Китайские игральные карты

Игральные карты ( упрощенный китайский : 纸牌 ; традиционный китайский : 紙牌 ; пиньинь : чжпай ), скорее всего, были изобретены в Китае во времена династии Южная Сун (1127–1279). Они определенно существовали во времена монгольской династии Юань (1271-1368). [1] [2] [3] Китайцы используют слово пай ( 牌 ), что означает «бляшка», для обозначения как игральных карт, так и плиток. [4] Многие ранние источники неоднозначны и не относятся конкретно к бумажным пай (картам) или костяным пай (плиткам); но в игре между ними нет разницы, поскольку любой из них служит для того, чтобы скрыть одно лицо от других игроков с одинаковыми спинами.
Многие западные ученые, такие как Уильям Генри Уилкинсон , Стюарт Кулин , Томас Ф. Картер и Майкл Даммит , приписывают изобретение игральных карт китайцам. Майкл Даммит также утверждает, что концепция костюмов и идея игр с трюками были изобретены в Китае. [5] Игры с трюками со временем превратились в игры с несколькими трюками. они превратились в самый ранний тип рамми- Затем в восемнадцатом веке игр. К концу монархии подавляющее большинство традиционных китайских карточных игр были типа «вытягивание и сброс» или «рыбалка». Китайские игральные карты были распространены в Юго-Восточной Азии китайскими иммигрантами. [6]
Самые ранние ссылки
[ редактировать ]Игра «Листья» [ zh ] Игра, в которую играли со времен правления императора Ицзуна Танского в 868 году до династии Северная Сун (960–1127), часто ошибочно принимают за карточную игру, но ее описывают как разновидность Шэнгуань Ту , настольной игры с кубиками , в которой игроки консультировались с листы (страницы) книги. Оуян Сю (1007–1072) и Ли Цинчжао (1084 – ок. 1155) записали, что правила игры с листьями к их времени были утеряны. Писатель Ян И [ zh ] (974-1020) и его друзья — последние известные игроки в игру с листьями. [1]
Самое раннее однозначное упоминание об игральных картах содержится в юридическом сборнике 1320 года « Да Юань шэнчжэн гоочао дяньчжан» ( 大元聖政國朝典章). [ zh ] ), во времена династии Юань. Речь идет о деле, произошедшем 17 июля 1294 года, когда два игрока, Ян Сенчжу и Чжэн Чжугоу, были арестованы в Шаньдуне вместе с девятью бумажными игральными картами и деревянными дощечками, использованными для их печати. [1]
Винные карты
[ редактировать ]
Если использовать расплывчатое определение «карточной игры», то винные карты [ zh ] возможно, это самые ранние игральные карты, поскольку они возникли во времена династии Тан (618-907). Их используют в питьевых играх с рисовым вином . Игроки просто вытягивают или получают карту и следуют ее инструкциям, например, выпивают определенное количество чашек или заставляют пить кого-то другого. Пик популярности винных карт пришелся на период с 16 по середину 17 веков. [1] [4] «Винные карты восьми бессмертных» до сих пор используются в провинции Сычуань . В игре используются девять карт: одноименная «Восемь бессмертных» и одна для поэта Ли Бая , члена « Восьми бессмертных Кубка вина» . [7] [8]
На некоторых карточках есть иллюстрации и/или стихи. Во времена династии Мин большинство колод печаталось как колоды двойного назначения, что позволяло использовать их так же, как игральные карты денежной масти для других карточных игр. [9]
Карты домино
[ редактировать ]
Китайское домино впервые появилось во времена династии Южная Сун и состоит из всех двадцати одной комбинации пары игральных костей . Они стали доступны в карточном формате около 1600 года в Аньхое . [10] Хотя это и не очевидно визуально, они делятся на две масти: гражданскую и военную (первоначально китайскую и варварскую соответственно до династии Цин ). Изобретение концепции мастей повысило уровень стратегии в играх со взятками; карта одной масти не может победить карту другой масти независимо от ее ранга. Своеобразный рейтинг и масти взяты из китайских игр в кости.
Колоды карт домино [ zh ] бывают разных размеров. Колоды меньшего размера используются в играх с взятками и банковскими операциями. Колоды из 32 карт с удвоенной гражданской мастью используются для игры в Тьен Гоу и Пай Гоу . Колоды большего размера для игр в рамми или рыбалку могут содержать более сотни карт и могут включать подстановочные карты .
Карточные игры в домино, хотя и произошли от плиток, вдохновили на создание игры с плитками Digging Flowers . В отличие от обычных плиток домино, они короткие и приземистые, что позволяет им стоять вертикально, как плитки для маджонга . Это довольно старая игра, возможно, предшествующая маджонгу на десятилетия, если не на столетие. [4]
Карты одной масти
[ редактировать ]
Карты денежной масти привлекли наибольшее внимание ученых. Они считаются прародителями большинства игральных карт в мире. Каждая масть представляет собой отдельную денежную единицу. Лу Жун (1436–1494) описал четырехмастную колоду из 38 карт:
- Наличные или монеты: от 1 до 9 наличных
- строки : от 1 до 9 строк. Денежные
- Мириады струн: от 1 до 9 мириад.
