Филиппинская иммиграция в Мексику
Модель корабля Сан-Педро-де-Серденья на выставке в форте Сан-Диего в Акапулько. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1200 граждан Филиппин, проживающих в Мексике. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Халиско , Мичоакан , Герреро и Колима | |
Языки | |
испанский , тагальский , английский , филиппинский языки | |
Религия | |
Преимущественно католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие филиппинские диаспоры |
Филиппинские мексиканцы ( испанский : Mexicanos Filipinos ) — граждане Мексики , являющиеся потомками филиппинского происхождения. [ 1 ] В Мексике проживает около 1200 граждан Филиппин. [ 2 ] Кроме того, генетические исследования показывают, что около трети людей, отобранных из Герреро, имеют азиатское происхождение с генетическими маркерами, совпадающими с маркерами населения Филиппин . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Филиппинцы впервые прибыли в Мексику во время испанского колониального периода через галеон Манила-Акапулько . В течение двух с половиной столетий, между 1565 и 1815 годами, многие филиппинцы и мексиканцы плавали в Мексику и Филиппины и обратно в качестве моряков, команд, рабов, пленников, авантюристов и солдат на галеоне Манила-Акапулько, помогая Испании в ее торговле между Азией и Азией. Америки . [ 4 ] Большинство азиатских мигрантов в Мексику в этот период были филиппинцами и, в меньшей степени, другими азиатскими рабами, купленными у португальцев или захваченными в ходе войны. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

В ранний период испанской колонизации Филиппин испанцы воспользовались местной системой алипинов (кабальных крепостных) на Филиппинах, чтобы обойти Лейес -де-лас-Индиас и приобрести филиппинских рабов для обратного путешествия в Новую Испанию . Хотя их количество неизвестно, оно было настолько распространено, что в «Законах о мореплавании и торговле» (1611–1635) количество рабов, привозимых на корабли, было ограничено одним на человека (кроме высокопоставленных лиц), чтобы избежать истощения корабельных запасов. с них также взимали высокие налоги, По прибытии в Акапулько чтобы сократить работорговлю. Торговля филиппинскими женщинами в качестве рабынь, служанок и любовниц правительственных чиновников, экипажа и пассажиров также вызывала скандалы в 17 веке. Женщины составляли около 20 процентов мигрантов из Филиппин. [ 4 ] [ 5 ]
Филиппинцы также были вынуждены работать моряками из-за местной морской культуры Филиппинских островов. К 1619 году экипаж манильских галеонов почти полностью состоял из местных моряков, многие из которых погибли во время плаваний из-за жестокого обращения и опасных условий. Многие галеоны также были старыми, перегруженными и плохо отремонтированными. Закон, принятый в 1608 году, ограничил экипировку филиппинских моряков «ropa necesaria» , которая состояла из одной пары бриджей , что еще больше привело к гибели большого числа филиппинских моряков в результате облучения. Эти условия побудили короля Филиппа III подписать в 1620 году закон, обязывающий торговцев выдавать местным экипажам подходящую одежду. В этот период многие филиппинские моряки дезертировали, как только достигли Акапулько. Себастьян де Пиньеда, капитан галеона «Эспириту-Санто», в 1619 году пожаловался королю, что из 75 филиппинских членов экипажа на борту корабля для обратного плавания осталось только пятеро. Остальные дезертировали. Эти моряки поселились в Мексике и женились на местных жителях (хотя некоторые из них, возможно, ранее были женаты на Филиппинах), особенно потому, что они также пользовались большим спросом у торговцев вином в Колиме за мастерство в производстве тубы (пальмового вина). [ 5 ] [ 9 ]
Христианизированные филиппинцы составляли большинство свободных азиатских иммигрантов ( chino libre ) и могли владеть собственностью и иметь права, которых не было даже у коренных американцев, включая право носить меч и кинжал для личной защиты. [ 4 ] Они часто владели кокосовыми плантациями в Колиме , примером 1619 года был Андрес Росалес, которому принадлежало двадцать восемь кокосовых пальм. Другие были торговцами, как Томас Пангасинан, уроженец Пампанги , который, как зарегистрировано, заплатил тринадцать песо в виде налогов за покупку китайского шелка на манильских галеонах в 17 веке. В городах Мексики , Пуэблы и Гвадалахары было достаточно филиппинских кварталов, и они сформировали отдельные рынки азиатских товаров, называемые Париан (названные в честь аналогичных рынков на Филиппинах). [ 4 ]
