Строительные проекты Екатерины Медичи
Французская королева Екатерина Медичи покровительствовала строительным проектам, включая часовню Валуа в базилике Сен-Дени , дворец Тюильри и отель де ла Рейн в Париже, а также пристройки к замку Шенонсо недалеко от Блуа . Екатерина Медичи родилась в 1519 году во Флоренции и была дочерью итальянского и французского Возрождения . Она выросла во Флоренции и Риме под крылом пап Медичи , Льва X и Климента VII . В 1533 году, в возрасте четырнадцати лет, она покинула Италию и вышла замуж за Генриха , второго сына короля Франции Франциска I. При этом она вошла в величайший двор эпохи Возрождения в Северной Европе. [ 1 ]
Король Франциск подал своей невестке пример королевской власти и покровительства артистам, который она никогда не забывала. [ 2 ] Она была свидетельницей его огромных архитектурных проектов в Шамборе и Фонтенбло . Она видела, как итальянские и французские мастера работали вместе, создавая стиль, который стал известен как первая школа Фонтенбло . Франциск умер в 1547 году, и Екатерина стала королевой-консортом Франции. Но только после смерти ее мужа короля Генриха в 1559 году, когда в сорок лет она оказалась эффективным правителем Франции, Екатерина стала покровительницей архитектуры. В течение следующих трех десятилетий она запустила серию дорогостоящих строительных проектов, направленных на усиление величия монархии. Однако в тот же период страну охватила религиозная гражданская война , которая привела к опасному падению престижа монархии. [ 3 ]
Кэтрин любила лично курировать каждый проект. [ 4 ] Архитекторы того времени посвящали ей книги, зная, что она их прочитает. [ 5 ] Хотя она потратила колоссальные суммы на строительство и украшение памятников и дворцов, от инвестиций Екатерины сегодня мало что осталось: одна дорическая колонна, несколько фрагментов в углу сада Тюильри , пустая гробница в Сен-Дени. Скульптуры, которые она заказала для капеллы Валуа, потеряны или разбросаны, часто повреждены или неполные, в музеях и церквях. Репутация Екатерины Медичи как спонсора строительства основана на проектах и трактатах ее архитекторов. Это свидетельствует о жизнеспособности французской архитектуры под ее патронажем.
Влияния
[ редактировать ]Историки часто предполагают, что любовь Екатерины к искусству проистекала из ее Медичи . наследия [ 1 ] «Как дочь Медичи, — предполагает французский искусствовед Жан-Пьер Бабелон , — ею двигала страсть к строительству и желание оставить после себя великие достижения после смерти». [ 6 ] Екатерина родилась во Флоренции в 1519 году и жила во дворце Медичи , построенном Козимо Медичи по проекту Микелоццо . [ 7 ] Переехав в Рим в 1530 году, она жила в окружении классических и ренессансных сокровищ в другом дворце Медичи (теперь называемом Палаццо Мадама ). Там она наблюдала за работой ведущих художников и архитекторов того времени в городе. [ 8 ] Позже, когда Екатерина сама сдавала здания во Франции, она часто обращалась к итальянским моделям. Она основала Тюильри на базе дворца Питти во Флоренции; [ 9 ] и изначально она планировала Hôtel de la Reine, имея в виду дворец Уффици . [ 10 ]

Екатерина, однако, покинула Италию в 1533 году в возрасте четырнадцати лет и вышла замуж за Генриха Орлеанского , второго сына короля Франции Франциска I. Хотя она поддерживала связь с родной Флоренцией, ее вкусы сформировались при странствующем королевском дворе Франции. [ 1 ] Ее тесть произвел на Екатерину глубокое впечатление как пример того, каким должен быть монарх. [ 11 ] Позже она скопировала политику Франциска, заключавшуюся в том, чтобы запечатлеть величие династии в камне, чего бы это ни стоило. Его роскошные строительные проекты вдохновили ее на собственные проекты. [ 12 ]
Фрэнсис был заядлым строителем. Он начал работы по расширению Лувра . [ 13 ] Он пристроил крыло к старому замку в Блуа и построил огромный замок Шамбор , который он продемонстрировал Карлу V, императору Священной Римской империи, в 1539 году. Он также превратил ложу в Фонтенбло в один из величайших дворцов Европы, проект, который продолжился при Генрихе II . такие художники, как Россо Фиорентино и Франческо Приматиччо . Над интерьером вместе с французскими мастерами работали [ 14 ] Эта встреча итальянского маньеризма и французского покровительства породила оригинальный стиль, позже известный как первая школа Фонтенбло . [ 15 ] Благодаря фрескам и горельефной лепнине в форме пергамента или скрученных кожаных ремешков он стал доминирующей декоративной модой во Франции во второй половине шестнадцатого века. [ 16 ] Позже Екатерина сама наняла Приматиччо для проектирования своей часовни Валуа. Она также покровительствовала французским талантам, таким как архитекторы Филибер де Л'Орм и Жан Буллан , а также скульптор Жермен Пилон . [ 1 ]

Смерть Генриха II от рыцарского ранения в 1559 году изменила жизнь Екатерины. С того дня она носила черное и взяла в качестве эмблемы сломанное копье. [ 18 ] Свое вдовство она превратила в политическую силу, подтвердившую ее авторитет во время правления трех ее слабых сыновей. [ 19 ] Она также решила увековечить свое горе в связи со смертью мужа. [ 20 ] Эмблемы ее любви и горя были вырезаны на каменной кладке ее зданий. [ 20 ] Она заказала великолепную гробницу Генриху в качестве центрального элемента амбициозной новой часовни.
