Список вариантов McDonnell Douglas F-4 Phantom II
(Перенаправлено с RF-4C )
Варианты McDonnell Douglas F-4 Phantom II представляли собой многочисленные версии и обозначения F-4 и описаны ниже.
Производственные номера основных версий
[ редактировать ]Самолет | Число |
---|---|
Ф-4А | 45 |
Ф-4Б | 649 |
РФ-4Б | 46 |
Ф-4С | 583 |
РФ-4С | 503 |
Ф-4Д | 825 |
Ф-4Е | 1370 |
F-4E 2020 (Турция) | 54* |
F-4EJ (Япония) | 140 |
РФ-4Э | 149 |
RF-4EJ (Япония) | 15* |
Ф-4Ф | 175 |
F-4G Дикая ласка | 134* |
F-4J | 522 |
F-4J Фантом F.3 (ВВС Великобритании) | 15* |
F-4K Phantom FG.1 (ФАУ) | 50 |
F-4M Phantom FGR.2 (RAF) | 116 |
Ф-4Н | 228* |
Ф-4С | 302* |
звездочка указывает на преобразование из другой версии
Варианты
[ редактировать ]- XF4H-1
- Два прототипа для ВМС США , первый полет состоялся в 1958 году.
- F4H-1F (Ф-4А)
- Двухместный всепогодный палубный истребитель ВМС США, двигатели J79-GE-2 и -2A с форсажной тягой 16 100 фунтов силы (71,6 кН) каждый. Назван Phantom II в 1959 году и переименован в F-4A в 1962 году; построено 45. [ 1 ]
- ТФ-4А
- Небольшое количество F-4A переоборудовано в двухместный учебно-тренировочный самолет.
- F4H-1 (F-4B)
- Двухместный всепогодный палубный истребитель и штурмовик для ВМС и Корпуса морской пехоты США. Двигатели J79-GE-8A или -8B с форсажной тягой 16 950 фунтов силы (75,4 кН) каждый. Переименован в F-4B в 1962 году; построено 649 штук. [ 2 ]
- ДФ-4Б
- F-4B переоборудованы в дроном . самолеты управления
- ЭФ-4Б
- Один F-4B переоборудован в учебный самолет РЭБ .
- НФ-4Б
- Переименование одного F-4B для целей испытаний.
- QF-4B
- F-4B переоборудованы в беспилотные сверхзвуковые дроны-мишени; 25 конвертировано.
- F4H-1P (РФ-4Б)
- Тактическая разведывательная версия F-4B для Корпуса морской пехоты США , носовая часть вытянута на 4 фута 9 дюймов (1,4 м), радар AN/APQ-99 меньшего размера. В трех отсеках для камер обычно находились передняя наклонная/вертикальная камера КС-87 на Станции 1, маловысотная камера КА-87 на Станции 2 и высотная панорамная камера КА-55А или КА-91 на Станции 3. Также имелся AN/APQ. -102 разведывательная SLAR , инфракрасная система разведки AN/AAD-4 и ALQ-126 комплекс РЭБ . Камеры КС-72 или КС-85 находились на вращающихся креплениях и могли быть наведены в полете, что было улучшением по сравнению с более ранними RF-4C, которые можно было выравнивать только по земле. [ 3 ] В 1975 году модернизирован в рамках проекта SURE (Обновление и восстановление датчиков); построено 46. Вышел на пенсию в 1990 году. 4 потерян во Вьетнаме. [ 4 ] Первый полет 12 марта 1965 года. [ 5 ]
- Ф-110А
- Первоначальное обозначение F-4C ВВС США.
- Ф-4С
- Двухместный всепогодный тактический истребитель, штурмовик для ВВС США ; поддерживал широкий спектр вооружений, включая AIM-4 Falcon , AGM-12 Bullpup и ядерное оружие; более широкие шины основного колеса привели к появлению характерных выпуклостей крыльев; Двигатели J79-GE-15 с возможностью картриджного запуска; дозаправка стрелы вместо дозаправки зондов и тормозов ВМФ ; AN/APQ-100 РЛС ; дублированные органы управления полетом в задней кабине. Во время своего первого полета 27 мая 1963 года самолет превысил 2 Маха; построено 583 шт.
