Свами Вивекананда и медитация
Медитация сыграла очень важную роль в жизни и учении Свами Вивекананды . Он интересовался медитацией с детства. Его учитель Рамакришна нашел ему дхьяну-сиддху (знатока медитации). 24 декабря 1892 года Вивекананда достиг Каньякумари , три дня медитировал на большом камне и принял решение посвятить свою жизнь служению человечеству. Это событие известно как « решение Каньякумари 1892 года» . Сообщается, что он также долго медитировал в день своей смерти (4 июля 1902 г.).
Вивекананда считается распространителем медитации в западных странах. В своей книге «Раджа-йога» и лекциях он широко обсуждал медитацию, ее цель и процедуру. Он описал «медитацию» как мост, соединяющий душу человека с Богом. Он определил «медитацию» как состояние, «когда ум приучен оставаться фиксированным на определенном внутреннем или внешнем месте, к нему приходит способность течь непрерывным потоком, так сказать, к этой точке». [ 1 ]
Медитация в жизни Вивекананды
[ редактировать ]Медитация, дающая представление о глубине и широте мистических традиций Индии, была разработана древними индуистскими мудрецами. Он распространял ее по всему миру через свои лекции и практические уроки. Он подчеркивал необходимость концентрации на уме, который является светильником, дающим понимание каждой частички нашей души. [ 1 ]
Вивекананда определил медитацию, во-первых, как процесс самооценки всех мыслей разумом. Затем он определил следующий шаг: «Утвердить то, чем мы являемся на самом деле — существование, знание и блаженство — бытие, знание и любовь», что приведет к «объединению субъекта и объекта». [ 2 ]
Медитация Вивекананды практикуется по двум темам: «Медитация согласно йоге», которая считается практическим и мистическим подходом, и «Медитация согласно Веданте», что означает философский и трансцендентальный подход. Обе темы имеют одну и ту же конечную цель: реализовать просветление через реализацию «Высшего». [ 3 ]
Детство
[ редактировать ]Вивекананда родился 12 января 1863 года в Калькутте (ныне Калькутта). С самого детства он глубоко интересовался медитацией и медитировал перед изображениями божеств, таких как Господь Шива , Господь Рама и Сита . [ 4 ] Он смог практиковать глубокую медитацию в возрасте восьми лет. [ 5 ]
В детстве, когда Нарендра играл в медитацию со своим другом, внезапно появилась кобра, напугавшая друзей Нарендры, которые затем убежали. Но Нарендра был погружен в медитацию и не заметил кобру и не услышал криков своих друзей. [ 3 ]
Юность (1881—1886)
[ редактировать ]Когда Вивекананда (тогда Нарендра Натх Дутта) встретил Рамакришну в 1881 году, последний нашел Вивекананду дхьяна-сиддху (эксперта в медитации). [ 6 ] Между 1881 и 1886 годами, будучи учеником Рамакришны, он брал у него уроки медитации, что укрепило его знания в области медитации. [ 7 ] Нарендра хотел испытать Нирвикальпа Самадхи (высшую стадию медитации) и поэтому попросил Рамакришну помочь ему достичь этого состояния. Но Рамакришна хотел, чтобы юный Нарендра посвятил себя служению человечеству, и сказал ему, что желание оставаться погруженным в самадхи — это недалекое желание. [ 8 ] [ 9 ] Он также заверил его, что можно достичь «состояния даже выше этого», служа человечеству, потому что все является проявлением Бога. Это изречение Рамакришны глубоко повлияло на Нарендранатха. [ 8 ]
Опыт Нирвикальпа Самадхи в Садовом Доме Коссипор
[ редактировать ]Нарендранатх впервые испытал нирвикальпа самадхи в Коссипор саду в Калькутте. Однажды вечером, когда он медитировал со своим другом Гопалом (старшим), он внезапно почувствовал свет за своей головой. Когда он сосредоточился на свете, он стал более ярким. Нарендра еще больше сосредоточился на свете и обнаружил, что он растворяется в «Абсолюте». Он потерял сознание. Когда через некоторое время он пришел в сознание, его первым вопросом было: «Гопал-да, где мое тело?» Гопал забеспокоился и сообщил об этом событии Рамакришне. [ 10 ]
Медитация в Баранагарском Матхе
[ редактировать ]После смерти Рамакришны в августе 1886 года Нарендра и несколько других монахов-учеников Рамакришны превратили полуразрушенный дом в Баранагаре в новый матх (монастырь). Там они практиковали религиозные аскезы и медитацию. Позже Нарендра вспоминал дни, проведенные в Баранагарском математике: [ 11 ]
Мы прошли много религиозной практики в Баранагарском Матхе. Обычно мы вставали в 3 часа ночи и погружались в джапу и медитацию. Какой сильный дух отстраненности был у нас в те дни! Мы даже не задумывались о том, существует мир или нет.
