Jump to content

Избирательное право неграждан в Швейцарии

Карта Швейцарии, раскрашенная в соответствии с правом проживающих в стране иностранцев голосовать на выборах на кантональном и муниципальном уровне. [1]
  Кантоны предоставляют право голоса иностранцам на кантональных референдумах и выборах.
  Кантоны или муниципалитеты предоставляют право голосовать и баллотироваться на выборах иностранцам на муниципальных референдумах и выборах.
  Кантоны или муниципалитеты предоставляют право голоса иностранцам на муниципальных референдумах и выборах.
  Кантоны предоставляют муниципалитетам право предоставлять право голоса иностранцам на муниципальных референдумах и выборах.
  Кантоны или муниципалитеты, которые не дают право голоса иностранцам.

Избирательное право неграждан в Швейцарии является постоянной политической проблемой в стране. Швейцария является федеративным государством . Таким образом, кантоны обладают обширными полномочиями по принятию собственного законодательства (аналогично тому, как это происходит в штатах США ). По этой причине правила, касающиеся права голоса резидентов-неграждан, значительно различаются по всей Швейцарии.

Федеральный уровень

[ редактировать ]

На федеральном уровне осуществление политических прав в самом строгом смысле (право баллотироваться на выборах и голосовать на народных инициативах и референдумах ) ограничено гражданами Швейцарии в возрасте 18 лет и старше, как это предписано статьями 136, 143 и 150 Швейцарского закона . Федеральная конституция . Законопроект, предлагающий предоставить иностранцам право голоса на федеральных выборах, был внесен в Федеральный совет 4 октября 2000 года, но был отклонен 4 октября 2011 года. [2]

В соответствии со статьей 36(1) Федеральной конституции кантоны имеют право предоставлять политические права на кантональных и муниципальных выборах, выходящие за рамки минимального федерального порога (например, снижение избирательного возраста и распространение права голоса на иностранных граждан). Кантоны также имеют возможность делегировать эти полномочия муниципалитетам . Поэтому теоретически иностранцы могут быть избраны в Совет кантонов , как гласит статья 150(3) Конституции: «Кантоны определяют правила избрания своих представителей в Совет кантонов». [3] [4]

Только кантоны Юра и Невшатель предоставляют иностранцам право голосовать на кантональных выборах, но не позволяют иностранцам баллотироваться на выборах на кантональном уровне. [5] На муниципальном уровне 600 муниципалитетов в шести кантонах ( Аппенцелль-Ауссерроден , Фрибург , Граубюнден , Юра, Невшатель и Во ) предоставляют иностранцам право баллотироваться на выборах. [5]

В 1996 году был проведен референдум по вопросу о предоставлении иностранцам права голосовать и баллотироваться на выборах в кантоне Аргау . Предложение было отклонено избирателями. [6]

Аппенцелль-Ауссерроден

[ редактировать ]

Статья 105(2) Конституции кантона Аппенцелль-Ауссерроден от 30 апреля 1995 г. дает муниципалитетам этого кантона свободу предоставлять (или не предоставлять) политические права иностранцам при условии, что такие иностранцы проживают в Швейцарии не менее десяти лет и имеют прожил в кантоне не менее пяти лет. [7] Три из двадцати муниципалитетов предоставили иностранцам право голоса: Вальд (1999 г.), Шпайхер (2002 г.) и Троген (2004 г.). [8] В Шпайхере на политический пост был избран первый иностранец Швейцарии – голландец , который с тех пор натурализовался как гражданин Швейцарии. [9]

Базель город

[ редактировать ]

В кантоне Базель-Штадт проживает большое количество иностранцев – 50 000 человек, что составляет 30% от общей численности населения. В 2005 году кантон включил в свою конституцию (которая вступила в силу 13 ноября 2006 года) пункт, предоставляющий каждому из трех муниципалитетов ( Базель , Беттинген и Риен ) право распространять право голоса и баллотироваться на выборах на муниципальном уровне для «резиденты, кроме тех, кто имеет швейцарское гражданство, и которым исполнилось 18 лет». [10] На самом деле такими полномочиями обладают только два автономных муниципалитета (Беттинген и Риен), поскольку Базель находится в ведении непосредственно кантона. [11]

В апреле 2005 года Большой совет (парламент) кантона Берн 98 голосами против 86 отклонил законопроект правительства кантона о предоставлении муниципалитетам свободы предоставлять (или не предоставлять) иностранцам право голоса на муниципальном уровне. Если бы этот законопроект был одобрен, он предоставил бы иностранцам право голоса при условии, что они прожили в Швейцарии не менее десяти лет, в кантоне не менее пяти лет и в том же муниципалитете не менее трех месяцев. [12]

