов. [ 25 ] По словам Дональда Штадтнера, капители, найденные на месте столба Гелиодора, похожи, но во многом отличаются от капителей Сунга, найденных в Санчи. В находках Санчи отсутствуют птицы, вращающиеся по часовой стрелке, макара и полоса, найденная в Беснагаре. У них есть слоны и львы, которых нет в Беснагаре. [ 37 ] По словам Джулии Шоу, мотив слонов и львов обычно встречается в буддийском искусстве этого периода. «У этих двух стилей есть различия, но они отражают друг друга», - утверждает Шоу. [ 38 ]

Столб Гелиодора не имеет ни конической формы, ни полировки, как древние столбы Ашокана, найденные в Индии. [ 29 ] [ 39 ] Это также примерно половина диаметра столбов Ашоки. [ 40 ] Надписи Брахми находятся на восьмиугольной поверхности чуть ниже нижней орнаментальной полосы полурозеток. [ 41 ]

Раскопки 1963–1965 годов позволяют предположить, что на этом месте находился эллиптический храм – возможно, IV–III века до нашей эры – с кирпичным фундаментом и, вероятно, деревянной надстройкой. [ 42 ] [ 28 ] [ 43 ] Он был разрушен наводнением около 200 г. до н.э. Затем была добавлена ​​новая почва и поднят уровень земли, чтобы построить новый второй храм Васудевы с деревянной колонной (Гаруда дхваджа) перед эллиптическим храмом, обращенным на восток. [ 42 ] [ 28 ] Он тоже был разрушен наводнением где-то во 2 веке до нашей эры. [ 42 ] В конце II века до нашей эры, после некоторой подготовки земли, был перестроен еще один храм Васудевы, на этот раз с восемью каменными колоннами, выровненными по кардинальной оси север-юг. Из этих восьми столбов сохранился только один: столб Гелиодора. [ 42 ] [ 28 ]

Основная надпись на столбе Гелиодора, ок. 110 год до нашей эры .

На столбе две надписи. Надписи были проанализированы несколькими авторами, такими как Э. Дж. Рэпсон , [ 44 ] Спасибо, [ 27 ] Ричард Саломон , [ 5 ] и Шейн Уоллес. [ 4 ]

Текст надписей выполнен шрифтом брахми периода Сунга , языком является центрально-западный эпиграфический пракрит с небольшим количеством санскритизированных написаний. [ 5 ] Первая надпись описывает частное религиозное посвящение Гелиодора (Переводы: Ричард Саломон): [ 5 ]

Строка 1. Это Гаруда-штандарт Васудевы , бога богов.
Линия 2 была построена здесь Гелиодорой (Гелиодором), Бхагаватой,
Строка 3. сын Диона, человек Таххасилы ( Таксила ),
Строка 4. Греческий посол, пришедший от Великого Царя.
Строка 5. Амталикита ( Антиалкидас ) — королю
Строка 6. Касипутра Бхагабхадра, Спаситель,
Строка 7. Процветание в (его) четырнадцатый год правления. [ 45 ]

Вторая надпись на колонне, выполненная тем же шрифтом, повторяет стих из индуистского эпоса Махабхарата : [ 22 ] [ 26 ]

Строка 1. (Эти?) три шага к бессмертию, если следовать им правильно,
Линия 2. Ведёт в рай: контроль, щедрость и внимание. [ 45 ]

Личность царя Бхагабхадры в более длинной надписи оспаривается. Ранние ученые предположили, что он, возможно, был пятым правителем династии Сунга , как описано в некоторых пуранических списках. [ 5 ] Однако более поздние раскопки немецких археологов недалеко от Матхуры (Сонкх) показали, что династия Сунга могла закончиться до того, как был установлен столб Гелиодора. [ 22 ] Следовательно, вполне вероятно, что Бхагабхадра мог быть местным правителем. [ 22 ] Добродетели в более короткой надписи переводились разными учеными по-разному. Джон Ирвин, например, переводит это слово как «Сдержанность, отречение и прямота». [ 22 ]

Надписи на столбах Гелиодора
Перевод
(Английский)
Транслитерация
(оригинальный сценарий Брахми )
Надпись
( Пракрит в сценарии Брахми ) [ 4 ]

Это Гаруда — стандарт Васудевы , Бога богов.
был возведен здесь подвижником Гелиодором ,
сын Диона, житель Таксилы ,
послан великим Йоны царем Антиалкидасом в качестве посла
царю Касипутре Бхагабхадре ,
Спаситель сына принцессы из Варанаси ,
на четырнадцатом году его правления.

