Jump to content

Еврокоптер AS332 Супер Пума

(Перенаправлено с Супер Пумы )

AS332 Супер Пума
H215
AS332M1 Super Puma ВВС Швейцарии
Роль Средний многоцелевой вертолет
Национальное происхождение Франция
Производитель Аэрокосмическая промышленность
Еврокоптер
Вертолеты Аэробус
Первый полет 13 сентября 1978 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Французские воздушно-космические силы
CHC Вертолет
Оффшорные услуги для критически важных операций Babcock
Греческие ВВС

Испанские воздушно-космические силы

Произведено 1978 – настоящее время
Количество построенных 1000 (сентябрь 2019 г.) [ 1 ]
Разработано на основе Аэроспасьяль SA 330 Пума
Варианты Еврокоптер AS532 Пума
Развитый в Еврокоптер EC225 Супер Пума

Airbus Helicopters H215 (ранее Eurocopter AS332 Super Puma ) — четырехлопастной двухдвигательный вертолет среднего размера, разработанный и первоначально производившийся французской аэрокосмической компанией Aérospatiale . Впоследствии его производили компании-преемники Eurocopter и Airbus Helicopters . Super Puma — это обновленная и более объемная версия оригинального Aérospatiale SA 330 Puma .

Разработка Super Puma велась в 1970-х годах на основе успешного SA 330 Puma. При сохранении аналогичной компоновки фюзеляж был перепроектирован для повышения его устойчивости к повреждениям и ударопрочности, при этом композитные материалы более широко использовались была принята пара более мощных двигателей Turbomeca Makila турбовальных , а также более обтекаемая . Кроме того, среди других изменений носовая часть. С самого начала были разработаны две разные длины фюзеляжа: укороченная и вытянутая форма. 5 сентября 1977 года предсерийный прототип SA 331 совершил свой первый полет ; первая настоящая Супер Пума совершила свой первый полет примерно год спустя. К 1980 году Super Puma сменил SA 330 Puma в качестве основного многоцелевого вертолета Aérospatiale.

Super Puma быстро зарекомендовала себя как коммерческий успех как для военных, так и для гражданских заказчиков. Французская армия была активным первым заказчиком, использовав этот тип в своей новой оперативной группе быстрого реагирования Force d'Action Rapide и регулярно отправляя Super Pumas для поддержки зарубежных операций Франции как в Африке, так и на Ближнем Востоке . Индонезия также стала известной страной для Super Puma: государственный производитель самолетов PT Dirgantara Indonesia получил лицензию на его производство на местном уровне. В гражданском секторе он активно используется для поддержки морских нефтяных вышек и операций по тушению пожаров с воздуха . С 1990 года находящиеся на военной службе Super Pumas продаются под обозначением AS532 Cougar . На гражданской службе в 2004 году был представлен преемник AS 332 следующего поколения - увеличенный Eurocopter EC225 Super Puma .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1974 году компания Aérospatiale приступила к разработке нового среднего транспортного вертолета на базе успешного SA 330 Puma. О существовании проекта было публично объявлено на Парижском авиасалоне 1975 года . Хотя новая конструкция сохраняла общую компоновку, аналогичную предыдущему AS 330, она была оснащена парой двигателей Turbomeca Makila турбовальных , которые были недавно разработаны и были более мощными, чем предыдущий Turbomeca Turmo . Четырехлопастной несущий винт винтокрылого аппарата был переработан с использованием композитных материалов . Значительное внимание команда разработчиков уделила повышению устойчивости новой модели к повреждениям; Таким образом, была принята более прочная конструкция фюзеляжа вместе с новой ударопрочной ходовой частью , в то время как лопасти несущего винта также способны выдерживать некоторые боевые повреждения, а также различные другие ключевые механические системы винтокрылого аппарата. [ 2 ]

Внешние особенности, отличающие новый вертолет от SA 330, включают подфюзеляжный киль под хвостовой балкой и более обтекаемую носовую часть. [ 3 ] С самого начала проекта планировалось, что новый винтокрылый аппарат будет доступен с двумя вариантами длины фюзеляжа, состоящими из версии с коротким фюзеляжем, которая будет иметь такую ​​же грузоподъемность, что и SA 330, но при этом будет обеспечивать превосходные характеристики в «горячих и высоких» условиях, а также удлиненная версия, которая позволяла перевозить большее количество внутреннего груза или пассажиров в обстоятельствах, когда общий вес считался менее критичным. [ 4 ]

5 сентября 1977 года предсерийный прототип SA 331 , модифицированный на основе планера SA 330 за счет добавления двигателей Makila и новой коробки передач, совершил свой первый полет . [ 5 ] Первый прототип полноценной Super Puma совершил свой первый полет 13 сентября 1978 года, за ним вскоре последовали еще пять прототипов. [ 6 ] Летные испытания показали, что по сравнению с SA 330 Puma AS 332 Super Puma обладал более высокой крейсерской скоростью и большей дальностью полета, отчасти благодаря двигателю Makila, обеспечивающему большую выходную мощность и снижение расхода топлива на 17% на милю. . Super Puma также продемонстрировала свои гораздо лучшие характеристики стабилизации полета и меньше зависела от автоматических корректирующих систем. [ 7 ] Разработка как военного, так и гражданского варианта велась параллельно, в том числе на этапе сертификации. [ 8 ] В 1981 году была поставлена ​​первая гражданская Super Puma. [ 9 ]

Производство и улучшения

[ редактировать ]

