Jump to content

Корнел Цэрану

Корнел Цэрану
Крестьянин в 1975 году
Рожденный ( 1934-06-20 ) 20 июня 1934 г.
Умер 18 июня 2023 г. (18 июня 2023 г.) (88 лет)
Клуж-Напока, Румыния
Образование
Занятия
Организации
  • Академия Георгия Димы
  • Арс Нова
  • Союз румынских композиторов
Супруг Дана Цэрану-Мэргиняну
Родственники
Награды

Корнел Цэрану ( [korˈnel t͡səˈranu] ; 20 июня 1934 — 18 июня 2023) — румынский классический композитор, музыковед , дирижёр и культурный менеджер . Уроженец Клуж-Напоки в Трансильвании , он всегда был привязан к этому региону и способствовал культурному сотрудничеству между румынскими и этническими венгерскими музыкантами. Он учился на местном уровне, в Академии Клуж , усваивая местный аватар неоклассицизма , наряду с влиянием румынской народной музыки - хотя его дебютные годы также свидетельствовали о соответствии социалистическому реализму , как сообщается, порицал его , коммунистический режим за то, что он держал компанию с второстепенными фигурами, такими как как поэт Лучиан Блага . Преподаватель в своей альма-матер, он продолжил обучение за границей, в Парижской консерватории , став авторитетным и посмертным учеником Джорджа Энеску . Преодолевая разногласия, он работал над завершением незаконченных партитур Энеску, включая его Пятую симфонию и музыкальную поэму « Стригои» . Параллельно он основал в Клуже камерный оркестр Ars Nova. посвящен современной классической музыке и исполнительскому искусству.

Основные композиции Цэрану сосредоточены на оркестровой работе; он написал две оперы, вокальную музыку для солистов и хоров, а также музыку к фильмам, получившую признание критиков . Его стиль перешел в постмодернизм с экспрессионистскими оттенками, который использовался в основном в его более коротких произведениях, но оставался в основном неоклассическим в его четырех симфониях. Его личный проект стал музыкальным компаньоном современной румынской литературы , побуждая его исследовать различные другие источники вдохновения. В зависимости от контекста его вклад был основан на фольклоре (румынском, цыганском и греческом ), византийской музыке и джазе . Он также создал ряд явно историцистских произведений, вдохновленных политическими или описательными текстами по истории Трансильвании . Достигнув всеобщего признания в 1980-х годах, когда он выиграл премию Кусевицкого , Цэрану сохранил свою репутацию после румынской революции 1989 года . Кавалер Ордена искусств и литературы в 2002 году, он руководил музыкальным фестивалем Cluj Modern и долгое время был вице-президентом Союза румынских композиторов. Его работа в кино включала сотрудничество с зятем, режиссером Николае Мэргиняну ; он также был зятем психолога Николае Мэргиняну- старшего.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и неоклассический дебют

[ редактировать ]

Цэрану родился в трансильванском городе Клуж (ныне Клуж-Напока). [ 1 ] и, когда ему было за тридцать, он представлял «Клужский взгляд на музыку» с его смесью неоклассицизма, национального фольклора и модернистской музыки . [ 2 ] В 1998 году коллега Цэрану Ференц Ласло похвалил его как одного из немногих трансильванских композиторов, румынских или венгерских, которые решили не покидать свой «сельский» регион ради успеха за границей: «Обладая гибким умом, он преуспел в том, что удается немногим трансильванцам: пока он живет в Клуже, его работы путешествуют по всему миру». [ 3 ] Он происходил из музыкальной семьи: «Мои родители были настоящими поклонниками музыки, они часто посещали музыкальную среду Клужа, мой отец играл на скрипке и обладал прекрасным музыкальным слухом. Я начал заниматься музыкой в ​​очень раннем возрасте, причем в самом спонтанном виде. кстати, я начал импровизировать, работать над своими собственными крошечными эссе по композиции». [ 4 ]

Цэрану учился в местной консерватории (позже Академия Георгия Димы) с 1951 по 1957 год - фортепиано у Ромео Гиркояшю [ ro ] и композиция у Сигизмунда Тодуцэ . [ 1 ] [ 5 ] Последний считается первым мастером Цэрану коллегой-композитором Дору Поповичем . [ 6 ] Пятьдесят лет спустя Цэрану отметил, что Тодуца, как зять политзаключенного Иоана Сучу , был особенно хрупким и осторожным, поскольку коммунистические власти легко его шантажировали. Не имея «баланса между искренностью и дипломатией», он публично называл своего учителя румынским Брамсом , не подозревая, что такое восхваление классиков сделает Тодутэ еще более уязвимым для преследований. [ 4 ] Другими его ранними наставниками были профессора Марсиан Негреа , Элиза Чолан и Антонин Чолан ; последний, дирижер, взращивал свой талант, хотя Цэрану еще не стал специализироваться на дирижерстве. Он игнорировал занятия по игре на фортепиано и пропускал занятия «всякий раз, когда мог», главным образом потому, что фортепиано и обязательные уроки марксизма-ленинизма оставляли ему мало времени для работы над партитурами. [ 4 ] Попович присутствовал на дебюте Цэрану как композитора весной 1955 года с Трио для скрипки, альта и виолончели . В ретроспективе 1962 года он сообщает: «Хотя произведение было записано еще в студенческие годы, оно несло в себе печать подлинной чувственности и имело лирическое содержание [...] скрыто за лаконичным форматом, в котором мелодии созданы в народном стиле. мастерски сливались друг с другом, доказывая свою близость к полифоническому стилю ». [ 6 ]

