Jump to content

Культура искусства

(Перенаправлено из музыки искусства )
Монастырь Гандзасара (1216–1238)

Культура искусства включает в себя артефакты осязаемой и нематериальной культуры, которая исторически ассоциировалась с искусством (исторической провинцией) на юге Кавказа , контролируемого Азербайджаном . К ним относятся памятники религиозной и гражданской архитектуры, мемориальных и оборонных структур, а также различные формы искусства.

Общая информация

[ редактировать ]
Armenian-inscribed text, Gandzasar Monastery (1216–1238)

Нагорно Карабах и прилегающие территории, принадлежащие к историческому искусству (некоторые из которых попали под контроль Республики Арцах в 1992–1994 годах) были названы открытым небом различных форм архитектуры армянской архитектуры. [ 1 ] [ 2 ] В целом, нагорно-карабах в большем смысле принимает несколько тысяч архитектурных артефактов и исторических памятников. В дополнение к церковным структурам, это число включает в себя образцы гражданской архитектуры, древних замков и крепостей, а также многочисленных хашкаров. [ 3 ]

The art and architecture created in Nagorno Karabakh has progressed through the same major stages as did Armenian art in a larger sense. They began developing in the pre-Christian times, proceeded through the adoption of Christianity early in the fourth century, and entered the era of modernity after blossoming in the Middle Ages.[4][5]

The principal expression of Artsakh's art in the Middle Ages was through ecclesiastical architecture: churches, cathedrals, chapels and monasteries. Most other forms of art in that period, including illuminated manuscripts, khachkars (Armenian: խաչքար; unique-to-Armenia stone slabs with engraved crosses) and mural paintings were likewise tied to Artsakh's religious life and its primary institution—the Armenian Apostolic Church.[6][7]

Works of architecture in Nagorno-Karabakh are constructed according to similar principles and with the use of the same techniques as those in the rest of Armenia.[8][need quotation to verify] Limestone is the principal building materials that form the nucleus for the walls. They are then covered with facing and/or plated with volcanic tuff rock slabs.

Relief sculptures on the dome of the Cathedral of St. John the Baptist of the Gandzasar Monastery (1216–1238)

In large buildings in cities or in monasteries the exterior facing can consist of carefully cut blocks of tuff. The monasteries of Gandzasar and Dadivank serve as the primary examples of that style. For more modest structures, such as parish churches in provinces, it was common to use less carefully cut stone, a practice which creates a more rustic appearance.[9][10]

Names of monasteries in Nagorno Karabakh, like in the rest of historical Artsakh and Armenia, customarily include the term "vank" (Armenian: վանք), which means "monastery." Examples: Dadivank, Gtichavank, Khunisavank, Khadavank, Khatravank, Yerits Mankants Vank, etc.[6][11] Monasteries are often located in or near settlements that bear the name Vank (Վանք); the most notable cases include Dadivank Monastery, Gandzasar Monastery and Spitak Khach Vank Monastery. Names of castles and fortresses in Nagorno Karabakh like in the rest of historical Artsakh and Armenia, customarily include the term "berd" (Armenian: բերդ) which means "fort." Examples: Jraberd, Handaberd, Mairaberd, Khokhanaberd, etc.[11][12][13]

Historical monuments of the pre-Christian era

[edit]

The earliest monuments in Artsakh relate to the pre-Christian era when polytheism was the most widespread form of religion.[14] The most curious art form from that time period is, perhaps, large anthropomorphic stone idols that are found in the eastern lowlands of the northern counties of Jraberd (Armenian: Ջրաբերդ) and Khachen (Armenian: Խաչեն). They date from the Iron Age.

In the northeastern outskirts of the Republic of Artsakh, and further to the east, so-called sahmanakars (Armenian: սահմանաքար, meaning "border stones") are found.[15][16] They originally appeared during the reign of the Artashessian (Artaxiad) royal dynasty in Armenia (190 BC-53 AD) who used the stones, with inscriptions, to demarcate the kingdom's frontiers for travelers. In Artsakh, the tradition of marking borders with sahmanakars endured throughout the Middle Ages. The largest of such medieval markers stands near the town of Mataghes (Armenian: Մատաղես) in the Mardakert District. An inscription on the stone declares: "Here [the province of] Syunik ends."[14][17]

Monasteries, churches and chapels in and around Artsakh

[edit]
Tzitzernavank Monastery (4th century) after restoration

In the early Middle Ages, Artsakh and neighboring provinces of Utik and Paytakaran, known together as The Eastern Prefectures of Armenia (Armenian: Կողմանք Արևելից Հայոց) became a target of missionary activities of prominent religious leaders from Armenian mainland.[17] The most distinguished of them were St. Gregory the Illuminator (Armenian: Սբ. Գրիգոր Լուսավորիչ, died circa 337 AD), who baptized Armenia into the first Christian state in 301 AD, and St. Mesrob Mashtots (Armenian: Սբ. Մեսրոբ Մաշտոց, 361–440 AD), the scholar who created the Armenian alphabet.[18]

A number of Christian monuments that are identified with that vital period of the Armenian history belong to the world's oldest places of Christian worship. Among them is the Amaras Monastery (Armenian: Ամարասի Վանք), which, according to ancient authors, such as the forefather of Armenian history Movses Khorenatsi (approx.410–490), was founded in the 4th century AD by St. Gregory himself.[19] The oldest part of the monastery is the martyrium of St. Grigoris (Armenian: Սբ. Գրիգորիս), St. Gregory's grandson and Bishop of Aghvank, who was killed by the pagans, around 338 AD, when teaching Gospel in the land of the Mazkuts (present-day Republic of Dagestan, in Russia).[20] The mausoleum of St. Grigoris is a vaulted burial chamber equipped with two lateral vestibules that serves as the crypt for a church dating from a later period.[21] Amaras is an active monastery of the Armenian Apostolic Church.

While traveling in Artsakh and the neighboring provinces of Syunik and Utik, in circa 410 AD, St. Mesrob Mashtots established a school at Amaras where the Armenian script, invented by him in 405 AD, was first introduced for teaching purposes.[21][22][23]

For 35 years until his death in 440, Mashtots recruited teams of monks to translate the religious, scientific and literary masterpieces of the ancient world into this new alphabet. Much of their work was conducted in the monastery at Amaras ..."[24]

Yerits Mankants Abbey (built around 1691)

The description of St. Mesrob Mashtots' journey to Artsakh and the neighboring province of Utik is a focal point of several chapters of the "History of Aghvank" (Armenian: Պատմություն Աղվանից) written in the 7th century by one of Artsakh's most prominent natives—Armenian historian Movses Kaghankatvatsi (Armenian: Մովսես Կաղանկատվացի).[25]

Another temple whose history relates to the mission of St. Mesrob Mashtots is the Targmanchats Monastery (Armenian: Սբ. Թարգմանչաց Վանք) near Karhat (Armenian: Քարհատ, present-day Dashkesan in Azerbaijan, to the north of the Republic of Artsakh).[22][26] The word Targmanchats (Armenian: Թարգմանչաց) meaning "Saint Translators," designates both St. Mesrob Mashtots and St. Sahak Partev (Armenian: Սբ. Սահակ Պարթև), head of the Armenian Church (387–436 AD) who sponsored Mashtots' scholarly and religious expeditions. Using Mashtots' alphabet, St. Sahak Partev translated the Bible from Syriac into Armenian in 411 AD (as testified by Mashtots' pupil Koryun in his biographic work about his teacher).[27][28] The main church of the monastery, reconstructed in 989, consists of one vaulted room (single nave) with an apse on the east flanked by two small rooms.

