Группа станций Банак
Группа станций Банак | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Совместный (военный и гражданский) | ||||||||||
Оператор | Королевские ВВС Норвегии | ||||||||||
Расположение | Банак , Порсангер , Финнмарк , Норвегия | ||||||||||
Высота AMSL | 8 м / 25 футов | ||||||||||
Координаты | 70 ° 04'00 "N 24 ° 58'26" E / 70,06667 ° N 24,97389 ° E | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
|
Группа станций Банак ( норвежский : Stasjonsgruppe Banak ), бывшая авиабаза Банак ( Banak Flystasjon ), — военная авиабаза, расположенная в Банаке , к северу от Лаксельва в муниципалитете Порсангер в Финнмарке , Норвегия . Управляемый Королевскими ВВС Норвегии (RNoAF), он обслуживает отряд , 330-й эскадрильи в составе которой находятся два Westland Sea King вертолета , используемые для поисково-спасательных операций в Финнмарке , Шпицбергене и прилегающих к ним арктических морских акваториях (северная часть Норвежского моря , Баренцево море). Море и Арктическое море ). Из двух вертолетов станции один в любой момент времени находится в режиме ожидания. Группа станций расположена рядом с гражданским аэропортом Лаксельв, Банак , и находится в административном подчинении 132-го авиакрыла и главного аэродрома Будё . Банак - самая северная база RNoAF, на ней работают пятьдесят сотрудников.
Аэродром был впервые построен с треугольными взлетно-посадочными полосами в 1938 году. В 1940 году он был передан Люфтваффе , которые расширили его и заложили две деревянные взлетно-посадочные полосы. Банак был передан RNoAF в 1945 году, но оставлен в 1952 году. Планы повторного открытия появились в 1955 году, но неуверенность в его ценности во время войны вызвала длительные дебаты о финансировании. Аэродром в значительной степени финансировался Организацией Североатлантического договора (НАТО) и был открыт 4 мая 1963 года вместе с гражданским терминалом. Во время Холодной войны Норвегия не разрешала союзникам использовать аэродром в мирное время. Взлетно-посадочная полоса была расширена в 1968 году, а в 1973 году была создана 330-я эскадрилья.
История
[ редактировать ]Первый аэродром
[ редактировать ]Первые предложения по созданию аэропорта в Лаксельве проистекали из военных соображений. Несмотря на норвежскую политику нейтралитета , существовали опасения, что Норвегия может быть оккупирована иностранными державами, чтобы воспользоваться стратегическим положением страны. Поэтому норвежские военные хотели построить аэродромы по всей стране, чтобы повысить мобильность ВВС. [ 1 ] Финнмарк считался ключевым местом, учитывая усиление советской милитаризации на Кольском полуострове . С 1937 года было предоставлено увеличенное военное финансирование, что позволило в следующем году построить в Банаке треугольную взлетно-посадочную полосу. [ 2 ] Он использовался отрядом воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии . [ 3 ]
Банак был захвачен Люфтваффе во время немецкой оккупации Норвегии во время Второй мировой войны . Вермахт планировал нападение на Советский Союз из Финнмарка и назначил Банак своей основной авиабазой в Северной Норвегии. К сентябрю 1940 года главная взлетно-посадочная полоса была расширена до размеров 1000 на 200 метров (3280 на 660 футов) и построена из дерева. Были построены три ангара, что позволило авиабазе размещать бомбардировщики . Основной функцией аэродрома во время войны было облегчение атак на арктические конвои . Расширение продолжалось, и к 1943 году было две параллельные взлетно-посадочные полосы длиной 1800 метров (5900 футов). Аэродром был взорван в октябре 1944 года во время операции «Нордлихт» — отступления немцев из Финнмарка. [ 4 ]
В 1945 году норвежские ВВС взяли под свой контроль аэродром и начали его реконструкцию. [ 5 ] В том же году военно-воздушные силы выполняли рейс с аэродрома Бардуфосс через Банак в аэропорт Киркенеса Хейбуктмоэн с корреспонденцией в Осло в Бардуфоссе. Служба продлилась всего один сезон. [ 6 ] Позже взлетно-посадочная полоса использовалась для обслуживания санитарной авиации . В конце 1940-х годов часть деревянной взлетно-посадочной полосы была демонтирована и использована для других строительных проектов. [ 5 ]
