Расширение Лувра Наполеоном III
Расширение Лувра при Наполеоне III в 1850-х годах, известного в то время и до 1980-х годов как Нуво Лувр. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] золото Лувра Наполеона III , [ 4 ] был культовым проектом Второй Французской империи и центральным элементом амбициозного преобразования Парижа . [ 5 ] Его дизайн был первоначально разработан Луи Висконти , а после смерти Висконти в конце 1853 года модифицирован и выполнен Гектором-Мартином Лефуэлем . Он представлял собой завершение многовекового проекта, иногда называемого grand dessein («великий дизайн»), по соединению старого дворца Лувр вокруг Кур Карре с дворцом Тюильри на западе. После поджога Тюильри в конце Парижской коммуны в 1871 году и сноса десять лет спустя III Наполеона новый Лувр центра Парижа стал восточной оконечностью исторического с центром на Елисейских полях .
Первоначально проект предназначался для смешанного церемониального, музейного, жилого, военного и административного использования, включая офисы государственного министра и министра дома империи, которые после 1871 года были переданы Министерству финансов . С 1993 года все его помещения используются Лувром .
Разработка проекта
[ редактировать ]После Французской революции 1848 года временное правительство приняло указ о продолжении улицы Риволи на восток и завершении строительства северного крыла Лувра , основываясь на шагах, предпринятых в этом направлении при Наполеоне . Архитектор Луи Висконти и его ученик Эмиль Трела разработали эскизный проект завершения всего дворца и представили его Законодательному собранию в 1849 году. [ 2 ] : 155 Однако эти планы не были реализованы до тех пор, пока президент Луи-Наполеон не смог расставить их по приоритетам после своего успешного государственного переворота 2 декабря 1851 года, еще до того, как он официально переименовал себя в императора Наполеона III. [ 5 ] 30 января 1852 года министр Франсуа-Ксавье Жозеф де Касабьянка поручил Висконти разработать план нового Лувра. [ 6 ] а первый камень был заложен 25 июля 1852 года. [ 2 ] : 155
После того, как Висконти умер от сердечного приступа 29 декабря 1853 года, на его место был назначен Гектор-Мартен Лефуэль , к тому времени архитектор дворца Фонтенбло . Лефуэль модифицировал проект Висконти, сохранив его широкие архитектурные очертания, но отдав предпочтение значительно более яркой программе декора, которая стала определяющей новый Лувр в глазах многих наблюдателей . Старые дома и другие здания, которые все еще вторгались в центральное пространство комплекса Лувр-Тюильри, между Кур-Карре и площадью Карусель , были сметены. Проект был быстро реализован под пристальным вниманием Наполеона III, который неоднократно посещал завод. [ 6 ] : 14-15 Новые здания были в основном завершены к моменту их инаугурации императором 14 августа 1857 года. [ 4 ] На следующий день, который был Национальным днем как дата « Сен-Наполеона », публику пригласили прогуляться по новым зданиям. [ 6 ] : 17
Молодой американский архитектор Ричард Моррис Хант , который учился у Лефуля в Школе изящных искусств , работал в Лувре младшим архитектором с апреля 1854 года по сентябрь 1855 года, как и итальянский архитектор Марко Тревес с мая 1854 года по сентябрь 1857 года. [ 7 ] После окончания Ханта Лефуэль назначил его инспектором работ Лувра и позволил ему спроектировать фасад Павильона де ла Библиотека, выходящий на улицу Риволи . [ 8 ]
-
по завершению строительства Лувра Одно из многих ранее нереализованных предложений Персье и Фонтена (1807 или 1808 гг.).
-
План незавершенного Лувра Шарля Вассеро, показывающий беспорядок зданий на месте нынешнего Двора Наполеона (1830 г.)
-
Проект расширения Лувра Луи Висконти (1853 г.)
-
Висконти представляет планы Нового Лувра императору Наполеону III и императрице Евгении в 1853 году в Тюильри, картина Жана-Батиста-Анжа Тиссье (1865).
-
, посвященная «Его Величеству Императору», демонстрирующая дизайн Висконти Гравюра Рудольфа Пфнора (1853 г.)