- EF-4C Дикая ласка IV
- F-4C переоборудованы в самолеты РЭБ Wild Weasel . Оснащен системой предупреждения о запуске ракет AN/APR-25 RHAWS , системой предупреждения о запуске ракет AN/APR-26 , приемником ECM ER-142 и внешним блоком ECM AN/ALQ-119 . Вооружен AGM-45 Shrike противорадиационными ракетами и кассетными бомбами, но не может нести ракету AGM-78 Standard ARM . Всего было переоборудовано 36 штук. [ 6 ] Многие выжившие были возвращены в F-4C.
- РФ-4С
- Всепогодный тактический разведывательный вариант для ВВС США, AN/APQ-99 (позже AN/APQ-172 радар ). Оснащен аналогично RF-4B, но с более широким выбором вариантов установки камер, включая центральную часть для гигантской камеры HIAC-1 LOROP (дальняя перспективная фотография), способной делать снимки объектов с высоким разрешением на расстоянии 100 миль (160 км). . Многие самолеты были переоборудованы с более просторным выпуклым обтекаемым носом. Подвариант, получивший обозначение RF-4C(H), был предложен как ночной самолет-охотник, использующий инфракрасное оборудование вместо камер в рамках операции Shed Light . В конце концов, ни один из них не был преобразован. Обычно RF-4C не были вооружены, но сохраняли возможность нести ядерное оружие на центральном пилоне. Кроме того, RF-4C ВВС Национальной гвардии Алабамы, ВВС Национальной гвардии Невады и Школы истребительного вооружения были модифицированы для перевозки ракет AIM-9 «воздух-воздух». Эти модернизированные RF-4C ВВС Национальной гвардии Алабамы и Невады активно участвовали в войне в Персидском заливе ; построено 503.
- Два RF-4C сбиты СССР в ходе проекта Dark Gene под управлением пилотов ВВС США. [ 7 ]
- ЯРФ-110А (ЯРФ-4С)
- При разработке разведывательной версии RF-4C использовались два прототипа.
- Ф-4Д
- F-4C с обновленной авионикой, радаром AN/APQ-109 . Первый полет, июнь 1965 года. Один пилот ВВС США и два WSO ВВС США стали асами на F-4D; построено 825 штук. [ 8 ]
- EF-4D Дикая ласка IV
- F-4D переоборудованы в самолеты РЭБ Wild Weasel. В отличие от EF-4C, EF-4D мог использовать более крупный стандартный ARM AGM-78 . Только 2 конвертированы. [ 9 ]
- Ф-4Е
- Версия ВВС США со встроенной пушкой M61 Vulcan в удлиненной носовой части RF-4C, радаром AN/APQ-120 с меньшим поперечным сечением для размещения пушки, двигателями J79-GE-17 с тягой на форсаже 17 900 фунтов силы (79,379 кН) каждый. Самолеты последних серий оснащены передними предкрылками для улучшения маневренности за счет максимальной скорости в рамках программы Agile Eagle . Начиная с Block 53, к самолетам добавились возможности AGM-65 Maverick и бездымные двигатели J79-GE-17C или -17E. Первый полет 1 августа 1965 г. Самый массовый вариант «Фантома»; построено 1370 штук.
- F-4E Курнасс 2000 г.
- Модернизированные израильские F-4E, радар AN/APG-76 . Содержит новую авионику, экраны, HUD, проводку, цифровую шину связи. Поддержка противостоящего вооружения стала стандартной, тогда как на F-4E каждое оружие требовало различных модификаций проводки. На службу поступил в 1989 году, в отставке в 2004 году.
