Корнел Цэрану
Корнел Цэрану | |
---|---|
![]() Крестьянин в 1975 году | |
Рожденный | |
Умер | 18 июня 2023 г. Клуж-Напока, Румыния | (88 лет)
Образование | |
Занятия |
|
Организации |
|
Супруг | Дана Цэрану-Мэргиняну |
Родственники |
|
Награды |
Корнел Цэрану ( [korˈnel t͡səˈranu] ; 20 июня 1934 — 18 июня 2023) — румынский классический композитор, музыковед , дирижёр и культурный менеджер . Уроженец Клуж-Напоки в Трансильвании , он всегда был привязан к этому региону и способствовал культурному сотрудничеству между румынскими и этническими венгерскими музыкантами. Он учился на местном уровне, в Академии Клуж , усваивая местный аватар неоклассицизма , наряду с влиянием румынской народной музыки - хотя его дебютные годы также свидетельствовали о соответствии социалистическому реализму , как сообщается, порицал его , коммунистический режим за то, что он держал компанию с второстепенными фигурами, такими как как поэт Лучиан Блага . Преподаватель в своей альма-матер, он продолжил обучение за границей, в Парижской консерватории , став авторитетным и посмертным учеником Джорджа Энеску . Преодолевая разногласия, он работал над завершением незаконченных партитур Энеску, включая его Пятую симфонию и музыкальную поэму « Стригои» . Параллельно он основал в Клуже камерный оркестр Ars Nova. посвящен современной классической музыке и исполнительскому искусству.
Основные композиции Цэрану сосредоточены на оркестровой работе; он написал две оперы, вокальную музыку для солистов и хоров, а также музыку к фильмам, получившую признание критиков . Его стиль перешел в постмодернизм с экспрессионистскими оттенками, который использовался в основном в его более коротких произведениях, но оставался в основном неоклассическим в его четырех симфониях. Его личный проект стал музыкальным компаньоном современной румынской литературы , побуждая его исследовать различные другие источники вдохновения. В зависимости от контекста его вклад был основан на фольклоре (румынском, цыганском и греческом ), византийской музыке и джазе . Он также создал ряд явно историцистских произведений, вдохновленных политическими или описательными текстами по истории Трансильвании . Достигнув всеобщего признания в 1980-х годах, когда он выиграл премию Кусевицкого , Цэрану сохранил свою репутацию после румынской революции 1989 года . Кавалер Ордена искусств и литературы в 2002 году, он руководил музыкальным фестивалем Cluj Modern и долгое время был вице-президентом Союза румынских композиторов. Его работа в кино включала сотрудничество с зятем, режиссером Николае Мэргиняну ; он также был зятем психолога Николае Мэргиняну- старшего.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и неоклассический дебют
[ редактировать ]Цэрану родился в трансильванском городе Клуж (ныне Клуж-Напока). [ 1 ] и, когда ему было за тридцать, он представлял «Клужский взгляд на музыку» с его смесью неоклассицизма, национального фольклора и модернистской музыки . [ 2 ] В 1998 году коллега Цэрану Ференц Ласло похвалил его как одного из немногих трансильванских композиторов, румынских или венгерских, которые решили не покидать свой «сельский» регион ради успеха за границей: «Обладая гибким умом, он преуспел в том, что удается немногим трансильванцам: пока он живет в Клуже, его работы путешествуют по всему миру». [ 3 ] Он происходил из музыкальной семьи: «Мои родители были настоящими поклонниками музыки, они часто посещали музыкальную среду Клужа, мой отец играл на скрипке и обладал прекрасным музыкальным слухом. Я начал заниматься музыкой в очень раннем возрасте, причем в самом спонтанном виде. кстати, я начал импровизировать, работать над своими собственными крошечными эссе по композиции». [ 4 ]
Цэрану учился в местной консерватории (позже Академия Георгия Димы) с 1951 по 1957 год - фортепиано у Ромео Гиркояшю и композиция у Сигизмунда Тодуцэ . [ 1 ] [ 5 ] Последний считается первым мастером Цэрану коллегой-композитором Дору Поповичем . [ 6 ] Пятьдесят лет спустя Цэрану отметил, что Тодуца, как зять политзаключенного Иоана Сучу , был особенно хрупким и осторожным, поскольку коммунистические власти легко его шантажировали. Не имея «баланса между искренностью и дипломатией», он публично называл своего учителя румынским Брамсом , не подозревая, что такое восхваление классиков сделает Тодутэ еще более уязвимым для преследований. [ 4 ] Другими его ранними наставниками были профессора Марсиан Негреа , Элиза Чолан и Антонин Чолан ; последний, дирижер, взращивал свой талант, хотя Цэрану еще не стал специализироваться на дирижерстве. Он игнорировал занятия по игре на фортепиано и пропускал занятия «всякий раз, когда мог», главным образом потому, что фортепиано и обязательные уроки марксизма-ленинизма оставляли ему мало времени для работы над партитурами. [ 4 ] Попович присутствовал на дебюте Цэрану как композитора весной 1955 года с Трио для скрипки, альта и виолончели . В ретроспективе 1962 года он сообщает: «Хотя произведение было записано еще в студенческие годы, оно несло в себе печать подлинной чувственности и имело лирическое содержание [...] скрыто за лаконичным форматом, в котором мелодии созданы в народном стиле. мастерски сливались друг с другом, доказывая свою близость к полифоническому стилю ». [ 6 ]