В 1562 году Николя Уэль в длинном стихотворении сравнил Екатерину с Артемизией , которая построила Мавзолей в Галикарнасе , одно из семи чудес древнего мира , как могилу для своего умершего мужа. [ 21 ] Артемезия также была регентом своих детей. Уэль подчеркнул преданность Артемезии архитектуре. В своем посвящении «Истории Руан Артемизы» он сказал Кэтрин:
Вы найдете здесь здания, колонны и пирамиды, которые она построила как на Родосе, так и в Галикарнасе, которые послужат напоминанием для тех, кто размышляет о нашем времени и кто будет поражен вашими собственными зданиями – дворцами в Тюильри, Монсо. и Сен-Мор, и множество других, которые вы построили, построили и украсили скульптурами и прекрасными картинами. [ 22 ]
Часовня Валуа
[ редактировать ]
В память о Генрихе II Екатерина решила пристроить новую часовню к базилике Сен-Дени , где традиционно хоронили королей Франции. В качестве центрального элемента этой круглой часовни, иногда известной как ротонда Валуа , она заказала для себя и Генри великолепную и новаторскую гробницу. Дизайн этой гробницы следует понимать в контексте ее запланированного окружения. [ 23 ] План состоял в том, чтобы объединить изображения короля и королевы из гробницы с другими статуями по всей часовне, создав обширную пространственную композицию. Одобрение Екатерины было необходимо для такого отхода от погребальной традиции. [ 24 ]
Архитектура
[ редактировать ]Чтобы возглавить проект капеллы Валуа, Екатерина выбрала Франческо Приматиччо , который работал у Генриха в Фонтенбло. Приматиччо спроектировал часовню как круглое здание, увенчанное куполом, которое должно было быть присоединено к северному трансепту базилики. Интерьер и экстерьер часовни должны были быть украшены пилястрами , колоннами и эпитафиями из цветного мрамора. В здании будет еще шесть часовен, окружающих могилу Генриха и Екатерины. [ 25 ] Круглый дизайн Приматиччо решил проблемы, с которыми столкнулись братья Джусти и Филибер де л'Орм , которые строили предыдущие королевские гробницы. В то время как де л'Орм спроектировал гробницу Франциска I так, чтобы ее можно было рассматривать только спереди или сбоку, дизайн Приматиччо позволял рассматривать гробницу со всех сторон. [ 26 ] Историк искусства Анри Цернер назвал этот план «грандиозной ритуальной драмой, которая заполнила бы небесное пространство ротонды». [ 27 ]
Работы над часовней начались в 1563 году и продолжались в течение следующих двух десятилетий. архитектор Жан Буллан Приматиччо умер в 1570 году, и два года спустя проект взял на себя . После смерти Буллана в 1578 году Батист дю Серсо . работу возглавил [ 28 ] Дю Серсо внес незначительные изменения в проект Буллана и достроил стены до верха второго этажа, когда строительство было прекращено в 1585 году. Часовня была снесена в начале 18 века. [ 29 ]
- Архитектурный проект капеллы Валуа
-
План с указанием местоположения часовни
-
План капеллы Валуа
-
Высота
Могила
[ редактировать ]Сохранилось несколько памятников, построенных для капеллы Валуа. К ним относится могила Екатерины и Генриха, по мнению Цернера, «последняя и самая блестящая из королевских гробниц эпохи Возрождения». [ 30 ] Сам Приматиччо спроектировал его структуру, в которой были исключены традиционные барельефы и сведены орнаменты к минимуму. [ 30 ] Скульптор Жермен Пилон , создавший статуи для гробницы Франциска I, вырезал два набора изображений гробницы, которые символизировали смерть внизу и вечную жизнь наверху. [ 31 ] Король и королева, отлитые из бронзы, преклоняют колени в молитве ( прианты ) на мраморном балдахине, поддерживаемом двенадцатью мраморными колоннами. Их позы перекликаются с позами на близлежащих гробницах Людовика XII и Франциска I. Однако чувство Пилона к материалу придает его статуям большее ощущение движения. [ 32 ]
Останки короля и королевы изначально лежали в погребальной камере внизу. [ 33 ] но в 1793 году толпа бросила кости Екатерины и Генриха в яму вместе с остальными французскими королями и королевами. [ 34 ] Изображение Кэтрин предполагает сон, а не смерть, а Генри изображен поразительно с запрокинутой головой. [ 35 ] С 1583 года Пилон также изваял двух более поздних гигантов Екатерины и Генриха в коронах и коронационных одеждах. [ 36 ] В данном случае он изображает Екатерину реалистично, с двойным подбородком. Эти две статуи должны были украшать алтарь часовни. [ 37 ] Пилона Четыре бронзовые статуи главных добродетелей стоят по углам гробницы. Пилон также вырезал рельефы вокруг постамента, напоминающие работу Бонтемпса над памятником сердцу Франциска I. [ 38 ]
- Могила Генриха II и Екатерины Медичи.