По словам Поповича, первые произведения Цэрану, в том числе его аранжировка антивоенных стихов Николае Лабиша , находились под глубоким влиянием Энеску и Белы Бартока . [ 6 ] Его произведения и произведения Тодуцэ того периода, как и стихи Лабиша, также были обязаны социалистическому реализму как «песни для масс», включая «программное и описательное» произведение, которое Цэрану написал ко Дню освобождения 1959 года. [ 7 ] В 2006 году Цэрану рассказал о своих неафишируемых столкновениях с Румынской рабочей партией (ПМР) и ее культурными догмами. Как он отмечает, неприятности начались в апреле 1957 года, когда в рамках своих академических заданий он сочинил произведение по мотивам « Цетини негре » поэта-философа Блага. Его исполнил Государственный филармонический оркестр Трансильвании всего за несколько дней до того, как Блага был официально занесен коммунистическими цензорами в черный список как «мистический» поэт, а сам Цэрану находился под пристальным наблюдением за предполагаемые политические отклонения до 1959 года. [ 8 ] Цэрану, который все еще дружил с бывшими членами антикоммунистического литературного кружка Сибиу , также продолжал связываться с Блага. [ 8 ] Он предложил написать оперу по мотивам « Învierea» Блага , не зная, что стихотворение уже было написано зятем Блага, Тибериу Бредичану . Его оплошность вызвала конфликт между Блага и его женой Корнелией, которые оба избегали Цэрану. [ 8 ]

Цэрану начал преподавать в своей альма-матер в 1957 году. [ 5 ] первоначально как лектор в классе Тодуцы. [ 6 ] В конце 1962 года состоялась премьера его «Короткой симфонии» — 12-минутной симфонии, стилизации симфонии Энеску Первой . Он получил положительную оценку музыковеда Джорджа Бэлана : «Стремясь соединиться с мыслью Энеску, Цэрану смотрит на жизнь так же, как смотрел бы Энеску, если бы он был еще жив сегодня». [ 9 ] В 1963 году Государственный оркестр Тыргу-Муреша записал его гимн ПМР на слова Мирона Скоробете. [ 10 ] В том же году музыкальный критик Иван Ковац написал о деятельности Цэрану как музыкального журналиста, похвалив его за освещение «самых современных музыкальных произведений»; По словам Коваца, Цэрану и Бэлан были ведущими музыковедами, работавшими в послевоенной Румынии. [ 11 ] В 2023 году Алекс Василиу, сам музыкальный журналист, вспоминал вклад Цэрану как критика при коммунизме: «Даже когда идеологические аватары более или менее изменили объективность многих летописцев, ценность комментариев последних десятилетий остается почти безупречными или даже неповрежденными, если они написаны музыковедами и композиторами с безупречной подготовкой, образованными и преданными истине. Цэрану а был неотъемлемой частью этой последней категории». [ 12 ]

В то время молодой композитор исполнял свою музыку как в Румынии, так и в Венгерской Народной Республике , обычно в сотрудничестве с дирижером Мирчей Кристеску; Одним из таких произведений была музыкальная версия стихотворения Аттилы Йожефа . [ 11 ] Также в 1963 году Цэрану предоставил театральную музыку для постановки Анатолия Константина « Гамлет» , поставленной Национальным театром Клуж . [ 13 ] Затем он предоставил музыку к фильму Йожефа Шомоджи « Ítlét» , биографическому фильму о Дьёрдь Доже , созданному совместно студиями Венгрии, Румынии и Словакии в 1969 году. [ 14 ] В середине 1966 года, получив рекомендательные письма от искусствоведа Петру Комарнеску , Цэрану присоединился к первой группе студентов, которую румынский коммунистический режим проверил для поездки за пределы « железного занавеса» - как он вспоминает, в группу также входил кинорежиссер Лучиан Пинтилие , театральный режиссер. Андрей Щербан и актриса Ирина Петреску . Полномочия Комарнеску позволили ему встретиться с некоторыми ведущими румынскими эмигрантами, в том числе с ученым Ионелом Джиану , который взял его на импровизированную экскурсию по студиям французских художников. [ 4 ] Как он объяснял в старости, Франция была «чрезвычайно богатым опытом обучения». [ 8 ]

Парижские исследования и Ars Nova

[ редактировать ]
Вокалистка Ars Nova Агнес Криза в 1978 году.

Цэрану изучал теорию музыки в Парижской консерватории у Нади Буланже и Оливье Мессиана . Эти две фигуры не любили друг друга, но они также взаимно возмущались Цэрану: среди студентов Восточного блока Буланже ценил только поляков , в то время как Мессиан считал, что все восточноевропейцы были активами КГБ . Цэрану в конце концов сумел завоевать расположение Мессиана, показав ему, что он выучил Турангалила-Симфонию наизусть. [ 4 ] Цэрану также посещал Darmstädter Ferienkurse в 1968, 1969 и 1972 годах, изучая анализ у Дьёрдя Лигети , дирижирование у Бруно Мадерны и перкуссию у Кристофа Каскеля . [ 1 ] Он завершил обучение со степенью доктора в 1969 году; его диссертация на тему «Энеску в сознании современности» была опубликована на румынском языке в том же году и на французском языке в 1981 году. [ 5 ] По словам Ласло, этот сборник также служит «отличным стилистическим учебником». [ 3 ]