По словам Поповича, первые произведения Цэрану, в том числе его аранжировка антивоенных стихов Николае Лабиша , находились под глубоким влиянием Энеску и Белы Бартока . [ 6 ] Его произведения и произведения Тодуцэ того периода, как и стихи Лабиша, также были обязаны социалистическому реализму как «песни для масс», включая «программное и описательное» произведение, которое Цэрану написал ко Дню освобождения 1959 года. [ 7 ] В 2006 году Цэрану рассказал о своих неафишируемых столкновениях с Румынской рабочей партией (ПМР) и ее культурными догмами. Как он отмечает, неприятности начались в апреле 1957 года, когда в рамках своих академических заданий он сочинил произведение по мотивам « Цетини негре » поэта-философа Блага. Его исполнил Государственный филармонический оркестр Трансильвании всего за несколько дней до того, как Блага был официально занесен коммунистическими цензорами в черный список как «мистический» поэт, а сам Цэрану находился под пристальным наблюдением за предполагаемые политические отклонения до 1959 года. [ 8 ] Цэрану, который все еще дружил с бывшими членами антикоммунистического литературного кружка Сибиу , также продолжал связываться с Блага. [ 8 ] Он предложил написать оперу по мотивам « Învierea» Блага , не зная, что стихотворение уже было написано зятем Блага, Тибериу Бредичану . Его оплошность вызвала конфликт между Блага и его женой Корнелией, которые оба избегали Цэрану. [ 8 ]
Цэрану начал преподавать в своей альма-матер в 1957 году. [ 5 ] первоначально как лектор в классе Тодуцы. [ 6 ] В конце 1962 года состоялась премьера его «Короткой симфонии» — 12-минутной симфонии, стилизации симфонии Энеску Первой . Он получил положительную оценку музыковеда Джорджа Бэлана : «Стремясь соединиться с мыслью Энеску, Цэрану смотрит на жизнь так же, как смотрел бы Энеску, если бы он был еще жив сегодня». [ 9 ] В 1963 году Государственный оркестр Тыргу-Муреша записал его гимн ПМР на слова Мирона Скоробете. [ 10 ] В том же году музыкальный критик Иван Ковац написал о деятельности Цэрану как музыкального журналиста, похвалив его за освещение «самых современных музыкальных произведений»; По словам Коваца, Цэрану и Бэлан были ведущими музыковедами, работавшими в послевоенной Румынии. [ 11 ] В 2023 году Алекс Василиу, сам музыкальный журналист, вспоминал вклад Цэрану как критика при коммунизме: «Даже когда идеологические аватары более или менее изменили объективность многих летописцев, ценность комментариев последних десятилетий остается почти безупречными или даже неповрежденными, если они написаны музыковедами и композиторами с безупречной подготовкой, образованными и преданными истине. Цэрану а был неотъемлемой частью этой последней категории». [ 12 ]
В то время молодой композитор исполнял свою музыку как в Румынии, так и в Венгерской Народной Республике , обычно в сотрудничестве с дирижером Мирчей Кристеску; Одним из таких произведений была музыкальная версия стихотворения Аттилы Йожефа . [ 11 ] Также в 1963 году Цэрану предоставил театральную музыку для постановки Анатолия Константина « Гамлет» , поставленной Национальным театром Клуж . [ 13 ] Затем он предоставил музыку к фильму Йожефа Шомоджи « Ítlét» , биографическому фильму о Дьёрдь Доже , созданному совместно студиями Венгрии, Румынии и Словакии в 1969 году. [ 14 ] В середине 1966 года, получив рекомендательные письма от искусствоведа Петру Комарнеску , Цэрану присоединился к первой группе студентов, которую румынский коммунистический режим проверил для поездки за пределы « железного занавеса» - как он вспоминает, в группу также входил кинорежиссер Лучиан Пинтилие , театральный режиссер. Андрей Щербан и актриса Ирина Петреску . Полномочия Комарнеску позволили ему встретиться с некоторыми ведущими румынскими эмигрантами, в том числе с ученым Ионелом Джиану , который взял его на импровизированную экскурсию по студиям французских художников. [ 4 ] Как он объяснял в старости, Франция была «чрезвычайно богатым опытом обучения». [ 8 ]
Парижские исследования и Ars Nova
[ редактировать ]
Цэрану изучал теорию музыки в Парижской консерватории у Нади Буланже и Оливье Мессиана . Эти две фигуры не любили друг друга, но они также взаимно возмущались Цэрану: среди студентов Восточного блока Буланже ценил только поляков , в то время как Мессиан считал, что все восточноевропейцы были активами КГБ . Цэрану в конце концов сумел завоевать расположение Мессиана, показав ему, что он выучил Турангалила-Симфонию наизусть. [ 4 ] Цэрану также посещал Darmstädter Ferienkurse в 1968, 1969 и 1972 годах, изучая анализ у Дьёрдя Лигети , дирижирование у Бруно Мадерны и перкуссию у Кристофа Каскеля . [ 1 ] Он завершил обучение со степенью доктора в 1969 году; его диссертация на тему «Энеску в сознании современности» была опубликована на румынском языке в том же году и на французском языке в 1981 году. [ 5 ] По словам Ласло, этот сборник также служит «отличным стилистическим учебником». [ 3 ]
Вскоре Цэрану вернулся к своей страсти к литературе. Как отмечал в 2008 году журнал «Апостроф» , он «знает современную поэзию не хуже любого историка литературы и любит ее так, как любят поэты». [ 15 ] Он по-прежнему считал Блага, наряду с дуайеном-модернистом Тристаном Царой (чьи любовные стихи были адаптированы Цэрану в пять музыкальных произведений) и поэтом 1960-х годов Никитой Стэнеску , своим самым ценным наставником. Он назвал Станеску, Ану Бландиану , Марина Сореску и Цезаря Балтага своими дорогими друзьями, которые дали ему ощущение, что «что-то движется» в румынском искусстве. [ 8 ] Примерно в то же время он перевел стихотворение Блага Întoarcere на французский язык, которое было переиздано в 2008 году (по словам авторов Vatra , его версия была «достойной восхищения»). [ 16 ] Его работа как композитора была сосредоточена на соединении музыки и литературы, например, с серией лжи, вдохновленной стихами Бландианы, впервые исполненными для публики в феврале 1969 года. [ 17 ] В тандеме он внес несколько интерпретаций романов своего более старшего друга Камиля Петреску . [ 18 ] Петреску Он также записал лирические фрагменты из « Патула луи Прокуста» , которые очаровали его как «странные стихи». [ 8 ] и которые были исполнены Оркестром Гюльбенкяна на Руайанском фестивале 1972 года. [ 18 ]