-
Рисунок того, как изначально выглядела могила Генриха II и его жены; наверху показаны чучела, а внизу - двойная гробница.
-
Гробница Генриха II и Екатерины Медичи, базилика Сен-Дени , с мраморными изображениями наверху.
-
Крупным планом изображения на могиле Генриха II и Екатерины Медичи в базилике Сен-Дени, вырезанные Жерменом Пилоном. [ 39 ]
Скульптура
[ редактировать ]
В 1580-х годах Пилон начал работу над статуями для часовни, которая должна была окружать гробницу. Среди них фрагментарное Воскресение , которое сейчас находится в Лувре , было спроектировано так, чтобы смотреть на могилу Екатерины и Генриха из боковой часовни. [ 40 ] Эта работа явно обязана Микеланджело , который спроектировал гробницу и погребальные статуи отца Екатерины в капелле Медичи во Флоренции. [ 41 ] Пилона Статуя Святого Франциска в экстазе работы теперь стоит в церкви Сен-Жан и Сен-Франсуа. По мнению историка искусства Энтони Бланта, это знаменует собой отход от напряженности маньеризма и «почти предвещает» барокко . [ 42 ]
К этому времени Пилон развил более свободный стиль скульптуры, чем ранее наблюдавшийся во Франции. Ранняя французская скульптура, похоже, оказала на него меньшее влияние, чем украшения Приматиччо в Фонтенбло: [ 38 ] работы его предшественника Жана Гужона более линейны и классичны. например, [ 43 ] Пилон открыто передает в своих работах крайнюю эмоциональность, порой доходящую до гротеска. Его стиль был интерпретирован как отражение общества, раздираемого конфликтом французских религиозных войн . [ 44 ]
Монсо
[ редактировать ]Самым ранним строительным проектом Екатерины был замок Монсо-ан-Бри недалеко от Парижа, который Генрих II подарил ей в 1556 году, за три года до своей смерти. Здание состояло из центрального павильона с прямой лестницей и двух крыльев с павильонами на каждом конце. Кэтрин хотела покрыть аллею в саду, где Генри играл в пэлл-мэлл , раннюю форму крокета . По этому заказу Филибер де л'Орм построил для нее грот . Он установил его на подставке, напоминающей натуральный камень, с которого гости могли наблюдать за играми, наслаждаясь прохладительными напитками. Работа была завершена в 1558 году, но не сохранилась. [ 45 ] Замок перестал использоваться в качестве королевской резиденции после 1640 года и пришел в упадок к моменту сноса по революционному указу в 1798 году. [ 46 ]
Тюильри
[ редактировать ]
После смерти Генриха II Екатерина покинула дворец Турнелей , где лежал Генрих после того, как копье смертельно пронзило его глаз и мозг во время рыцарского поединка . [ 47 ] Чтобы заменить Турнелей, она решила в 1563 году построить себе новую парижскую резиденцию на месте старых изразцовых печей или тюильерий . Это место находилось недалеко от переполненного Лувра, где она держала свое хозяйство. Территория простиралась вдоль берегов Сены и открывала вид на сельскую местность на юге и западе. [ 48 ] Тюильри был первым дворцом , который Екатерина планировала с нуля. Ему предстояло превратиться в крупнейший королевский строительный проект последней четверти шестнадцатого века в Западной Европе. Ее массивные строительные проекты превратили бы западный Париж, если смотреть с реки, в монументальный комплекс. [ 49 ]
Чтобы спроектировать новый дворец, Екатерина вывела из Филибера де л'Орма опалы . Этот высокомерный гений был уволен с поста управляющего королевскими зданиями в конце правления Генриха II после того, как нажил себе слишком много врагов. [ 50 ] Де л'Орм упоминал этот проект в своих трактатах по архитектуре, но его идеи до конца не известны. Судя по небольшому объему проделанной работы, его планы относительно Тюильри отошли от его известных принципов. Говорят, что Де л'Орм «научил Францию классическому стилю - ясному, рациональному и регулярному». [ 51 ] Однако он отмечает, что в этом случае он добавил богатые материалы и украшения, чтобы доставить удовольствие царице. [ 52 ] Поэтому в планы входит декоративный элемент, напоминающий более поздние работы Жана Буллана и менее классический стиль архитектуры. [ 53 ]
Для пилястр Екатерининского дворца де л'Орм выбрал ионический ордер , который считал женской формой:
Я не буду переходить к другим вопросам, не указав вам, что я выбрал нынешний ионический ордер среди всех других, чтобы украсить и придать блеск дворцу, который Ее Величество Королева, мать христианнейшего короля Карл IX сегодня строит в Париже... Другая причина, по которой я хотел правильно использовать и показать ионический ордер во дворце Ее Величества Королевы, заключается в том, что он женственный и был разработан в соответствии с пропорциями и красоты женщин и богинь, как дорическая красота по отношению к мужчинам, о чем мне рассказывали древние: ибо, когда они решили построить храм богу, они использовали дорическую, а богине - ионическую. Тем не менее, не все архитекторы следовали этому [принципу], показанному в тексте Витрувия ... соответственно, во дворце Ее Величества Королевы я использовал ионический ордер, считая его тонким и величественным. по красоте, чем дорический, и более орнаментирован и обогащен отличительными чертами. [ 54 ]