Вскоре Цэрану вернулся к своей страсти к литературе. Как отмечал в 2008 году журнал «Апостроф» , он «знает современную поэзию не хуже любого историка литературы и любит ее так, как любят поэты». [ 15 ] Он по-прежнему считал Блага, наряду с дуайеном-модернистом Тристаном Царой (чьи любовные стихи были адаптированы Цэрану в пять музыкальных произведений) и поэтом 1960-х годов Никитой Стэнеску , своим самым ценным наставником. Он назвал Станеску, Ану Бландиану , Марина Сореску и Цезаря Балтага своими дорогими друзьями, которые дали ему ощущение, что «что-то движется» в румынском искусстве. [ 8 ] Примерно в то же время он перевел стихотворение Блага Întoarcere на французский язык, которое было переиздано в 2008 году (по словам авторов Vatra , его версия была «достойной восхищения»). [ 16 ] Его работа как композитора была сосредоточена на соединении музыки и литературы, например, с серией лжи, вдохновленной стихами Бландианы, впервые исполненными для публики в феврале 1969 года. [ 17 ] В тандеме он внес несколько интерпретаций романов своего более старшего друга Камиля Петреску . [ 18 ] Петреску Он также записал лирические фрагменты из « Патула луи Прокуста» , которые очаровали его как «странные стихи». [ 8 ] и которые были исполнены Оркестром Гюльбенкяна на Руайанском фестивале 1972 года. [ 18 ]

20 июня 1968 года, черпая вдохновение из французского мюзикла Domaine , [ 19 ] Цэрану основал камерный оркестр Ars Nova, которым он руководил и дирижировал, в том числе во время их первого выступления на фестивале Toamna Muzicală Clujeană (TMC) в октябре того же года. [ 20 ] В разговоре с Иосифом Саввой в 1969 году он упомянул «широкий отклик, который молодой ансамбль вызвал среди композиторов как в Клуже, так и в Бухаресте , которые заявили о своем желании обеспечить постоянный поток новых произведений для [своего] репертуара». [ 17 ] Как пишет Василиу, новое учреждение имело значение для "всего музыкального мира Румынии, поскольку инструменталисты Клужа часто выступали на сценах страны, записывали альбомы, распространяли произведения национального происхождения посредством международных туров". [ 12 ] Уже в 1970 году группа провела неделю, выступая в Лондоне, в том числе в Queen Elizabeth Hall . Именно во время этого тура их звездную певицу, венгерку Агнес Кризу , открыл Геннадий Рождественский , который помог ей построить международную карьеру. [ 21 ] Сообщается, что «Арс Нова» и ее дирижер добились оглушительного успеха на Варшавской осени 1973 года. [ 22 ] В июне 1981 года сам Цэрану отметил, что живые выступления Ars Nova были записаны в Лондоне, Париже, Брюсселе, Мангейме , Загребе и Будапеште . [ 19 ]

Выступая за постоянный диалог между модернистами и традиционалистами, к 1973 году Цэрану создал уникальный репертуар, который перемещался между Иоганном Себастьяном Бахом (в оркестровке Антона Веберна ), Василе Германом , Михаем Молдаваном и Питером Максвеллом Дэвисом . [ 2 ] Как отметил в том же году Януш Экерт из Polskie Radio , общей (и самой любимой) чертой таких подборок, а также произведений Цэрану, было «прозрачное» качество. [ 22 ] оркестр выпустил свою первую пластинку на национальном уровне на лейбле Electrecord В середине 1975 года ; в него вошли композиции Цэрану, Молдавана, Тибериу Олаха , Дэна Константинеску и Джорджа Драги. [ 23 ] В течение следующего десятилетия Ars Nova расширилась до перформанса благодаря сотрудничеству с танцевальной труппой Contemp (под руководством Адины Сезар). На TMC 1982 года Контемп танцевала под музыку Цэрану, Орела Стро и Жанин Шарбонье . Шоу получило плохую оценку дирижера Касиу Барбу, который предположил, что Ars Nova была слишком очевидной и «педагогической» в своих экспериментах. [ 24 ]

Цэрану получил абилитацию в 1974 году, с 1970 года был доцентом, а в 1990 году стал профессором. [ 1 ] Коллега-музыковед Ана-Станка Табараси-Хоффманн отмечает, что к 2021 году он стал «одним из ведущих экспертов по творчеству Энеску». [ 25 ] Музыковедческие исследования Цэрану были сосредоточены на современной румынской музыке, включая Энеску, Молдавию, Ливиу Глодяну и Тодуцэ, а также на произведениях Мессиана, Карлхайнца Штокхаузена и Янниса Ксенакиса . [ 5 ] Одним из его вкладов в этой области была реконструкция и оркестровка незаконченных партитур Энеску: частей « Каприса Румэна для скрипки и оркестра» , а также «Стригои» (которая первоначально была попыткой Энеску написать музыку к стихотворению Михая Эминеску ), а также с Паскалем Бентойу , Пятая симфония [ 26 ] (в частности, он работал над I и IV частями Симфонии). [ 12 ] Музыкальный журналист Луминица Вартоломей назвала этот проект «спорным, поскольку он противоречит желанию, которое категорически выразил сам Энеску», а именно: «Я никогда не публиковал произведения, которые я не считал относительно завершенными» ( N-am publicat niciodată ceva). ce nu считай, что это относительное окончание ). [ 27 ]

В версии только для фортепиано «Стригои» исполнил сам Цэрану на TMC 1972 года. [ 28 ] но, как вспоминает Табараси-Хоффманн, музыкальная пресса «недостаточно освещала» его. [ 25 ] Среди музыкальных критиков, принявших это во внимание, Раду Гечу утверждал, что реконструкционистский проект Цэрану вызывает сомнения, поскольку «Стригои» вряд ли можно рассматривать как сочинение Энеску - это было «произведение другого композитора с мотивами и стилем Энеску». [ 28 ] Цэрану продолжал совершенствовать произведение и представил его на ограниченное прослушивание в феврале – марте 1981 года на гала-концерте в Бухаресте, организованном Scînteia , а затем в Румынской национальной опере . Как утверждал Вартоломей, эта вторая версия Стригоев , хотя и не до конца отшлифованная, была «подтверждением ценности». [ 27 ] В 1989 году Ласло отметил, что «большое мастерство и любовь Цэрану» в исполнении «Стригоев» и Пятой симфонии (которая также частично основана на Эминеску) дали публике представление об интеллектуальных отношениях, существовавших между Энеску и Эминеску. [ 29 ]

