Литература о шрамах
Годы активности | 1978 г. и далее |
---|---|
Расположение | Материковый Китай |
Основные цифры | Лю Синьу Чжан Чэнчжи |
Влияния |
|
Литература о шрамах | |
---|---|
Традиционный китайский | литература о шрамах |
Упрощенный китайский | литература о шрамах |
Ханью Пиньинь | Шанхэнь Вэньсюэ |
Литература о шрамах или литература раненых ( китайский : 伤痕文学 ; пиньинь : shānghén wénxué ) — жанр китайской литературы , возникший в конце 1970-х годов в период « Болуань Фаньчжэн », вскоре после смерти Мао Цзэдуна , изображающий страдания кадры и интеллектуалы во время Культурной революции и правления « Банды четырех» . [ 1 ]
Историческая справка
[ редактировать ]В период Болуань Фаньчжэн рост литературы о шрамах совпадал с Пекинской весной , периодом большей открытости в китайском обществе; Литературу о шрамах даже называют « Движением второй сотни цветов ». [ 2 ] Хотя литература о шрамах фокусируется на травмах и угнетении и описывается как в основном негативная, ее основными темами остаются любовь и вера; ее сторонники, как правило, не были против коммунизма, но, наоборот, сохраняли веру в способность партии исправить прошлые трагедии и «принимали любовь как ключ к решению социальных проблем». [ 3 ] Несмотря на это, хотя их творчество было провозглашено возрождением традиции социалистического реализма в искусстве, на самом деле оно представляло собой разрыв с этой традицией, поскольку больше не подвергалось партийному контролю и не было обязано служить целью политического воспитания масс. [ 4 ]
В отличие от массового революционного искусства Великой пролетарской культурной революции , литература шрамов приняла более индивидуалистический и рыночный литературный стиль. [ 5 ]
Примеры
[ редактировать ]Первым образцом этого жанра принято считать рассказ Чэнь Жоси 1974 года « Казнь мэра Инь » ( 尹縣長 ). История была впервые опубликована в ноябре 1974 года в журнале Mingpao Monthly (том 107, стр. 97–105). [ 6 ]
Другим примером является рассказ Лу Синьхуа «Шрам» 1978 года, в котором критикуется официальное лицемерие и коррупция. [ 7 ] Лю Синьу Рассказ 1977 года «Наставник класса» (班主任 ) также был назван пионером литературы о шрамах, хотя эта оценка оспаривается. [ 8 ]
Большинству типичных авторов в то время было от тридцати до сорока лет; они работали наемными писателями и редакторами и публиковали свои произведения в государственных литературных журналах. [ 9 ] Моральное возмущение, которое они выразили в своих произведениях, нашло отклик у публики, способствуя ее популярности. [ 10 ]
Не все произведения авторов, переживших Культурную революцию, можно отнести к литературе со шрамами. Чжан Чэнчжи , в частности, известен своим идеализмом в отношении своего опыта во время Культурной революции; его работы, такие как «Черный конь» и «Реки Севера», были описаны как опровержение «негативизма литературы о шрамах». [ 11 ]
Ответы
[ редактировать ]Литература Шрама не получила полного одобрения со стороны партийного истеблишмента; из-за критики Коммунистической партии и самого Мао, а также разоблачения социальных проблем, он подвергся нападкам со стороны консерваторов еще в 1979 году. Такие события, как суд над Вэй Цзиншэном, сигнализировали писателям о том, что существуют ограничения на открытость. обсуждение прошлых ошибок партии, а после окончания процесса над « Бандой четырёх » политический климат значительно похолодел. [ 12 ] В конце концов, правительство начало бороться с литературой о шрамах в рамках более широкой кампании против « буржуазного либерализма ». [ 13 ] Сам Дэн Сяопин оказал значительную поддержку кампании, хотя его возвращение в китайскую политику после предыдущего позора и политической победы над соперником Хуа Гофэном во многом зависело от отрицания маоизма, присущего шрамовой литературе, и его влияния на общественное мнение. [ 2 ] [ 13 ] Кампания против шрамовой литературы сама по себе была необычной тем, что, в отличие от более ранних кампаний против либерализма, официальная критика обычно ограничивалась нападками на ее содержание, а не осуждением отдельных лиц. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чен 1996: 160.
- ^ Jump up to: а б Уотсон 1992: 107–108.
- ^ Лю 2003: 24
- ^ Чен 1996: 161.
- ^ Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 181. ИСБН 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 .
- ^ Чэнь Жоси (1974). «Казнь мэра Инь. 107 Ежемесячник : 97-105».
- ^ Чен и др. 2004: xiv-XVII
- ^ Се 2000
- ^ Сиу и Стерн 1983: xxxviii
- ^ Уотсон 1992: 106.
- ^ Макдугалл и Луи: 395-396.
- ^ Берри 2004: 92-93.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1987: 188
- ^ Уайт 1998: 166-168.
Источники
[ редактировать ]- Берри, Крис (2004). Постсоциалистическое кино в постмаоистском Китае: культурная революция после культурной революции . Рутледж. ISBN 0-415-94786-3 .
- Чен, Сяомин (1996). «Исчезновение истины: от реализма к модернизму в Китае». Ин Чунг, Хилари (ред.). В партийном духе: социалистический реализм и литературная практика в Советском Союзе, Восточной Германии и Китае . Родопи. стр. 158–166. ISBN 905183957X .
- Чен, Руокси; Голдблатт, Ховард; Инг, Нэнси (2004). Казнь мэра Иня и другие истории Великой пролетарской культурной революции . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21690-7 .
- Хардинг, Гарри (1987). Вторая революция Китая: реформы после Мао . Издательство Брукингского института. ISBN 0-8157-3461-1 .
- Макдугалл, Бонни С.; Кам, Луи (1997). Литература Китая двадцатого века . К. Херста и Ко. ISBN 1-85065-285-6 .
- Лю, Цзяньмэй (2003). Революция плюс любовь: история литературы, женские тела и тематическое повторение в Китае двадцатого века . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2586-1 .
- Сиу, Хелен Ф.; Стерн, Зельда (1983). Урожай Мао: голоса нового поколения Китая . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-503499-6 .
- Уотсон, Эндрю (1992). Экономическая реформа и социальные перемены в Китае . Рутледж. ISBN 0-415-06973-4 .
- Уайт, Линн (1996). Локальные причины интеллектуальных, правовых и государственных реформ Китая . Я Шарп. ISBN 0-7656-0149-4 .
- Се, Синьхуа (2000). «Классный учитель» — это не шрамовая литература [ Классный монитор — это не шрамовая литература]. Журнал педагогического колледжа Университета Циндао (на китайском языке (Китай)). 17 (1).