Интерес к Банаку возрос после чехословацкого переворота 1948 года и опасений советской интервенции в Норвегии . Финнмарк, расположенный на границе Норвегии и Советского Союза , стал представлять особый интерес для военных. Хотя конкретные планы были сформулированы, строительство авиабазы не велось. [ 7 ] Однако вступление Норвегии в Организацию Североатлантического договора (НАТО) в 1949 году оказало драматическое влияние на военную стратегию и Банак. [ 8 ] Финнмарк считался растяжкой и должен был быть принесён в жертву в случае советского вторжения. [ 9 ] Аэродром был закрыт в 1952 году. [ 10 ] но взлетно-посадочная полоса осталась, состоящая из короткого участка необслуживаемой деревянной взлетно-посадочной полосы, а остальная часть - полосы травы. Иногда его использовали небольшие самолеты. [ 11 ]
Планы по восстановлению
[ редактировать ]Интерес военачальников к аэропорту в Банаке возобновился в 1955 году. Военно-воздушные силы были в основном обеспокоены тем, что они не могли достичь самых восточных частей Норвегии с главной авиабазы Будё . Это позволило Советскому Союзу несколько раз нарушать воздушное пространство Норвегии. [ 12 ] Были рассмотрены альтернативные места, такие как Каутокейно , где был построен радар. [ 13 ] НАТО поддержала реконструкцию Банака, частично вызванную повышенным вниманием к северному флангу НАТО. [ 14 ] а также служить частью ядерной программы. [ 15 ] НАТО было готово предоставить финансирование в 1957 году, но к тому времени норвежские власти хотели отложить его строительство. [ 16 ] Они сослались на нехватку персонала для укомплектования станции, а также на невозможность ее использования во время войны. [ 17 ] В 1957 году правительство решило запретить хранение ядерных боеголовок в Норвегии в мирное время, тем самым устранив стратегическую потребность НАТО в Банаке. В связи с этим аэродром был исключен из инвестиционной программы. [ 18 ]
К 1959 году Соединенные Штаты были обеспокоены тем, что милитаризация Кольского полуострова станет основным источником советского нападения на Северную Америку. [ 19 ] Возникла новая дискуссия о местоположении, Альта и Каутокейно. основными альтернативами были [ 20 ] По оценкам, Банак стоил 4,9 миллиона норвежских крон, что на 2,8 миллиона норвежских крон меньше, чем Альта, имел лучшую посадку по приборам и погодные условия, а также позволял использовать более длинную взлетно-посадочную полосу. [ 21 ] Главным преимуществом «Альты» было то, что она лучше подходила для гражданского движения. [ 22 ] Правительство . и парламент одобрили строительство Банака в 1959 году при условии, что оно получит финансирование НАТО [ 23 ]
К тому времени у НАТО возникли новые опасения по поводу защиты Банака, вызванные его близостью к Советскому Союзу, нехваткой вооруженных сил в Финнмарке и отсутствием естественных препятствий. Первоначальный ответ норвежских ВВС заключался в том, что аэродром может быть легко использован Советским Союзом в его нынешнем виде и что средства разрушения могут сделать его бесполезным после отступления норвежцев. [ 24 ] Более поздняя смета затрат выросла до 8,9 миллиона норвежских крон и будет включать взлетно-посадочную полосу длиной 2000 метров (6600 футов), рулежную дорожку длиной 400 метров (1300 футов) и перрон площадью 1000 квадратных метров (11000 квадратных футов) . Отсутствие финансирования означало, что аэропорт не будет соответствовать всем стандартам авиабазы НАТО. [ 25 ] Это будет разрешено, поскольку аэродром, с точки зрения НАТО, будет использоваться только для экстренных посадок. [ 24 ]
Предложение НАТО об инвестиционной программе было одобрено правительством Норвегии 7 декабря 1959 года и Североатлантическим советом 1 июня 1960 года. Парламент принял планы 5 августа. [ 24 ] Строительство велось одновременно в Банаке, аэропорту Альта и аэропорту Киркенеса, Хойбуктмоэн , что в совокупности даст Финнмарку три основных аэропорта. [ 26 ] Все три аэропорта открылись 4 мая 1963 года. [ 27 ]
Холодная война
