Сефардские харедим
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
Сефардские харедим — евреи сефардского и мизрахского происхождения, являющиеся приверженцами харедимского иудаизма . Сефардские харедим сегодня составляют значительную часть харедимского иудаизма наряду с хасидами и литаимами . Подавляющее большинство сефардских харедим проживают в Израиле , где зародился и развился сефардский харедимский иудаизм. Хотя во многих статистических данных, касающихся харедим в Израиле, отсутствует последовательность, считается, что около 20% населения харедим в Израиле являются сефардскими харедим. [ 1 ] [ 2 ] Эта цифра оспаривается ШАС , которая утверждает, что эта доля «намного превышает 20%», и в подтверждение своей позиции ссылается на структуру голосования в харедимских городах. [ 3 ]
отличаются от своих ашкеназских Сефардские харедим во многом хасидов и литвишей. Центральным отличительным фактором является то, что сефардские харедим следуют постановлениям и обычаям своих раввинов, которые уходят корнями в традиции евреев, ранее пришедших из исламского мира . Дополнительные различия существуют по таким вопросам, как политическая преданность, поскольку подавляющее большинство сефардских харедим отождествляются с ШАС, в то время как большинство ашкеназских харедим идентифицируются либо с Объединенным иудаизмом Торы , либо, в меньшей степени, с ХаЭда Ха-Хареидис .
Сефардские харедим как сообщество имеют тенденцию умеренно поддерживать сионизм , сохраняя при этом теологический нейтралитет в отношении существования Государства Израиль . Ашкенази-харедим как сообщество демонстрирует более широкий спектр взглядов. В 2010 году партия ШАС, представляющая подавляющее большинство [ нужны разъяснения ] сефардских харедим, стала первой политической партией харедим, присоединившейся к Всемирной сионистской организации . [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Появление последовательного сефардского течения харедимского иудаизма является относительно недавним событием в еврейской истории. В отличие от ашкеназских общин, большинство лидеров харедим в XIX веке, за исключением нескольких фигур, отвергали тенденцию религиозной модернизации. [ 5 ] В начале 20 века доминирующим учреждением сефардских харедим была иешива «Порат Йосеф» в Иерусалиме. Иешива «Порат Йосеф» быстро стала авторитетным сефардским учреждением, обучающим множество студентов и даже «экспортирующим» раввинское руководство в еврейские общины мусульманского мира . В политическом отношении он придерживался позиции, близкой к Агудат Исраэль . Наряду с ешивой «Порат Йосеф» существовало несколько сефардских раввинов-харедим, не связанных ни с каким-либо конкретным учреждением или друг с другом, которые были категорически против сионизма, Государства Израиль, современности и секуляризма, во многом подобно Аскенази Эдах ха-Чареидис . Их попытка создать сефардский аналог Эды, ХаЭда ХаХареидит ХаСфарадит, оказалась в значительной степени неудачной, поскольку ей не удалось привлечь значительное количество членов. Из этих двух групп доминирующей, несомненно, была иешива Порат Йосеф.
Второй значительный этап в развитии сефардского иудаизма харедим произошел в первые десятилетия после создания Государства Израиль. В этот период возникла волна евреев-сефардов и мизрахи, которые получили образование в иешивах литаи харедим и, следовательно, переняли мировоззрение и образ жизни ашкеназских харедим. Оба этих этапа оказались в значительной степени безуспешными в плане охвата более широкого сефардского сообщества.
Последняя и, несомненно, самая успешная и широко распространенная версия сефардского харедизма возникла с приходом Шаса. Наиболее значительной религиозной фигурой в этом движении является раввин Овадия Йосеф , который сам получил образование в ешиве Порат Йосеф, который стремился защитить и сохранить сефардскую Галаху от ашкеназского влияния, а также восстановить ее в том виде, который он считает наиболее чистым и правильным.
Раввины и ключевые фигуры
[ редактировать ]Самым важным и влиятельным лидером современной сефардской общины харедим в Израиле был раввин Овадия Йосеф, бывший главный раввин Израиля и духовный лидер политической партии ШАС. Большинство сефардских иешив, особенно крупных и влиятельных, таких как Порат Йосеф, считали его выдающимся религиозным авторитетом. В более ранние периоды ключевыми фигурами сефардских харедим были:
- Амрам Абурбе
- Соломон Элиэзер Альфандари
- Эзра Аттия
- Садка Хусейн
- Хаим Езекия Медини
- Яаков Муцафи
- Яаков Хаим Софер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Секторы Шрайбера – рекламное агентство: русские, ультраортодоксальные арабы – ультраортодоксальный сектор, студенческие работы» . Архивировано из оригинала 31 августа 2010 г. Проверено 29 января 2010 г.
- ^ "харедим.htm" . Архивировано из оригинала 2 сентября 2010 г. Проверено 29 января 2010 г.
- ^ www.shasnet.org.il. Архивировано 5 августа 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ « ШАС становится первой ультраортодоксальной партией, присоединившейся к WZO », 19 января 2010 г., Яир Эттингер и Нир Хассон.
- ^ Ферцигер, Адам С. (весна 2001 г.). «Между ашкенази и сефарадами: ответ немецких раввинов раннего Нового времени на религиозный плюрализм в испано-португальском сообществе» . Студия Розенталиана . 35 (1). Издательство Амстердамского университета: 7–22. JSTOR 41482436 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дешен, Шломо; Либман, Чарльз С .; Шокейд, Моше , ред. (2017) [1995]. «Часть 5. Сефардский образец». Израильский иудаизм: социология религии в Израиле . Исследования израильского общества, 7 (Переиздание). Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-56000-178-2 .