Мистерия Эльче
Мистерия Эльче | |
---|---|
Фронтиспис 1709 года Консуэты , или рукописи Мистери , содержащий диалог и партитуру. | |
Дата(ы) | 14 и 15 августа |
Частота | Ежегодный |
Место проведения | Базилика Святой Марии |
Местоположение(а) | Эльче ( Аликанте ), Испания |
Фиеста международного туристического интереса | |
Назначен | 1980 |
Мистерия Эльче | |
---|---|
Страна | Испания |
Домены | Исполнительское искусство, социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия |
Ссылка | 18 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
Тайна Эльче [ 1 ] ( Испанское произношение: [misˈteɾjo ˈðe ˈeltʃe] ), на английском языке Mystery Play of Elche [ 2 ] или «Тайна Эльче» и на валенсийском языке «Мистерия Элькса» ( Валенсийское произношение: [misˈtɛɾi ˈðɛʎtʃ] ) — литургическая драма средневековья , воспроизводящая Успение и Успение Пресвятой Девы Марии .
в двух действиях Мистерия проводится ежегодно 14 и 15 августа в базилике Санта-Мария в городе Эльче . В 2001 году ЮНЕСКО объявила его одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества , а в 2008 году включила в свой репрезентативный список.
Происхождение
[ редактировать ]Существуют две истории относительно даты создания Мистери д'Элькс . Более старый отчет, относящийся к 13 веку, был выдвинут Кристобалем Сансом в его истории города, написанной в начале 17 века. Признавшись, что он не смог доказать свою историю, он предположил, что первые жители города отпраздновали его в 1276 году. Он также добавляет еще одну более старую историю: после завоевания города Яковом I Завоевателем в 1265 году жители в городе возникла идея мистерии В день отвоевания города у мавров .
В 1717 году Хосе Антон, генеральный прокурор маркизата Эльче, также поддержал теорию и добавил чудесный элемент: прибытие на пляжи Эльче загадочного ковчега в мае 1266 года. В ящике находился образ Успения Богородицы. сегодня он хранится в базилике и Консуэте , документе, содержащем сценарий, а иногда и музыку пьесы. Эта история была сохранена отчасти для того, чтобы оправдать возможную ошибку композитора Оскара Эспла (1886–1976), который утверждал, что в 1924 году ему показали письмо № 1266, разрешающее постановку пьесы. Это письмо предположительно хранилось в муниципальном архиве Эльче, несмотря на то, что с тех пор его никто не видел и даже не цитировал. Работа Эсплы и его значение как композитора возродили теорию происхождения пьесы в 13 веке.
С конца XIX века, когда историки впервые прибыли в Эльче и изучили пьесу, дата ее написания была обозначена как terminus ante quem где-то на рубеже XV века. В настоящее время большинство ученых разных дисциплин (литературных, театральных, музыкальных, лингвистических, иконографических и т. д.) сходятся во мнении о составлении его во второй половине XV века, не подчеркивая каких-либо прецедентов, существовавших в городе.
Сцена
[ редактировать ]Спектакль разыгрывается в базилике, а сцена состоит из нескольких зон и устройств:
Небеса
[ редактировать ]Большое полотно, расположенное на высоте кольца купола базилики, выполняет двойную функцию: изображает небо и скрывает механизмы, позволяющие подниматься и спускаться с воздушными сценическими устройствами. Возможно, она так же стара, как и нынешняя пьеса, поскольку более старые сценические постановки, датированные еще 1530 годом, уже, кажется, указывают на ее присутствие.
Полотно служит разделителем между небесными и земными действиями и имеет глазок на хор, называемый «Дверью в рай». Дверь представляет собой квадратный проем, который во время спектакля открывается и закрывается три раза, чтобы впустить воздушные сценические устройства.
Гранат
[ редактировать ]Это воздушное устройство, названное la magrana (« гранат »), переносит первого Ангела, который доставляет золотую пальмовую ветвь Марии, и указывает ей путь на небеса. В нынешнем виде устройство датируется второй половиной 16 века. И его структура, и его название напоминают старинные механизмы, обычно используемые в Испании, такие как коробки , глобусы и армиллярные сферы .
До недавнего времени термин «гранат» считался вполне современным, а термин «облако» считался более древним и правильным. Считалось, что это произошло из-за того, что цвет устройства предположительно изменился со старого синего на красный. Однако современные исследования показывают, что это название использовалось уже в 16 веке, возможно, потому, что нынешнее, более компактное и прочное устройство заменило менее прочную конструкцию из хлопка, бумаги и ткани.
Арасели
[ редактировать ]«Арасели» — второй появившийся воздушный аппарат, который появлялся на сцене дважды. Впервые его используют пять ангелов, которые уносят душу Марии (в виде статуэтки) на Небеса; четыре ангела поют, поскольку центральный ангел (часто священник) несет дух Богородицы. Они являются апостолам, которые устраивают процессию, чтобы похоронить ее тело. Второе его появление приходится на великий финал, где пятый ангел с душой Марии заменяется полным образом Марии. Этот образ вынесен на потолок и венчает Святую Троицу на полпути своего вознесения.
Арасели — не уникальная статуя из мистерии. Он похож на скульптуры, сделанные в конце 15 – начале 16 века.