The basilica of St. Gevorg (Սբ. Գևորգ, St. George) at the Tzitzernavank Monastery (Armenian: Ծիծեռնավանք) in Kashatagh, is not only an important religious site, but is the best-preserved example of an Armenian basilica with three naves.[29] It is a large and well-preserved structure dating probably from the fifth or sixth centuries.[30] It stands not far from the so-called Lachin Corridor, a territory that connects Armenia with the Republic of Artsakh. The word Tzitzernavank originates from the root "tzitzern" (Armenian: ծիծեռն) meaning "little finger" in Old Armenian. This points to a period in the history of the monastery when it was believed to contain relics of St. George the Dragon-Slayer. In the past, the monastery belonged to the Tatev eparchy and is mentioned as a notable religious center by the 13th-century historian Stephanos Orbelian (Armenian: Սթեփանոս Օրբելյան) and Bishop Tovma Vanandetsi (Armenian: Թովմա Վանանդեցի) in 1655.[31] Beginning from 1992, the Tzitzernavank Monastery underwent renovation and became a venue of autumn festivals organized annually on St. George's Day. Tzitzernavank is an active monastery of the Armenian Apostolic Church.

Gtichavank Monastery, 13th century, Nagorno Karabakh

Церкви с куполом, построенным на излучающем или крестообразном плане этажа, были многочисленными в Армении в течение седьмого века и хорошо представлены в Арцах. [26][32][33] One example is the chapel at Vankasar (Armenian: Վանքասար) where the cupola and its drum rest on the central square of a cruciform floor plan. The chapel is located on the eastern frontier of the Republic of Artsakh, and was reputedly founded by Artsakh's celebrated monarch Vachagan II the Pious (Armenian: Վաչագան Բ Բարեպաշտ) of the early medieval Arranshahik dynasty (Armenian: Առանշահիկ). Another example is the Okhta Trne church at Mokhrenes (Armenian: Օխտը Տռնէ, "The Eight-Door Church"), probably dating from the fifth to seventh centuries.[34] Its walls, roughly cut and bonded, enclose a quatrefoil interior with four small diagonal niches. Less common is the free cross plan with a cupola, found in the Chapel of St. Savior (Armenian: Սբ. Փրկիչ) in the Mardakert District.

Проекты Арцаха иногда отличались от хода архитектурной эволюции материковой Армении . Наблюдения предполагают, что определенные планы этажей, часто используемые в других регионах Армении в седьмом веке, не встречаются в Арцах. К ним относятся камера с куполом, поддерживаемой настенными скобками (например, собор в Арудже, в провинции Арагатстен Армении); Круснутый план с куполом на четырех отдельно стоящих столпах (например, церковь Святого Гаяне в Священном городе Эхмиадзин , Армения) и излучающий тип с четырьмя комнатами в прямоугольнике (например, церковь св . , Армения ). [ 35 ]

Церковь Святого Григориса монастыря Амараса

Другая особенность в регионе заключается в том, что немногие из памятников Арцаха датируются после арабского периода или роста армянских королевств (с девятого до одиннадцатого веков), которая была очень продуктивной художественной эрой в других армянских провинциях. Структуры, которые можно отнести к этому периоду, являются часовнями в крестообразном плане с куполой, такими как Церковь в Вазгоме (Армян: վարազգոմ) возле Кашатаг, монастырь Хунисаванка (Армян: խունի խունի) в Гетабаке (ныне -Гейджабейский район Азербайджан , север до Республики Арцах ) и церквей с одним нефом, таким как Церковь в Париссосе (Армян: փարի փարի). [ 36 ]

Это было в период после сельюк и начало монгольского периода (поздний двенадцатый и тринадцатый века), когда архитектура Арцаха расцвела. Монастыри в эту эпоху служили активными центрами искусства и стипендии. Большинство из них содержали Scriptoria , где рукописи были скопированы и освещены. Они также были укреплены и часто служили местами убежища для населения во время неприятностей. [ 4 ] [ 37 ]

Несколько монашеских церквей этого периода приняли модель, наиболее широко использовавшейся в Армении : собор с куполом в вписанном перекрестном плане с двумя или четырьмя угловыми камерами. Примеры включают в себя самые большие и самые сложные монастыри Арцакха: Dadivank (Армян: դադիվանք, 1214–1237), Гандзасар (Армян: գանձա գանձա, 1216–1238) и Гтичаванк (Армян: գտիչավանք, 1241–1246). В случае с монастырями Гандзасара и Гтичаванка , конус над куполом имеет зонтиковую, живописный дизайн, который первоначально был разработан архитекторами бывшей столицы Ани Арении в десятом веке и впоследствии распространился по другим провинциям. Страна, в том числе искусство. [ 38 ]

Знаменитая армянская двойная гахкары из армянского наставника из мемориальной колокольчики монастыря Дадиванка

Как и все армянские монастыри, те, кто находится в Арцах, раскрывают великую геометрическую строгость в макете зданий. [ 38 ] тринадцатого века В этом отношении, Dadivank , крупнейший монашеский комплекс в Арцах и вся восточная Армения, расположенный в северо -западном углу района Мардакерт , является замечательным случаем. Dadivank был достаточно хорошо сохранен, чтобы не оставить сомнений в том, что это был один из самых полных монастырей во всем Кавказе . С его мемориальным собором Святой Девы в центре, Dadivank имеет приблизительно двадцать различных сооружений, которые разделены на четыре группы: церковный, жилой, оборонительный и вспомогательный. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Dadivank - активный монастырь армянской апостольской церкви .

Яркой характеристикой армянской монашеской архитектуры тринадцатого века является Гавит (вестибюль, также называемый Zhamatoun; Армянский: время). [ 42 ] Гавиты представляют собой специальные квадратные залы, обычно прикрепленные к западному входу в церкви. Они были очень популярны в крупных монашеских комплексах, где они служили нартексами , сборочными комнатами и лекционными залами, а также в хранилищам для получения паломников. Некоторые появляются в виде простых сводчатых галерей, открытых на юге (например, в монастыре Мец -Арранка; Армянский: մեծառանից վանք); У других есть асимметричная сводчатая комната с колоннами (монастырь Gtichavank); или показывать четырехугольную комнату с четырьмя центральными колоннами, поддерживающими пирамидальный купол (монастырь Dadivank). В другом типе гавита хранилище поддерживается парой скрещенных арков - в монастырях Horrekavank (армян: հոռեկավանք) и Бри Йегца (Армян: բռի).