К 1980 году AS 332 Super Puma заменил предыдущий SA 330 Puma в качестве основного многоцелевого вертолета Aérospatiale. [ 10 ] Он быстро оказался очень популярным среди клиентов; с июля 1981 г. по апрель 1987 г. в среднем строилось три вертолета в месяц для операторов как военного, так и гражданского секторов. [ 11 ] Успех AS 332 Super Puma привел к реализации дополнительных программ разработки, в результате которых были созданы более совершенные модели. В их число входило появление таких особенностей, как удлиненные лопасти несущего винта, более мощные двигатели и коробки передач, увеличение взлетной массы и модернизированная авионика. [ 11 ] Кроме того, было налажено зарубежное производство; Indonesian Aerospace (IPTN) произвела SA 330 и AS 332 по лицензии Aerospatiale; Винтокрылые машины сборки IPTN производились как для отечественных, так и для некоторых зарубежных заказчиков. [ 12 ]

За базовой моделью универсального транспорта было введено в эксплуатацию множество специализированных вариантов Super Puma, включая специальные версии для поисково-спасательных операций (SAR) и противолодочной борьбы (ASW). С 1990 года Super Pumas военного назначения продаются под названием AS532 Cougar . В качестве запасного варианта NHIndustries NH90 программы Mark III Super Puma. на одном этапе также рассматривалась возможность разработки [ 11 ] К 2005 году различные модели Super Puma эксплуатировались многочисленными клиентами в 38 странах для самых разных целей. [ 12 ] Всего на данный момент было поставлено или заказано 565 Super Pumas (включая Cougars военного назначения). [ 13 ]

В феврале 2012 года Eurocopter объявила, что предлагает более дешевую базовую конфигурацию Super Puma, которая будет более конкурентоспособной по сравнению с такими конкурентами, как построенный в России Ми-17 . [ 14 ] Starlite Aviation стала стартовым заказчиком этого нового варианта, получившего обозначение AS 332 C1e. [ 15 ] В ноябре 2015 года Airbus Helicopters объявила, что производство AS 332 Super Puma, который на тот момент был переименован в H215, будет переведено на новый специально построенный завод окончательной сборки в Брашове , Румыния . [ 16 ] Этот шаг направлен на сокращение времени и стоимости производства за счет упрощения производства до единой базовой конфигурации, которая затем будет адаптирована для удовлетворения потребностей как гражданских, так и военных заказчиков. [ 17 ]

AS332 Super Puma французской армии, 1999 г.
Интерьер финской пограничной службы H215, 2024 г.

Eurocopter AS332 Super Puma — это универсальный вертолет среднего размера, оснащенный парой турбовальных двигателей Turbomeca Makila 1A1, которые приводят в движение четырехлопастной несущий винт и пятилопастной рулевой винт, а также пару независимых гидравлических систем и пару электрических генераторов переменного тока . Топливо размещается в шести внутренних топливных баках, а дополнительные вспомогательные и внешние баки могут быть оборудованы для увеличения продолжительности полета. В целях безопасности топливные баки имеют ударопрочную сантехническую конструкцию, а в моторном отсеке установлены системы обнаружения и тушения пожара. Несущая хвостовая балка оснащена защитой от ударов рулевого винта; в передней части стрелы также находится багажное отделение. Убирающееся трехопорное шасси спроектировано так, чтобы обеспечить высокие энергопоглощающие качества. [ 18 ]

Основная кабина Super Puma, доступ к которой осуществляется через пару раздвижных дверей , имеет реконфигурируемую компоновку пола, позволяющую использовать различные конфигурации пассажирских сидений или грузов, включая специальные конфигурации для медицинских операторов. По данным Airbus Helicopters, помимо двух пилотов, AS332 с коротким фюзеляжем может вместить до 15 пассажиров, а AS332 с удлиненным фюзеляжем увеличивает это число до 20 пассажиров в комфортабельной конфигурации. [ 19 ] Установлена ​​звукоизоляционная обивка, отдельно регулируемые системы отопления и вентиляции. Помимо дверей, по бокам основной каюты расположены 12 окон, которые при необходимости можно убрать и превратить в запасные выходы. Нижняя часть фюзеляжа также может быть оснащена плавсредствами для придания винтокрылому аппарату дополнительной плавучести . В полу кабины установлен люк, обеспечивающий доступ к стойке грузовой подвески, а также к индивидуальному месту хранения бортового оборудования. [ 18 ]

В системе управления полетом Super Puma используются четыре сдвоенных сервопривода для управления шагом циклического , коллективного и рулевого винтов. дуплексный цифровой автопилот Также имеется . Кабина оснащена двойным управлением полетом. Основные приборы состоят из четырех многофункциональных жидкокристаллических дисплеев, а также двух дисплеев и панелей управления автопилотом; Для резервирования также установлены единая интегрированная резервная приборная система и система мониторинга транспортного средства. [ 18 ] По данным Airbus Helicopters, авионика, установленная на более поздних вариантах, обеспечила высокий уровень эксплуатационной безопасности. [ 20 ] Сторонние фирмы предложили различные обновления для Super Puma, включая интегрированные системы управления полетом , приемники систем глобального позиционирования , отображение цифровой карты, самописцы полетных данных , систему предупреждения о столкновениях , совместимость с очками ночного видения и несколько радиостанций . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Морской вариант Super Puma также был изготовлен для выполнения задач противолодочной и противолодочной борьбы . В такой конфигурации «Супер Пума» модифицируется дополнительной защитой от коррозии , складной стрелой рулевого винта, системой наведения на палубу при посадке, гидроакустическим оборудованием и носовой поисковой РЛС «Омера» . Для выполнения противонадводных задач он может быть вооружен парой Exocet противокорабельных ракет . [ 24 ]

Операционная история

[ редактировать ]
AS332 Super Puma полиции префектуры Осака , 2009 г.