Постмодернизм и историзм

[ редактировать ]

Как отмечает Ковац, музыка Цэрану начала отвергать традиционализм в начале 1960-х годов: как и Олах и Анатол Виеру , «Корнел Цэрану полностью отказался от старых, проверенных и быстро успешных творческих методов. Надо сказать, что его новая работа не бросается в глаза. и не привлекателен, насколько он современен и современен». [ 11 ] Со временем он принял постмодернизм как в отношении музыки, так и в отношении философских тем. Эксперименты заняли центральное место в его опере 1970 года Secretul lui Don Giovanni («Тайна Дон Жуана »), созданной на основе либретто Илие Балеа ( Тамаш Деак интеллектуальным источником которого считается ) и поставленной Евой Максай. Композиция имела подзаголовок «Три лирических сарказма»; он игнорировал оперные традиции, используя джаз и танцевальную музыку . в качестве стандартов [ 30 ] » Эминеску В произведении 1975 года, написанном на основе « Оды в древнем метре и записанном с баритоном Ионом Будойу, Цэрану строго придерживался стандартов Энеску - как утверждал критик Раду Станку, он был преемником Одипе . [ 23 ] Точно так же произведение 1981 года «Пролегомен II» написано к столетнему юбилею Энеску и находится под сильным влиянием его музыки. [ 31 ]

Также в 1975 году Арс Нова записал свой «Томбо де Верлена » на текст Стефана Малларме во время серии «концертов-дебатов», организованных румынским телевидением ; это было сделано для фортепиано, перкуссии и двух женских голосов - Кризы и Эдиты Симион. По словам Стэна, это стало вершиной сборника: «очень певучая, очень латинская, очень хорошо составленная». [ 32 ] 1983 года Cîntece nomade («Песни кочевников»), положившие на музыку поэтические произведения Балтага (а через них и основные элементы цыганского фольклора ), [ 33 ] считает критик Вирджил Михайу его стилистически неопределенным, «открытым произведением» «культурного синтеза». Михайу утверждал, что оно содержит «отголоски предков», пропущенные через философию Блага, но также намекает на « » Джеймса Джойса Поминки по Финнегану . [ 34 ] Музыковед Золтан Фаркас считает, что Цэрану и Балтаг создали новый жанр повествования («Цыганская опера»), но также отмечает, что Cîntece nomade по своей сути является запоздалым вкладом в экспрессионистскую музыку . [ 33 ]

Цэрану несколько раз получал премию Союза композиторов Румынии (1972, 1978, 1981, 1982 и 2001 годы). [ 5 ] Его «Гирланда» произведение («Гирлянды»), детское музыкальное , [ 35 ] был выпущен на пластинке компанией Electrecord. Это принесло ему премию Кусевицкого в 1982 году; Председатель жюри Альфред Хоффман похвалил «энергичный стиль» Цэрану, выражающий «твердую убежденность, выраженную в лапидарной, современной и в то же время конкретной манере». [ 36 ] В 1984 году искусствовед Олив Мирча отметил, что Цэрану отошел от классической линии с ее «сильными вставками из народных песен» и был одним из композиторов, принявших « сериализм , постсериализм и алеаторизм », отклонившись в сторону электроакустической музыки . Среди других румынских новаторов, которых цитирует Мирча, были Глодяну, Молдован, Николае Брындуш, Адриан Энеску , Адриан Йоргулеску , Мириам Марбе и Фред Попович . [ 37 ] В четырех симфониях, которые он написал на протяжении трех десятилетий и которые были опубликованы вместе только в 2002 году, Цэрану более строго придерживался неоклассического канона с приглушенным национальным влиянием. [ 38 ] В ретроспективе Scînteia 1985 года Дору Попович оценил, что, как и Олах, Виеру, Ремус Георгеску и другие, Цэрану привнес «новые средства выражения» в «песни для масс»; это были положительные примеры, соответствующие идеологическому образцу «Социалистической Румынии»: «Мы требуем, чтобы песни для масс имели лирическое содержание, подчеркивающее красоты страны, духовное блаженство, которое обретаешь от гармонии со всеми прекрасными созданиями Земли, щедрость порядочных людей, а именно тех, кто живет не только для своего личного удовлетворения, но, прежде всего, для развития общества». [ 39 ]

Как автор музыки к фильмам, Цэрану вернулся в 1976 году с «Красными яблоками» , проектом Александру Татоса и Иона Бэйешу . [ 40 ] Он и режиссер Николае Мэргиняну-младший работали над фильмом 1979 года Un om în loden , который принес им обе награды на кинофестивале 1980 года в Костинештах . [ 41 ] В 1983 году он написал музыку к « Возвращению Мэргиняну из ада » по рассказу Иона Агарбичану . Его вклад заслужил похвалу кинокритиков Cinema , которые говорили о музыке Цэрану как о «идеальном единстве» с режиссурой Мэргиняну. [ 42 ] а также главный приз от Ассоциации кинематографистов Румынии . [ 43 ] Композитор к тому времени был женат на сестре Мэргиняну Дане, учительнице английского языка. Это сделало его зятем психолога и бывшего политзаключенного Николае Мэргиняну (1905–1980); [ 44 ] его теща, Евфросина, была дочерью Константиноса Арванитиса, купца и публикующегося дневника греко-болгарского происхождения . [ 45 ] [ 46 ] Режиссер и композитор приступили к еще одному, столь же знаменитому сотрудничеству над фильмом «Падурянка» 1987 года , который принес Цэрану еще одну награду на киноконцерте Костинешти. [ 47 ]

Первые строки Supplex Libellus Valachorum , который послужил основой для исторических произведений Цэрану.