Однако самый известный Гавит в Нагорн-Карабах является частью монастыря Гандзасара. Он был построен в 1261 году и отличительна для своего размера и превосходного качества изготовления. [ 1 ] [ 43 ] Его компоновка точно соответствует плане Хагбата (Армян: Хагбат) и Мшакаванка (Армян: Обработка) - два монастыря, расположенные в северной части Армении . В центре потолка купола освещается центральным окном, которое украшено теми же сталактитовыми украшениями, что и в Гегхарде ( Армян: Харичаванк ) - монастыря в Армении, начиная с начала тринадцатого века.

Монастырь Гандзасара был духовным центром Хахена (Армян: Крест), крупнейшим и самым мощным княжествами в средневековом искусстве, благодаря тому, что он был домом для католиолозата Агванка. Агвэнка (Армян: католикозат из Агвана) Католилосат Также известный как Святой Пресз Гандзасара , [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

Гандзасара Святой собор Hovhannes Mkrtich (Армян: Сент-Хованн Мкртич, обозначающий Святого Иоанна Крестителя)-один из самых известных архитектурных архитектурных памятников всех времен. [ 1 ] [ 47 ] Неудивительно, что Гандзасар - туристическая достопримечательность номер один в Республике Арцах . В своем декоре есть элементы, которые связывают его с тремя другими памятниками, в Армении , с начала тринадцатого века: колоннада на барабане напоминает Харичаванк (Армян: հառիճավանք; построенная около 1201) и великий крест со скульптурой Распятие на вершине фасада также встречается в Kecharis (Армян: կեչառի վանք, построен около 1214) и Ховханнаванка (Армян: հովհաննավանք, 1216–1250). Гандзасар Активный монастырь армянской апостольской церкви .

Гандзасар и Дадиванк также хорошо известны своими барельфами, которые украшают их купола и стены. [ 48 ] После собора Святого Креста на фургоне озера (также известный как Ахтамар -ախթամար, в Турции), Гандзасар содержит наибольшее количество скульптурного декора по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении . [ 49 ] Самым известным из Гандзасара скульптур являются Адам и Ева , Иисус Христос , Лев (символ вахтандских князей (Армян: վախթանգյան իշխաններ), которые построили как Гандзасар , так и Дадиванк ), и церковные борцы - это удерживание на своих руках миниатюрная копия собор. В Dadivank самый важный барельеф изображает посетителей монастыря, чьи каменные образы очень напоминают те, которые вырезаны на стенах монастырей Хагбата , Кечариса и Харичаванка , в Армении . [ 50 ] [ 51 ]

Хотя в этот период акцент в Арцах смещался на более сложные структуры, церкви с одним нефом продолжали строиться в большом количестве. Одним из примеров является монастырь Святого Игише Аракьяла (Армян: . բ Восемь однонациональных часовни выровнены с севера на юг. Одна из этих часовен-это место, имеющее большое значение для армян , так как она служит захоронениями для Арцакского короля монарха пятого века Вахаган II-благочестивый Арраншахик. Также известный как Вахаган, благочестивый за его преданность христианской вере и поддержке в построении большого числа церквей по всему региону, король Вахаган - эпическая фигура, чьи дела увековечены во многих легендах и сказках Арцакха. Самые известные из них рассказывают, как Вахаган влюбился в прекрасного и умного Анахита, который затем помог молодому королю победить языческих захватчиков. [ 52 ]

После перерыва, которое длилось с четырнадцатого до шестнадцатого века, архитектура снова процветала в семнадцатом веке. Многие приходские церкви были построены, и монастыри, служащие бастионами духовной, культурной и научной жизни, были восстановлены и расширены. Наиболее заметным из них является монастырь Манкантс («Монастырь трех младенцев», армянин: երից վանք վանք), который был построен около 1691 года в графстве Драберд . Монастырь был создан феодальной семьей мелик-израильцев (армяка: մելիք-ի), лордами Джаберда, с очевидной целью соперничать с святым видом Гандзасара и его наследственных покровителей-хасан -джалальцев , лордов Хахена . [ 53 ] [ 54 ]

Архитектура Арцаха в девятнадцатом веке отличается слиянием инноваций и традицией великих национальных памятников прошлого. Одним из примеров является собор Святого Спасителя, также известный как «Газанчетсоты» (Армян: ղազանչեցոց բ. Он стоит в Шуше , бывшей столице Карабах -ханата , и является одним из крупнейших армянских церквей, когда -либо возведенных. Архитектурные формы собора находились под влиянием дизайна древнего собора святого Эхмиадзина (4–9 -го века), центра Армянской апостольской церкви, расположенной к западу от столицы Армении в Ереване. После войны в Карабах, собор претерпел восстановление и в настоящее время служит активным домом поклонения армянской апостольской церкви.

В дополнение к собору Святого Спасителя, Шуша принял Эрмитаж святых девственников (Армян: Пустыня Кусанатс, 1816) и три другие армянские церкви. Святой Спаситель "Мегретсоты" (Армянский: Менекрономический Св. Аминапркич, 1838), Св. Hovhannes "Kanach ZHAM" (Армян: Св. Ховханнес, 1847) и Святой Спаситель "Агулетоты" (Армян: агулетоты Св. Аминапреркич, 1882). [ 55 ]

В девятнадцатом веке появляются несколько мусульманских памятников. Они связаны с появлением Карабах -ханата , недолгого, управляемого мусульманами в Карабах (1750–1805). В городе Шуша были построены три мечети девятнадцатого века, которые вместе с двумя российскими ортодоксальными часовнями являются единственными нерумыми архитектурными памятниками, найденными на территориях, в состав которых входят бывший автономный регион Нагорно Карабах и сегодняшняя Республика Арцакха .

Музеи в искусстве

[ редактировать ]

Ниже приведен список музеев, которые находились в Арцах, которые охватывают институты (включая некоммерческие организации, государственные организации и частные предприятия), которые собирают и заботятся о объектах культурных, художественных, научных или исторических интересов и предоставляют свои коллекции или связанные выставки для публичного просмотра. Музеи, которые существуют только в киберпространстве (то есть виртуальные музеи ), не включены. Также включены некоммерческие художественные галереи и выставочные места.

