Кеши (демон)
В индуистской мифологии Кешин ( санскрит : केशिन् , букв . «волосатый/длинноволосый» IAST : Keśin ), также называемый Кеши ( санскрит : केशी IAST : Keśī ) — конь-демон, Кришной , Аватаром убитый Вишну . Демона послал злой дядя Кришны Камса , которому было суждено умереть от рук Кришны.
История об убийстве Кеши рассказана в индуистских писаниях «Бхагавата-пурана» , «Вишну-пурана» и «Харивамса» . В писаниях Кришну часто восхваляют как Кешаву – убийцу Кеши.
Легенда
[ редактировать ]Легенда о Кеши изложена в десятой книге Бхагавата-пураны (между 500–1000 гг. н.э.). Камсе , злому царю Матхуры и дяде Кришны по материнской линии, суждено быть убитым Кришной. Пытаясь избежать своей смерти, Камса посылает группу демонов в Гокулу , где Кришна живет со своими приемными родителями. После того, как Кришна убивает демона-быка Аришту, божественный мудрец Нарада подтверждает Камсе, что Кришна - ребенок его сестры Деваки и что девочка, которую убил Камса, приняв ее за ребенка Деваки, на самом деле была дочерью Яшоды. , приемная мать Кришны. Разъяренный, услышав это, Камса вызывает демона Кеши и приказывает ему убить Кришну и его брата Балараму . [1]
Кеши принимает облик огромного коня, который скачет со скоростью мысли, носит землю копытами и разбрасывает гривой небесные средства передвижения и облака по небу. Его ржание пугает людей. Кришна вызывает Кеши на дуэль, поскольку лошадь сеет хаос вокруг Гокулы. Кеши рычит, как лев, и бросается на Кришну, ударяя его копытами. Кришна хватает Кеши за обе ноги и отбрасывает его на большое расстояние. Оправившись от падения, взволнованный Кеши открывает рот и нападает на Кришну. Как только Кришна сует левую руку в рот Кеши, у Кеши выпадают все зубы. Рука Кришны вытягивается, и Кеши задыхается, пот течет по его телу, его глаза закатываются, и он с трудом пинает ногами. Когда Кеши бездыханный падает на землю, принимая свою истинную форму демона, боги и Нарада превозносят Кришну. Нарада в своем панегирике благодарит Кришну за то, что он легко убил коня-демона, одно только ржание которого заставило богов покинуть небеса. Далее он предсказывает великие дела, которые Кришна совершит позже, включая убийство Камсы. [2]
Четвертая книга Вишну-пураны (между I веком до нашей эры и IV веком нашей эры) также рассказывает эту историю. Однако Кеши впервые появляется в эпизоде, когда Камса призывает войско демонов убить всех детей мужского пола, как только он понимает, что родился Кришна. [3] Главы 15 и 16 четвертой книги представляют подробное описание смерти Кеши, которое соответствует описанию «Бхагавата-пураны» . Рассказ о смерти Аришты, открытии Нарады Камсе и последующем приказе Кеши один и тот же. [4] Хотя ужас Кеши на земле и небе и вызов Кришны одинаковы, битва начинается непосредственно с того, что Кеши атакует Кришну с открытым ртом. Рука Кришны одновременно душит Кеши, разрывая его тело на две половины. О разделении тела Кеши не говорится в « Бхагавата-пуране» . Восхваление и пророчество Нарады о смерти Камсы следуют за рассказом, в котором Нарада постановил, что Кришну будут называть Кешавой, убийцей Кеши. [5]
Харивамша . из эпоса «Махабхарата» также описывает этот инцидент аналогичным образом, дополненный восхвалением Нарады, идентифицирующего Кришну как Вишну Вишну -пурана и Харивамса (1-2 века до н.э.) рассказывают, что Кеши - последний агент, посланный Камсой убить Кришну. После убийства Кеши Кришна и Баларама отправляются в Матхуру, где убивают Камсу. Однако « Бхагавата-пурана» описывает убийство демона Вьомы, посланного Камсой, перед его отъездом в Матхуру. [6]
Буддийский писатель первого века нашей эры Ашвагхоша также упоминает убийство Кеши в отрывке из своей «Саундарананды» . [7]
Происхождение
