Самсу-Дитана
Самсу-дитан | |
---|---|
Рожденный | 17 век до н.э. |
Умер | 16 век до н.э. |
Заголовок | Царь Вавилона |
Срок | 31 год; 1625-1595 (МЦ) 1617-1587 до н.э. (LMC) 1562–1531 до н.э. (Южная Каролина) |
Предшественник | Амми-Садука |
Преемник | Никто |
Самсу-дитана , фонетически записанный клинописью са-ам-су-ди-та-на на печатях своих слуг, [1] 11-й и последний царь амореев или Первой династии Вавилона , правил 31 год. [я 1] [я 2] 1625–1595 гг. до н.э. ( Средняя хронология ), 1617–1587 гг. до н.э. (Низкая средняя хронология), или 1562–1531 гг. до н.э. ( Краткая хронология ). Его правление наиболее известно своим концом с внезапным падением Вавилона от рук хеттов .
История
[ редактировать ]Он был правнуком Хаммурапи , и, хотя Вавилонское царство значительно сократилось с момента своего расцвета при этом прославленном предке, оно все еще простиралось на север от Вавилона и Евфрата до Мари и Терки . По большей части он, похоже, не был воинственным и довольствовался тем, что оставался дома, в резиденции своего королевства, поскольку ни одно из его названий года не описывает ведение войны или строительство монументальных зданий. Они о благочестивых дарах богам и возведении статуй, посвященных самому себе. [2] Ни одна из его надписей не сохранилась. [3] Царский эпос о Гулкишаре , шестом царе 2-й династии Вавилона, династии Силенд, описывает его враждебность к Самсу-дитане. [4]
Самсу-дитана, по-видимому, опасалась нападения, о чем свидетельствуют дошедшие до нас тексты тамиту , вопросы оракула, обращенные к богам Шамашу и Ададу , в которых названы семь «мятежных» врагов. [5] Однако он был бессилен предотвратить это, поскольку вавилонское государство находилось в упадке, должности передавались по наследству, узурпировались царские прерогативы, а вместо военной службы принимались выплаты для финансирования раздутой бюрократии. [6] Окончательный удар произошел с неожиданной стороны, и его правление было внезапно прекращено набегом хеттского царя Муршили I в 1595 г. до н.э. (Средняя хронология), 1531 г. до н.э. (Краткая хронология), в результате которого разграбление и полное опустошение Вавилона. Хроники ранних королей [я 3] кратко сообщает: «Во времена Самсудитаны хетты выступили против Аккада». Муршили завоевал только для того, чтобы захватить добычу и пленников, не предпринимая никаких попыток длительной оккупации - стратегия, которую он ранее использовал в своем оппортунистическом путче против Халпы (древний Алеппо ). [7] Хеттский рассказ появляется в Эдикте Телепину , в котором говорится: «Впоследствии он двинулся на Вавилон и разрушил Вавилон, и разгромил хурритские войска, и привёл пленников и имущество Вавилона в Хаттусу ». [я 4]
Он захватил статуи вавилонского божества-покровителя Мардука и его супруги Сарпатинума и перевез их в Хани, где они не были возвращены до правления касситского царя Агум -Какриме примерно 24 года спустя. Вавилон остался в руинах и не был повторно оккупирован до прихода касситской династии, где документы из Телля Мухаммеда датированы числом лет после его переселения во время правления Шиптаулзи . [8]
Надписи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н. э.) РИМ «Царские надписи Месопотамии» (Книга 4) . Университет Торонто Пресс. стр. 436–438.
- ^ Аманда Х. Подани (20 января 2012 г.). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. п. 120.
- ^ А. К. Грейсон (1975). Ассирийские и Вавилонские хроники . Джей Джей Огюстен. п. 234.
- ^ Элиз Зомер (2019). Средневавилонские литературные тексты из собрания фрау профессора Хильпрехт, Йена . Издательство Харрасовиц. стр. 3–38.
- ^ РГ Ламберт (2007). Вопросы о Вавилонском оракуле . Айзенбрауны. п. 143 .
- ^ Доминик Шарпен (1995). «История древней Месопотамии: обзор». В Джеке Сэссоне (ред.). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Шрибнер. п. 817.
- ^ HWF Саггс (2000). Вавилоняне . Издательство Калифорнийского университета. п. 114.
- ^ Л. Сассманнсхаузен (2000). «Адаптация касситов к вавилонской цивилизации». В К. Ван Лерберге и Г. Воэте (ред.). Контакты языков и культур на перекрестке цивилизаций Сиро-Месопотамии . Издательство Питерс. стр. 413–414.