Екатерина Медичи принимала непосредственное участие в планировании и надзоре за строительством. [ 55 ] Де л'Орм, например, пишет, что она велела ему снять несколько ионических колонн, которые показались ей слишком простыми. Она также настояла на больших панелях между слуховыми окнами , чтобы освободить место для надписей. [ 56 ] Была построена только часть схемы де л'Орма: нижняя часть центрального павильона с овальной лестницей и крыла по обе стороны. [ 53 ] Хотя работа над дизайном де л'Орма была прекращена в 1572 году, через два года после его смерти, он, тем не менее, пользуется большим уважением. По словам Томсона, «сохранившиеся части дворца, разбросанные между садами Тюильри, дворами Школы изящных искусств [Париж] и замком де ла Пунта на Корсике, показывают, что колонны, пилястры, мансардные окна и скинии Тюильри были выдающимися шедеврами беспредметной архитектурной скульптуры французского Возрождения». [ 57 ]

Первоначальные планы Де л'Орма не сохранились. Однако Жак Андруэ дю Серсо оставил нам ряд планов относительно Тюильри. На одной из гравюр изображен грандиозный дворец с тремя дворами и двумя овальными залами. Этот дизайн нетипичен для стиля де л'Орма и поэтому, вероятно, был собственным предложением дю Серсо или его сына Батиста. [ 58 ] Он напоминает дома с высокими павильонами и множеством дворов, которые дю Серсо часто рисовал в 1560-х и 1570-х годах. Историк архитектуры Дэвид Томсон предполагает, что овальные залы во дворах дю Серсо были идеей Екатерины Медичи. Возможно, она планировала использовать их для своих знаменитых роскошных балов и развлечений. [ 59 ] Рисунки Дю Серсо показывают, что, прежде чем он опубликовал их в 1576 году, Екатерина решила соединить Лувр с Тюильри галереей, идущей на запад вдоль северного берега Сены. При ее жизни был завершен только первый этаж первой секции, Petite Galerie . [ 60 ] пришлось Генриху IV , правившему с 1589 по 1610 год, добавить второй этаж и Большую галерею , которая, наконец, соединила два дворца. [ 61 ]
После смерти де л'Орма в 1570 году Екатерина отказалась от проекта отдельно стоящего дома с внутренними дворами. К его недостроенному крылу она пристроила павильон, продливший здание в сторону реки. Он был построен в менее экспериментальном стиле Жаном Буллантом . Буллант прикрепил к своему павильону колонны, как это предлагалось в его книге 1564 года о классических ордерах , чтобы обозначить пропорции. Некоторые комментаторы интерпретировали его иной подход как критику отклонений де л'Орма от стиля римских памятников. [ 62 ]

Несмотря на недостроенность, Екатерина часто бывала во дворце. Она проводила там банкеты и гулянья и любила гулять по садам. [ 48 ] По словам французского военачальника маршала Таванна , именно в саду Тюильри она планировала Варфоломеевскую резню тысячи гугенотов . , в ходе которой в Париже были зарезаны [ 63 ] Сады были разбиты до того, как работы по строительству дворца были остановлены. Среди них были каналы, фонтаны и грот, украшенный глазурованными животными работы гончара Бернара Палисси . [ 64 ] В 1573 году Екатерина устроила в Тюильри знаменитое представление, изображенное на гобеленах Валуа . Это был грандиозный бал для польских послов, прибывших предложить польскую корону ее сыну, герцогу Анжуйскому, впоследствии французскому Генриху III . [ 65 ] Генрих IV позже присоединился к Тюильри; но Людовик XVI должен был разобрать части дворца. подожгли Оставшуюся часть коммунары в 1871 году. Двенадцать лет спустя руины были снесены, а затем проданы. [ 66 ]
Сен-Мор
[ редактировать ]
архитектор: Филибер де л'Орм
Дворец Сен-Мор-де-Фоссе , расположенный к юго-востоку от Парижа, был еще одним незавершенным проектом Екатерины. Это здание, над которым работал Филибер де л'Орм, она купила у наследников кардинала Жана дю Белле после смерти последнего в 1560 году. [ 67 ] Затем она поручила де л'Орму закончить работу, которую он там начал. Рисунки Жака Андруэ дю Серсо из Британского музея могут пролить свет на намерения Екатерины относительно Сен-Мора. Они показывают план увеличения каждого крыла за счет удвоения размера павильонов рядом с основным блоком дома. Дом должен был остаться одноэтажным, с плоской крышей и рустованными пилястрами . Это означало, что пристройки не нарушали баланс массы здания, если смотреть сбоку. [ 53 ]
Де л'Орм умер в 1570 году; в 1575 году Сен-Мор взял на себя управление неизвестным архитектором. [ 68 ] Новый человек предложил повысить павильоны со стороны сада и увенчать их скатными крышами. Он также спланировал еще две арки над террасой де л'Орма, которая соединяла павильоны со стороны сада. [ 69 ] По мнению историка Роберта Кнехта , схема придала бы этой части дома «колоссальный, даже гротескный» фронтон . [ 70 ] Работы были выполнены лишь частично, и дом так и не был пригоден для проживания Екатерины. Замок Сен-Мор, все еще находившийся во владении семьи Конде , был национализирован во время Французской революции , опустошен и опустошен . территории разделены между спекулянтами недвижимостью. Строение было снесено из-за стоимости материалов; практически ничего не осталось.