В августе 1983 года французское правительство создало новую оперативную группу быстрого реагирования Force d'Action Rapide для поддержки союзников Франции и содействия зарубежным действиям Франции в Африке и на Ближнем Востоке; в состав оперативной группы было приписано до 30 Супер Пум. [ 25 ] В июне 1994 года Франция организовала военное вмешательство в продолжающийся геноцид в Руанде , направив военную оперативную группу в соседний Заир ; «Супер Пумы» обеспечивали основную часть вертолетных грузовых возможностей оперативной группы, перевозя французские войска и технику во время их наступления в Руанду . [ 26 ]

В 1980-е годы французская армия была заинтересована в установке на Super Puma бортового радара наблюдения за полем боя. Первый прототип Orchidée был собран на заводе Aérospatiale в Мариньяне и начал испытания в конце 1988 года; Французская армия намеревалась закупить 20 самолетов для оснащения двух эскадрилий. По описаниям, Orchidée имела импульсно- доплеровский радар, установленный на нижней стороне фюзеляжа и способный осуществлять сканирование на 360 ° для обнаружения низколетящих вертолетов и наземных транспортных средств на расстоянии до 150 км; Собранные данные должны были передаваться в режиме реального времени на мобильные наземные станции по одноканальному каналу передачи данных для обработки и анализа перед передачей полевым командирам. Сообщалось, что система способна работать в любую погоду и будет противодействовать враждебным средствам электронного противодействия . [ 27 ] Однако разработка была прервана в середине 1990 года из-за после холодной войны . сокращения расходов на оборону [ 28 ]

Индонезия была ключевым покупателем Super Puma; государственный производитель самолетов PT Dirgantara Indonesia (PT DI) получил лицензию на производство этого типа. [ 29 ] Первоначально компания занималась сборкой и отделкой Super Pumas, поставляемых из Европы, но со временем PT DI расширила диапазон своего производственного участия в этом типе, а также расширила сотрудничество с Eurocopter . [ 30 ] В 1989 году ВВС Индонезии разместили заказ на 16 самолетов Super Pumas в качестве замены устаревшего парка Sikorsky S-58T , но на фоне продолжающейся нехватки финансирования к 2008 году было поставлено только семь единиц, эксплуатация которых, как сообщается, была затруднена из-за отсутствие запчастей. Правительство Индонезии также заказало 16 Super Pumas для перевозки VIP- персон , семь из которых были поставлены к 2008 году. [ 31 ] Производство этих винтокрылых машин осуществляет местное предприятие «ПТ ДИ». [ 32 ] [ 33 ]

Шведский AS332, 2004 г.

Ключевым экспортным покупателем была Швейцария , которая первоначально закупила 15 самолетов AS 332M1 Super Pumas, имеющих местное обозначение TH89 , для ВВС Швейцарии . Впоследствии к ним присоединились 11 AS 532UL Cougars, получившие обозначение TH98 , а в 2006 году была запущена программа TH06 по модернизации более раннего парка Super Puma новой авионикой, которая либо равнялась, либо превосходила возможности нового парка Cougar от RUAG . Швейцарские ВВС обычно используют этот тип для разведки, наблюдения, обнаружения целей, а также разведывательных и поисково-спасательных операций (SAR). [ 34 ] Швейцарские суперпумы время от времени использовались за пределами страны, обычно для оказания гуманитарной помощи, например, в Греции , где они участвовали в тушении пожаров с воздуха в августе 2021 года. [ 35 ]

В 1988 году Швеция договорилась о закупке парка из 12 Super Pumas; в основном они эксплуатировались внутри страны, хотя некоторые из них время от времени направлялись за границу, например, для оказания услуг по медицинской эвакуации коалиционным силам, участвующим в войне в Афганистане . [ 36 ] В октябре 2015 года ВВС Швеции сняли свою последнюю Super Puma, заменив ее более новыми винтокрылыми машинами, такими как NHIndustries NH90 и Sikorsky UH-60M Black Hawk . [ 37 ] Шесть из этих вышедших на пенсию Super Pumas были проданы и отремонтированы для дальнейшего обслуживания другими операторами. [ 38 ]

В 1990 году Нигерия заключила сделку с Aerospatiale об обмене нескольких своих «Пум» на более крупные «Супер Пумы». [ 39 ] В ноябре 2009 года еще пять бывших в употреблении Super Puma были приобретены во Франции для операций по поддержанию мира и наблюдению в дельте Нигера . [ 40 ] В 2015 году сообщалось, что несколько вооруженных «Супер Пум» были закуплены ВВС Нигерии для операций по борьбе с повстанцами против «Боко Харам» . [ 41 ] В 2000 году пара нигерийских «Супер Пум» была развернута в штате Кросс-Ривер для улучшения наблюдения за территорией и увеличения огневой мощи в ответ на отсутствие безопасности в районе оси Бакасси. [ 42 ]

В конце 1990-х годов ВВС Греции подали заявку на приобретение более современных и эффективных вертолетов SAR. [ 43 ] с целью замены устаревшего парка поисково-спасательных вертолетов Agusta Bell AB-205 , которые использовались с 1975 года. Потребность во всепогодном, дневном и ночном вертолете поисково-спасательной службы большой дальности для операций на всей территории РПИ Афин возникла после того, как Imia / Инцидент в Кардаке в 1996 году и растущая напряженность между Грецией и Турцией из-за территориальных водных споров в Эгейском море . Правительство Греции подписало сделку с Eurocopter на покупку первых четырех самолетов AS-332 C1 Super Pumas в 1998 году. [ 44 ] [ 45 ] HAF приобрела еще два Super Pumas для операций воздушной поддержки Олимпийских игр 2004 года в Афинах , а в период 2007–2011 годов - еще шесть вертолетов для новой роли CSAR - 384 SAR / CSAR Sq. Все HAF Super Pumas имеют версию C1, которая включает в себя такие функции, как четырехосный автопилот, компьютер навигации и управления миссией NADIR type1000, турели FLIR , поисковый радар RBR1500B, противообледенительную систему двигателя, гидравлические и электрические подъемники. , прожектор SPECTROLAB SX-16, дефлекторы выхлопных газов двигателя, громкоговоритель Bertin и внутренняя конфигурация с шестью носилками для медицинской эвакуации. миссии. [ 46 ]

AS332 ВВС Испании проводит медицинскую эвакуацию над провинцией Герат , Афганистан, 2008 г.

