Фэйрчайлд Канал F
Также известен как | Видеоразвлекательная система Fairchild |
---|---|
Разработчик | Джеральд «Джерри» Лоусон |
Производитель | Камера и инструмент Fairchild |
Тип | Домашняя игровая консоль |
Поколение | Второй |
Дата выпуска | |
Продолжительность жизни | 1976–1983 |
Начальная цена | 169,95 долларов США (что эквивалентно 910 долларам США в 2023 году) |
Снято с производства | 1983 |
Продано единиц | в. 310 000 (по состоянию на 1979 г.) [1] |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | Фэйрчайлд F8 |
Память | 64 байта оперативной памяти Видеобуфер 2 КБ |
Отображать | в. 104 × 60 пикселей (из 128 x 64 видеопамяти) |
Вход контроллера | Джойстик/цифровой манипулятор JetStik (добавлена кнопка огня) |
Fairchild Channel F , сокращение от «Channel Fun», [1] — это игровая консоль , первая, основанная на микропроцессоре и использующая картриджи ПЗУ (под торговой маркой « Видеокарты ») вместо встроенных игр. Он был выпущен компанией Fairchild Camera and Instrument в ноябре 1976 года по всей Северной Америке. [2] по розничной цене 169,95 долларов США (что эквивалентно 910 долларам США в 2023 году). Она была запущена как «Система видеоразвлечений», но когда в следующем году Atari выпустила свою видеокомпьютерную систему (VCS), Fairchild переименовала свою консоль в «Channel F», сохранив при этом дескриптор Video Entertainment System.
Fairchild Channel F выпустила всего около 350 000 единиц, прежде чем Fairchild продала эту технологию компании Zircon International в 1979 году, значительно отставая от VCS. [1] Система была прекращена в 1983 году. [3]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2020 г. ) |
В 1974 году сотрудники Alpex Computer Corporation Уоллес Киршнер и Лоуренс Хаскель разработали прототип домашней видеоигры , состоящий из базового блока на базе микропроцессора Intel 8080 и сменных плат с микросхемами ПЗУ, которые можно было подключать к базовому блоку. Дуэт попытался заинтересовать системой нескольких производителей телевизоров, но безуспешно. Затем они связались с покупателем из компании Fairchild, которая направила инженера Джерри Лоусона для оценки системы. Лоусон был впечатлен системой и предложил Fairchild лицензировать технологию, что компания и сделала в январе 1976 года. [1] [4]
Лоусон работал с промышленным дизайнером Ником Тейлсфором и инженером-механиком Роном Смитом, чтобы превратить прототип в жизнеспособный проект. Джерри Лоусон заменил 8080 собственным F8 процессором от Fairchild ; в то время как Ник Тейлсфор и Рон Смит отвечали за адаптацию сложных элементов управления клавиатуры прототипа к единой рукоятке управления и заключение печатных плат ПЗУ в пластиковые картриджи, напоминающие 8-дорожечные ленты. [4] [5] Talesfore, предоставивший промышленный дизайн (ID), и Рон Смит, предоставивший машиностроение (ME), совместно работали над дизайном и функциями ручного контроллера с 8 степенями свободы. Они отвечали за разработку ручных контроллеров, консолей и картриджей для видеоигр. Помимо предоставления идентификатора для этой системы, Talesfore также руководил искусством Тома Камафуги, графического дизайнера, который разработал оригинальный графический дизайн для первых картонных коробок с видеокартриджами.
Система также была выпущена в Японии (Канал F). [6] ) в октябре 1977 года. [ нужна ссылка ]
Канал F Система II
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2024 г. ) |
В 1980 году Лоусон основал собственную компанию Video Soft. [7] Talesfore продолжил работу над системой в Fairchild, и в конечном итоге ряд этих улучшений привел к созданию улучшенной System II. Основные изменения заключались в том, что контроллеры теперь стали съемными с использованием разъема порта джойстика Atari (несовместимого с Atari), а их хранилище было перенесено на заднюю часть машины. Звук теперь микшировался в радиочастотном модуляторе, поэтому вы могли регулировать его на телевизоре, а не на внутреннем динамике с фиксированной громкостью. Внутренняя электроника также была упрощена: две специальные логические микросхемы заменили стандартные логические микросхемы TTL. В результате была получена материнская плата гораздо меньшего размера, что позволило создать корпус меньшего размера, более простой и современный.
