Jump to content

Yakovlev Yak-52

(Перенаправлено с Як-52 )
Yak-52
Yak-52
Роль Двухместный учебно-тренировочный самолет
Производитель Yakovlev
Аэростар
Первый полет 1976
Введение 1979
Статус Оперативный
Основные пользователи Советские ВВС
ДОСААФ
Произведено 1978–1998
Разработано на основе Yakovlev Yak-50
Развитый в Yakovlev Yak-53
Yakovlev Yak-52s at 2007 Wings over Wairarapa airshow
Yak-52 at Kubinka (air base)

Як -52 ( русский : Яковлев Як-52 ) — советский учебно- тренировочный самолет , который впервые поднялся в воздух в 1976 году. Он производился в Румынии с 1977 по 1998 год компанией Aerostar как Як-52 , которая получила права на производство по соглашению в рамках бывшая СЭВ . социалистическая торговая организация [ 1 ] Як-52 создавался как тренажер высшего пилотажа для курсантов советской учебной организации ДОСААФ , готовившей гражданских летчиков-спортсменов и военных летчиков. В настоящее время Як-52 используется в соревнованиях Международной авиационной федерации среди популярных моторных самолетов (FAI) по высшему пилотажу Як-52, чемпионате мира по высшему пилотажу . [ 2 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Потомок одноместного соревновательного пилотажного Як-50 , цельнометаллический Як-52 оснащен Веденеева М14П девятицилиндровым звездообразным двигателем мощностью 268 кВт (360 л.с.) .

Поскольку самолет создавался в качестве военно-учебного самолета, при его разработке был учтен ряд особенностей первых послевоенных истребителей: в частности, тандемная компоновка кабины (приборная панель, конструкция сидений, система открытия кабины), конструкция хвостового оперения. , трехопорное шасси, фюзеляж смешанной конструкции (монокок со стальными трубами), внутренние закрылки, расположение органов управления, панели доступа по бокам фюзеляжа, даже расположение радиоантенны и габаритные размеры самолета, во многом соответствующие Як-17 УТИ Учебно-тренировочный истребитель (кодовое наименование НАТО «Магнит»).

Самолет имеет топливную и масляную системы, позволяющие летать в перевернутом положении продолжительностью до двух минут. Двигатель приводит в движение двухлопастной воздушный винт изменяемого шага, вращающийся против часовой стрелки, из дерева и стекловолокна .

Имея пустую массу 998 кг (2200 фунтов), Як-52 маневрен и очень эффективен в качестве пилотажа. Тем не менее, летать и приземляться также легко. Он использовался в международных соревнованиях по высшему пилотажу до продвинутого уровня. Он выдерживает нагрузки до +7 и –5 G, кренится (вправо) со скоростью более 180 градусов в секунду (измеренная до 352 градусов в секунду вправо) и способен выполнять все маневры из каталога Aresti .

Як-52, как и большинство советских военных самолетов, был спроектирован для работы в суровых условиях с минимальным обслуживанием. Одной из его ключевых особенностей, необычной для западных самолетов, является обширная пневматическая система. Запуск двигателя, шасси , закрылки и колесные тормоза имеют пневматический привод. Сферические баллоны для хранения воздуха, пополняемые компрессором с приводом от двигателя, расположены за задней кабиной, а их содержимое отображается на приборных панелях. Рабочее давление составляет от 10 до 50 бар (от 145 до 725 фунтов на квадратный дюйм), а аварийный контур предназначен для опускания ходовой части, если нормальная подача исчерпана или компрессор выходит из строя. Кроме того, как основной, так и резервный баллоны можно заправлять из порта на земле сжатым воздухом, обычно из баллона с воздухом для подводного плавания . Наземное рулевое управление и торможение особенно требуют некоторой корректировки для пилотов, привыкших к гидравлике , поскольку в самолете используется дифференциальное торможение, управляемое педалями руля направления и ручным рычагом на ручке управления.

Шасси трехколесного велосипеда убирается, но в убранном положении оно остается частично открытым, обеспечивая как полезный уровень сопротивления при маневрах вниз, так и определенную защиту, если самолету придется приземлиться «колесами вверх».