ВВС Испании использовали Super Pumas для различных целей. Флот участвовал в войне в Афганистане в период с 2005 по 2011 год, в какой-то момент являясь единственной винтокрылой машиной, обеспечивающей боевое прикрытие поисково-спасательной операции и медицинской эвакуации в западных регионах Афганистана; последние из них были выведены в ноябре 2013 года. [ 47 ] [ 48 ] Этот тип также участвовал в тушении пожаров внутри страны. [ 49 ] В 2010-х годах Испания решила заменить свой Super Puma на более новый NH90, первый образец ВВС Испании был поставлен в 2020 году.

VH-34 – это обозначение ВВС Бразилии вертолета, используемого для перевозки президента Бразилии . В качестве основных президентских вертолетов использовалась пара модифицированных «Супер Пум», рассчитанных на перевозку до 15 пассажиров и трех членов экипажа. Модель VH-34 постепенно дополнялась и позже была заменена моделью VH-36 , более поздней EC725. [ 50 ] [ 51 ] Различные президенты Франции, такие как Франсуа Миттеран , использовали военные суперпумы в качестве официального транспорта во время дипломатических миссий. [ 52 ] В 2008 году премьер-министр Великобритании Гордон Браун летал на Super Puma во время турне по Ираку . [ 53 ]

Сообщается, что Super Puma хорошо подходит для морских операций в Северного моря нефтяной промышленности , где этот тип использовался для переправки персонала и оборудования на нефтяные платформы и обратно. Одним из крупнейших гражданских операторов Super Puma является Bristow Helicopters , парк которой в 2005 году насчитывал не менее 30 Super Puma; [ 12 ] CHC Helicopters - еще один крупный гражданский оператор, имеющий в 2014 году парк из 56 самолетов Super Pumas. [ 54 ] В 1990-е годы Иран закупил по меньшей мере семь индонезийских «Супер Пум» для гражданских миссий по разведке нефти на море. [ 55 ] [ 56 ] Super Pumas также эксплуатируются Petrobras , крупнейшей энергетической компанией Бразилии на большие расстояния , для поддержки своих нефтяных вышек . [ 57 ] Крупнейший оператор гражданских вертолетов в Китае управляет CITIC Offshore Helicopter значительным парком самолетов Super Puma. [ 58 ] Германии эксплуатировалось не менее 19 Super Puma По состоянию на 2018 год в Федеральной службе полиции . [ 59 ]

Финская пограничная служба эксплуатирует многочисленные AS332 L1 Super Pumas, оборудованные для морской разведки и поисково-спасательных операций по всей стране. Чтобы лучше соответствовать сложным преобладающим условиям, они обычно оснащаются передним инфракрасным портом , четырехосным автопилотом и противообледенительным устройством. [ 60 ] В конце 2010-х годов старые самолеты финского парка Super Puma были перевезены в Румынию для модернизации и оснащения до нового стандарта H215. [ 61 ]

В 2014 году компания Airbus Helicopters, производитель этого типа, заявила, что семейство Super Puma/Cougar накопило в общей сложности 890 вертолетов, поставленных клиентам в 56 странах. [ 20 ] Сообщается, что к 2015 году военные заказчики заказали 187 Super Pumas; Среди прочего, заказы включали 29 заказов для Аргентины , 30 для Испании, 33 для Индонезии, 22 для Сингапура и 12 для Греции. [ 62 ]

В ноябре 2017 года Румыния объявила о своем намерении закупить до 16 винтокрылых машин и планировала внести 30% первоначальный взнос за первые четыре самолета позднее в том же году. [ 63 ]

Варианты

[ редактировать ]
Eurocopter AS332 Super Puma ( министр обороны Франции )
  • SA 331 - первый прототип на базе планера SA 330, совершил первый полет 5 сентября 1977 года. [ 6 ]
  • AS 332A – Коммерческая предсерийная версия
  • AS 332B – Военная версия
  • AS 332B1 - Первая военная версия
  • AS 332C - Серийная гражданская версия [ 9 ]
  • AS 332C1 - поисково-спасательная версия, оснащенная поисковым радаром и шестью носилками. [ 9 ]
  • AS 332F - Военная противолодочная и противокорабельная версия.
  • АС 332Ф1 - Морская версия
  • AS 332L - гражданская версия с более мощными двигателями, удлиненным фюзеляжем, увеличенным салоном и большим топливным баком. [ 9 ]
  • AS 332L1 - Удлиненная гражданская версия с длинным фюзеляжем и авиационным салоном. [ 9 ]
  • AS 332L2 Super Puma Mk 2 - гражданская транспортная версия, оснащенная роторной головкой Spheriflex и EFIS. [ 9 ]
  • AS 332M - Военная версия AS 332L.
  • АС 332М1 - Удлиненная военная версия
  • NAS 332 - лицензионная версия, созданная IPTN , теперь Indonesian Aerospace PT DI.
  • VH-34 - обозначение ВВС Бразилии для двух Super Puma VIP-конфигурации.