[ 46 ]

Три бессмертных заповеди (шаги)... при выполнении
ведут в рай: самоограничение , милосердие, сознательность

𑀤𑁂𑀯𑀤𑁂𑀯𑀲 𑀯𑀸(𑀲𑀼𑀤𑁂)𑀯𑀲 𑀕𑀭𑀼𑀟𑀥𑁆𑀯𑀚𑁄 𑀅𑀬𑀁
Девадеваса Ва[суде]васа Гарудадхвадже айам
𑀓𑀭𑀺𑀢𑁄 𑀇(𑀅) 𑀳𑁂𑀮𑀺𑀉𑁄𑀤𑁄𑀭𑁂𑀡 𑀪𑀸𑀕
мультфильм i[a] Гелиодорена бхага-
𑀯𑀢𑁂𑀦 𑀤𑀺𑀬𑀲 𑀧𑀼𑀢𑁆𑀭𑁂𑀡 𑀢𑀔𑁆𑀔𑀲𑀺𑀮𑀸𑀓𑁂𑀦
ватена Дияса путрена Таххасилакена
𑀬𑁄𑀦𑀤𑀢𑁂𑀦 𑀅𑀕𑀢𑁂𑀦 𑀫𑀳𑀸𑀭𑀸𑀚𑀲
Джонадатена Агатена Махараджас
𑀅𑀁𑀢𑀮𑀺𑀓𑀺𑀢𑀲 𑀉𑀧𑀁𑀢𑀸 𑀲𑀁𑀓𑀸𑀲𑀁𑀭𑀜𑁄
Амталикитаса упа[ṃ]та самкасам-раньо
𑀓𑀸𑀲𑀻𑀧𑀼𑀢𑁆𑀭𑀲 𑀪𑀸𑀕𑀪𑀤𑁆𑀭𑀲 𑀢𑁆𑀭𑀸𑀢𑀸𑀭𑀲
Касипут[р]аса [Бх]агабхадраса трараса
𑀯𑀲𑁂𑀦 (𑀘𑀢𑀼)𑀤𑀲𑁂𑀁𑀦 𑀭𑀸𑀚𑁂𑀦 𑀯𑀥𑀫𑀸𑀦𑀲
васена [чату]дасена раджена вадхаманаса


𑀢𑁆𑀭𑀺𑀦𑀺 𑀅𑀫𑀼𑀢𑁋𑀧𑀸𑀤𑀸𑀦𑀺 (𑀇𑀫𑁂) (𑀲𑀼)𑀅𑀦𑀼𑀣𑀺𑀢𑀸𑀦𑀺
Трини амута𑁋падани (я меня) (су)анутитани
𑀦𑁂𑀬𑀁𑀢𑀺 𑀲𑁆𑀯(𑀕𑀁) 𑀤𑀫 𑀘𑀸𑀕 𑀅𑀧𑁆𑀭𑀫𑀸𑀤
нейамти сва(гам) правый чага апрамада

Адаптировано на основе транслитерации Э. Дж. Рэпсона , [ 44 ] Спасибо, [ 27 ] Ричард Саломон , [ 5 ] и Шейн Уоллес. [ 4 ]
Натирание столба Гелиодора (инвертированные цвета). Текст написан шрифтом брахми Сунга периода . [ 5 ] Для недавней фотографии .

Столица Гаруда

[ редактировать ]
Рельеф с изображением переносной колонны Гаруды, одного из древнейших изображений Гаруды, Бхархут , 100 г. до н.э. Возможно, это было похоже на капитель Гаруды на колонне Гелиодора. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

Капитель колонны Гелиодора Гаруды не был обнаружен в ходе исследований, но было высказано предположение, что она уже была раскопана Каннингемом, который не знал о принадлежности колонны Гаруде, и что остатки этой капители Гаруды были перенесены в музей Гвалиора вместе с другими артефактами, первоначально обнаруженными на этом месте. [ 50 ] В частности, фрагмент статуи в музее Гвалиора, состоящий из птичьих лап, держащих нагу, с хвостовым концом, опирающимся на часть ведики, может соответствовать утраченной капители Гаруды столба Гелиодора. [ 51 ] [ 50 ] [ 52 ]

По словам Сьюзан Л. Хантингтон, капитель Гаруды на столбе Гелиодора, вероятно, была похожа на переносной штандарт Гаруды, изображенный на одном из самых современных рельефов в Бхархуте . [ 47 ] В Бхархуте можно увидеть человека верхом на лошади, держащего переносной столб-штандарт, увенчанный человеком-птицей, похожим на Киннару . [ 47 ] Та же концепция колонны Гаруды, возможно, была принята для колонны Гелиодора. [ 47 ] Кроме того, рельеф Бхархута был посвящен человеком из Видиши , города, где находится столб Гелиодора, как поясняется в прилагаемой дарственной надписи, которая предполагает, что столица Гаруды на рельефе Бхархута может быть просто имитацией столицы на бархуте. Столб Гелиодора. [ 47 ] Надпись шрифтом брахми рядом с рельефом колонны Гаруды в Бхархуте гласит: [ 47 ] [ 53 ]