Список музеев в Арчер - округа Коллин, Техас
Имя музея Город Примечания Рефс
Мартакерт исторический и географический музей Мартакерт Этнография [ 56 ]
Аскаран Историко-геологический музей Аскаран Археология [ 56 ]
Армянский музей драма Скачать Армянские монеты [ 56 ]
Дашенский музей истории Бердашен Археология [ 56 ]
Географический музей Кашатагского региона Кашатаг Бердзор Археология [ 56 ]
Арцахский государственный музей Степанакерт Археологическая и культурная история искусственного народа [ 57 ] [ 56 ]
Дом Хуршидбана Натаван Скачать Исторический и архитектурный памятник 18-го или 19-го века [ 56 ]
House-Museum of Uzeyir Hajibeyov (скачать) Скачать Uzeyir Hajibeyov - Anz Azerbaijan Composer [ 58 ]
House of Nikol Duman Tsakhkashat 19 века реконструированные здания [ 59 ]
Исторический географический музей Мартуни Маршировать Этнография, археология, средневековые артефакты [ 56 ]
Музей после Тевана Степаньяна в Туми Хадрут Посвящен Тевану Степаньяну [ 56 ]
Государственный археологический музей Кашатаг Кашатаг Артефакты обнаружены во время археологических раскопок в регионе Кашатаг. [ 59 ]
Шуши -ковровый музей Скачать Ковры сотканы с 17 -го века до начала 20 -го века. [ 56 ]
Государственный музей изящных искусств Шуши Скачать Показ местных художников [ 56 ]
Галерея Степанакерта Степанакерт Картины художников -артах [ 56 ]
Меликианский дворец Teach Выборы (жесткие) Археологические материалы обнаружены во время раскопок в районе дворца [ 56 ]
Музей изящных искусств Республики Арцах Скачать Художественная галерея местных художников [ 59 ]
Государственный археологический музей Тигранакерта АНГДАМ РАЙОН Разрушенный город, начиная с эллинистического периода [ 59 ]
Музей в память о погибших азатамартиках Степанакерт Армянский военный музей [ 59 ]
Музей истории Шуши Скачать Музей был закрыт после захвата Shusha 8 мая 1992 года. [ 60 ] [ 59 ]
Азербайджанский государственный музей истории Карабаха Скачать Несуществующий [ 61 ]

Памятники гражданской архитектуры

[ редактировать ]

несколько дворцов армянских меликов С 17 и 18 веков следует отметить (Армянский: Мелик, герцог): Мелик-бегларян (Армян: Мельк-Бегарян), дворец Бегларян Мелик-Аванец (Армян: Мельк-Аванян). В Togh (в районе Хадрат), дворец семьи Мелик-Мнацзаканиан (Армян: Мельхаканьян) в Геташен, дворец семьи Мелик-Хайказян (Армян: Мелик-Хайказин) в Кашатаге (в районе Кашатаг-Лэчин), Palace) из Мелика-Долуханяна (Армян: Мелканакьян) и, наконец, дворец Хана Карабаха в городе Шуша. [ 62 ] Принцливые дворцы из более ранних эпох, хотя и сильно повреждены временем, одинаково, если не более впечатляющие. Среди сохранившихся есть дворец допианских князей, лордов Цара, недалеко от Анаберда (в районе Мардакерт). [ 63 ]

Средневековые гостиницы Арцаха (называемая «idjevanatoun;» Арменанский: իջևանատուն) содержит отдельную категорию гражданских структур. Лучший сохраненный пример из них найден недалеко от города Хадрут. [ 64 ]

Перед его разрушением в 1920 году основным хранилищем гражданской архитектуры региона был Шуша. В конце 19 -го века Шуша стал одним из крупнейших городов Кавказа . В 1913 году в нем приняли участие более 42 000 человек.

Архитектура Шуши имела свой уникальный стиль и дух. Этот специальный стиль синтезировал проекты, используемые в строительстве Grand Homes в сельских районах Арцакха (особенно в южном графстве Дизак) и элементах неоклассической европейской архитектуры. Крайне существенным примером жилых домов Шуши является дом семьи Авансанц (19 век). Административные здания Шуши включают: Королевский колледж (1875), Европейский колледж (1838), Техническая школа (1881) Летние и зимние клубы мэрии (1896 и 1901), Цимарская больница (1900), Театр Кхандамирия (1891 г. ), Женский колледж Святой Девы (1864) и средняя школа Мариам Гукассиянской дворянства (1894). Из этих зданий только Королевский колледж и Цимарская больница пережили нападение Турко-мусульмана на город в 1920 году. [ 65 ]

Наиболее сохранившиеся примеры сельской гражданской архитектуры Арцакха встречаются в исторических поселениях бананов (армян: бананты), Getashen (Армян: Хадрут (Армян: TOG). [ 66 ]

История вандализма и разрушения

[ редактировать ]

Первая запись повреждения исторических памятников произошла в начале средневекового периода. Во время армянской войны в 451–484 гг . Н.э. монастырь Амараса был разрушен персидскими завоевателями, которые стремились вернуть языческие практики в Армению . Позже, в 821 году, Армения была захвачена арабами, а Амарас был разграблен. Однако в том же столетии монастырь был восстановлен под покровительством принца Исаи (армяка: ե իշխան առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ առանշահիկ), лорда Дизака, который смело боролся с захватчиками. В 1223 году, как свидетельствует епископ Стефанос Орбельан (умер в 1304 году), Амарас снова разграбили - на этот раз монголы - которые взяли с ними кросюр Святого Григориса и большого золотого креста, украшенного 36 драгоценными камнями. По словам Орбелиана, жены монгольского лидера, византийской принцессы Десжина, предложила отправить крест и крест в Константинополь. [ 67 ]

В 1387 году Амарас и десять других монастырей Арцакха подверглись нападению орды Тамерлана из Центральной Азии . Согласно местной армянской легенде, Тамерлейн уничтожил Амараса и приказал своим солдатам составить линию протяженности миль от монастыря до реки Аракса . Солдаты Тамерлана проходили по камням разрушенных зданий от одного человека к другому и бросали их в воду, чтобы сформировать мост. Но как только завоеватели покинули регион, говорит легенда, жители региона бросились к реке, вернули камни обратно и перестроили монастырь до первоначального штата. Амараса Должно быть, это было в то время, когда был создан знаменитый сценарий . [ 68 ]

Вскоре после армянского геноцида и окончания кампании Кавказа в 1918 году погром, спровоцированный мусульманским азербайджанским населением в 1920 году, привел к разрушению всего армянского квартала города, что оказало разрушительное влияние на наследие архитектуры городов и позиция как позиция как Главный торговый город и производитель шелка в 19 веке. После вступления в турко-исламские кочевники в высокогорье Карабаха в 1750-х годах город стал разделенным на две части: армянин и мусульманин. Хотя исламские туркские племена (известные с 1930 -х годов как «азербайджанцы») [ 69 ] Составлял небольшой процент населения нагорья Арцахи, их самая большая концентрация была в Шуша, где они жили в мире с армянским населением. Однако в начале 20-го века города космополитическое и терпимое отношение начало разваливаться и стало местом спорадического межпространственного насилия , но это было в марте 1920 года, когда он получил самый смертельный удар. Помогает экспедиционные османские силы, вооруженные турко-тартара («Азербайджани» [ 69 ] ) Группы сожгли и уничтожили армянскую часть города, убив большинство его армянских жителей в процессе - в общей сложности около 20 000 человек. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]

Три из пяти армянских церквей были полностью уничтожены туркскими группами: Святой Спаситель "Мегретцоц" (Армянский: построен в 1838 году), Святой Спаситель "Агулетцц" (Армянский: агулеты святых девственников. [ 73 ] Собор Святого Спасителя (1868–1888 гг.) Был осквернен и сильно поврежден. С разрушенными 7000 зданий, Shusha никогда не был восстановлен до своего бывшего величия. Вместо этого он сократился, став маленьким городом, населенным азербайджанистами (14 тысяч жителей в 1987 году против 42 тысячи в 1913 году). Он стоял в руинах с 1920 года до середины 1960-х годов, когда руины армянской половины города были построены на вершине приказов из Баку, и на них были построены дешевые жилые комплексы.