Квин'С Отель
[ редактировать ]
После смерти де л'Орма Жан Буллан заменил его на посту главного архитектора Екатерины. В 1572 году Екатерина поручила Булланту построить для нее новый дом внутри городских стен Парижа. Она переросла свои апартаменты в Лувре, и ей требовалось больше места для своего разрастающегося хозяйства. [ 71 ] Чтобы освободить место для нового проекта и его садов, она приказала снести целый район Парижа. [ 72 ]
Новый дворец был известен во времена Екатерины как Отель де ла Рейн, а позже как Отель де Суассон. [ 10 ] Гравюры, сделанные Израилем Сильвестром примерно в 1650 году, и план примерно 1700 года показывают, что у отеля de la Reine было центральное крыло, внутренний двор и сады. [ 73 ] В обнесенных стеной садах отеля были вольер , озеро со струей воды и длинные аллеи деревьев. Екатерина также установила оранжерею , которую зимой можно было разобрать. [ 64 ] Фактически строительные работы были проведены после смерти Булланта в 1582 году. [ 74 ] Здание было снесено в 1760-х годах. Все, что осталось от Отеля де ла Рейн сегодня, — это единственная дорическая колонна, известная как Колонна гороскопа или колонна Медичи , которая стояла во дворе. [ 75 ] Его можно увидеть рядом с куполообразной Торговой биржой . Биограф Кэтрин Леони Фрида назвала это «острым напоминанием о мимолетной природе власти». [ 76 ]
Шенонсо
[ редактировать ]В 1576 году Екатерина решила расширить свой замок Шенонсо недалеко от Блуа. После смерти Генриха II она потребовала это имущество от любовницы Генриха Дианы де Пуатье . Она не забыла, что Генрих передал это королевское имущество Диане, а не ей. [ 77 ] Взамен она подарила Диане менее ценный Шомон . [ 64 ] Когда Диана прибыла в Шомон, она обнаружила признаки оккультизма, например, пятиугольники нарисованные на полу . Она быстро удалилась в свой замок Анэ и больше никогда не бывала в Шомоне. [ 78 ]
Диана выполнила крупные работы в Шенонсо, такие как мост де л'Орма через Шер . Теперь Кэтрин намеревалась стереть или превзойти работу своей бывшей соперницы. [ 77 ] Она потратила на дом огромные суммы и построила две галереи в пристройке над мостом. Архитектором почти наверняка был Буллант. Декорации демонстрируют фантазию его позднего стиля. [ 79 ]

Екатерина любила сады и часто вела в них дела. [ 80 ] В Шенонсо она добавила водопады, зверинцы и вольеры , разбила три парка и посадила тутовые деревья для шелковичных червей . [ 64 ] Жак Андруэ дю Серсо сделал чертежи грандиозного проекта Шенонсо. Нижний двор трапециевидной формы ведет к переднему двору с полукруглыми атриумами , соединенным с двумя залами, примыкающими к оригинальному дому. [ 81 ] Эти рисунки, возможно, не являются надежным отражением планов Булланта. Дю Серсо «иногда вставлял в свою книгу проекты, воплощающие идеи, которые он сам хотел бы видеть реализованными, а не идеи фактического проектировщика рассматриваемого здания». [ 82 ]
Жак Андруэ дю Серсо был любимым архитектором Екатерины. Как и Буллант, со временем он стал более фантастическим дизайнером. [ 83 ] Однако ничего, что он построил сам, не сохранилось. Вместо этого он известен своими гравюрами с изображением ведущих архитектурных проектов того времени, включая Сен-Мор, Тюильри и Шенонсо. [ 81 ] В 1576 и 1579 годах он выпустил двухтомное издание Les Plus Excellents Bastiments de France — прекрасное издание, посвященное Екатерине. [ 84 ] Его работа представляет собой бесценный список зданий, которые так и не были завершены или впоследствии были существенно изменены. [ 85 ]
Конец династии
[ редактировать ]Екатерина потратила разорительные суммы денег на строительство зданий во время чумы, голода и экономических трудностей во Франции. [ 86 ] По мере того как страна все глубже погружалась в анархию, ее планы становились все более амбициозными. [ 87 ] Однако монархия Валуа была подорвана долгами, а ее моральный авторитет резко упал. Популярная точка зрения осуждала строительные проекты Екатерины как непристойно экстравагантные. Это было особенно верно в Париже, где парламент часто просили оплатить ее расходы.
Пьер де Ронсар передал это настроение в стихотворении:
Королева должна прекратить строительство,
Ее известь должна перестать поглощать наше богатство...
Художники, каменщики, граверы, резчики по камню
Опустошите казну своими обманами.
Какая нам польза от ее Тюильри?
Ни в чем, Моро; это всего лишь тщеславие.
Через сто лет он опустеет. [ 88 ]
Ронсар во многом оказался прав. Смерть любимого сына Екатерины Генриха III в 1589 году, через несколько месяцев после ее собственной, положила конец династии Валуа. От грандиозных строительных работ Екатерины сохранилось очень немногое.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кнехт, 220.