Операторы

[ редактировать ]

Гражданский

[ редактировать ]
CHC AS332L2 Супер Пума
 Азербайджан
 Бразилия
 Китай
 Канада
 Германия
 Греция
 Гонконг
 Исландия
выполняет из департамента шерифа округа Лос-Анджелес Супер Пума поисково-спасательную операцию.
 Япония
 Норвегия
 Сербия
 Украина
 Великобритания
 Соединенные Штаты

 Вьетнам

AS 332 по имени Лиф береговой охраны Исландии.
 Албания
 Аргентина
 Боливия
 Бразилия
 Чили
 Эквадор
 Финляндия
AS 332 ВВС Греции
 Франция
 Габон
 Грузия
 Греция
 Индонезия
 Иордания
ВВС Сингапура Супер Пума приближается к авианосцу Инчхон
 Кувейт
 У них было
 Марокко
 Нигерия
 Мой собственный
 Саудовская Аравия
 Сингапур
 Южная Корея
AS 332 ВВС Испании
 Испания
 Швейцария
 Украина
 Узбекистан
 Венесуэла

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Камерун
 Китай
 Демократическая Республика Конго
AS 332B1 Super Puma ВВС Венесуэлы
 Япония
 Швеция
 Таиланд
 Togo

Известные аварии и инциденты

[ редактировать ]
  • 16 июля 1988 г. - самолет AS332 L компании Helikopter Service AS затонул в Северном море из-за сильных вибраций, вызванных потерей металлической полосы с одной из лопастей несущего винта. Все пассажиры и экипаж выжили. [ 94 ]
  • 14 марта 1992 г. - G-TIGH потерял управление и упал в Северное море недалеко от Восточно-Шетландского бассейна ; 11 из 17 пассажиров и экипажа погибли. [ 95 ]
  • 19 января 1995 г. - G-TIGK, выполнявший рейс 56C компании Bristow Helicopters , упал в Северном море после аномально сильного удара молнии ; Погибших нет, но самолет списали. [ 96 ]
  • 18 января 1996 г. - LN-OBP, самолет AS332 L1, принадлежащий Helikopter Service AS, затонул в Северном море примерно в 200 км к юго-западу от Эгерсунда. Все пассажиры и экипаж выжили, и спустя 3 дня вертолет все еще находился на плаву. [ 94 ]
  • 18 марта 1996 г. - LN-OMC, самолет AS332, которым управляла компания Airlift из аэропорта Шпицбергена, разбился в Вейдефьордене . Погибших не было
  • 8 сентября 1997 г. - LN-OPG , AS332 L1, эксплуатируемый Helikopter Service AS, потерпел катастрофическую поломку главного редуктора и разбился по пути из Брённёйсунда на нефтяное месторождение Норн , в результате чего погибли все 12 человек на борту. [ 97 ] Eurocopter принял некоторые, но не все рекомендации AAIB/N. [ 98 ]
  • 11 августа 2000 г. — Каскасапакте, Швеция . Самолет AS332M1 ВВС Швеции (10404/H94) врезался в склон горы во время первоначального захода на посадку для выполнения подъемных операций во время спасательной операции в горах. Все трое членов экипажа погибли. Причина аварии не была полностью определена, но предполагается, что из-за сложных визуальных условий экипаж потерял способность оценивать расстояние до склона горы. [ 99 ]
  • 18 ноября 2003 г. — Рёрё , Швеция . Самолет AS332M1 ВВС Швеции (10409/H99) упал в море во время ночных учений по подъему недалеко от Рёрё на архипелаге Гетеборга. Задача заключалась в том, чтобы провести несколько циклов подъема спасательного судна « Мярта Коллин ». При заходе на посадку самолет внезапно на большой скорости врезался в воду, в результате чего погибли шесть членов экипажа. Только один член экипажа, пловец-спасатель-срочник, выжил с легкими травмами. Причина катастрофы не была полностью определена, но предположительно она стала результатом неправильного определения ориентации полета в плохую погоду. «Сеть авиационной безопасности» .
  • 21 ноября 2006 г. - поисково-спасательный вертолет Eurocopter AS332 L2 затонул в Северном море. Самолет был оборудован двумя автоматическими надувными спасательными плотами, но оба не надулись. Впоследствии Совет безопасности Нидерландов вынес предупреждение. [ 100 ]
  • 1 апреля 2009 г. - вертолет AS332L2 Bond Offshore Helicopters с 16 людьми на борту врезался в Северное море в 13 милях (21 км) от Краймонда на побережье Абердиншира; выживших не было. [ 101 ] указано В первоначальном отчете AAIB несущего винта самолета модуля редуктора , что катастрофа была вызвана «катастрофическим отказом» планетарного . [ 102 ]
  • Мексики 11 ноября 2011 г. - XC-UHP AS332-L Super Puma генеральной координации президентского воздушного транспорта разбился в Амекамека регионе к югу от Мехико . министр внутренних дел Мексики Франсиско Блейк Мора . В результате аварии вместе с семью другими членами экипажа и пассажирами погиб [ 103 ]
  • 21 марта 2013 г. - во время учений по готовности Eurocopter EC155 Федеральной полиции Германии (Bundespolizei) столкнулся с Super Puma на земле при приземлении в условиях полной темноты рядом с Олимпийским стадионом в Берлине, Германия, уничтожив оба самолета и убив одного из пилотов. и ранив многочисленных прохожих. Причиной белого цвета стал снег, поднятый нисходящим потоком вертолета. [ 104 ]
  • 23 августа 2013 г. - вертолет Super Puma L2 G-WNSB испытал (пока необъяснимую) потерю воздушной скорости при малом заходе на посадку и упал в Северное море в 2 милях к западу от аэропорта Самбург около 18:20 BST. Самолет получил сильный удар и вскоре после удара о воду перевернулся. Однако его вооруженная плавучая система сработала, и самолет остался на плаву. Четыре пассажира погибли, а экипаж и еще 12 пассажиров были спасены, большинство из них получили ранения. На сегодняшний день AAIB заявило, что это не было вызвано механической неисправностью. Суд постановил передать CV/FDR в Управление гражданской авиации Великобритании для анализа от имени Королевского ведомства. [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
  • 28 сентября 2016 г. - Район перевала Сен-Готард, Швейцария. Супер Пума швейцарских ВВС врезалась в стационарный провод на расстоянии 50 м после взлета, оба пилота погибли, а мастер погрузки получил неизвестные травмы, но выжил. Вертолет полностью погиб, так как полностью сгорел. После длительного расследования было установлено, что пилоты не виноваты. [ 109 ]

