Феминизм в китайском коммунизме
Коммунистическая партия Китая (КПК) была основана в Китае в 1921 году, быстро росла и в конечном итоге создала Китайскую Народную Республику под руководством председателя Мао Цзэдуна в 1949 году. Будучи марксистско-ленинской партией, Коммунистическая партия Китая теоретически привержена женской политике. равенства и пообещали включить освобождение женщин в свою повестку дня.
Знаменитая цитата Мао Цзэдуна, произнесенная, как сообщается, в 1968 году, отражает приверженность нового правительства Китайской Народной Республики: «Женщины держат половину неба».
Начало 1900-х годов
[ редактировать ]
В 1910-х и 1920-х годах Движение четвертого мая выступало за большее равенство между женщинами и мужчинами, больше образовательных возможностей для женщин и женскую эмансипацию. Эта эпоха была более открытой и приспособленной к феминизму, чем последующие эпохи. [ 1 ] Однако это движение затронуло лишь небольшое количество женщин из элиты, живших в городских районах, а его влияние на большинство женщин, живших в сельских районах Китая, было минимальным. [ 2 ] браки по расчету В то время были обычным явлением. Единственным способом, которым женщины могли инициировать развод, было самоубийство, тогда как мужчины могли выбрать развод по разным причинам. [ 1 ]
К 1920-м годам коммунистическое движение в Китае использовало стратегию организации рабочих и крестьян, которая сочетала защиту рабочих мест с защитой прав женщин. [ 3 ] Коммунисты будут возглавлять усилия по организации профсоюзов среди рабочих-мужчин, одновременно работая в близлежащих крестьянских общинах над вопросами прав женщин, включая повышение грамотности женщин. [ 3 ] Мао Цзэдун и Ян Кайхуэй были одними из наиболее эффективных коммунистических политических организаторов, использовавших этот метод. [ 4 ] Бедные крестьянки, в частности, стали решительными сторонниками программ КПК. [ 5 ] : 117
Во время гражданской войны в Китае КПК приняла меры по защите прав женщин в контролируемых ею районах страны. [ 6 ] Приказы правительства Красной Армии расширяли советского свободу разводов и браков, освобождая женщин от феодальных браков и приводя к сильной поддержке революции со стороны женщин. [ 7 ] В революционной базе Цзянси . власти, возглавляемые коммунистами, приняли Положения о браке 1931 года и Законы о браке 1941 года, которые были созданы по образцу законов Советского Союза [ 8 ] Эти статуты провозглашали брак свободным союзом между женщиной и мужчиной без вмешательства других сторон и допускали развод по взаимному согласию. [ 8 ] В то время это были самые прогрессивные законы о браке в Китае, которые создавали условия для того, чтобы женщины могли развестись с мужчинами, за которых их заставили выйти замуж, оставить жестоких супругов и возделывать свою землю. [ 9 ] Также во время Гражданской войны сельские женщины были в авангарде ухода за иждивенцами мужчин, воевавших в Красной Армии, особенно через женские ассоциации. [ 5 ] : 157
Движение за земельную реформу
[ редактировать ]Во время движения за земельную реформу в Китае (которое началось после поражения японцев во Второй китайско-японской войне и продолжалось в первые годы существования Китайской Народной Республики) КПК поощряла сельских женщин к достижению «двойного фаншена» — революционного процесса. трансформация как крестьянки и феминистка, пробуждающаяся как женщина. [ 10 ] Партия призвала сельских женщин отказаться от традиционных китайских представлений об их роли в обществе. [ 11 ] В сочетании с земельной реформой движение продвигало такие женские проблемы, как отмена выкупа за невесту и устранение стигмы в отношении вдов, вступающих в повторный брак. [ 11 ] Партия способствовала успехам в освобождении женщин, таким как прогресс женщин хуэй на северо-западе Китая , которые, как говорили, не только получили землю благодаря сельскому движению, но также «свободу над своим собственным телом» и приняли участие в политической жизни. [ 11 ] Партия также опубликовала отчеты об отдельных женщинах-активистках, таких как Го Сучжэнь, женщина из провинции Ляонин , которая впервые была мобилизована во время кампании массовой мобилизации 1947 года. [ 11 ]
Эпоха Мао (1949–1976)
[ редактировать ]После китайской коммунистической революции 1949 г. [ 12 ] начали осуществляться драматические изменения, гарантирующие равенство между мужчинами и женщинами. Профессор Линь Чун пишет: «Освобождение женщин было выдвинуто на первый план в коммунистической программе с самого начала, и в этом смысле китайская революция была одновременно женской революцией, а китайский социализм — женским делом». [ 13 ] : 113 После основания КНР в 1949 году вновь созданные местные органы власти продолжали уделять приоритетное внимание политической мобилизации женщин. [ 10 ] : 64 Знаменитая цитата Мао Цзэдуна, произнесенная, как сообщается, в 1968 году, отражает приверженность нового правительства Китайской Народной Республики: «Женщины держат половину неба». [ 2 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