- ^ Фрида, 79.
- ^ « День баррикад » (12 мая 1588 г.), когда толпа захватила улицы Парижа, «снизил авторитет и престиж монархии до самого низкого уровня за полтора столетия». Моррис, 260.
- ↑ Архитектор Филибер де л'Орм писал: «Ваше здравое суждение ( bon esprit ) проявляется все больше и больше и сияет, когда вы сами берете на себя труд спроектировать и набросать ( protraire et squicher ) здания, которые вам угодно сдать в эксплуатацию» . Кнехт, 228.
- ^ Кнехт, 228. Поэт Ронсар обвинил ее в том, что она предпочитает масонов поэтам.
- ^ Вавилон, Лувр , 263.
- ^ Фрида, 24.
- ^ Фрида, 30–31.
- ^ Откер, 523.
- ^ Jump up to: а б Томсон, 176.
- ^ Кнехт 176; Фрида, 199.
- ^ Фрида, 79, 455; Сазерленд, 6.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 80. Эти пристройки под руководством Пьера Леско и с рельефными скульптурами Жана Гужона были продолжены последними четырьмя королями Валуа.
- ^ Норвич, 158.
- ^ Торнтон, 51.
- ^ Норвич, 157.
- ^ Hoogvliet, 111. Некоторые ученые полагают, что переплетенная буква Cs может также относиться к полумесяцам, эмблеме возлюбленной Генриха Дианы де Пуатье (полумесяц был символом богини Дианы ). Однако Екатерина продолжала использовать эту монограмму и после смерти Генриха.
- ^ Кнехт, 58.
- ^ «Пожизненный траур Екатерины был не только способом выразить горе: это также была легитимация ее политической роли». Хоогвлит, 106.
- ^ Jump up to: а б Кнехт, 223.
- ^ Фрида, 266; Хугвлит, 108. Луи Ле Рой в своей книге «Ad illustrissima reginam D. Екатерина Медицем» 1560 года был первым, кто назвал Екатерину «новой Артемизией».
- ^ Цитируется Кнехтом, 224. Екатерина поручила художникам Никколо дель Аббате и Антуану Карону проиллюстрировать стихотворение. Впоследствии рисунки были превращены в гобелены, ни один из которых не сохранился; но, по словам Кнехта, сохранилось пятьдесят девять рисунков. С другой стороны, 108-летний Хугвлит говорит, что шестьдесят восемь рисунков сохранились.
• Фрида, 266 лет. История Артемизии сформировала иконографию Екатерины и укрепила ее право быть регентшей. Более поздние женщины-регентши Мария Медичи (1610–1620) и Анна Австрийская (1643–60) возродили эту иконографию на своей службе. - ^ Цернер, 383.
- ^ Цернер, 382.
- ^ Хугвлит, 109.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 56.
- ^ Искусство эпохи Возрождения во Франции. Изобретение классицизма (Цернер, 1996: 349–54), цитируется Кнехтом, 227.
- ^ Кнехт, 226.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 56–59.
- ^ Jump up to: а б Зернер, 379.
- ^ «С появлением натуралистических представлений, начавшихся в пятнадцатом веке, загробная жизнь представлялась как точная копия земного существования. В результате гробницы могущественных людей часто намекали на двусмысленное смешение славной Вечной Жизни с прославлением их земная жизнь». Зернер, 380.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 94. Блант считает, что Бенвенуто Челлини Фонтенбло нимфа , возможно, повлияла на их резьбу.
- ^ Цернер 383–84. Первоначально Джироламо делла Роббиа было поручено вырезать труп королевы, но его работа, на которой Екатерина выглядела истощенной, осталась незавершенной в 1566 году и сейчас находится в Лувре.
- ^ Кнехт, 269.
- ^ Цернер, 379; Блант, Искусство и архитектура во Франции , 95.
- ↑ Цернер предполагает, что эти два, очевидно, ненужные, лежащие чучела, столь же жесткие, как и изображения тринадцатого века, могли быть «призывом к порядку». В контексте религиозных войн они, возможно, представляли собой отказ от чувственности гробницы, которая «не могла не показаться несколько языческой». Зернер, 382–83.
- ^ Кнехт, 226–27.
- ^ Jump up to: а б Блант, Искусство и архитектура во Франции , 94.
- ^ Кнехт, 227. Жест Генриха теперь неясен, поскольку требник , покоившийся на prie-dieu (молитвенном столе), был снят со скульптуры во время Французской революции и переплавлен.
- ^ Цернер, 383. Хотя «Воскресение» гробницы Франциска I было расположено рядом с трупами, этот дизайн должен был привлечь посетителя.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 95. Пилон основал Христа на Микеланджело карикатуре «Noli me tangere» Микеланджело (1531) и вырезал солдат в стиле контрапосто .
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 95.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 94, 97.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 96–97.
- ^ Кнехт, 228–229.
- ^ Куп, «Замок Монсо-ан-Бри» , 71–87.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 104. Екатерина планировала заменить дворец сеткой улиц домами, спроектированными де Л'Ормом, но работы так и не были выполнены. Генрих IV , который правил Францией с 1589 по 1610 год, позже построил на этом месте площадь под названием Королевская площадь, ныне известную как площадь Вогезов .