Медитация в годы странствий
[ редактировать ]Между 1888 и 1893 годами Нарендранатх путешествовал по всей Индии как Паривраджака Садху , странствующий монах, и посетил множество штатов и святых мест. Во время своих туров он всегда хотел жить в укромных местах, где он мог бы остаться один и сосредоточиться на медитации. Сообщается, что в эти одинокие годы он черпал вдохновение из слов Гаутамы Будды : [ 12 ] [ 13 ]
Иди вперед без пути,
Ничего не боясь, ни о чем не заботясь!
Брожу один, как носорог!
Как лев, не дрожа от шума,
Даже как ветер, не пойманный в сети,
Как лист лотоса, незапятнанный водой,
Ты бродишь один, как носорог!
Однажды, когда Нарендра медитировал под деревом пипул в Гималаях , он осознал единство человека и всех других объектов во вселенной и что человек — всего лишь миниатюра всей вселенной, т. е. человеческая жизнь следует тем же правилам, что и для человека. вся вселенная. Об этом опыте он написал своему брату-ученику Свами Ашокананаде . [ 13 ]
Решение Каньякумари 1892 года
[ редактировать ]Вивекананда достиг Каньякумари 24 декабря 1892 года и в течение трех дней, с 25 по 27 декабря, медитировал на большой скале среди моря, рассматривая аспекты прошлого, настоящего и будущего Индии. Сообщается, что там у него появилось «видение единой Индии» и он принял решение посвятить свою жизнь служению человечеству. Это решение 1892 года известно как « решение Каньякумари 1892 года ». [ 14 ] [ 15 ]
Медитация на Западе
[ редактировать ]В 1893 году Вивекананда отправился на Запад и принял участие в Парламенте мировых религий , проходившем в Чикаго в том же году . Между 1893 и 1897 годами он провел сотни публичных и частных лекций и занятий в США и Англии. Даже в эти активные дни он продолжал регулярно медитировать, и его напряженный рабочий график не мог помешать его медитации. [ 16 ]
Медитация 4 июля 1902 г.
[ редактировать ]Вивекананда умер через несколько минут после 21:00 4 июля 1902 года. Даже в этот день он практиковал медитацию в течение многих часов. Он также спел религиозную песню, посвященную индуистской богине Кали . Это была его последняя медитация. [ 17 ] [ 18 ]
Учение Великого Свами Вивекананды о медитации.
[ редактировать ]Вивекананда считается распространителем медитации в западных странах. [ 19 ] Он осознал, что «концентрация — это суть всего знания», а медитация играет важную роль в усилении концентрации. [ 20 ] Он сказал, что «созидание человека» было его миссией, и он чувствовал, что нам нужна сложная культура знания, труда, любви и медитативного ума. [ 21 ] Он подчеркнул необходимость регулярной практики медитации. [ 22 ] Вивекананда рассказал, что медитация не только улучшает концентрацию, но и улучшает контроль над поведением. [ 23 ]
Определение Дхьяны (медитации)
[ редактировать ]Для Вивекананды медитация ( Дхьяна ) была мостом, соединяющим человеческую душу с Богом, Высшим. [ 24 ] Он определил Дхьяны как: медитацию [ 25 ]
Когда ум приучен оставаться фиксированным на определенном внутреннем или внешнем месте, к нему приходит способность течь непрерывным потоком, так сказать, к этой точке. Это состояние называется Дхьяна. Когда человек настолько усилил силу Дхьяны, что может отвергнуть внешнюю часть восприятия и продолжать медитировать только на внутреннюю часть, смысл, то это состояние называется Самадхи .
Процедура медитации, предложенная Вивеканандой
[ редактировать ]В книге «Раджа-йога» и ряде других лекций Вивекананда также предложил процедуру медитации. Он сказал: [ 26 ]
Во-первых, сесть в позу, в которой можно долго сидеть неподвижно. Все действующие нервные токи проходят вдоль позвоночника. Позвоночник не предназначен для того, чтобы выдерживать вес тела. Поэтому поза должна быть такой, чтобы вес тела не приходился на позвоночник. Пусть он будет свободен от всякого давления.