𑀯𑁂𑀤𑀺𑀲𑀸 𑀘𑀸𑀧𑀤𑁂𑀯𑀸𑀬𑀸 𑀭𑁂𑀯𑀢𑀺𑀫𑀺𑀢𑀪𑀸𑀭𑀺𑀬𑀸𑀬 𑀧𑀣𑀫𑀣𑀪𑁄 𑀤𑀸𑀦𑀁
Ведиса Чападевая Реватимитабхарийайа патхаматхабхо данам

«Первый столп (это) дар Чападевайи, жены Реватимиты, из Ведисы»

- Надпись Бхархут A34 на угловой стойке перил юго-восточного квадранта. [ 53 ]

Ассоциация с другими героями Вришни

[ редактировать ]
Изображения божеств, вероятно, присутствовали в святилищах, примыкающих к колоннам, в стиле, очень похожем на их изображения на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. До н. Э.). Здесь Санкаршана и Васудева показаны со своими качествами. [ 54 ]

Рядом с колонной Гелиодора были найдены другие скульптуры и капители колонн, и считается, что они были посвящены родственникам Васудевы, также известным как герои Вришни и объекты поклонения Бхагаватам . [ 55 ] Это тала (капитель веерной пальмы), макара (крокодиловая) капитель, капитель из баньяна и возможная статуя богини Лакшми, также связанная с поклонением Бхагавату. [ 56 ] Так же, как Гаруда ассоциируется с Васудешей, капитель веерной пальмы обычно ассоциируется с Санкаршаной , а макара связана с Прадьюмной . [ 57 ] [ 58 ] Столица баньянового дерева с аштаниди связана с Лакшми. [ 56 ]

Присутствие этих капителей колонн, найденных рядом с колонной Гелиодора, позволяет предположить, что поклонение Бхагавате, хотя и сосредоточено вокруг фигур Васудевы и Самкаршаны, могло также включать поклонение другим божествам Вришни, таким как Прадьюмна , сын Васудевы. [ 58 ] Например, в Беснагаре мог существовать храм Прадьюмны или, по крайней мере, колонна Прадьюмны с эмблемой Макара могла быть включена в храм Васудевы. [ 58 ] По сути, находки вокруг колонны Гелиодора предполагают поклонение троице героев Вришни в это время и в этой области, состоящей из трех божеств Васудеши, Санкаршаны и Прадьюмны . [ 59 ]

Раскопки показывают, что эти различные столбы с их символическими капителями стояли в ряд на этом месте, и что столб Гелиодора был лишь одним из них, стоящим на северном конце линии. [ 60 ] [ 61 ] Хотя колонны являются аниконическими , вполне вероятно, что ныне утраченные скульптуры, изображающие божеств, во многом похожие на изображения Васудевы и Самкаршаны на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. До н. Э.), Были расположены в соседних святилищах. [ 54 ] Надпись на восьмиугольной колонне, найденной в соседнем Беснагаре , действительно упоминает «Гарудадваджу», установленную в храме Васудевы ( Васудева прасадауттама ) Гаутамипутрой Бхагаватой, что позволяет предположить, что столбов Гаруды могло быть два, так же, как было два столба в виде веерных пальм. , перед храмом Васудевы. [ 60 ]

Ассоциация с Гарудой

[ редактировать ]

Солнечная птица Гаруда — традиционное средство передвижения Васудевы. [ 65 ] В Махабхарате (вероятно, составленной между III веком до нашей эры и III веком нашей эры) [ 66 ] Гаруда появляется как средство передвижения Вишну . [ 67 ]

Однако понимание Васудевы как эманации Вишну, вероятно, появилось гораздо позже, поскольку в ранних свидетельствах нет ничего, что указывало бы на это: поклонение Васудеве между IV веком до нашей эры и II веком до нашей эры было поклонением воинам-героям, после за которым последует постепенное слияние с Вишну и Нараяной, развивающееся в период Кушана и достигающее кульминации в период Гуптов . [ 68 ]

Чуть позже надпись Нагари также показывает связь индуистского божества Нараяны с бхагаватизмом. [ 56 ] Вишну намного позже станет заметным в этой конструкции, так что к середине V века н.э., в период Гуптов , термин Вайшнав заменит термин Бхагавата для описания последователей этого поклонения, и теперь Вишну будет более популярен, чем Васудева. [ 56 ]

В 1910 году археологическая группа под руководством Х. Х. Лейка вновь посетила место столба Гелиодора и близлежащие курганы. Они нашли на колонне надписи Брахми и заметили несколько ошибок в раннем отчете Каннингема. [ 25 ] Они также нашли множество других обломков стен, секций колонн и сломанных статуй в разных курганах вдоль реки, в радиусе километра от колонны. Лейк предположил, что они по-разному связаны с буддизмом, индуизмом и джайнизмом. [ 69 ] Рядом со столбом Гелиодора его команда обнаружила Сапта-Матрики (семь матерей шактистской традиции индуизма), датируемые V–VI веками нашей эры. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Эти открытия позволяют предположить, что Беснагар, вероятно, был важным древним храмом и местом паломничества. [ 73 ] [ 74 ]

Храм Васудевы
Первоначальные раскопки
Эллиптический план Храма
Раскопки огромного храма Васудевы рядом со столбом Гелиодора. [ 75 ] Размеры Храма составляли 30х30 метров, а толщина стен составляла 2,4 метра. Остатки керамики относят это место ко II веку до нашей эры. [ 76 ] Дальнейшие раскопки также выявили очертания эллиптической храмовой конструкции меньшего размера, которая, вероятно, была разрушена к концу III века до нашей эры. [ 77 ] На заднем плане видны платформа и основание колонны Гелиодора.