Карабаха война (1991–1994) также оставила свои глубокие шрамы на архитектурном лице Нагорно Карабаха . Азербайджанская армия преднамеренно нацелена на армянские христианские памятники с целью их сноса, используя, среди различных средств, тяжелых артиллерийских и военных самолетов. и амарас, и монастыри Гандзасара . В процессе страдали [ 74 ] Роберт Беван пишет: «Азрийская кампания против армянского анклава Нагорно Карабаха, которая началась в 1988 году, сопровождалась культурной очисткой , которая разрушила монастырь Эгеазара и 21 другие церкви». [ 75 ]

Крепости, замки и княжеские дворцы

[ редактировать ]

Крепости региона (называемые «Берд» в Армянском; Крепость) обычно строились на труднодоступных камнях или на кончиках гор, используя Rrrain региона. Some of the fortresses in Nagorno Karabake Include Jraberd (Armenian: Handaberd), Kachaghakaberd (Armenian: Kacakar (Armenian: Khaulistan), Mairaberd (Armenian. Mayor) Toghaberd (Armenian: Logharberd), Aknaberd (Armenian: Aghberd), And Aghjkaberd (Armenian : Девочка). Эти замки принадлежали аристократическим семьям Арцаха, защищая свои домены от иностранных захватчиков, которые пришли из восточных степи. Форты были созданы очень рано в истории региона, и каждое последовательное поколение своих хранителей способствовало их улучшению. [ 76 ]

Когда княжество Хахена подковало связью с Королевством Киликии (1080–1375), независимого армянского государства на Средиземном море , которое помогло крестоносцам , в результате небольшое количество укреплений Арцаха приобрело определенный образ киличения. [ 77 ] [ 78 ]

Замок Хэндберд, традиционный оплот вахтандских допианских принцев, расположенных в Карвачаре (Армян: քարվաճառ, бывший район Азербайджана Кельбаджара), был восстановлен с грантом, полученным от короля Киличии Левон I ; Для этого это было также известно как «Левонаберд» (Армян: լևոնաբերդ).

Однако самыми замечательными частями укреплений Карабаха являются цитадель Шуша и Аскаран . При поддержке замысловатой системы лагерей, рекрутинговых центров, сторожевых талоков и укрепленных маяков, оба принадлежали так называемому меньшему сигнаху (Армян: փոքր ղնախ ղնախ ղնախ ղնախ), который был одним из двух основных исторических районов Артаха, ответственного за защиту южных округов Варанды и Дизак. [ 79 ] Когда цитадель Шуша была основана Пана Али Хан Джаваншир, основатель карабах -ханата , его стены и другие укрепления были построены. [ 80 ] [ 81 ]

Большой армянский хачкар за пределами собора Святого Иоанна Крестителя, Гандзасар Монастырь Гандзасара, вновь подписанного Армянским Хачкаром.

Khachkars (армянин: խաչքար), каменные памятники, украшенные крестом, представляют собой особую главу в истории скульптуры и уникальны для исторической Армении. [ 82 ]

На первом этапе их эволюции этот тип памятников уже существовал в Арцах, о чем свидетельствует один из самых ранних датированных образцов, найденных на восточном берегу озера Севана (в Метц Мазре, год 881), которые в то время были частью Доминирование принцев Цара Арцаха. На территории современной Республики Арцах и прилегающих регионов также обнаружено очень большое количество хахкаров.

Несколько примеров тринадцатого века выглядят особенно утонченными, и некоторые из них заслуживают особого внимания к своему превосходному дизайну. Два хашкара монастыря Гтичаванка (Армян: գտիչավանք), датируемые примерно 1246 (один из которых сохранен в Сент -Эхмиадзине в Армении), показывают двух епископов, которые основали Гтичаванк . Есть также две высокие таблички для хачкар , помещенные в мемориальную колокольню в монастыре Dadivank (1283), которые представляют собой настоящие кружевы на камне. [ 83 ]

Самый известный пример Арцакха встроенных хахкаров -где хашкары, стоящие рядом с Iconostas-in-Stone--это монастырь Бри Йегцзы (Армян: жирный варанда, в настоящее время в районе Мартюни Арцакх ). Использование встроенных в Бри Йегтце такое же, как в монастыре Цагац Кар (Армян: в хахкаров Монастыре Хоромоса возле Карса (Армян: Монастырь Хороми). [ 84 ]

Большой хачкар , привезенный из Мец -Эрмитажа из Арцакха (армянин: большой без пустыни) к Св. Эхмиадзин, представляет собой редкий тип так называемых «крылатых крестов», которые напоминают кельтские крестовые камни из Шотландии и Ирландии ? [ 83 ] Самая большая коллекция стоящих хахкаров в Арцакхе находится в районе под названием Цера Нахатак, недалеко от деревни Бадара.

Надписи Лапидари

[ редактировать ]
Армянский текст королевы Арзу из Хатерка, монастырь Дадиванка (13 век)

В большинстве случаев фасады и стены церквей и монастырей Арцакха содержат гравированные тексты в армянском, которые часто обеспечивают точную дату строительства, имена посетителей и иногда даже название архитектора. Количество таких текстов превышает несколько сотен.

Покрытие стен церквей и монастырей украшенными текстами в армянском, развитых в Арцах, и во многих других местах в исторической Армении, в уникальную форму декора. [ 85 ] По сравнению с другими армянскими землями, Арцах содержит очень большое количество армянских лапидари (вписанных в камень) на единицу территории, которые датируются 5 -м веком. Наиболее примечательные и обширные из тех, кто покрывает целые стены монастырей Dadivank и Gandzasar .