Вивекананда опубликовал краткое изложение раджа-йоги из Курма-пураны . В резюме он определил смысл, цель и процедуру медитации. Процедуры медитации — [ 27 ]
Сядьте прямо и сконцентрируйтесь на божественном свете между бровями – это то, что он имел в виду под Сампркеши Насикаграм (т.е. место между бровями, а не на кончике носа). Весь этот процесс божественной медитации может быть инициирован только просветленным мастером, который сам видел Бога и может помочь вам увидеть это прямо во время Дикши. Позже нам нужно сосредоточить свой ум на этом божественном свете. И после ежедневной практики вы сможете достичь единства с Богом. Тот, кто оставил всякую привязанность, весь страх и весь гнев, тот, чья вся душа обратилась к Господу, тот, кто нашел прибежище в Господе, чье сердце очистилось, с каким бы желанием он ни пришел к Господу, Тот предоставит ему это. Поэтому поклоняйтесь Ему посредством знания, любви или отречения.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Медитация и ее методы: Свами Вивекананды; отредактировано с биографическим очерком Свами Четанананды» . Общество Веданты Сент-Луиса . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Медитация: Из заметок по Джняна йоге» . Вивекананда.нет . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Вивекананда 1976 , с. 18.
- ^ Гош 2003 , с. 22.
- ^ Дубей 2008 , с. 38.
- ^ Сандаршанананда 2013 , с. 655.
- ^ Сандаршанананда 2013 , с. 656.
- ^ Jump up to: а б Сандаршанананда 2013 , с. 657.
- ^ Бхуян 2003 , с. 7.
- ^ Вивекананда 1976 , с. 20.
- ^ Четананда 1997 , с. 38.
- ^ Купер 1984 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Вивекананда 1976 , с. 22.
- ^ Агарвал 1998 , с. 59.
- ^ Банхатти 1995 , с. 24.
- ^ Вивекананда 1976 , с. 23.
- ^ Паранджапе 2004 , с. 37.
- ^ Банхатти 1995 , с. 46.
- ^ Маклин 2013 , с. 673.
- ^ Маклин 2013 , с. 671.
- ^ Сандаршанананда 2013 , с. 668.
- ^ Сандаршанананда 2013 , с. 661.
- ^ Маклин 2013 , с. 672.
- ^ Сандаршанананда 2013 , с. 660.
- ^ Wikisource: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды/Том 1/Раджа-Йога/Дхьяна и Самадхи
- ^ Wikisource: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды/Том 1/Лекции и беседы/Практическая религия: дыхание и медитация
- ^ Wikisource: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды/Том 1/Раджа-йога/Краткое описание раджа-йоги
Библиография
[ редактировать ]- Агарвал, Сатья П. (1 января 1995 г.). Социальное послание Гиты: символизируется Локасамграха: самостоятельно составленные санскритские шлоки с английскими комментариями . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1319-9 .
- Банхатти, Гопал Шринивас (1995). Жизнь и философия Свами Вивекананды . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 978-81-7156-291-6 .
- Чаухан, Абниш Сингх (2004), Свами Вивекананда: избранные речи , книжный склад Пракаша, ISBN 978-8179774663
- Чаухан, Абниш Сингх (2006), Речи Свами Вивекананды и Субхаша Чандры Боса: сравнительное исследование , Book Depot Пракаша, ISBN 9788179771495
- Купер, Каребану (1984). Свами Вивекананда: Литературная биография . Бхаратия Видья Бхаван.
- Бхуян, PR (2003). Свами Вивекананда: Мессия возрождающейся Индии . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 978-81-269-0234-7 .
- Агарвал, Сатья П. (1998), Социальная роль Гиты: как и почему , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1524-7
- Четананда, Свами (1997). С ними жил Бог: истории жизни шестнадцати монахов-учеников Шри Рамакришны . Сент-Луис, штат Миссури: Общество Веданты Сент-Луиса. ISBN 0-916356-80-9 .
- Дубей, Шарада (2008). Лучшие дни моей жизни . Scholastic India Pvt Limited. ISBN 978-81-8477-014-8 .
- Гош, Гаутам (2003). Пророк современной Индии: биография Свами Вивекананды . Рупа и компания. ISBN 978-81-291-0149-5 .
- Мукерджи, Враджа Дулал (2002). Сущность Бхагавад Гиты . Академические издательства. ISBN 978-81-87504-40-5 .
- Маклин, Кэтрин (2013). «Важность медитации». Свами Вивекананда: новые перспективы Антология Свами Вивекананды . Институт культуры Миссии Рамакришны . ISBN 978-93-81325-23-0 .
- Паранджапе, Макаранд (13 декабря 2004 г.). Пингвин Свами Вивекананда Читатель Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-81-8475-890-0 .
- Сандаршанананда, Свами (2013). «Медитация: ее влияние на разум будущего». Свами Вивекананда: новые перспективы Антология Свами Вивекананды . Институт культуры Миссии Рамакришны . ISBN 978-93-81325-23-0 .
- Вивекананда, Свами (1976). Медитация и ее методы по мнению Свами Вивекананды . Веданта Пресс. ISBN 978-0-87481-030-1 .