Jump to content

Они чередуются

(Перенаправлено с людей Вапишана )
Они чередуются
Джоэния Вапиксана и министр Генро в Совете коренных народов Рораймы (2008 г.)
Общая численность населения
15,500
Регионы со значительной численностью населения
 Бразилия 9,441 [1]
 Гайана 6,000 [1]
 Венесуэла 37 [1]
Языки
Они чередуются
Различные местные языки
Религия
Анимизм , Христианство

Вапишана коренная или вапичан (или ваписиана, вапитхана, вапидиана, вапиксана) — группа , обитающая в районе Рорайма на севере Бразилии и на юге Гайаны .

Расположение

[ редактировать ]

В настоящее время вапишана обитают в штате Рорайма , Бразилия, на севере и востоке Боа-Висты , а также в южных саваннах Рупунуни в Гайане. В их деревнях можно найти ранчо, поселения, небольшие городки и коммерческие постройки бразильцев. [2] В Гайане деревни вапишана расположены между реками Такуту , Рупунуни и Квитаро , гранича с территорией Макуши в горах Кануку на севере и простираясь до территории Вай-Вай на юге. На территории Бразилии, в северо-восточной части Рораймы, деревни вапишана в основном расположены в регионе Серра-да-Луа (Лунный хребет) между рекой Бранку и одним из ее притоков, Такуту. [1] В нижнем течении реки Урарикоэра , еще одном притоке реки Бранко , в большинстве деревень проживает смешанное население вапишана и макуши.

Исторические границы простираются вплоть до бассейна Рио-Бранку, но вапишана были вытеснены на юг макуши под давлением европейских колонизаторов. [2]

Демография

[ редактировать ]

Население вапишаны насчитывает около 9 441 человека в Бразилии (оценка 2014 года), 6 000 в Гайане (оценка 1990 года) и 37 в Венесуэле (оценка 2011 года). [1]

Предыдущие оценки численности населения в 1997 году составляли от 10 000 до 11 000 человек. [1] около 5000 вапишана в Южном Рупунуни , южной части Гайаны, граничащей с Бразилией, в 1991 году, [2] и только 2995 вапишана в двадцати бразильских деревнях, по оценкам Fundação Nacional do Índio в 1984 году. [2]

Вапишана классифицируется как член языковой семьи аравак . Вапишана - единственный оставшийся аравакский язык в районе Рораймы. [1] Термин аравак чаще используется для обозначения языков аравакан ​​или локоно, на которых говорят в Венесуэле , Гайане , Суринаме , Французской Гвиане и на некоторых Антильских островах. Большинство бразильских вапишана часто говорят на португальском языке , а не на вапишане, а многие гайанские вапишаны говорят на английском языке . помимо вапишаны [2] Португальский является доминирующим языком среди вапишана, живущих в городских районах, которые говорят на португальском и вапишанском языках , особенно среди молодого поколения. По данным Мильяццы, более 80% жителей Вапишаны могут говорить на национальном языке, с которым они общаются: португальском в Бразилии или английском в Гайане. Поскольку границу между двумя странами можно легко пересечь, часто встречаются люди, говорящие на португальском и английском, а также на родном языке.

Первый косвенный контакт «Вапишаны» с европейцами произошел в 1498 году, во время третьего путешествия Колумба , достигшего побережья Южной Америки . [2] Информация и предметы быстро обменивались через развитые местные торговые сети. [2] Первоначально португальцы нападали на коренное население, которое затем оккупировало реку Бранку в Бразилии, совершая набеги на рабов. деревенские поселения Позже, в конце века, здесь были заселены . Вапишана были привлечены для работы в португальском форте на Рио-Бранку в конце 1700-х годов. [1]

Поселения

[ редактировать ]
Деревня Жакамим в Бонфиме, Рорайма.