Раскопки 1963–65 годов показали, что столб Гелиодора был частью древнего храма. Археологи обнаружили древний эллиптический фундамент, обширный пол и цоколь из жженого кирпича. фундаменты для всех основных компонентов индуистского храма – гарбхагрихи (святилища), прадакшинапаты (хода для обхода), антаралы (прихожей рядом со святилищем) и мандапы (зала собраний). Кроме того, были найдены [ 78 ] Стены этих секций имели толстое опорное основание. Эти основные остатки храма занимают площадь 30 х 30 м и 2,40 м. [ 79 ] В секциях были отверстия для столбов, в которых, вероятно, находились деревянные колонны надстройки храма наверху. В земле были железные гвозди, которые, вероятно, скрепляли деревянные столбы. [ 78 ] По словам Харе, надстройка храма, вероятно, была сделана из дерева, глины и других скоропортящихся материалов. [ 78 ]

Обнаруженная подземная структура была почти идентична древнему храмовому комплексу, обнаруженному в Нагари (Читторгарх, Раджастхан) – примерно в 500 километрах к западу от Видиши, и храм Нагари также датируется второй половиной I тысячелетия до нашей эры. . Археологические находки Васудевы Кришны на стоянке Матхура – ​​примерно в 500 километрах к северу, утверждает Кхаре, подтверждают, что Гаруда, Макара, найденные на этом месте, мотивы пальмовых листьев были связаны с ранним вайшнавизмом . Столп Гелиодора был частью древнего вайшнавского храма. [ 80 ] По словам Сьюзан Мишры и Химаншу Рэя, столб Гелиодора на территории Беснагара (2 век до н.э.) и Нагари (1 век до нашей эры), возможно, являются «самыми ранними индуистскими храмами», обнаруженными археологами. [ 81 ]

Археологические характеристики и значение

[ редактировать ]

Столп Гелиодора, довольно точно датируемый периодом правления Антиалкида (приблизительно 115–80 гг. до н. э.), является важным маркером эволюции индийского искусства в период Сунга. Это, после Столпов Ашоки , следующий столб, который явно связан с датируемой надписью. [ 40 ] Мотивы на колонне являются ключевыми для датировки некоторых архитектурных элементов близлежащего буддийского комплекса Санчи . Например, рельефы Ступы № 2 в Санчи датируются последней четвертью II в. до н.э. из-за их сходства с архитектурными мотивами на столбе Гелиодора, а также сходства палеографии надписей . [ 40 ] Оставшийся фрагмент столицы Гаруды находится в музее Гуджари Махал в Гвалиоре . [ 35 ]

Природа и эволюция Васудевы

[ редактировать ]
Божество, которому был посвящен столб Гелиодора: Васудева , изображенный на монете Агафокла Бактрийского , 190–180 гг. до н.э. [ 82 ] [ 83 ]

Васудева относится к «Кришне, сыну Васудевы », «Васудева» в удлиненной форме является вриддхи - производным от краткой формы Васудева , типа образования, очень распространенного в санскрите и означающего «принадлежащий, произошедший от». [ 84 ] Поклонение Васудеве, возможно, развилось из поклонения исторической личности, принадлежащей клану Вришни в районе Матхуры . [ 85 ] Он также известен как член пяти « героев Вришни ». [ 85 ] По словам Упиндера Сингха , «Васудева-Кришна был индийским богом, наиболее похожим на греческого бога Геракла ». [ 85 ] Он также был изображен на монетах Агафокла Бактрийского ок. 190-180 гг. до н.э. , что показывает, что к тому времени он уже широко считался божеством, и, согласно литературным свидетельствам, вероятно, еще в IV веке. [ 85 ] В колонне Гелиодора Васудеве-Кришне поклонялись как «Богу богов», Верховному Божеству. [ 86 ] В какой-то момент Васудева-Кришна стал ассоциироваться с Богом Нараяной - Вишну . [ 87 ] Эпиграфически эта ассоциация подтверждается надписями Хатибады Госунди I века до нашей эры. [ 88 ] Считается, что «к началу христианской эры поклонение Васудеве, Вишну и Нараяне объединилось». [ нужна ссылка ] В качестве третьего шага Васудева-Кришна был включен в концепцию Чатур-вьюха последовательных эманаций Бога Вишну. [ 87 ] Ко II веку нашей эры « концепция аватара находилась в зачаточном состоянии», и изображение Вишну с его четырьмя эманациями ( Чатур-вьюха ) начинает становиться видимым в искусстве в конце кушанского периода. [ 89 ]