- ^ Jump up to: а б Фрида, 335.
- ^ Томсон, 165.
• На этой гравюре Маттеуса Мериана изображен комплекс в 1615 году, после построек Генриха IV . - ^ Кнехт, 229. Историк Р. Дж. Кнехт предполагает (по Бланту, Филибер де л'Орм , Лондон, 1958), что Кэтрин, возможно, была вынуждена реабилитировать де л'Орма после прочтения его Инструкции , в которой он защищался от всех обвинений. и просил о справедливом обращении.
• Рэндалл, 82–84. Причины опалы де л'Орма не ясны, но похоже, что он был склонен к высокомерию и нажил себе врагов.
• Зернер, 402. Зернер, называющий его «надменным», упоминает обвинения в растрате и инцидент, в котором де л'Орм и его брат убили двух мужчин в драке. - ^ Шарп, 44.
- ↑ Де л'Орм записал, что Екатерина сказала ему «сделать несколько инкрустаций из разных видов мрамора, позолоченной бронзы и минералов, таких как маркасситы», как внутри, так и снаружи здания. Кнехт, 228.
- ^ Jump up to: а б с Блант, Искусство и архитектура во Франции , 55.
- ^ Цитируется Томсоном, 169.
- ↑ Де л'Орм писал, что Екатерина с «замечательным пониманием в сочетании с великим благоразумием и мудростью» взяла на себя труд «приказать обустройство ее упомянутого дворца (Тюильри) относительно апартаментов и расположения залов, прихожих, палат, чуланов и галерей и дать размеры ширины и длины». Цитируется Кнехтом, 228.
- ^ Томсон, 171; Блант, Искусство и архитектура во Франции , 55. То, как слуховые окна перекрывают панели фронтона, создает эффект более размытых линий, чем в более классических работах де л'Орма, созданных для Генриха II.
- ^ Томсон, 171
• Понс, 79 лет. Графы Жером и Шарль Поццо ди Борго купили части руин во время сноса Тюильри в 1883 году и использовали их для строительства Шато де ла Пунта на Корсике с видом на залив Аяччо (1885–7). - ^ Кнехт, 229; Томсон 165–66.
- ^ Томсон, 168. В июне 1565 года и сентябре 1581 года Екатерина построила временные овальные постройки для проведения развлечений по государственным мероприятиям.
- ^ Томсон, 173. Рельефы на арках Малой галереи, как и барельефы на фасаде Лувра, символизируют мощь и моральный авторитет монархии Валуа. Работы де Л'Орма в Тюильри имеют чисто классический стиль и следуют принципам Витрувия .
- ^ Томсон, 172.
- ^ Томсон, 173–4. Единственными элементами, которые Буллан гармонизировал с работами де л'Орма, были ионические колонны первого этажа, а также фриз и карниз между первым и первым этажами.
- ^ Фрида, 306.
- ^ Jump up to: а б с д Кнехт, 232.
- ^ Кнехт, 230.
- ^ Айерс, 42.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 49.
- ↑ Блант, «Искусство и архитектура во Франции» , 89 лет, полагает, что этим архитектором был Жан Буллан , о котором он пишет: «В эти последние годы стремление Булланта к колоссальному, кажется, возросло, и в данном случае оно не могло быть гармонизировано с существующее здание».
- ^ Кнехт, 231. Террасу поддерживал криптопортик , крытый проход.
- ^ Кнехт, 231.
- ^ Кнехт, 230. Например, между 1575 и 1583 годами число фрейлин Екатерины выросло с 68 до 111.
- ^ Фрида, 335. На территории прихода Сент-Эсташ находились отель Guillart и отель d'Albret.
- ^ План отеля де ла Рейн, с гравюры около 1700 года. Томсон, 176.
- ^ Томсон, 176–7.
- ^ Томсон, 176
- ^ Фрида, 455.
- ^ Jump up to: а б Фрида, 144.
- ^ Фрида, 148.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 89.
- ^ Бенеш, 211.
- ^ Jump up to: а б Томсон, 165.
- ^ Кнехт, 232, цитирует Бланта, Филибера де л'Орма (Лондон, 1958), 89–91.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 90.
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 91. Оригинальные рисунки сейчас находятся в Британском музее .
- ^ Блант, Искусство и архитектура во Франции , 91.
- ^ Каннингем, 280–81. Например, чума 1565 года была настолько распространенной и серьезной, что Екатерина попросила хирурга Амбруаза Паре написать о ней отчет. Он пришел к выводу, что чума возникает в результате отравления воздуха и «часто посылается справедливым гневом Бога, наказывающего наши преступления».
- ^ Томсон, 168.
- ^ Кнехт, 233. Ронсар адресовал эти строки финансовому чиновнику Раулю Моро. Au tresorier de l'esparne (ок. 1573 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю. Архитектура Парижа . Штутгарт: Издание Акселя Менгеса, 2004. ISBN 3-930698-96-Х .
- (на французском языке) Бабелон, Жан-Пьер. Замки Франции в эпоху Возрождения. Париж: Фламмарион/Пикар, 1989. ISBN 2-08-012062-X .
