Шайенн и арапахо племена
Общая численность населения | |
---|---|
12,185 [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Оклахома , США | |
Языки | |
Английский , арапахо язык , язык шайенн | |
Религия | |
Христианство , церковь коренных американцев , танец солнца , традиционные племенные религии | |
Связанные этнические группы | |
Арапахо , Шайенн , Большой живот , Блэкфит и Сухтай |
Племена Шайенна и Арапахо представляют собой объединенные, федерально признанные племени южного арапахо и южного Шейенна народа в Западной Оллехоме .
История
[ редактировать ]
Шайенны и арапахос - это два различных племена с различными историями. Шайенн (Tsitsistas/ The People) когда-то были аграрными или сельскохозяйственными людьми, расположенными недалеко от Великих озер в современной Миннесоте . Гриннелл отмечает, что язык шайенн является уникальной ветвью семейства алгонкинских языков и самой нации происходит от двух родственных племен, Цитсистас и Су -Тай. Последнее, как полагают, присоединился к Tsitsistas в начале 18 -го века (1: 1–2). Цитсисты и суха Тай охарактеризованы и представлены двумя культурными героями, которые получили божественные статьи, которые сформировали проверенные временем системы убеждений южных и северных семей нации Шайенна. Suh 'Tai, представленная человеком по имени Edect Rongs, были благословлены заботой о священной шляпе Буффало, которая хранится среди северной семьи. Цитсисты, представленные человеком по имени Сладкая медицина, были наручены заботой о священном стрелках, содержащихся среди южной семьи. Вдохновленный Видение Эпряда Рога , они приняли лошадь в 18 -м веке и двинулись на запад на равнины, чтобы следовать за буйволом . Пророк Совет Сладкая медицина организовала структуру Общества Шайенна, в том числе сорок четырех вождей мира и воинов-общества во главе с выдающимися воинами. [ 2 ] [ 3 ]
Арапахо, также выступающий в Алгонкине, приехал из Саскачевана , Монтаны , Вайоминга , Восточного Колорадо и Западной Южной Дакоты в 18 веке. Они приняли конной культуру и стали успешными охотниками за кочевыми. В 1800 году племя начало объединяться в северные и южные группы. Хотя Арапахо помогал Шайенну и Лакоте в том, чтобы водить киову на юг от Северных равнин, в 1840 году они заключили мир с племенем. не было расширения американских поселенцев на свои земли Они стали процветающими торговцами, пока после гражданской войны . [ 4 ]
Шайенн и Арапахо сформировали альянс в 18 и 19 веках. Вместе они были грозными военными силами, успешными охотниками и активными торговцами с другими племенами. В разгар их альянса их объединенные охотничьи территории охватывали от Монтаны до Техаса . [ 2 ]

Арапахо подписал договор Форт -Ларами с США в 1851 году. Он признал и гарантировал их права на традиционные земли в частях Колорадо, Канзаса, Небраски и Вайоминга. Однако США не смогли обеспечить соблюдение договора, и европейские американские нарушители пережили индийские земли. Были повторные конфликты между поселенцами и членами племен.
В 1867 году правительство США снова принесло племена в Совет, чтобы достичь мира в соответствии с договором по медицине . Это обещало Арапахо резервирование в Канзасе , но им не нравилось местоположение. Они приняли резервирование с Шайенном на территории Индии , поэтому оба племена были вынуждены снять юг недалеко от Форта Рено в агентстве Дарлингтон в современной Оклахоме. [ 2 ]
Закон DAWES разбил сухопутную базу Шайенн-Арапахо. Вся земля, не выделенная отдельным индейцам, была открыта для урегулирования в земле 1892 года. Закон Кертиса от 1898 года демонтировал правительства племен в попытке получить членов племен в соответствии с конвенциями и культурой Соединенных Штатов.
После того, как в 1936 году был принят Закон о благосостоянии Индии в Оклахоме , Шайенн и Арапахо организовали одно племенное правительство в 1937 году. [ 4 ] Индийский закон о самоопределении 1975 года еще больше усилил развитие племен.