Аналогичный законопроект, внесенный Бернской социал-демократической партией и Независимой социалистической партией, был отклонен 25 января 2007 года 77 голосами против 73, хотя он снова был поддержан правительством кантона. Противниками законопроекта в основном выступали представители буржуазного блока, Швейцарской народной партии и Свободной (или «радикальной») демократической партии , хотя последняя выступала за законопроект 2005 года. [13]

В августе 2008 года популярная инициатива, поддержанная социалистами, Партией зеленых и Швейцарской федерацией профсоюзов, получила достаточно подписей (12 500) для внесения поправок в Конституцию кантона Берн, позволяющих каждому муниципалитету решать, предоставлять ли право голоса иностранным резидентам. [14] Последующий референдум был отклонен избирателями 26 сентября 2010 года. [15]

Фрайбург

[ редактировать ]

Новая конституция кантона Фрибург , принятая 16 мая 2004 года, в статье 48 гласит: «Следующие лица имеют право голосовать и баллотироваться на выборах на муниципальном уровне при условии, что они достигли избирательного возраста: […] иностранцы и иностранцы резиденты соответствующего муниципалитета, прожившие в кантоне не менее пяти лет и имеющие вид на жительство».

Закон от 16 марта 2005 года, предоставляющий политические права иностранцам и гражданам Швейцарии, проживающим за границей, внес поправки в Закон об осуществлении политических прав, приведя последний в соответствие с новой конституцией. В этом законе также говорится: «Любое лицо, пользующееся политическими правами на муниципальном уровне, может баллотироваться на выборах».

24 апреля 2005 г. 52,3% избирателей кантона Женева одобрили инициативу, предоставляющую право голоса на муниципальном уровне иностранцам, прожившим в кантоне не менее восьми лет. Другая инициатива, предоставляющая иностранцам право баллотироваться на выборах, получила поддержку лишь 47,2%. Женева стала шестым кантоном Швейцарии, предоставившим политические права иностранцам.

Это голосование произошло после четырех неудачных предыдущих попыток. 17 июня 1979 г. 56,3% избирателей отклонили инициативу предоставить иностранцам право голосовать и баллотироваться на выборах в промышленные трибуналы. 6 июня 1993 г. 71,3% избирателей отказались от инициативы, предоставляющей иностранцам право голосовать и баллотироваться на выборах на муниципальном уровне. 28 ноября 1993 года тот же процент избирателей отказался от второй инициативы, предоставляющей иностранцам только право голоса. 4 марта 2001 г. 52% избирателей отказались от инициативы по созданию конституционного закона, предоставляющего иностранцам право голосовать и баллотироваться на выборах на муниципальном уровне.

В статью 42 кантональной конституции были внесены поправки, предоставляющие иностранцам право голосовать на муниципальных выборах при условии, что они проживают в Швейцарии на законных основаниях не менее восьми лет. Однако иностранные резиденты не имеют права баллотироваться на выборах.

Конституционное положение, касающееся избирательных прав иностранцев, подлежит прямому исполнению и применимию. Однако 14 сентября 2005 года был одобрен законопроект о внесении поправок в Закон об осуществлении политических прав, призванный привести законодательство в соответствие с конституцией.

На Landsgemeinde 2 мая 2010 года избиратели кантона Гларус отклонили предложение предоставить иностранцам право голоса. [16]

Граубюнден

[ редактировать ]

Статья 9 Конституции кантона Граубюнден от 14 сентября 2003 года закрепляет право граждан Швейцарии голосовать на кантональном уровне, но не исключает распространения этого права на иностранцев, поскольку детали определяет законодатель. Никакого действующего закона о предоставлении избирательных прав иностранцам принято не было.

Статья 9 также гласит, что муниципалитеты имеют право по своему усмотрению решать (или нет) предоставлять иностранцам как право голоса, так и право баллотироваться на выборах. Этими полномочиями воспользовались десять из 208 муниципалитетов кантона: Бевер , Бонадуз , Кальфрейзе , Казис , Контерс-им-Праттигау , Фидерис , Люен , Масейн , Портейн (которые объединились в муниципалитет Казис 1 января 2010 года) и Шнаус . [11] [17]

Когда в 1978 году был образован кантон Юра , он сразу же предоставил иностранцам право голоса.

Кантональная конституция предоставляет право голоса гражданам, «имеющим швейцарское гражданство», и в статье 73 говорится: «Закон определяет и регулирует право голоса и другие политические права иностранцев».