Например, выдающаяся надпись подробно описывает основу Мемориального собора Дадиванка; Он покрывает большую площадь южного фасада собора. Это начинается со следующего раздела:

"По милости Божьей Всемогущ и Его единственного рожденного Сына Иисуса Христа, и по благодати самого Святого Духа, я, Арзу Хатуну, скромный слуга Христа, дочь величайшего принца Князей Курта и супруга Наследный принц Вахтанг, лорд Хатерка и весь Верхний Хахен, с огромной надеждой построили этот святой собор на месте последней остальной части моего мужа и двух моих сыновей ... мой старший [сын] Хасан мученик за свою христианскую веру в Война против турок; И я взял на себя строительство этого искупленного храма с максимальной надеждой и усердием для спасения их душ, а также моих и всех моих племянников. В год [современный 1214] армянского календаря… " [ 86 ]

Другой исторический текст, надписанный на армян, находится на надгробии Святого Григориса, епископа Арцах, в монастыре Амараса . Св. Григорис был Св. Григори, внук просветления , который мученировал проповедь Евангелия на северном Кавказе :

"Гробница Святого Григориса, Католос из Агванка, внука Святого Григория; родился в [322 г. н.э.], помазанный в год [340 г. н.э.], мученическая в году [348 г. н. Мазкуты; [ 87 ]

Фреско искусство

[ редактировать ]

Немногие фрески Арцакха были сохранены, но те, которые выжили, важны для истории армянского искусства фрески из -за их уникальных композиционных особенностей и цветовых схем. Самая большая коллекция фресков Арцакха находится в Мемориальном соборе (1214) в монастыре Дадиванка . Мемориальный собор был построен по приказу королевы Арзу из Хатерка. [ 88 ] Картины изображают Святой Марии, Иисуса Христа и Святого Николаса, с группой ангелов и верующих.

Фресковая картина 13-го века Святой Девы в Мемориальном соборе монастыря Дадиванка

Фреска . на южной стене показывает Святую Деву в длинной одежде с красным плавником, связанным с ее головой Она держит речь, украшенную крестами. Другая фреска изображает Христа, когда он дает Евангелие святому Николасу . Фреска на северной стене представляет рождение Иисуса : Святой Иосиф стоит у кровати Святой Марии, а три волшебника встают на колени в обожании впереди; Херувивы летят в небе над ними, поют славу на высшем небесах. [ 89 ] Уроженец Арцахи и автора 13 -го века Киракос Гандзакетси (Армян: Киракос дразнит) намекает на Армению «История Армении», они могли быть среди тех, кто помог нарисовать фрески. [ 90 ] Кроме Dadivank, некоторые другие фрески встречаются в главной приходской церкви города Араджадзор в районе Мардакерт.

Освещенные рукописи

[ редактировать ]

Более тридцати известных средневековых рукописей возникают в искусстве, многие из которых представляют собой рукописи 13 -го и 14 -го века , созданные во время княжества Хахена . [ 88 ] Эти сценарии были созданы в Гандже, Азербайджане , а также в монастырях Карабаха Гандзасара , Хоранашат (Армянский. Слуга Святого Аствацацана) и Йерц Манканты (Армянский. [ 91 ] Группа освещенных работ специфична для регионов Арцакха и Утика; В своем линейном и неприбортном стиле они напоминают миниатюры школ Syunik и Vaspurakan . Эти композиции просты и монументальны, часто с иконографией, которая оригинальна и отличается от византийских моделей. Помимо изображения библейских историй, несколько рукописей Арцахи пытаются передать образы правителей региона, которые часто упорядочивали переписывание и освещение текстов. Рукопись № 115, сохраненная в Матенадаранском институте древних рукописей в Ереване , Армения содержит миниатюрный портрет принца Вахтанга Тангка (Армян: վախթանգ թանգիկ, Вахтанг, драгоценного) лорда Хатерка. [ 92 ]

В течение 12–15 веков несколько десятков известных Scriptoria функционировали в искусстве и соседнем UTIK. [ 93 ] Лучший период миниатюрной живописи Арцаха может быть разделен на две основные этапы. Первая включает в себя вторую половину 12 -го и начало 13 -го веков. Второй этап включает в себя вторую половину 13 -го века до начала 14 -го века. Среди самых интересных произведений первого этапа можно упомянуть матенадаранную рукопись №. 378, называемое Евангелием принца Вахтанга Хахенси (произведен в 1212 году), и матенадаранская рукопись №. 4829, Евангелие, созданное в 1224 году и связанное с именем принцессы Вануни Джаджро. [ 88 ]

Ковры и коврики

[ редактировать ]
Кардахский ковер подгруппы Малибайли. Малибайли деревня Шуша , 1813)

Ковры и коврики - это форма искусства, которая является центральной для художественной идентичности региона. Известно, что в десятом веке окрашенные ткани и коврики из Арцахи были высоко ценятся в арабском мире. В двух описаниях историка Киракоса Гандзакетси упоминаются вышивки и алтарь занавески вручную его современниками Арзу и Хоришах - двумя принцессами дома Верхнего Хахена (Хатерка/հաթերք) - для монастыря Дадиванка . [ 90 ] В 19 веке местные коврики и образцы натурального производства шелкового производства стали частью международных выставок и художественных ярмарок в Москве, Филадельфии и Париже.

Обилие ковров, произведенных в современный период, коренится в этой твердой древней традиции. Действительно, недавние исследования начали подчеркивать важность армянского региона Арцах в истории более широкой группы ковров, классифицированных как «кавказцы». Плетеной работы армян Арчакха бывают в нескольких типах. Коврики в «орлиновых диапазонах» (армян: արծվագորգ/artzvagorg) или «солнечный» (армянский: արևագորգ/arevagorg), подтип армянского коврика с участием драконов, в производственном центре восемнадцатого века был округ Арцах, есть в округе Арцах, Характерно большие излучающие медальоны. Другие коврики поставляются с украшениями, напоминающими змеи («Serpentbands;» Армян: o ձագորգ ձագորգ/odzagorg) или облака с восьмиугольными медальонами, содержащими четыре пары змеи в форме «S», и коврики с серией восьмиугольных, перекрестных или ромбоидных медиалсов, медикаментозных часто граничит с красной полосой. [ 94 ]

Арцах также является источником некоторых из самых старых ковров с надписями армян: коврик с тремя нишами из города Бананты (1602), коврик католиков Агванка (1731) и знаменитого коврика Гухара (Гохар) (1700 ) [ 94 ] Следует также добавить, что большинство ковров с армянскими надписями происходят из Арцаха. [ 95 ]

Армянский ковер "Гохар" с армянской надписью, 1700, Арцах ( нагорно-карабах )