Где-то в 1979 году Zircon International купила права на Channel F и выпустила обновленную консоль под названием Channel F System II, чтобы конкурировать с VCS от Atari. Канал F II боролся с трудностями, сумев выпустить только шесть новых игр после дебюта до его закрытия; некоторые из них были разработаны в Fairchild до того, как они продали права.
Лицензионные варианты
[ редактировать ]В Европе был выпущен ряд лицензионных версий, в том числе Luxor Video Entertainment System в Швеции, Adman Grandstand Video Entertainment Computer (Channel F II) в Великобритании, SABA Videoplay , ITT Telematch Processor и Nordmende Color TelePlay μP из Германии, а также Barco Challenger , Dumont Videoplay и Emerson Videoplay от компании Barco/Dumont/Emerson в Италии и Бельгии. Шведский Luxor также выпустил Channel F II как Luxor Video Entertainment Computer .
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
F8 был очень инновационным по сравнению с существующими процессорами и типичными интегральными схемами того времени. [8] Поскольку изначально в корпусе чипа не было достаточного количества контактов, несколько контактов использовались для связи с другими чипами в системе. Вам требовалось как минимум два чипа, чтобы настроить процессорную систему F8 на выполнение любого кода. Экономия за счет использования стандартной схемы контактов позволила включить в ЦП 64 байта внутренней оперативной памяти.VES/Channel F, как и System II, имел один процессор и два чипа хранения данных (PSU:s). (Однокристальный вариант F8 использовался компьютерной системой VideoBrain ).
Канал F может использовать одну плоскость графики и один из четырех цветов фона для каждой строки, с тремя цветами графика на выбор (красный, зеленый и синий), которые становятся белыми, если фон установлен на черный, с разрешением 128 × 64, при этом на экране телевизора видно примерно 104 × 60 пикселей. Эта VRAM или кадровый буфер была предназначена только для записи и не могла использоваться ни для чего другого. Для общего использования имелось всего 64 байта оперативной памяти — вдвое меньше, чем у более поздней Atari 2600 . [9] [10] В играх «Лабиринт» (Videocart-10) и «Виселица» (Videocart-18) использовалось 1024 бита статической оперативной памяти на картридже, подключенной непосредственно к одному порту блока питания, что увеличивало стоимость ее производства. Игра «Шахматы» содержала значительно больше оперативной памяти на картридже: 2048 байт, что было достигнуто за счет использования схемы интерфейса памяти F8, позволяющей использовать ПЗУ и ОЗУ промышленного стандарта. Процессор F8, лежащий в основе консоли, способен производить достаточно искусственного интеллекта , чтобы обеспечить возможность проведения матчей между игроком и компьютером , впервые в истории консоли. Всем предыдущим машинам требовался человек-противник. В игре «Крестики-нолики» на «Видеокарт-1» эта функция была только для одного игрока против машины. То же самое относится и к шахматной игре, время обработки которой для компьютера может быть очень долгим по ходу игры, в зависимости от установленной сложности. [ нужна ссылка ]
В оригинальном аппарате звук воспроизводится через внутренний динамик, а не через телевизор. [11] Однако Система II передавала звук на телевизор через радиочастотный модулятор.
