Jump to content

Шайенн и арапахо племена

(Перенаправлен от южного народа шайенна )

Шайенн и арапахо племена
Общая численность населения
12,185 [ 1 ]
Регионы со значительным населением
Оклахома , США
Языки
Английский , арапахо язык , язык шайенн
Религия
Христианство , церковь коренных американцев , танец солнца , традиционные племенные религии
Связанные этнические группы
Арапахо , Шайенн ,
Большой живот , Блэкфит и Сухтай

Племена Шайенна и Арапахо представляют собой объединенные, федерально признанные племени южного арапахо и южного Шейенна народа в Западной Оллехоме .

Лагерь Арапахо, 1868

Шайенны и арапахос - это два различных племена с различными историями. Шайенн (Tsitsistas/ The People) когда-то были аграрными или сельскохозяйственными людьми, расположенными недалеко от Великих озер в современной Миннесоте . Гриннелл отмечает, что язык шайенн является уникальной ветвью семейства алгонкинских языков и самой нации происходит от двух родственных племен, Цитсистас и Су -Тай. Последнее, как полагают, присоединился к Tsitsistas в начале 18 -го века (1: 1–2). Цитсисты и суха Тай охарактеризованы и представлены двумя культурными героями, которые получили божественные статьи, которые сформировали проверенные временем системы убеждений южных и северных семей нации Шайенна. Suh 'Tai, представленная человеком по имени Edect Rongs, были благословлены заботой о священной шляпе Буффало, которая хранится среди северной семьи. Цитсисты, представленные человеком по имени Сладкая медицина, были наручены заботой о священном стрелках, содержащихся среди южной семьи. Вдохновленный Видение Эпряда Рога , они приняли лошадь в 18 -м веке и двинулись на запад на равнины, чтобы следовать за буйволом . Пророк Совет Сладкая медицина организовала структуру Общества Шайенна, в том числе сорок четырех вождей мира и воинов-общества во главе с выдающимися воинами. [ 2 ] [ 3 ]

Арапахо, также выступающий в Алгонкине, приехал из Саскачевана , Монтаны , Вайоминга , Восточного Колорадо и Западной Южной Дакоты в 18 веке. Они приняли конной культуру и стали успешными охотниками за кочевыми. В 1800 году племя начало объединяться в северные и южные группы. Хотя Арапахо помогал Шайенну и Лакоте в том, чтобы водить киову на юг от Северных равнин, в 1840 году они заключили мир с племенем. не было расширения американских поселенцев на свои земли Они стали процветающими торговцами, пока после гражданской войны . [ 4 ]

Шайенн и Арапахо сформировали альянс в 18 и 19 веках. Вместе они были грозными военными силами, успешными охотниками и активными торговцами с другими племенами. В разгар их альянса их объединенные охотничьи территории охватывали от Монтаны до Техаса . [ 2 ]

Подписание Ft. Договор Ларами, 1868

Арапахо подписал договор Форт -Ларами с США в 1851 году. Он признал и гарантировал их права на традиционные земли в частях Колорадо, Канзаса, Небраски и Вайоминга. Однако США не смогли обеспечить соблюдение договора, и европейские американские нарушители пережили индийские земли. Были повторные конфликты между поселенцами и членами племен.

В 1867 году правительство США снова принесло племена в Совет, чтобы достичь мира в соответствии с договором по медицине . Это обещало Арапахо резервирование в Канзасе , но им не нравилось местоположение. Они приняли резервирование с Шайенном на территории Индии , поэтому оба племена были вынуждены снять юг недалеко от Форта Рено в агентстве Дарлингтон в современной Оклахоме. [ 2 ]

Закон DAWES разбил сухопутную базу Шайенн-Арапахо. Вся земля, не выделенная отдельным индейцам, была открыта для урегулирования в земле 1892 года. Закон Кертиса от 1898 года демонтировал правительства племен в попытке получить членов племен в соответствии с конвенциями и культурой Соединенных Штатов.

После того, как в 1936 году был принят Закон о благосостоянии Индии в Оклахоме , Шайенн и Арапахо организовали одно племенное правительство в 1937 году. [ 4 ] Индийский закон о самоопределении 1975 года еще больше усилил развитие племен.