На основании свидетельств о столбе Геллиодора было высказано предположение, что Гелиодор - один из первых зарегистрированных жителей Запада, обратившихся в вайшнавизм , чьи свидетельства сохранились. [ 90 ] Но некоторые ученые, в первую очередь А.Л. Башам [ 91 ] и Томас Хопкинс придерживаются мнения, что Гелиодор не был первым греком, принявшим бхагавата- кришнаизм . Хопкинс, заведующий кафедрой религиоведения Колледжа Франклина и Маршалла, сказал: «Гелиодор, по-видимому, не был первым греком, обратившимся в религиозные практики вайшнавов, хотя он, возможно, был тем, кто воздвиг колонну, которая сохранилась до сих пор. Конечно, он был тем, кто воздвиг колонну, которая сохранилась до сих пор. было множество других, включая короля, который послал его послом». [ 92 ] Профессор Кунджа Говинда Госвами из Калькуттского университета заключает, что Гелиодор «был хорошо знаком с текстами, посвященными религии Бхагаваты ». [ 14 ]


По словам индолога Эдвина Ф. Брайанта, Гелиодор обратился в религию Кришны в этот период. Об этом свидетельствует колонна, посвященная Гаруде, орлу-носителю Вишну, на которой есть надпись, в которой Гелиодор называет себя преданным Васудевы Кришны. Тот факт, что видный иностранный посланник принял традицию Кришны в первом веке до нашей эры, позволяет предположить, что к тому времени эта традиция уже укоренилась. Более того, существует несколько других надписей до нашей эры, созданных индийскими спонсорами традиции Васудевы Кришны. [ 6 ]

С другой стороны, посвящение Гелиодора Васудеве как верховному божеству могло быть просто дипломатическим жестом. [ 93 ] [ 94 ] Это также могло быть примером типично греческой религиозной практики: по мнению Гарри Фалька , для греков было логичной и нормальной практикой совершать посвящения иностранным богам, поскольку они были просто заинтересованы в присвоении своей силы, и это естественное греческое поведение. не может быть истолковано как «обращение в индуизм». [ 95 ]

Альтернативная интерпретация

[ редактировать ]

По мнению Аллана Далквиста, возможна альтернативная интерпретация надписи. Будду Шакьямуни тоже называли Бхагаваном , а Гелиодор происходил из Таксилы, где был силен буддизм. [ 96 ] Во время публикации Далквиста в 1962 году он заявил, что не было никаких доказательств того, что секта преданных Вишну-Кришны существовала в то время в Таксиле. [ 96 ] Наконец, по мнению Далквиста, нет определенных доказательств того, что Васудева обязательно должен относиться к Вишну-Кришне. [ 96 ] Как бог-бог, Васудева вполне может быть связан с Индрой , который играл ключевую роль в буддизме, заявил Далквист. [ 96 ]

Более поздние ученые поставили под сомнение анализ и предположения Далквиста. [ 97 ] Койпер критикует его за интерпретацию сомнительного источника Мегасфена , игнорируя все «указания на обратное», и оспаривает трактовку доказательств Далквистом. [ 98 ] Греческие тексты, описывающие древнюю Индию, содержат многочисленные упоминания, предполагающие существование Вишну-Кришны до времен Гелиодора. Например, мало кто сомневается, что Метора в древнегреческих текстах — это то же самое, что Матхура , Сурасеной — это Шурасена , Геракл Индии — Хари-Кришна, Клейсобора — это Кришна-пура. [ 99 ] [ 100 ] Точно так же ранние буддийские источники предоставляют свидетельства поклонения Кришне, например, « Ниддеша» , в которой несколько уничижительно упоминаются как Васудева, так и Баладева. [ примечание 1 ] Сказки Джатаки также включают историю о Кришне. [ 99 ] Гелиодор обратился в религию Кришны, когда служил посланником. Надпись на столбе Гелиодора обычно датируется концом II века до нашей эры или примерно 100 годом до нашей эры и приписывается Гелиодору, как свидетельство его преданности секте вайшнавов Васудева. [ 99 ] [ 102 ]

[ редактировать ]

Во время раскопок Беснагара, проведенных археологами Лейком и Бхандаркаром, был найден ряд дополнительных надписей, например, одна в Видише. Там также упоминаются термины, связанные с вайшнавами. В одной из этих надписей есть упоминание о другом Бхагавате, установившем колонну Гаруды (ваханы Вишну) в «лучшем храме Бхагавата» после того, как царь правил двенадцать лет. [ 29 ]