В конце 1987 года Симфония № 4 Цэрану «Риторнеле», ставшая его «эссе о форме», стала центральным элементом TMC. [ 48 ] Во время выпуска TMC 1989 года Цэрану представил несколько новых произведений, каждое из которых получило похвалу от таких критиков, как Касиу Барбу: токката для саксофона, ударных и фортепиано; вокальная симфония на тексты Пауля Целана ; и особенно успешный «Завет» , в котором в качестве двух источников вдохновения используется византийская музыка и Теодоры Кантакузино . завещание [ 49 ] Это стало частью серии исторических работ, в которых основное внимание уделялось прозаическим текстам с поэтическими нюансами, включая произведения, основанные на Supplex Libellus Valachorum , латинском некрологе 1872 года национальному герою Авраму Янку и надписи из римской Дакии . [ 8 ] По воспоминаниям Цэрану, «Завещание» было исполнено престижным хором «Мадригал» в 1988 году, но сразу после запрета коммунистическим режимом. [ 8 ]

Старость

[ редактировать ]

После того, как революция декабря 1989 года свергла румынский коммунизм, и до этнических беспорядков в Трансильвании , Цэрану высказался в поддержку мира с венгерской общиной - его статья в январе 1990 года в Szabadság призывала к восстановлению Университета Бойяи как регионального венгерского учебного центра. . [ 50 ] Он получал похвалы за свою педагогическую работу и, в частности, за вклад в развитие межкультурного взаимопонимания. Как отметил Ласло, Цэрану свободно владел венгерским (а также английским, французским, немецким и русским языками) и мог установить постоянные связи со своими учениками. Им «не пришлось подавлять свое венгерское происхождение в классе румынского учителя, и Цэрану даже поддержал [ред] их утверждение». [ 3 ] Сообщается, что Цэрану был также первым человеком, выступавшим за возведение христианского креста на холме Четацуя - предыдущий такой символ был разрушен коммунистами в 1948 году. [ 51 ] Он написал музыку к другому фильму Мэргиняну « Где-то на Востоке» , премьера которого состоялась в 1991 году; Основанный на романе Огюстена Бузуры , он рассказывает историю коммунистических преступлений во время коллективизации сельского хозяйства . [ 52 ] Его жена Дана приняла участие в усилиях по сбору информации о коммунистическом заключении гражданских лиц, таких как ее отец, присоединившись к Клужскому филиалу Института культуры Мемориа . [ 44 ]

31 января 1990 года Союз румынских композиторов, входящий в Фронт национального спасения , избрал Бентойу своим лидером, а Цэрану и Йоргулеску - двумя его вице-президентами. [ 53 ] Цэрану продолжал оставаться таковым более двух десятилетий. [ 5 ] В мае 1993 года он и Ars Nova выступили в румынском Атенеуме в Бухаресте на Международной неделе музыки. Этот концерт был описан как «захватывающий» композитор Сорин Вулку, который был впечатлен «непревзойденной изысканностью» Цэрану и его учеников в исполнении сложных произведений Германа и Октавиана Немеску . [ 54 ] Его Nomade Cîntece был представлен Ars Nova на Фестивале современной музыки 1991 года в Будапеште, где выступили Антон Тауф , Гета Орловски и Кэлин Форлеа. [ 33 ] В середине 1990-х его произведения, в том числе «Пролегомены» и посвящение Бартоку, появились на компакт-дисках венгерско-румынской антологии (один выпущен Академией Клужа, другой — Magyar Rádió ). [ 31 ] Также в 1993 году Цэрану стал членом-корреспондентом Румынской академии , а в 2012 году — полноправным членом. [ 5 ] В 1995 году он создал новый фестиваль в Клуж-Напоке под названием Cluj Modern , после чего стал его арт-директором. [ 12 ] В 2002 году Цэрану был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы . [ 1 ] [ 5 ]

Вместе с французским поэтом Оливье Апертом Цэрану написал оперу о об Оресте и Эдипе мифах под названием «Орест-Эдипа» , впервые исполненную в Клужской консерватории в январе 2001 года; Цэрану также был дирижером, а Арс Нова - исполнительским оркестром на его премьере. [ 55 ] Ученый Ион Поп рассматривает «Оресте-Эдипу» как постмодернистское произведение с «сложной партитурой», отмечая, что оно заимствовало мотивы у Энеску и из греческого музыкального фольклора . [ 55 ] Цэрану и Тауф воссоединились для постановки в 2005 году «Иванки Блага » режиссера Анки Браду. [ 56 ] С 2000 года работу Цэрану над Strigoii продолжил Сабин Паутза , который обеспечил оркестровую аранжировку и опубликовал законченное произведение в 2018 году. [ 25 ] Сам Цэрану продолжал выступать в свои семидесятые и восьмидесятые годы. В 2008 году Ars Nova отпраздновала свой рубиновый юбилей концертом в Академии Клуж, который в «Апострофе» » Цэрану назвали 40-летием « авангардной музыки , или «экстремально-современной музыки». [ 15 ] В 2013 году Цэрану завершил ораторию Lăutarul , основанную на отрывках из оперы Камиля Петреску Un om entre omeni . [ 18 ] В 2015 году он появился на мероприятиях, посвященных 120-летию Петреску: 9 апреля он поставил спектакль Ars Nova на тему Петреску в Художественном музее Клужа . [ 18 ] В начале октября Государственный филармонический оркестр Трансильвании отпраздновал Цэрану премьерой Lăutarul ; актер Кристиан Ходреа сыграл Сезара Боллиака . Также были представлены произведения а капелла на стихи Эминеску и Матея Кэлинеску . [ 18 ]

