Вторая десятина
Вторая десятина ( иврит : маасер шени מעשר שני) — это десятина, упомянутая в еврейской Библии и практикуемая в ортодоксальном иудаизме . Ее отличают от первой десятины (иврит: маасер ришон מעשר ראשון), третьей или бедной десятины и терумат хамаасер .
Во времена Храма в Иерусалиме вторая десятина заключалась в откладывании одной десятой части определенного сельскохозяйственного продукта в течение первого, второго, четвертого и пятого лет каждого семилетнего цикла с целью доставки его в святой город. Иерусалима и истребил его там.
В еврейской Библии
[ редактировать ]Инструкции по второй десятине приведены во Второзаконии 14:22–27 и подкреплены ссылками во Второзаконии 12:11–18 и 26:12 . [ 1 ] Во Второзаконии 14:28–29 приводятся инструкции относительно третьей, или бедной, десятины, которая выплачивается в третий и шестой годы семилетнего цикла. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Оставшийся седьмой год описывается как Шмита , субботний год .
Как уже говорилось, десятина должна состоять из зерна, вина и оливкового масла , но если расстояние до Иерусалима делало перевозку этих культур нецелесообразным, вместо этого денежную стоимость десятины можно было привезти в Иерусалим и использовать для покупки чего-либо съедобного, что хозяин желал там поесть — вола, овцы, вина или пива, или «чего душа пожелает» — для пиршества со своими домочадцами в присутствии Бога. [ 5 ]
В Мишне и Талмуде
[ редактировать ]Мишна описывает в Трактате Рош ха-Шана четыре новых года для различных целей. Новый год для десятины на общий урожай — первый Тишрей (праздник Рош Ха-Шана ), для десятины от животных — первый Элула , а для плодов деревьев — пятнадцатый Шват (праздник Ту бишват ). Талмуд . и более поздние комментарии отражают множество споров о начале и конце года десятины для различных видов сельскохозяйственных культур в различных ситуациях
Практика маасер шени
[ редактировать ]Вторая десятина представляет собой отдельное обязательство по уплате десятины в размере 10% от продукта после разделения терума и первой десятины. Если какая-либо из этих десятин не была отделена, продукт назывался тевел и запрещался к употреблению. [ 6 ] Владелец продукта был обязан отделять десятину любого рода после того, как конкретный вид продукта был завершен в процессе общей подготовки к сбору. В отличие от первой десятины, вторая десятина разделялась только в первый, второй, четвертый и пятый годы субботнего годового цикла. Бедная десятина была разделена на третий и шестой годы обучения.
Продукты необходимо было поддерживать в чистоте и употреблять в пищу в чистоте в Иерусалиме в любое время года. Если владелец не желал или не мог привезти продукцию в Иерусалим, он имел право выкупить продукцию монетой равного достоинства, прибавив к стоимости еще пятую часть. Возможность обменивать продукцию на деньги приводит к получению денег, которые являются микудашем (священными, предназначенными для целей Храма), в то время как продукция становится десанкционированной и доступной для обычного использования. Деньги можно было использовать только для ограниченных категорий использования в соответствии с их священным статусом. Нецелевое расходование денег было запрещено.
После разрушения Второго Храма и невозможности потреблять плоды Второй Десятины в состоянии ритуальной чистоты, общепринятой практикой было выкупать продукты и их святость на монете, а монету выбрасывать или же отделять Вторую Десятину от остальных. осквернить его святость, перенеся его на меньший продукт такого же вида, например, вино за вином и зерно за зерном. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] После этого меньший кусок (на который была перенесена святость Второй десятины плода) выбрасывается. В отсутствие Храма и ритуальной чистоты продукция второй десятины стоимостью в сто динариев может быть выкуплена за перуту и не требует выкупа ее полной денежной стоимости. [ 7 ] [ 10 ]
Чазон Иш не позволяет выкупать вторую десятину за сахар, даже если сахар производится из сахарного тростника или сахарной свеклы.