20 июня 1968 года, черпая вдохновение из французского мюзикла Domaine , [ 19 ] Цэрану основал камерный оркестр Ars Nova, которым он руководил и дирижировал, в том числе во время их первого выступления на фестивале Toamna Muzicală Clujeană (TMC) в октябре того же года. [ 20 ] В разговоре с Иосифом Саввой в 1969 году он упомянул «широкий отклик, который молодой ансамбль вызвал среди композиторов как в Клуже, так и в Бухаресте , которые заявили о своем желании обеспечить постоянный поток новых произведений для [своего] репертуара». [ 17 ] Как пишет Василиу, новое учреждение имело значение для "всего музыкального мира Румынии, поскольку инструменталисты Клужа часто выступали на сценах страны, записывали альбомы, распространяли произведения национального происхождения посредством международных туров". [ 12 ] Уже в 1970 году группа провела неделю, выступая в Лондоне, в том числе в Queen Elizabeth Hall . Именно во время этого тура их звездную певицу, венгерку Агнес Кризу , открыл Геннадий Рождественский , который помог ей построить международную карьеру. [ 21 ] Сообщается, что «Арс Нова» и ее дирижер добились оглушительного успеха на Варшавской осени 1973 года. [ 22 ] В июне 1981 года сам Цэрану отметил, что живые выступления Ars Nova были записаны в Лондоне, Париже, Брюсселе, Мангейме , Загребе и Будапеште . [ 19 ]
Выступая за постоянный диалог между модернистами и традиционалистами, к 1973 году Цэрану создал уникальный репертуар, который перемещался между Иоганном Себастьяном Бахом (в оркестровке Антона Веберна ), Василе Германом , Михаем Молдаваном и Питером Максвеллом Дэвисом . [ 2 ] Как отметил в том же году Януш Экерт из Polskie Radio , общей (и самой любимой) чертой таких подборок, а также произведений Цэрану, было «прозрачное» качество. [ 22 ] оркестр выпустил свою первую пластинку на национальном уровне на лейбле Electrecord В середине 1975 года ; в него вошли композиции Цэрану, Молдавана, Тибериу Олаха , Дэна Константинеску и Джорджа Драги. [ 23 ] В течение следующего десятилетия Ars Nova расширилась до перформанса благодаря сотрудничеству с танцевальной труппой Contemp (под руководством Адины Сезар). На TMC 1982 года Контемп танцевала под музыку Цэрану, Орела Стро и Жанин Шарбонье . Шоу получило плохую оценку дирижера Касиу Барбу, который предположил, что Ars Nova была слишком очевидной и «педагогической» в своих экспериментах. [ 24 ]
Цэрану получил абилитацию в 1974 году, с 1970 года был доцентом, а в 1990 году стал профессором. [ 1 ] Коллега-музыковед Ана-Станка Табараси-Хоффманн отмечает, что к 2021 году он стал «одним из ведущих экспертов по творчеству Энеску». [ 25 ] Музыковедческие исследования Цэрану были сосредоточены на современной румынской музыке, включая Энеску, Молдавию, Ливиу Глодяну и Тодуцэ, а также на произведениях Мессиана, Карлхайнца Штокхаузена и Янниса Ксенакиса . [ 5 ] Одним из его вкладов в этой области была реконструкция и оркестровка незаконченных партитур Энеску: частей « Каприса Румэна для скрипки и оркестра» , а также «Стригои» (которая первоначально была попыткой Энеску написать музыку к стихотворению Михая Эминеску ), а также с Паскалем Бентойу , Пятая симфония [ 26 ] (в частности, он работал над I и IV частями Симфонии). [ 12 ] Музыкальный журналист Луминица Вартоломей назвала этот проект «спорным, поскольку он противоречит желанию, которое категорически выразил сам Энеску», а именно: «Я никогда не публиковал произведения, которые я не считал относительно завершенными» ( N-am publicat niciodată ceva). ce nu считай, что это относительное окончание ). [ 27 ]
В версии только для фортепиано «Стригои» исполнил сам Цэрану на TMC 1972 года. [ 28 ] но, как вспоминает Табараси-Хоффманн, музыкальная пресса «недостаточно освещала» его. [ 25 ] Среди музыкальных критиков, принявших это во внимание, Раду Гечу утверждал, что реконструкционистский проект Цэрану вызывает сомнения, поскольку «Стригои» вряд ли можно рассматривать как сочинение Энеску - это было «произведение другого композитора с мотивами и стилем Энеску». [ 28 ] Цэрану продолжал совершенствовать произведение и представил его на ограниченное прослушивание в феврале – марте 1981 года на гала-концерте в Бухаресте, организованном Scînteia , а затем в Румынской национальной опере . Как утверждал Вартоломей, эта вторая версия Стригоев , хотя и не до конца отшлифованная, была «подтверждением ценности». [ 27 ] В 1989 году Ласло отметил, что «большое мастерство и любовь Цэрану» в исполнении «Стригоев» и Пятой симфонии (которая также частично основана на Эминеску) дали публике представление об интеллектуальных отношениях, существовавших между Энеску и Эминеску. [ 29 ]
Постмодернизм и историзм
[ редактировать ]Как отмечает Ковац, музыка Цэрану начала отвергать традиционализм в начале 1960-х годов: как и Олах и Анатол Виеру , «Корнел Цэрану полностью отказался от старых, проверенных и быстро успешных творческих методов. Надо сказать, что его новая работа не бросается в глаза. и не привлекателен, насколько он современен и современен». [ 11 ] Со временем он принял постмодернизм как в отношении музыки, так и в отношении философских тем. Эксперименты заняли центральное место в его опере 1970 года Secretul lui Don Giovanni («Тайна Дон Жуана »), созданной на основе либретто Илие Балеа ( Тамаш Деак интеллектуальным источником которого считается ) и поставленной Евой Максай. Композиция имела подзаголовок «Три лирических сарказма»; он игнорировал оперные традиции, используя джаз и танцевальную музыку . в качестве стандартов [ 30 ] » Эминеску В произведении 1975 года, написанном на основе « Оды в древнем метре и записанном с баритоном Ионом Будойу, Цэрану строго придерживался стандартов Энеску - как утверждал критик Раду Станку, он был преемником Одипе . [ 23 ] Точно так же произведение 1981 года «Пролегомен II» написано к столетнему юбилею Энеску и находится под сильным влиянием его музыки. [ 31 ]
