Язык западных оджибва
Западная оджибва | |
---|---|
Накавемовин ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ | |
Родной для | Канада |
Область | южная Манитоба , южный Саскачеван |
Этническая принадлежность | Сото |
Носители языка | 10,000 (2002) [1] |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | ojw |
глоттолог | west1510 |
ЭЛП | Сото |
Сото классифицируется как уязвимый согласно . Атласу языков мира, находящихся под угрозой | |
Западная оджибва (также известная как накавемовин ( ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ ), сото и равнинная оджибва ) — диалект языка оджибве , члена алгонкинской языковой семьи. На нем говорят сото , субнация народа оджибве , проживающая на юге Манитобы и южном Саскачеване , Канада , к западу от озера Виннипег. [3] Saulteaux обычно используется носителями языка, а Nakawēmowin является общим термином в самом языке. [4]
Классификация
[ редактировать ]Генетически оджибва принадлежит к алгонкинской языковой семье. В эту языковую семью входят такие языки, как микмак , абенаки , малецит , потаватоми , делавэр , монтанье-наскапи , кри и черноногий в Канаде. [5] на меномини , фоксе , шауни и шайеннах . В США говорят [5] Юрок и вийот , также известные в старой литературе как ритванские языки, на которых когда-то говорили в Калифорнии, также являются родственниками алгонкинской языковой семьи. Несмотря на географическую удаленность, эти два языка входят в состав алгической языковой семьи вместе с алгонкинскими языками. [6]
Рэндольф Валентайн (2000) делит оджибва на две основные диалектные группы: южную группу и северную группу. Южная диалектная группа включает Сото на юге Манитобы и южном Саскачеване; Оджибва на большей части Онтарио, острове Манитулин и заливе Джорджиан; Оттава или Одава на юге Онтарио; и, наконец, Чиппева в Северной Дакоте, Миннесоте, Висконсине и Мичигане. Северная диалектная группа включает оджи-кри в северном Онтарио и алгонкинский в западном Квебеке. [6] [7]
Леонард Блумфилд (1946) смог реконструировать систему фонологии и некоторые морфологии протоалгонкинского языка посредством сравнения родственных слов из четырех языков: фоксского, кри, меномини и оджибва. [8]
Язык | 'он идет' | «он этого боится» | 'он рассказывает' |
---|---|---|---|
Протоалгонкинский | * pemohθeewa | * коктамва | * аацимова |
Лиса | пемосева | встреча | Аацимова |
Полагать | Пимохтеу | Костам | Боже мой |
Меномини | пемуонв | Я написал | аацемоу |
Ответил | Пимосси | коттанк | ааймо |
Язык | «Старший брат Мэри спит» |
---|---|
Центральная Оджибва/Одава | Нбааван Манин Всаенян |
Западная оджибва/Сото | Нибааван Маани — учёный |
Болотный кри | Нипанива Мани остэса |
История
[ редактировать ]По сравнению с другими восточными племенами, оджибва понесли наименьшие потери населения во время контактов с европейцами. Благодаря численности своего народа и раннему приобретению винтовок оджибва были мощной политической силой в ранний период торговли мехом. [11]
Небольшие группы обычно отправлялись на равнины для охоты, а затем возвращались в лесную местность. Они охотились на лосей, лосей и другую лесную дичь. В результате они постепенно продвинулись на север и запад от своей базы на Красной реке, следуя по опушке леса. Охота на бизонов также стала частью сезонной эксплуатации многих семейных групп оджибва. [12]
Небольшие группы равнинных оджибва называются сото. Это название происходит от французского языка и относится к тем, кто собрался вокруг водопада, в частности к Sault Ste. Район Мари в современных Онтарио и Мичигане. Они победили шайеннов в 1700-х годах и оккупировали южную Манитобу и южный Саскачеван, когда торговля мехом прекратилась. Они закрепились как группа равнинных индейцев после подписания Числовых договоров в 1870-х годах. [12] [13]
Ни западная оджибва, ни какой-либо диалект оджибва не имеют официального статуса в Северной Америке.