Статья 3 Закона о политических правах от 26 октября 1978 года гласит, что иностранцы могут голосовать на муниципальных выборах при условии, что они проживают в кантоне не менее десяти лет и в своем соответствующем муниципалитете не менее 30 дней. В нем говорится, что иностранцы, обладающие избирательным правом, также могут баллотироваться на выборах на муниципальном уровне.

Этот закон также предоставляет иностранцам право голосовать на кантональных выборах при единственном условии, что они проживают в кантоне не менее десяти лет.

21 февраля 2007 года кантональный парламент принял закон (51 голосом против 4), предоставляющий иностранцам право баллотироваться на выборах мэра. Все такие кандидаты должны регулярно проживать в Швейцарии не менее десяти лет, включая не менее одного года в кантоне Юра.

17 июня 2007 года избиратели Джуры проголосовали против закона, разрешающего иностранцам баллотироваться на выборах, тем самым отменив предыдущий закон.

28 сентября 2014 года правительство кантона одобрило (54% голосов) предложение, вновь предоставляющее иностранцам право баллотироваться на все муниципальные должности, кроме мэра. [18]

Статья 15(2) проекта новой конституции кантона Люцерн предоставила муниципалитетам право по своему усмотрению предоставлять (или не предоставлять) иностранцам право голоса на муниципальных выборах. Однако этот пункт не появился в версии конституции, одобренной всенародным голосованием 17 июня 2007 года. [6]

Невшатель

[ редактировать ]

Кантон Невшатель разрешил иностранцам голосовать на муниципальных выборах с 1849 года. Он ненадолго отменил это право, но затем восстановил его в 1875 году. [19]

Закон о политических правах от 17 октября 1984 года разрешает иностранцам голосовать на муниципальных выборах при условии, что они находятся «в штатном положении» и проживают в кантоне не менее года. Иностранцам также разрешено баллотироваться на выборах.

Поправка к кантональной конституции в 2000 году предоставила иностранцам право голосовать на кантональных выборах при условии, что они проживают в кантоне не менее пяти лет.

В 1850 году Невшатель предоставил иностранным жителям право голосовать, но не баллотироваться на муниципальных выборах. В XIX веке даже гражданам Швейцарии не гарантировалось автоматически право баллотироваться на выборах, если они были выходцами из другого кантона.

В июне 2007 года избиратели отклонили кантональную инициативу, которая предлагала предоставить иностранцам право баллотироваться на выборах.

В 2016 году изменились правила как муниципальных, так и кантональных выборов. На муниципальном уровне теперь разрешено баллотироваться на выборах иностранцам и лицам без гражданства, которые проживали в муниципалитете кантона, имели вид на жительство («Permis C») и проживали в кантоне не менее одного года. Теперь они также могут баллотироваться на выборах на кантональном уровне при тех же требованиях, за исключением того, что они должны проживать в кантоне не менее пяти лет.

Шаффхаузен

[ редактировать ]

В 2001 году избиратели кантона Шаффхаузен отвергли популярную инициативу, предлагающую предоставить иностранцам право голоса. [20]

28 сентября 2014 г. избиратели снова отклонили (85% голосов) предложение, разрешающее голосовать иностранцам. [21]

Золотурн

[ редактировать ]

В 1997 году избиратели кантона Золотурн отклонили (88,5% голосов) предложение, разрешающее голосовать иностранцам. [8]

Статья 19 Конституции кантона Тургау и статья 2(1) Закона о политических правах позволяют муниципалитетам предоставлять (или не предоставлять) иностранцам право голоса на муниципальном уровне. По состоянию на 2009 год только два муниципалитета – Лангрикенбах и Ленгвиль – воспользовались этим вариантом. [11]

Избиратели кантона Ури отвергли популярную инициативу (84% голосов), предлагающую предоставить иностранцам полную свободу политических прав как на муниципальном, так и на кантональном уровне.

Статья 142 новой конституции кантона Во от 14 апреля 2003 года уточняет: «Избиратели составляют: […] иностранцы, которые проживали в муниципалитете в любой точке Швейцарии и имели вид на жительство в течение как минимум десять лет, а также проживать в кантоне не менее трех лет». Чтобы транспонировать конституционное положение, в 2003 году в Закон об осуществлении политических прав были внесены поправки, предоставляющие иностранцам право голоса. Право баллотироваться на выборах является неделимым правом в законе Во, иностранцам также разрешено баллотироваться на выборах на муниципальном уровне. Только граждане Швейцарии имеют право голосовать и баллотироваться на выборах на кантональном уровне.