[ редактировать ]В Атхарваведе (2-е тысячелетие до н.э.) Кеши, «волосатый», впервые появляется как демон, нападающий на нерожденных, но не по отношению к Кришне. Строка из отрывка 8.6, описывающая зло, нападающее на зародыши женского пола, гласит: «Давайте держим черного асура Кешин, рожденного в зарослях тростника, мордастого и всех других вредных существ подальше от ее гениталий и ее поясницы» [оригинал IAST ]. Филлис Гранофф , исследователь индийских религий , полагает, что Кеши — это демон детских болезней или выкидышей, подобно демонице Путане , которые оба были убиты младенцем Кришной . Однако эта гипотеза не является единогласной. [8] Сказания о Кеши-вадхе («Убийстве Кеши») хорошо известны в кушанский период (60-375 гг. н.э.). [9] Метрополитен-музей сравнивает убийство Кришной Кеши с подвигом греческого героя Геракла – убийством лошадей Диомеда . [10] Кеши или Кеши могли быть самым ранним санскритским словом, известным в китайском языке; (2 век до н.э.) Хуайнаньцзы записывает сокровища, данные в качестве выкупа за короля Чжоу Вэня королю Чжоу Шанскому в 1103 году до н. э., включая гору под названием цзиси 雞斯 или древнекитайский * кесе . [11]
День памяти
[ редактировать ]Согласно малаялам «Бхагавата-пуране» , Кришна получил имя Кешава , когда убил Кеши. [12] Кришна упоминается как убийца Кеши в Гите Арджуной Бхагават - трижды - Кешава (1.30 и 3.1) и Кеши-нисудана (18.1). В первой главе (1.30), обращаясь к Кришне как к убийце Кеши, Арджуна выражает свои сомнения по поводу войны, в то же время находит Кришну способным уничтожить их. Здесь Кеши представляет собой ложную гордость, а упоминание Арджуной убийцы Кеши выражает его смирение. Кеши в образе бешеной лошади, которая устроила хаос в Гокуле, - также олицетворяет дикую лошадь сомнений, бегущую в сознании человека. В третьей главе Арджуна задает вопрос Господу Кришне: «Если ты пришел к выводу, что знание превосходит действие, о Джанардана, то почему ты приказываешь мне совершить этот ужасный поступок, о Кешава?» (3.1). В последней главе (18.1) Арджуна обращается к Кришне как Маха-бахо («могущерукий») в сочетании с эпитетом «убийца Кеши», напоминая читателю, как Кришна убил Кеши одними руками. [13] Вишну -сахасранама («Тысяча имен Вишну») называет Кришну Кешавой (Имена 23, 648) и Кешитой (649) — убийцей Кеши. В пьесе четвертого века «Мудраракшаса» эпитет Кешава также интерпретируется как убийца Кеши. [7] Кешигат — главный гхат для омовения вдоль реки Ямуны во Вриндаване , где, как полагают, Кришна победил Кеши. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брайант с. 151 Глава 35 19-23
- ^ Брайант, стр. 153-4 Глава 36 1-25
- ^ Уилсон с. 272
- ^ Уилсон, стр. 335-8, Глава 15.
- ^ Уилсон, стр. 339-42, Глава 16.
- ^ Фреда Матчетт (2001). «Кришна в Харивамше». Кришна, Господь или Аватара?: отношения между Кришной и Вишну . Рутледж. п. 54. ИСБН 0-7007-1281-Х .
- ^ Jump up to: а б ПК Мишра (1999). Исследования индуистского и буддийского искусства . Публикации Абхинава. п. 362. ИСБН 9788170173687 .
- ^ Филлис Гранофф (2003). «Парадигмы защиты в ранних индийских религиозных текстах или эссе о том, что делать со своими демонами». В Петре Бальцеровиче, Варшавском университете (ред.). Очерки джайнской философии и религии . Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 186–8. ISBN 81-208-1977-2 .
- ^ Сисир Кумар Дас (2005). История индийской литературы, 500-1399: от куртуазной к народной . Сахитья Академия . п. 262. ИСБН 81-260-2171-3 .
- ^ «Кришна убивает конного демона Кеши» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1991.300.
- ^ Хунг Тейк То (2010). «Заметки о самом раннем санскритском слове, известном в китайском языке» , Sino-Platonic Papers 201.
- ^ Мани, Веттам (1975). «Кеши II». Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 406 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Б.В. Трипурари (2001). Бхагавад-гита: ее чувства и философия . Спрингер Наука и бизнес. стр. 21–2, 521. ISBN. 9781886069534 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (1989). Обзор индуизма . СУНИ Пресс. п. 81. ИСБН 978-0-7914-7082-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эдвин Ф. Брайант (2003). Кришна: прекрасная легенда о Боге: (Шримад Бхагавата Пурана, книга X), книга 10 . Пингвинская классика. ISBN 9780140447996 .
- Гораций Хейман Уилсон (1868). Фитцедворд Холл (ред.). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиций . Том. 4. Трубнер и Ко.