Потомки этих первых мигрантов в основном поселились в регионах вблизи конечных портов манильских галеонов . К ним относятся Акапулько , Барра-де-Навидад и Сан-Блас, Наярит , а также многочисленные более мелкие промежуточные поселения по пути. Они также заселили регионы Колима и Халиско до 17 века, которые в тот период были серьезно опустошены индейскими поселениями из-за эпидемий Коколицтли и испанского принудительного труда. [ 5 ] Они также поселились в значительном количестве в районе Сан-Хуан в Мехико , хотя в наше время этот район стал больше ассоциироваться с более поздними китайскими мигрантами. [ 4 ] Особенно крупным поселением филиппинцев в колониальную эпоху является Коюка-де-Бенитес на побережье Коста-Гранде в Герреро , которое в какой-то момент истории называлось «филиппинским городом». [ 10 ]
Влияние
[ редактировать ]Филиппинцы привезли в Мексику многие культурные традиции, такие как метод изготовления пальмового вина, называемого « туба ». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] манильская шаль , [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] замша chamoy [ 17 ] и, возможно, гуаябера (называемая филиппинкой в Веракрусе и на полуострове Юкатан ). [ 18 ] Технология дистилляции для производства текилы и мескаля была также внедрена филиппинскими мигрантами в конце 16 века посредством адаптации перегонных кубов, используемых при производстве филиппинского пальмового ликера ( ламбаног ), которые были завезены в Колиму вместе с тубой . [ 19 ] [ 20 ]
Филиппинские слова также вошли в мексиканский жаргон, например, слово « палапа » (первоначально означавшее «черешок листа кокосовой пальмы» на тагальском языке ), которое стало применяться к типу соломенной крыши с использованием кокосовых листьев, напоминающей филиппинскую хижину нипа . [ 4 ]
С Филиппин также были завезены различные культуры, в том числе кокосы , [ 21 ] Атаульфо манго и Манилита , [ 22 ] [ 23 ] абака , рис и бананы.
Генетическое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что около трети населения Герреро имеют 10% филиппинского происхождения. [ 3 ]
Исторические записи
[ редактировать ]Филиппинских иммигрантов колониальной эпохи, приехавших в Мексику, трудно отследить в исторических записях по нескольким причинам. Наиболее важным фактором является использование терминов индио и чино . На Филиппинах туземцы были известны как индейцы , но они потеряли эту классификацию, когда достигли Америки, поскольку этот термин в Новой Испании относился к коренным американцам . Вместо этого их называли чинос , что привело к современной путанице первых филиппинских иммигрантов с гораздо более поздними китайскими иммигрантами в конце 1800-х и начале 1900-х годов. Смешанные браки и ассимиляция в общинах коренных американцев также похоронили истинный масштаб филиппинской иммиграции, поскольку они стали неотличимы от основной массы крестьянства. [ 5 ] [ 24 ]
Другим фактором является доколониальная филиппинская (и юго-восточная азиатская) традиция не иметь фамилий. Филиппинцы и филиппинские мигранты получили испанские фамилии либо после обращения в христианство, либо в соответствии с «Каталогом альфабетико де апеллидос» в середине 19 века. Из-за этого очень сложно отследить филиппинских иммигрантов в колониальных записях. [ 5 ]
Известные мексиканцы филиппинского происхождения
[ редактировать ]- Рамон Фабье - подполковник, командир Мигеля Идальго и Костильи
- Луис Пинсон - военный командир Хосе Марии Морелоса
- Исидоро Монтес де Ока – мексиканский генерал и лейтенант-коммандер Висенте Герреро
- Ромео Табуэна – художник и гравёр
- Алехандро Гомес Маганда - губернатор Герреро (1951–1954)
- Лили Росалес – представительница Мексики на конкурсе красоты Reina Hispanoamericana 2011.
- Мигель А. Рейна – мексиканский кинорежиссер, сценарист и кинопродюсер.
См. также
[ редактировать ]- Отношения Мексики и Филиппин
- Манильский галеон
- Мексиканское поселение на Филиппинах
- Метисы в Мексике
- Филиппинский метис
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Филипинцы в истории Мексики» . www.ezilon.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ ":: Добро пожаловать в онлайн-бюллетень Манилы ::" . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Уэйд, Лиззи (12 апреля 2018 г.). «Утраченная история Латинской Америки раскрыта в современной ДНК» . Наука . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каррильо, Рубен. «Азия приходит в Америку. Азиатская миграция и культурное влияние в Новой Испании (1565-1815)» . raco.cat . Азиатская . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гусман-Ривас, Пабло (1960). «Географическое влияние торговли галеонами на Новую Испанию» . Географический журнал . 27 (53): 5–81. ISSN 0031-0581 . JSTOR 41888470 .