Прежде чем человек действительно разделит определенные десятины (например, Терума, Первая десятина, Десятина Терума, Вторая десятина или, в другие годы, десятина бедняка), он дает одно всеобъемлющее благословение: «Благословен Ты, о Господь наш Бог, Царь вселенной, повелевший нам разделить священнические повинности ( терумот ) и десятину ( маасерот )». Выкупу второй десятины предшествует благословение: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, повелевший нам о выкупе второй десятины». [ 11 ]
В Священном Писании есть заповедь убрать всю десятину из дома в конце третьего года ( Второзаконие 14:28 ).
Поскольку Тора предписывала владельцу продукта делиться второй десятиной с бедными, нуждающимися и бесправными, большая часть делилась в виде благотворительности.
В современном ортодоксальном иудаизме
[ редактировать ]Ортодоксальный иудаизм по-прежнему считает, что обязательства по уплате десятины распространяются на продукты, выращенные в Земле Израиля , хотя доходы от десятины больше не передаются коэнам или левитам и не вывозятся в Иерусалим.
Современная практика состоит в том, чтобы откладывать терумах , отделять первую десятину ( маасер ришон ), отделять терумат маасер , отделять либо вторую десятину, либо бедную десятину (в зависимости от года), а затем (если применимо) выкупать вторую десятину за счет монета. Монета может представлять собой минимальную сумму, на которую можно купить еду, и она не обязательно должна соответствовать стоимости продукта. Когда стоимость монеты «заполнена», ее можно обменять на монету более высокой стоимости или выбросить таким образом, чтобы предотвратить ее использование в будущем.
Терумах и терумат маасер должны быть отброшены в соответствии с их святостью. Причина такого выбрасывания заключается в том, что отложенный продукт по-прежнему считается микудашем, или священным. Хотя посвященные подношения на самом деле не могут предлагаться в их традиционной форме в отсутствие Храма, поскольку терума и маасер шени необходимо потреблять в состоянии чистоты, их также нельзя использовать для мирских целей. Однако мирское использование маасер шени не считалось мейла (несанкционированное или ненадлежащее использование храмовой собственности/ хекдеш ).
Каждые три года на минхе (послеобеденное богослужение) последнего дня Песаха ( Песаха ) произносили Видуй Маасер (исповедание десятины, специально предписанное Торой). Причина, по которой это делается в конце фестиваля, во время последней молитвы, заключается в том, что до этого времени (в эпоху Храма) люди все еще ели Маасер Шени . [ нужна ссылка ]
Критические перспективы
[ редактировать ]В классической раввинской литературе , согласно которой вся Тора была написана преимущественно одним автором ( Моисеем ), маасер шени и маасер ани противопоставлялись маасер ришон как совершенно разные десятины друг от друга, и по этой причине давали десятину отдельные имена, которые они имеют. [ 12 ]
Однако, по мнению некоторых исследователей текстов , последняя десятина, которая упоминается в Священническом кодексе и представляет собой ежегодную десятину, отдаваемую левитам, дополнительно десятину от скота и вина , представляет собой противоречивую версию той же единственной десятины, что и десятина, состоящая из маасера ани и маасера шени, вместе взятых; [ 12 ] маасер ани и маасер шени вместе представляют собой маасер версию Второзакония, а ришон — версию священнического источника ; [ 12 ] несмотря на то, что эти десятины фигурируют и в Левите, и во Второзаконии. В статье Еврейской энциклопедии (1911 г.) делается вывод об отсутствии существенных текстовых свидетельств того, что десятина поступает из разных источников, и теория игнорирует роль терума и терумат маасера , которые были разделены для священников. В обеих предполагаемых «версиях» требуется, чтобы часть была передана левиимам, поскольку у них не было наследства земли, в отличие от других племен, и считалось, что они с большей вероятностью будут поддерживаться собственностью других. Хотя девтерономист обычно считается более поздним автором, чем священнический источник , ученые полагают, что большая часть Второзакония была реакцией на правила, введенные Священническим кодексом. [ 13 ] и что здесь это отражает предыдущую ситуацию. [ 12 ]
Некоторые ученые предполагают, что маасер шени возник как дань уважения королю; [ 12 ] В Книгах Самуила упоминается, что израильтянам приказал Самуил (говоря от имени Бога ) отдать царю десятую часть всего, по-видимому, имея в виду такую дань в отрывке (1 Царств 8:15), который, по мнению текстологов, принадлежит к монархическому источнику и предшествует как Священническому кодексу, так и Второзаконному кодексу. [ 14 ] Это контрастирует с прочтением текста, который представлял собой предупреждение Самуила детям Израиля о злоупотреблениях властью, которые может навязать царь. Нет ни одного примера, чтобы израильский царь действительно ввел такой налог в размере 10%. Кроме того, маасер шени оставлялся для потребления фермером, производившим урожай, или выкупался им за деньги, которые он и его семья могли использовать. Некоторые ученые предполагают, что эти дани начали использоваться для общественных праздников, часто в том числе религиозных, и, таким образом, постепенно стали рассматриваться как связанные со священниками. [ 15 ] Опять же, это маловероятно, поскольку левиты, получившие маасер ришон, не были священниками (называемыми « коэнами »). Коэны , как можно было бы подумать , получили терумах и терумат маасер от левиимов , а не маасер ришон если бы они написали Тору для реализации своих собственных планов. Более того, это не имеет ничего общего с маасер шени , который, опять же, сохранялся у фермера, который был обязан отделять десятину.