Ранние поселения Вапишана представляли собой временные группы домов, но с двадцатого века ситуация изменилась: постоянные деревни обычно окружают церковь. Правительство предоставило сельским центрам школы, молитвенные дома и даже магазины. Жители деревни встречаются, обычно в церкви или в школе, чтобы обсудить местные проблемы и составить планы. После этих встреч мужчины часто играют в футбол на открытых площадках поблизости. В некоторых местах вапишана обычно предпочитают жить на открытой местности, на некотором расстоянии от своих сельскохозяйственных угодий. Эти фермы могут строить постройки для переработки пищевых продуктов, и, хотя на их фермах живет небольшое количество семей, другие члены сообщества не относятся к этому хорошо. [2]

Бразильское правительство организовало деревни вапишана, но еще не отделило земли вапишана; каждая деревня огорожена. Хотя жители Вапишана ограничены небольшими пространствами, они не верят в частную собственность на землю, демонстрируют гибкость в распределении места дома и сада. Прежде чем поселиться в каком-либо районе, новоприбывшие должны убедиться, что у них есть разрешение от жителей деревни. [2] В Бразилии в деревнях Вапишана проживает в среднем 150 жителей, тогда как, с другой стороны, численность жителей выше в деревнях Гайаны, где в среднем проживает около 500 жителей.

Экономика

[ редактировать ]

Материальная культура вапишана похожа на культуру других близких народов, таких как пемон , капон и вай-вай . Маниока - важная культура для общества вапишана. «Женщины ваписианы натирают маниоку, отжимают из нее сок, просеивают, а затем поджаривают на железной сковородке в муке», то есть в основном толстые лепешки. Они также выращивают сладкий картофель и другие корнеплоды, кабачки, помидоры, зелень, лук, десятки различных видов острого перца и множество других культур. Мужчины вапишана отвечают за охоту на оленей, агути , диких индеек и птиц. Все члены семьи ходят на рыбалку. Вапишана выращивает крупный рогатый скот, свиней, кур, уток и многих других животных, которые были завезены за последние 200 лет и с тех пор стали частью обычного рациона. Обмен продуктами, животными и домашней едой дает небольшие суммы денег для покупки продуктов питания и товаров для дома, купленных в магазине. [2]

Мужчины вапишана изготавливают деревянные табуреты и корзины, сита и соковыжималки для приготовления маниоки и других продуктов. Они также изготавливают наконечники из стрел , ограждающих проволоку, но эти стрелы и луки, которые они покупают или приобретают у других индейцев, почти полностью заменены дробовиками. Женщины делают глиняные горшки для приготовления пищи, прядут хлопок и вплетают из ниток детские слинги и гамаки. Представленные ремесла включают рукоделие, шитье одежды и изготовление деревенской мебели . [2]

Коробейники иногда пытаются торговать с вапишаной, но эти сделки описываются как эксплуататорские, и их избегают все, кроме тех, кто слишком изолирован, чтобы понять. [2]

Культура

[ редактировать ]

Традиционно некоторые мужчины вапишана становились специалистами в области целительства; они били листья и «взорвали» лекарства. Они также могли использовать те же методы, чтобы заразить людей или убить их. Сейчас ни один вапишана не признается в этих ритуалах , и лишь небольшое количество людей действительно им следует, но ряд мужчин и женщин действительно проводят своего рода лечение, находящееся под влиянием католицизма , народной медицины северо-восточной Бразилии и других неиндийских практик. В большинстве деревень мужчина вапишана является катехизатором , который ведет воскресную службу в отсутствие священника. [2]

Брак и семья

[ редактировать ]

Многоженство , когда-то практиковавшееся лидерами, почти исчезло, возможно, из-за давления, которое миссионеры оказывали на них . Большинство браков сейчас освящает католический священник. [2] Развод не является редкостью и инициируется одним из супругов. Лидер деревни может вмешаться и попытаться убедить пару остаться вместе. Нуклеарная семья вместе с бабушкой и дедушкой является обычным явлением в домашнем хозяйстве. Часто мужчина, являющийся лидером, окружает свой большой дом домиками поменьше для семей своих сыновей и дочерей. Являясь неотъемлемой частью их образа жизни, маленькие дети выступают в роли компаньонов для взрослых. Они остаются со своими матерями и помогают по дому и в саду.