Также в 1975 году Арс Нова записал свой «Томбо де Верлена » на текст Стефана Малларме во время серии «концертов-дебатов», организованных румынским телевидением ; это было сделано для фортепиано, перкуссии и двух женских голосов - Кризы и Эдиты Симион. По словам Стэна, это стало вершиной сборника: «очень певучая, очень латинская, очень хорошо составленная». [ 32 ] 1983 года Cîntece nomade («Песни кочевников»), положившие на музыку поэтические произведения Балтага (а через них и основные элементы цыганского фольклора ), [ 33 ] считает критик Вирджил Михайу его стилистически неопределенным, «открытым произведением» «культурного синтеза». Михайу утверждал, что оно содержит «отголоски предков», пропущенные через философию Блага, но также намекает на « » Джеймса Джойса Поминки по Финнегану . [ 34 ] Музыковед Золтан Фаркас считает, что Цэрану и Балтаг создали новый жанр повествования («Цыганская опера»), но также отмечает, что Cîntece nomade по своей сути является запоздалым вкладом в экспрессионистскую музыку . [ 33 ]
Цэрану несколько раз получал премию Союза композиторов Румынии (1972, 1978, 1981, 1982 и 2001 годы). [ 5 ] Его «Гирланда» произведение («Гирлянды»), детское музыкальное , [ 35 ] был выпущен на пластинке компанией Electrecord. Это принесло ему премию Кусевицкого в 1982 году; Председатель жюри Альфред Хоффман похвалил «энергичный стиль» Цэрану, выражающий «твердую убежденность, выраженную в лапидарной, современной и в то же время конкретной манере». [ 36 ] В 1984 году искусствовед Олив Мирча отметил, что Цэрану отошел от классической линии с ее «сильными вставками из народных песен» и был одним из композиторов, принявших « сериализм , постсериализм и алеаторизм », отклонившись в сторону электроакустической музыки . Среди других румынских новаторов, которых цитирует Мирча, были Глодяну, Молдован, Николае Брындуш, Адриан Энеску , Адриан Йоргулеску , Мириам Марбе и Фред Попович . [ 37 ] В четырех симфониях, которые он написал на протяжении трех десятилетий и которые были опубликованы вместе только в 2002 году, Цэрану более строго придерживался неоклассического канона с приглушенным национальным влиянием. [ 38 ] В ретроспективе Scînteia 1985 года Дору Попович оценил, что, как и Олах, Виеру, Ремус Георгеску и другие, Цэрану привнес «новые средства выражения» в «песни для масс»; это были положительные примеры, соответствующие идеологическому образцу «Социалистической Румынии»: «Мы требуем, чтобы песни для масс имели лирическое содержание, подчеркивающее красоты страны, духовное блаженство, которое обретаешь от гармонии со всеми прекрасными созданиями Земли, щедрость порядочных людей, а именно тех, кто живет не только для своего личного удовлетворения, но, прежде всего, для развития общества». [ 39 ]
Как автор музыки к фильмам, Цэрану вернулся в 1976 году с «Красными яблоками» , проектом Александру Татоса и Иона Бэйешу . [ 40 ] Он и режиссер Николае Мэргиняну-младший работали над фильмом 1979 года Un om în loden , который принес им обе награды на кинофестивале 1980 года в Костинештах . [ 41 ] В 1983 году он написал музыку к « Возвращению Мэргиняну из ада » по рассказу Иона Агарбичану . Его вклад заслужил похвалу кинокритиков Cinema , которые говорили о музыке Цэрану как о «идеальном единстве» с режиссурой Мэргиняну. [ 42 ] а также главный приз от Ассоциации кинематографистов Румынии . [ 43 ] Композитор к тому времени был женат на сестре Мэргиняну Дане, учительнице английского языка. Это сделало его зятем психолога и бывшего политзаключенного Николае Мэргиняну (1905–1980); [ 44 ] его теща, Евфросина, была дочерью Константиноса Арванитиса, купца и публикующегося дневника греко-болгарского происхождения . [ 45 ] [ 46 ] Режиссер и композитор приступили к еще одному, столь же знаменитому сотрудничеству над фильмом «Падурянка» 1987 года , который принес Цэрану еще одну награду на киноконцерте Костинешти. [ 47 ]

В конце 1987 года Симфония № 4 Цэрану «Риторнеле», ставшая его «эссе о форме», стала центральным элементом TMC. [ 48 ] Во время выпуска TMC 1989 года Цэрану представил несколько новых произведений, каждое из которых получило похвалу от таких критиков, как Касиу Барбу: токката для саксофона, ударных и фортепиано; вокальная симфония на тексты Пауля Целана ; и особенно успешный «Завет» , в котором в качестве двух источников вдохновения используется византийская музыка и Теодоры Кантакузино . завещание [ 49 ] Это стало частью серии исторических работ, в которых основное внимание уделялось прозаическим текстам с поэтическими нюансами, включая произведения, основанные на Supplex Libellus Valachorum , латинском некрологе 1872 года национальному герою Авраму Янку и надписи из римской Дакии . [ 8 ] По воспоминаниям Цэрану, «Завещание» было исполнено престижным хором «Мадригал» в 1988 году, но сразу после запрета коммунистическим режимом. [ 8 ]
Старость