[ редактировать ]Снижение доверия к стратегии массированного возмездия заставило НАТО перейти к стратегии гибкого реагирования . Это увеличило важность Банака, поскольку его можно было использовать для доставки подкреплений в военной ситуации. [ 28 ] В 1962 году и RNoAF, и НАТО предложили расширить Банак до полных стандартов НАТО. [ 29 ] RNoAF планировал, что Банак должен разместить отряд численностью до шести истребителей или истребителей-бомбардировщиков и выступать в качестве остановки для истребителей, транспортов и вертолетов. [ 30 ] На аэродроме должны были храниться запасы, включая топливо и боеприпасы, на один месяц военных действий. [ 31 ] НАТО видело необходимость в случае советского нападения на Финнмарк развернуть две бригады по 10 тысяч человек и одновременно разместить эскадрилью тактической авиации. в течение недели [ 32 ]
По оценкам, расширение обойдется в 17,8 миллиона норвежских крон, из которых НАТО профинансирует 15,6 миллиона и будет одобрено парламентом 7 мая 1965 года. НАТО скорректировала планы позже в том же году, уменьшив площадь перрона на 9 000 квадратных метров (97 000 квадратных футов), одновременно увеличив от одного до двух ангаров. Строительство продолжалось с 1967 по 1968 год. Оно заключалось в расширении взлетно-посадочной полосы на 600 метров (2000 футов), строительстве двух ангаров, здания связи и сети внутренних дорог и рулежных дорожек. [ 33 ] За модернизацией последовало давление со стороны вооруженных сил с требованием создать в Банаке эскадрилью истребителей. [ 34 ] После вторжения Варшавского договора в Чехословакию в августе – сентябре 1968 года министерство решило увеличить численность гарнизона Порсангера с 400 до 1000 человек. За этим последовало расширение взлетно-посадочной полосы и улучшение противовоздушной обороны в Банаке. [ 35 ]
На протяжении всей холодной войны Норвегия проводила политику, запрещающую союзным самолетам действовать дальше на север, чем Бардуфосс и Андёйя , чтобы минимизировать напряженность в отношениях с Советским Союзом. [ 6 ] В частности, самолетам союзников не разрешалось действовать к востоку от 24-го восточного меридиана , который находился к западу от Банака, что затрудняло использование аэродрома. [ 36 ] Частично это было мотивировано тем, что излишне не провоцировало Советский Союз, с которым Норвегия имела сухопутную границу, а частично потому, что увеличение военного присутствия союзников могло снизить общественную поддержку членства в НАТО. [ 37 ] Ограничения были усилены после инцидента с U-2 в 1960 году , когда американский самолет-разведчик, следовавший в Будё, был сбит над советской территорией. [ 38 ] В середине 1960-х годов НАТО безуспешно пыталась убедить норвежские власти перенести оперативную границу союзников с 24-го на 27-й восточный меридиан . [ 36 ]
Норвегия запретила хранение ядерных боеголовок на своей территории, что не позволяет Банаку служить базой для американских бомбардировщиков с ядерным вооружением. [ 39 ] Военный интерес НАТО к Банаку достиг своего пика в конце 1960-х годов. Увеличение дальности действия советских самолетов в 1970-е годы уменьшило потребность в войсках в Финнмарке; В сочетании с напряженностью и ядерной политикой Норвегии это заставило Соединенные Штаты отдать предпочтение Вестфьорду и Тромсу , а не Банаку, в качестве основных районов обороны. [ 40 ]
С 1970 года 332-я эскадрилья , а затем 334-я и 336-я эскадрильи выполняли регулярные тренировочные миссии из Банака с использованием истребителей. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] В 1969 году парламент решил создать поисково-спасательную эскадрилью. Десять вертолетов Sea King были куплены Министерством юстиции в декабре 1970 года, а 330-я эскадрилья была воссоздана 25 мая 1973 года. Банак был одной из четырех первоначальных станций для вертолетов, остальные - Будё, Эрланд и Сола . Первая крупная миссия состоялась 7 апреля 1974 года, когда тринадцать рыбаков были спасены, когда траулер «Лонгвабакк» затонул в Оксе-фьорде у мыса Нордкинн . [ 44 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Ответственность за «Морских королей» Банака изначально входила в состав Шпицбергена . После затопления в 1992 году правительство решило арендовать для Шпицбергена вертолет Super Puma , исключив архипелаг из портфеля Банака. [ 45 ] Взлетно-посадочная полоса Банака была расширена в 1992 и 1993 годах, включая расширение до 45 метров (148 футов) и новое освещение взлетно-посадочной полосы. [ 6 ] Радиус действия «Морских королей» частично определяется их радиодиапазоном. До 1998 года некоторые дальние миссии с Sea Kings выполнялись с помощью самолетов P-3 Orion в качестве радиореле, что в какой-то момент позволило совершить полет на рекордные 3148 километров (1956 миль). [ 46 ] В 1998 году аэродром был преобразован в группу станций при главном аэродроме Будё. [ 47 ]