- Десятки мириад: от 20 до 90 мириад, сто мириад, тысяча мириад и мириад мириад (всего 11 карт).
Карты номиналом 10 Мириад не существует, поскольку она имеет то же имя, что и ее масть. К концу 16 века к масти Кэша добавились еще две карты: Half Cash и Zero Cash. Денежная масть также была в обратном порядке: карты с меньшим номером превосходили более высокие. Эта функция также появилась в других ранних карточных играх, таких как Ganjifa , Tarot , Ombre и Maw . Во времена династий Мин и Цин на масти Мириад и Десяток изображались персонажи из романа « Запас воды» , поэтому их еще называли картами «Запас воды». [ zh ] . [а] Они также были известны как карты Мадиао в честь одной из самых популярных игр. Костюмы Cash and Strings получили свои очки от ранних китайских банкнот. Некоторые карты, чаще всего высшие и низшие карты каждой масти, имеют красную печать, имитирующую печати банкнот . На обоих концах некоторых колод имеются маркировки, которые служат индексами, позволяющими игрокам раскладывать карты веером.
По крайней мере, с 17 века игры с раздетыми колодами стали более популярными. Это было сделано путем удаления масти Десяток, за исключением Тысячи Мириад, как в игре Ханху . В течение 18-го и 19-го веков Тысяча Мириад, Половина Наличных и Ноль Наличных денег приобрели новые идентичности как безкостюмная Старая Тысяча, Белый Цветок и Красный Цветок соответственно. Иногда к ним присоединяется карта «Призрак». Карта Myriad Myriad исчезла к концу 19 века. Во времена династии Цин игры с вытягиванием и сбросом карт стали более популярными, и колоду из 30 карт часто умножали, при этом каждая карта имела от двух до пяти копий. Цзинь Сюеши [ zh ] отметил, что до 1783 года трехмастные колоды были в десять раз более популярны, чем четырехмастные, и с тех пор это неравенство значительно увеличилось. [12] Маджонг , который также существует в карточном формате, произошел от этого типа игр в середине 19 века.
Четырехмастные колоды все еще существуют и используются хакка для игры в «Шесть тигров». [ zh ] , игра с несколькими трюками. В шести колодах Тигров отсутствуют иллюстрации, вместо них есть только идеограммы ранга и масти каждой карты. [13] Другой структурно похожей колодой была Бай Бат, найденная в Северном Вьетнаме до 1970-х годов; его версия с тремя костюмами — Tổ tôm . Эти вьетнамские открытки были переработаны компанией A. Camoin & Cie из Марселя во время французского колониального правления, чтобы на них были изображены люди, одетые в традиционные японские костюмы периода Эдо . [14]
Прямые иностранные деривативы включают Бай Чой во Вьетнаме, Пай Тай в Таиланде и Чеки. [ РС ] или Черки в Малайзии, Сингапуре и Индонезии. Корейские карты Tujeon, возможно, были потомком. [15] В конечном счете, все четырехмастные колоды (особенно итальянские и испанские одномастные колоды) косвенно произошли от денежной одномастной системы через игральные карты мамлюков .
- Монета династии Сун
- Песенная банкнота
- Нитки монет
- Банкнота Мин
- Мириады Мириад карт с изображением Сун Цзяна в исполнении Чэнь Хуншоу , также используемого в качестве винной карты.
- Карты Мадиао в коллекции слота Skoklosters
- Трехмастная колода Water Margin, индексами служат маркировки на концах.
- Колода Шести Тигров, игра с четырьмя мастями
Карточки персонажей
[ редактировать ]Карты с персонажами, напечатанные китайскими иероглифами , впервые появились в 19 веке. Существует несколько типов карточек персонажей, но все они используются для игр, похожих на рамми. [16]
Численные карты очень похожи на колоды Шести Тигров, но каждая колода содержит только две масти и включает 10-й ранг. Обе масти помечены китайскими цифрами, но одна написана обычным шрифтом, а другая - финансовым или формальным шрифтом. В некоторых колодах есть специальные карты без масти. Каждая карта имеет 4 экземпляра.
Карты Великого Человека [ zh ] основаны на тетради под названием « О Великом Человеке (Конфуции). [ zh ] «использовались учениками от династии Тан до династии Цин и упоминались в Лу Синя « романе Конг Ицзи» . Существует 24 или 25 серий карточек, каждая из которых основана на персонаже из этой книги. Каждая серия содержит четыре или пять одинаковых карточек. Один вариант, известный как колоды 3-5-7, содержит 27 различных серий, но с нечетным количеством карт: в некоторых есть две, три или пять карт, всего 110 карт.