- F-4E Peace Icarus 2000 (АУП)
- В 1998 году ВВС Греции решили в сотрудничестве с Немецкой аэрокосмической промышленностью (DASA) и Греческой аэрокосмической промышленностью (HAI/EAB) модернизировать 39 истребителей F-4E Phantom II. Первый самолет был доставлен на авиабазу Андравида в декабре 2002 года. Все модернизированные F-4 были оснащены новым радаром AN/APQ-65YG, аналогичным радару F/A-18 Hornet , новым бортовым компьютером управления полетами (MCC). , проекционный дисплей , запросчик IFF , многофункциональные дисплеи , а также были способны нести множество современных класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» ракет . В их число входили AIM-120 AMRAAM (правда, только версия -B), ракета AIM-9M , AFDS и все семейство Paveway (I, II и III) бомб с лазерным наведением . Хотя постепенное списание самолетов F-4 началось в 2017 году, ряд самолетов все еще находятся в эксплуатации в многоцелевых миссиях в составе 338-й эскадрильи « Арес » и 339-й эскадрильи «Аякс», базирующихся на базе ВВС Андравида. [ 10 ] F-4E Phantom II PI2000 (AUP) также сертифицирован для использования GBU-27 Paveway III бомб с лазерным наведением .
- F-4E Терминатор 2020
- Последние в длинной линейке вариантов F-4, «Терминаторы» представляют собой партию F-4E ВВС Турции , модернизированных Израилем по образцу Kurnass 2000. Они отличаются от существующего планера F-4E по ряду ключевых моментов. области, включая новые крепления для лучшей работы с современным вооружением, более прочные нервюры складывания крыла, обновленную балку навеса и замену около 20 км проводки (снижение веса на 750 кг), а также большинства гидравлических и пневматических линий и шлангов. [ 11 ] От плана по увеличению скорости разворота и продольной устойчивости модификаций Kurnass / Terminator за счет установки перемычек фюзеляжа над воздухозаборниками двигателя отказались после испытаний, и он так и не был установлен на действующих самолетах. [ 12 ]
- Наиболее радикальные изменения произошли в отделении авионики. Все модели 2020-х годов были оснащены значительно обновленным пакетом, включающим в стандартную комплектацию MFD (многофункциональные дисплеи) и ряд новых технологий, таких как новый широкоугольный HUD Kaiser El-OP 976 и система HOTAS , высокопроизводительная Elta EL/M. -2032 ISAR - многорежимный радар управления огнем с высоким разрешением SAR / GMTI (индикатор наземной цели) (разработан для IAI Lavi ), миссия IAIC компьютер, новое навигационное оборудование, включая GPS / INS , подключенное к режиму картографии, двойная шина данных MIL-STD-1553B, управляющая пакетом авионики, центральный компьютер воздушных данных астронавтики, новые пакеты UHF и IFF, бортовой видеомагнитофон (AVTR), Elta EL / L- 8222 активный модуль ECM , пассивный встроенный SPEWS Mikes (Aselsan) AN/ALQ-178V3 и RWR . [ 11 ] [ 13 ]
- Кроме того, они получили AGM-142 Popeye/Have Nap интеграцию , блоки наведения Litening-II и возможность запуска AGM-65D/G Maverick , AGM-88 HARM , GBU-8 HOBOS, GBU-10/12 Paveway II LGB , бомбы общего назначения и кассетные бомбы для задач класса «воздух-земля» с сохранением возможности запуска AIM-7 Sparrow и AIM-9. «Сайдвиндер» Ракеты класса «воздух-воздух» . Также возможна установка блоков наведения Pave Spike и ракетных блоков любых размеров. [ 11 ] [ 13 ]
- Эти модернизированные F-4 Phantom называются F-4E-2020 Terminator . 54 модернизированы, из них более 30 будут находиться на вооружении как минимум до 2030 года. [ 14 ] Впервые они поступили на вооружение 27 января 2000 года и были поставлены на самолеты 111 и 171 Filo. [ 15 ]
- QF-4E
- Дистанционно управляемый дрон- мишень .