Тренироваться

[ редактировать ]

Поправка, предусматривающая возможность муниципалитетов кантона Цуг предоставлять иностранцам право голоса на муниципальных выборах, была представлена ​​в сентябре 2006 года во время дебатов вокруг поправки к Закону о политических правах. Однако это положение не было сохранено в окончательной редакции измененного закона. [6]

В 1993 г. избиратели кантона Цюрих проголосовали против народной инициативы (74,5% голосов), предлагавшей предоставить иностранцам политические права в кантоне. [22] Индивидуальная инициатива гражданина («Einzelinitiative»), которая предлагала предоставить право голоса иностранцам на муниципальных выборах, была отклонена в феврале 2007 года. [6]

  1. ^ Муниципалитеты и кантоны с правом голоса для иностранцев (на немецком языке), Федеральное статистическое управление , данные получены 20 ноября 2020 г.
  2. ^ «Просмотр бизнеса» . www.parlament.ch . Проверено 2 марта 2016 г.
  3. ^ «Английская версия Федеральной конституции Швейцарии» (PDF) . Проверено 2 марта 2016 г.
  4. ^ «Проблемы интеграции иностранных граждан в Швейцарии» (PDF) . Федеральное ведомство по миграции от имени главы Федерального департамента юстиции и полиции . Проверено 2 марта 2016 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Для участия иностранцев на местном уровне. Расширение права участия в муниципалитетах Швейцарии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Гассманн, Жан-Люк (июнь 2007 г.). «Юра и Невшатель: расширение права граждан на участие в программе для иностранцев продолжается» (PDF) . Университет Фрибура. Архивировано из оригинала (PDF) 10 февраля 2012 года . Проверено 4 марта 2016 г.
  7. ^ П, Федеральная канцелярия -. «SR 131.224.1 Конституция кантона Аппенцелль А.Р. от ​​30 апреля 1995 г.» . www.admin.ch . Проверено 4 марта 2016 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Избирательное право иностранцев» . www.strabon.ch . Проверено 4 марта 2016 г.
  9. ^ «Иностранный гражданин среди избранных должностных лиц» . Проверено 9 мая 2023 г.
  10. ^ П, Bundeskanzlei -. «RS 131.222.1 Конституция кантона Базель-Сити от 23 марта 2005 г.» . www.admin.ch . Проверено 4 марта 2016 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Политические права иностранцев. Предварительный доклад № 1» (PDF) . Учредительное собрание Республики и кантона Женева. 25 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. . Проверено 4 марта 2016 г.
  12. ^ «Большой совет Берна отказывает иностранцам в праве голоса» . Свиссинфо . 18 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2005 г. Проверено 4 марта 2016 г.
  13. ^ «В Берне, les étrangers resteron muets» . Свиссинфо . 23 января 2007 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. Проверено 4 марта 2016 г.
  14. ^ «Инициатива по избирательным правам иностранцев в кантоне Берн» . Радио Бернский Юра . 11 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 г. Проверено 4 марта 2016 г.
  15. ^ «Le Matin, прямые новости: спорт, люди, политика, экономика, мультимедиа» . www.lematin.ch . Проверено 4 марта 2016 г.
  16. ^ «Glarus лишает иностранцев избирательных прав» . Швейцарское телеграфное агентство . 2 мая 2010 года . Проверено 4 марта 2016 г.
  17. ^ «Кантоны и муниципалитеты Швейцарии предоставляют иностранцам активное избирательное право» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 года . Проверено 4 марта 2016 г.
  18. ^ «Иностранцы смогут быть избранными на муниципальном уровне в Юре» . rts.ch. Проверено 4 марта 2016 г.
  19. ^ Христос, Тьерри (июнь 2002 г.). « Справедливо, что те, кто платит, могут видеть, что делается с их деньгами»: Право голоса иностранцев в политических дебатах в Невшателе во второй половине XIX века». Исторический обзор Невшателя .
  20. ^ Хойссер, Пьер (2001). Избирательство и избирательные права для иностранцев . Цюрих: Schultess Legal Media. ISBN  9783725542567 .
  21. ^ «Предлагаемое слияние двух Базельских компаний в очередной раз провалилось – SWI swissinfo.ch» . SWI swissinfo.ch . Проверено 4 марта 2016 г.
  22. ^ «Сеанс 540310 – Сеанс 44 – PL – 7913-A» . www.geneve.ch . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 4 марта 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25a96e58614ad0ce7e9e6abe422e34da__1697739960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/da/25a96e58614ad0ce7e9e6abe422e34da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Non-citizen suffrage in Switzerland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)