Исторические группы южных шайеннов
[ редактировать ]Южный Шайенн известен как Хевахетанео, или «веретые люди». Они названы в честь самой густонаселенной группы, также известной как Sówoniá или «Южный народ». [ 5 ]
- Heévâledaneo'o / Hevhaitaneo Supple ( Hévhaitanio - «Haire Toping Men», «Волосатые люди», также «меховые люди») в прошлом они были близки к Арапахо . [ 5 ] Известный как великие воины и отмеченный среди шезлонга лучшими укротами лошадей и лошадиными рейдерами из окружающих племен, особенно из богатых лошадью киоуа (vétap'haetó'eo'o) и Команча (Шишеновотсетанео) на юг. Они сформировались в 1826 году под своим главным желтым волком (Ho'néoxheóvaestse) вместе с некоторыми арапахо. Они мигрировали вместе с некоторыми другими группами шайенна к югу от реки Платт (Meneo'he'e - ″ Moon Shell River ″) к реке Арканзас (MótsėsOoneo'he'e - ″ Flint River ″) и установление форта Бенса . Их племенные земли находились между южным оеманхой на Западе, Вотапио на востоке и собачьими солдатами и Хесометанео'о на севере. Вспышка холеры 1849 года убила многих из группы. Около половины группы погибли в резне в Сэнд -Крик , в том числе «Желтый волк вождей» и «Большой человек». Они сегодня преобладают среди южного шайенна.
- Hesé'omeetaneo'o / hisiometaneo ( Hisíometanio или Issiometaniu - "Ridge People / Men" или ″ Hill Band ", также данный как ″ Pipestem (River) People ″) [ 5 ] Первоначально часть Хевахетанео, у них были тесные связи с Оглалой и Сичану (Бруле) Лакота. Сначала они жили к югу от Масикоты вдоль реки Нибрара к северу от реки Норт -Платт в штате Небраска, а затем двинулись на юг в горы вдоль реки Верхнего Смоки и к северу от верхней реки Арканзас в Колорадо - на землях, в основном западными Тесно связанную южную группу Soutaeo'o и Dog Soldiers и к северу от южного оеманхо и Heévâlehetaneo'o, иногда находилась в комманчах на юг на статированные равнины . Под главной белой антилопой многие погибли в резне в Сэнд -Крик.
- Heviksnipahis / viststsinihpah («народ аорты» или «сожженные народ аорты»; как опекуны для священных стрел, они также считались теми, как « Стрелки ») [ 5 ] Первоначально живет вдоль вилок реки и восточных черных холмах на Вайоминг западе Шайенн в Река"). Их земли были центральным местом для всех групп и удобно для исполнения ежегодных церемоний. Позже они переехали дальше на юг и находились в диапазоне между собачьими солдатами на севере, Оо'Кохтана на юго -востоке, «Хонова» и «Вотапио» на юге.
- Hónowa / háovȯhnóvȧhese / nėstamenóheoheo'o ( Háovôhnóva , Hownowa , Hotnowa - «Бедные люди», также известный как «Red Lodge») [ 5 ] Они жили к югу от Оо'Кахтана и к востоку от Вотапио.
- Southern Oéevemanaho / Oivimána ( Южная Оевронума - «Южный Скарби», «Южные скальперы») [ 5 ] Первоначально часть Хевахетанео, они были тесно связаны с Арапахо и переехали вместе под главным желтым волком в 1826 году к югу от реки Платт до реки Арканзас. Они жили к югу и к западу от Heévâlehaneo'o. Во главе с War Bonnet они потеряли около половины своего числа в резне в Сэнд -Крик. Теперь они живут недалеко от Ватонги (Цех-Ма'Хо'аа-мта-«где есть красные (холмы), с которыми сталкиваются вместе», также называемые oévemanâhéno-″ Scabby-Band-Place ″) и Кантон , графство Блейн, на земле из бывшего резервации Шайенна и Арапахо в Оклахоме.
- Масикота ("Крикеты", "Grasshoppers", ″ седые волосы (Ed) Band ″, ″ Slead Neg Band ″ или ″ Mawnked Up Band ″) [ 5 ] Назван, возможно, из Lakotiyapi слова Word Mazikute- «Железные (стрелковые) стрелки», от Mazi- «Железный» и Kute- «Снимать», смешанная группа Cheyenne-Lakota. Они были известны последним как « Шео» , жили к юго -востоку от Черных холмов вдоль Белой реки (Vóhpoome), вступали в брак с Оглала Лакота и Сичха -Ойате (Брюле Лакота) и были первой группой племенного подразделения на равнинах. Следовательно, их имя впервые названо. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. После этого они присоединились к военного общества солдатам собак (Hotamétaneo'o), которые заняли их место в качестве группы в племенном круге Cheyenne. Они не присутствовали на резне в Сэнд -Крик. Они сыграли важную роль в битве на Саммит -Спрингс в 1869 году .