- F-4EJ
- Двухместный всепогодный истребитель ПВО версии F-4E, изначально не способный атаковать наземные цели. Построен по лицензии в Японии компанией Mitsubishi Heavy Industries для Сил воздушной самообороны Японии ; Построено 140 (138 - Mitsubishi).
- F-4EJ Кай
- Модернизированная версия F-4EJ с улучшенной авионикой, включая импульсно-доплеровский радар AN/APG-66 J, и возможностями наземного нападения, включая ASM-1 . противокорабельную ракету
- EF-4EJ
- Небольшое количество F-4EJ было переоборудовано в учебные самолеты РЭБ.
- Ф-4Э(С)
- Три израильских F-4E, модифицированных для высокоскоростной разведки, как более дешевая альтернатива амбициозному F-4X. Оснащен новой носовой частью, содержащей камеру дальнего действия HIAC-1 LOROP с фокусным расстоянием 66 дюймов (168 см) , а также вертикальную камеру KS-87. На носу самолета был нарисован фальшивый обтекатель, напоминающий обычные F-4E. Судьба и послужной список этих самолетов неизвестны. [ 16 ]
- РФ-4Э
- Версия для невооруженной разведки только на экспорт. Большинство клиентов модернизировано для ношения оружия. Несколько самолетов ВВС Германии были модифицированы для ELINT миссий Peace Trout в рамках программы ; 149 построено.
- RF-4EJ
- Модифицированный японский F-4EJ для работы с разведывательным оборудованием. В отличие от RF-4E, M61 Vulcan установлен в носовой части. 15 конвертированных.
- ЯФ-4Е
- Один из оригинальных прототипов YRF-4C был переоборудован в YF-4E. YF-4E использовался при разработке истребителя F-4E, а также в ( технологии дистанционного управления самолетом PACT) и транспортного средства с конфигурацией управления программах испытаний (CCV). Три преобразования.
- Ф-4Ф
- F-4E для ВВС Германии с упрощенным оборудованием, без возможности Sparrow; 175 построено.
- F-4F ICE
- (Повышенная боевая эффективность) Модернизированный F-4F с радаром AN/APG-65 и возможностью AIM-120 AMRAAM.
- ТФ-4Ф
- Немецкий учебно-тренировочный самолет с кормовым постом пилота-инструктора и соответствующими органами управления.
- Ф-4Г
- В версии ВМС США 12 F-4B были оснащены цифровой системой связи AN/ASW-21 для автоматической посадки на авианосец. [ 17 ] один сбит наземным огнем противника, 11 выживших вернулись в конфигурацию F-4B. [ 18 ]
- F-4G Дикая ласка V
- F-4E переоборудован в самолет SEAD для ВВС США. РЛС AN/APQ-120 , их пушка заменена на APR-38 RHAW. [ 19 ] а позже AN/APR-47, [ 20 ] несколько модулей ECM, включая ALQ-87, ALQ-101, ALQ-119, ALQ-130, ALQ-131 и устройство ИК-глушения ALQ-140, возможность нести AGM-45 Shrike , AGM-78 Standard и AGM- 88 противорадиационных ракет HARM. Широко использовался во время войны в Персидском заливе , операции «Обеспечить комфорт » и операции «Южный дозор» ; Первоначально переоборудовано 116 самолетов, а еще 18 F-4E переоборудованы в качестве замены изношенных, всего 134 самолета.
- QF-4G
- Дистанционно управляемый дрон-мишень.
- Ф-4Н
- Обозначение не используется во избежание путаницы с F4H до 1962 года. [ 21 ]
- F-4J
- Улучшенная версия F-4B для ВМС и Корпуса морской пехоты США с упором на улучшение боевых возможностей в воздухе, включая: двигатели J79-GE-10 с тягой на форсаже 17 844 фунта-силы (79,374 кН) каждый, AN/APG-59. импульсно-доплеровский радар в сочетании с системой управления огнем AN / AWG-10 для возможности сбивания с обзора вниз, большие колеса основных стоек шасси, что приводит к вздутию крыла аналогичен F-4C, предкрылковое оперение, элероны опускаются на 16,5° при выпуске шасси и закрылков для уменьшения посадочной скорости, катапультируемые кресла с нулевым катапультированием , расширенные возможности атаки по земле, отсутствие датчика IRST под носом; Один пилот USN и один летный офицер ВМС США стали асами на F-4J. Первый полет май 1966 г.; построено 522 человека.