Технические характеристики (AS332 L1)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. [ 110 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Вместимость: 24 пассажира плюс сопровождающий / 4490 кг (9899 фунтов)
  • Длина: фюзеляж 16,79 м (55 футов 1 дюйм)
Вращение ротора 18,7 м (61 фут)
  • Высота: 4,97 м (16 футов 4 дюйма)
  • Вес пустого: 4660 кг (10274 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 9150 кг (20172 фунта)
  • Силовая установка: 2 Turbomeca Makila 1A2 турбовальных двигателя мощностью 1376 кВт (1845 л.с.) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 16,2 м (53 фута 2 дюйма)
  • Площадь несущего винта: 206,12 м 2 (2218,7 кв. футов)
  • Секция лезвия: корень: NACA 13112 ; совет: NACA 13106 [ 111 ]

Производительность

  • Крейсерская скорость: макс. 277 км/ч (172 миль в час, 150 узлов),
247 км / ч (153 миль в час; 133 узла) в эконом.
  • Никогда не превышайте скорость : 327 км/ч (203 миль в час, 177 узлов).
  • Дальность: 851 км (529 миль, 460 миль)
  • Практический потолок: 5180 м (16 990 футов)
  • Скорость набора высоты: 7,4 м/с (1460 футов/мин)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Доминик Перри (7 сентября 2019 г.). «Airbus поставил 1000-й вертолет Super Puma» . Флайтглобал .
  2. ^ Джексон 1984, стр. 7–10.
  3. ^ Озеро 2002, с. 82.
  4. ^ Джексон 1984, с. 11.
  5. ^ Джексон 1984, стр.10.
  6. ^ Перейти обратно: а б Озеро 2002, с. 85.
  7. ^ Ламберт 1979, стр. 437, 439.
  8. ^ Ламберт 1979, с. 437.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эндрес и Гетинг 2005, с. 272.
  10. ^ Макгоуэн 2005, с. 194.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Седбон, Гэри. «Aerospatiale разрабатывает Super Puma II». Flight International , 18 апреля 1987 г. с. 12.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Макгоуэн 2005, с. 195.
  13. ^ Эндрес и Гетинг 2005, с. 487.
  14. ^ Пядушкин, Максим и Роберт Уолл. «Ми-171, Супер Пума в бой». Неделя авиации , 13 февраля 2012 г.
  15. ^ Нойе, Режис. «Starlite: первый заказчик нового AS 332 C1e Super Puma». Вертолеты Airbus , май 2013 г.
  16. ^ «Румыния будет производить новый, надежный и экономичный тяжелый вертолет H215». Airbus Helicopters , 17 ноября 2015 г.
  17. ^ Перри, Доминик. «Airbus Helicopters возродит румынское авиастроение». Flight International , 17 ноября 2015 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Технические данные AS332 L1e – 2015 г.». Архивировано 12 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 2015.
  19. ^ "Гражданский полигон". Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 2015.
  20. ^ Перейти обратно: а б «AS332 C1e». Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 2014 год.
  21. ^ Моррис, Джон. «RUAG Aviation показывает модернизацию Super Puma». Авиационная неделя , 11 сентября 2012 г.
  22. ^ Осборн, Тони. «Расширение возможностей боевых вертолетов в Европе». Авиационная неделя , 25 марта 2013 г.
  23. ^ «Группа Heli-One компании CHC заключила контракт на модернизацию шведской военной Super Puma». CHC Helicopters , 30 марта 2006 г.
  24. ^ «Военные самолеты мира». Flight International , 1 августа 1987 г. с. 24.
  25. ^ Чипман 1985, стр. 19–20.
  26. ^ Шарбонно 2008, стр. 140–141.
  27. ^ Седбон, Гилберт. «Франция разрабатывает радар Battlefield». Flight International , 18 июня 1988 г. с. 17.
  28. ^ "Французская разработка радара Orchidee". Aviation Week & Space Technology , 133 (13), 24 сентября 1990 г., с. 22.
  29. ^ «Airbus Military начинает полет по Тихому океану из Индонезии» . ainonline.com. 10 февраля 2012 г.
  30. ^ Покок, Крис (8 июня 2012 г.). «Eurocopter расширяет перспективы развития в Азии через Индонезию и Казахстан» . ainonline.com.
  31. ^ Греватт, Дж. (январь 2008 г.). «Индонезия сокращает заказ на Супер Пуму» .
  32. ^ Греватт, Дж. (май 2007 г.). «PT Dirgantara близка к сделке по продаже самолетов для индонезийских вооруженных сил» .
  33. ^ «PT DI доставляет ВВС вертолет Super Puma» . ru.antaranews.com. 29 января 2021 г.
  34. ^ Мэтьюз, Нилам; Дональд, Дэвид (18 июня 2013 г.). «Ruag демонстрирует модернизацию Super Puma и поставляет Do 228» . ainonline.com.
  35. ^ «Швейцарские вертолеты возвращаются из лесных пожаров в Греции» . airmedandrescue.com. 19 августа 2021 г.
  36. ^ «Шведское вертолетное крыло готовится к операции в Афганистане». Шепард Медиа , 12 июня 2010 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Окерберг, Гуннар (20 октября 2015 г.). «Шведские военные снимают с вооружения последнюю Супер Пуму» . Flightglobal.com.
  38. ^ «Ex-Change Parts приобретает вертолеты Super Puma AS332M1 у шведских вооруженных сил» (PDF) . ex-changeparts.com. 9 октября 2018 г.
  39. ^ Африканский журнал обороны, выпуски 113–124, 1990. стр. 12.
  40. ^ «Нигерия покупает вертолеты нефтяной безопасности и миротворцев». Рейтер , 26 ноября 2009 г.
  41. ^ Эджиофор, Клемент. «ВВС используют вооруженные вертолеты против Боко Харам». Найя , май 2015 г.
  42. ^ Оланреваху, Рашид (2020). «ВВС перебрасывают 2 вертолета Puma в Бакасси в штате Кросс-Ривер» . ait.live.
  43. ^ [1] airforce-technology.com
  44. ^ [2] Defence-aerospace.com , 21 декабря 2000 г.
  45. ^ [3] helis.com .