- Oo'kóhta'oná / ohktounna ( Октога , Октогана, Октогуна или Октогуна - «голый ног», «выступающая челюсть») их имя относится к искусству танца оленя, прежде чем идти на войну. [ 5 ] Раньше они ассоциировались со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота, иногда считавшейся поддистовым масикота. Они жили к северу от Хоновы и к югу от Heviksnipahis. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. Впоследствии они могли присоединиться к солдатам собак.
- Wotápio / wutapai (от Lakotiyapi слова wutapiu :-«Ешьте с лакота-сиу», «Полушбейенн», «Шайенн-сиу») [ 5 ] Первоначально они были группой Lakota Sioux, которая позже присоединилась к южному Шейенну. К 1820 году они переехали на юг к реке Арканзас в Колорадо, где они жили и разбили лагерь вместе со своими союзниками Kiowa. Благодаря смешанным бракам они стали смешанным, говорящим на шайенне и идентифицирующей гибридную группу Chayenne-Kiowa с Lakota Origin. Их охотничьи земли находились между Хоновой на востоке, Хевахетанео на западе, и Хевикснипахисом на севере. Они были максимально ударом по борьбе с резней Сэнд -Крик .
- Southern Sótaeo'o / Só'taétaneo'o ( Suhtai или Sutaio ) они вышли замуж только с другими sótaeo'o (как северным или южным) и всегда разбивали лагерь отдельно от другого лагеря Шайенн. Они поддерживали ближайшие связи с группой Hesé'omeetaneo'o, присоединившейся к приземляющимся приземлениям Smoke Dog Soldiers вдоль реки Смоки -Хилл (Mano'éo'he'e - ″ Gather (Timber) River ″), Соленый (ushéstotó'eo ' Hé'e-"Cedar River") и Solomon Rivers (Ma'xêhe'néo'he'e-"Турция-Крик"), в северо-центральном Канзасе. Их любимые охотничьи площадки были к северу от солдат собак вдоль верхних суб-бассейнов реки Республиканской реки (Ma'êhóheahévâhtseo'he'e-″ Red Shield River », названная так, потому что там собрались воины Ma'hoohēvȧhtse (красный щит Общество воинов) ), особенно вдоль Бивер -Крик, который также был духовным местом. Hesé'omeetaneo'o в основном варьировался на запад и северо -запад от них. [ 6 ]
Меньшие южные группы (не представлены в Совете сорок четыре):
- Moiseo / Moiseyu ( Monsoni- «Flint-Men», называемые в честь общества Flintmen (Motsêsóonetaneo'o)) их также называли Otata-Voha- лошади», после Blue « Голубые Hors 'ôoMénotâxeo'o). Оба были филиалами Общества воинов Фокс (vóhkésehetaneo'o или monêsóonetaneo'o), одного из четырех оригинальных военных обществ , также известных как «мухи». Первоначально объединяющая группа из Миннесоты, большая часть, оставшаяся на шайенне около 1815 года. Sioux Bands в Миннесоте. Оставшиеся связанные с сильной связью с / или присоединились к Вотапио.
- Накоймана / Накоймана ( Накоймана - «Медвежьи люди») [ 5 ]
Десять основных групп, которые имели право отправлять четырех главных делегатов, представляющих их в Совете сорок четырех, были
- Heviksnipahis (Aviststsinihpah, также известная как TsétsHéhéstâhese / Tsitsistas)
- Heremohetaneotaneo (hevhaitaneo)
- Масикота (в Лакотияпи: Шео)
- Omísis (ômésêheseo'o, Notameohméesêhese)
- Только / только / только (Сухтай или Сутайо, северная и южная)
- Wotápio (Wutapai)
- Oévemanaho (Oivimána или Oéevemana, северная и южная)
- Hesé'omeetaneo'o (Hisiometaneo или Issiometaniu)
- Oo'kóhta'oná (ohktounna или oqoguna)
- Hónowa (háovȯnóvȧhese или nėstamenoheo'o)
После того, как группы Masikota и Oo'kóhta'oná были почти уничтожены в рамках эпидемии холеры в 1849 году, оставшаяся Масикота присоединилась к Обществу воинов -солдат собак ( Hotamétaneo'o ). Они фактически стали отдельной группой, и в 1850 году заняла должность в лагерном круге, ранее занимаемой Масикотой. Члены часто выступали против политики вождей мира, таких как черный чайник . Со временем солдаты собак взяли на себя выдающуюся руководящую роль в войнах против белых. В 1867 году большая часть группы была убита армейскими войсками Соединенных Штатов в битве при Саммит -Спрингс .