Кукольные карты [ zh ] содержат восемь серий карточек, повторяющихся восемь раз. Одна карта из каждой серии представляет собой специальную версию карты, отличающуюся от остальных изображением человека или куклы. Каждая серия отмечена одним персонажем, который, соединенный вместе, образует благословение. В каждую колоду включена девятая серия без персонажей, состоящая из семи карточек с изображением одной куклы и одной карты с изображением двух кукол. Они встречаются в Сычуани и Чунцине .
В отличие от других типов китайских карт, они не распространились в другие страны и в основном ограничиваются южным Китаем.
- Цифровые карты из провинции Хунань . Верхние карты относятся к обычной масти, а нижние — к формальной масти.
- Карточки «Великий человек». Надпись следует читать справа налево.
- Кукольные открытки из Чунцина .
Шахматные карты
[ редактировать ]
Карты на основе сянци (также известных как китайские шахматы) появились в девятнадцатом веке. Их обычно делят на две категории: карты с двумя мастями, известные как красные или рыболовные карты. [ zh ] и карты с четырьмя мастями, известные как четыре цветные карты . В каждой масти есть карты, названные в честь семи разных шахматных фигур. Некоторые колоды имеют несколько копий каждой карты, а также могут содержать «золотые» подстановочные карты. Вьетнам использует двухмастную версию под названием tam cúc .
Подобно картам денежной масти с плитками маджонга, существуют плиточные версии шахматных карт. используются двухмастные версии. На Тайване для игры в маджонг сянци [ zh ] а четырехмастные - в Малайзии.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Лу Жун приписывает персонажей « Разным наблюдениям года Гуйсиня» (癸辛雜識) и «Старым происшествиям в период Сюаньхэ Великой династии Сун» (大宋宣和遺事). [11] Это предшественники « Водной границы» , которая не была внешне засвидетельствована до 1524 года. Некоторые имена и персонажи из его колоды отличаются от более поздних.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ло, Эндрю. (2000). Игра в листья: исследование происхождения китайских игральных карт . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, 63 (3), 389–406.
- ^ Ло, Эндрю (2000), Игра Ма Дяо в конце Мин, Игральная карта (XXIX, № 3), стр. 115–136, Международное общество игральных карт .
- ^ Парлетт, Дэвид . Китайская «Игра в листья» . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Ло, Эндрю (2004) «Страсть Китая к Паю: игральные карты, домино и маджонг». В: Маккензи К. и Финкель И. (ред.), Азиатские игры: искусство состязаний. Нью-Йорк: Азиатское общество, стр. 217–231.
- ^ Майкл Даммит, Игра Таро , Лондон, стр. 34-39. Карло Пенко (2013). Даммит и игра Таро на Academia.edu . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Манн, Сильвия (1990). Все карты на столе . Лейнфельден: Йонас Верлаг. стр. 200–208.
- ^ «Цзю Син Лин: красочное чудо китайской винной культуры» : Источник www.cnwinenews.com. 1 октября 2023 г.
- ^ «[Народный обычай] «Песня-экспромт», старики Чэнду любят играть в эту игру за обеденным столом» . 2023 Проверено 1 октября г. .
- ^ Ло, Эндрю (2007). «Литературная культура в питейных играх династии Мин с использованием карточек» (PDF) . Гуманитарный журнал Национального центрального университета . 31 : 243–288 . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Ло, Эндрю (2003). «Сюй Ецзы Пу» Пань Чжихэна - Часть 2». Игральная карта . 31 (6): 281–284.
- ^ Бентли, Тамара Хеймарк (2012). Фигуративные произведения Чэнь Хуншоу (1599–1652): подлинные голоса, расширение рынков . Фарнем (Великобритания) Берлингтон (Вермонт): Эшгейт. стр. 80 и 82. ISBN 9780754666721 .
- ^ Даммет, Майкл (1980). Игра Таро . Лондон: Дакворт. стр. 34–39.
- ^ Пруннер, Гернот (1969). Восточноазиатские игральные карты . Билефельд: Немецкий музей игральных карт. стр. 4–13.
- ^ Винтл, Саймон (2017), Tô Tôm №1204 , World of Playing Cards , получено 1 мая 2024 г.
- ^ Йи, И-Хва (2006). Корейские развлечения и обычаи: социальная история (1-е американское изд.). Гонконг: Hangilsa Publishing Co. 29.
- ^ Британский музей (1901 г.). Каталог коллекции игральных карт, завещанной попечителям Британского музея покойной леди Шарлоттой Шрайбер . Лондон: Лонгманс. стр. 184–194.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Китайские игральные карты в World of Playing Cards
- Карты Китая и Гонконга , а также карты Юго-Восточной Азии в Andy's Playing Cards
- Игральные карты с денежными мастями в наборе плиток Mahjong
- Игральные карты и плитки Китая и Юго-Восточной Азии в onebadcards
- Китайские традиционные карточные игры [ zh ] категория на китайскоязычном сайте Википедии
- Подробные сканы полной колоды традиционных китайских карт.
- Подробные сканы полной колоды карт Лук Фу/Шести Тигров