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в Аль Якобсон. Из истории средневековой архинской архитектуры: монастырь Гандзасара. В: «Исследования в истории культуры народов на востоке». Москва-Ленингград. 1960. С. 140–158 [на русском языке].
  2. ^ Жан-Мишель Тьерри. Карабагские церкви и монастырь, Антелеис: Ливан, 1991, с. 4-6
  3. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыря Карабаха, Антеле: Ливан, 1991. с. 4
  4. ^ Jump up to: а беременный Том 19: Гарабаг. Документы армянского искусства/документации Di Architettura Armena Series. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Oemme edizioni; 1980, ISBN   978-88-85822-25-2
  5. ^ Джон Халаджян. Архитектура армянской церкви: от покоя в пробуждение. Tate Publishing & Enterprises (август 2006 г.), 978-1-598866-090-0   , с . 28
  6. ^ Jump up to: а беременный Заморозить. Хамазасп Воскин. Глава 1
  7. ^ Том 17: Гандзасар. Документы армянского художественного сериала. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Oemme edizioni; 1987, ISBN   978-88-85822-25-2
  8. ^ Том Мастерс, Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан (руководства по путешествиям Lonely Planet). Одинокая планета публикации; 2 -е издание (июль 2004 г.). ISBN   978-1-74059-138-6
  9. ^ Том 19: Гарабаг. Документы армянского художественного сериала. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Oemme edizioni; 1980, ISBN   978-88-85822-25-2
  10. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998
  11. ^ Jump up to: а беременный Роберт Х. Хьюсен. Армения: Исторический Атлас, Чикаго, Иллинойс: Университет Чикагской Прессы, 2001, карта 10, с. 3
  12. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, p. 45
  13. ^ Том 19: Гарабаг. Документы армянского художественного сериала. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Oemme edizioni; 1980, ISBN   978-88-858222-25-2 , Preamble
  14. ^ Jump up to: а беременный Жан-Мишель Тьерри. Карабагские церкви и монастырь, Антелеис: Ливан, 1991, с. 11
  15. ^ Мурад Хасратиан. Ранняя современная христианская архитектура Армении . Москва, Incombook, 2000, p. 5
  16. ^ Пол Бедукиан. Монета Артаксии Армении, Лондон, 1978, с. 2-14
  17. ^ Jump up to: а беременный Уокер, Кристофер Дж.: «Армянское присутствие в горном Карабах», в трансайских границах, Джон Ф. Райт, Сюзанна Голденберг, Рохард Шофилд (ред.), (Нью -Йорк, Святой Мартин Пресс, 1996), 89–112
  18. ^ Movses Dasxuranci (1961). История кавказских албанцев (перевод CFJ Dowsett). Лондон: (Лондон Восточная серия, том 8).
  19. ^ ИСТОРИЯ АРМИНАМ МВИССА ХОРЕНАЦИ . Перевод с старого армянского RW Thomson, английский перевод, 1978 (Гарвард, ISBN   978-0-674-39571-8 )
  20. ^ Кэтрин Батчер. Книга современных святых и мучеников Кокса. Continuum International Publishing Group (4 июля 2006 г.), с. 99, ISBN   978-0-8264-8788-9
  21. ^ Jump up to: а беременный Армения и Карабах. Каменные садовые постановки; 2 -е издание (1 сентября 2006 г.), с. 265 ISBN   978-0-9672120-9-8
  22. ^ Jump up to: а беременный Заморозить. Хамазасп Воскин. Монастырь Арцакха, 1953, с. 12
  23. ^ В.А.Шнирельман, "Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье", М., ИКЦ, "Академкнига", 2003
  24. ^ National Geographic Magazine. Март 2004 г. с. 43
  25. ^ Movses Dasxuranci (1961). История кавказских албанцев (перевод CFJ Dowsett). Лондон: (London Oriental Series, Vol. 8), главы 27–29
  26. ^ Jump up to: а беременный Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыря Карабаха, Антелеис: Ливан, 1991
  27. ^ «Кориун,« Жизнь Маштотов », перевод в русский и вступление Ш.В. Смбатиана и Камелик-Огхаджанан, Москва, 1962, сноски 15–21» . Архивировано из оригинала 2007-09-27 . Получено 2007-12-02 .
  28. ^ Samvel Karapetian. Армянские культурные памятники в регионе Карабах, Ереван: Gitutiun Publishing House, 2001. с. 77
  29. ^ Том 21.: Tzitzernavank. Документы армянского франка / выездного изображения Арменика естественные температуры. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Орем, Edizes; 1989
  30. ^ Cuneo, P. 'Базилика Цитсернаванка (Cicicernavank) в Карабахе, «Revue des Etudes Armeniennes
  31. ^ Samvel Karapetian. Армянские культурные памятники в регионе Карабах, Ереван: Gitutiun Publishing House, 2001, Глава: Tzitzernavank
  32. ^ Шан Мкртчан. Казначейства Арцаха, Ереван: Publying House Tigran Mets, 2002, с. 9
  33. ^ Мурад Хасратиан. Ранняя современная христианская архитектура Армении. Москва, Incombook, 2000, p. 22
  34. ^ Мурад Хасратиан. Ранняя современная христианская архитектура Армении. Москва, Incombook, 2000, p. 53
  35. ^ Жан-Мишель Тьерри. Карабагские церкви и монастырь, Антелеис: Ливан, 1991, с. 121
  36. ^ Жан-Мишель Тьерри. Карабагские церкви и монастырь, Антелеис: Ливан, 1991, с. 87
  37. ^ Том Мастерс, Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан (руководства по путешествиям Lonely Planet). Одинокая планета публикации; 2 издание (июль 2004 г.). ISBN   978-1-74059-138-6 , Глава: Нагорно Карабах
  38. ^ Jump up to: а беременный Том 17: Гандзасар. Документы армянского армянского армянского армянского армянского армян. Политехника и Армянская академия наук, Милан, издание OEMME; 1987, 978-88–85822222525-2   , p . 14
  39. ^ Николас Холди. Армения с Нагорно Карабахом. Путеводитель Брэдта. Второе издание (1 октября 2006 г.). ISBN   978-1-84162-163-0 , Dadivank
  40. ^ Samvel Karapetian. Армянские культурные памятники в регионе Карабах, Ереван: Gitutiun Publishing House, 2001, Глава: Dadivank
  41. ^ Rev. Хамазасп Воскин. Монастырь Арцаха, Вена, 1953, Глава: Защитник
  42. ^ Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедиан. Армянское искусство, Париж, 1987, с. 61
  43. ^ Том 17: Гандзасар. Документы армянского армянского армянского армянского армянского армян. Политехника и Армянская академия наук, Милан, издание OEMME; 1987, с. 6
  44. ^ Роберт Х. Хьюсен. Этноистория и Армянское влияние на кавказских албанцев, в: Самуэлянец, Томас Дж. (Hg.), Классическая армянская культура. Влияние и творчество, Chico: 1982, 27–40
  45. ^ Роберт Х. Хьюсен. Армения: Исторический Атлас, Чикаго, Иллинойс: Университет Чикагской Прессы, 2001, с. 80, 119
  46. ^ Джордж А. Бурнутиан. Армяне и Россия, 1626–1796 гг.: Документальная запись. Mazda Publishers, 2001. С. 49–50
  47. ^ Rev. Хамазасп Воскин. Монастырь Арцакха, Вена, 1953, Глава: Гандсар