Channel F также является первой игровой консолью с функцией паузы; На основном блоке консоли есть кнопка «Hold», которая позволяет игрокам «зависнуть» в двух встроенных играх и тем временем изменить некоторые игровые настройки. Кнопка управляется через код, поэтому в других играх она использовалась для других целей. [12]
Контроллеры
[ редактировать ]Контроллеры представляют собой джойстик без подставки; Основной корпус представляет собой большую рукоятку с треугольным «колпачком» наверху, верхняя часть которого фактически перемещается для восьмипозиционного управления направлением. Его можно было использовать и как джойстик, и как рычаг (поворот), и его можно было не только нажимать вниз, чтобы использовать в качестве кнопки огня, но и поднимать вверх. [13] Устройство модели 1 содержало небольшой отсек для хранения контроллеров при его перемещении или когда он не использовался. В System II были съемные контроллеры с двумя держателями сзади для наматывания кабеля и хранения контроллера. Позже Zircon предложила специальный контроллер с кнопкой действия на передней части джойстика. Компания Zircon продавала его как «Channel F Jet-Stick» в письме, разосланном зарегистрированным владельцам перед Рождеством 1982 года. [14]
Одной из особенностей консоли является кнопка «Удержание», которая позволяет игроку приостановить игру, изменить время или скорость игры. [15] Однако функция удержания не является универсальной (как и аппаратный сброс), поскольку четыре кнопки настроены в коде. Программист может выбрать их функцию/назначение. Текстовые надписи объясняют функции кнопок во встроенных играх (и некоторых видеокартах).
Несмотря на провал Channel F, дизайн джойстика был настолько популярен — компания Creative Computing назвала его «выдающимся», — что Zircon также выпустила портом джойстика Atari . версию Video Command Joystick, совместимую с [16] впервые выпущен без дополнительной кнопки огня. До этого только движение погружения вниз было подключено и действовало как кнопка огня; действия подтягиваний и скручиваний ни с чем не были связаны. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2020 г. ) |
- ЦП Микропроцессор : Fairchild F8 ( 8-битный ) [17] работает на частоте 1,7897725 МГц ( NTSC цветная цветовая гамма /2). PAL ген. 1: 2,0000 МГц, генер. 2: 1,9704910 МГц (двойная цветовая гамма PAL /9)
- ОЗУ : 2 КБ видеопамяти (128 × 64 × 2 бита) [18] для кадрового буфера Mostek MK4027 или MK4015 4Kx1bit только для записи (четыре модуля DRAM ), а также 64 байта памяти оперативной . [19]
- Дополнительная SRAM поддерживается через дополнительные картриджи. Maze and Hangman имеет размер 1K x 1 бит, расширенный за счет 3853 SMI. Chess имеет 2048 байт.
- Разрешение : видны примерно столбцы 3–107 и строки 2–62, в зависимости от телевизора . (Столбцы 125 и 126 управляют палитрой в каждой строке). Хотя VRAM могла покрывать 128×64 пикселей , [17]
- Частота обновления : 60 Гц [20]
- Цвета : 8 цветов [17] (либо черные/белые линии, либо линии с использованием серого/синего/зеленого фона с красными, зелеными или синими пикселями)
- Звук: звуковые сигналы частотой 120 Гц, 500 Гц и 1 кГц (можно модулировать для получения различных тонов). Качество System II значительно выше, чем у оригинальной модели.
- Вход: два специальных игровых контроллера, жестко подключенных к консоли (исходная версия) или съемных (Channel F System II).
- Выход: с радиочастотной модуляцией , в оригинальной версии шнур подключен к консоли, в System II его можно отсоединить. композитный видеосигнал
Игры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Двадцать семь картриджей, получивших название «Видеокарты», были официально выпущены потребителям в Соединенных Штатах во время владения компаниями Fairchild и Zircon, первый двадцать один из которых был выпущен Fairchild. Некоторые из этих картриджей были рассчитаны на более чем одну игру и обычно стоили 19,95 долларов (что эквивалентно 91 доллару в 2020 году). [21] [22] Видеокарты были желтыми и по размеру и общей текстуре примерно соответствовали 8-дорожечному картриджу . [23] Обычно на них были красочные обложки этикеток. Более раннее произведение искусства было создано всемирно известным художником Томом Камифудзи, а арт-директор Ник Тейлсфор. [ нужна ссылка ] Консоль содержала две встроенные игры: Теннис и Хоккей, которые представляли собой продвинутые клоны Pong . В хоккее отражающую полосу можно было менять на разные диагонали, поворачивая ручку контроллера, и перемещать по всему игровому полю. Теннис был очень похож на оригинальный понг.