В 2001 году Министерство юстиции рассмотрело вопрос о реорганизации поисково-спасательных служб и рассмотрело вопрос о переводе 330-й эскадрильи из Банака в аэропорт Хаммерфест . Причиной послужила близость к больнице Хаммерфеста и обычное время полета до побережья на 40 минут короче. Однако такое расположение увеличит время в пути до внутренних частей Финнмарка. Этим планам помешало противодействие со стороны ВВС, поскольку им пришлось основать военную базу в Хаммерфесте. [ 48 ] В 2007 году норвежские вооруженные силы объявили, что проведут крупную реструктуризацию и снизят активность в Финнмарке, а также планируют закрыть гарнизон Порсангер в долгосрочной перспективе. [ 49 ]
Удобства
[ редактировать ]Группа станций Банак расположена на полуострове Банак, вдающемся в Порсангер-фьорд , к северу от Лаксельва. Это самая северная станция РНоАФ. Военные объекты расположены на западной стороне взлетно-посадочной полосы, а гражданские объекты — на восточной стороне. [ 6 ] Взлетно-посадочная полоса имеет размеры 2788 на 45 метров (9147 на 148 футов) и выровнена по оси 17–35 (примерно с севера на юг). В основном это асфальт, хотя местами бетонные. имеется система инструментальной посадки I категории. В обоих направлениях [ 50 ] В 2011 году на аэродроме было зарегистрировано 10 953 движения самолетов, в том числе гражданских. [ 51 ]
Операции
[ редактировать ]330-я эскадрилья имеет в Банаке подразделение с двумя вертолетами Westland Sea King Mk 43B. Они являются частью норвежской службы воздушной скорой помощи , организованной четырьмя региональными органами здравоохранения . Медицинский персонал предоставляется Finnmark Hospital Trust , а остальной персонал является военным. В 2009 году отряд совершил 271 вылет и налет 854 часа. [ 52 ] Основная роль «Морских королей» заключается в проведении поисково-спасательных операций (SAR), в задачи которых входят северный Трумс, Финнмарк и Баренцево море . В миссиях SAR эскадрилья действует под руководством Объединенного спасательно-координационного центра Северной Норвегии, расположенного в Будё . Второстепенная обязанность отряда - санитарная авиация под управлением больницы Хаммерфеста. [ 46 ]
Зимой вертолетам часто приходится следовать по прибрежному маршруту Порсангер-фьорда, прежде чем отправиться на восток в Киркенес или на запад в Тромсё, чтобы избежать обледенения . [ 48 ] Радиус действия «Морских королей» составляет 740 километров (460 миль); в сочетании с возможностями дозаправки в Бьёрнёе и Хопене все части норвежской исключительной экономической зоны это позволяет охватить . Из-за проблем с обледенением вертолеты не могут летать на высоте более 200 метров (660 футов). [ 46 ]
Базирующиеся в Будё самолеты General Dynamics F-16 Fighting Falcons регулярно используют Banak как для наблюдения, так и для обучения. Истребители могут достичь границы Норвегии и России примерно за десять минут, а вертолеты - за тридцать минут. [ 6 ] Основное использование бойцов - это тренировки на стрельбище Халккаварре. [ 47 ]
Гражданский сектор
[ редактировать ]Аэропорт Лаксельв в Банаке — главный аэропорт, обслуживающий центральную часть Финнмарка, включая муниципалитеты Порсангер, Карасьок и Лебесбю . [ 53 ] Widerøe - основная авиакомпания, выполняющая ежедневные рейсы в Альту и Тромсё на самолетах Bombardier Dash 8 . [ 54 ] В 2011 году аэропорт обслужил 63 537 пассажиров. [ 55 ] Он классифицируется как международный аэропорт . [ 56 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 12 июня 1985 года у F-16B с двумя людьми на борту возникли проблемы с управлением к северу от Банака. Пилот катапультировался и выжил, а офицер погиб. [ 57 ]