[ редактировать ]После того, как революция декабря 1989 года свергла румынский коммунизм, и до этнических беспорядков в Трансильвании , Цэрану высказался в поддержку мира с венгерской общиной - его статья в январе 1990 года в Szabadság призывала к восстановлению Университета Бойяи как регионального венгерского учебного центра. . [ 50 ] Он получал похвалы за свою педагогическую работу и, в частности, за вклад в развитие межкультурного взаимопонимания. Как отметил Ласло, Цэрану свободно владел венгерским (а также английским, французским, немецким и русским языками) и мог установить постоянные связи со своими учениками. Им «не пришлось подавлять свое венгерское происхождение в классе румынского учителя, и Цэрану даже поддержал [ред] их утверждение». [ 3 ] Сообщается, что Цэрану был также первым человеком, выступавшим за возведение христианского креста на холме Четацуя - предыдущий такой символ был разрушен коммунистами в 1948 году. [ 51 ] Он написал музыку к другому фильму Мэргиняну « Где-то на Востоке» , премьера которого состоялась в 1991 году; Основанный на романе Огюстена Бузуры , он рассказывает историю коммунистических преступлений во время коллективизации сельского хозяйства . [ 52 ] Его жена Дана приняла участие в усилиях по сбору информации о коммунистическом заключении гражданских лиц, таких как ее отец, присоединившись к Клужскому филиалу Института культуры Мемориа . [ 44 ]
31 января 1990 года Союз румынских композиторов, входящий в Фронт национального спасения , избрал Бентойу своим лидером, а Цэрану и Йоргулеску - двумя его вице-президентами. [ 53 ] Цэрану продолжал оставаться таковым более двух десятилетий. [ 5 ] В мае 1993 года он и Ars Nova выступили в румынском Атенеуме в Бухаресте на Международной неделе музыки. Этот концерт был описан как «захватывающий» композитор Сорин Вулку, который был впечатлен «непревзойденной изысканностью» Цэрану и его учеников в исполнении сложных произведений Германа и Октавиана Немеску . [ 54 ] Его Nomade Cîntece был представлен Ars Nova на Фестивале современной музыки 1991 года в Будапеште, где выступили Антон Тауф , Гета Орловски и Кэлин Форлеа. [ 33 ] В середине 1990-х его произведения, в том числе «Пролегомены» и посвящение Бартоку, появились на компакт-дисках венгерско-румынской антологии (один выпущен Академией Клужа, другой — Magyar Rádió ). [ 31 ] Также в 1993 году Цэрану стал членом-корреспондентом Румынской академии , а в 2012 году — полноправным членом. [ 5 ] В 1995 году он создал новый фестиваль в Клуж-Напоке под названием Cluj Modern , после чего стал его арт-директором. [ 12 ] В 2002 году Цэрану был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы . [ 1 ] [ 5 ]
Вместе с французским поэтом Оливье Апертом Цэрану написал оперу о об Оресте и Эдипе мифах под названием «Орест-Эдипа» , впервые исполненную в Клужской консерватории в январе 2001 года; Цэрану также был дирижером, а Арс Нова - исполнительским оркестром на его премьере. [ 55 ] Ученый Ион Поп рассматривает «Оресте-Эдипу» как постмодернистское произведение с «сложной партитурой», отмечая, что оно заимствовало мотивы у Энеску и из греческого музыкального фольклора . [ 55 ] Цэрану и Тауф воссоединились для постановки в 2005 году «Иванки Блага » режиссера Анки Браду. [ 56 ] С 2000 года работу Цэрану над Strigoii продолжил Сабин Паутза , который обеспечил оркестровую аранжировку и опубликовал законченное произведение в 2018 году. [ 25 ] Сам Цэрану продолжал выступать в свои семидесятые и восьмидесятые годы. В 2008 году Ars Nova отпраздновала свой рубиновый юбилей концертом в Академии Клуж, который в «Апострофе» » Цэрану назвали 40-летием « авангардной музыки , или «экстремально-современной музыки». [ 15 ] В 2013 году Цэрану завершил ораторию Lăutarul , основанную на отрывках из оперы Камиля Петреску Un om entre omeni . [ 18 ] В 2015 году он появился на мероприятиях, посвященных 120-летию Петреску: 9 апреля он поставил спектакль Ars Nova на тему Петреску в Художественном музее Клужа . [ 18 ] В начале октября Государственный филармонический оркестр Трансильвании отпраздновал Цэрану премьерой Lăutarul ; актер Кристиан Ходреа сыграл Сезара Боллиака . Также были представлены произведения а капелла на стихи Эминеску и Матея Кэлинеску . [ 18 ]
Среди последних проектов композитора - музыка к другому проекту Мэргиняну, Cardinalul 2019 года . И он, и Мэргиняну вошли в шорт-лист премии Союза кинематографистов в своей категории. [ 57 ] Цэрану умер в Клуж-Напоке 18 июня 2023 года, за два дня до своего 89-летия. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Религиозная похоронная церемония была запланирована на 22 июня в максимальной аудитории Академии Клуж. [ 5 ] Коллега-музыковед Виорел Косма описал его как «руководствующегося фантазией, иронией, благородством, но прежде всего умом и неожиданным блеском». Румынская академия вспоминает его как «сложную личность современной румынской культурной жизни, выдающегося творца и педагога». [ 5 ] Помимо написания и аранжировки музыки, он был коллекционером произведений искусства, которому принадлежали картины Николае Григореску , Георге Петрашку и Николае Тоница . [ 11 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Наряду с оркестровой работой, партитурой к фильмам, камерной музыкой и двумя своими операми Цэрану сочинял вокальные произведения для солистов и хоров. [ 5 ] [ 61 ] Помимо Балтага, Блага, Бландианы, Целана, Эминеску, Лабиша и Цары, в его композициях использовались стихи, в частности, Никиты Стэнеску и Владимира Стрейну . [ 5 ]
В его композиции входят: [ 62 ]
- Трио для скрипки, альта и виолончели, 1952 г. [ 5 ] [ 6 ]
- Поэма-соната для кларнета и фортепиано, 1954 г. [ 5 ]
- Трансильванская баллада для виолончели и фортепиано, 1956 г. [ 5 ]
- Cetini negre , на тексты Лучиана Блага, 1957 г. [ 8 ]
- Секвенции для струнного оркестра, 1960 г.