Географическое распространение
[ редактировать ]Регионы, говорящие на языке оджибва, расположены в основном к югу от регионов, говорящих на языке кри, в Канаде. [14]
Точное количество носителей диалекта Сото в настоящее время неизвестно. Тем не менее, есть несколько общин Солто на юге Манитобы и южном Саскачеване.
Фонология
[ редактировать ]Сото имеет двадцать четыре фонематических сегмента – семнадцать согласных и семь гласных. [15]
Согласные
[ редактировать ]Согласные четыре резонансных и тринадцать глухих . Резонансные носовые ходы бывают губными /m/ и альвеолярными /n/. Резонансные скольжения — лабиовелярные /w/ и небные /y/ . В западном оджибве есть гортанная остановка /ʔ/ , а не /h/ . [15]
губной | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Взрывной/Аффрикат | Фортис | пː ⟨hp⟩ | тː ⟨ht⟩ | t͡ʃː ⟨hč⟩ | кː ⟨hk⟩ | ʔ ⟨ч⟩ |
Гладкий | п ~ б ⟨р⟩ | т ~ д ⟨т⟩ | t͡ʃ ~ d͡ʒ ⟨č⟩ | k ~ g ⟨k⟩ | ||
Фрикативный | Фортис | сː ⟨hs⟩ | ʃː ⟨hš⟩ | |||
Гладкий | с ~ z ⟨s⟩ | ʃ ~ ʒ ⟨š⟩ | ||||
носовой | м ⟨м⟩ | н ⟨n⟩ | ( ŋ ⟨n⟩ ) [а] | |||
Скольжение | ш ⟨ш⟩ | j ⟨y⟩ |
Согласно Логану (2001), согласные ленис произносятся между гласными (т. е. V_V), а также между носовыми и гласными (т. е. N_V). Согласные Fortis иногда либо предаспирированы , либо преглоттализованы , либо расширены . [17]
гласные
[ редактировать ]Гласные делятся на три кратких и четыре долгих гласных . [18]
Передний | Назад | |||
---|---|---|---|---|
Короткий | Длинный | Короткий | Длинный | |
Высокий | ɪ ⟨я⟩ | я ⟨î⟩ | ʊ ⟨о⟩ | оː ⟨ô⟩ |
Низкий | еː ⟨ê⟩ | ʌ ⟨а⟩ | аː ⟨â⟩ |
Западный оджибва не синкопирует, что означает, что слабые гласные не удаляются в соответствии с метрическим положением. [20]
В диалектах оджибва краткие гласные трактуются по-разному. В Сото напряжение не возникает с начальными краткими гласными. Они также не переходят на /a/ . [20]
Носовые гласные деназализируются; однако гласные могут назализоваться перед носовым, за которым следует шипящий, то есть в фонотаксически допустимых последовательностях /ns/ , /nz/ и /nzh/ . [20]
После долгой гласной и перед s или ʃ /n/ произносится не так, как в других местах, вместо этого предшествующая гласная получает назализованный звук. [20]
Другие фонологические свойства западного оджибва
[ редактировать ]Валентин (1994) обнаружил следующие фонологические свойства западного оджибва: [7]
- t-Эпентеза : /t/ вставляется между личным префиксом и гласной, когда основа начинается с гласной. В текстах это отмечено (t). Например, ni( t )-anohkî «Я работаю».
- y-Epenthesis : a /y/ может быть вставлен между двумя долгими гласными, чтобы сохранить фонотаксическое ограничение, согласно которому гласные не встречаются рядом друг с другом в Сото. Когда происходит дублирование корня, начинающегося с гласной, /y/ вставляется . В тексте это отмечено (y). Предкорни, оканчивающиеся на гласные, которые идут перед корнями, начинающимися с гласных, также получают этот эпентез. Например, ни-ки( у )-аямин 'у нас это было, мы там были' и а( у )-апи '(ы)он долго сидит'.
- Glide elision : если слово, оканчивающееся на /w/, не имеет суффикса, то /w/ будет исключено. Скольжения (w,y) во многих случаях опускаются по желанию, особенно в повседневной речи. Отрицательная частица кавин в повседневной речи обычно встречается без /w/ .