Исторические группы южных шайеннов

[ редактировать ]

Южный Шайенн известен как Хевахетанео, или «веретые люди». Они названы в честь самой густонаселенной группы, также известной как Sówoniá или «Южный народ». [ 5 ]

  • Heévâledaneo'o / Hevhaitaneo Supple ( Hévhaitanio - «Haire Toping Men», «Волосатые люди», также «меховые люди») в прошлом они были близки к Арапахо . [ 5 ] Известный как великие воины и отмеченный среди шезлонга лучшими укротами лошадей и лошадиными рейдерами из окружающих племен, особенно из богатых лошадью киоуа (vétap'haetó'eo'o) и Команча (Шишеновотсетанео) на юг. Они сформировались в 1826 году под своим главным желтым волком (Ho'néoxheóvaestse) вместе с некоторыми арапахо. Они мигрировали вместе с некоторыми другими группами шайенна к югу от реки Платт (Meneo'he'e - ″ Moon Shell River ″) к реке Арканзас (MótsėsOoneo'he'e - ″ Flint River ″) и установление форта Бенса . Их племенные земли находились между южным оеманхой на Западе, Вотапио на востоке и собачьими солдатами и Хесометанео'о на севере. Вспышка холеры 1849 года убила многих из группы. Около половины группы погибли в резне в Сэнд -Крик , в том числе «Желтый волк вождей» и «Большой человек». Они сегодня преобладают среди южного шайенна.
  • Hesé'omeetaneo'o / hisiometaneo ( Hisíometanio или Issiometaniu - "Ridge People / Men" или ″ Hill Band ", также данный как ″ Pipestem (River) People ″) [ 5 ] Первоначально часть Хевахетанео, у них были тесные связи с Оглалой и Сичану (Бруле) Лакота. Сначала они жили к югу от Масикоты вдоль реки Нибрара к северу от реки Норт -Платт в штате Небраска, а затем двинулись на юг в горы вдоль реки Верхнего Смоки и к северу от верхней реки Арканзас в Колорадо - на землях, в основном западными Тесно связанную южную группу Soutaeo'o и Dog Soldiers и к северу от южного оеманхо и Heévâlehetaneo'o, иногда находилась в комманчах на юг на статированные равнины . Под главной белой антилопой многие погибли в резне в Сэнд -Крик.
  • Heviksnipahis / viststsinihpah («народ аорты» или «сожженные народ аорты»; как опекуны для священных стрел, они также считались теми, как « Стрелки ») [ 5 ] Первоначально живет вдоль вилок реки и восточных черных холмах на Вайоминг западе Шайенн в Река"). Их земли были центральным местом для всех групп и удобно для исполнения ежегодных церемоний. Позже они переехали дальше на юг и находились в диапазоне между собачьими солдатами на севере, Оо'Кохтана на юго -востоке, «Хонова» и «Вотапио» на юге.
  • Hónowa / háovȯhnóvȧhese / nėstamenóheoheo'o ( Háovôhnóva , Hownowa , Hotnowa - «Бедные люди», также известный как «Red Lodge») [ 5 ] Они жили к югу от Оо'Кахтана и к востоку от Вотапио.
  • Southern Oéevemanaho / Oivimána ( Южная Оевронума - «Южный Скарби», «Южные скальперы») [ 5 ] Первоначально часть Хевахетанео, они были тесно связаны с Арапахо и переехали вместе под главным желтым волком в 1826 году к югу от реки Платт до реки Арканзас. Они жили к югу и к западу от Heévâlehaneo'o. Во главе с War Bonnet они потеряли около половины своего числа в резне в Сэнд -Крик. Теперь они живут недалеко от Ватонги (Цех-Ма'Хо'аа-мта-«где есть красные (холмы), с которыми сталкиваются вместе», также называемые oévemanâhéno-″ Scabby-Band-Place ″) и Кантон , графство Блейн, на земле из бывшего резервации Шайенна и Арапахо в Оклахоме.
  • Масикота ("Крикеты", "Grasshoppers", ″ седые волосы (Ed) Band ″, ″ Slead Neg Band ″ или ″ Mawnked Up Band ″) [ 5 ] Назван, возможно, из Lakotiyapi слова Word Mazikute- «Железные (стрелковые) стрелки», от Mazi- «Железный» и Kute- «Снимать», смешанная группа Cheyenne-Lakota. Они были известны последним как « Шео» , жили к юго -востоку от Черных холмов вдоль Белой реки (Vóhpoome), вступали в брак с Оглала Лакота и Сичха -Ойате (Брюле Лакота) и были первой группой племенного подразделения на равнинах. Следовательно, их имя впервые названо. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. После этого они присоединились к военного общества солдатам собак (Hotamétaneo'o), которые заняли их место в качестве группы в племенном круге Cheyenne. Они не присутствовали на резне в Сэнд -Крик. Они сыграли важную роль в битве на Саммит -Спрингс в 1869 году .
  • Oo'kóhta'oná / ohktounna ( Октога , Октогана, Октогуна или Октогуна - «голый ног», «выступающая челюсть») их имя относится к искусству танца оленя, прежде чем идти на войну. [ 5 ] Раньше они ассоциировались со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота, иногда считавшейся поддистовым масикота. Они жили к северу от Хоновы и к югу от Heviksnipahis. Эпидемия холеры 1849 года почти уничтожила их. Впоследствии они могли присоединиться к солдатам собак.
  • Wotápio / wutapai (от Lakotiyapi слова wutapiu :-«Ешьте с лакота-сиу», «Полушбейенн», «Шайенн-сиу») [ 5 ] Первоначально они были группой Lakota Sioux, которая позже присоединилась к южному Шейенну. К 1820 году они переехали на юг к реке Арканзас в Колорадо, где они жили и разбили лагерь вместе со своими союзниками Kiowa. Благодаря смешанным бракам они стали смешанным, говорящим на шайенне и идентифицирующей гибридную группу Chayenne-Kiowa с Lakota Origin. Их охотничьи земли находились между Хоновой на востоке, Хевахетанео на западе, и Хевикснипахисом на севере. Они были максимально ударом по борьбе с резней Сэнд -Крик .
  • Southern Sótaeo'o / Só'taétaneo'o ( Suhtai или Sutaio ) они вышли замуж только с другими sótaeo'o (как северным или южным) и всегда разбивали лагерь отдельно от другого лагеря Шайенн. Они поддерживали ближайшие связи с группой Hesé'omeetaneo'o, присоединившейся к приземляющимся приземлениям Smoke Dog Soldiers вдоль реки Смоки -Хилл (Mano'éo'he'e - ″ Gather (Timber) River ″), Соленый (ushéstotó'eo ' Hé'e-"Cedar River") и Solomon Rivers (Ma'xêhe'néo'he'e-"Турция-Крик"), в северо-центральном Канзасе. Их любимые охотничьи площадки были к северу от солдат собак вдоль верхних суб-бассейнов реки Республиканской реки (Ma'êhóheahévâhtseo'he'e-″ Red Shield River », названная так, потому что там собрались воины Ma'hoohēvȧhtse (красный щит Общество воинов) ), особенно вдоль Бивер -Крик, который также был духовным местом. Hesé'omeetaneo'o в основном варьировался на запад и северо -запад от них. [ 6 ]