В рекламной брошюре 1978 года выставлены на продажу «Клавиатурные видеотележки». Были показаны три турнира: K-1 Casino Poker , K-2 Space Odyssey и K-3 Pro-Football . Они предназначались для использования аксессуара-клавиатуры, который отображается в поле «Канал F II». Во всех дальнейших брошюрах, выпущенных после того, как Zircon сменил Fairchild, никогда не упоминался ни этот аксессуар, ни что-либо, называемое видеокартой с клавиатурой.
Был выпущен один картридж вне пронумерованной серии, обозначенный как Videocart-51 и названный просто «Demo 1». Эта видеокарта была показана в единственной рекламной брошюре, выпущенной вскоре после того, как «Циркон» приобрел компанию. После этой единственной брошюры, разосланной зимой 1979 года, его не выставляли на продажу.
Заголовок | Дата выпуска | Жанр |
---|---|---|
Хоккей (интегрированный) | 1976 | Спорт |
Теннис (интегрированный) | 1976 | Спорт |
Видеокарта-1: Крестики-нолики, Тир, Дудл, Квадра-Дудл | 1976 | мелочи, шутер |
Видеокарта-2: Лис пустыни, Тир | 1976 | Боевик, шутер |
Видеокарта-3: Видеоблэкджек | 1976 | Играть в азартные игры |
Видеокарта-4: Спитфайр | 1977 | Боевик, шутер |
Видеокарта-5: Космическая война | 1977 | Боевик, шутер |
Видеокарта-6: Математическая викторина I (сложение и вычитание) | 1977 | Образовательный |
Видеокарта-7: Математическая викторина II (умножение и деление) | 1977 | Образовательный |
Видеокарта-8: Магические числа (Чтец мыслей и Ним) | 1977 | Пустяки |
Видеокарта-9: Дрэг-рейсинг | 1977 | Гонки |
Видеокарта-10: Лабиринт, Побег из тюрьмы, Блеф вслепую, Первопроходец | 1977 | Лабиринт |
Видеокарта-11: Нарды, Эйси-Дьюси | 1977 | Пустяки |
Видеокарта-12: Бейсбол | 1977 | Спорт |
Видеокарта-13: Война роботов, Торпедная аллея | 1977 | Платформа, действие |
Видеокарта-14: Сонарный поиск | 1977 | Стратегия |
Видеокарта-15: Совпадение воспоминаний 1, Совпадение воспоминаний 2 | 1978 | Головоломка |
Видеокарта-16: Увернись | 1978 | Платформа, действие |
Видеокарта-17: Вызов пинбола | 1978 | Пинбол |
Видеокарта-18: Палач | 1978 | Головоломка |
Видеокарта-19: Шашки | 1978 | Пустяки |
Видеокарта-20: Видео-Визгбол | 1978 [24] | Разнообразный |
Видеокарта-21: Боулинг | 1978 | Спорт |
Шахматы (Шах) | 1979 (SABA Videoplay, эксклюзивно для Германии) | Доска |
кассета с рекламным текстом Электронная партнерская | 19?? (эксклюзивно для немецкого языка) | Реклама |
Видеокарта-22: Игровой автомат | 1980 | Играть в азартные игры |
Видеокарта-23: Галактические космические войны | 1980 | Боевик, шутер |
Видеокарта-24: Профессиональный футбол | 1981 | Спорт |
Видеокарта-25: Казино Покер | 1981 | Играть в азартные игры |
Видеокарта-26: Вторжение пришельцев | 1981 [24] | Боевик, шутер |
Видеокарта-27: Pac-Man | 2009 [25] | Лабиринт, Домашнее пиво |
Кевин против помидоров | 2018 | Лабиринт, Домашнее пиво |
Видеокарта-28: Тетрис | 2019 | Головоломка, Доморощенное |
трехчленный | 2020 | Спортивная игра, Шутер, Доморощенное пиво |
Видеокарта-29: Коллекция Arlasoft | 2022 | Головоломка, Шутер, Доморощенное |
- Democart (некоторое время был доступен широкой публике)
- Демокарт 2
Неизданные тележки:
- Клавиатура Videocart-1: Казино Покер
- Клавиатура Видеокарт-2: Космическая Одиссея
- Клавиатура Видеокарт-3: Про-Футбол
Немецкий производитель электроники SABA также выпустил несколько совместимых тележек, отличных от оригинальных: Videocart-1 с переводом «Крестики-нолики» на немецкие слова, Videocart-3 выпущен с другими сокращениями (немецкий), а Videocart-18 изменил графику и имеет Список немецких слов.