Из -за растущего разделения между солдатами собак и руководителями совета в отношении политики в отношении белых, солдаты собак отделялись от других групп Шайенна. Они фактически стали третьим дивизией народа Шайенна, между северной Шайенной, которая находилась на севере от реки Платт , и южным Шайенном, который занимал район к северу от реки Арканзас .
Экономическое развитие
[ редактировать ]Племя управляет тремя магазинами племенного дыма и пять казино: [ 1 ] Казино Lucky Star в Клинтоне , казино Lucky Star в Кончо, казино Lucky Star в Ватонге , казино Lucky Star в Хаммоне и казино Lucky Star в Кантоне . [ 7 ] Они также выдают свои собственные племенные теги. Их экономическое влияние оценивается в 32 миллиона долларов. [ 1 ]
Правительство
[ редактировать ]Племена Шайенна и Арапахо со штаб -квартирой в Кончо, штат Оклахома . Из 12 185 зарегистрированных членов племен 8 664 живут в штате Оклахома. Племенная юрисдикционная область включает в себя Бекхэма , Блейна , Канады , Кастера , Дьюи , Эллиса , Цингфишер , Роджера Миллс и округов Вашита . [ 1 ]
Правительство племени состоит из племенного совета, исполнительной власти, законодательной власти и судебного отделения. Племенный совет включает всех членов племени старше 18 лет. [ 8 ] Исполнительная власть возглавляет губернатор и губернатор -лейтенант. Законодательная ветвь состоит из законодателей из четырех районов Арапахо и четырех районов Шайенна. Судебная власть включает в себя Верховный суд, в том числе один главный судья и четыре заместителя судьи; суд первой инстанции, состоящий из одного главного судьи и по крайней мере одного помощника судьи; и любые нижние суды, которые считаются необходимыми законодательным органом. [ 9 ] В 2006 году племена проголосовали и ратифицировали Конституцию племен Шайенн и Арапахо, которая заменила Конституцию 1975 года. [ 10 ]
Учреждения
[ редактировать ]Трибуна «Шайенн» и «Арапахо» - газета племени. [ 7 ] «CATV канал 47» - это лицензионная телевизионная станция FCC от FCC племени. Письма по вызову CATV-K35MV-D. Шайенн-арапахо Племена программы по культуре и наследию Оклахомы преподает ручные игры , танцы и песни Powwow , уход за лошадьми и езда, управление Буффало, а также язык Шайенн и Арапахо, а также спонсировали несколько мероприятий. [ 11 ]
Колледж
[ редактировать ]В партнерстве с Университетом штата Юго -Запада штата Оклахома Шайенна и Арапахо 25 Колледж августов основало племя Исследования американских индейцев и общие исследования. [ 12 ] В конце весеннего семестра 2015 года Совет по племенным колледжу племени [ 13 ] Тем не менее, в сентябре 2019 года племя разработало замену за счет чартера бакона в Маскоги, штат Оклахома, в качестве школы. [ 14 ]
Программа Буффало
[ редактировать ]Для целей культурного и пищевого суверенитета было создано стадо буйвола. Стадо расширилось до 530 бизонов в 2021 году, когда Денвер Парки и отдых пожертвовали 13 животных, что улучшит генетическое разнообразие стада. [ 15 ] Бизон - это правильный таксономический термин для бизонов , но Буффало является общим народным термином.
Примечательные племенные члены
[ редактировать ]
- Росс Андерсон , профессиональный лыжник Кубка мира
- Уильям "Ястреб" Бердсхед , основатель коренного движения жизни
- Арчи Блэкул (1911–1992), художник Flatstyle
- Крис Эйр , режиссер и продюсер, снял фильмы: Smoke Signals и Skins
- Сюзан показал Харджо , южный шайенн/ активист -мускоги , политик, журналист и поэт
- Виола Хэтч (1930–2019), активист, политик, старейшина племен, бывший председатель племени [ 16 ]
- Лэнс Хенсон , поэт, [ 17 ] художник
- Ивонн Каугер , судья Верховного суда штата Оклахома
- Главный Маленький Ворон (ок. 1810–1889), начальник арапахо и подписавшего 1867 года договора о медицине.