- F-4J(Великобритания) Фантом F.3
- Обозначение 15 самолетов F-4J с малым временем полета, приобретенных Королевскими ВВС у ВМС США в 1984 году и модернизированных до стандарта F-4S с использованием некоторого британского оборудования. Хотя обозначили его как Phantom F.3 , ВВС Великобритании [ 22 ] [ 23 ] самолет часто называли F-4J (Великобритания). До 1991 года использовался 74-й эскадрильей RAF только для ПВО Великобритании вместо «Фантомов», отправленных на Фолклендские острова.
- DF-4J
- Один F-4J переоборудован в самолет управления дроном.
- ЭФ-4J
- Два F-4J переоборудованы в учебные самолеты РЭБ.
- YF-4J
- Три F-4B были переоборудованы в прототипы YF-4J. YF-4J использовались при разработке F-4J.
Сравнения F-4 Phantom
- F-4K Phantom FG.1
- Версия F-4J для ВВС Королевского флота на замену De Havilland Sea Vixen . [ 24 ] Эксплуатируется как Phantom FG.1 (Истребитель/Штурмовик). Складной нос и выдвижная ножка носового колеса. Модернизированный более мощными британскими двигателями Rolls-Royce Spey 202 турбовентиляторными , которые требовали увеличенного фюзеляжа, но обеспечивали большую взлетную мощность с меньших авианосцев и уже использовались с Blackburn Buccaneer на авианосцах RN. Поставлено с 1968 года, с отменой запланированного сокращения заказа на авианосцы и 20 из них были переданы Королевским ВВС перед поступлением на вооружение; построено 50. Самолеты RN сняты с вооружения к 1978 году и переданы ВВС Великобритании.
- YF-4K
- Два прототипа, использованные при разработке F-4K.
- Ф-4Л
- Это обозначение применялось к нескольким предложениям усовершенствованной версии, включая модель 98FOA с турбовентиляторными двигателями RR Spey и AIM-54 Phoenix . ракетами
- F-4M Phantom FGR.2
- Тактический истребитель, штурмовик и самолет-разведчик, разработанный на базе F-4K для Королевских ВВС , британское обозначение Phantom FGR.2 , заказанный после отмены Hawker Siddeley P.1154 сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки . ТРДД RR Spey; 116 построено. Заменил English Electric Canberra и Hawker Hunter . В свою очередь заменен на SEPECAT Jaguar в штурмовой миссии; заменил английскую Electric Lightning в роли ПВО.
- YF-4M
- Два прототипа использовались при разработке F-4M.
- Ф-4Н
- F-4B, модернизированный по проекту Би Лайн , те же аэродинамические улучшения, что и F-4J, бездымные двигатели. Первый полет 4 июня 1972 г.; 228 конвертировано.
- QF-4N
- F-4N переоборудованы в сверхзвуковые дроны-мишени с дистанционным управлением.
- Ф-4С
- Модернизированный F-4J с бездымными двигателями, усиленным планером, передними предкрылками для улучшения маневренности. Первый полет июль 1977 г.; 302 конвертировано.
- QF-4S
- F-4S переоборудован в сверхзвуковые дроны-мишени.