- Носовая ассимиляция : носовые ассимилируются со следующей согласной группы. Так:
- /n/ → [m] / __p : /n/ реализуется как губно-носовой [m], когда оно происходит перед губной остановкой /p/
- /n/ → [ŋ] / __k : /n/ реализуется как велярный носовой [ŋ], когда он происходит перед велярной остановкой /k/ .
- (nk, ng) → [ŋ] / __# : /n/ реализуется как [ŋ], когда оно встречается в конце слова.
- /ng/ упрощено до велярно-носового [ŋ] : оно разбросано по общинам Сото – в целом это южное явление, наиболее распространенное на юго-востоке.
- ʃ > s : ограничено Сото, где в некоторых сообществах распространены небные и зубные фрикативы. Это не просто процесс ассимиляции одного звука с другим, но и слышимость обоих. Появление шипящих в прериях, возможно, происходит от Plains Cree, у которого есть только /s/ .
- s > ʃ : эта функция ограничена Сото, вероятно, под влиянием Plains Cree, у которого нет /ʃ/ .
- /wa/ может быть /o/ изначально : это происходит во многих общинах Сото; например, слово «ондатра» может быть по-разному представлено как важашк или ожашк .
- Качество /aa/ не реализуется округлением, как в некоторых диалектах.
- iwa-stems не реструктурируются до [ii] .
- В некоторых диалектах wiiwi > oo то есть [u:] где /ii/ ассимилируется с округлостью буквы w, и результирующая строка упрощается до [u:] . В Западной Оджибве этого не происходит.
- Качество /oo/ в waabooz , «кролик» — [o] .
- Упрощение носовой группы в этом диалекте не происходит.
Морфология
[ редактировать ]Типологически Saulteaux представляет собой агглютинирующий или полисинтетический язык , что означает, что для выражения значения он в значительной степени полагается на аффиксацию. Как и в языках с активной морфологией, порядок слов в этом языке не такой жесткий, как в английском. [20]
Пол и анимация
[ редактировать ]Нет различия между мужским и женским началом – вместо этого есть различие между одушевленными и неодушевленными предметами. К категории животных относятся все люди и животные. Некоторые предметы, которые не являются ни людьми, ни животными, по-прежнему считаются одушевленными, например, камень, трубка, малина, штаны. Даже в разных диалектах Сото « клубника » одушевленность слова колеблется. Это может быть связано с практикой «клубничного танца» в некоторых общинах. Пол объекта важен, потому что для многих морфем в языке используется морфология, специфичная для пола, которая отличает живое от неодушевленного. [21]
Оживить | неодушевленный |
---|---|
инини ' человек ' | Я имею в виду « лодку » |
сакимэ ' комар ' | ваван ' яйцо ' |
обеспечить " носок " | книга " классная " |
miskomin ' raspberry ' | отехимин ' клубника ' |
Обвиация
[ редактировать ]Это тематическая стратегия, позволяющая показать значимость между третьими лицами в дискурсивной среде. В предикативе одно одушевленное третье лицо будет ближайшим , а любое другое одушевленное третье лицо обязательно будет обозначено как обвиативное . [23]
Суффикс –an является обвиативным маркером:
Глаголы оджибвы также указывают, является ли действие прямым или обратным. В первых двух примерах действие происходит непосредственно, где ближайшее воздействует на очевидное. Это направление может быть перевернуто, что означает, что глагол отмечает, когда обвиатив действует на ближайшее, используя обратную морфему –ikô- :
Таким образом, морфема –an совершенно отличается от маркера винительного падежа . [25]
Иерархия людей
[ редактировать ]Существует также иерархия людей , в результате чего показано, что «предпочтительным» человеком для использования в дискурсе Сото является второе лицо, за ним следует первое лицо и, наконец, третье лицо. Третье лицо может показать ближайшее (немаркированная категория), очевидное, ярко выраженное дальнейшее очевидное, которое предназначено для невыдающихся третьих лиц, действующих или подвергающихся воздействию очевидного. [20]
Другие морфологические свойства западной оджибвы
[ редактировать ]Валентайн (1994) обнаружил следующие морфологические свойства западных оджибва: [7]
- Суффикс –ing используется как местный падеж.