- Соната Остинато для фортепиано, 1961 г.
- Контрасты I для фортепиано, 1962 [ 5 ]
- «Короткая симфония» , 1962 год. [ 5 ] [ 9 ]
- Два мадригала по текстам Аттилы Йожефа , для женского хора, 1962 г.
- Partidului на текст Мирона Скоробете, для смешанного хора, 1963 [ 10 ]
- Дойна на текст Камиля Балтазара , для смешанного хора, 1963 г.
- Дуб Хорея , кантата на текст Леониды Нямцу , для женского хора и оркестра, 1963
- Соната для гобоя, 1963 г. [ 5 ]
- Контрасты II для фортепиано, 1963 [ 5 ]
- Два мадригала на тексты Блага, для женского хора, 1964 г.
- Два мадригала на тексты Иона Винеи , для женского хора, 1965 г.
- Симметрии , 1965 [ 5 ]
- Заклинания , 1965 год. [ 5 ]
- Цвей Мадригале на тексты Эндре Ади для смешанного хора, 1965–66.
- Концертное фортепиано, 1966 г. [ 5 ]
- Интеркаляции для фортепиано с оркестром, 1967 г. [ 5 ]
- Диалоги II для фортепиано, 1967
- Игровая симфониетта для струнного оркестра, 1968 г. [ 5 ]
- Чередования , 1968
- Лиедури на стихи Аны Бландианы , 1969 год. [ 17 ]
- «Тайна Дон Жуана» , опера, 1969–70. [ 5 ] [ 30 ]
- Раккорды для небольшого оркестра, 1971 г.
- Суплекс I для смешанного хора, 1971 г.
- «Кортеж» , кантата памяти Аврама Янку , для смешанного хора и оркестра, 1973 г.
- Суплекс II , кантата для смешанного хора и небольшого оркестра, 1974 г.
- Длинная песня для кларнета, фортепиано и струнного оркестра, 1974 г.
- Томбо де Верлен на текст Стефана Малларме , 1975 год.
- Симфония № 2 «Аулодика», 1975–76. [ 5 ]
- Cantus Transylvania , кантата для смешанного хора и небольшого оркестра, 1978 г. [ 5 ]
- Гирлянды , 1979 год. [ 5 ] [ 36 ]
- Пролегомены I для фортепиано и струнного квартета, 1981 [ 5 ]
- Cыntece nomade на тексты Цезаря Балтага, для смешанного хора и оркестра, 1983 [ 34 ]
- Пролегомены II для фортепиано и струнного оркестра, 1982 [ 5 ] [ 31 ]
- Симфониетта «Для молодежи» для струнного оркестра, 1984 г.
- Симфония №3 «Знаки», 1984 г. [ 5 ]
- Соната для кларнета и ударных, 1985 г.
- Хорея на текст Никиты Стэнеску, для смешанного хора, 1985 г.
- Соната Мусор I для гобоя, 1986
- Симфония № 4 «Риторнеле», 1987 г. [ 5 ] [ 48 ]
- Соната Руба II для гобоя, фортепиано и струнного оркестра, 1988 г.
- Соната для контрабаса, 1988 г.
- Завещание для смешанного хора, 1988 г.
- Сольная соната для альта, 1990 г.
- Мируары для саксофона-сопрано и малого оркестра, 1990 г.
- Посвящения на текст Стэнеску для баса, динамика, смешанного хора и небольшого оркестра, 1991 г.
- Сольная соната для виолончели, 1992 г.
- Концертная каденция для виолончели с малым оркестром, 1993
- Траектории для флейты, кларнета, тромбона, скрипки, виолончели и ударных, 1994 г. [ 5 ]
- Crisalide для саксофона-сопранино и ансамбля, 1995
- Вспоминая Бартока I для гобоя и фортепиано, 1995
- Вспоминая Бартока II для гобоя, струнного квартета, контрабаса, фортепиано и ударных, 1995,
- Вспоминая Бартока III для сопрано-саксофона и ансамбля, 1995 г.
- Responsorial I для кларнетов, фортепиано и ударных, 1996 г.
- Responsorial II для сопрано-саксофона и альт-саксофона, 1996 г.
- Антифона для флейты с оркестром, 1996 г. [ 5 ]
- Респонсориал III для кларнета, фагота, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных, 1997 г.
- Блазерквинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, 1997 г.
- Сицилианский блюз для фортепиано и ансамбля, 1998
- Концерт для гобоя и струнного оркестра, 1998 г.
- Каденция для Антифоны для флейты, 1998
- Pour Georges для саксофона-сопранино и кассеты, 1999 г.
- Орест-Эдип , опера, 1999–2001 гг. [ 5 ] [ 55 ]
- Краткий концерт для оркестра флейт, 2002 г. [ 5 ]
- Голубая река на текст Мака Диздара , для смешанного хора, 2002 г.
- Бароккоко , 2004 г. [ 5 ]
- Сараманджи , 2009 г. [ 5 ]
- Скрипач , оратория, 2012–13. [ 5 ] [ 18 ]
- Бачиана , 2018 г. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Георгеску, Корнелиу Дан. «Крестьянин, Кизил» . МГГ (на немецком языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Константинеску, Григоре (1973). «Концерты. Валентин Георгиу. Пьер Кошеро. Карл фон Гарагулы. Ars Nova ». Современник (4): 6.
- ^ Jump up to: а б с Холлос, Мате (5 сентября 1998 г.). «Арт-комната. Трансильванская элегия Ференца Ласло». Венгерская нация . Женщина. стр. 208 24.
- ^ Jump up to: а б с д и Константинеску, Раду (20 октября 2006 г.). «Кизил Цэрану (I): Между Буланже и Мессианом» . Финансовая газета (на румынском языке). Архивировано из оригинала 18 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а «Уважаемый клюжский композитор Корнел Цэрану, скончавшийся в воскресенье, будет похоронен в четверг, в фойе Auditorium Maximum запланирована религиозная церемония» . actualdecluj.ro (на румынском языке). 20 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Попович, Дору (29 августа 1962 г.). «Профили молодых творцов. Композитор Корнел Цэрану». Искра молодости . Нет. 4133. стр. 3.
- ^ Мерку, Джордж (1959). «В честь 23 августа. Музыкальное творчество Клужа». Современник (25): 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Константинеску, Раду (27 октября 2006 г.). «Кизил Цэрану (II): Меня вдохновили как Цара, так и римские армии II века...» Ziarul Financiar (на румынском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года.
- ^ Jump up to: а б Балан, Джордж (1962). «Концерты, выставки. В духе Энеску». Современник (47): 6.
- ^ Jump up to: а б Панделеску, СП (1963). "Летопись диска. Песни для страны и партии". Современник (34): 6.
- ^ Jump up to: а б с д Ковац, Иван (1963). «К портрету Корнела Цэрану и Антал Ронай». Новая Жизнь . IV (12): 15.
- ^ Jump up to: а б с д Василиу, Алекс (21 июня 2023 г.). «Джордж Рассел – Корнел Цэрану: традиция против эксперимента = ценность» . Газета Ясс (на румынском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Ласло, Ференц (1963). «Заметки о сценической музыке». Наш век . XXII (4): 452, 454.
- ^ Иллес, Ено (1970). « Суд . Венгерско-румынско-словацкий фильм». Кинотеатр Музыка . XIV (16): 8–9.
- ^ Jump up to: а б «Арс Нова» исполнилось 40 лет». Апостроф (10): 2. 2008.
- ^ «Талмеш балмеш. Апостроф , № 9/2008». Очаг . XXXV (10): 95. 2008.
- ^ Jump up to: а б с Сава, Иосиф (3 февраля 1969 г.). «Музыкальная хроника. Праздничное шоу Г. Стефанеску. Перспективы самого молодого коллектива». Искра . Нет. 6130. с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сарвари, Евгения (2015). « Скрипач Корнела Цэрану ». Театр сегодня (1–3): 238.
- ^ Jump up to: а б Стоянов, Кармен (1981). «Музыка. Композиторы и артисты. «Арс Нова» ». Литературная Румыния . XIV (26): 18.
- ^ «Напоминание. Музыка». Пламя . XVII (41): 24. 1968.
- ^ Мико, Эрвин (1985). «Либретто Агнес Кризы». Неделя . XVI (51): 5.
- ^ Jump up to: а б Чобану, Джордж (1973). «Контакты. Румынское присутствие. «Арс Нова» на «Варшавской осени» ». Современник (42): 9.
- ^ Jump up to: а б Стэн, Раду (1975). "Музыка. Электрозапись Диски". Литературная Румыния . IX (36): 18.
- ^ Барбу, Касиу (1982). «Музыка. Инструментальные ансамбли филармонии на фестивале». Звезда . XXXIII (11): 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Табараси-Хоффманн, Ана-Станка (2021). «Искусство. Изюминка фестиваля Энеску: Призраки ». Литературная Румыния . ЛIII (48–49): 33.
- ^ Моисеску, Титус (1997). «Некоторые разъяснения относительно редактирования работы Энессьена». Журнал этнографии и фольклора . 42 (5–6): 443–444, 452.
- ^ Jump up to: а б Вартоломей, Луминица (1981). «Музыкальная хроника. Три эталонных момента». Современник (8): 9.
- ^ Jump up to: а б Гечу, Раду (1972). «Хроника музыкальных идей. Реституция». Атенеум . IX (8): 17.
- ^ Ласло, Ференц (1989). «Мир искусства. «Немузыкальное» ». Верное Слово . XXXVII (6): 565.
- ^ Jump up to: а б Муресан, Эмиль (17 июля 1970 г.). «Музыкальная хроника. Тайна Дон Жуана ». Факел . Нет. 7367. с. 2.
- ^ Jump up to: а б с «Парижская музыкальная хроника. Успех румынско-венгерской пластинки». Правда из Клужа . Нет. 2030. 23 июля 1997. с. 5.