-
Праздничный гобелен-мультфильм [ 4 ] изображение расширенного Лувра между херувимом, держащим ленту с надписью «LE LOUVRE DE NAPOLEON III» (внизу слева) и двумя ангелами, держащими профиль Императора (вверху справа), работа Виктора Шаве (1857 г.); сейчас в Лувре
Описание
[ редактировать ]Новый Лувр в основном состоит из двух комплексов зданий или крыльев, расположенных на северной и южной сторонах центрального пространства, которое сейчас называется Кур Наполеона. Новые здания были построены вокруг последовательности павильонов, которым были присвоены имена французских государственных деятелей Старого режима (Северное крыло) и Наполеоновской эпохи (Южное крыло), которые используются до сих пор: с северо-запада на юго-запад - павильон Тюрго , павильон Ришелье , павильон Кольбера , павильон Сюлли (новое название проекта уже существовавшего павильона часов ), павильон Дарю, венчающий одноименную лестницу , павильон Денон и павильон Моллиен , также имеющий монументальную лестницу. [ 2 ] : 155 (С 1989 года названия трех центральных павильонов также были присвоены всем соответствующим крыльям музейного комплекса Лувра. Таким образом, северное крыло Лувра теперь известно как aile Richelieu , его восточная площадь зданий вокруг Cour Carrée - это aile Sully , а южное крыло — aile Denon .)
Лефюэль создал два восьмиугольных сада в центре Кур Наполеона (ныне замененного пирамидой Лувра ). Во многих частях проекта Наполеон III подчеркивал свою роль продолжателя великих французских монархов прошлого и того, кто завершил их незавершенное дело. По обеим сторонам павильона Сюлли на черных мраморных досках позолоченные надписи гласят соответственно: «1541. Франсуа Иер открывает Лувр. 1564. Екатерина Медичи открывает Тюильри» и «1852–1857. Наполеон III воссоединяется с Тюильри». Лувр». [ 2 ] : 156 Отдельно Наполеон III создал Музей суверенитета Лувра, в колоннадном крыле чтобы аналогичным образом подчеркнуть преемственность своего правления с давним наследием французской монархии и тем самым укрепить свою легитимность.
На восточной стороне Кур Наполеона проект предусматривал не новое здание, а скорее внешнюю реконструкцию ранее существовавшего дворца, внутренние помещения которого остались неизменными. Для нового западного фасада центрального павильона часов Висконти черпал вдохновение как из его восточной стороны, спроектированной Жаком Лемерсье в 1620-х годах, так и из центрального павильона дворца Тюильри , на который сам повлиял Лемерсье. То же вдохновение сформировало павильоны, названные в честь Ришелье и Денона, на северной и южной сторонах Кур Наполеона. Лефуэль преобразил сдержанный оригинальный дизайн Висконти и добавил множество сложных скульптурных деталей. Несмотря на критику со стороны ряда наблюдателей, например Людовика Витета , [ 9 ] Проспер Мериме и Орас де Вьель-Кастель , [ 6 ] : 17-18 Обработка Лефуэлем павильонов с квадратными купольными крышами стала плодотворной моделью архитектуры Второй Империи во Франции и других странах.
Внутри северного крыла располагались престижные апартаменты некоторых главных фигур режима, в том числе государственного министра (давно ошибочно приписывавшегося герцогу Морни и теперь известного как апартаменты Наполеона III ), [ 10 ] : 7 обслуживается монументальной лестницей, позже известной как лестница министра ; административные офисы Государственного министерства , недолговечного Министерства Алжира и колоний (1858-1860), [ 6 ] : 18 Министерство домашнего хозяйства императора (выделенное из Государственного министерства в 1860 г.), [ 11 ] и (кратко) министр изящных искусств, созданный в начале 1870 года; [ 12 ] [ 13 ] Дирекция телеграфов; [ 6 ] : 18 казармы Имперской Гвардии ; [ 14 ] : 35 и Библиотека Лувра (бывшая императорская библиотека при Наполеоне и библиотека Королевского кабинета при Реставрации). [ 6 ] : 20 ), личная собственность императора, но открытая для публики, на верхнем этаже между Павильоном Ришелье и улицей Риволи . [ 2 ] : 176 К последнему присоединилась монументальная лестница Библиотеки (известная с конца 19 века как лестница Лефюэла ) со скульптурным декором подруги Лефуэля Мари-Ноэми Кадио . [ 15 ] Первоначальные планы разместить министра внутренних дел в восточной половине Северного крыла были отменены в конце 1850-х годов. [ 10 ] : 24
Южное крыло было в основном посвящено серии новых помещений Лувра , получивших название Nouveau Musée Impérial . [ 6 ] : 22 В их число входил новый вестибюль на верхнем первом этаже, окруженный двумя длинными каменными галереями, названными соответственно в честь Пьера министров Наполеона Дарю ( Galerie Daru ) и Николя Франсуа, графа Мольена ( Galerie Mollien ), с монументальными лестницами. носящие одни и те же имена на обоих концах; а на первом этаже - выставочные залы с высокими потолками для больших картин, зал Дарю и зал Моллиен , с павильоном Денон посередине, роскошное внутреннее убранство которого было завершено в 1866 году. [ 16 ] : 272 На том же этаже, между павильоном Денон и Большой галереей , Лефюэль создал большой поместный зал ( Salle des États ) для государственных мероприятий и церемоний.