Среди последних проектов композитора - музыка к другому проекту Мэргиняну, Cardinalul 2019 года . И он, и Мэргиняну вошли в шорт-лист премии Союза кинематографистов в своей категории. [ 57 ] Цэрану умер в Клуж-Напоке 18 июня 2023 года, за два дня до своего 89-летия. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Религиозная похоронная церемония была запланирована на 22 июня в максимальной аудитории Академии Клуж. [ 5 ] Коллега-музыковед Виорел Косма описал его как «руководствующегося фантазией, иронией, благородством, но прежде всего умом и неожиданным блеском». Румынская академия вспоминает его как «сложную личность современной румынской культурной жизни, выдающегося творца и педагога». [ 5 ] Помимо написания и аранжировки музыки, он был коллекционером произведений искусства, которому принадлежали картины Николае Григореску , Георге Петрашку и Николае Тоница . [ 11 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]

Наряду с оркестровой работой, партитурой к фильмам, камерной музыкой и двумя своими операми Цэрану сочинял вокальные произведения для солистов и хоров. [ 5 ] [ 61 ] Помимо Балтага, Блага, Бландианы, Целана, Эминеску, Лабиша и Цары, в его композициях использовались стихи, в частности, Никиты Стэнеску и Владимира Стрейну . [ 5 ]

В его композиции входят: [ 62 ]