Сейчас выпускается ряд «прозападных» версий Як-52. Предусмотрены замена существующей советской авионики , установка трехлопастного винта и модернизация М14ПФ мощностью 298 кВт (400 л.с.) на обычный двигатель М14П мощностью 360 л.с. , а также перевод на обычное шасси типа «хвостовое тягач» (Як-52ТД). некоторые модификации, внесенные в стандартный самолет. Существует также заводская версия Як-52ТВ с хвостовым тягачом компании Aerostar. TW имеет дополнительные 120 л (32 галлона США) запаса топлива в двух дополнительных крыльевых баках, двигатель M14PF, трехлопастной винт, электрический старт и современные приборы.

16 апреля 2004 года модернизированный вариант Як-52М совершил полет в России. Он оснащен модернизированным двигателем М-14Х, трехлопастным воздушным винтом и другими модификациями.

Несмотря на отсутствие вооружения, Як-52 использовался Украиной во время российского вторжения на Украину , чтобы сбить российский разведывательный беспилотник Орлан-10 над Одессой в апреле 2024 года. [ 3 ] и сбить беспилотник ZALA 8 июня 2024 года. [ 4 ] Изображения, размещенные в социальных сетях, позволяют предположить, что как минимум один Як-52 сбил до восьми дронов. [ 5 ] Як-52 Низкая скорость сваливания позволяет самолету преследовать дроны и выполнять маневры на более низких скоростях, что позволяет пулеметчику на заднем сиденье самолета поражать дроны с близкого расстояния. [ 4 ]

Варианты

[ редактировать ]
Аэростар Иак-52
Yak-52
Двухместный учебно-тренировочный самолет с Веденеева М-14П мощностью 360 л.с. (268 кВт). девятицилиндровым радиально-поршневым двигателем
Yak-52B
Двухместный легкий штурмовик, вооруженный двумя ракетными блоками УБ-32-57, каждая из которых способна нести до 32 ракет С-5 класса «воздух-земля» . [ нужна ссылка ]
Yak-52M
Модернизированная версия 2003 года с радиально-поршневым двигателем Веденеева М-14Х. Он оснащен трехлопастным винтом, новой авионикой и системой эвакуации экипажа. [ 6 ]
Як-52
Румынское обозначение Як-52 [ 7 ] производства Аэростар .
Аэростар Кондор
Западная версия, предложенная Aerostar, с двигателем Lycoming O-540 . [ 7 ]
Иак-52В
Вестернизированная версия производства Aerostar с двигателем М-14П или М-14Х, но со всеми установленными западными приборами.
Як-52ТВ
Вестернизированная версия производства Aerostar с двигателем М-14П или М-14Х и хвостовым колесом вместо переднего. Эта версия имеет полностью западные приборы, глубоко модернизированное крыло, обеспечивающее уборку основных колес (компоненты гидротормоза и части стойки главной стойки по-прежнему выступают под крыло), а также увеличен объем топливных баков до 280 л.
Иак-52ТД
Модифицированный Як-52 с более мощным двигателем М-14ПК и хвостовым колесом производства ООО «Термикас» в Литве. Модификации включают в себя набор крыльев со встроенными пилотажными и перегоночными баками (общая емкость 230 литров), а также допускают полное складывание (никакие части шасси/основной стойки не выходят за пределы конструкции крыла). Бюллетень 60 (прочные соединения основного лонжерона) и Бюллетень 107 (установлена ​​стальная накладка на главном лонжероне) также доработаны при доработке.