См. также
[ редактировать ]- Терума гедола , великая дань уважения
- Его зовут ХаМаасер
- Маасер Ришон , первая десятина
- Маасер Ани , бедная десятина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Переписывание Торы: литературная редакция во Второзаконии, стр. 167, Джеффри Стакерт (2007) «Именно этот вопрос я буду рассматривать в этой главе: существует ли литературная связь между существующими 5. Как отмечает Тигай, LXX для Второзакония 26:12 уже знает о первой и второй десятине»
- ^ Издание Gutnick, Чумаш - Книга Второзакония, стр. 109, изд. Хаим Миллер (2005). «(В тот год вы не отделите вторую десятину и не отнесете ее в Иерусалим. Вместо этого вы отдадите десятину бедняку,... ОБЪЯСНЕНИЕ «Разрешение» Торы обменять вторую десятину на деньги можно истолковать двояко ..."
- ^ Комментарий Авраама ибн Эзры к Пятикнижию: Второзаконие, стр. 68, Авраам бен Меир ибн Эзра , Джей Ф. Шахтер (2003). «Только что упомянув вторую десятину, Писание теперь говорит: Не думайте, что вы выполняете свой долг, имея только вторую десятину в своих воротах. Первую десятину следует отдавать тому, кто живет в ваших воротах».
- ^ Закон и богословие во Второзаконии - стр. 71, Дж. Гордон МакКонвилл (1984). «Интерпретация Вайнфельда имеет общее с традиционной еврейской идеей второй десятины, а именно веру в то, что десятины Чисел и Второзакония совершенно несовместимы друг с другом. С позицией Вайнфельда существуют трудности»,
- ^ Второзаконие 14:26.
- ^ Талмуд Бавли Херш Голдвурм - 2007 «Рав Йосеф говорит: будут применяться те же шесть наказаний ... даже если объем оливки состоит из одного пюре из муравьев плюс ... Тевел - это продукт, выращенный в Эрец Исраэль, который достиг стадии десятины. но десятину не получил».
- ^ Jump up to: а б Гелис, Джейкоб (1968). Обычаи Земли Израиля (Минхаге Эрец-Исраэль) (на иврите). Иерусалим: Моссад Харав Кук. п. 300. OCLC 873519965 . (переиздано в 1994 г.)
- ^ Шулхан Арух ( Йоре Деа 331:138)
- ^ Иштори Хапарчи (1999). «Выкуп второй десятины». В Аврааме Йосефе Хавацелете (ред.). Кафтор ва-Ферах (на иврите). Том. 3 (глава 41). Иерусалим. стр. 17–19. ОСЛК 32307172 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шулхан Арух ( Йоре Деа 331:132)
- ^ Шулхан Арух ( Йоре Деа 331:137)
- ^ Jump up to: а б с д и Еврейская энциклопедия
- ^ Ричард Эллиот Фридман , Кто написал Библию?
- ^ Еврейская энциклопедия , Книги Самуила.
- ^ Еврейская энциклопедия , Десятина Джозеф Джейкобс , М. Селигсон , Вильгельм Бахер