от разработчика ретро-игр Arlasoft было выпущено несколько новых игр Homebrew В 2021 году на itch.io . В их число вошли порты мобильных головоломок Tents & Trees, 2048 и Threes, а также порт классического аркадного шутера Centipede . С помощью секретной комбинации кнопок также можно запустить скрытую игру: на коробке и в буклете с инструкциями есть несколько подсказок о необходимом коде.
Они были выпущены на картридже под названием Videocart-29. [26]
Прием
[ редактировать ]Channel F опередил Atari VCS на рынке, но как только VCS была выпущена, продажи Channel F упали, что связано с типами предлагаемых игр. Большинство игр Channel F представляли собой медленные образовательные и интеллектуальные игры по сравнению с играми, ориентированными на действие, выпущенными с помощью VCS. Даже с обновленным дизайном Channel F II в 1978 году Fairchild не смогла обеспечить объем продаж, который обеспечивали VCS и ее игры. К тому времени, когда Fairchild продала эту технологию компании Zircon в 1979 году, всего было продано около 350 000 единиц. [1]
Кен Устон сделал обзор 32 игр в своей книге «Руководство Кена Устона по покупке и победе домашних видеоигр» в 1982 году и высоко оценил некоторые игры Channel F; из них Alien Invasion и Video Whizball были признаны Устоном «лучшими картриджами для взрослых, доступными в настоящее время для системы Fairchild Channel F». [27] Однако игры в целом заняли последнее место в его обзоре более 200 игр для консолей Atari, Intellivision, Astrocade и Odyssey, а современные игры получили оценку «Средний», а будущие игры Channel F получили оценку «ниже среднего». [28] Устон оценил почти половину игр Channel F как «высокоинтересные» и назвал это «впечатляющей долей» и далее отметил, что «некоторые картриджи Channel F неподвластны времени; какие бы технологические разработки ни происходили, они будут продолжать представлять интерес». Его общий вывод заключался в том, что игры «служат ограниченной, но полезной цели» и что «сила предложения Channel F заключается в его превосходной образовательной линии для детей». [29]
В 1983 году, после того как Zircon объявила о закрытии Channel F, компания Video Games провела обзор консоли. Назвав ее «системой, которую никто не знает», журнал охарактеризовал ее графику и звучание как «несколько примитивные по сегодняшним меркам». Он описал Space War как «возможно, самую устаревшую игру такого типа, которая все еще существует на рынке», и оценил 25 игр для консоли со средней «оценкой интереса» в три («не слишком хорошо») по шкале от одного. до десяти и «рейтинг мастерства» в среднем 4,5 из 10. Однако журнал заявил, что Fairchild «сумела создать несколько увлекательных игр, даже по сегодняшним меркам», назвав покерную игру Casino Royale (на самом деле Videocart-25, Casino Poker ) «лучшая карточная игра, от блэкджека до бриджа, созданная для любой телевизионной игровой системы». Он также положительно оценил Dodge-It («просто, но здорово»), Robot War («Берзерк без оружия») и Whizball («полностью оригинальный ... хоккей с оружием»), но пришел к выводу, что только те, кто интересуется ностальгией, видео Коллекционирование игр или карточные игры купили Channel F в 1983 году. [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Эдвардс, Бендж (22 января 2015 г.). «Нерассказанная история изобретения игрового картриджа» . Компания Фаст . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Патент Fairchild Channel F, одобрение FCC и брошюра о выпуске» . Fndcollectables.com .