Под этими престижными помещениями находился обширный комплекс конюшен, вмещавший до 149 лошадей и 34 экипажа. [ 17 ] В центре его находится зал Манеж , построенный из кирпича и камня , монументальное крытое пространство для верховой езды под Государственным залом, между двумя внутренними дворами, названными в честь Коленкура (запад) и Висконти (восток). ( Двор Коленкур был переименован в честь Лефуэля после смерти архитектора в 1880 году.) Конюшнями номинально руководил Великий конюший ( grand écuyer ) Эмиль Феликс Флёри , [ 18 ] чья просторная квартира находилась на западной стороне Кур Лефюэль и была украшена балконом с портиком. В южном крыле также находились казармы Центгардской эскадрильи и жилые помещения для обслуживающего персонала дворца. [ 2 ] : 158
-
Северное крыло
-
Министрская лестница
-
Лефюэль Лестница
-
Лестница Кольбера
-
Апартаменты Наполеона III
-
Апартаменты Наполеона III
-
Галерея подарков
-
Номер «Дару»
-
Потолок павильона Денон
-
Кур Лефюэль с пандусами в Зал Манеж
-
Интерьер манежного зала
-
Павильон библиотеки на улице Риволи
Скульптура
[ редактировать ]Первоначально план Висконти заключался в том, чтобы установить конные статуи Людовика XIV и Наполеона I в центре двух восьмиугольных садов Кур Наполеона, а также еще одну — Франциска I в Кур Карре . [ 14 ] Якобы это было сделано для того, чтобы подчеркнуть его претензии на легитимность как наследника двух направлений монархического развития Франции (королевского и имперского). Однако эта программа не была реализована. [ 2 ] : 155
Тем не менее, скульптурное изобилие было одной из определяющих особенностей подхода Лефуэля. Вероятно, наиболее заметным компонентом является серия из 86 статуй знаменитых деятелей ( hommes illustres ) французской истории и культуры, выбранных самим Наполеоном III. [ 19 ] каждый помечен своим именем. К ним относятся, следуя порядку крыльев с северо-запада на юго-запад:
- Северное крыло, западная сторона: Жан де Лафонтен , автор Жан-Луи Джейли ; Блез Паскаль , Франсуа Ланно ; Франсуа Эд де Мезере , Луи-Жозеф Даума ; Мольер Бернара Серра ; Николя Буало-Депрео , Шарль Эмиль Серр ; Франсуа Фенелон , Жан-Мари Боннассье ; Франсуа де Ларошфуко , Ноэль-Жюль Жирар ; и Пьер Корнель , Филипп Жозеф Анри Лемэр .