  • Трио для скрипки, альта и виолончели, 1952 г. [ 5 ] [ 6 ]
  • Поэма-соната для кларнета и фортепиано, 1954 г. [ 5 ]
  • Трансильванская баллада для виолончели и фортепиано, 1956 г. [ 5 ]
  • Cetini negre , на тексты Лучиана Блага, 1957 г. [ 8 ]
  • Секвенции для струнного оркестра, 1960 г.
  • Соната Остинато для фортепиано, 1961 г.
  • Контрасты I для фортепиано, 1962 [ 5 ]
  • «Короткая симфония» , 1962 год. [ 5 ] [ 9 ]
  • Два мадригала по текстам Аттилы Йожефа , для женского хора, 1962 г.
  • Partidului на текст Мирона Скоробете, для смешанного хора, 1963 [ 10 ]
  • Дойна на текст Камиля Балтазара , для смешанного хора, 1963 г.
  • Дуб Хорея , кантата на текст Леониды Нямцу [ ro ] , для женского хора и оркестра, 1963
  • Соната для гобоя, 1963 г. [ 5 ]
  • Контрасты II для фортепиано, 1963 [ 5 ]
  • Два мадригала на тексты Блага, для женского хора, 1964 г.
  • Два мадригала на тексты Иона Винеи , для женского хора, 1965 г.
  • Симметрии , 1965 [ 5 ]
  • Заклинания , 1965 год. [ 5 ]
  • Цвей Мадригале на тексты Эндре Ади для смешанного хора, 1965–66.
  • Концертное фортепиано, 1966 г. [ 5 ]
  • Интеркаляции для фортепиано с оркестром, 1967 г. [ 5 ]
  • Диалоги II для фортепиано, 1967
  • Игровая симфониетта для струнного оркестра, 1968 г. [ 5 ]
  • Чередования , 1968
  • Лиедури на стихи Аны Бландианы , 1969 год. [ 17 ]
  • «Тайна Дон Жуана» , опера, 1969–70. [ 5 ] [ 30 ]
  • Раккорды для небольшого оркестра, 1971 г.
  • Суплекс I для смешанного хора, 1971 г.
  • «Кортеж» , кантата памяти Аврама Янку , для смешанного хора и оркестра, 1973 г.
  • Суплекс II , кантата для смешанного хора и небольшого оркестра, 1974 г.
  • Длинная песня для кларнета, фортепиано и струнного оркестра, 1974 г.
  • Томбо де Верлен на текст Стефана Малларме , 1975 год.
  • Симфония № 2 «Аулодика», 1975–76. [ 5 ]
  • Cantus Transylvania , кантата для смешанного хора и небольшого оркестра, 1978 г. [ 5 ]
  • Гирлянды , 1979 год. [ 5 ] [ 36 ]
  • Пролегомены I для фортепиано и струнного квартета, 1981 [ 5 ]
  • Cыntece nomade на тексты Цезаря Балтага, для смешанного хора и оркестра, 1983 [ 34 ]
  • Пролегомены II для фортепиано и струнного оркестра, 1982 [ 5 ] [ 31 ]
  • Симфониетта «Для молодежи» для струнного оркестра, 1984 г.
  • Симфония №3 «Знаки», 1984 г. [ 5 ]
  • Соната для кларнета и ударных, 1985 г.
  • Хорея на текст Никиты Стэнеску, для смешанного хора, 1985 г.
  • Соната Мусор I для гобоя, 1986
  • Симфония № 4 «Риторнеле», 1987 г. [ 5 ] [ 48 ]
  • Соната Руба II для гобоя, фортепиано и струнного оркестра, 1988 г.
  • Соната для контрабаса, 1988 г.
  • Завещание для смешанного хора, 1988 г.
  • Сольная соната для альта, 1990 г.
  • Мируары для саксофона-сопрано и малого оркестра, 1990 г.
  • Посвящения на текст Стэнеску для баса, динамика, смешанного хора и небольшого оркестра, 1991 г.
  • Сольная соната для виолончели, 1992 г.
  • Концертная каденция для виолончели с малым оркестром, 1993
  • Траектории для флейты, кларнета, тромбона, скрипки, виолончели и ударных, 1994 г. [ 5 ]
  • Crisalide для саксофона-сопранино и ансамбля, 1995
  • Вспоминая Бартока I для гобоя и фортепиано, 1995
  • Вспоминая Бартока II для гобоя, струнного квартета, контрабаса, фортепиано и ударных, 1995,
  • Вспоминая Бартока III для сопрано-саксофона и ансамбля, 1995 г.
  • Responsorial I для кларнетов, фортепиано и ударных, 1996 г.
  • Responsorial II для сопрано-саксофона и альт-саксофона, 1996 г.
  • Антифона для флейты с оркестром, 1996 г. [ 5 ]
  • Респонсориал III для кларнета, фагота, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных, 1997 г.
  • Блазерквинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, 1997 г.
  • Сицилианский блюз для фортепиано и ансамбля, 1998
  • Концерт для гобоя и струнного оркестра, 1998 г.
  • Каденция для Антифоны для флейты, 1998
  • Pour Georges для саксофона-сопранино и кассеты, 1999 г.
  • Орест-Эдип , опера, 1999–2001 гг. [ 5 ] [ 55 ]
  • Краткий концерт для оркестра флейт, 2002 г. [ 5 ]
  • Голубая река на текст Мака Диздара , для смешанного хора, 2002 г.
  • Бароккоко , 2004 г. [ 5 ]
  • Сараманджи , 2009 г. [ 5 ]
  • Скрипач , оратория, 2012–13. [ 5 ] [ 18 ]
  • Бачиана , 2018 г. [ 5 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Георгеску, Корнелиу Дан. «Крестьянин, Кизил» . МГГ (на немецком языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Константинеску, Григоре (1973). «Концерты. Валентин Георгиу. Пьер Кошеро. Карл фон Гарагулы. Ars Nova ». Современник (4): 6.
  3. ^ Jump up to: а б с Холлос, Мате (5 сентября 1998 г.). «Арт-комната. Трансильванская элегия Ференца Ласло». Венгерская нация . Женщина. стр. 208 24.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Константинеску, Раду (20 октября 2006 г.). «Кизил Цэрану (I): Между Буланже и Мессианом» . Финансовая газета (на румынском языке). Архивировано из оригинала 18 марта 2018 года.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а «Уважаемый клюжский композитор Корнел Цэрану, скончавшийся в воскресенье, будет похоронен в четверг, в фойе Auditorium Maximum запланирована религиозная церемония» . actualdecluj.ro (на румынском языке). 20 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Попович, Дору (29 августа 1962 г.). «Профили молодых творцов. Композитор Корнел Цэрану». Искра молодости . Нет. 4133. стр. 3.
  7. ^ Мерку, Джордж (1959). «В честь 23 августа. Музыкальное творчество Клужа». Современник (25): 6.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Константинеску, Раду (27 октября 2006 г.). «Кизил Цэрану (II): Меня вдохновили как Цара, так и римские армии II века...» Ziarul Financiar (на румынском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года.
  9. ^ Jump up to: а б Балан, Джордж (1962). «Концерты, выставки. В духе Энеску». Современник (47): 6.
  10. ^ Jump up to: а б Панделеску, СП (1963). "Летопись диска. Песни для страны и партии". Современник (34): 6.
  11. ^ Jump up to: а б с д Ковац, Иван (1963). «К портрету Корнела Цэрану и Антал Ронай». Новая Жизнь . IV (12): 15.
  12. ^ Jump up to: а б с д Василиу, Алекс (21 июня 2023 г.). «Джордж Рассел – Корнел Цэрану: традиция против эксперимента = ценность» . Газета Ясс (на румынском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 26 июня 2023 г.
  13. ^ Ласло, Ференц (1963). «Заметки о сценической музыке». Наш век . XXII (4): 452, 454.
