Yakovlev Yak-52
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2009 г. ) |
Yak-52 | |
---|---|
![]() | |
Yak-52 | |
Роль | Двухместный учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Yakovlev Аэростар |
Первый полет | 1976 |
Введение | 1979 |
Статус | Оперативный |
Основные пользователи | Советские ВВС ДОСААФ |
Произведено | 1978–1998 |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-50 |
Развитый в | Yakovlev Yak-53 |


Як -52 ( русский : Яковлев Як-52 ) — советский учебно- тренировочный самолет , который впервые поднялся в воздух в 1976 году. Он производился в Румынии с 1977 по 1998 год компанией Aerostar как Як-52 , которая получила права на производство по соглашению в рамках бывшая СЭВ . социалистическая торговая организация [ 1 ] Як-52 создавался как тренажер высшего пилотажа для курсантов советской учебной организации ДОСААФ , готовившей гражданских летчиков-спортсменов и военных летчиков. В настоящее время Як-52 используется в соревнованиях Международной авиационной федерации среди популярных моторных самолетов (FAI) по высшему пилотажу Як-52, чемпионате мира по высшему пилотажу . [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Потомок одноместного соревновательного пилотажного Як-50 , цельнометаллический Як-52 оснащен Веденеева М14П девятицилиндровым звездообразным двигателем мощностью 268 кВт (360 л.с.) .
Поскольку самолет создавался в качестве военно-учебного самолета, при его разработке был учтен ряд особенностей первых послевоенных истребителей: в частности, тандемная компоновка кабины (приборная панель, конструкция сидений, система открытия кабины), конструкция хвостового оперения. , трехопорное шасси, фюзеляж смешанной конструкции (монокок со стальными трубами), внутренние закрылки, расположение органов управления, панели доступа по бокам фюзеляжа, даже расположение радиоантенны и габаритные размеры самолета, во многом соответствующие Як-17 УТИ Учебно-тренировочный истребитель (кодовое наименование НАТО «Магнит»).
Самолет имеет топливную и масляную системы, позволяющие летать в перевернутом положении продолжительностью до двух минут. Двигатель приводит в движение двухлопастной воздушный винт изменяемого шага, вращающийся против часовой стрелки, из дерева и стекловолокна .
Имея пустую массу 998 кг (2200 фунтов), Як-52 маневрен и очень эффективен в качестве пилотажа. Тем не менее, летать и приземляться также легко. Он использовался в международных соревнованиях по высшему пилотажу до продвинутого уровня. Он выдерживает нагрузки до +7 и –5 G, кренится (вправо) со скоростью более 180 градусов в секунду (измеренная до 352 градусов в секунду вправо) и способен выполнять все маневры из каталога Aresti .
Як-52, как и большинство советских военных самолетов, был спроектирован для работы в суровых условиях с минимальным обслуживанием. Одной из его ключевых особенностей, необычной для западных самолетов, является обширная пневматическая система. Запуск двигателя, шасси , закрылки и колесные тормоза имеют пневматический привод. Сферические баллоны для хранения воздуха, пополняемые компрессором с приводом от двигателя, расположены за задней кабиной, а их содержимое отображается на приборных панелях. Рабочее давление составляет от 10 до 50 бар (от 145 до 725 фунтов на квадратный дюйм), а аварийный контур предназначен для опускания ходовой части, если нормальная подача исчерпана или компрессор выходит из строя. Кроме того, как основной, так и резервный баллоны можно заправлять из порта на земле сжатым воздухом, обычно из баллона с воздухом для подводного плавания . Наземное рулевое управление и торможение особенно требуют некоторой корректировки для пилотов, привыкших к гидравлике , поскольку в самолете используется дифференциальное торможение, управляемое педалями руля направления и ручным рычагом на ручке управления.
Шасси трехколесного велосипеда убирается, но в убранном положении оно остается частично открытым, обеспечивая как полезный уровень сопротивления при маневрах вниз, так и определенную защиту, если самолету придется приземлиться «колесами вверх».
Сейчас выпускается ряд «прозападных» версий Як-52. Предусмотрены замена существующей советской авионики , установка трехлопастного винта и модернизация М14ПФ мощностью 298 кВт (400 л.с.) на обычный двигатель М14П мощностью 360 л.с. , а также перевод на обычное шасси типа «хвостовое тягач» (Як-52ТД). некоторые модификации, внесенные в стандартный самолет. Существует также заводская версия Як-52ТВ с хвостовым тягачом компании Aerostar. TW имеет дополнительные 120 л (32 галлона США) запаса топлива в двух дополнительных крыльевых баках, двигатель M14PF, трехлопастной винт, электрический старт и современные приборы.
16 апреля 2004 года модернизированный вариант Як-52М совершил полет в России. Он оснащен модернизированным двигателем М-14Х, трехлопастным воздушным винтом и другими модификациями.