- F-4E/ТМ Молния
- F-4E модернизирован компанией ASELSAN для ВВС Турции с модернизацией конструкции и авионики. Шестнадцать модернизированы с 2010 года. [ 25 ]
- РФ-4Э/ТМ Свет
- RF-4E, модернизированный ASELSAN для ВВС Турции, с усилением конструкции, улучшенной авионикой и новым разведывательным блоком. Восемнадцать модернизированы с 2009 года. [ 26 ]
Предложения
[ редактировать ]- F4H
- Предлагаемые варианты штурмовиков Model 98DA и Model 98DB для армии США для взлета с травяного поля / передовой авиабазы с двигателем Allison Spey (AR-168), модифицированным на основе F4H-1; ни один не построен. [ 27 ]
- Ф-4Э(Ф)
- Предлагаемый одноместный упрощенный вариант F-4E для ВВС Германии; ни один не построен.
- Ф-4Л
- Предлагаемый AIM-54 Phoenix усовершенствованный вариант ( модель 98FOA ), предложенный ВМС США в 1963/64 году в качестве замены F-8 Crusader в роли обороны флота. [ 28 ] F-4L имел увеличенный размах крыла и оснащался турбовентиляторными двигателями Allison TF41 -A-2 для более быстрого ускорения при взлете с авианосцев класса «Эссекс» .
- РФ-4М
- Предлагаемый специальный разведывательный вариант F-4M для ВВС Великобритании; намерение разместить оборудование внутри, а не за счет перевозки внешней разведывательной капсулы. Не приступил к делу. [ 29 ]
- Ф-4Т
- Предлагаемая легкая версия истребителя, предназначенного только для завоевания превосходства в воздухе; ни один не построен. [ 30 ]
- Ф-4 (ФВС)
- Предлагаемая версия с планером, модифицированным Grumman для использования крыльев изменяемой геометрии ; ни один не построен.
- Ф-4Х
- Предлагаемая высокопроизводительная разведывательная версия с камерой HIAC-1 LOROP для Израиля, разработанная в рамках программы Peace Jack совместно с General Dynamics. Предполагалось, что впрыск воды обеспечит самолету максимальную скорость, превышающую 3 Маха (более 2000 миль в час (3200 км / ч) на больших высотах). Вода будет содержаться в паре конформных баков емкостью 2500 галлонов США (9600 л) по бокам позвоночника фюзеляжа. Госдепартамент США забеспокоился о разработке самолета с характеристиками, аналогичными SR-71 Blackbird для иностранного заказчика , и наступательными возможностями, превосходящими все, что есть на внутреннем арсенале, и запретил его экспорт. Затем предложение было доработано до стандарта RF-4X с камерой в носовой части и удалением лафета вооружения. Однако ВВС США вышли из проекта из-за опасений, что высокопроизводительный Phantom поставит под угрозу финансирование ожидаемого McDonnell Douglas F-15 Eagle . Без финансовой поддержки США Израиль остановился на более простом и менее дорогом F-4E(S), получившем прозвище «Шаблул», или «Улитка». [ 16 ]
- Боинг Супер Фантом
- Совместное предприятие Boeing и Pratt & Whitney в 1984 году по созданию варианта Phantom с двигателями Pratt & Whitney PW1120 турбовентиляторными , что дало значительный прирост производительности по сравнению с J79 Phantom. Самолет также будет иметь конформный топливный бак емкостью 1100 галлонов США (4230 л) под фюзеляжем. [ 31 ] Отменено на ранней стадии разработки. [ 32 ]
- ИАИ Супер Фантом
- Отдельный проект компании Israel Aircraft Industries был предложен для Phantom с двигателем PW1120. [ 33 ] и построен один прототип. [ 34 ] F-4 «Супер Фантом» или F-4-2000 компании IAI, который без форсажных камер мог развивать скорость более 1 Маха, был представлен на Парижском авиасалоне 1987 года.
См. также
[ редактировать ]- Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II
- F-4 Phantom II неамериканские операторы
- Операторы F-4 Phantom II США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франсильон 1979 , с. 559
- ^ Франсильон 1979 , с. 559-560
- ^ Sweetman & Bonds 1987 , с. 531
- ^ Дорр 1987 , с. 39
- ^ Иден 2004 , с. 278
- ^ Франсильон 1994 , с. 15-17, 20
- ^ «Проект Козерог и Проект Темный Ген» . www.spyflight.co.uk . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Дорр и Дональд 1990 , с. 194
- ^ Francillon Air International , июль 1994 г., стр.17.