- Бабелон, Жан-Пьер. «Лувр: королевская резиденция и храм искусств». Царства памяти: построение французского прошлого. Том. III: Символы . Под редакцией Пьера Нора . Англоязычное издание под редакцией Лоуренса Д. Крицмана и переводом Артура Голдхаммера . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1998. ISBN 0-231-10926-1 .
- Бенеш, Мирка. Виллы и сады в Италии и Франции раннего Нового времени. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN 0-521-78225-2 .
- Блант, Энтони. Искусство и архитектура во Франции: 1500–1700 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, [1957] издание 1999 года. ISBN 0-300-07748-3 .
- Блант, Энтони. Филибер де л'Орм . Лондон: Пловец, 1958. OCLC 554569.
- (на французском языке) Буллан, Жан. Правило общего архитектора о пяти типах колонн: табуретах, тосканских, дорических, ионических, коринфских и композитных; обогащен несколькими другими, по примеру античных; просмотрено, исправлено и дополнено автором пяти других порядков колонок, содержащих рекомендации по правилам и доктрине Витрууэ; на благо всех рабочих, работающих с компасом, и эскьера в Эскуэне, автор Иехан Буллан. Париж: Иеросм Марнефский и Гийом Коуэлла, 1568. OCLC 20861874.
- (на французском языке) Дю Серсо, Жак Андруэ. Самые превосходные бастионы во Франции. Париж: Sand & Conti, [1576, 1579] издание 1988 года. ISBN 2-7107-0420-X .
- Шастель, А. Французское искусство: эпоха Возрождения, 1430–1620. Перевод Дика Дюсинберра. Париж: Фламмарион, 1995. ISBN 2-08-013583-X .
- Куп, Розалис. «Замок Монсо-ан-Бри». Журнал Институтов Варбурга и Курто, Vol. 22, № 1/2 (январь – июнь 1959 г.), 71–87. Проверено 29 марта 2008 г.
- Каннингем, Эндрю и Оле Питер Грелль. Четыре всадника Апокалипсиса: религия, война, голод и смерть в реформационной Европе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000. ISBN 0-521-46701-2 .
- Фрида, Леони . Екатерина Медичи. Лондон: Феникс, 2005. ISBN 0-7538-2039-0 .
- (на французском языке) Откер, Луи. История классической архитектуры во Франции . Париж: Пикард, 1943. OCLC 1199768.
- Хугвлит, Маргрит. «Княжеская культура и Екатерина Медичи». Князья и княжеская культура, 1450–1650. Под редакцией Мартина Госмана, Аласдера А. Макдональда и Арье Йохана Вандерджагта. Лейден и Бостон, Массачусетс: Brill Academic, 2003. ISBN 90-04-13572-3 .
- Кнехт, Р. Дж. Екатерина Медичи. Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1998. ISBN 0-582-08241-2 .
- Моррис, Т. А. Европа и Англия в шестнадцатом веке. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 1998. ISBN 0-415-15040-X .
- Нил, Дж. Э. Эпоха Екатерины Медичи. Лондон: Джонатан Кейп, 1945. OCLC 39949296.
- Норидж, Джон Джулиус. Великая архитектура мира. Кембридж, Массачусетс: Да Капо, издание 2001 г. ISBN 0-306-81042-5 .
- (на французском языке) Л'Орм, Филибер де. Архитектура Филибера де Лорма. Весь труд, содержащий одиннадцать книг, увеличен на две; и другие фигурки, которые еще не встречались, как для рисунков, так и для домашних украшений. Великое изобретение, позволяющее строить хорошо и по низкой цене. Риджвуд, Нью-Джерси: Gregg Press, [Перепечатка руанского издания 1648 года], 1964. OCLC 1156874.
- Понс, Бруно. Архитектура и панели: Джеймс. Завещание А. Ротшильда в поместье Уоддесдон . Лондон: Филип Уилсон, 2001. ISBN 0-85667-437-0 .
- Рэндалл, Кэтрин. Строительные нормы и правила: эстетика кальвинизма в Европе раннего Нового времени. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1999. ISBN 0-8122-3490-1 .
- Шарп, Деннис, изд. Иллюстрированный словарь архитектуры и архитекторов . Лондон: заголовок, 1991. ISBN 0-7472-0271-0 .
- Сазерленд, Н.М. Екатерина Медичи и старый режим. Лондон: Историческая ассоциация, 1966. OCLC 1018933.
- Томсон, Дэвид. Париж эпохи Возрождения: архитектура и рост, 1475-1600 гг . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1984. ISBN 0-520-05347-8 . Проверено 21 марта 2008 г.
- Торнтон, Питер. Форма и украшение: инновации в декоративном искусстве, 1470–1870 гг. Лондон: Вайденфельд и Николсон, 2000. ISBN 0-297-82488-0 .
- Зернер, Анри. Искусство Возрождения во Франции. Изобретение классицизма. Перевод Дика Дюсинберра, Скотта Уилсона и Рэйчел Зернер. Париж: Фламмарион, 2003. ISBN 2-08-011144-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Архитектура: Les Livres d'Architecture. Архитектура, тексты и изображения, XVI–XVII века. Академический веб-сайт, содержащий тексты, рисунки и библиографические материалы о французских архитекторах шестнадцатого и семнадцатого веков, в том числе Филибере де л'Орме, Жаке Андруэ дю Серсо и Жане Буллане. Масштабный проект в разработке.