В 1950-х годах высокопоставленные женщины- сотрудницы КПК играли значительную роль в пропаганде более широкого доступа к абортам и операциям по стерилизации — по их мнению, женщины не могли «держать половину неба» или продвигать свою революционную работу, если у них было слишком много детей. . [ 17 ] : 75 Женщины-работницы в мобильных кинопроекционных группах, которые принесли кино в сельские районы Китая, были представлены как образцовые работницы и символы продвижения гендерного равенства. [ 18 ] : 104–105

Законодательство
[ редактировать ]В 1950 году Коммунистическая партия Китая приняла два законодательных закона, призванных обеспечить гендерное равенство. Во-первых, Закон о браке объявил вне закона проституцию, браки по расчету, обручение детей и сожительство. Правительство активно защищало свободный брак и развод, а также экономическую независимость женщин. Во-вторых, Закон о земле предпринял попытку мобилизовать женщин для участия в рабочей силе, переселив их из сельской местности в городские районы. Концентрация женского труда наблюдалась в производстве текстильной, шелковой и др. легкой промышленности. [ 2 ]
Ответ на законодательство
[ редактировать ]В 1953 году правительство осознало, что Закон о браке и земле вызвал резкое сопротивление со стороны членов общества мужского пола. Экономика также больше не могла справиться с большим количеством мобилизованной рабочей силы. Уровень убийств и самоубийств среди женщин, желающих расторгнуть брак, также достиг нового максимума. В течение следующих нескольких лет КПК больше сосредоточивалась на общей социальной стабильности и делала упор на внутренние ценности женщин, чтобы поддерживать мирную семейную жизнь. [ 2 ]
Движение за земельную реформу
[ редактировать ]Сельские женщины оказали значительное влияние на движение за земельную реформу в Китае , при этом КПК прилагала особые усилия по мобилизации их для аграрной революции. [ 10 ] : 62–63 Партийные активисты заметили, что, поскольку крестьянки были менее привязаны к старым структурам власти, они с большей готовностью выступали против тех, кого считали классовыми врагами. [ 10 ] : 63 В 1947 году Дэн Инчао подчеркнул на совещании по вопросам политики земельной реформы, что «женщины действуют как великие мобилизаторы, когда они говорят с горечью». [ 10 ] : 62–63 Всекитайская федерация женщин обратилась к партийным активистам с призывом побудить крестьянок осознать свою «особую горечь» с классовой точки зрения. [ 19 ] Женщины-активистки помогали крестьянкам подготовиться к публичным выступлениям, в том числе разыгрывая роли помещиц, помогая таким женщинам практиковаться. [ 10 ] : 63
Большой скачок вперед
[ редактировать ]В конце 1950-х годов в Шанхае были созданы районные комитеты для повышения грамотности женщин, планирования рождаемости и занятости женщин. [ 17 ] : 124 Работники этих районных комитетов ходили по домам, чтобы решить индивидуальные проблемы по поводу контроля над рождаемостью. [ 17 ] : 124 Этот метод был принят в других городах к началу 1960-х годов и расширился до создания местных отделений планирования рождаемости. [ 17 ] : 124
Акцент программы «Большой скачок » на тотальную мобилизацию рабочей силы привел к созданию возможностей для улучшения положения женщин в сфере труда. [ 20 ] : 104–105 Поскольку потребность в женщинах для работы в сельском хозяйстве и промышленности стала возрастать, и политика поощряла их к этому, возник феномен « железных женщин» . [ 20 ] : 104 Женщины выполняли традиционно мужскую работу как на полях, так и на фабриках, включая значительное перемещение женщин на руководящие должности. [ 20 ] : 104 Женщины боролись за высокую производительность, а тех, кто отличился, стали называть «железными женщинами». [ 20 ] : 104–105 Такие лозунги, как «Нет разницы между мужчинами и женщинами в эту новую эпоху» и «Мы можем делать все, и все, что мы делаем, мы можем делать хорошо», стали популярными. [ 21 ]
Несмотря на то, что это движение «Большой скачок» в конечном итоге привело к разрушительному голоду, оно проложило путь к участию женщин в рабочей силе в период Культурной революции. [ 2 ]
Культурная революция
[ редактировать ]
Период Культурной революции, начавшийся в 1966 году, принес процветающее экономическое развитие, поскольку доля женщин в рабочей силе оставалась высокой. Кроме того, представительство женщин в высших учебных заведениях также было выше по сравнению с предыдущими и будущими периодами времени. Однако женщины по-прежнему имели более низкий статус в китайской культуре. В это время Всеженская федерация также была вынуждена приостановить свою деятельность, что свидетельствует о том, что женские приоритеты считались менее важными в политической повестке дня. [ 2 ]