Столп из соседнего буддийского Санчи , Столп 25, считается современником столба Гелиодора и также датируется II веком до нашей эры. [ 103 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Датировка Ниддесы является спорной темой. Он варьируется от 4 века до нашей эры до периода после Ашоки, но не позднее 1 века до нашей эры. [ 99 ] [ 101 ]
  1. ^ Авари, Бурджор (2016). Индия: Древнее прошлое: история Индийского субконтинента с 7000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Рутледж. п. 167. ИСБН  978-1-317-23673-3 .
  2. ^ Журнал истории Индии . Кафедра современной истории Индии. 1973.
  3. ^ Jump up to: а б Девадева , «Бог богов», Верховное Божество в Подходы к иконологии . Архив Брилла. 1985. с. 41. ИСБН  978-90-04-07772-0 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия Шейн Уоллес, 2016, стр.222-223
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ричард Саломон 1998 , стр. 265–267.
  6. ^ Jump up to: а б с д Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN  978-0-19-803400-1 .
  7. ^ Jump up to: а б Джулия Шоу (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 xliv, cxliv. ISBN  978-1-315-43263-2 .
  8. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 166–176.
  9. ^ Jump up to: а б с д Доктор медицинских наук Харе 1975г .
  10. ^ Кришна: Прекрасная легенда о Боге: Шримад Бхагавата Пурана . Пингвин Великобритания. 04.12.2003. ISBN  978-0-14-191337-7 .
  11. ^ Осмунд Бопеараччи , 2016, Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства
  12. ^ Бурджор Авари (2016). Индия: Древнее прошлое: история Индийского субконтинента с 7000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Рутледж. стр. 165–167. ISBN  978-1-317-23673-3 .
  13. ^ Ромила Тапар (2004). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. стр. 216–217. ISBN  978-0-520-24225-8 .
  14. ^ Jump up to: а б К.Г. Госвами, Исследование вайшнавизма (Калькутта: Агентство восточной книги, 1956), с. 6
  15. ^ Авари, Бурджор (2016). Индия: Древнее прошлое: История Индийского субконтинента с ок. 7000 г. до н.э. — 1200 г. н.э. Рутледж. п. 167. ИСБН  978-1-317-23673-3 .
  16. ^ «Почитание Васудевы, как это делал Гелиодор во времена Антиалкида, следует рассматривать не как «обращение» в индуизм, а, скорее, как результат поиска наиболее полезных местных сил, поддерживающих собственные традиции в чужой одежде». в Фальк, Гарри . Посвящения в греческом стиле . п. 40.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джон Ирвин 1974 , с. 166.
  18. ^ MD Khare 1967 , стр. 21–24.
  19. ^ Роулинсон, Х.Г. (Хью Джордж), 1880–1957 Бактрия, история забытой Империи.
  20. ^ Jump up to: а б с д Каннингем, Александр (1880). Отчет о поездках в Бунделькханнд и малва, том X 1874–75 . стр. 41–42.
  21. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 72–73 и 81.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джон Ирвин 1974 , с. 168.
  23. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 72–73.
  24. ^ Годовой отчет Археологической службы Индии за 1913–1914 годы . 1917. с. 189 .
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Х. Озеро (1910). Беснагар (JRAS, Том XXII) . Королевское азиатское общество. стр. 135–138.
  26. ^ Jump up to: а б Хемачандра Райчаудхури (1923). «Махабхарата и Беснагарская надпись Гелиодора» Журнал Азиатского общества Бенгалии . XVIII .
  27. ^ Jump up to: а б с Суктханкар, Вишну Ситарам, Мемориальное издание В. С. Суктханкара, Том. II: Аналекта, Бомбей: Издательство Карнатак, 1945, стр.266.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Доктор медицинских наук Харе 1967г .
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж Д. Р. Бхандаркар (1915), Раскопки в Беснагаре , Годовой отчет за 1913–1914 годы, Археологическая служба Индии, Government of India Press, страницы 186–225 с пластинами; Годовой отчет ASI за 1914–15 годы, страницы 66–81; Отчет ASI Western Circle 1915 г., Раскопки , страницы 59–71 с пластинами.
  30. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 167–170 с рисунком 1.
  31. ^ Jump up to: а б Джон Ирвин 1974 , стр. 169–176 с рисунками 2 и 3.
  32. ^ Jump up to: а б Джон Ирвин 1974 , стр. 168–170.
  33. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 168–173.
  34. ^ Jump up to: а б Джон Ирвин 1974 , стр. 171–173.
  35. ^ Jump up to: а б Буддийские пейзажи в Центральной Индии, Джулия Шоу, 2013, стр.89.
  36. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 173–175.
  37. ^ Дональд Штадтнер 1975 , стр. 101–102.
  38. ^ Джулия Шоу (2013). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, с третьего века до нашей эры до пятого века нашей эры . Левобережная пресса. стр. 89–90. ISBN  978-1-61132-344-3 .