Меньшие южные группы (не представлены в Совете сорок четыре):

  • Moiseo / Moiseyu ( Monsoni- «Flint-Men», называемые в честь общества Flintmen (Motsêsóonetaneo'o)) их также называли Otata-Voha- лошади», после Blue « Голубые Hors 'ôoMénotâxeo'o). Оба были филиалами Общества воинов Фокс (vóhkésehetaneo'o или monêsóonetaneo'o), одного из четырех оригинальных военных обществ , также известных как «мухи». Первоначально объединяющая группа из Миннесоты, большая часть, оставшаяся на шайенне около 1815 года. Sioux Bands в Миннесоте. Оставшиеся связанные с сильной связью с / или присоединились к Вотапио.
  • Накоймана / Накоймана ( Накоймана - «Медвежьи люди») [ 5 ]

Десять основных групп, которые имели право отправлять четырех главных делегатов, представляющих их в Совете сорок четырех, были

  1. Heviksnipahis (Aviststsinihpah, также известная как TsétsHéhéstâhese / Tsitsistas)
  2. Heremohetaneotaneo (hevhaitaneo)
  3. Масикота (в Лакотияпи: Шео)
  4. Omísis (ômésêheseo'o, Notameohméesêhese)
  5. Только / только / только (Сухтай или Сутайо, северная и южная)
  6. Wotápio (Wutapai)
  7. Oévemanaho (Oivimána или Oéevemana, северная и южная)
  8. Hesé'omeetaneo'o (Hisiometaneo или Issiometaniu)
  9. Oo'kóhta'oná (ohktounna или oqoguna)
  10. Hónowa (háovȯnóvȧhese или nėstamenoheo'o)