- Северное крыло, южная сторона: Григорий Турский , работа Жана Марселлена ; Франсуа Рабле работы Элиаса Робера (теперь копия); Франсуа де Малерб , Жан-Жюль Аллассер ; Пьер Абеляр , Пьер-Жюль Кавелье ; Жан-Батист Кольбер , работа Раймона Гейрара (копия); Кардинал Мазарини , Пьер Эбер ; Жорж-Луи Леклерк, граф Бюффон , Эжен Андре Удине ; Жан Фруассар , Филипп Жозеф Анри Лемэр; Жан-Жак Руссо , Жан-Батист Фарошон ; Монтескье , Шарль-Франсуа Лебёф ; Матье Моле , Шарль-Франсуа Лебёф; Анн Робер Жак Тюрго , Пьер Траво ; Бернар Клервоский работы Франсуа Жоффруа ; Жан де Лабрюйер , Жозеф-Станислас Лескорне ; Сугер , Николя Раджи ; Жак Огюст де Ты , Огюст-Луи Делиганд ; Луи Бурдалу , Луи Депре ; Жан Расин , Мишель-Паскаль ; Вольтер , Антуан Дебёф ; Жак-Бенинь Боссюэ , Луи Депре ; Маркиз де Кондорсе , Пьер Луазон ; Дени Папен , автор Жан-Франсуа Суату ; Максимилиан де Бетюн, герцог Сюлли , картина Виталь-Дюбре (копия); Себастьян Ле Престр де Вобан , Гюстав Краук ; Антуан Лавуазье , Жак-Леонар Майе ; и Жером Лаланд , Жан-Жозеф Перро
. * Восточная сторона Двора Наполеона : Франсуа-Мишель ле Телье, маркиз де Лувуа , автор Эме Милле ; Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон , Пьер Эбер ; Жан де Жуанвиль , Жан Марселлен ; Esprit Fléchier , Франсуа Ланно ; Филипп де Коммин , Эжен-Луи Лекен ; Жак Амио , Пьер Траво ; Пьер Миньяр , автор: Debay fils ; Жан Батист Массильон , автор Франсуа Жоффруа ; Жак I Андруэ дю Серсо , Жорж Диболь ; Жан Гужон Бернара Серра ; Клод Лоррен , Огюст-Гиацинт Дебэ ; Андре Гретри , Виктор Вилен ; Жан-Франсуа Реньяр , Теодор-Шарль Грюйер ; Жак Кер , Элиас Роберт ; Ангерран де Мариньи , Николя Раджи ; Андре Шенье , Антуан-Огюстен Прео ; Жан-Бальтазар Келлер , Пьер Робине ; и Антуан Койсевокс Жюля -Антуана Дро .
- Южное крыло, северная сторона: Жан Кузен Младший работы Наполеона Жака ; Андре Ленотр , Жан-Огюст Барр ; Клодион Витала -Дюбре ; Жермен Пилон Луи Депре ; Анж-Жак Габриэль , Огюстен Курте ; Жан Ле Потр , Бозио Младший ; Мишель де Л'Опиталь , Жан-Батист Клод Эжен Гийом ; Жак Лемерсье , Антуан Лоран Дантан ; Рене Декарт , Габриэль Гарро ; Амбруаз Паре , Мишель-Паскаль ; Кардинал Ришелье , Жан-Огюст Барре ; Мишель де Монтень , Жан-Франсуа Суату ; Жан-Антуан Гудон , автор Франсуа Рюд (копия); Этьен Дюперак , Жак Анж Кордье ; Жан де Бросс , Огюст Оттин ; Сезар-Франсуа Кассини де Тюри , Ипполит Мендрон ; Анри Франсуа д'Агессо , Луи-Дени Кайлуэтт ; Жюль Ардуэн-Мансар , Жан-Жозеф Перро ; Николя Пуссен работы Франсуа Рюда (копия); Жерар Одран , Жак-Леонар Майе ; Жак Саразен , Оноре-Жан-Аристид Юссон ; Николя Кусту , Огюстен Курте ; Эсташ Ле Сюёр , Оноре-Жан-Аристид Юссон; Клод Перро , Огюст-Гиацинт Дебэ; Филипп де Шампень , Луи-Адольф Эд ; и Пьер Пюже Антуана Этекса .
- Южное крыло, западная сторона: Пьер Леско , Анри де Трикети ; Жан Буллан , Пьер Робине ; Шарль Лебрен , Жан-Клод Пети ; Пьер Шамбиж , Жюль-Антуан Дро ; «Либеральный Брюан » Армана Туссена ; Филибер де л'Орм , Жан-Пьер Дантан ; Бернар Палисси , Виктор Гюгенен ; и Гиацинт Риго Виктора Тераса .
Среди богатой архитектурной скульптуры Нового Лувра выделяются фронтоны трех основных павильонов: [ 2 ] : 156 [ 20 ]
- Павильон Ришелье: «Франция раздает короны своим самым достойным детям», картина Франциска Жозефа Дюре (в котором фигура Франции рассматривается как подобие императрицы Евгении). [ 21 ] : 70 );
- Павильон Сюлли: «Наполеон I выше истории и искусства» Антуана-Луи Бари и Пьера-Шарля Симара ;
- Павильон Денон: «Наполеон III в окружении сельского хозяйства, промышленности, торговли и изобразительного искусства», компания Simart.