- 23 марта 1992 года F-16A потерял мощность на высоте 5500 метров (18000 футов). Пилот выжил после того, как нацелил самолет на безлюдную местность и катапультировался на высоте 1400 метров (4600 футов). [ 58 ]
- 29 июня 2005 года микросамолет ICP Savannah разбился всего через несколько минут после вылета из Банака с двумя летными инструкторами на борту. Оба инструктора погибли в результате аварии. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клевберг: 10
- ^ Клевберг: 11
- ^ Архайм: 29
- ^ Клевберг: 12
- ^ Перейти обратно: а б Клевберг: 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и Архайм: 220
- ^ Клевберг: 14
- ^ Клевберг: 16
- ^ Клевберг: 17
- ^ Клевберг: 20
- ^ Клевберг: 48
- ^ Клевберг: 22
- ^ Клевберг: 23
- ^ Клевберг: 26
- ^ Клевберг: 32
- ^ Клевберг: 33
- ^ Клевберг: 34
- ^ Клевберг: 39
- ^ Клевберг: 44
- ^ Клевберг: 49
- ^ Клевберг: 51
- ^ Клевберг: 52
- ^ Клевберг: 60
- ^ Перейти обратно: а б с Клевберг: 63
- ^ Клевберг: 62
- ^ Эйкесет: 376
- ^ Эйкесет: 377
- ^ Клевберг: 67
- ^ Клевберг: 71
- ^ Клевберг: 73
- ^ Клевберг: 74
- ^ Клевберг: 81
- ^ Клевберг: 93
- ^ Клевберг: 99
- ^ Клевберг: 100
- ^ Перейти обратно: а б Клевберг: 113
- ^ Клевберг: 102
- ^ Клевберг: 109
- ^ Клевберг: 103
- ^ Клевберг: 101
- ^ Архайм: 107
- ^ Архайм: 127
- ^ Архайм: 186
- ^ Архайм: 88
- ^ Архайм: 93
- ^ Перейти обратно: а б с Хаагенсен, Р. (2001). «Миссия со спасательным вертолетом в Баренцевом море» . Журнал Норвежской медицинской ассоциации (на норвежском языке) (121): 1070–1074. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б «11.1 Аэропорт Банак подчиняется главному аэропорту Будё» . О некоторых организационных изменениях и т. д. в Вооружённых Силах (на норвежском языке). Министерство обороны . 1998. Архивировано из оригинала 26 мая 2024 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б «4 базовых шаблона будущего» . Спасательная вертолетная служба в будущем (на норвежском языке). Министерство юстиции . 2001. Архивировано из оригинала 26 мая 2024 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Мосё, Нильс Хенрик (5 ноября 2007 г.). «Закроем гарнизон в Порсангере» . Норвежская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ «ЕНАТ – Альта» (PDF) . Авинор . 31 мая 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2012 г. . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ «Статистика движения» . Авинор . Архивировано из оригинала (XLS) 29 августа 2012 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ «Redningshelikopterbasen på Banak» (на норвежском языке). Норвежская воздушная скорая помощь . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ «Добраться в аэропорт и обратно» . Авинор . Архивировано из оригинала 28 мая 2012 года . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Андерсен, Барбро (19 января 2012 г.). «Датская авиакомпания захватывает Лофотенские острова» . Норвежская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ «Статистика пассажиров» (XLS) . Авинор . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ «Таможня и полиция» . Авинор . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Сторвик, Олав Трюгве (13 июня 1985 г.). «Летчик погиб в результате крушения погони F16» . Афтенпостен (на норвежском языке).
- ^ Хансен, Коре М. (24 марта 1992 г.). «Пилот F16 катапультировался: не бойтесь». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 4.
- ^ «Я видел, как самолет потерял крыло в воздухе» . Финнмарк Дагблад (на норвежском языке). 30 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 г. . Проверено 9 октября 2012 года .
- Библиография
- Архейм, Том; Хафстен, Бьёрн; Олсен, Бьёрн; Туве, Сверре (1994). От «Спитфайра» до F-16: ВВС 50 лет, 1944–1994 (на норвежском языке). Осло: Сем и Стенерсен. ISBN 82-7046-068-0 .
- Эйкесет, Кьелл Роджер (1998). Драматические десятилетия 1920–1964 гг . Третий том истории Альты (на норвежском языке). Альта: Муниципалитет Альты. ISBN 82-992148-3-1 .
- Клевберг, Ховард (1996). ВВС в Финнмарке: аэродром Банак во время холодной войны 1955–1970 гг. (PDF) . Оборонные исследования (на норвежском языке). Том 4. Норвежский институт оборонных исследований . ISSN 0333-3981 .