Во время Культурной революции одним из способов продвижения Китаем своей политики государственного феминизма были революционные оперы, разработанные женой Мао Цзян Цин . [ 22 ] В большинстве восьми модельных драм того периода главными героями были женщины. [ 22 ] Повествования этих женщин-героев начинаются с того, что они угнетены женоненавистничеством , классовым положением и империализмом, а затем освобождаются через открытие своей собственной внутренней силы и КПК. [ 22 ]
Крайне левое Движение культурной революции часто игнорировало женские проблемы и считало их ничем не отличающимися от мужчин, не принимая во внимание их более низкий статус. [ 23 ] На пропагандистских плакатах женщин часто изображали сильными и способными воинами, сражавшимися во имя коммунизма и Китая. [ 24 ] Во многих случаях при создании Красной гвардии женщины чувствовали необходимость быть ведущей силой. Это привело к тому, что многие женщины в школах были избиты и унижены своими сверстниками, если они не соответствовали коммунистическим стандартам. Несмотря на то, что женщины изображались сильными и гордыми, неравное обращение с женщинами все еще было актуально в 1960-е годы. Многие женщины, получившие необходимое образование, по-прежнему получали более низкую работу, в то время как их коллеги-мужчины получали более качественную работу. [ 25 ] После того, как были ликвидированы закрепленные за ними рабочие места и появилась возможность мигрировать из сельской местности в городские районы, многие девушки начали жить за пределами традиционного образа жизни, который все еще практиковался в сельской местности. Эти девушки позже были известны как фабричные девушки из-за их работы на фабриках с плохими условиями. [ 26 ]
Период после Мао до 2000-х годов
[ редактировать ]После 1970-х годов реформаторские движения принесли огромный успех экономическому успеху Китая, однако этот успех не повлиял в равной степени на положение женщин. Неравные возможности трудоустройства и распределение доходов стали настолько серьезными проблемами, что Программа развития Организации Объединенных Наций выделила специальные средства для помощи женщинам, уволенным с работы. [ 27 ] Проституция также стала проблемой, особенно в городских районах, а также растет количество разводов. Женщины в сельской местности находятся в худшем положении по сравнению с женщинами в городах из-за отсутствия рыночной экономики в сельских городах. [ 2 ]
С другой стороны, преимущества для женщин включают расширение образовательных возможностей, таких как программы женских исследований и академические стипендии. Центр женских исследований в Китае был основан в Университете Чжэнчжоу в 1987 году вместе со многими другими женскими программами и исследовательскими центрами. [ 23 ]

В 1995 году Четвертая конференция ООН по положению женщин, состоявшаяся в Пекине, стала поворотным моментом для китайского феминизма. В этот период времени после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году стихийно организованный активизм по приказу китайского правительства был ограничен. Вместо этого китайские феминистки опубликовали многочисленные статьи в ведущих средствах массовой информации, особенно в газете «Chinese Women's Daily» Женской федерации. Китайские женские неправительственные организации послужили важнейшим рычагом для открытия социальных пространств и обеспечения активности. [ 28 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Гендерное неравенство по-прежнему является проблемой в сельских районах Китая, несмотря на улучшение прав женщин во времена Мао. Даже в XXI веке мужчины имеют больший доступ к социальным ресурсам и высокий социально-экономический статус из-за существующего преобладания патриархальных ценностей в китайском обществе. Гендерный разрыв еще шире в сельской местности, где все еще проживает одна девятая часть населения. [ 2 ]
Лидеры партии после Мао, такие как бывший генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян, решительно выступали против участия женщин в политическом процессе. [ 29 ] Внутри КПК все еще существует «стеклянный потолок» , который не позволяет женщинам занимать самые важные посты. [ 30 ] В 2022 году Коммунистический союз молодежи Китая заявил, что «крайний феминизм стал ядовитой опухолью в Интернете». [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миттер, Рана (2004). Горькая революция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ли, Юхуэй (18 января 2013 г.). «Женское движение и изменение статуса женщин в Китае» . Журнал международных женских исследований . 1 (1): 30–40. ISSN 1539-8706 . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . стр. 22–23. ISBN 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 23. ISBN 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Оппер, Марк (2020). Народные войны в Китае, Малайзии и Вьетнаме . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета . дои : 10.3998/mpub.11413902 . ISBN 978-0-472-90125-8 . JSTOR 10.3998/mpub.11413902 .