Последняя группа включает изображение паровоза , олицетворявшего тогда передовой технологический прогресс, и единственное сохранившееся публичное изображение Наполеона III в Париже. [ 22 ]
-
Фронтон, павильон Ришелье
-
Фронтон, Павильон Сюлли
-
Фронтон павильона Денон
в южном крыле Зал Манежа стал для Лефуля еще одной возможностью реализовать богатую структурную программу, которая была реализована в 1861 году после открытия Нового Лувра. Снаружи на Кур-Лефюэль четыре бронзовые группы диких животных работы Пьера Луи Руйяра стоят в начале двух пандусов: Chienne et ses petits , Loup et petit chien , Chien Combattant un Loup и Chien Combattant un sanglier . На вершине пандусов над входом в манеж монументальная группа, также работы Руйяра, изображает трех скачущих лошадей, которые перекликаются с Роберта Ле Лоррена » «Шево дю Солей в Отеле де Роан (Париж) . Внутри своеобразные капители, посвященные охотничьей тематике, украшены головами лошадей и других животных работы Эммануэля Фремье , Пьера Луи Руйяра , Анри Альфреда Жакмара , Жермена Деме и Угенада. [ 23 ]
-
Руйяра Дикие животные в Кур Лефюэль
-
«Собака, сражающаяся с волком» Руйяра.
-
Руйяр «Волк и щенок».
-
Три лошади Руйяра над входом в Манеж.
-
Одна из столиц Зала Манеж.
Более поздняя история
[ редактировать ]В 1861 году Павильон де Флор находился в серьезном упадке. После успешного завершения расширения Лувра Наполеон III одобрил план Лефуэля по полному сносу и перестройке Павильона и крыла, которое соединяет его с южным крылом Нового Лувра. Проект включал создание нового церемониального зала Etats , расположенного ближе к Тюильри, чем предыдущий Salle des Etats Лефюэля, в выступающем крыле, которое сейчас называется Pavillon des Sessions , с крытым пространством для 16 карет и 32 конных упряжек, известных как кур де л'эн-кас . [ 21 ] : 70-71 Поскольку эта конструкция занимала всю ширину здания, Гранд Галери соответственно сократилась примерно на треть. Южный фасад был полностью изменен, поскольку Лефуэлю не понравился Жака II Андруэ дю Серсо , колоссальный заказ и он заменил его копией более раннего дизайна, приписываемого Луи Метезо дальше на восток. Между Павильоном Флоры и Павильоном Сессий Лефуэль создал монументальный переход (тогда называвшийся Гише де л'Имперёр ). [ 14 ] : 42 ныне Porte des Lions ) между 1864 и 1869 годами, украшенный двумя парами монументальных львов работы Антуана-Луи Бари на юге и львицами Огюста Каена на севере, а также двумя дополнительными львицами работы Каина перед близлежащими воротами Жожара . В восточном конце нового проекта Лефюэль создал три монументальных арки для магистрали, соединяющей Пон-дю-Карусель на юге с улицей Рохан на севере, известной как guichets du Carrousel или grands guichets du Louvre . Проект был завершен в 1869 году, когда над арками Гран-Гише была установлена конная статуя Наполеона III работы Барье.
Однако такая обстановка продлилась недолго, поскольку Вторая Империя внезапно пришла к своему концу. 6 сентября 1870 года, через несколько дней после пленения Императора в битве при Седане , конная статуя Бари была поднята наверх и разрушена. [ 24 ] В конце Парижской коммуны 23 мая 1871 года дворец Тюильри был сожжен, как и Библиотека Лувра. Лефюэль вместе с Эженом Виолле-ле-Дюком защищали вариант восстановления руин, но вскоре после смерти обоих французский парламент решил снести их в 1882 году, в основном по политическим мотивам, связанным с прекращением монархии. После сноса остатков Тюильри в 1883 году планировка, созданная Наполеоном III и Лефуэлем, была принципиально изменена.
В рамках проекта Большого Лувра , инициированного президентом Франсуа Миттераном в 1980-х годах, Министерство экономики и финансов было вынуждено оставить северное крыло Лувра, в котором его штаб-квартира располагалась с 1871 года, в специально построенную штаб-квартиру в Берси. область . [ 12 ] Хотя большая часть внутренних помещений была выпотрошена и перестроена, наиболее художественно и исторически значимые из них были сохранены и отремонтированы. В их число входили три монументальные лестницы: лестница Лефюэля , лестница министра и лестница Кольбера ; бывший министерский офис, переименованный в Café Richelieu ; и роскошный набор комнат, созданный Лефуэлем и его командой для государственного министра и переименованный в апартаменты Наполеона III . Кафе Marly , расположенное за пределами Лувра в том же крыле и открытое в 1994 году, было спроектировано Оливье Ганьером в новой интерпретации стиля Второй Империи . [ 25 ] Между тем, Двор Наполеона был радикально преобразован с возведением пирамиды Лувра .