- Merlin Little Thunder , Southern Cheyenne Artist, известен для миниатюрных картин
- Генриетта Манн (родился в 1934 году) академический и разработчик учебных программ по изучению коренных американцев в Калифорнийском университете в Беркли; Университет Монтаны; и Университет индийских наций Хаскелла [ 18 ]
- Шеф Нивот (1825–1864), лидер Южного Арапахо
- Сент -Дэвид Пендлтон Окерхатер , Окуххатух, или изготовление медицины, Южный Шайенн (1847–1931), ветеран войны Красной реки, военнопленного Форт -Марион, артист, дьякон миссии Whirlwind, Sun Dancer, канонизированный в епископальной церкви, Whirlwind
- Томми Оранж (родился в 1982 году), писатель Южный Шайенн [ 19 ]
- Харви Пратт (Шайенн-Арапахо), художник, вождь мира, исполнитель судебного разбирательства
- Генри Римский Нос (1856–1917), вождь Южный Шайенн
- У. Ричард Уэст -старший , Дик Уэст, или Вахпахнахья (1912–1996), южный художник, педагог и директор по искусству в колледже Бэконе.
- У. Ричард Уэст -младший , адвокат Шайенна и первый директор Национального музея американских индейцев
- Роль (ок. 1840–1910),
- Гилберт Майлз , бывший лейтенант -губернатор племен
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый 2011 Оклахома Индийские нации карманный рисунок. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам по делам индейцев в Оклахоме. 2011: 7. Получено 2 января 2012 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Мур, Джон Х. Оклахома Энциклопедия Исторического общества Исторического общества Истории и культуры Оклахомы. (Получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ «Шайеннский способ мира: сладкое лекарство» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Получено 26 мая 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Фаулер, Лоретта. Арапахо, южный. Архивировано 22 сентября 2013 года, в The Wayback Machine , Энциклопедия Исторического общества Исторического общества в Оклахоме
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Муни, Джеймс (1964). Шайеннские индейцы . Нью -Йорк: Краус Перепечатка. С. 402–408. ISBN 9780527005054 Полем Получено 24 ноября 2022 года .
- ^ Уильям Янг Чалфант: Шайенн в Dark Water Creek: Последний борьба за войну Красной Ривер, Университет Оклахома Пресс, 1997, ISBN 978-0806128757 , стр. 7
- ^ Jump up to: а беременный Шайенн и арапахо племена Оклахомы. Архивированный 2011-06-14 в The Wayback Machine 2007 (Получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ Конституция племен Шайенн и Арапахо, статья V, раздел 1
- ^ Шайенн-арапахо племена конституции Оклахомы и Устава. 1975 (Получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ «Конституция | племена шайенна и арапахо» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Получено 22 января 2010 года .
- ^ Культура. Шайенн и арапахо племена Оклахомы. 2007 (Получено 7 февраля 2009 г.)
- ^ Общая информация. Архивировано 29 октября 2009 года в The Wayback Machine Cheyenne и Arapaho Tribal College. (Получено 2 ноября 2009 г.)
- ^ "SWOS Univ" . Архивировано с оригинала 22 октября 2015 года . Получено 21 октября 2015 года .
- ^ «Племена Шайенна и Арапахо согласны на чартер Бэконе колледж в качестве племенного колледжа» . Колледж Бэконе, 12 февраля 2020 года. 12 февраля 2020 года . Получено 3 мая 2020 года .
- ^ Сирианни, Анна (14 апреля 2021 года). «Денвер возвращает 14 бизонов в племенные земли в репарации, усилия по сохранению» . NPR News . Получено 4 ноября 2021 года .
- ^ «Иола Хэтч из Кантона, Оклахома, 1930 - 2019, некролог» . Пирс Похоронный дом . Кантон, Оклахома: Batesville, Inc. 22 апреля 2019 года. Архивировано с оригинала 3 января 2020 года . Получено 26 августа 2020 года .
- ^ «Хенсон, Лэнс Дэвид 2004», Архивировано 2013-03-29 в Университете науки и искусства в Оклахоме, имея доступ 29 июня 2015 года.
- ^ Schontzler, Гейл (27 января 2001 г.). «Генриетта Манн пылает следам для NA» . Bozeman Daily Chronicle . Бозман, Монтана. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Получено 24 августа 2020 года .
- ^ Оранж, Томми (5 июня 2018 г.). Там . Knopf Doubleday Publishing. ISBN 9780525520382 Полем OCLC 1039481247 . Получено 17 февраля 2022 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Гриннелл, Джордж Б. Индейцы Шайенна: их история и жизни, том 1 . Bloomington: World Wisdom, Inc. 2008. Печать.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генриетта Манн, «Кейенн-арапахо-образование 1871–1982», Niwot Co: Университетская пресса Колорадо, 1997. ISBN 0-87081-462-1
- Рэйлен Хинц-Пеннер, «Поиск священной земли: путешествие начальника Лоуренса Харта, меннонит», Телфорд, Пенсильвания: Каскадия издательство, 2007
- Джон Л. Мур, The Cheyenne , Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 1996. ISBN 978-0-631-21862-3 .