- ^ "338-я погоня - бомбардировочная эскадрилья?" . Хаф.гр. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с F-4 Phantom на «душе воина». Архивировано 29 февраля 2008 г. на Wayback Machine , веб-сайт Вооруженных сил Турции, дата обращения: 8 февраля 2008 г.
- ^ Кляйн и Алони, Андреас и Шломо (2009). «Курнасс» на вооружении ЦАХАЛа/ВС с 1989 года по настоящее время . Двойные уродливые книги.
- ^ Jump up to: а б Дональд и Лейк, 1996 г.
- ^ «Не получив положительного сигнала от США, Турция отложила вывод F-4 до 2030 года» (на турецком языке). 18 ноября 2021 г.
- ^ Призрак для Турции . Архивировано 2 мая 2008 г. в Wayback Machine , Дж. Баугер, 20 мая 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1985 , с. 19-25
- ^ «Вспоминая F-4G ВМС США, «Фантом», способный совершать автоматическую посадку на авианосец» . 8 февраля 2018 г.
- ^ Франсильон 1994 , с. 17-20
- ^ «Федерация американских ученых :: F-4 Phantom II/F-4G Advanced Wild Weasel» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ «Информационные бюллетени: McDonnell Douglas F-4G Wild Weasel» . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Франсильон 1979 , с. 568
- ^ «Хронология Королевских ВВС 1980–1989» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 31 августа 2013 года . Проверено 23 марта 2015 г.
Реформа 74-й эскадрильи в Уоттишеме с поставкой первого из F4J Phantom, получившего обозначение RAF Phantom F3.
- ^ «74-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС . Архивировано из оригинала 17 мая 2016 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Королевские ВВС — Исторический раздел» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2007 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Мевлутоглу 2011 , с. 44
- ^ Мевлутоглу 2011 , с. 45
- ^ https://www.secretprojects.co.uk/ebooks/McDonnell%20Model%20Numbers%20List.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Макдоннелл F-4L Фантом II» .
- ^ Зиммелинк, Ким (20 ноября 2013 г.). «Фантомы, которые так и не были построены… РФ-4М» . Фантомные факты . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ https://www.uswarplanes.net/f4.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Спик 1985 , с. 289-290
- ^ «Боинг «Супер Фантом» » . 25 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г.
- ^ Спик 1985 , с. 290-291
- ^ «[3.0] Призрак на дипломатической службе» . www.faqs.org .
Библиография
[ редактировать ]- Баугер, Дж. «Макдоннелл F-4 Phantom II» , американский военный самолет.
- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN 1-880588-24-2 .
- Дорр, Роберт Ф.; Дональд, Дэвид (1990). Истребители ВВС США . Лондон: Темпл Пресс/Аэрокосмическая промышленность. ISBN 0-600-55094-Х .
- Дорр, Роберт Ф. (1987). Фантомы навсегда . Лондон: Osprey Publishing Limited. ISBN 0-85045-742-4 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN 1-904687-84-9 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00050-1 .
- Франсильон, Рене Ж. (июль 1994 г.). «Призраки дикой ласки». Эйр Интернешнл . Том. 47, нет. 1. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 15–21.
- Мевлутоглу, Арда (январь 2011 г.). «Анатолийские фантомы». Эйр Интернешнл . Том. 80, нет. 1. С. 40–45. ISSN 0306-5634 .
- Миллер, Джей (июль 1985 г.). «Мирный Джек: загадка раскрыта». Эйр Интернешнл . Том. 29, нет. 1. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 18–23.
- Спик, Майк (декабрь 1985 г.). «Призрачная Одиссея 2001». Эйр Интернешнл . Том. 29, нет. 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 287–292.
- Свитман, Билл; Бондс, Рэй (1987). Большая книга современных боевых самолетов . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers. ISBN 0-517-63367-1 .