Строительные леса
[ редактировать ]Это платформа, на которой разворачивается большая часть драмы. Примерно квадратной формы, покрытый деревом, он приподнят, чтобы скрыть содержащуюся в нем полость. Туда спускаются какие-то воздушные аппараты, где актеры переодеваются или исчезают. Он расположен под куполом и Небом, но частично простирается до хора, соединяя Гроб с шахтой Небесной Двери.
В Эльче Кадафаль , по словам Киранте Сантакруса, — это «область Марии, которая содержит места , принадлежащие исключительно ей, ее дом и ее могилу. Здесь Дева переживает весь процесс сакрализации и прославления, который содержит произведение, это единственное место, где живут вместе небесные персонажи и земные люди».
Термин « кадафал » появляется уже в первых сообщениях о мистериях, поставленных в церквях, с неизменным значением: помост или площадка, где происходит драматическое действие.
Коридор
[ редактировать ]Это огромный пандус, построенный на вершине главного нефа базилики. Он поднимается от главной двери Кадафала ; два небольших отсека с каждой стороны в месте соединения с последним обеспечивают места для трех организаторов- мирян и священника, наблюдающего за игрой.
Его значение во многом символическое, прежде всего потому, что это единственный физический элемент, превращающий всю церковь в основу драматических действий. Во-вторых, пешеходная дорожка — это дорога, которая позволяет общаться между земным и божественным и представляет собой духовную дорогу, по которой идет каждый.
Во время спектакля актер, играющий Марию, также проходит этот путь, от двери к Кадафалу , символизируя полное достижение ею христианского идеала соединения со Христом через Его Страсти .
Музыка
[ редактировать ]Музыка к пьесе содержится в Consueta , состоящем из слов Consuetudine и Ordinatio . Эти рукописи литургических церемоний, содержащие ценные примечания к ремаркам, партитурам и сценическим устройствам, датируются еще 1625 годом.
Спектакли
[ редактировать ]Нормальный
[ редактировать ]14 августа исполняется первый акт, известный как La Vesprà («Бдение»). Поскольку это канун праздника Успения, в нем рассказывается о последних часах и Успении Богородицы , когда ее душа возносится на Небеса, оставляя труп в окружении скорбящих апостолов.
15 августа ставится второй акт, известный как La Festa («Пир»). Основное внимание уделяется погребению, Успению и Коронации Богородицы. Он начинается в 10 часов с « Эль Сотеррар » («Погребение»): эта часть происходит на улицах возле базилики, с процессией с изображением мертвой Девы, актерами и оркестрами, исполняющими песни Ла Феста .
Препараты
[ редактировать ]За несколько недель до постановки « Мистери» происходит несколько подготовительных мероприятий.
6 августа в Зале Совета происходит « la prova de veus » («проверка голосов»), чтобы отобрать тех, кто будет петь в Мистери . Это показывает, что городской совет Эльче, а не церковь, финансово поддерживает пьесу.
В 6 часов вечера 10 августа внутри базилики проводится « La prova de l’àngel » («испытание ангела»). Это когда организаторы выявляют детей, устойчивых к головокружению, которые таким образом могут спускаться и подниматься на устройствах воздушной сцены.
Экстраординарный
[ редактировать ]так называемые « генералы Асахос 11–13 августа проходят », или чрезвычайные представления.
Антисемитизм
[ редактировать ]Спектакль подвергся критике за злобные средневековые изображения злых евреев, при этом критик Дэвид Ниренберг спросил, должны ли спонсоры удалить расистские материалы, как это сделали актеры в « Страстях Обераммергау» , и указал, что спектакль, который будет транслироваться, на Facebook впервые в 2019 году нарушает политику Facebook в отношении разжигания ненависти. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на испанском языке) Тайна Эльче - ЮНЕСКО
- ^ Мистерия Эльче - ЮНЕСКО.
- ^ Ниренберг, Дэвид (10 октября 2019 г.). «Политика Facebook в отношении разжигания ненависти и «тайна Эльче» » . Планшетный журнал . Проверено 23 октября 2019 г.
- Тайна Эльче / Тайна Эльче. Обычай 1709 года . Марикармен Гомес и Франческ Массип. Бросание белого. Валенсия 2010 ( ISBN 978-84-9876-739-1 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Национального совета Мистери д'Элькс - Тайна Эльче
- La Tramoia. Архивировано 3 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- Дань уважения «Тайне Эльче» и Жорди Саваля Королевской капеллы Каталонии
- Объект нематериального наследия ЮНЕСКО (на английском языке)
- Misteri d´Elx - История и репрезентация - Elche Se Mueve Тематический портал Эльче (на испанском языке)
38 ° 16'01 ″ с.ш. 0 ° 41'54 ″ з.д. / 38,26694 ° с.ш. 0,69833 ° з.д.
- Культура Валенсийского сообщества
- Валенсии
- Шедевры устного и нематериального наследия человечества
- Испанская народная музыка
- Средневековая драма
- Эльче
- Достопримечательности, представляющие культурный интерес в провинции Аликанте
- Христианство и антисемитизм
- Действие пьес происходит в I веке.
- Пьесы по Новому Завету