  48. ^ Армения и Карабах. Каменные садовые постановки; 2 -е издание (1 сентября 2006 г.), глава: Нагорно Карабах, ISBN   978-0-9672120-9-8
  49. ^ Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедиан. Армянское искусство, Париж, 1987, с. 34, 35
  50. ^ Shahen Mkrtchian. Сокровища Арцаха, Ереван: издательство Тиграна Метс, 2002, Глава: Гандзасар
  51. ^ Том 1: Хагбат. Документы армянского искусства/документации Di Architettura Armena Series. Политехника и Армянская академия наук, Милан, Oemme edizioni; 1968
  52. ^ Роберт Д. Сан Соучи (автор), Рауль Колон (иллюстратор). Плетение слов. Армянская сказка пересказ, Orchard Books, 1998
  53. ^ Shahen Mkrtchian. Сокровища Арцаха, Ереван: издательство Тиграна Метс, 2002, Глава: Гандзасар
  54. ^ Борис Баратов. Райский расходной
  55. ^ Армения и Карабах. Каменные садовые постановки; 2 -е издание (1 сентября 2006 г.), с. 264 ISBN   978-0-9672120-9-8
  56. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м «Музеи AUA Artsakh Heritage» . AUA Artsakh Heritage . Получено 15 августа 2022 года .
  57. ^ Тур, горевская Армения. «Историко-геологический музей Арцаха | Barev Armenia Tours» . BareVarmenia.com . Получено 2018-04-06 .
  58. ^ «Музей дома Узеира Хаджибея в Шуши» (в Азербайджани). 1905.az. Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Получено 11 мая 2022 года .
  59. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Музеи - Карабаха путешествия» . Artsakh.travel . Архивировано с оригинала 2018-04-06 . Получено 2018-04-06 .
  60. ^ "Агрессия против Азербайджана" . Retrieved 5 August 2010 .
  61. ^ «Азербайджанский государственный музей Карабах» (в Азербайджани). 1905.az. Получено 3 февраля 2018 года .
  62. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, p. 79-83
  63. ^ Артак Гулян. Замки/дворцы) меликов Арцах и Сионика. Ереван. 2001
  64. ^ Раффи Кодзиан, Брэди Кислинг. Вновь открытие гида Армения. CD-ROM. Hay-013158. Глава: Хадрут-Физули
  65. ^ Shahen Mkrtchian. Сокровища Арцаха, Ереван: издательство Тиграна Метс, 2002. С. 3–6
  66. ^ Samvel Karapetian. Северный Арцах. Ереван: Gitutiun Publishing House, 2004
  67. ^ Степанос Орбелян, "История области Сисакан", Тифлис, 1910
  68. ^ Степан Лисицьян. Армейн Нагорни Карабах. Эреван. 1992
  69. ^ Jump up to: а беременный Стюарт Дж. Кауфман. Современная ненависть: символическая политика этнической войны. Издательство Корнелльского университета (июнь 2001 г.). ISBN   978-0-8014-8736-1 , страницы 50–65
  70. ^ Уокер, Армения и Карабах, с.91
  71. ^ Голденберг, гордость маленьких наций, с.159
  72. ^ Современная ненависть: символическая политика этнической войны Стюарта Дж. Кауфмана, с.51
  73. ^ Кэролайн Кокс (январь 1997). «Нагорно Карабах: забытые люди в забытой войне». Современный обзор. «Например, также в 1920 -х годах азербайцы жестоко убили и выселили армян из города Шуша, который был известным и историческим центром армянской культуры»
  74. ^ Армения и Карабах. Каменные садовые постановки; 2 -е издание (1 сентября 2006 г.). П. 267, ISBN   978-0-9672120-9-8
  75. ^ Роберт Беван. Разрушение памяти: архитектура на войне. Книги Reaktion. 2006, с. 57
  76. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998, pp. 50
  77. ^ Роберт Эдвардс. Укрепления армянской Киликии, Дамбартон Оукс, Вашингтон, 1987, с. 73
  78. ^ Kirakos, Gandzaketsi, 1201–1271. История армян Киракос Гандзакетси (Нью -Йорк: источники армянской традиции, 1986). Гандзакетси рассказывает историю дружбы между Хетумом, королем Киликии и Хасаном Джалалом, принцем Хахена
  79. ^ Джордж А. Бурнутиан. Армяне и Россия, 1626–1796 гг.: Документальная запись. Mazda Publishers, 2001. Книга демонстрирует переписку и другие оригинальные документы о военной инфраструктуре Карабаха и оборонительной деятельности знаменитого армянского командира Авана Спарапета в Персотоманской войне 1720-х годов; См. Страницы 124–129; 143–146, 153–156.
  80. ^ Mirza Adigozel-bek, Karabakh-name (1845)
  81. ^ Мирза Джамал Джаваншир (1847), История Карабаха
  82. ^ Анатоли Л. Якобсон. Армянский Кхааккарс, Москва, 1986
  83. ^ Jump up to: а беременный Жан-Мишель Тьерри и Патрик Донабедиан. Армянское искусство, Париж, 1987. П. 231
  84. ^ Rev. Хамазасп Воскин. Монастырь Арцакха, Вена, 1953, глава 3
  85. ^ Boris Baratov. Paradise Laid Waste: A Journey to Karabakh, Lingvist Publishers, Moscow, 1998. p. 63-73
  86. ^ Samvel Karapetian. Армянские культурные памятники в регионе Карабах, Ереван: Gitutiun Publishing House, 2001, Глава: Dadivank
  87. ^ Rev. Хамазасп Воскин. Монастырь Арцакха, 1953, глава
  88. ^ Jump up to: а беременный в Лидия А. Дурново, Эссе об изобразительном искусстве средневековой Армении. Москва. 1979. [на русском языке]
  89. ^ Николас Холди. Армения с Нагорно Карабахом. Путеводитель Брэдта. Второе издание (1 октября 2006 г.). Dadivank. ISBN   978-1-84162-163-0
  90. ^ Jump up to: а беременный Киракос, Гандзакетси, 1201–1 История армян Киракос Гандзакетси (Нью -Йорк: источники армянской традиции, 1986)
  91. ^ Hraverd Hagopian. Минитрации Арцах и Утика: Тритнадцатый века, Ереван, 1989, с. 136 [в армянском]]
  92. ^ Hraverd Hagopian. Минитрации Арцах и Утика: Тритнадцатый века, Ереван, 1989, с. 137 [в армянском]]
  93. ^ Жан-Мишель Тьерри. Церкви и монастыря Карабаха, Антеле: Ливан, 1991. с. 63
  94. ^ Jump up to: а беременный Люси Дер Мануэлян и Мюррей Эйланд . Ткачи, торговцы и короли: вписанные коврики Армении, Художественный музей Кимбелла, Форт -Уэрт, 1984
  95. ^ Люси Дер Мануэлян и Мюррей Эйланд . Ткачи, торговцы и короли: вписанные коврики Армении, Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт, 1984, как интерпретируется как П. Донабедиан в Кавказском узле: история и геополитика нагорно-карабаг. Зед Книги. 1994. с. 103

Библиография

[ редактировать ]
  • Армения: 1700 лет христианской архитектуры. Moughni Publishers, Yerevan, 2001
  • Том Мастерс и Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан, публикации Lonely Planet; 2 издание (июль 2004 г.)
  • Николас держит. Армения с Нагорно Карабахом, путеводителями Брэдта; Второе издание (октябрь 2006 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e75a2678c48bfbb54e98c87d4de11510__1726807680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/10/e75a2678c48bfbb54e98c87d4de11510.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Artsakh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)