  14. ^ Иллес, Ено (1970). « Суд . Венгерско-румынско-словацкий фильм». Кинотеатр Музыка . XIV (16): 8–9.
  15. ^ Jump up to: а б «Арс Нова» исполнилось 40 лет». Апостроф (10): 2. 2008.
  16. ^ «Талмеш балмеш. Апостроф , № 9/2008». Очаг . XXXV (10): 95. 2008.
  17. ^ Jump up to: а б с Сава, Иосиф (3 февраля 1969 г.). «Музыкальная хроника. Праздничное шоу Г. Стефанеску. Перспективы самого молодого коллектива». Искра . Нет. 6130. с. 2.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Сарвари, Евгения (2015). « Скрипач Корнела Цэрану ». Театр сегодня (1–3): 238.
  19. ^ Jump up to: а б Стоянов, Кармен (1981). «Музыка. Композиторы и артисты. «Арс Нова» ». Литературная Румыния . XIV (26): 18.
  20. ^ «Напоминание. Музыка». Пламя . XVII (41): 24. 1968.
  21. ^ Мико, Эрвин (1985). «Либретто Агнес Кризы». Неделя . XVI (51): 5.
  22. ^ Jump up to: а б Чобану, Джордж (1973). «Контакты. Румынское присутствие. «Арс Нова» на «Варшавской осени» ». Современник (42): 9.
  23. ^ Jump up to: а б Стэн, Раду (1975). "Музыка. Электрозапись Диски". Литературная Румыния . IX (36): 18.
  24. ^ Барбу, Касиу (1982). «Музыка. Инструментальные ансамбли филармонии на фестивале». Звезда . XXXIII (11): 54–55.
  25. ^ Jump up to: а б с Табараси-Хоффманн, Ана-Станка (2021). «Искусство. Изюминка фестиваля Энеску: Призраки ». Литературная Румыния . ЛIII (48–49): 33.
  26. ^ Моисеску, Титус (1997). «Некоторые разъяснения относительно редактирования работы Энессьена». Журнал этнографии и фольклора . 42 (5–6): 443–444, 452.
  27. ^ Jump up to: а б Вартоломей, Луминица (1981). «Музыкальная хроника. Три эталонных момента». Современник (8): 9.
  28. ^ Jump up to: а б Гечу, Раду (1972). «Хроника музыкальных идей. Реституция». Атенеум . IX (8): 17.
  29. ^ Ласло, Ференц (1989). «Мир искусства. «Немузыкальное» ». Верное Слово . XXXVII (6): 565.
  30. ^ Jump up to: а б Муресан, Эмиль (17 июля 1970 г.). «Музыкальная хроника. Тайна Дон Жуана ». Факел . Нет. 7367. с. 2.
  31. ^ Jump up to: а б с «Парижская музыкальная хроника. Успех румынско-венгерской пластинки». Правда из Клужа . Нет. 2030. 23 июля 1997. с. 5.
  32. ^ Стэн, Раду (1977). «Музыка. Румынское творчество в концертах». Театр . XII (2): 54–55.
  33. ^ Jump up to: а б с Фаркас, Золтан (1991). «Прогнозы — пятьдесят процентов». Музыка (8): 28.
  34. ^ Jump up to: а б Михайу, Вирджил (1983). «Музыка. Корнел Цэрану: Кочевые песни на первом прослушивании». Звезда . XXXIV (4): 57–58.
  35. ^ Мария, С. (1 февраля 1985 г.). «Сигнал». Искра . Нет. 13201. с. 4.
  36. ^ Jump up to: а б Раду, Т. (1982). «Корнел Цэрану — лауреат премии Кусевицкого». Пламя . XXXI (44): 22.
  37. ^ Мирча, Олив (1984). «Музыка. Исполнения современной румынской инструментальной музыки». Очаг . XIV (8): 14.
  38. ^ Авакян, Дмитрий (2002). «Музыка. Музыкальный классицизм». Литературная Румыния . XXXV (36): 22.
  39. ^ Поповичи, Дору (23 марта 1985 г.). «Работа и жизнь многих — источник вдохновения для создания подлинных, ценных произведений искусства». Искра . Нет. 13245. с. 4.
  40. ^ Александреску, Мирча (1983). « Красные яблоки . Очаровательный, правдоподобный и незабываемый этот молодой человек, такой естественный, такой интеллигентно-позитивный» . Кино . XIV (4): 24.
  41. ^ «Лучшее с фестиваля». Кино . XVIII (9): 5. 1980.
  42. ^ " Возвращение из ада и с других ракурсов или о наших фильмах после премьерной хроники". Кино . XXI (10): 12. 1983.
  43. ^ «Награды Ассоциации кинематографистов за художественные фильмы 1983 года». Кино . XXIII (1): 15. 1985.
  44. ^ Jump up to: а б Джела, Дойна (2007). «Через коммунистические застенки» . Культурная обсерватория (на румынском языке) (354). Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года.
  45. ^ Апостоляну, Корина (2009–2012 гг.). «Заметки о Констанце конца XIX века в дневнике Константиноса Арванитиса». Анналы Доброджи . Х – XIII: 236–241.
  46. ^ «Архив 'А'. Константин Арванитис, Журнал 1893–1899». Апостроф (10): 26. 2008.
  47. ^ Кэлиман, Кэлин (1987). «На экране, в Костинештах. 10 дней кинематографического года». Современник (33): 13–14.
  48. ^ Jump up to: а б Бандилэ, Дэн (1987). «Духовная жизнь округов и местностей страны. Клуж-Напока. «Музыкальная осень» ». Современник (43): 4.
  49. ^ Барбу, Касиу (1989). «Музыка. Первые румынские прослушивания». Звезда . XL (11–12): 90.
  50. ^ Купаренку, Барбу (21 февраля 1990 г.). «Чтобы вернуть доверие». Дата . Женщина. стр. 44 3.
  51. ^ Чорка, Иоан (23 октября 2012 г.). «Как появился Крест на Цитадели» . Свободная Румыния . Архивировано из оригинала 8 декабря 2021 года.
  52. ^ Манойу, Алиса (1991). «На экранах в премьере. Где-то на востоке ». Новое кино . ХХХ (8): 8.
  53. ^ «Новый совет правления композиторского объединения». Новый способ . Нет. 12649. 3 февраля 1990 г. с. 5.
  54. ^ Вулку, Сорин (1993). «Новая музыка». Литературная Румыния . XXVI (25): 16–17.
  55. ^ Jump up to: а б с Поп, Ион (2001). «Музыка. Румыно-французские гармонии». Литературная Румыния . XXXIV (2): 16.
  56. ^ Томус, Ион М. (2005). «Театральная хроника. Иванка ». Апостроф . XVI (5): 34.
  57. ^ Андрей, Отилия (21 февраля 1990 г.). «Красная дорожка со звездами на гала-концерте UCIN в Национальном театре Бухареста» . Правда (на румынском языке). п. 3. Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года.
  58. ^ «Композитор Корнел Цэрану будет похоронен в четверг, 22 июня, в Клуж-Напоке» . Газета из Клужа (на румынском языке). 20 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  59. ^ «Академик Корнел Цэрану (1934–2023) – Памяти» . Радио Румынии (на румынском языке). 19 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  60. ^ «Скончался композитор и педагог Корнел Цэрану» . romania-muzical.ro (на румынском языке). 19 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  61. ^ «Компонистен-коллоквиум с Корнелем Тарану» . Университет Ольденбурга (на немецком языке). 2008. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  62. ^ «Отбор произведений» . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20b6ec0cf4d172d5ab075931e57deac6__1721902680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/c6/20b6ec0cf4d172d5ab075931e57deac6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cornel Țăranu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)