По традиции мужчины контролируют труд своих жен и дочерей, неженатых сыновей и младших зятьев в своем доме. Замужние дочери обычно строят свой дом недалеко от материнского дома. Они воспитывают своих детей вместе со своей матерью, делясь едой и трудом. [2]

Смертью считались злые духи или канайма, которые были целителями, имевшими злые намерения и использовавшими свои силы исключительно по этой причине. [2] Канайма считаются злыми, действующими из зависти и убивающими тех, кто мудрее, любимее и удачливее. Современные вапишаны описывают болезни гепатит , малярию и пневмонию , чтобы определить причины смерти, но они часто все еще верят, что истинная причина — канайма или другой злой дух . Родство и социальное сотрудничество членов племени указывает на то, что понятие кайнайма связано с чужаками или врагами социальной группы. [3]

Ценные вещи человека хоронят вместе с ними в культуре Вапишана для использования в загробной жизни .

Отношения Вапишаны с другими группами

[ редактировать ]

Вапишана известны своим недоверием к посторонним. Это отражается на их отношениях с другими племенами. «Их отношения с ближайшими соседями, Макуши, традиционно были отношениями подозрительности и недоверия». [4] В 1929 году было зарегистрировано бракосочетание между мужчиной вапишана и женщиной макуши, и сегодня в районе гор Канаку в Гайане зарегистрировано несколько смешанных браков. [4] Некоторое количество прибрежных араваков расселено в общинах Вапишана, в основном это школьные учителя из района Морука на северо-западе Гайаны, их отношения с коренными жителями могут вызывать некоторую напряженность, несмотря на то, что сейчас более приемлемы смешанные браки. [4] Недавно во взаимоотношениях района Рупунуни с побережьем произошли радикальные изменения, когда было завершено строительство дороги между Джорджтауном и Летемом , ведущей в столицу штата Рорайма, Боа-Виста .

В Бразилии

[ редактировать ]

С самых первых дней контактов европейцев с вапишаной политическая ситуация в Бразилии отличалась от ситуации в Гайане. По словам Хенфри, в бразильском штате Рорайма есть 23 деревни вапишана, в каждой из которых на самом деле проживает большое количество людей, не принадлежащих к вапишане, и представителей смешанной расы. Предки этих людей были первыми представителями коренного населения Рораймы, встретившими европейских исследователей, которые время от времени получали доступ к этому региону на протяжении 18 века. Небольшое вмешательство правительства до середины 20 века оставило эффективный политический контроль в руках скотоводов. К 1970-м годам сообщалось, что 60% бразильских вапишана и атораи были интегрированы , говоря на португальском как на своем родном языке, а остальные в основном были двуязычными и находились в постоянном контакте с государством. [4]

В Гайане

[ редактировать ]

Основное различие между бразильскими и гайанскими вапишанами заключается в их правах на землю. В Гайане индейские деревни являются административными единицами, избираемыми государством, но здесь нет ничего, связанного с системой резерваций , и деревни расположены в отдаленных районах. Хотя положение гайанского Вапишаны лучше, чем у большей части бразильского населения Вопишаны, оно все еще далеко от совершенства. В целом американские индейцы представляют собой наименее привилегированную группу гайанского общества. Среди их проблем - здравоохранение и образование. К сожалению, регион Рупунуни является одним из тех индейских поселений, которые особенно страдают от этих проблем, согласно исследованию, продемонстрированному ARU. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 25 февраля 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фостер, Нэнси Фрид. ["Ваписиана". Энциклопедия мировых культур.] Vol. 7: Южная Америка. Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA, 1996. 354–356. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 23 апреля 2010 г. «Инструкция для авторов». Биология человека 75.6 (без даты): 227-240. Проект МУЗА. ЭБСКО. Веб. 23 апреля 2010 г.
  3. ^ Ривал, преподаватель университета по антропологии и развитию Лаура М.; Ривьер, Питер; Соперница, Лаура М.; Уайтхед, Нил Л.; Уайтхед, профессор антропологии Нил Л. (2001). За пределами видимого и материального: американизация общества в работах Питера Ривьера . Издательство Оксфордского университета. стр. 221–233. ISBN  978-0-19-924476-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Хенфри, Томас. [«Исследование потенциала использования традиционных экологических знаний в разработке стратегий управления ресурсами и их охраны на уровне сообществ в общинах индейцев Гайаны, с особым упором на взаимодействие человека и животных».] Web. 27 апреля 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c54ffb2d22afb419fccebf05db3bf38__1715458260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/38/9c54ffb2d22afb419fccebf05db3bf38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wapishana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)