Несмотря на отсутствие вооружения, Як-52 использовался Украиной во время российского вторжения на Украину , чтобы сбить российский разведывательный беспилотник Орлан-10 над Одессой в апреле 2024 года. [ 3 ] и сбить беспилотник ZALA 8 июня 2024 года. [ 4 ] Изображения, размещенные в социальных сетях, позволяют предположить, что как минимум один Як-52 сбил до восьми дронов. [ 5 ] Як-52 Низкая скорость сваливания позволяет самолету преследовать дроны и выполнять маневры на более низких скоростях, что позволяет пулеметчику на заднем сиденье самолета поражать дроны с близкого расстояния. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Yak-52
- Двухместный учебно-тренировочный самолет с Веденеева М-14П мощностью 360 л.с. (268 кВт). девятицилиндровым радиально-поршневым двигателем
- Yak-52B
- Двухместный легкий штурмовик, вооруженный двумя ракетными блоками УБ-32-57, каждая из которых способна нести до 32 ракет С-5 класса «воздух-земля» . [ нужна ссылка ]
- Yak-52M
- Модернизированная версия 2003 года с радиально-поршневым двигателем Веденеева М-14Х. Он оснащен трехлопастным винтом, новой авионикой и системой эвакуации экипажа. [ 6 ]
- Як-52
- Румынское обозначение Як-52 [ 7 ] производства Аэростар .
- Аэростар Кондор
- Западная версия, предложенная Aerostar, с двигателем Lycoming O-540 . [ 7 ]
- Иак-52В
- Вестернизированная версия производства Aerostar с двигателем М-14П или М-14Х, но со всеми установленными западными приборами.
- Як-52ТВ
- Вестернизированная версия производства Aerostar с двигателем М-14П или М-14Х и хвостовым колесом вместо переднего. Эта версия имеет полностью западные приборы, глубоко модернизированное крыло, обеспечивающее уборку основных колес (компоненты гидротормоза и части стойки главной стойки по-прежнему выступают под крыло), а также увеличен объем топливных баков до 280 л.
- Иак-52ТД
- Модифицированный Як-52 с более мощным двигателем М-14ПК и хвостовым колесом производства ООО «Термикас» в Литве. Модификации включают в себя набор крыльев со встроенными пилотажными и перегоночными баками (общая емкость 230 литров), а также допускают полное складывание (никакие части шасси/основной стойки не выходят за пределы конструкции крыла). Бюллетень 60 (прочные соединения основного лонжерона) и Бюллетень 107 (установлена стальная накладка на главном лонжероне) также доработаны при доработке.
Военные операторы
[ редактировать ]


- ВВС Армении - 16
- Румынские ВВС - 12
- ДОСААФ России
- ДОСААФ Украины
Операционная история
[ редактировать ]Украина
[ редактировать ]Хотя Як-52 никогда не предназначался для использования в качестве боевой платформы «воздух-воздух», импровизация во время российско-украинской войны привела к тому, что платформа стала способна поражать БПЛА . [ 8 ]
27 апреля 2024 года над Одессой (Украина ) появились кадры с перспективы российского беспилотника, на которых видно, как украинские пилоты управляют Як-52 с открытым фонарем. Первый член экипажа, пилот, летал кругами вокруг дрона, в то время как второй член экипажа атаковал дрон из дробовика . [ 9 ] Сообщается, что с помощью этого метода Як-52 сбил 6 дронов «Орлан» серии 10/30 и 2 — беспилотники Zala 421-16E. Еще два смертельных случая связаны с попаданием молнии в один БПЛА на глазах у украинских пилотов, а еще одно - с столкновением дрона с птицей . [ 10 ]
Технические характеристики (Иак 52 (постройки Aerostar))
[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,745 м (25 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,30 м (30 футов 6 дюймов)
- Высота: 2,70 м (8 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 15,00 м 2 (161,5 кв. футов)
- Профиль : Кларк И.Н.
- Вес пустого: 1015 кг (2238 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1305 кг (2877 фунтов)
- Запас топлива: 122 л (32 галлона США; 27 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 Веденеева М-14П девятицилиндровый звездообразный двигатель мощностью 270 кВт (360 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт постоянной скорости В-530ТА-Д35.
Производительность
- Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 190 км/ч (120 миль в час, 100 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 85–90 км/ч (53–56 миль в час, 46–49 узлов), закрылки опущены, двигатель работает на холостом ходу.
- Никогда не превышайте скорость : 360 км/ч (220 миль в час, 190 узлов).
- Дальность: 550 км (340 миль, 300 миль) на расстоянии 500 м (1600 футов)
- Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
- Пределы g: +7/-5
- Скорость набора высоты: 5,00 м/с (985 футов/мин).
- Время набора высоты: от 15 минут до 4000 м (13 000 футов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История серийного производства ОКБ Яковлева» . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ «Результаты CIVA» . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ «Як-52 сбил российский беспилотник-разведчик в небе над Одессой» . Военный . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б "Военнослужащие Украины поднимают Як-52, чтобы сбить БПЛА "Зала"" . Военный . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Ньюдик, Томас (25 июня 2024 г.). «Сбитые следы Як-52 намекают на успех в войне дронов на Украине» . Зона боевых действий . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Страница не найдена [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1993, стр. 248–249.
- ^ Акс, Дэвид. «Украинские истребители в духе Первой мировой войны сбили еще больше российских дронов» . Форбс . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Стрелок из дробовика сбивает российские беспилотники с украинского самолета Як-52 — взгляд с неба вблизи» . ITC.ua. 30 июня 2024 г. Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Стрелок из дробовика сбивает российские беспилотники с украинского самолета Як-52 — взгляд с неба вблизи» . ITC.ua. 30 июня 2024 г. Проверено 30 июня 2024 г.
- Ламберт, Марк (редактор) «Все самолеты мира Джейн», 1993–94 гг . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993 г. ISBN 0-7106-1066-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]