  46. ^ Форс, Хелленик Эйр. «AS 332C1 Super Puma — ВВС Греции» .
  47. ^ Чериси, Эрван де. «ХЕЛИСАФ: испанский САР в Афганистане». Архивировано 8 декабря 2015 г. в журнале Wayback Machine Air Forces Monthly , февраль 2014 г. № 311. стр. 36–40.
  48. ^ «Испанские вертолеты атакованы афганскими повстанцами во время спасательной операции». ABC News, 12 июля 2008 г.
  49. ^ МЕНДЕС, Изабель; Каберасас, Эухенио (19 июля 2022 г.). «Пожар в Компете объявлен потушенным » .
  50. ^ "VH-34 Супер Пума". Архивировано 28 сентября 2011 года на базе Wayback Machine ВВС Бразилии . Проверено 26 января 2009 г.
  51. ^ «У вертолета Дилмы проблема с двигателем». EPC , 2 ноября 2013 г.
  52. ^ Рипли 2010, с. 11.
  53. ^ Ватт, Николас. «Браун излагает план вывода Великобритании из Ирака». The Guardian , 20 июля 2008 г.
  54. ^ «CHC Helicopter Financial, четвертый квартал 2014 г.». Архивировано 6 июля 2022 года на вертолёте Wayback Machine CHC , 10 июля 2014 года. 28.
  55. ^ Хантер 2010, с. 138.
  56. ^ «IPTN продвигает продажи Super Puma в Иран». Рейс Интернэшнл , 16 ноября 1993 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Довольный клиент Eurocopter» . eurocopter.com. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б «Eurocopter и COHC подписали контракт на поставку двух AS 332 L1 Super Pumas» . eurocopter.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б «Федеральная полиция Германии усиливает парк Super Puma поставкой трех H215» . вертолеты.airbus.com. 14 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 19 января 2023 года . Проверено 14 августа 2022 г.
  60. ^ «Eurocopter поставит финской пограничной службе еще два вертолета AS332 L1 Super Puma для выполнения морских поисково-спасательных операций» . вертолеты.airbus.com. 20 декабря 2012 г.
  61. ^ «Финляндия будет модернизировать свои вертолеты в Румынии» . digi24.ro. 15 мая 2017 г.
  62. ^ АРГ. «Средний транспортный вертолет Eurocopter Puma / Cougar — Military-Today.com» . www.military-today.com .
  63. ^ Адамовский, Ярослав (3 ноября 2017 г.). «Румыния купит вертолеты H215 у консорциума Airbus-IAR» . Новости обороны . Варшава, Польша. Архивировано из оригинала 4 ноября 2017 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
  64. ^ Пресс-релиз Eurocopter - «Азербайджанские авиалинии» заказали у Eurocopter 6 вертолетов. Архивировано 26 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
  65. ^ «Азербайджанские авиалинии AS332» . Проверено 12 марта 2013 г.
  66. ^ «Флот CHC Helicopters» . chc.ca. Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  67. ^ Шаренборг 2022, с. 70
  68. ^ «Флот ГФС» . Правительство Гонконга. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  69. ^ «ВВС мира, 2004 г., стр. 63» . Проверено 12 марта 2013 г.
  70. ^ «Береговая охрана Японии увеличивает свой флот» . www.aviationnews.eu. 18 августа 2011 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  71. Томпсон, Пол. Предотвращение пожара/катастроф J-HangarSpace. Получено 27 февраля 2017 г.
  72. ^ Божиновский, Игорь (18 марта 2019 г.). «Сербия приобретет вертолеты H215» . FlightGlobal . Белград. Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 18 марта 2019 г.
  73. ^ «Сербия и Airbus Helicopters расширяют партнерство» . Airbus (Пресс-релиз). 26 июня 2019 года . Проверено 12 октября 2019 г.
  74. ^ «Флот Бонда» . Bondaviationgroup.com. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  75. ^ «Бристовский вертолетный флот» . bristowgroup.com. Архивировано из оригинала 10 июня 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  76. ^ «ЧК Шотландия» . chc.ca. ​Проверено 24 августа 2013 г.
  77. ^ «Новые спасательные вертолеты Super Puma шерифа» . lacounty.gov. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  78. ^ "ВНХ Юг - Супер Пума AS332 L2" . www.vnhs.com.vn. ​Проверено 24 октября 2021 г.
  79. ^ «Албанский флот Пумы» . www.wikidata.org . Проверено 31 августа 2022 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019 . Проверено 5 января 2019 г.
  81. ^ «Eurocopter поставит финской пограничной службе еще два вертолета AS332 L1 Super Puma» . www.aviationnews.eu. Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  82. ^ Кирцхалиа, Н. (7 сентября 2015 г.). «Президент Грузии категорически против продажи Минобороны вертолетов Super Puma» . Тренд . Проверено 22 июня 2015 г.
  83. ^ «Марокканская королевская жандармерия признана» . helihub.com. 9 апреля 2012 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  84. ^ «Военно-воздушные силы мира 2004» , Flight International , том. 166, нет. 4960, с. 49, 16–22 ноября 2004 г. , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  85. ^ «TJ-AAR aerospatiale AS332L Super Puma C/N 2119» . Хелис.com . 13 июня 2014 года . Проверено 2 августа 2016 г.
  86. ^ ВВС мира 2004 , вып. 166, 16–22 ноября 2004 г., с. 51 , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  87. ^ ВВС мира 2004 , вып. 166, 16–22 ноября 2004 г., с. 52 , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  88. ^ «Aerospatiale AS332L Super Puma C/N 2108» . Хелис.com . Проверено 2 августа 2016 г.