- ^ Вольф, Марк Дж.П. (21 ноября 2018 г.). Routledge Companion по медиа-технологиям и устареванию . Рутледж. ISBN 978-1-315-44266-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Зелл-Брайер, Сэм (11 июня 2021 г.). «Нерассказанная правда о Джерри Лоусоне, отце картриджа для видеоигр» . Лупер . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Смит, Александр (2019). Они создают миры: история людей и компаний, которые сформировали индустрию видеоигр, том I. ЦРК Пресс . стр. 318–320. ISBN 9781138389908 .
- ^ Значение: «Канал F».
- ^ «Джерри Лоусон — один из самых важных пионеров Кремниевой долины, о которых вы никогда не слышали, и вот почему» . CNBC . 30 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Fairchild Channel-F/Саба» .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Fairchild Channel-F/Саба» .
- ^ Хэнсон, Кристофер (2018). Игровое время: понимание временности в видеоиграх . Издательство Университета Индианы . п. 61.
- ^ Винчигерра, Роберт. «Видеоразвлекательная система Fairchild Channel F: первая современная игровая консоль» . Преподобный Роб Таймс . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Реклама Jet-Stick на канале F» (JPG) . Fndcollectables.com . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «OLD-COMPUTERS.COM: Музей» . Old-computers.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Ахл, Дэвид Х .; Рост, Рэнди Дж. (1983), «Волдыри и разочарование: джойстики, манипуляторы, кнопки и расширители игровых портов для Apple, Atari и VIC» , Creative Computing Video & Arcade Games , 1 (1): 106ff
- ^ Перейти обратно: а б с «Главная страница» . Библиотека игровых консолей . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Вольф, Марк Дж. П. (15 июня 2012 г.). Перед крахом: ранняя история видеоигр . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0814337226 . Получено 7 января 2019 г. - через Google Книги.
- ^ «Фэйрчайлд Канал F» . www.oldcomputers.it . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ По образцу MAME ; см. исходный код на «МАМЕ» . Гитхаб . Архивировано из оригинала 7 июля 2019 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Коммерческий трейлер 1976 года» . Ютуб .
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Кент, Стивен Л. (2001). Полная история видеоигр . Три Риверс Пресс. ISBN 0-7615-3643-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Марк Дж. П. (2012). Перед крахом: ранняя история видеоигр . Издательство Государственного университета Уэйна . п. 70. ИСБН 978-0814337226 .
- ^ «Канал F – Видеокарта 27: Pac-Man (USC)» . КонсольСити . Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Fairchild Channel F — Коллекция от Arlasoft» . itch.io. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Устон, Кен. Руководство Кена Устона по покупке и использованию домашних видеоигр (Signet, 1982), стр.605
- ^ Устон, Кен. Руководство Кена Устона по покупке и использованию домашних видеоигр (Signet, 1982), стр.20.
- ^ Устон, Кен. Руководство Кена Устона по покупке и победе в домашних видеоиграх (Signet, 1982), стр.603 и стр.23.
- ^ Дионн, Роджер (март 1983 г.). «Канал F: Система, которую никто не знает» . Видеоигры . стр. 73–75 . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Видеоигры, том 1 №6-83» . Архив.орг . Март 1983 года . Проверено 29 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья Dot Eaters с историей Channel F и игр.
- Интервью с дизайнером Джерри Лоусоном
- Список MobyGames. Архивировано 26 января 2020 г. на сайте Wayback Machine игр Channel F.
- Вики Channel F и галерея этикеток, инструкций и коробок
- Патент: Программируемое устройство для видеоигр с картриджем, США 4095791 A.
- Нерассказанная история изобретения картриджа для видеоигр — как был создан картридж для видеоигр на канале F (22 января 2015 г.).
- Channel F был лучшей игровой системой 1977 года — до того, как Atari уничтожила ее на AV Club ( 09.04.2017). AUX
- В игры Channel F, в которые можно бесплатно играть в браузере в Интернет-архива гостиной консоли
- Эмуляция канала F BIOS