Военные операторы

[ редактировать ]
ДОСААФ Як-52
Иак-52ТВ в Пауануи , Новая Зеландия
Передняя кабина Як-52
Як-52Б в музее ВВС Монино
 Армения
 Беларусь
 Болгария
 Грузия
 Латвия
 Литва
 Румыния
 Россия
  • ДОСААФ России
 Украина
  • ДОСААФ Украины
 Советский Союз
 Туркменистан
 Вьетнам
 Приднестровье

Операционная история

[ редактировать ]

Хотя Як-52 никогда не предназначался для использования в качестве боевой платформы «воздух-воздух», импровизация во время российско-украинской войны привела к тому, что платформа стала способна поражать БПЛА . [ 8 ]

27 апреля 2024 года над Одессой (Украина ) появились кадры с перспективы российского беспилотника, на которых видно, как украинские пилоты управляют Як-52 с открытым фонарем. Первый член экипажа, пилот, летал кругами вокруг дрона, в то время как второй член экипажа атаковал дрон из дробовика . [ 9 ] Сообщается, что с помощью этого метода Як-52 сбил 6 дронов «Орлан» серии 10/30 и 2 — беспилотники Zala 421-16E. Еще два смертельных случая связаны с попаданием молнии в один БПЛА на глазах у украинских пилотов, а еще одно - с столкновением дрона с птицей . [ 10 ]

Технические характеристики (Иак 52 (постройки Aerostar))

[ редактировать ]
Частный Як-52 во время взлета

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 7 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 7,745 м (25 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,30 м (30 футов 6 дюймов)
  • Высота: 2,70 м (8 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 15,00 м 2 (161,5 кв. футов)
  • Профиль : Кларк И.Н.
  • Вес пустого: 1015 кг (2238 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 1305 кг (2877 фунтов)
  • Запас топлива: 122 л (32 галлона США; 27 имп галлонов)
  • Силовая установка: 1 Веденеева М-14П девятицилиндровый звездообразный двигатель мощностью 270 кВт (360 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной винт постоянной скорости В-530ТА-Д35.

Производительность

  • Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 190 км/ч (120 миль в час, 100 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов) (экономичный круиз)
  • Скорость сваливания: 85–90 км/ч (53–56 миль в час, 46–49 узлов), закрылки опущены, двигатель работает на холостом ходу.
  • Никогда не превышайте скорость : 360 км/ч (220 миль в час, 190 узлов).
  • Дальность: 550 км (340 миль, 300 миль) на расстоянии 500 м (1600 футов)
  • Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
  • Пределы g: +7/-5
  • Скорость набора высоты: 5,00 м/с (985 футов/мин).
  • Время набора высоты: от 15 минут до 4000 м (13 000 футов).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

  1. ^ «История серийного производства ОКБ Яковлева» . Проверено 29 мая 2018 г.
  2. ^ «Результаты CIVA» . Проверено 29 мая 2018 г.
  3. ^ «Як-52 сбил российский беспилотник-разведчик в небе над Одессой» . Военный . Проверено 27 апреля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б "Военнослужащие Украины поднимают Як-52, чтобы сбить БПЛА "Зала"" . Военный . Проверено 9 июня 2024 г.
  5. ^ Ньюдик, Томас (25 июня 2024 г.). «Сбитые следы Як-52 намекают на успех в войне дронов на Украине» . Зона боевых действий . Проверено 25 июня 2024 г.
  6. ^ Страница не найдена [ мертвая ссылка ]
  7. ^ Jump up to: а б с Ламберт 1993, стр. 248–249.
  8. ^ Акс, Дэвид. «Украинские истребители в духе Первой мировой войны сбили еще больше российских дронов» . Форбс . Проверено 30 июня 2024 г.
  9. ^ «Стрелок из дробовика сбивает российские беспилотники с украинского самолета Як-52 — взгляд с неба вблизи» . ITC.ua. ​30 июня 2024 г. Проверено 30 июня 2024 г.
  10. ^ «Стрелок из дробовика сбивает российские беспилотники с украинского самолета Як-52 — взгляд с неба вблизи» . ITC.ua. ​30 июня 2024 г. Проверено 30 июня 2024 г.
  • Ламберт, Марк (редактор) «Все самолеты мира Джейн», 1993–94 гг . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993 г. ISBN   0-7106-1066-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ddc7f550431b0cc367dc65e9f55b8f2__1721483640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/f2/6ddc7f550431b0cc367dc65e9f55b8f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-52 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)