Влияние
[ редактировать ]Новый Лувр имел большое влияние и стал образцом архитектуры в стиле Второй Империи , впоследствии использованной во многих зданиях во Франции, а также в других странах Европы и мира. Яркими примерами являются штаб-квартира Crédit Lyonnais в Париже, Дворец губернатора Сайгона во Французском Индокитае , а также в Соединенных Штатах Старая ратуша в Бостоне (построенная в 1862–1865 годах), Здание Государственного, военного и военно-морского флота в Вашингтоне (построенное в 1862–1865 годах). 1871–1888 гг.) и мэрия Филадельфии (построена в 1871–1901 гг.).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Теодор де Банвиль (1857). Париж и Новый Лувр . Париж. ISBN 1167342747 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Новый путеводитель по Парижу Галиньяни на 1870 год: переработанный и проверенный личным осмотром и составленный по совершенно новому плану . Париж: А. и В. Галиньяни и компания, 1870 г.
- ^ Дениз Бернар-Фоллио (1984). Голубой гид по Парижу . Париж: Хашетт. п. 305.
- ^ Jump up to: а б с Карин Югено. «Лувр Наполеона III» . Фонд Наполеона .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Х. Пинкни (июнь 1955 г.). «Преобразование Парижа Наполеоном III: истоки и развитие идеи» . Журнал современной истории . 27 (2). Издательство Чикагского университета: 125–134. дои : 10.1086/237781 . JSTOR 1874987 . S2CID 144533244 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кристиан Оланье (1953). Новый Лувр Наполеона III (PDF) . Париж: Editions des Musées Nationaux.
- ^ «Вечерняя история исключительного архива» (PDF) . Национальный архив .
- ^ Уильям Роско Тайер , изд. (1893), «Ричард Моррис Хант» , Журнал выпускников Гарварда , I , Кембридж, Массачусетс: Ассоциация журналов выпускников Гарварда
- ^ Л. Вите (1882), Лувр и Новый Лувр , Париж: Кальман-Леви
- ^ Jump up to: а б Энн Дион-Тененбаум (1993). Апартаменты Наполеона III Лувра . Париж: Встреча национальных музеев.
- ^ Ксавье Модюи (2008). «Министерство блеска: Дом императора Наполеона III» . Парламент[ы], Обзор политической истории .
- ^ Jump up to: а б Гай Видал (январь – февраль 1990 г.). «Министерство финансов от Риволи до Берси». Административный обзор . 43 (253). Париж: Presss Universitaires de France: 71–77.
- ^ «Начало министерства: недолгие попытки создания автономного управления изящными искусствами Второй империи» . Министерство культуры .
- ^ Jump up to: а б с Генри Верн (1923). Лувр: как его строили Людовик XIV, Наполеон I и Наполеон III . Париж: Издания Альберта Морансе. п. 30.
- ^ Луи Откер, Луи (1928). История Лувра: Замок – Дворец – Музей, от истоков до наших дней, 1200–1928 гг . Париж: L'Illustration. п. 102.
- ^ Жан-Клод Дофрен (1987). Лувр и Тюильри: бумажная архитектура . Брюссель: Пьер Мардага.
- ^ Фредерик Левино; Анн-Софи Ян (16 мая 2015 г.). «Запретное посещение Лувра № 4: великолепный подковообразный пандус Кур де Экюри» . Точка .
- ^ «Новое крыло Лувра Моллиен: апартаменты Grand Ecuyer» . Архивы Франции .
- ^ Гай Никот (1993). В Лувре: преображенный двор Наполеона . Париж: Встреча национальных музеев. п. 48.
- ^ Жорж Пуассон (1994), «Когда Наполеон III построил Большой Лувр» , Revue du Souvenir Napoléonien : 22–27.
- ^ Jump up to: а б Жак Хилларе. Исторический словарь улиц Парижа . Полет. II. Париж: Editions de Minuit.
- ^ «Лувр и Наполеон III» . Париж, иначе . 14 января 2014 г.
- ^ Женевьева Бреск-Ботье (1995), Лувр: Архитектурная история , Нью-Йорк: The Vendome Press, стр. 144, 154
- ^ Мишель Болье (1946). «Эскизы оформления Лувра в Отделе скульптуры» . Монументальный вестник . 104 .
- ^ Доминик Пуаре (28 ноября 2012 г.). «Терракоты Оливье Ганьера подчеркивают Валлорис» . Освобождение .