- -(n)s : большинство диалектов оджибва образуют уменьшительное путем добавления суффикса –Vns, где V, гласная, реализуется как /e/, если только она не присоединена к основе существительного, оканчивающейся скольжением. Когда есть скольжение, например j или w, суффикс приобретает черты отступа и округления скольжения. Например, jiimaanens , 'маленькая лодка' (стебель jiimaan ), mitigoons , 'маленькое дерево' ( mitigw ), asabiins 'небольшая сеть' (ствол асаби ).
- Сото-оджибва не имеет суффикса для обозначения неодушевленного обвиатива.
- Суффикс неодушевленного множественного числа реализуется как –an.
- Есть ряд сообществ Сото, которые используют суффикс –an, в то время как другие используют суффикс –anini для обозначения явного обладателя одушевленных животных.
- Что касается одушевленного уклончивого числа во множественном числе, многие сообщества не делают различия между единственным и множественным числом в живом обвиативе.
- нет финала –ii. В существительных с основой Cy
- Для обозначения одушевленного единственного числа проксимальный ваха (мы) используется редуцированная форма трепета . . Гораздо чаще встречается
- Первое лицо множественного числа, исключающее слово «мы» — niinawi(n)d.
- Неопределенное одушевленное слово «кто-то» единственного числа — это awi(i)ya . Однако носители языка Солто могут произносить это слово во множественном числе: либо awiiyag (форма множественного числа), либо awiya .
- Гегу — неопределенное неодушевленное «что-то» в единственном числе.
- Авенен - это одушевленное вопросительное местоимение единственного числа «кто», используемое носителями Манитобы Сото, в то время как аванен используется на крайнем западе Сото.
- Аанапии – вопросительная частица «когда».
- Aa(n)di – вопросительная частица «где».
- Аани — вопросительная частица «как».
- Ninoonde-, по-видимому, опережает niwii- как добровольный преглагол в общинах Сото, особенно говорящих, опрошенных к западу от центральной Манитобы.
- В ряде западных общин Сото онджи- используется как негативный предглагол прошедшего времени. Это распространено в районах, прилегающих к кри, или двуязычных с кри, где используется родственный ohci- .
- В Северной Манитобе Saulteaux есть e-gii- в качестве дополняющей предглаголы, в то время как в общинах на юге есть gii- .
Синтаксис
[ редактировать ]Сото — неконфигурационный язык , что означает, что он имеет свободный порядок слов. Полностью измененный глагол представляет собой отдельное предложение или предложение с субъектом, объектом, аспектом и другими понятиями, выраженными через глагольную морфологию. В диалекте языка местоимения используются для выражения аргументов глагола, а любые явные существительные (или определяющие фразы (DP)), которые в дальнейшем относятся к этим сущностям, являются просто дополнениями к глаголу. Явные DP на самом деле не нужны, поскольку они просто повторяют информацию и отношения, уже отмеченные в глаголе. В результате появление DP, относящихся к аргументам глаголов, не является обязательным и часто не учитывается. [26]
Джо-∅
Джо - ОБВ
о-минвеним-а-н
3 . OBV -like- DIR - 3 . СГ . ПРОКС
Мэри-ан.