- ^ Стэн, Раду (1977). «Музыка. Румынское творчество в концертах». Театр . XII (2): 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Фаркас, Золтан (1991). «Прогнозы — пятьдесят процентов». Музыка (8): 28.
- ^ Jump up to: а б Михайу, Вирджил (1983). «Музыка. Корнел Цэрану: Кочевые песни на первом прослушивании». Звезда . XXXIV (4): 57–58.
- ^ Мария, С. (1 февраля 1985 г.). «Сигнал». Искра . Нет. 13201. с. 4.
- ^ Jump up to: а б Раду, Т. (1982). «Корнел Цэрану — лауреат премии Кусевицкого». Пламя . XXXI (44): 22.
- ^ Мирча, Олив (1984). «Музыка. Исполнения современной румынской инструментальной музыки». Очаг . XIV (8): 14.
- ^ Авакян, Дмитрий (2002). «Музыка. Музыкальный классицизм». Литературная Румыния . XXXV (36): 22.
- ^ Поповичи, Дору (23 марта 1985 г.). «Работа и жизнь многих — источник вдохновения для создания подлинных, ценных произведений искусства». Искра . Нет. 13245. с. 4.
- ^ Александреску, Мирча (1983). « Красные яблоки . Очаровательный, правдоподобный и незабываемый этот молодой человек, такой естественный, такой интеллигентно-позитивный» . Кино . XIV (4): 24.
- ^ «Лучшее с фестиваля». Кино . XVIII (9): 5. 1980.
- ^ " Возвращение из ада и с других ракурсов или о наших фильмах после премьерной хроники". Кино . XXI (10): 12. 1983.
- ^ «Награды Ассоциации кинематографистов за художественные фильмы 1983 года». Кино . XXIII (1): 15. 1985.
- ^ Jump up to: а б Джела, Дойна (2007). «Через коммунистические застенки» . Культурная обсерватория (на румынском языке) (354). Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года.
- ^ Апостоляну, Корина (2009–2012 гг.). «Заметки о Констанце конца XIX века в дневнике Константиноса Арванитиса». Анналы Доброджи . Х – XIII: 236–241.
- ^ «Архив 'А'. Константин Арванитис, Журнал 1893–1899». Апостроф (10): 26. 2008.
- ^ Кэлиман, Кэлин (1987). «На экране, в Костинештах. 10 дней кинематографического года». Современник (33): 13–14.
- ^ Jump up to: а б Бандилэ, Дэн (1987). «Духовная жизнь округов и местностей страны. Клуж-Напока. «Музыкальная осень» ». Современник (43): 4.
- ^ Барбу, Касиу (1989). «Музыка. Первые румынские прослушивания». Звезда . XL (11–12): 90.
- ^ Купаренку, Барбу (21 февраля 1990 г.). «Чтобы вернуть доверие». Дата . Женщина. стр. 44 3.
- ^ Чорка, Иоан (23 октября 2012 г.). «Как появился Крест на Цитадели» . Свободная Румыния . Архивировано из оригинала 8 декабря 2021 года.
- ^ Манойу, Алиса (1991). «На экранах в премьере. Где-то на востоке ». Новое кино . ХХХ (8): 8.
- ^ «Новый совет правления композиторского объединения». Новый способ . Нет. 12649. 3 февраля 1990 г. с. 5.
- ^ Вулку, Сорин (1993). «Новая музыка». Литературная Румыния . XXVI (25): 16–17.
- ^ Jump up to: а б с Поп, Ион (2001). «Музыка. Румыно-французские гармонии». Литературная Румыния . XXXIV (2): 16.
- ^ Томус, Ион М. (2005). «Театральная хроника. Иванка ». Апостроф . XVI (5): 34.
- ^ Андрей, Отилия (21 февраля 1990 г.). «Красная дорожка со звездами на гала-концерте UCIN в Национальном театре Бухареста» . Правда (на румынском языке). п. 3. Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года.
- ^ «Композитор Корнел Цэрану будет похоронен в четверг, 22 июня, в Клуж-Напоке» . Газета из Клужа (на румынском языке). 20 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Академик Корнел Цэрану (1934–2023) – Памяти» . Радио Румынии (на румынском языке). 19 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Скончался композитор и педагог Корнел Цэрану» . romania-muzical.ro (на румынском языке). 19 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Компонистен-коллоквиум с Корнелем Тарану» . Университет Ольденбурга (на немецком языке). 2008. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Отбор произведений» . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Корнела Цэрану Дискография на Discogs
- Корнел Цэрану в AllMusic
- Корнел Цэрану на IMDb
- 1934 рождения
- 2023 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Неоклассические композиторы
- Художники-социалисты-реалисты
- Экспрессионистская музыка
- Постмодернистские композиторы
- Электронные композиторы
- Композиторы-историки
- Румынские композиторы-классики
- Румынские оперные композиторы
- Румынские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы мужского музыкального театра
- Композиторы румынского музыкального театра
- Румынские композиторы музыки к фильмам
- Композиторы музыки к фильмам-мужчины
- Румынские дирижеры (музыка)
- Руководители оркестра
- Директора фестиваля
- Румынские музыкальные критики
- румынские музыковеды
- Румынские авторы учебников
- Переводчики 20-го века
- Румынские переводчики
- Румынско-французские переводчики
- Классические пианисты 20 века
- Классические пианисты XXI века
- Румынские классические пианисты
- Рыцари Ордена Искусств и литературы
- Титульные члены Румынской Академии
- Музыканты из Клуж-Напоки
- Выпускники Музыкальной Академии Георгия Димы
- Выпускники Парижской консерватории
- Преподавательский состав Музыкальной Академии Георгия Димы
- Румынские коллекционеры произведений искусства
- Цензура в Румынии