  39. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 172–173.
  40. ^ Jump up to: а б с Буддийские пейзажи в Центральной Индии, Джулия Шоу, 2013, стр.88ff.
  41. Джон Ирвин 1974 , стр. 166–167, 172–173, табличка XI.
  42. ^ Jump up to: а б с д Джон Ирвин 1974 , стр. 166–170.
  43. ^ Агравала, Васудева С. (1977). Гупта Арт Том II .
  44. ^ Jump up to: а б Рэпсон, Э.Дж. (1914). Древняя Индия . п. 157 .
  45. ^ Jump up to: а б Ричард Саломон 1998 , стр. 266–267.
  46. ^ Археологическая служба Индии, Годовой отчет 1908-1909 гг., стр. 129.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж «Всадник на лошади держит переносной столб-штандарт (дхваджа стамбха), относящийся к стационарному типу, наблюдаемому со времен Маурьев и до Маурьев, здесь, вероятно, предназначенный как королевский знак отличия. Интересно отметить сходство между этим штандартом с его квадратом. счеты, капитель лотоса и существо-птица, называемое киннарой, и что, вероятно, было первоначальной концепцией столба Гелиодора Гаруда в Видисе. Поскольку эта конкретная скульптура Бхархут-ведики была посвящена человеком из Видисы , как указано в надписи. это сходство еще более примечательно и может указывать на то, что форма Бхархута была основана именно на столпе Ведики или на общем прототипе». в Хантингтон, Сьюзен Л. (1985). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Уэтерхилл. п. 66. ИСБН  978-0-8348-0183-7 .
  48. ^ Джон Ирвин 1974 , с. 11, рис. 10 .
  49. ^ Ирвин, Джон (1975). « Столпы «Ашокана»: переоценка доказательств – III: Столицы» . Журнал Берлингтон . 117 (871): 638. ISSN   0007-6287 .
  50. ^ Jump up to: а б Дасс, Мира I (2001). «Столп Хеллиодора из Беснагара: ЕГО столица и поклонение». Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 1136–1137. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44155935 .
  51. ^ Фотография предполагаемого постамента Гаруды Гелиодора в музее Гвалиора в: Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 28. ISBN  978-1-315-43263-2 . , обсуждается на стр.74
  52. ^ «Столп Гелиодора из Беснагара: его столица и поклонение». Журнал Азиатского общества Мумбаи 77–78: 32–41, 2002–2003 гг.
  53. ^ Jump up to: а б Людерс, Х. (1963). КОРПУС НАДПИСИ INDICARUM VOL II ЧАСТЬ II . ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЭПИГРАФ ИНДИИ ОТАКАМУНД. п. 26 , надпись А34.
  54. ^ Jump up to: а б Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 75. ИСБН  978-1-315-43263-2 .
  55. ^ Jump up to: а б с Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-222. ISBN  978-81-8424-568-4 .
  56. ^ Jump up to: а б с д и Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-224. ISBN  978-81-8424-568-4 .
  57. ^ Jump up to: а б с д Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 81.
  58. ^ Jump up to: а б с д и Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  59. ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  60. ^ Jump up to: а б Дасс, Мира I (2001). «Столп Хеллиодора из Беснагара: ЕГО столица и поклонение». Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 1137. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44155935 .
  61. ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN  978-1-315-43263-2 .
  62. ^ Jump up to: а б с Айяр, Сулочана (1987). Костюмы и украшения, изображенные на скульптурах музея Гвалиора . Публикации Миттала. п. 13. ISBN  978-81-7099-002-4 .
  63. ^ ВЕННО, Одетта (1958). «Макара в украшении древнеиндийских памятников: положения и функции». Азиатское искусство . 5 (3): 184. JSTOR   43484068 .
  64. Видно на оборотной стороне изображения под названием «Львиная столица – Удаягири – 5 век»: «Государственный археологический музей Гуджари Махала – Гвалиор» . Кевин Стэндидж . 15 апреля 2019 г.
  65. ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 74. ИСБН  978-1-315-43263-2 .
  66. ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 21. ISBN  978-0-19-005411-3 .
  67. ^ Махабхарата I, 33, 16–17. Саттон, Николас (2000). Религиозные доктрины в Махабхарате Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 100-1 149–150. ISBN  978-81-208-1700-5 .
  68. ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN  978-0-19-005412-0 .
  69. ^ Х. Х. Озеро (1910). Беснагар (JRAS, Том XXII) . Королевское азиатское общество. стр. 135–142.
  70. ^ Агравала, RC (1971). «Матрские рельефы в раннем индийском искусстве». Восток и Запад . 21 (1/2): 79–89, рис. 19–20. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29755650 .
  71. ^ Берксон, Кармель (2000). Жизнь формы в индийской скульптуре . Публикации Абхинава. п. 87. ИСБН  978-81-7017-376-2 .