Мэри- ПРОКС
Джо нравится Мэри. [26]
Тематическая информация применяется внутри глагола, а не на уровне предложения, поэтому аффиксы и клитики являются аргументами . Глагол ominwênimân сам по себе уже показывает, что кому-то нравится другой человек. Глагол относится к третьему лицу порядка VTA (переходный одушевленный глагол) и склоняется для прямого действия. Мы видим, что проксимат действует на обвиатив, поскольку Джо не отмечен, а Мэри отмечена маркером обвиатива –an . [27]
Однако порядок слов Сото лучше было бы описать как VO(S), чтобы показать редкое появление явного субъекта, но в конечном итоге он встречается чаще всего, когда появляется. [28]
Система письма
[ редактировать ]Язык написан с использованием стандартной римской орфографии (SRO). Некоторые люди используют двойные гласные для обозначения долгих гласных, в то время как другие удлиняют гласные, добавляя либо макронный акцент ( ⟨^⟩ ) ( ⟨â, ê, î, ô, û⟩ ), либо острый акцент ( ⟨´⟩ ) ( ⟨á, é, í, ó, ú⟩ ). [20]
Общие фразы
[ редактировать ]Западная оджибва | Английский |
---|---|
Энни, фу! | Привет, как дела? |
Ну давай же | Я в порядке |
Mino-giizhigad / Mino-giizhigan | Какой чудесный день |
Сын Гизахаганашима? | Вы говорите по-английски? |
Гавин | Нет, нет, отрицательно |
Мой | Да, определенно |
Особенность' | Да, да |
Энанге | Конечно, я согласен |
Амандж , Намандж | 'Я не знаю' |
Мийгвех | Спасибо |
Амбе | Приходить |
Это эжиниказоин? | Как вас зовут? |
_________ Я устал | Меня зовут _________ |
Джин Дэш? | А ты? |
Известные исследователи
[ редактировать ]Некоторые известные исследователи, задокументировавшие диалект оджибва:
- Маргарет Кот-Лера
- Терри Дж. Клокейд
- Гарольд Дж. Логан
- Джеймс Х. Ховард
- Пол Вурхис
- Дж. Рэндольф Валентайн
Примечания
[ редактировать ]- ^ Западные оджибва в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин; Банк, Себастьян (24 мая 2022 г.). «Северо-Западный-Сало-Оджибва» . Глоттолог . Институт эволюционной антропологии Макса Планка . Архивировано из оригинала 30 октября 2022 г. Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ Гордон, Раймонд Г.; Граймс, Барбара Ф., ред. (2005). Этнолог: Языки мира (15-е изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Кот и Клокейд 1985 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 2001 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 2001 , стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Валентина 1994 года .
- ^ Блумфилд 1946 .
- ^ Логан 2001 , с. 3.
- ^ Родные языки: вспомогательный документ для преподавания языковых моделей: оджибве и кри . Королевский принтер для Онтарио. 2002. ISBN 0-7794-3384-Х .
- ^ Логан 2001 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 2001 , с. 8.
- ^ Скотт 1995 .
- ^ «Энциклопедия Саскачевана | Подробности» . esask.uregina.ca . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 2001 , с. 9.
- ^ Логан 2001 , стр. 10, 24–34.
- ^ Логан 2001 , с. 17.
- ^ Логан 2001 , с. 10.
- ^ Логан 2001 , стр. 37–40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Логан 2001 .
- ^ Логан 2001 , стр. 52–54.
- ^ Логан 2001 , стр. 53–54.
- ^ Логан 2001 , стр. 54–55.
- ^ Логан 2001 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с Логан 2001 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 2001 , с. 97.
- ^ Логан 2001 , стр. 97–99.
- ^ Логан 2001 , с. 100.
- ^ "Услуги" . Языковые службы аборигенов Манитобы . Архивировано из оригинала 25 июня 2016 г. Проверено 5 января 2022 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Блумфилд, Леонард (1946). «Алгонкинский». В Хойджере, Гарри (ред.). Лингвистические структуры коренных американцев . Публикации Фонда «Викинг» по антропологии. Том. 6. Нью-Йорк: Фонд Веннера-Грена. стр. 85–129.
- Кот, Маргарет (1984). Нахкавевин: Сото (оджибвейский диалект равнин) . Регина: Индийский федеральный колледж Саскачевана.
- Кот, Маргарет; Клокейд, Терри Дж. (1985). Книга глаголов Сото . Регина: Индийский федеральный колледж Саскачевана.
- Логан, Гарольд Дж. (2001). Сборник текстов Сото с переводами и лингвистическим анализом (магистерская диссертация). Университет Регины. hdl : 10294/12912 .
- Скотт, Мэри Эллен (1995). Словарь языка Сото . Кинистин First Nation и издательство Duval House. ISBN 1-895850-51-7 .
- Валентин, Дж. Рэндольф (1994). Диалектные взаимоотношения оджибве (кандидатская диссертация). Остин: Техасский университет.
- Вурхис, Пол (1977). Разговорник Сото (оджибве), основанный на диалектах Манитобы . Брэндон, MB: Департамент местных исследований, Университет Брэндона. LCCN 80510100 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наши языки: Накаве (Индийский культурный центр Саскачевана)
- Ресурсы OLAC на языке западного оджибва и о нем