  89. ^ «Военно-воздушные силы мира 2004» , Flight International , том. 166, нет. 4960, с. 68, 16–22 ноября 2004 г. , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  90. ^ «Военно-воздушные силы мира 2004» , Flight International , том. 166, нет. 4960, с. 89, 16–22 ноября 2004 г. , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  91. ^ «AS332L2 Super Puma в Королевских ВВС Таиланда» . Хелис.com . Проверено 2 августа 2016 г.
  92. ^ «Военно-воздушные силы мира 2004» , Flight International , том. 166, нет. 4960, с. 90 , получено 12 марта 2013 г. - из архива Flightglobal.
  93. ^ «5V-TAH G-BWZX LN-OLE aerospatiale AS332L Super Puma C/N 2120» . Хелис.com . Проверено 2 августа 2016 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б «Трагедия вертолета: предыдущие катастрофы вертолетов в Северном море» (на норвежском языке). Ежедневная газета. 8 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 10 октября 2016 года . Проверено 5 мая 2016 г.
  95. ^ «Отчет об аварии AS 332L Super Puma, G-Tigh, недалеко от платформы Коморант «А», Восточный Шетландский бассейн, 14 марта 1992 года» (PDF) . Отдел по расследованию авиационных происшествий . 26 апреля 1993 года . Проверено 13 июля 2018 г.
  96. ^ Отчет об авиационном происшествии 2/97 . Отдел по расследованию авиационных происшествий. 15 августа 1997 г.
  97. ^ «Отчет о воздушном происшествии 8 сентября 1997 года в Норвежском море примерно в 100 морских милях к западу и северо-западу от Брённёйсунда с участием Eurocopter AS 332L1 Super Puma, LN-OPG, эксплуатируемого Helikopter Service AS» (PDF) . Совет по расследованию авиационных происшествий, Норвегия. Ноябрь 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2006 г. . Проверено 16 апреля 2009 г.
  98. ^ «Комментарии к заключению и рекомендации по проекту итогового отчета». Архивировано 8 октября 2006 г. в Wayback Machine, май 2001 г.
  99. ^ «Все, что вам нужно знать о вертолетах в Швеции — Nordic Rotors» . www.nordicrotors.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
  100. ^ «Аварийная посадка в море, поисково-спасательный вертолет AS322L2, Север…» . 22 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г.
  101. ^ «Призыв к заземлению вертолетов». BBC News, 11 апреля 2009 г.
  102. ^ «Первоначальный отчет - Авария на Super Puma». Архивировано 13 апреля 2009 г. в Wayback Machine , Лондон: Отделение по расследованию авиационных происшествий, 10 апреля 2009 г.
  103. ^ «Блейк Мора погиб в результате крушения вертолета» . Выпуски новостей Телевизы. 11 ноября 2011 г.
  104. ^ «Как произошла фатальная катастрофа вертолета». Берлинер Моргенпост , 21 марта 2013 г.
  105. ^ «Крушение вертолета на Шетландских островах: полиция подтвердила смерть четырех человек» . Хранитель . 23 августа 2013 г.
  106. ^ «Супер Пума застряла на платформе на ночь из-за опасений по поводу безопасности». Архивировано 4 марта 2016 года в новостях Wayback Machine STV , 13 сентября 2013 года.
  107. ^ «Шотландский суд постановил освободить вертолет Sumburgh CVFDR» . 21 июня 2015 г.
  108. ^ «Пилоты не смогли обнаружить снижение скорости полета» . BBC News, 18 октября 2013 г. Проверено 19 октября 2013 г.
  109. ^ «ВВС Швейцарии останавливают вертолеты Super Puma после фатальной катастрофы» . Рейтер . 28 сентября 2016 г.
  110. ^ Ламберт 1993, стр. 148–149.
  111. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шарбоно, Бруно. Франция и новый империализм: политика безопасности в Африке к югу от Сахары . Издательство Ашгейт, 2008. ISBN   0-75469-078-4 .
  • Чипман, Джон. Французская военная политика и африканская безопасность , Рутледж, 1985. ISBN   1-13470-553-0 .
  • Эндрес, Гюнтер Г. и Михаэль Дж. Гетинг. Руководство Джейн по распознаванию самолетов . ХарперКоллинз, Великобритания, 2005. ISBN   0-00718-332-1 .
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64. ISSN   0015-3710 .
  • Охотник, Ширен. Внешняя политика Ирана в постсоветскую эпоху: сопротивление новому международному порядку . АВС-КЛИО, 2010. ISBN   0-31338-194-1 .
  • Джексон, Пол. «Супер Пума». Air International , январь 1984 г., Vol. 26 № 1. ISSN   0306-5634 . стр. 7–12, 33–35.
  • Лейк, Джон. «Вариант файла: Super Puma и Cougar: AS 332, AS 532 и EC 725». Международный журнал Air Power , том 3, зима 2001/2002 г. Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing, 2002. ISSN   1473-9917 , ISBN   1-880588-36-6 . стр. 80–93.
  • Ламберт, Марк. «Супер Пума: кошка с большей мускулатурой». Flight International , 11 августа 1979 г., стр. 437–439.
  • Ламберт, Марк (редактор). Джейнс «Все самолеты мира», 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993 г. ISBN   0-7106-1066-1 .
  • Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN   1-85109-468-7 .
  • Рипли, Тим. Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Издательство Оспри, 2010. ISBN   1-84176-290-3 .
  • Шаренборг, Мартин. «Борьба с пожарами». Эйр Интернэшнл , Vol. 103 № 2, сентябрь 2022 г. стр. 68–72. ISSN   0306-5634 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1b5408fd5b3f75f7c2e80ae38edb3ea__1724838240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/ea/e1b5408fd5b3f75f7c2e80ae38edb3ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eurocopter AS332 Super Puma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)