  72. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 532. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
  73. ^ Д. Р. Патил 1949 , стр. 109–112.
  74. ^ Джон Ирвин 1974 , стр. 166–174.
  75. ^ Подходы к иконологии . Архив Брилла. 1985. с. 41. ИСБН  978-90-04-07772-0 .
  76. ^ Гош, А. (1967). Индийская археология 1963–64, обзор . АСИ. п. 17. дои : 10.5281/zenodo.3416858 .
  77. ^ Археологическое исследование Индии (1965). Индийская археология – обзор 1964–65 . стр. 19–20, БСН-3. дои : 10.5281/zenodo.1442629 .
  78. ^ Jump up to: а б с Доктор медицинских наук Харе, 1975 , стр. 92–93.
  79. ^ А., Гоша. Индийская археология: обзор 1963–64 . Калькутта: Археологические исследования Индии. п. 17.
  80. ^ MD Khare 1975 , стр. 92–95.
  81. ^ Мишра, Сьюзен Верма; Рэй, Химаншу Прабха (2016). Археология священных пространств: храм в Западной Индии, II век до н.э. – VIII век н.э. Рутледж. п. 5. ISBN  978-1-317-19374-6 .
  82. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 437. ИСБН  978-81-317-1120-0 .
  83. ^ Джоши, Нилаканта Пурушоттам (1979). Иконография Баларамы . Публикации Абхинава. п. 22. ISBN  978-81-7017-107-2 .
  84. ^ Фортсон (2004 : 116f)
  85. ^ Jump up to: а б с д Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  86. ^ Барнетт, Лайонел (2017). Индуистские боги и герои . Юпитер Пресс. п. 40. ИСБН  978-1-5378-1391-2 .
  87. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR   20111096 .
  88. ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  89. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
  90. ^ Авари, Бурджор (2016). Индия: Древнее прошлое: История Индийского субконтинента с ок. 7000 г. до н.э. — 1200 г. н.э. Рутледж. п. 167. ИСБН  978-1-317-23673-3 .
  91. ^ А.Л. Бэшам, Чудо, которым была Индия , 3-е изд. (Оксфорд: Taplinger Pub. Co., 1967), с. 60.
  92. ^ Стивен Дж. Гелберг, изд. Харе Кришна Харе Кришна (Нью-Йорк: Grove Press, Inc., 1983), стр. 117
  93. ^ «То ли в качестве дипломатического жеста, то ли в результате личного убеждения, Гелиодор объявил себя Бхагаватой, что к тому времени, очевидно, означало признание Васудевы верховным божеством; и колонны, которую он посвятил богу» в Максвелл, Т.С. (1997). Боги Азии: образ, текст и значение . Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН  978-0-19-563792-2 .
  94. ^ «Даже если утверждение о надписи Брахми на памятнике интерпретировать скорее как дипломатический акт, чем как настоящую преданность богу Васудеве...» Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 126. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
  95. ^ «Почитание Васудевы, как это делал Гелиодор во времена Антиалкидаса, следует рассматривать не как «обращение» в индуизм, а, скорее, как результат поиска наиболее полезных местных сил, поддерживающих собственные традиции в чужой одежде». в Фальк, Гарри. Посвящения в греческом стиле . п. 40.
  96. ^ Jump up to: а б с д Аллан Далаквист (1962), Мегасфен и индийская религия: исследование мотивов и типов , Motilal Banarsidass Publ., стр.167
  97. ^ Бенджамин Прешес-Солис (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 29–30. ISBN  978-0-89581-226-1 .
  98. ^ FBJ Kuiper (1969), Обзор Мегасфена и индийской религии, Исследование мотивов и типов Аллана Далквиста , Indo-Iranian Journal, Vol. 11, № 2 (1968–69), стр. 142–146, Brill Academic, страницы 142–146.
  99. ^ Jump up to: а б с д Эдвин Ф. Брайант (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 5–6. ISBN  978-0-19-972431-4 .
  100. ^ Взгляды большинства ученых против Далаквиста см., например. Захариас П. Танди (1993). Будда и Христос: Рождественские истории и индийские традиции . БРИЛЛ Академик. стр. 97, примечание 49. ISBN.  90-04-09741-4 .
  101. ^ Ричард Саломон; Эндрю Гласс (2000). Гандхарская версия Сутры о носороге: Британская библиотека, Хароштхи, фрагмент 5B . Вашингтонский университет Press. стр. 14 со сноской 12. ISBN.  978-0-295-98035-5 .
  102. ^ Ашока и его преемники , Британская энциклопедия.
  103. ^ Jump up to: а б Мархолл, «Путеводитель по Санчи» с.95 Столп 25 . Текст, являющийся общественным достоянием

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

23 ° 32'59 "с.ш. 77 ° 48'00" в.д.  /  23,5496 ° с.ш. 77,7999 ° в.д.  / 23,5496; 77,7999

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a3fe974fd6272811c0aaf59fe149a1b__1722215280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/1b/9a3fe974fd6272811c0aaf59fe149a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heliodorus pillar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)