После того, как группы Masikota и Oo'kóhta'oná были почти уничтожены в рамках эпидемии холеры в 1849 году, оставшаяся Масикота присоединилась к Обществу воинов -солдат собак ( Hotamétaneo'o ). Они фактически стали отдельной группой, и в 1850 году заняла должность в лагерном круге, ранее занимаемой Масикотой. Члены часто выступали против политики вождей мира, таких как черный чайник . Со временем солдаты собак взяли на себя выдающуюся руководящую роль в войнах против белых. В 1867 году большая часть группы была убита армейскими войсками Соединенных Штатов в битве при Саммит -Спрингс .

Из -за растущего разделения между солдатами собак и руководителями совета в отношении политики в отношении белых, солдаты собак отделялись от других групп Шайенна. Они фактически стали третьим дивизией народа Шайенна, между северной Шайенной, которая находилась на севере от реки Платт , и южным Шайенном, который занимал район к северу от реки Арканзас .

Экономическое развитие

[ редактировать ]

Племя управляет тремя магазинами племенного дыма и пять казино: [ 1 ] Казино Lucky Star в Клинтоне , казино Lucky Star в Кончо, казино Lucky Star в Ватонге , казино Lucky Star в Хаммоне и казино Lucky Star в Кантоне . [ 7 ] Они также выдают свои собственные племенные теги. Их экономическое влияние оценивается в 32 миллиона долларов. [ 1 ]

Правительство

[ редактировать ]
Член племени Шайенн-Арапахо, вождь мира и художник Харви Пратт

Племена Шайенна и Арапахо со штаб -квартирой в Кончо, штат Оклахома . Из 12 185 зарегистрированных членов племен 8 664 живут в штате Оклахома. Племенная юрисдикционная область включает в себя Бекхэма , Блейна , Канады , Кастера , Дьюи , Эллиса , Цингфишер , Роджера Миллс и округов Вашита . [ 1 ]

Правительство племени состоит из племенного совета, исполнительной власти, законодательной власти и судебного отделения. Племенный совет включает всех членов племени старше 18 лет. [ 8 ] Исполнительная власть возглавляет губернатор и губернатор -лейтенант. Законодательная ветвь состоит из законодателей из четырех районов Арапахо и четырех районов Шайенна. Судебная власть включает в себя Верховный суд, в том числе один главный судья и четыре заместителя судьи; суд первой инстанции, состоящий из одного главного судьи и по крайней мере одного помощника судьи; и любые нижние суды, которые считаются необходимыми законодательным органом. [ 9 ] В 2006 году племена проголосовали и ратифицировали Конституцию племен Шайенн и Арапахо, которая заменила Конституцию 1975 года. [ 10 ]

Учреждения

[ редактировать ]

Трибуна «Шайенн» и «Арапахо» - газета племени. [ 7 ] «CATV канал 47» - это лицензионная телевизионная станция FCC от FCC племени. Письма по вызову CATV-K35MV-D. Шайенн-арапахо Племена программы по культуре и наследию Оклахомы преподает ручные игры , танцы и песни Powwow , уход за лошадьми и езда, управление Буффало, а также язык Шайенн и Арапахо, а также спонсировали несколько мероприятий. [ 11 ]

В партнерстве с Университетом штата Юго -Запада штата Оклахома Шайенна и Арапахо 25 Колледж августов основало племя Исследования американских индейцев и общие исследования. [ 12 ] В конце весеннего семестра 2015 года Совет по племенным колледжу племени [ 13 ] Тем не менее, в сентябре 2019 года племя разработало замену за счет чартера бакона в Маскоги, штат Оклахома, в качестве школы. [ 14 ]

Программа Буффало

[ редактировать ]

Для целей культурного и пищевого суверенитета было создано стадо буйвола. Стадо расширилось до 530 бизонов в 2021 году, когда Денвер Парки и отдых пожертвовали 13 животных, что улучшит генетическое разнообразие стада. [ 15 ] Бизон - это правильный таксономический термин для бизонов , но Буффало является общим народным термином.