- ^ Бетелл, Лесли, изд. (1984). Кембриджская история Латинской Америки . Том. 2 Кембриджской истории Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка. I-II (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 0521245168 .
- ^ Лопес-Кальво, Игнасио (2013). Близость взгляда: написание Nikkei в Перу . Фернандо Ивасаки. Издательство Университета Аризоны. п. 134. ИСБН 978-0816599875 .
- ^ Хёрдер, Дирк (2002). Культуры в контакте: мировые миграции во втором тысячелетии . Эндрю Гордон, Александр Кейсар, Дэниэл Джеймс. Издательство Университета Дьюка. п. 200. ИСБН 0822384078 .
- ^ Мачука, Паулина (2019). «Делать тубу в Мексике и на Филиппинах. Четыре столетия общей истории» . ЭнкАртес . 2 (3): 214–225. дои : 10.29340/en.v2n3.82 .
- ^ «Культурный обмен между Мексикой и Филиппинами» . Гео-Мексика . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Астудильо-Мельгар, Фернандо; Очоа-Лейва, Адриан; Утрилла, Джозеф; Уэрта-Беристейн, Херардо (22 марта 2019 г.). «Бактериальное разнообразие и динамика популяций во время ферментации пальмового вина из штата Герреро, Мексика» . Границы микробиологии . 10 : 531. дои : 10.3389/fmicb.2019.00531 . ПМК 6440455 . ПМИД 30967846 .
- ^ Венерасион, Хайме (2008). «Связь Филиппин и Мексики». В Поддаре, Прем; Патке, Раджив С.; Дженсен, Ларс (ред.). Исторический спутник постколониальной литературы - Континентальная Европа и ее империи . Издательство Эдинбургского университета. п. 574. ИСБН 9780748630271 .
- ^ Мерсен, Флоро Л. (2007). Мужчины Манилы в Новом Свете: миграция филиппинцев в Мексику и Америку из шестнадцатого века . ВВЕРП Пресс. п. 125. ИСБН 9789715425292 .
- ^ Арранц, Адольфо (27 мая 2018 г.). «Китайский корабль» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Нэш, Элизабет (13 октября 2005 г.). Севилья, Кордова и Гранада: история культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 136–143. ISBN 9780195182040 .
- ^ Максвелл, Робин (2012). Текстиль Юго-Восточной Азии: торговля, традиции и трансформация . Издательство Таттл. ISBN 9781462906987 .
- ^ Теллез, Лесли. «Пряная, кислая, рубиново-красная привлекательность чамой» . Вкус . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Армарио, Кристина (30 июня 2004 г.). «Происхождение Гуаяберы остается загадкой» . Майами Геральд . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Сизумбо-Вильярреал, Даниэль; Колунга-ГарсиаМарин, Патрисия (июнь 2008 г.). «Ранняя перегонка кокосов и происхождение мескаля и текилы в западно-центральной Мексике». Генетические ресурсы и эволюция сельскохозяйственных культур . 55 (4): 493–510. дои : 10.1007/s10722-007-9255-0 .
- ^ Бруман, Генри Дж. (июль 1944 г.). «Азиатское происхождение дистиллята Уичоль». Географическое обозрение . 34 (3): 418. дои : 10.2307/209973 .
- ^ Ганн, Би Ф.; Бодуэн, Люк; Олсен, Кеннет М. (22 июня 2011 г.). «Независимое происхождение культивируемого кокоса (Cocos nucifera L.) в тропиках Старого Света» . ПЛОС ОДИН . 6 (6): e21143. дои : 10.1371/journal.pone.0021143 . hdl : 1885/62987 .
- ^ Роча, Франклин Х.; Инфанте, Франциско; Килантан, Хуан; Голдаразена, Артуро; Фундерберк, Джо Э. (март 2012 г.). « Цветки манго «Атаульфо» содержат множество трипсов (Thysanoptera)» . Флоридский энтомолог . 95 (1): 171–178. дои : 10.1653/024.095.0126 .
- ^ Адамс, Лиза Дж. (19 июня 2005 г.). «Мексика пытается объявить название «Манильское манго» своим собственным» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Слэк, Эдвард Р. (2009). «Чино в Новой Испании: корректирующая линза для искаженного изображения» . Журнал всемирной истории . 20 (1): 35–67. ISSN 1045-6007 . JSTOR 40542720 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Color Q World: смешанные браки азиатов и латиноамериканцев в Америке
- Филиппинцы в истории Мексики
- Афро-филиппинские монгои (фото потомков генерала Франсиско Монгоя в штате Герреро)
- Лидеры повстанцев во время мексиканской войны за независимость против Испании