- ^ Чинг, Пао-Ю (2021). Революция и контрреволюция: продолжающаяся классовая борьба Китая после освобождения (2-е изд.). Париж: Иноязычная пресса. стр. 338–343. ISBN 978-2-491182-89-2 . OCLC 1325647379 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Цай, Сян; Запуск (2016). Революция и ее повествования: социалистические литературные и культурные фантазии Китая (1949-1966) . Ребекка Э. Карл, Сюэпин Чжун, Ченнаи. Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 181. ИСБН 978-0-8223-7461-9 . OCLC 932368688 .
- ^ Jump up to: а б Чинг, Пао-Ю (2021). Революция и контрреволюция: продолжающаяся классовая борьба Китая после освобождения (2-е изд.). Париж: Иноязычная пресса. п. 338. ИСБН 978-2-491182-89-2 . OCLC 1325647379 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 45. ИСБН 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . стр. 140–141. ISBN 978-1-5036-0849-8 . OCLC 1048940018 .
- ^ Jump up to: а б с д ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 141. ИСБН 978-1-5036-0849-8 . OCLC 1048940018 .
- ^ «Коммунистическая партия Китая» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 113. ИСБН 978-0-8223-3785-0 . OCLC 63178961 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Китайский фокус: держит половину неба? - People's Daily Online» . ru.people.cn . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Женщины держат половину неба» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Подвисшее небо: меняющиеся политические интересы китайских женщин» (PDF) . Департамент политологии Университета Айовы . Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2021 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Родригес, Сара Меллорс (2023). Репродуктивные реалии в современном Китае: контроль над рождаемостью и аборты, 1911-2021 гг . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-009-02733-5 . OCLC 1366057905 .
- ^ Ли, Цзе (2022). «Мобильные киномеханики и вещи, которые они несли». В Альтехенгере, Дженнифер; Хо, Дениз Ю. (ред.). Материальные противоречия в Китае Мао . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 978-0-295-75085-9 .
- ^ ДеМаре, Брайан Джеймс (2019). Земельные войны: история аграрной революции Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 63. ИСБН 978-1-5036-0849-8 . OCLC 1048940018 .
- ^ Jump up to: а б с д Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . стр. 104–105. ISBN 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Хоу, Ли (2021). Строительство нефти: Дацин и формирование китайского социалистического государства . Серия монографий Гарвардского института Йенчин . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета . п. 215. ИСБН 978-0-674-26022-1 .
- ^ Jump up to: а б с Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 148. ИСБН 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ван, Чжэн (1997). «Маоизм, феминизм и Конференция ООН по положению женщин: исследования женских исследований в современном Китае». Журнал женской истории . 8 (4): 126–53. дои : 10.1353/jowh.2010.0239 . S2CID 143667861 .
- ^ «Железные женщины, лисьие дамы» . Chinaposters.net . 16 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Ян, Рэй (1998). Пожиратели пауков: Мемуары . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 0520215982 .
- ^ Чанг, Лесли (2009). Фабричные девушки: из деревни в город в меняющемся Китае . Шпигель и Грау. ISBN 978-0330506700 .
- ^ Розенталь, Элизабет (1998). «В Китае 35+ и женщины = безработные». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Чжэн, Ван; Чжан, Ин (весна 2010 г.). «Глобальные концепции, местные практики, китайский феминизм после четвертой конференции ООН по положению женщин». Феминистские исследования . 36 : 40–70.
- ^ Джадд, Эллен Р. (2002). Китайское женское движение . Частная коллекция: Издательство Стэнфордского университета. п. 175. ИСБН 0-8047-4406-8 .
- ^ Филлипс, Том (14 октября 2017 г.). «В Китае женщины «держат половину неба», но не могут коснуться политического стеклянного потолка» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Чен, Ифань; Гун, Цянь (23 января 2023 г.). «Распаковка «младенца» в китайских социальных сетях: феминистский критический дискурс-анализ» . Критические дискурсивные исследования : 1–18. дои : 10.1080/17405904.2023.2169726 . ISSN 1740-5904 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг, Лесли. Фабричные девушки: из деревни в город в меняющемся Китае . Шпигель и Грау, 2009 г.
- Гиттингс, Джон. Китай меняет лицо: путь от революции, 1949-89 гг . Оксфорд в мягкой обложке, 1990 г.
- Гилмартин, Кристина (2008). «Сян Цзинъюй» . Из Оксфордской энциклопедии женщин в мировой истории.
- Ли, Данке. Эхо Чунцина: женщины в Китае во время войны . Издательство Университета Иллинойса, 2009 г.
- Миттер, Рана (2004). Горькая революция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
- Ян, Рэй (1998). Пожиратели пауков: Мемуары . Издательство Калифорнийского университета .