Примечательные племенные члены

[ редактировать ]
Сюзан показал Харджо , активист Шайенн-Мускуги, автор, поэт и политику

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый 2011 Оклахома Индийские нации карманный рисунок. Архивировано 24 апреля 2012 года в Комиссии по делам по делам индейцев в Оклахоме. 2011: 7. Получено 2 января 2012 года.
  2. ^ Jump up to: а беременный в Мур, Джон Х. Оклахома Энциклопедия Исторического общества Исторического общества Истории и культуры Оклахомы. (Получено 7 февраля 2009 г.)
  3. ^ «Шайеннский способ мира: сладкое лекарство» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Получено 26 мая 2016 года .
  4. ^ Jump up to: а беременный Фаулер, Лоретта. Арапахо, южный. Архивировано 22 сентября 2013 года, в The Wayback Machine , Энциклопедия Исторического общества Исторического общества в Оклахоме
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Муни, Джеймс (1964). Шайеннские индейцы . Нью -Йорк: Краус Перепечатка. С. 402–408. ISBN  9780527005054 Полем Получено 24 ноября 2022 года .
  6. ^ Уильям Янг Чалфант: Шайенн в Dark Water Creek: Последний борьба за войну Красной Ривер, Университет Оклахома Пресс, 1997, ISBN   978-0806128757 , стр. 7
  7. ^ Jump up to: а беременный Шайенн и арапахо племена Оклахомы. Архивированный 2011-06-14 в The Wayback Machine 2007 (Получено 7 февраля 2009 г.)
  8. ^ Конституция племен Шайенн и Арапахо, статья V, раздел 1
  9. ^ Шайенн-арапахо племена конституции Оклахомы и Устава. 1975 (Получено 7 февраля 2009 г.)
  10. ^ «Конституция | племена шайенна и арапахо» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Получено 22 января 2010 года .
  11. ^ Культура. Шайенн и арапахо племена Оклахомы. 2007 (Получено 7 февраля 2009 г.)
  12. ^ Общая информация. Архивировано 29 октября 2009 года в The Wayback Machine Cheyenne и Arapaho Tribal College. (Получено 2 ноября 2009 г.)
  13. ^ "SWOS Univ" . Архивировано с оригинала 22 октября 2015 года . Получено 21 октября 2015 года .
  14. ^ «Племена Шайенна и Арапахо согласны на чартер Бэконе колледж в качестве племенного колледжа» . Колледж Бэконе, 12 февраля 2020 года. 12 февраля 2020 года . Получено 3 мая 2020 года .
  15. ^ Сирианни, Анна (14 апреля 2021 года). «Денвер возвращает 14 бизонов в племенные земли в репарации, усилия по сохранению» . NPR News . Получено 4 ноября 2021 года .
  16. ^ «Иола Хэтч из Кантона, Оклахома, 1930 - 2019, некролог» . Пирс Похоронный дом . Кантон, Оклахома: Batesville, Inc. 22 апреля 2019 года. Архивировано с оригинала 3 января 2020 года . Получено 26 августа 2020 года .
  17. ^ «Хенсон, Лэнс Дэвид 2004», Архивировано 2013-03-29 в Университете науки и искусства в Оклахоме, имея доступ 29 июня 2015 года.
  18. ^ Schontzler, Гейл (27 января 2001 г.). «Генриетта Манн пылает следам для NA» . Bozeman Daily Chronicle . Бозман, Монтана. Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Получено 24 августа 2020 года .
  19. ^ Оранж, Томми (5 июня 2018 г.). Там . Knopf Doubleday Publishing. ISBN  9780525520382 Полем OCLC   1039481247 . Получено 17 февраля 2022 года .
  • Гриннелл, Джордж Б. Индейцы Шайенна: их история и жизни, том 1 . Bloomington: World Wisdom, Inc. 2008. Печать.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Генриетта Манн, «Кейенн-арапахо-образование 1871–1982», Niwot Co: Университетская пресса Колорадо, 1997. ISBN   0-87081-462-1
  • Рэйлен Хинц-Пеннер, «Поиск священной земли: путешествие начальника Лоуренса Харта, меннонит», Телфорд, Пенсильвания: Каскадия издательство, 2007
  • Джон Л. Мур, The Cheyenne , Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 1996. ISBN   978-0-631-21862-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a00f74cff07ca73fcc71fdb94be796c1__1721831820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/c1/a00f74cff07ca73fcc71fdb94be796c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cheyenne and Arapaho Tribes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)